Законы и постановления РФ

Решение Земского собрания Краснокамского муниципального района от 23.08.2007 N 112 “Об утверждении ЦКП “Охрана окружающей среды Краснокамского муниципального района на 2007-2010 годы“

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 23 августа 2007 г. N 112

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦКП “ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КРАСНОКАМСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА 2007-2010 ГОДЫ“

В соответствии со ст. 20 Устава Краснокамского муниципального района, рассмотрев проект целевой комплексной программы “Охрана окружающей среды Краснокамского муниципального района на 2007-2010 годы“, Земское собрание Краснокамского муниципального района решает:

1. Утвердить целевую комплексную программу “Охрана окружающей среды Краснокамского муниципального района на 2007-2010 годы“ согласно приложению.

2. Считать утратившим силу решение Краснокамской Думы от 22.06.2005 N 83 “Об утверждении муниципальной целевой комплексной программы “Обращение с отходами производства и потребления на территории КМО на 2005-2009 гг.“.

3. Решение подлежит опубликованию в газете “Краснокамская звезда“.

4. Контроль за исполнением решения возложить на комиссию по ЖКХ, строительству, транспорту и связи Земского собрания Краснокамского муниципального района (Г.П.Новиков).

Глава Краснокамского муниципального района



В.Д.ЖУКОВ

Приложение

к решению

Земского собрания

Краснокамского муниципального района

от 23.08.2007 N 112

ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

“ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КРАСНОКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

