Законы и постановления РФ

Решение Земского Собрания Добрянского муниципального района от 08.10.2007 N 420 (ред. от 10.07.2009) “Об утверждении Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории Добрянского муниципального района“

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ДОБРЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 8 октября 2007 г. N 420

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА

И ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРЯНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

(в ред. решений Земского Собрания Добрянского

муниципального района от 28.12.2007 N 492,

от 10.07.2009 N 808)

В целях улучшения экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в Добрянском муниципальном районе и упорядочения обращения с отходами индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, населения района и в соответствии с федеральными законами Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“; от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“; от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ Земское Собрание решает:

1. Утвердить Порядок обращения с
отходами производства и потребления на территории Добрянского муниципального района (прилагается).

2. Решение вступает в силу со дня его опубликования в районной газете “Камские зори“.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на главу администрации Добрянского муниципального района Р.Г.Шилова.

(п. 3 в ред. решения Земского Собрания Добрянского муниципального района от 10.07.2009 N 808)

Глава Добрянского муниципального района

В.В.ВАРЛЫГА

УТВЕРЖДЕН

решением

Земского Собрания

Добрянского муниципального района

от 08.10.2007 N 420

ПОРЯДОК

ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ ДОБРЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

(в ред. решений Земского Собрания Добрянского

муниципального района от 28.12.2007 N 492,

от 10.07.2009 N 808)

1. Общие положения

1.1. Порядок обращения с отходами производства и потребления в Добрянском муниципальном районе (далее - Порядок) регламентирует отношения, связанные с обращением отходов производства и потребления, в т.ч. коммунальных, с целью сокращения их образования, сбережения природных ресурсов, повышения эффективности использования в хозяйственной деятельности и предупреждения вредного воздействия отходов на здоровье населения и окружающую среду.

Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями федеральных законов: “Об охране окружающей среды“, “Об отходах производства и потребления“, “Экологической экспертизе“, “Охране атмосферного воздуха“, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, Закона Пермской области “Об административных правонарушениях“ и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Пермского края и Добрянского муниципального района.

1.2. Настоящий Порядок действует на всей территории Добрянского муниципального района и является обязательным для исполнения юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм собственности, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

1.3. Порядок, нормы и требования не распространяются на отходы производства (остатки сырья, материалы, полуфабрикаты), которые используются владельцами в хозяйственных целях непосредственно в самой организации, а также радиоактивные и биологические отходы.

2. Основные термины и определения

Отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или
продуктов, образовавшихся в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами производства и потребления - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, захоронению.

Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.

Производители отходов - юридические и физические лица, в результате деятельности (жизнедеятельности) которых образуются отходы производства и потребления.

Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют одинаковые общие признаки в соответствии с классификацией отходов.

Вторичные материальные ресурсы - отходы, имеющие материальную ценность в части возможного получения вторичного продукта, используются вместо первичного сырья для производства продукции, выполнения работ или получения энергии.

Вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, уже переработанные для дальнейшего повторного использования в производственном процессе.

Крупногабаритные отходы - вышедшие из употребления мебель, бытовая техника, упаковка и другие неделимые предметы.

Коммунальные (бытовые) отходы - отходы, образующиеся в результате износа предметов быта, товаров потребления, отходы жизнедеятельности людей.

Мониторинг мест размещения отходов - систематические наблюдения, выполняемые по специально разработанным программам, за состоянием мест размещения отходов и их влиянием на объекты окружающей среды, оценка и прогноз изменений и процессов, происходящих в окружающей среде.

Опасные отходы - отходы, содержащие вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью), например, ртутьсодержащие отходы, люминесцентные лампы и т.п., или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды
и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Класс опасности отхода - критерий, учитывающий степень вредного воздействия опасных отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Размещение отходов - любая операция по хранению и захоронению отходов.

Сбор отходов - удаление отходов из мест их образования и накопление в специально отведенных местах.

Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок на объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Разрешение на размещение отходов - установление объема (массы) размещения отходов на конкретных объектах, сроков хранения и других условий, обеспечивающих охрану окружающей среды и здоровья человека, в соответствии с утвержденными проектами лимитов размещения отходов и характеристиками объектов для размещения отходов.

Несанкционированное размещение отходов - самовольное размещение отходов без соответствующего разрешения органов местного самоуправления.

Лицензия на ведение деятельности в области обращения с отходами - специальное разрешение на осуществление деятельности в области обращения с отходами в течение установленного срока на определенных условиях.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - документ, содержащий экологическое, санитарно-гигиеническое и научно-техническое обоснование предложений по нормативам образования и лимитам размещения отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Переработка отходов -
использование отходов для извлечения ценных компонентов или в качестве вторичного сырья для производства иной продукции.

Сортировка отходов - разделение отходов на составляющие компоненты (стекло, пластик, металл, бумага и пр.), выделение утильных компонентов с целью вторичного использования.

Объекты для размещения отходов:

- полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами;

- санкционированные свалки, т.е. разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со СНиП. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.

ТБО - твердые бытовые отходы.

3. Система организации работы с отходами

3.1. Территория Добрянского муниципального района подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями.

