Законы и постановления РФ

Решение Земского Собрания Чердынского муниципального района от 29.09.2008 N 471 “Об утверждении Положения о порядке предоставления библиотечных услуг населению Чердынского муниципального района“

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ЧЕРДЫНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 29 сентября 2008 г. N 471

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ ЧЕРДЫНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА

Принято

Земским Собранием

Чердынского муниципального района

Пермского края

25 сентября 2008 года

В соответствии со ст. 34 Устава МО “Чердынский муниципальный район“ Земское Собрание решает:

1. Утвердить Положение о порядке предоставления библиотечных услуг населению Чердынского муниципального района.

2. Контроль за исполнением решения возложить на комиссию по вопросам социальной политики (Ничкова Н.А.).

Глава муниципального района

Ю.П.ЛОПАРЕВ

29.09.2008

Приложение

к решению

Земского Собрания

от 29.09.2008 N 471

ПОЛОЖЕНИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

ЧЕРДЫНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНЫМИ

БИБЛИОТЕКАМИ

Настоящее Положение направлено на реализацию полномочий органов местного самоуправления по организации эффективной системы предоставления библиотечных услуг населению Чердынского муниципального района Пермского края сетью муниципальных
библиотек.

1. Основные положения

1. Библиотечное обслуживание населения Чердынского муниципального района базируется на федеральном и региональном законодательстве и отражает динамику развития общества, опирается на традиционную культуру и на современные технологии создания и передачи информации. Библиотечное обслуживание не может подвергаться никаким видам идеологического, политического, религиозного или коммерческого давления.

В Чердынском муниципальном районе, сельском поселении функционирует на основании Конституции Российской Федерации и ФЗ “О библиотечном деле“ сеть муниципальных публичных библиотек, осуществляющих бесплатно основные виды библиотечного обслуживания граждан по месту жительства.

В настоящем Положении применяются следующие понятия:

Библиотечное обслуживание - деятельность библиотек по предоставлению пользователям документов и информации, других библиотечных услуг в целях удовлетворения информационных, духовных и культурных потребностей.

Библиотечная услуга - это деятельность по организации доступа пользователей к документам и информации, реализуемая на базе информационных ресурсов библиотек.

Муниципальная публичная библиотека - общедоступная библиотека, учрежденная органом местного самоуправления, являющаяся юридическим лицом и финансируемая из местного бюджета, предоставляющая возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии.

Муниципальная сельская библиотека - публичная библиотека, обслуживающая все слои населения сельского поселения и входящих в него населенных пунктов.

Муниципальная детская библиотека (городская, сельская) - публичная библиотека, обслуживающая население в возрасте до 14 лет.

Центральная библиотека - муниципальная библиотека, учрежденная органами местного самоуправления поселения для организации библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности фондов общедоступных библиотек муниципального образования, выполняющая функции информационного, координационного и методического центра, обслуживающая все население муниципального образования.

Центральная детская библиотека - муниципальная библиотека, центр организации чтения детского населения муниципального образования.

Межпоселенческая центральная библиотека - муниципальная публичная библиотека, учрежденная органом
местного самоуправления муниципального района для организации библиотечного обслуживания населения и выполняющая функции хранения, комплектования и обработки универсальных информационных ресурсов и фондов, информационного, координационного и методического центра, обслуживающая все население муниципального образования.

Межпоселенческая централизованная библиотечная система муниципального района - объединение библиотек, учрежденное муниципальным образованием, в структурно целостное образование, выполняющее функции управления, хранения, комплектования и обработки универсальных информационных ресурсов и фондов, информационного, координационного и методического центра, обслуживающее все население муниципального образования.

Пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.

Правила пользования библиотекой - локальный правовой акт, утверждаемый библиотекой по согласованию с учредителем, определяющий взаимные права и обязанности пользователей библиотеки и ее работников в процессе библиотечного обслуживания.

Муниципальное задание на предоставление библиотечной услуги - планируемый администрацией Чердынского района, администрациями сельских поселений объем предоставления библиотечных услуг по обеспечению доступа к информации и культурным ценностям населения муниципального образования и его финансовое обеспечение.

Муниципальный заказ - планируемый администрацией Чердынского района, администрациями сельских поселений заказ на продукты и услуги на основе бюджетного финансирования (проведение мероприятий, семинаров, конференций, организация комплектования муниципальных библиотек, разработка программ развития библиотечного дела, внедрение новых информационных технологий и услуг, социально-просветительские мероприятия, работа консультационных пунктов, повышение квалификации персонала библиотек и др.).

Обменно-резервный фонд - фонд, куда передаются документы, изъятые по той или иной причине из состава фондов муниципальных библиотек района, но еще пригодные к использованию.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Пермской области от 18.06.1999 “Об обязательном экземпляре документов Пермской области“ имеет номер 516-77, а не 515-77.

2. Правовое регулирование организации предоставления библиотечных услуг. Правовое регулирование организации библиотечного дела и предоставления библиотечных услуг населению по месту жительства на территории
Чердынского муниципального района осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ “О библиотечном деле“ от 29.12.1994 N 78-ФЗ; законами Пермского края “О библиотечном деле в Пермском крае“ от 05.03.2008 N 205-ПК, “Об обязательном экземпляре документов Пермской области“ от 18.06.1999 N 515-77, Уставом Чердынского муниципального района, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, Чердынского муниципального района.

