Законы и постановления РФ

Постановление Администрации Ординского муниципального района от 27.12.2007 N 969 “Об утверждении Положения об инспекционной деятельности управления образования администрации Ординского муниципального района“

АДМИНИСТРАЦИЯ ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2007 г. N 969

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРДИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

В соответствии с п. 2.2 раздела 2 и п. 3.1 раздела 3 Положения об управлении образования администрации Ординского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Земского Собрания Ординского муниципального района от 02.10.2006 N 89, а также в целях упорядочения инспекционной деятельности и обеспечения контроля за ведением документации образовательными учреждениями района постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об инспекционной деятельности управления образования администрации Ординского муниципального района.

2. Контроль за исполнением Постановления возложить на начальника управления образования администрации Ординского муниципального района О.М.Дворянских.

И.о. главы муниципального района

В.П.МЕЛЮХИНА

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением

главы муниципального района

от 27.12.2007 N
969

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ОРДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает нормативное регулирование деятельности муниципального органа управления образования в части осуществления им инспекционных функций и определяет принципы его взаимодействия с образовательными учреждениями.

2. Под инспектированием понимается проведение муниципальным органом управления образования проверок, наблюдений, обследований (далее - инспекционные проверки), осуществляемых в порядке инспекционного контроля в пределах своей компетенции за соблюдением подведомственными образовательными учреждениями и их руководителями положений, норм и правил, установленных законодательством в области образования, и иных нормативных правовых актов. Инспектирование сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам инспекционных проверок.

3. Целями инспектирования являются:

- соблюдение законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования;

- исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность муниципального органа управления образования и образовательных учреждений;

- защита прав и свобод участников образовательного процесса;

- реализация принципов государственной политики в области образования;

- соблюдение социальных гарантий реализации прав граждан на образование;

- сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации через соблюдение государственных образовательных и социальных стандартов, нормативов всеми субъектами муниципальной системы образования;

- совершенствование механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования) в соответствии с Положением об управлении образования;

- проведение анализа и прогнозирования тенденций развития муниципальной системы образования или ее составляющих.

4. Управление образования, осуществляя инспектирование, руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, изданными субъектом Российской Федерации, органом местного самоуправления и муниципальным органом управления образования, учредительными документами образовательных учреждений, их локальными актами, решениями управления образования о проведении проверки и настоящим Положением.

II. Основные задачи инспектирования

5. Основными задачами инспектирования являются:

- осуществление контроля
за исполнением законодательства Российской Федерации и Пермского края в сфере образования;

- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению;

- анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовка предложений по их предупреждению;

- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности подведомственных образовательных учреждений и их руководителей;

- инструктирование руководителей образовательных учреждений по вопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений;

- изучение состояния муниципальной системы образования или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению управленческого опыта;

- анализ результатов реализации законодательства Российской Федерации, Пермского края (Пермской области) и иных нормативных правовых актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике.

III. Организационные виды, формы и методы инспектирования

6. Организационной формой инспектирования является инспекционный контроль.

7. Инспекционный контроль - проверка результатов деятельности образовательных учреждений и их руководителей, государственно-общественных органов управления с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных документов, в том числе решений коллегии, приказов, указаний, распоряжений, а также с целью изучения последствий реализации принятых решений, имеющих нормативно-правовую силу.

Инспекционный контроль - это проверка образовательных учреждений и их руководителей с использованием методов документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения образовательных программ (по согласованию с руководителями образовательных учреждений) и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.

Инспекционный контроль в виде ревизии
финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в пределах компетенции и наличия у муниципального органа управления образования соответствующих функций.

8. Инспектирование может осуществляться в виде плановых, оперативных, аудиторских проверок и мониторинга.

Инспектирование в вице плановой проверки осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.

Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Инспектирование в виде мониторинга позволяет осуществлять постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью образовательных учреждений, сбор и обработку информации (например, по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, по результатам аттестации школьников, по осуществлению летней оздоровительной кампании, по состоянию здоровья детей, по организации питания и др.) для эффективного решения задач управления качеством образования.

Инспектирование в виде аудиторской проверки осуществляется с целью консультирования, изучения правомерности и правильности управленческих решений без принятия мер административного воздействия к руководителям образовательного учреждения.

Инспектирование сопровождается инструктированием - обучением должностных лиц по вопросам применения норм законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых актов.

9. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводится инспектирование:

- образовательных учреждений - тематические проверки (одно направление деятельности), комплексные проверки (два и более направлений деятельности);

- должностных лиц - тематические и комплексные проверки.