РАЙОНА НА 2007-2010 ГОДЫ“

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



---------------T-------------------------------------------------------¬

¦1.1. Регистра-¦ ¦

¦ционный номер ¦ ¦

+--------------+-------------------------------------------------------+

¦1.2. Полное ¦Целевая комплексная программа “Охрана окружающей среды ¦

¦наименование ¦Краснокамского муниципального района на 2007-2010 годы“¦

¦Программы ¦ ¦

+--------------+-------------------------------------------------------+

¦1.3. Условное ¦ЦКП “Охрана окружающей среды“ ¦

¦(краткое) ¦ ¦

¦наименование ¦ ¦

+--------------+-------------------------------------------------------+

¦1.4. ¦Основными аспектами экологической проблемы на террито- ¦

¦Характеристика¦рии Краснокамского муниципального района являются: ¦

¦проблемы, ¦- несоответствие качества атмосферного воздуха и водных¦

¦решаемой ¦объектов нормативным требованиям вследствие высокого ¦

¦Программой ¦уровня техногенной нагрузки, вызванной эксплуатацией ¦

¦ ¦устаревших технологий и оборудования на большинстве ¦

¦ ¦промышленных предприятий, недостаточно активных усилий ¦

¦ ¦этих предприятий по разработке и внедрению ¦

¦ ¦природоохранных мероприятий; ¦

¦ ¦- рост объемов образования и накопления отходов произ- ¦

¦ ¦водства и потребления, недостаточная степень их пере- ¦

¦ ¦работки и утилизации, несоответствие действующих свалок¦

¦ ¦ТБО нормативным требованиям, наличие нарушенных земель;¦

¦ ¦- наличие рисков техногенных аварий с экологическими ¦

¦ ¦последствиями; ¦

¦ ¦- угроза снижения биологического и ландшафтного ¦

¦ ¦разнообразия; ¦

¦ ¦- экообусловленная заболеваемость населения; ¦

¦ ¦- недостаток финансирования природоохранной ¦

¦ ¦деятельности; ¦

¦ ¦- несоответствие общего уровня экологической культуры ¦

¦ ¦населения масштабам существующих проблем в данной сфере¦

+--------------+-------------------------------------------------------+

¦1.5. ¦Цель - оздоровление экологической обстановки и обеспе- ¦

¦Цель Программы¦чение экологической безопасности населения и территории¦

¦ ¦Краснокамского муниципального района, сохранение и ¦

¦ ¦восстановление природных экосистем, обеспечение раци- ¦

¦ ¦онального и устойчивого природопользования за счет ¦

¦ ¦реализации комплекса программных целевых мероприятий ¦

+--------------+-------------------------------------------------------+

¦1.6. ¦Администрация Краснокамского муниципального района ¦

¦Муниципальный ¦(г. Краснокамск, пр. Маяковского, 11) в лице главы ¦

¦заказчик ¦Краснокамского муниципального района Жукова В.Д., ¦

¦ ¦тел. 4-44-54, факс 7-30-59 ¦

+--------------+-------------------------------------------------------+

¦1.7. ¦Заместитель главы Краснокамского муниципального района ¦

¦Руководитель ¦Ваганов В.П., тел. 7-30-59 ¦

¦Программы ¦ ¦

+--------------+-------------------------------------------------------+

¦1.8. ¦Директор муниципального учреждения “Краснокамский ¦

¦Координатор ¦комитет по охране окружающей среды“ Кокшаров С.И., ¦

¦Программы ¦тел. 4-59-70 ¦

+--------------+-------------------------------------------------------+

¦1.9. Головной ¦ООО “ЭКОНТ“ (г. Пермь, ул. Уинская, 44), директор ¦

¦разработчик ¦Наумова Т.В., тел. 261-35-37 ¦

+--------------+-------------------------------------------------------+

¦1.10. Сроки ¦2007-2010 гг. с ежегодными этапами ¦

¦и этапы ¦ ¦

¦реализации ¦ ¦

+--------------+------------T--------T---------------------------------+

¦1.11. Объемы ¦Источники ¦ Всего ¦ В том числе по годам, тыс. руб. ¦

¦финансирования¦финанси- ¦ 2007- +--------T--------T-------T-------+

¦ ¦рования ¦ 2010 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦

¦ ¦ ¦ гг., ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------+--------+--------+--------+-------+-------+

¦ ¦Федеральный ¦459679,5¦209000,0¦250679,5¦ - ¦ - ¦

¦ ¦бюджет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦капитальные ¦459679,5¦209000,0¦250679,5¦ - ¦ - ¦

¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦текущие ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------+--------+--------+--------+-------+-------+

¦ ¦Краевой ¦137375,0¦ 38785,0¦ 36720,0¦32870,0¦29000,0¦

¦ ¦бюджет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦капитальные ¦137375,0¦ 38785,0¦ 36720,0¦32870,0¦29000,0¦

¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦текущие ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------+--------+--------+--------+-------+-------+

¦ ¦Районный ¦ 72586,4¦ 8342,4¦ 17284,6¦24385,6¦22573,6¦

¦ ¦бюджет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦капитальные ¦ 64110,0¦ 6475,0¦ 14825,0¦22360,0¦20450,0¦

¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦текущие ¦ 8476,2¦ 1867,4¦ 2459,6¦ 2025,6¦ 2123,6¦

¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------+--------+--------+--------+-------+-------+

¦ ¦Бюджет ¦ 6116,2¦ 3951,7¦ 897,9¦ 606,3¦ 660,3¦

¦ ¦Краснокам- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦городского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦поселения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦капитальные ¦ 3682,0¦ 3341,0¦ 341,0¦ - ¦ - ¦

¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦текущие ¦ 2434,2¦ 610,7¦ 556,9¦ 606,3¦ 660,3¦

¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------+--------+--------+--------+-------+-------+

¦ ¦Бюджет ¦ 100,0¦ - ¦ 100,0¦ - ¦ - ¦

¦ ¦Майского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦сельского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦поселения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦капитальные ¦ 100,0¦ - ¦ 100,0¦ - ¦ - ¦

¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦текущие ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦

¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------------+--------+--------+--------+-------+-------+

¦ ¦Внебюджетные¦224785,0¦ 88420,0¦ 90065,0¦43150,0¦ 3150,0¦

¦ ¦средства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦капитальные ¦219180,0¦ 86560,0¦ 88620,0¦42000,0¦ 2000,0¦

¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦текущие ¦ 5605,0¦ 1860,0¦ 1445,0¦ 1150,0¦ 1150,0¦

¦ ¦расходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L--------------+------------+--------+--------+--------+-------+--------

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

В настоящей Программе используются термины и определения в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, в том числе:

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и(или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и(или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

нормативы в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды;

мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;

экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

3.1. Введение

Объектом и предметом регулирования настоящей Программы являются, соответственно, территория Краснокамского муниципального района и окружающая среда в ее пределах.

Сфера действия Программы охватывает субъекты хозяйственной деятельности, расположенные на этой территории, вне зависимости от форм собственности и ведомственной подчиненности, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду, включая воздушный бассейн, водные, земельные, лесные ресурсы, растительный и животный мир и другие объекты биосферы, а также на здоровье населения.

Программа разработана в соответствии с Постановлением главы Краснокамского муниципального района Пермского края от 05.09.2006 N 299 “О разработке целевой комплексной программы “Охрана окружающей среды Краснокамского муниципального района на 2007-2010 гг.“.

При ее подготовке, определении концепции и структуры учтены требования, изложенные в решении Краснокамской Думы от 14.09.2004 N 97 “Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации целевых комплексных программ Краснокамского муниципального образования“.

Правовой основой настоящей Программы являются нормы федерального и регионального законодательства, содержащиеся в следующих актах:

- Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р;

- Федеральном законе от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“;

- Федеральном законе от 31.12.2005 N 199-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий“;

- Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“;

- Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“;

- Концепции экологической политики Пермской области на период до 2010 года, принятой Постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 22.04.2004 N 1380.

В состав Программы в качестве неотъемлемой ее части вошли мероприятия, включенные ранее в муниципальную целевую комплексную программу “Обращение с отходами производства и потребления на территории Краснокамского муниципального образования на 2005-2009 годы“, утвержденную решением Краснокамской Думы от 22.06.2005 N 83.

Действие настоящей Программы не распространяется на сферу обращения с радиоактивными отходами, которая регулируется в соответствии с п. 2 статьи 2 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ отдельным законодательством Российской Федерации.

3.2. Характеристика проблемы

Приоритетные факторы. Приоритетными факторами, определяющими состояние окружающей среды на территории Краснокамского муниципального района, являются высокая техногенная нагрузка на нее и наличие существенных экологических рисков. Производственно-хозяйственная деятельность многих предприятий различных отраслей: целлюлозно-бумажной промышленности, общего машиностроения, топливно-энергетического и агропромышленного комплекса, транспорта, а также объектов коммунальной и социальной сферы, по целому ряду параметров не соответствует нормам экологической безопасности вследствие эксплуатации устаревших технологий и оборудования, несоблюдения производственной дисциплины. В результате этого загрязнению подвергаются атмосферный воздух, водные ресурсы, почвы, происходит нарушение земель, негативное воздействие оказывается на растительный и животный мир, увеличивается заболеваемость населения.

Расположение Краснокамского муниципального района в непосредственной близости от г. Перми, крупнейшего индустриального центра Пермского края, с которым он образует единую городскую агломерацию, усугубляет действие вышеуказанных факторов. В зоне перекрестного влияния данных административно-территориальных образований находятся многие объекты природной среды и жилой застройки. При этом можно вполне обоснованно предполагать, что в силу своего более высокого промышленного потенциала степень воздействия г. Перми на окружающую среду района значительно выше, чем у района на краевой центр. Однако эти процессы в настоящее время практически не изучены. В этой связи сложно оценить и эффективность природоохранных мероприятий, выполняемых в г. Перми, с точки зрения влияния их на улучшение экологической ситуации в районе.