3. Сфера действия Положения. Настоящее Положение действует на территории Чердынского муниципального района в отношении муниципальных библиотек.

2. Обязанности органов местного самоуправления по развитию

библиотечного дела

1. Приоритетные направления развития библиотечного дела. В основе культурной политики администрации Чердынского муниципального района, администраций сельских поселений лежит принцип создания условий для всеобщего доступа пользователей - жителей района к информации и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках, обеспечение гарантий на свободный и бесплатный доступ населения к информации о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.

2. Основные направления культурной политики в сфере развития библиотек Чердынского муниципального района включают:

разработку и реализацию перспективных программ и проектов развития библиотек;

информатизацию и компьютеризацию библиотечных процессов, телекоммуникационное и программное обеспечение;

стабильное обновление информационных ресурсов библиотек;

социальную поддержку библиотечных специалистов, регулярное повышение их квалификации;

расширение ассортимента и обеспечение качества библиотечного обслуживания на основе социального норматива на библиотечную услугу.

3. Полномочия органов местного самоуправления Чердынского муниципального района и органов местного самоуправления сельских поселений.

Полномочия органов местного самоуправления включают:

утверждение положения о библиотечном обслуживании населения муниципального образования;

в целях организации библиотечного обслуживания населения - учреждение и финансирование муниципальных библиотек, межпоселенческой центральной библиотеки, межпоселенческих централизованных библиотечных систем, управление этими библиотеками;

разработку и принятие программ развития библиотечного дела, осуществление контроля за их реализацией, целевым финансированием, поддержку участия
муниципальных библиотек в федеральных и краевых программах и проектах;

присвоение статуса центральных муниципальным библиотекам, утверждение их уставов;

проведение инвестиционной политики, нормативное финансирование комплектования муниципальных библиотек, обеспечение сохранности их библиотечных фондов, оснащение современными техническими и программными средствами, оборудованием, необходимыми для оказания качественных услуг населению муниципального образования;

обеспечение реализации прав граждан муниципального образования на библиотечное обслуживание и получение гарантированных законодательством бесплатных библиотечных услуг по месту жительства;

осуществление мониторинга качества предоставления библиотечных услуг населению, заслушивание вопросов на заседаниях представительных и исполнительных органов власти;

установление дополнительных к федеральным и региональным льгот, видов и норм материальной поддержки работников муниципальных библиотек;

утверждение и внесение изменений в нормативы потребностей в библиотечном обслуживании населения муниципального образования, формирование ежегодного муниципального задания и муниципального заказа на предоставление библиотечных услуг;

установление запрета на производство действий, ухудшающих условия деятельности муниципальных библиотек: ухудшение материально-технического обеспечения действующих муниципальных библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

3. Организация библиотечного обслуживания населения

Чердынского муниципального района.

Сеть муниципальных библиотек

1. Для обеспечения свободного доступа населения к информации, знаниям и культурным ценностям, приобщения к чтению подрастающего поколения, к организации досуга граждан по месту жительства в Чердынском муниципальном районе создана муниципальная сеть библиотек с наличием межпоселенческой центральной библиотеки (районной) и библиотек поселений, обслуживающих взрослое и детское население Чердынского муниципального района.

2. Функции межпоселенческой центральной библиотеки выполняет муниципальное учреждение культуры “Чердынская межпоселенческая библиотека“ Чердынского муниципального района (юридическое лицо).

3. Межпоселенческая библиотека Чердынского муниципального района обеспечивает комплектование информационных ресурсов библиотек муниципального образования, осуществляющих информационно-библиографические, справочные, методические, статистические функции, контроль качества библиотечного обслуживания населения.

4. Финансирование межпоселенческой библиотеки (районной) осуществляется за счет средств бюджета
муниципального района и объемов муниципального задания и муниципального заказа на услуги.

5. При определенных обстоятельствах (административно-территориального устройства района) межпоселенческая центральная библиотека может полностью передать функцию обслуживания читателей на уровень поселенческих библиотек, оставив за собой информационные, методические, контролирующие, технологические функции, а также комплектование и сохранность фондов муниципальных библиотек.

6. В обслуживании граждан муниципальные библиотеки используют современные информационные ресурсы и технологии, фонды документов, обеспечивают доступ в глобальные сети, создают новые виды библиотечных услуг, содействуют развитию информационной культуры, прививают потребность к чтению подрастающего поколения, учитывают специфику информационных потребностей молодежи, принимают активное участие в формировании гражданского общества.

4. Пользователи муниципальных библиотек и организация

их обслуживания

1. Обеспечение свободного доступа граждан к информации, знаниям, культуре является основной задачей муниципальной общедоступной библиотеки.

2. Муниципальная общедоступная библиотека осуществляет обслуживание с учетом интересов, потребностей граждан, местных традиций. Библиотечные услуги предоставляются индивидуальным пользователям и целым коллективам - группам, организациям.

3. Муниципальная библиотека прививает ребенку навыки грамотного чтения, непрерывного самообразования, поощряет его участие в общественной жизни, постоянно откликается на социальные изменения и стремится удовлетворять информационные, культурные и досуговые потребности детей.