IV. Основные правила инспектирования

10. Общее методическое руководство инспектированием и координацию инспекционной деятельности осуществляет управление образования администрации Ординского муниципального района.

11. Управление образования проводит инспекционные проверки силами своих специалистов, обладающих необходимой квалификацией и прошедших соответствующее обучение, и должностные обязанности которых включают инспекционные функции.

В качестве экспертов к участию в инспектировании могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты и педагоги, в том
числе объединенные во временные экспертные группы (комиссии).

12. Управление образования вправе обратиться в Министерство образования края, научные и методические учреждения за помощью в организации проведения инспекционных проверок. Оплата труда привлекаемых к инспектированию высококвалифицированных специалистов, педагогических работников учреждений образования может осуществляться и на договорной основе. Помощь может быть предоставлена в том числе в виде проведения проверок по отдельным направлениям деятельности, участия компетентных специалистов в проведении конкретных инспекционных работ, консультировании.

13. Управление образования может делегировать в установленном порядке право руководителям образовательных учреждений осуществлять инспектирование по вопросам урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

14. Периодичность и виды инспектирования результатов деятельности образовательных учреждений и их руководителей определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состояний дел в образовательном учреждении.

Плановые (тематические, комплексные) проверки инспектируемых образовательных учреждений проводятся не более трех раз в учебный год.

План-график, по которому осуществляются плановые инспекционные проверки, доводится до образовательного учреждения через план работы управления образования на очередной учебный год.

Нормирование и тематика инспекционных и контрольных проверок находятся в исключительной компетенции начальника управления образования.

Продолжительность тематических либо комплексных проверок не должна превышать более 5-10 дней.

Руководители образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке за 1-10 дней до ее начала. В исключительных случаях оперативное инспектирование возможно без предупреждения.

15. Изучение и анализ деятельности образовательных учреждений, должностных лиц проводится, как правило, после согласования с руководителями объектов инспектирования.

16. План-график или вопрос инспектирования утверждается начальником управления образования и доводится до сведения руководителей образовательных учреждений.

17. Задание начальника управления образования о проведении инспектирования с целью проверки состояния дел по вопросу (вопросам), по которому готовится управленческое решение, а также задание на осуществление проверки
сведений, изложенных в обращениях граждан, организаций, должны быть документально оформлены.

18. Основаниями для инспекционной проверки являются:

- план-график или план проведения инспекционных проверок управления образования - плановое инспектирование;

- задание Министерства образования Пермского края - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

- обращение физических лиц и юридических лиц в органы управления образования по поводу нарушений в области образования - оперативное инспектирование.

19. Специалисты, направленные для проведения проверки, должны иметь при себе или заранее представить в инспектируемое учреждение документы, удостоверяющие их полномочия.

20. Специалисты, проводящие инспекционную проверку, имеют право запрашивать необходимую информацию, относящуюся к вопросу инспектирования.

21. Для осуществления инспектирования формируется комиссия (группа специалистов), издается приказ о сроках проверки, назначении председателя комиссии, определении темы проверки, установлении сроков предоставления итоговых материалов, разрабатывается и утверждается план-задание.

22. План-задание устанавливает особенности данной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов инспектирования для подготовки справки (итогового документа) по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения или должностного лица.

23. При обнаружении в ходе инспектирования нарушений законодательства в деятельности образовательного учреждения по вопросам, не входящим в компетенцию управления образования, а также если принятие решения по обнаруженным нарушениям не отнесено к его компетенции, необходимо своевременно информировать Министерство образования края или иные компетентные органы власти и управления о выявленных нарушениях.

24. В ходе инспектирования и после его окончания специалисты, осуществляющие инспектирование, при необходимости проводят инструктирование должностных лиц образовательных учреждений по вопросам, относящимся к предмету инспекционной проверки.

25. Результаты проведенного инспектирования доводятся до сведения образовательного учреждения или должностного лица.

26. Экспертные опросы и анкетирование обучающихся и воспитанников проводятся в соответствии с установленными нормами и правилами.

V. Компетенция и полномочия управления образования при
проведении инспектирования

27. В целях координации и избежания дублирования при организации проверок подведомственных образовательных учреждений начальник управления образования вправе получать информацию о планах по организации контроля деятельности образовательных учреждений и должностных лиц других служб и ведомств, расположенных на территории муниципального образования.