Загрязнение атмосферы. В настоящее время на территории Краснокамского муниципального района на учете в контролирующих природоохранных органах состоят более 700 стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха. Ими выбрасываются 93 наименования загрязняющих веществ. Нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) установлены Ростехнадзором для 74 природопользователей.

По данным статистической отчетности в 2006 году валовые выбросы в атмосферу от стационарных источников составили 3561,740 тонны (табл. 1). На пылегазоочистных установках было уловлено 6646,3 тонны загрязняющих веществ, или 93% поступивших на очистку. Утилизировано 1055,57 тонны.

Таблица 1

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

от стационарных источников Краснокамского муниципального

района в 2002-2006 гг.

--------------------------T--------T--------T--------T--------T--------¬

¦ Загрязняющие ¦ 2002 г.¦ 2003 г.¦ 2004 г.¦ 2005 г.¦ 2006 г.¦

¦ вещества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦Всего ¦3674,412¦3175,005¦2643,750¦3005,01 ¦3548,484¦

¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦твердые ¦ 908,907¦ 249,142¦ 256,753¦ 245,309¦ 589,421¦

+-------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦газообразные и жидкие, ¦2765,506¦2925,328¦2386,997¦2759,701¦2959,063¦

¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦сернистый ангидрид ¦ 513,757¦ 181,606¦ 102,043¦ 90,029¦ 341,842¦

+-------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦окись углерода ¦ 249,434¦ 206,951¦ 340,357¦ 413,904¦ 391,907¦

+-------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦окислы азота (в пересчете¦ 890,868¦1178,066¦1206,869¦1145,730¦1322,124¦

¦на NO ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦углеводороды без летучих ¦ 749,893¦ 750,125¦ 191,452¦ 558,402¦ 261,551¦

¦органических соединений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦летучие органические ¦ 347,237¦ 373,346¦ 321,583¦ 281,338¦ 353,551¦

¦соединения (ЛОС) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦прочие газообразные ¦ 14,318¦ 235,308¦ 224,694¦ 270,298¦ 288,087¦

¦соединения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------------------+--------+--------+--------+--------+---------

В период с 2002 года выбросы уменьшились на 125,928 тонны (3,4%). Однако изменения во временном разрезе и по отдельным загрязняющим компонентам носят более сложный характер. Это обусловлено наличием целого ряда разнообразных факторов, определяющих объем выбросов (производственная нагрузка, ввод и выбытие мощностей, вариации в топливном балансе, в том числе в связи с климатическими особенностями отдельных сезонов, состояние технологического и газоочистного оборудования, реализация планов природоохранных мероприятий и др.).

По сравнению с 2005 годом валовые выбросы в атмосферу увеличились на 543,474 тонны (18,1%), в том числе выбросы твердых веществ возросли в 1,4 раза, газообразных - на 7,2%.

Наибольшее количество выбросов в атмосферу (96,76% от валового объема) пришлось на долю десяти предприятий, перечень которых приведен в таблице 2.

Таблица 2

Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

от основных предприятий Краснокамского муниципального района

за 2005-2006 гг.