4. Муниципальная библиотека предоставляет библиотечные услуги в любой доступной форме сервисного обслуживания тем, кто не может посещать ее в обычном режиме: инвалидам, пациентам больниц и специальных лечебных заведений, детям, содержащимся в детских домах, престарелым, беженцам, заключенным, при условии целевого финансирования данного вида услуг (с использованием специального оборудования, с помощью специально подготовленного персонала, с привлечением волонтеров и т.д.).

Библиотека вносит свой вклад в социальную реабилитацию особых групп населения, для чего:

сотрудничает со службами социального обеспечения и опирается на их помощь;

участвует в местных, региональных и федеральных программах социальной направленности и информационного обслуживания
инвалидов и других социальных групп;

ведет библиографические и фактографические базы данных по проблемам социальной защиты местного населения (правовые, экономические, бытовые, культурные);

взаимодействует со специальными библиотеками в оказании услуг данным категориям;

приобретает документы и оборудование для лиц с особыми потребностями;

обучает персонал для работы с данными группами пользователей.

5. Для обеспечения доступа к информации этническим группам местного населения на родном языке библиотека:

изучает национальный состав населения, выявляет потребности в литературе и информации на языках этнических групп, ведет базы данных по данному направлению;

устанавливает связи и осуществляет сотрудничество с национально-культурными центрами и землячествами на территории местности и за ее пределами;

обменивается профессиональной информацией с национальными библиотеками субъектов РФ, с региональными методическими центрами.

6. Информационное обеспечение развития своей территории муниципальная библиотека осуществляет в сотрудничестве с органами местного самоуправления, с местными организациями, с представителями местного сообщества:

участвует в изучении динамики потребностей, ведет базы данных по проблемам развития территории и документов местного самоуправления;

осуществляет взаимодействие с другими библиотеками, информационными службами и необходимыми организациями, в том числе за пределами данной местности.

7. Муниципальная библиотека формирует информационные потребности и информационную культуру своих читателей, пользователей, всего местного населения. С этой целью библиотека:

проводит регулярные экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, каталогами и базами данных, техническими и технологическими возможностями, с сотрудниками библиотеки и их деятельностью;

ведет уроки информационной культуры;

учит пользоваться справочно-поисковым аппаратом и отдельными его элементами, базами данных.

8. Особая роль муниципальной библиотеки заключается в распространении среди населения историко-краеведческих знаний и информации. Для этого библиотека:

тщательно собирает и сохраняет литературу по вопросам местного историко-культурного наследия, традиций, знаменательных и памятных дат и событий в жизни местного сообщества;

наиболее полно отражает местную тематику в справочно-поисковом аппарате, ведет
базы данных краеведческого содержания;

составляет и издает библиографические пособия, справочники, проспекты, буклеты;

совместно с другими организациями создает летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, наиболее ярких событий;

создает условия для работы краеведческих объединений.

Библиотека ведет мемориальную и краеведческую деятельность, направленную на изучение и популяризацию истории и культуры своего края.

9. Каждая библиотека самостоятельно определяет перечень библиотечных услуг, которые отражают интересы пользователей, ценностные ориентиры и приоритеты, а также условия и возможности их предоставления, зафиксированные в правилах пользования муниципальной публичной библиотекой. Библиотека развивает специализированное обслуживание с учетом потребностей пользователей.

К обязательным бесплатным услугам муниципальной публичной библиотеки относятся следующие:

предоставление информации о наличии в библиотечном фонде конкретных документов;

предоставление справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;

предоставление во временное пользование любого документа из библиотечного фонда в соответствии с правилами пользования библиотекой;

предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек.

10. Библиотека, строящая свою деятельность на основе использования новейших информационных технологий, предоставляющая пользователям доступ в корпоративные и глобальные информационные сети, расширяет спектр услуг, обслуживает пользователей в режимах локального и удаленного доступа.

11. Библиотека, расположенная в местности с развитой сферой информационных, образовательных, культурных услуг, может значительно расширить свои возможности посредством сотрудничества с другими организациями, осуществляя совместно с ними культурные, образовательные, информационные и иные программы, проекты, акции в рамках целевых программ.

12. Библиотека ведет культурно-просветительскую работу, приобщает к культурному наследию, развивает у пользователей способность воспринимать культуру и искусство. Развивает воображение и творческое начало у детей и молодежи. Организует вечера, встречи, презентации, лекции, фестивали, конкурсы и иные культурные акции как формы массовой библиотечной услуги или части многообразной маркетинговой деятельности
по обеспечению увеличения и качества предоставляемых услуг населению муниципального образования.

13. Библиотека обязана предоставить гражданам наиболее полный в ее условиях набор услуг, но при этом проинформировать о возможностях библиотечного обслуживания других библиотек и организаций.

14. Престиж, привлекательность и востребованность библиотеки, а также ее конкурентоспособность находятся в зависимости от набора и качества ее услуг, комфортности пользования ими. Библиотека, библиотечные услуги должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей. В связи с этим целесообразны своевременные организационные и технологические преобразования в библиотеке на основе анализа изменений в сфере читательских интересов и потребностей.