28. Управление образования вправе осуществлять инспектирование результатов деятельности муниципальных образовательных учреждений и их руководителей в порядке инспекционного контроля по вопросам:

- исполнения норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в сфере образования;

- оценки результатов деятельности образовательных учреждений, направленной на осуществление государственной политики в области образования;

- реализации права граждан на получение установленного Законом Российской Федерации “Об образовании“ обязательного среднего (полного) общего образования;

- обеспечения гражданам, проживающим на территории района (города), возможности выбора форм получения образования, типа и вида общеобразовательного учреждения;

- реализации программы развития системы образования района;

- представления и достоверности показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях;

- результатов деятельности руководителей муниципальных образовательных учреждений по вопросам:

1. осуществления контроля за соблюдением государственных стандартов, установленного порядка промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации “Об образовании“ и устава образовательного учреждения;

2. соблюдения санитарных норм и правил, охраны здоровья обучающихся и воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных заведений;

3. совершенствования программно-методического обеспечения учебного процесса;

4. реализации дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального поощрения обучающихся, воспитанников и педагогических работников;

5. осуществления повышения квалификации педагогических работников;

6. других вопросов в рамках компетенции управления образования.

29. Управление
образования при получении полномочий от Министерства образования Пермского края вправе инспектировать учреждения начального профессионального образования, находящиеся на муниципальной территории, по отдельным вопросам, включая:

- реализацию в полном объеме общеобразовательных программ;

- организацию воспитательной работы, досуговой деятельности, социальной защиты обучающихся.

30. Управление образования как учредитель образовательных учреждений вправе осуществлять инспектирование результатов деятельности образовательных учреждений по вопросам:

1. сохранности и эффективного использования имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения (зданий, помещений, сооружений и др. имущества);

2. соблюдения условий аренды зданий, помещений, сооружений и др. имущества;

3. использования образовательным учреждением финансовых средств, выделяемых учредителем и полученных из других источников;

4. организации общественного питания и медицинского обслуживания в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений;

5. соблюдения требований, установленных уставом, другими учредительными документами, а также договором, заключенным между учредителем и образовательным учреждением.

VI. Результаты инспектирования

31. Результаты инспектирования оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах проверки, служебной записки или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной форме, установленной управлением образования (далее - итоговый материал).

Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. К нему могут прилагаться копии документов, удостоверяющие изложенные в итоговом материале факты и подтверждающие правильность выводов.

32. Итоговый материал оформляется на месте инспектирования. В случаях, когда требуется углубленная обработка и анализ собранной информации, результаты инспектирования доводятся до сведения руководителя образовательного учреждения в течение 2 недель со дня окончания инспектирования. Руководитель проинспектированной организации или лицо, уполномоченное действовать от имени этой организации, после ознакомления с результатами инспектирования визирует итоговый материал инспектирования. При этом он вправе сделать запись о несогласии с результатами инспектирования в целом или по
отдельным фактам и выводам. В случаях, когда отсутствует возможность получить визу руководителя или лица, уполномоченного действовать от имени этой организации, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку.

33. По итогам инспектирования в зависимости от формы, целей, задач проверки и с учетом реального положения дел:

- могут проводиться педагогические советы, коллегии, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим коллективом, совещания руководителей образовательных учреждений с возможным привлечением представителей исполнительной и представительной властей, общественных организаций;

- замечания и предложения инспектирующих лиц по результатам проверки могут быть записаны в Книгу замечаний и предложений инспектирующих лиц при наличии последней в образовательном учреждении.

34. Начальник управления образования по результатам инспекционной проверки может принять решения, в том числе:

1. об издании соответствующего приказа или иного нормативного правового акта;

2. об обсуждении материалов инспектирования коллегиальным органом управления или органом самоуправления;

3. о направлении письма или иных материалов инспектирования в органы, компетентные принимать решения по представленным в них вопросам;

4. о повторном инспектировании с привлечением определенных специалистов;

5. о дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений;

6. иные решения в пределах своей компетенции.

35. Управление образования по результатам инспектирования в случае выявления грубых нарушений законодательства в области образования и(или) устава образовательного учреждения может проинформировать руководство органа местного самоуправления, государственные органы управления субъекта Российской Федерации и другие органы, компетентные принимать решения по данным вопросам.

36. Результаты инспекционной проверки сведений, изложенных в обращениях граждан, в обращениях и запросах организаций, должны быть сообщены этим гражданам и организациям в установленном порядке и в установленные сроки.

37. Результаты тематической проверки ряда образовательных учреждений могут быть оформлены одним документом.

38. Руководитель проинспектированного образовательного учреждения по материалам инспектирования принимает соответствующее решение и
в том числе может направить в управление образования план мероприятий по устранению отмеченных нарушений в ходе инспекционной проверки или справку по итогам проделанной работы.