3.2. Порядок, организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территориях городских и сельских поселений разрабатывают и осуществляют органы местного самоуправления поселений.

3.3. Работа по сбору и вывозке отходов включает в себя:

- организацию временного хранения отходов;

- сбор отходов с территорий предприятий, организаций, домовладений, садоводческих, огороднических, дачных объединений, гаражно-строительных кооперативов и т.д.;

- вывоз отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами на использование, переработку;

- вывоз отходов на свалки для захоронения.

3.4. Обязанности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов возлагаются на собственников отходов.

3.5. Собственник отходов может передавать право собственности их другим лицам на основании договоров продажи или других сделок об отчуждении отходов, если у этого лица имеется лицензия на право осуществления деятельности в области обращения с опасными отходами в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.

3.6. Собственник отходов, передавший
право на обращение с отходами (право собственности на отходы) иному лицу, должен иметь договор и платежные документы, подтверждающие оплату указанных услуг.

3.7. Размещение отходов в неустановленных для этого местах квалифицируется как организация несанкционированной свалки.

(п. 3.7 в ред. решения Земского Собрания Добрянского муниципального района от 28.12.2007 N 492)

3.8. Сжигание всех видов отходов без специализированного оборудования, обеспечивающего очистку выбросов до установленных норм, запрещается.

3.9. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.

Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

3.10. Объемы образования ТБО исчисляются из нормативов их накопления для жилого сектора и объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений и организаций Добрянского муниципального района, утверждаемых решениями органов местного самоуправления поселений.

3.11. Полномочиями муниципального района является организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, включающая:

3.11.1. Прием отходов в местах централизованного сбора (станции мусороперегруза) и транспортировка их к местам захоронения и переработки.

3.11.2. Разработка и согласование маршрутов и условий транспортировки отходов с территории поселений к местам централизованного сбора или местам захоронения (переработки).

3.11.3. Организация контроля за обращением с отходами производства и потребления согласно ст. 9 настоящего Порядка.

4. Основные требования к объектам для размещения отходов,

организациям, предприятиям, лицам, их эксплуатирующим

4.1. Захоронение бытовых отходов допускается только на специализированных объектах (полигонах, санкционированных свалках ТБО).

4.2. На полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды
твердых промышленных отходов 3-4-го класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром Госсанэпиднадзора в территории.

(п. 4.2 в ред. решения Земского Собрания Добрянского муниципального района от 28.12.2007 N 492)

4.3. Определение места расположения размещения отходов, согласовательную и другую документацию осуществляют администрации городских и сельских поселений в порядке, установленном законодательством РФ.

4.4. Администрации городских и сельских поселений определяют собственника объекта размещения отходов. До этого момента таковыми являются сами.

4.5. Собственники объектов размещения отходов, которыми могут быть собственники отходов и(или) которым передано право собственности на отходы, должны:

- получить лицензию на деятельность по обращению с отходами;

- получить лимиты размещения отходов;

- разработать режим работы мест размещения отходов;

- обеспечить контроль за поступающими отходами;

- заключить договоры на передачу отходов со всеми предприятиями, организациями, учреждениями и предпринимателями, обеспечивающими обращение с отходами;

- вести учет количества поступающих отходов. При отсутствии весового хозяйства учет ведется визуально;

- по итогам года представлять статотчетность по форме 2-ТП (отходы);

- вносить плату за размещение отходов в окружающей среде.

4.6. Перечень отходов, принимаемых на санкционированные полигоны, должен согласовываться с территориальным управлением Роспотребнадзора.

4.7. Исключен. - Решение Земского Собрания Добрянского муниципального района от 28.12.2007 N 492.

4.8. На территории свалок ТБО не допускается сжигание отходов.

4.9. Объекты для размещения отходов должны быть обустроены, содержаться подъездные пути и эксплуатироваться в соответствии с природоохранными правилами.

4.10. В случае если отходы брошены собственником отходов или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, на котором находятся брошенные отходы, может, согласно законодательству РФ, обратить их в свою
собственность, приступив к их использованию или, при невозможности их использования, обязано принять меры к захоронению этих отходов на объектах размещения отходов и восстановлению нарушенных земельных участков.

4.11. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр данных объектов, ведение которого осуществляется управлением Ростехнадзора Пермского края.

5. Обращение с отходами на территории

предприятий и организаций

5.1. В соответствии со ст. 11 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ основным документом, регламентирующим обращение с отходами на территории предприятий и организаций различных форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, является проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов (1 раз в 5 лет) и ежегодно получать в установленном порядке лимиты их размещения.

5.2. Предприятия, организации, индивидуальные предприниматели обязаны оборудовать места временного хранения производственных отходов и ТБО на своей территории, могут заключать договоры на передачу права собственности на отходы, обеспечить регулярный вывоз отходов на захоронение, вести учет, обеспечить безопасность хранения. Запрещается всем организациям, индивидуальным предпринимателям, включая объекты торговли, размещение ТБО и других видов отходов на муниципальных контейнерных площадках, если данная услуга по складированию не предусмотрена соответствующим договором и не оплачена дополнительно к тарифу.