15. Оценка качества и результативности организации библиотечного обслуживания осуществляется как самой библиотекой на всех этапах реализации библиотечных услуг (планирования муниципального задания на основе норм организации обслуживания, статистического учета услуг, библиотечного маркетинга и менеджмента), так и со стороны учредителей и общественности.

Оценка предоставляемых библиотекой услуг включает следующие их характеристики:

полезность и соответствие спросу;

своевременность и оперативность выполнения;

информативность и содержательность;

современные методы и способы исполнения и предоставления.

5. Доступное размещение библиотек Чердынского района

1. Для обеспечения доступности библиотечных услуг каждому жителю района сеть муниципальных библиотек равномерно размещается из расчета:

на территории каждого поселения располагается не менее одной библиотеки;

в населенных пунктах, удаленных на 5 и более километров от административного центра, может быть организована самостоятельная библиотека, библиотека-филиал или создан отдел обслуживания центральной библиотеки сельского поселения, работающий по особому графику, со штатной единицей;

организуется внестационарное библиотечное обслуживание, которое является предметом особой заботы не только руководства центральной библиотеки, сельского библиотекаря, но и законодательных органов и администрации поселений, органов управления культурой (помещения, транспорт, выполнение графиков обслуживания);

в труднодоступных (северных) и удаленных поселениях допускается открытие и содержание стационарной
библиотеки не менее чем на 500 жителей. В тех случаях, когда нагрузка на такую библиотеку значительно ниже установленных нормативов, в порядке исключения может быть изменен режим работы библиотеки.

Рассчитывая количество библиотек на территории в соответствии с нормативом, следует принимать во внимание все население, проживающее в зоне библиотечного обслуживания поселения, а не только в том населенном пункте, где располагается библиотека.

Если в поселении проживает более 500 человек в возрасте до 14 лет, организуется отдел по обслуживанию детей и подростков при библиотеке.

В центре муниципального района функционируют межпоселенческая центральная библиотека и специализированная центральная библиотека для детей.

2. Доступность муниципальной библиотеки для всего населения обеспечивается ее удобным местоположением - в центре поселения, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах.

Муниципальная библиотека может размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.

В любом случае соблюдаются архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие функциональному назначению библиотечного учреждения. При размещении на первом этаже жилого многоэтажного здания обеспечивается удобный и свободный подход для публики и подъезд для производственных целей самой библиотеки. При размещении в одном здании с образовательным учреждением библиотека должна иметь автономный вход-выход для свободного доступа посетителей. При размещении библиотеки в социокультурном комплексе с домом культуры, музеем, школой, административным центром должны предусматриваться специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.

3. Ежедневный режим работы (в том числе перерывы, выходные, санитарные дни) публичной библиотеки устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности ее посещения, один из выходных дней (суббота или воскресенье) должен быть обязательно рабочим.

Время работы библиотеки, расположенной в непосредственной близости к месту жительства граждан, может колебаться от 40 (по условиям организации труда в РФ) до 60 часов в неделю (по рекомендациям международных стандартов). Но оно не должно полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения.

Время работы библиотечных пунктов (и передвижных форм обслуживания) может ограничиваться в зависимости от местных условий.

6. Информационные ресурсы муниципальной библиотеки.

Библиотечные фонды

1. Библиотечные фонды и собственные базы данных библиотек являются культурным достоянием Чердынского муниципального района.

2. Муниципальная библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-, видеодокументы, электронные документы, базы данных, в том числе базы данных Интернета, озвученные книги, другие издания специальных форматов для слепых и слабовидящих и т.п.), представленных в достаточном количестве.

Межпоселенческая центральная библиотека муниципального района имеет право на получение местного обязательного бесплатного экземпляра, на основе которого формирует наиболее полный фонд документов на своей территории.

3. Документный фонд муниципальных библиотек района обязан отвечать принципу толерантности, сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, не содержать документы, пропагандирующие вражду, насилие, жестокость, порнографию.

4. Политика формирования фонда ориентирует муниципальную библиотеку на стратегию доступа ко всей имеющейся информации, а не только к ее собственным ресурсам. Каждая муниципальная библиотека муниципального района, сельского поселения становится участницей распределенного единого библиотечного фонда в целом и получает к нему свободный доступ.

В этой связи основными характеристиками фонда муниципальной библиотеки являются:

разумный объем;

информативность, соответствие потребностям граждан;

постоянная обновляемость.

5. Объем фонда муниципальной библиотеки должен составлять от 2 до 6 экз. на одного жителя в зависимости от плотности проживания.

Межпоселенческая центральная библиотека муниципального района для обслуживания жителей всего района, а в каких-то случаях и соседних территорий, должна располагать увеличенным объемом фонда: 4-8 экз. документов на одного жителя.

Для сохранения значимости документного фонда библиотеки и обеспечения выполнения нормативов муниципального задания необходимо постоянное обновление информационных ресурсов и комплектование вновь издаваемой печатной и электронной продукцией фондов библиотек. В составе фонда должно содержаться до 50% наименований документов, изданных за последние 5 лет на различных носителях.

6. Ежегодное пополнение фонда - не менее 250 документов (книги, периодика, аудио-, видеодокументы, электронные документы, базы данных, озвученные книги и др.) из расчета на 1000 жителей.