---------------------------------T------------------------------¬

¦ Название предприятия ¦ Валовые выбросы загрязняющих ¦

¦ ¦ веществ в атмосферу, тонн ¦

¦ +--------T---------------------+

¦ ¦ 2005 г.¦ 2006 г. ¦

¦ ¦ +--------T------------+

¦ ¦ ¦ Всего ¦Доля в общем¦

¦ ¦ ¦ ¦ объеме ¦

¦ ¦ ¦ ¦выбросов (%)¦

+--------------------------------+--------+--------+------------+

¦1. ОАО “ТГК N 9“, филиал ¦ 994,147¦1804,691¦ 50,86 ¦

¦“Закамская ТЭЦ N 5“ ¦ ¦ ¦ ¦

¦2. ФГУП “Пермский свинокомплекс“¦ 876,703¦ 577,705¦ 16,28 ¦

¦3. ОАО “ЦБК “Кама“ ¦ 356,255¦ 318,201¦ 8,97 ¦

¦4. ООО “УралОйл“ (Краснокамский ¦ 151,622¦ 265,964¦ 7,50 ¦

¦район) ¦ ¦ ¦ ¦

¦5. Очерское ЛПУмг (Краснокамский¦ 186,545¦ 186,545¦ 5,26 ¦

¦район), ООО “Пермтрансгаз“ ¦ ¦ ¦ ¦

¦6. ОАО “Пермтрансжелезобетон“ ¦ 121,437¦ 123,202¦ 3,47 ¦

¦7. ОАО “Краснокамский завод ЖБК“¦ 60,882¦ 62,162¦ 1,75 ¦

¦8. ЗАО “Карбокам-Пермь“ ¦ 66,024¦ 44,842¦ 1,26 ¦

¦9. ООО “Краснокамскхлеб“ ¦ 26,057¦ 26,628¦ 0,75 ¦

¦10. ОАО “КЭЛМИ“ ¦ 24,838¦ 23,681¦ 0,67 ¦

¦Прочие предприятия ¦ 140,500¦ 114,863¦ 3,24 ¦

+--------------------------------+--------+--------+------------+

¦Всего по району ¦3005,01 ¦3548,484¦ 100,00 ¦

L--------------------------------+--------+--------+-------------

Самый крупный вклад в загрязнение воздушного бассейна в Краснокамском муниципальном районе (50,7%) вносит ОАО “ТГК N 9“, филиал Закамская ТЭЦ N 5. На данном предприятии в связи с вводом в эксплуатацию турбины N 3 для увеличения выработки электроэнергии и тепла, повышением по этой причине расхода топлива на 76927 тонн (причем в топливном балансе в отличие от предыдущего года присутствовал не только газ, но и уголь) выбросы в 2006 году увеличились на 810,5 тонны, из них зола углей - на 364,7 тонны, сернистый ангидрид - на 262,8 тонны, диоксид азота - на 145,2 тонны. Таким образом, общий рост выбросов в атмосферу по Краснокамскому муниципальному району в 2006 году был вызван, главным образом, данным предприятием.

Валовые выбросы диоксида серы и окиси углерода на ОАО “ЦБК “Кама“ за счет технологических и природоохранных мероприятий снизились на 38,1 тонны, при одновременном увеличении выбросов твердых веществ на 1,8 тонны в связи с увеличением производств ЛСТ на 20%.

На ОАО “ЦБК “Кама“ в 2006 году был зафиксирован аварийный выброс 1,3 тонны загрязняющих веществ по причине возгорания кородревесных отходов на промплощадке предприятия.

На ООО “УралОйл“ в результате ввода в эксплуатацию НПС “Северокамск“ произошел рост выбросов углеводородов на 114,2 тонны.

В связи с проведением натурных измерений и уточнением объемов выделяемого на ФГУП “Пермский свинокомплекс“ метана его выбросы в атмосферу были скорректированы в сторону уменьшения на 299,6 тонны.

Снижение выбросов этанола на 14,1 тонны на ЗАО “Карбокам“ обусловлено уменьшением выпуска готового продукта в результате простоя одной производственной линии.

В соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства выбросы загрязняющих веществ в атмосферу допускаются только на основании соответствующих разрешений. В 2006 году в Краснокамском муниципальном районе продолжалось расширение числа предприятий - участников системы динамического анализа состояния загрязнения атмосферы и нормирования “Лада“, что позволило обеспечить более оперативную и качественную разработку и обновление проектов нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу и выдачу разрешений на выброс.

В то же время следует особо отметить, что ряд предприятий (ОАО “Краснокамское управление механизации“, МУП “Краснокамские коммунальные электрические сети“, ЗАО “Агродорстрой“, Краснокамский РМЗ) осуществляли производственную деятельность без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит увеличивающийся с каждым годом парк автотранспорта. По состоянию на 01.01.2007 в ГИБДД Краснокамского муниципального района зарегистрировано 2660 грузовых и 11605 легковых транспортных средств. На их долю приходится 2755,126 тонны выбросов. Ежегодный прирост составляет около 300 тонн. В связи с введением в эксплуатацию участка строительства автодороги “Обход г. Краснокамска“ количество транзитного автотранспорта, проходящего через город, уменьшилось на 35%.