5.3. Накопление и хранение отходов на территории предприятий и организаций допускается временно в следующих случаях:

- при использовании отходов в последующем технологическом цикле их полной утилизации;

- при малом образовании отходов и экономической нецелесообразности регулярного вызова.

5.4. Способы временного хранения отходов определяются классом опасности отходов и должны соответствовать санитарным правилам и экологическим требованиям.

На территории предприятий, организаций, учреждений, садоводческих и
дачных объединений, гаражно-строительных кооперативов не допускаются:

- рассыпание твердых, разлив жидких и пыление сыпучих отходов;

- попадание жидких отходов в почву, складирование твердых и сыпучих отходов на почву вне специально отведенных мест;

- складирование отходов на территории водоохранной зоны водных объектов, в зоне санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения.

5.5. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обращению с опасными отходами, ведущаяся с нарушением экологических и санитарных требований, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке.

5.6. Транспортировка отходов производится организациями, имеющими в случаях, предусмотренных законодательством, лицензию на обращение с отходами, специальным транспортом или приспособленным для этих целей транспортом с закрывающим кузов пологом.

Прием-передача отходов на транспортировку оформляется документами, в которых указываются вид, класс опасности (для промышленных отходов), вес (объем) отходов, дата отгрузки, место назначения, наименование отправителя и транспортировщика отходов.

6. Порядок обращения с медицинскими отходами

6.1. Порядок обращения с отходами лечебных учреждений определен санитарными правилами “Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений“.

7. Плата за размещение отходов

7.1. Размещение отходов производства и потребления оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду компенсируется соответствующей платой.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) осуществляется собственником отходов в соответствии с действующим законодательством ежеквартально.

7.2. Администрации городских и сельских поселений:

- устанавливают тарифы на услуги по сбору, транспортированию и захоронению отходов организациям, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами;

- определяют плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов от населения, уборке мест общего пользования.

7.3. Юридические лица, финансируемые из бюджета, обязаны предусмотреть в смете содержания средства на обращение с отходами.

7.4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при
отсутствии установленных лимитов на размещение отходов осуществляют платежи как за сверхлимитное размещение (в 5-кратном размере).

7.5. Плата за размещение отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами и которые подлежат передаче для использования или переработки, не взимается при условии, что эти отходы хранятся не более года.

7.6. Внесение платы за размещение отходов не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по снижению влияния отходов на состояние окружающей среды.

8. Учет обращения с отходами

8.1. Учет отходов всеми хозяйствующими субъектами ведется по:

- видам;

- классам опасности;

- весу (объему для бытовых отходов, собираемых в местах образования);

- местам переработки или захоронения.

8.2. Учет образующихся бытовых отходов производится хозяйствующими субъектами - балансодержателями или собственниками объектов на основании норм накопления, утвержденных в установленном порядке действующими нормативными правовыми актами.

8.3. Учет отходов, образующихся в частных жилых домах, ведется организациями, предоставляющими услуги по их вывозке.

8.4. Отчетность об обращении с отходами (2-ТП отходы, технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах) в соответствии с законодательством представляют балансодержатели или собственники объектов (кроме собственников индивидуальных жилых домов).

Примечание. Допускается возложение ответственности за представление отчетности по обращению с отходами на арендаторов нежилых помещений (в случае, если их число не превышает 2), используемых под производственные или складские цели, при наличии данного условия в договоре аренды нежилого помещения.

8.5. Отчет об обращении с отходами представляется в управление развития территории администрации Добрянского муниципального района в срок до 3 февраля года, следующего за отчетным.

9. Контроль в области обращения с отходами

9.1. Контроль в области обращения с отходами в Добрянском муниципальном районе осуществляется путем контрольно-инспекционной деятельности, определенной законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района.

9.2. Исключен. - Решение Земского Собрания Добрянского муниципального района от 10.07.2009 N 808.

9.3. Должностные лица, осуществляющие контроль за организацией обращения с отходами на территории муниципального района, в соответствии с законодательством имеют право:

- посещать с целью проверки предприятия и организации, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также организации, специализирующиеся в области обращения с отходами;

- требовать и получать у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц для ознакомления документы, разрешающие деятельность в области обращения с отходами (лицензии, разрешения), и иную документацию по осуществлению данной деятельности;

- составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством.

10. Ответственность за несоблюдение требований

обращения с отходами

10.1. Нарушение настоящих Правил, повлекшее нарушение чистоты и порядка на территории Добрянского муниципального района, влечет административную ответственность в соответствии с Законом Пермской области “Об административных правонарушениях“.

10.2. Привлечение к ответственности не освобождает виновника от обязанности устранить допущенное нарушение.

10.3. Перечень лиц, уполномоченных рассматривать дела о нарушении настоящих Правил, определяется в соответствии с действующим законодательством Пермского края (области) и перечнем должностных лиц, утверждаемым администрацией района.

10.4. Штрафы за нарушение настоящих Правил зачисляются в бюджет района на финансирование мероприятий бюджета, предусмотренных на очередной финансовый год.

10.5. Обжалование действий должностных лиц по применению штрафов за нарушения настоящих Правил осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.