Расчет финансирования комплектования производится по формуле 0,25 x Ц x Н, где 0,25 - коэффициент, характеризующий количество книг, приобретаемых в год на 1000 жителей; Ц - средняя стоимость 1 документа и Н - число жителей, проживающих в зоне обслуживания муниципальной библиотеки.

Аналогично рассчитываются показатели фонда, его пополнения и для жителей в возрасте до 14 лет.

7. В универсальном фонде муниципальной библиотеки, если в микрорайоне обслуживания нет специализированной детской библиотеки, литература для жителей в возрасте до 14 лет должна составлять от 30 до 50% фонда библиотеки и включать документы на различных носителях, а также обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

8. При комплектовании фонда публичной библиотеки необходимо учитывать потребности этнических групп получателей, национальных меньшинств. Доля этих документов в составе фонда и текущего комплектования должна составлять не менее 10%.

Величину собраний для этнических групп пользователей целесообразно определять с учетом международных принципов (например: при численности 500 жителей - 100 томов; при численности до 2000 жителей - из расчета 1 том на 10 человек).

9. Межпоселенческая центральная библиотека Чердынского муниципального района в соответствии с региональным законодательством об обязательном экземпляре документов получает 1 экз. местных изданий бесплатно.

10. Ежегодная подписка на периодические издания для муниципальных библиотек сельского поселения определяется из расчета не менее 15 названий (5 газет, 10 журналов) на 1000 жителей, в том числе для детей - 1 название газеты, 3-5 названий журналов.

Объем фонда периодических изданий межпоселенческой центральной библиотеки рассчитывается исходя из количества населения (но не менее 150 названий), центральной детской библиотеки - населения в возрасте до 14 лет (не менее 50 названий) муниципального района.

11. Показатели для фонда аудиозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей (в том числе снабженных субтитрами для людей с ослабленным слухом) должны быть не менее 10 единиц на 1000 жителей. Ежегодное пополнение - не менее 20 звукозаписей и 4 видеозаписей из расчета на 1000 жителей.

12. Муниципальная библиотека стремится обеспечить достаточную полноту фонда справочных и библиографических изданий: универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, краеведческие и туристические справочники, атласы, маршрутные карты, адресные книги, пособия, программы в помощь обучению, образованию и развитию, информационные издания для обеспечения разных сфер жизнедеятельности региона и данной местности, информационные бюллетени новых поступлений и др.

Фонд справочных и библиографических изданий должен составлять до 10% к общему фонду и быть доступен любому пользователю в любое время работы библиотеки.

13. Муниципальная библиотека сохраняет культурные традиции и отражает местную историю в контексте истории и культуры всего края и страны. В этой связи ценность ее фонда возрастает от наличия в нем книжных памятников местного уровня (при этом не ставится ограничений в собирании и хранении памятников регионального и национального уровня), краеведческих изданий, местных документов, документов на языках этнических групп, других уникальных коллекций.

Межпоселенческая центральная библиотека Чердынского муниципального района сохраняет в своем фонде “книжные памятники“, краеведческие издания, местные документы, другие уникальные коллекции и т.п. обо всем районе и всех поселениях.

14. Муниципальная библиотека является источником библиографических данных о собственном фонде и о внешних библиотечных ресурсах. В этой связи в справочно-библиографическом аппарате межпоселенческой центральной библиотеки Чердынского муниципального района находит адекватное отражение не только фонд самой библиотеки, но и местонахождение документов или информации в других библиотеках и организациях района.

Информация обо всей поступающей в муниципальную библиотеку литературе, о содержании и объеме поступлений, об источниках приобретения в обязательном порядке доводится до сведения местных жителей.

До 90% фонда в муниципальной библиотеке может быть представлено на открытом доступе.

Доступ к документам, которые отсутствуют в фонде библиотеки, но могут быть получены посредством каналов межбиблиотечной связи, осуществляется по предварительному заказу (внестационарное обслуживание, межбиблиотечный абонемент, электронная доставка документов). Организатором этой связи является центральная библиотека муниципального образования.

15. Сроки хранения отдельных частей фонда муниципальной библиотеки зависят от существующих потребностей и спроса со стороны пользователей, а также от состояния документов, степени их устарелости или износа.

Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны оставаться в составе фонда муниципальной библиотеки и центральной библиотеки муниципального района, поселения. Единственный экземпляр таких документов может храниться в печатном виде (если имеются для этого условия) или быть записан на электронный носитель.

16. Муниципальная библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной сигнализации и др. Для обеспечения сохранности в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые носители и т.д.).

17. При межпоселенческой центральной библиотеке Чердынского муниципального района организуется обменно-резервный фонд, куда передаются документы, изъятые по той или иной причине из состава фондов муниципальных библиотек, но еще пригодные к использованию.

18. Для эффективного использования документов в процессах библиотечного и информационного обслуживания, качественного предоставления услуг населению муниципальная публичная библиотека должна иметь соответствующие технические средства и средства связи:

персональный компьютер на 1000 жителей, сканер, ксеро“с, телефон-факс, канал связи для обеспечения доступа к сети Интернет, видео-, аудиокомплексы и др.