Мониторинг состояния атмосферного воздуха осуществляется в г. Краснокамске на стационарном посту МУ “Краснокамский комитет по охране окружающей среды“ (обслуживается Пермским центром гидрометеорологической службы), ведомственном посту ОАО “ЦБК “Кама“, а также путем маршрутных и подфакельных наблюдений.

По данным стационарного поста, за последние пять лет отмечено снижение уровня загрязнения атмосферы взвешенными веществами на 50%, сероводородом - 67%, фенолом - 92%, аммиаком - 43%, формальдегидом - 83%, ксилолами - 27%, толуолом - 45%, этилбензолом - 17%. Уровни загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода и бензолом остались практически неизменными. Рост зафиксирован по диоксиду азота и диоксиду серы.

Средние за год и максимальные из разовых концентраций наиболее массовых загрязнителей (пыли, диоксида азота, оксида углерода) в 2006 году были ниже предельно допустимых значений (ПДК).

Однако по ряду специфических веществ в этот период отмечались превышения нормы. Так, разовые концентрации сероводорода 3 раза в течение года превышали ПДК от 1,1 до 2,6 раза, фенола - 9 раз с максимальным значением 1,9 ПДК, ксилолов - 3 раза до 1,7 ПДК, этилбензола - 15 случаев с максимумом в 3 ПДК. Среднегодовая концентрация формальдегида превысила норму в 1,7 раза, наибольший показатель достигал 2,1 ПДК.

Данные маршрутных наблюдений в летний сезон 2006 года в зоне влияния ОАО “ЦБК “Кама“ выявили превышение по сероводороду - 3,4 ПДК, метилмеркаптану - 4,2 ПДК, фенолу - 3,1 ПДК, бензолу - 1,3 ПДК, ксилолу - 2,6 ПДК, этилбензолу - 4,0 ПДК.

В г. Краснокамске, на основании сообщений Пермского центра гидрометеорологической службы, 15 раз вводился режим неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) с целью обеспечения планового снижения валовых выбросов предприятий в атмосферу в этот период.

Загрязнение водных объектов. Несмотря на положительную динамику, антропогенная нагрузка на водные объекты Краснокамского муниципального района остается высокой.

По данным статотчетности за 2006 год, забор свежей воды на территории района составил 112,025 млн. м3, что выше уровня прошлого года на 30,81 млн. м3. На долю поверхностного водозабора пришлось 109,515 млн. м3, на подземные источники - 2,510 млн. м3.

Забор воды Закамской ТЭЦ N 5 из р. Кама увеличился на 31,161 млн. м3, что связано с вводом в эксплуатацию турбины N 3.

На ОАО “ЦБК “Кама“ уменьшение забора на 0,145 млн. м3 произошло за счет уменьшения объемов водопотребления у абонентов.

Объемы водоотведения за период с 2002 по 2006 год возросли с 58,784 до 101,042 млн. м3, или на 71,9%, в том числе только за последний год они увеличились на 29,786 млн. м3, или на 41,8%. При этом на долю четырех предприятий: ОАО “ЦБК “Кама“, Закамской ТЭЦ N 5, ФГУП “Пермский свинокомплекс“, ОАО “Пермтрансжелезобетон“, а также двух объектов коммунального хозяйства - МУП МП “ЖКХ с. Стряпунята“ и МУП “Банно-прачечный комбинат“ приходится 99,9% всех сбросов. В общем объеме водоотведения сбрасываются без очистки 0,0266 млн. м3 и недостаточно очищенных сточных вод - 45,4 млн. м