7. Помещения библиотек. Организация библиотечного

пространства

1. Помещения библиотеки предназначаются для размещения и передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала. Количество необходимых помещений, размеры площадей обусловлены их функциональным назначением в библиотеке и масштабами ее деятельности.

2. Размеры площадей определяются в соответствии с установленными нормативами:

площади для размещения абонемента с открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи - из расчета до 5 кв. м на 1000 единиц хранения; с закрытым доступом к фонду - до 5,5 кв. м на 1000 томов; с ограниченным доступом к фонду - до 7 кв. м на 1000 томов;

площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду - из расчета 5 кв. м на 1000 томов;

около 10% посадочных мест для читателей должны находиться в зоне “легкого“ чтения или в зоне отдыха;

число посадочных мест для просмотра периодики определяется из расчета 3 кв. м на 1 место (или пять мест на каждые 1000 жителей);

площади для индивидуального использования аудио-, видеодокументов, электронных документов, доступа в Интернет должны быть увеличены на 5-10 кв. м с выделением отдельного помещения;

площади для пользователей в зоне справочной службы (место “быстрой справки“) могут составлять 10 кв. м на 1000 томов;

для размещения выставок нормативная площадь одного из основных подразделений библиотеки (абонемент или читальный зал) может увеличиваться до 10%.

3. Размеры помещений, предназначенных для обслуживания детей, включают показатели размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотра, прослушивания), коллективных форм. Для детских мероприятий целесообразно выделить отдельное помещение размером из расчета 1,5 кв. м на 1 посетителя.

4. Помещения библиотеки, обслуживающей инвалидов, как правило, требуют увеличения для обеспечения свободного передвижения и доступа в библиотеку, к фонду, к пунктам обслуживания. Библиотека должна быть приспособлена и оборудована соответствующим образом: иметь пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы в библиотеке и т.д.

5. Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20% площади читательской зоны. Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь, как между собой, так и с подразделениями обслуживания читателей.

Площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением и с установленными нормативами:

площадь 1 рабочего места для персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов, - 6-8 кв. м;

для персонала научно-методической службы - 9 кв. м;

для административного персонала - 5-6 кв. м, в том числе для директора, заместителя директора - не менее 10 кв. м.

6. Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования библиотекой и работы в ней.

Небольшие библиотеки стремятся размещать подразделения с разным функциональным назначением с помощью съемных, сборно-разборных, раздвижных перегородок (застекленных, прозрачных) или используя для этих целей предметы мебели.

7. Для организации обслуживания пользователей библиотека использует принцип гибкой планировки помещений, позволяющей варьировать соотношение помещений и площадей с учетом изменения потребностей и библиотечной технологии. Комфортное пребывание в библиотеке, пользование ее услугами достигаются и с помощью таких компонентов, как:

свободная ориентация пользователей в соответствии с их целями: оперативного удовлетворения запроса и быстрого получения необходимой услуги; углубленной работы над темой или с документами; участия в мероприятиях и др.;

доступность различных видов и типов документов (книги, периодика, электронные документы, изо-, аудио-, видеоматериалы, фильмы и др.), средств информации и телекоммуникации;

наличие оборудования, мебели, технических средств, отвечающих соображениям функциональности, простоты и удобства в эксплуатации;

современный дизайн, комфортность общения и отдыха;

профессиональная этика персонала, соблюдение прав пользователей.

8. Всеобщим стандартом обслуживания в муниципальной библиотеке является максимально доступный фонд документов. Библиотека использует различные элементы его раскрытия и оформления: расположение стеллажей; тематические полки; выставочные композиции; показ “крупным планом“; приемы цитирования и аннотирования; сопровождение библиографическими изданиями, буклетами; ссылки-отсылки; цветовые приемы и др.

Ценные или редкие издания, которыми гордится и которые особенно бережет библиотека, могут быть представлены для всеобщего обозрения в застекленных шкафах, стеллажах, на специальных выставках.

В закрытых помещениях целесообразно размещать лишь те документы, которые пользуются крайне редким спросом, а также дублетные.

9. Муниципальные библиотеки Чердынского муниципального района являются важным элементом информационных систем, значительно увеличивающих возможности каждой библиотеки. С этой целью модернизируются все основные библиотечные процессы: комплектование и обработка, справочно-поисковый аппарат, обслуживание читателей, управление библиотекой (библиотечной системой).

10. Рабочие места для производственных целей и для обслуживания пользователей должны быть размещены в приспособленных помещениях, специально оборудованы, обеспечены защитными средствами эксплуатации.

11. Муниципальная библиотека должна быть обеспечена средствами противопожарной и охранной безопасности.

8. Персонал муниципальной библиотеки

1. Администрация библиотеки и ее учредитель должны обеспечить достаточное число сотрудников.

2. Нормативная потребность в штатных работниках-специалистах определяется исходя из основных показателей деятельности конкретной библиотеки (число жителей, диапазон услуг, количество структурных подразделений, филиалов и внестационарных форм обслуживания, интенсивность посещений, др.), на основе конкретных расчетов:

в сельском поселении: из расчета 1 работник на полную ставку на 1000 жителей (% библиотечного обслуживания - не менее 50-60%).

3. Администрация библиотеки обязана заботиться о наличии в штате библиотеки специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для выполнения специальных библиотечных услуг, различных функциональных обязанностей, которые выделяются сверх нормативной обеспеченности (но на основе конкретных расчетов и утвержденных должностных инструкций). В том числе:

для обслуживания особых групп пользователей (дети, молодежь, этнические группы, инвалиды разной категории, пожилые люди с ограниченными возможностями передвижения и т.д.) - педагог, психолог, социолог, юрист;

для внедрения и использования информационных технологий, создания информационных продуктов и услуг - программист, оператор, администратор баз данных, техник-инженер.

4. В штатном расписании межпоселенческой центральной библиотеки Чердынского муниципального района предусматриваются сверх расчетного норматива штаты, обеспечивающие деятельность управленческого, административно-хозяйственного, финансово-экономического блоков.

5. Администрация библиотеки заботится о том, чтобы все сотрудники ясно представляли цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей организации. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.

6. Администрация библиотеки несет ответственность за четкое распределение обязанностей среди сотрудников, организует аттестацию работающих. Все библиотечные работники должны быть знакомы не только с обязанностями, но и правами.

В профессиональной деятельности сотрудники руководствуются Кодексом этики российского библиотекаря.

7. Сотрудник муниципальной библиотеки должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, повышать свой профессиональный и культурный уровень, развивать способность к творческой и созидательной деятельности.

8. Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают реализацию программы непрерывного образования всего персонала, ориентируясь на разнообразные формы обучения (обучение в колледже и вузе с использованием возможностей целевого набора, курсы, семинары, стажировки, др.). Важен и полезен обмен профессиональными знаниями с библиотекарями внутри региона, внутри страны, с зарубежными коллегами.

9. Эффективность управления администрации и учредителя определяется на основании предпринятых мер по развитию персонала, созданию условий для каждого работника раз в 5 лет обновлять знания по курсовой программе, включая систематическое обучение работников новым информационным технологиям и услугам.

Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки, составляет не менее 0,5-1% от общего бюджета библиотеки.

10. Администрация библиотеки и ее учредитель в целях закрепления молодых кадров (выпускников колледжа и института искусств и культуры) вводят систему выплат надбавок из надтарифного фонда в течение трех лет этой категории специалистов; предусматривают меры по их творческому и профессиональному росту.

11. Администрация муниципальной библиотеки и ее учредитель обеспечивают социальную и профессиональную защиту своих работников в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также местными нормативными документами.

12. Администрация библиотеки и ее учредитель обязаны заботиться о создании удовлетворительных условий труда для работников. Рабочие места должны быть оснащены и оборудованы соответствующим образом. Уровень оплаты труда должен соответствовать выполняемой работе. В библиотеке должна применяться система материального и морального стимулирования работников.

9. Связи муниципальной публичной библиотеки

с общественностью

1. Опора на местных жителей, привлечение их внимания к проблемам библиотеки являются обязанностью публичной библиотеки.

2. Значительную поддержку библиотека может найти у волонтеров из числа местного населения, используя добровольный труд на благо библиотеки и библиотечного обслуживания, а также создав общество друзей библиотеки или попечительский совет.

3. Библиотека формирует свой положительный образ, привлекает на свою сторону общественное мнение, демонстрирует свою специфику и свои преимущества. Для этого библиотека и ее сотрудники:

оповещают широкую общественность о целях и задачах своей деятельности;

открыто информируют население о режиме работы библиотеки, о ее услугах;

рекламируют ценность своих ресурсов, услуг и возможностей;

своевременно оповещают обо всех существенных изменениях в своей деятельности;

сообщают о кризисных ситуациях, их причинах и о действиях по устранению;

участвуют в социальных, культурных, образовательных проектах, способствующих приобщению различных групп населения к общечеловеческим ценностям и к активной деятельности;

учреждают премии (призы), почетные звания для организаций и граждан, поддерживающих библиотеку.

4. Библиотека участвует в мониторингах мнений, взглядов, предпочтений, ожиданий местных жителей, постоянно анализирует качество предоставляемых ею услуг, их соответствие потребностям пользователей.

Систематически библиотека выявляет и учитывает претензии в свой адрес, предложения и замечания читателей, информирует их о результатах работы с неудовлетворенными запросами, объясняет причины отказов.

5. Библиотека отчитывается перед местными жителями о своей работе, особо подчеркивая участие конкретных людей в том или ином содействии библиотеке. Библиотека издает ежегодный отчет о своей деятельности, распространяемый среди местного населения и местной администрации.

10. Основные принципы и методики формирования бюджета

библиотек

1. Организация библиотечного обслуживания населения Чердынского муниципального района муниципальными библиотеками является расходным обязательством бюджета муниципального района, бюджета сельских поселений.

2. Финансовое обеспечение организации библиотечного обслуживания населения осуществляется на основе долгосрочных, среднесрочных и текущих планов муниципального образования, утвержденных методик формирования бюджета исходя из принципов и нормативов, установленных настоящим Положением.

11. Нормативные показатели деятельности библиотеки

1. Библиотечная услуга - это результат библиотечной деятельности (полезный эффект библиотечного труда) по удовлетворению информационных потребностей пользователей библиотеки. В библиотеке предоставляется широкий ассортимент библиотечных, информационных, библиографических и других услуг, которые можно дифференцировать на индивидуальные, массовые, методические.

Процесс библиотечного обслуживания состоит из выполнения библиографических справок, предоставления информационного списка, документовыдачи, проведения массовых мероприятий - все результаты этой деятельности интегрируются в показателе количества библиотечных услуг, оказанных населению. В настоящее время разработана и используется в библиотечной практике методика учета основных видов библиотечных услуг, что позволяет вести планирование и учет основных видов деятельности библиотеки и ее персонала.

2. При нормировании объемных показателей деятельности библиотеки за единицу учета трудозатрат взята выраженная через документовыдачу библиотечная услуга в объеме 15 минут рабочего времени специалиста. Общие подсчеты объемных показателей деятельности одного библиотекаря в год составляют 10-15 тыс. условных библиотечных услуг. Учитывая разделение труда, в библиотеках вводится прогрессивная шкала трудозатрат в зависимости от объема услуг и шкала сотрудников. Это является основным для расчета штатного расписания библиотеки, плана работы на предоставление услуг и муниципального задания в рамках утвержденного объема бюджетного финансирования. Последнее должно учитывать реальные потребности населения в библиотечном обслуживании и качество предоставляемых услуг.

3. Деятельность муниципальной публичной библиотеки должна отвечать требованиям эффективного расходования бюджетных средств и нормам настоящего Положения.

Данные рекомендации приведены с учетом следующих требований к эффективной организации деятельности публичной библиотеки: стационарная библиотека обязана:

обслуживать не менее 1000 жителей;

обеспечивать эффективную нагрузку на одну полную рабочую ставку библиотечного сотрудника (т.е. иметь востребованный спрос на библиотечную услугу не менее 10000 ед. в год.).

4. Деятельность стационарных библиотек, не соответствующих данным требованиям, не может считаться эффективной. Данные библиотеки могут быть реорганизованы в отделы обслуживания либо замещены внестационарными формами обслуживания. Для учета эффекта от масштаба деятельности шкала нагрузки принята прогрессивной.

Таблица

Значения основных управляемых факторов затрат для библиотек

---------------T----------------------------------------T-----------------¬

¦ Количество ¦ Рекомендуемая форма обслуживания ¦Обновление фондов¦

¦ библиотечных ¦ и количество ставок ¦ экземпляров, ¦

¦ услуг ¦ ¦ не менее ¦

¦ (планируемое ¦ ¦ ¦

¦муниципальным ¦ ¦ ¦

¦ заданием) ¦ ¦ ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦До 5000 ¦Внестационарное обслуживание (библиобус)¦Не производится ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦5000-7500 ¦Внестационарное обслуживание (библиобус ¦50 (в фонд базо- ¦

¦ ¦или пункт выдачи на 0,5 ставки) ¦вой библиотеки) ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦7500-10000 ¦Внестационарное обслуживание (пункт ¦100 (в фонд базо-¦

¦ ¦выдачи на 0,5 ставки) ¦вой библиотеки) ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦10000-15000 ¦Стационарная библиотека на 1 ставку ¦200 ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦15000-20000 ¦Стационарная библиотека на 1,5 ставки ¦250 ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦20000-25000 ¦Стационарная библиотека на 1,75 ставки ¦300 ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦25000-30000 ¦Стационарная библиотека на 2 ставки ¦350 ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦30000-35000 ¦Стационарная библиотека на 2,25-2,5 ¦400 ¦

¦ ¦ставки ¦ ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦35000-40000 ¦Стационарная библиотека на 2,5-2,75 ¦425 ¦

¦ ¦ставки ¦ ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦40000-45000 ¦Стационарная библиотека на 3 ставки ¦450 ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦45000-50000 ¦Стационарная библиотека на 3-3,25 ставки¦475 ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦50000-55000 ¦Стационарная библиотека на 3,25-3,5 ¦500 ¦

¦ ¦ставки ¦ ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦55000-60000 ¦Стационарная библиотека на 3,5 ставки ¦510 ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦60000-65000 ¦Стационарная библиотека на 3,5-3,75 ¦520 ¦

¦ ¦ставки ¦ ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦65000-70000 ¦Стационарная библиотека на 3,75-4 ставки¦530 ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦70000-75000 ¦Стационарная библиотека на 4 ставки ¦540 ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦75000-80000 ¦Стационарная библиотека на 4-4,25 ставки¦550 ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦80000-85000 ¦Стационарная библиотека на 4,25-4,5 ¦560 ¦

¦ ¦ставки ¦ ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦85000-90000 ¦Стационарная библиотека на 4,5 ставки ¦570 ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦90000-95000 ¦Стационарная библиотека на 43,5-4,75 ¦580 ¦

¦ ¦ставки ¦ ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦95000-100000 ¦Стационарная библиотека на 4,75-5 ставок¦590 ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦100000-120000 ¦Стационарная библиотека на 5 ставок ¦600 ¦

+--------------+----------------------------------------+-----------------+

¦За каждые ¦+0,25 ставки ¦+10 ¦

¦дополнительные¦ ¦ ¦

¦10000 услуг ¦ ¦ ¦

L--------------+----------------------------------------+------------------