Законы и постановления РФ

Постановление Главы Кунгурского муниципального района от 24.10.2006 N 81 “О системе оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий“

ГЛАВА КУНГУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2006 г. N 81

О СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБ УГРОЗЕ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ОБ ОПАСНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ

ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

В целях реализации федеральных законов от 12.02.1998 N 28-ФЗ “О гражданской обороне“, от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, для обеспечения своевременного оповещения и информирования органов управления, защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:

1. Утвердить прилагаемое Положение о системе оповещения и информирования
населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера и об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Главам сельских поселений, руководителям объектов производственной и социальной сферы проанализировать состояние дел по организации оповещения, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера и привести их в соответствие с требованиями настоящего Положения.

3. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя главы района Галина П.А.

Глава муниципального района

Н.С.ЮРОВ

Утверждено

Постановлением

главы муниципального района

от 24.10.2006 N 81

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБ УГРОЗЕ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ОБ ОПАСНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ

ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в целях реализации и в соответствии с федеральными законами Российской Федерации:

от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“;

от 11.11.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“;

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “О связи“ принят 07.07.2003, а не 23.12.2004 и имеет номер 126-ФЗ, а не 186-ФЗ.

от 23.12.2004 N 186-ФЗ “О связи“;

от 09.01.1996 N 3-ФЗ “О радиационной безопасности“;

постановлениями Правительства Российской Федерации:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства Российской Федерации N 335 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794“ издано 27.05.2005, а не 28.05.2005.

от 28.05.2005 N 335 “О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 “Положение о Единой государственной системе и ликвидации ЧС“;

от 01.03.1993 N 177 “Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской
Федерации в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время“;

от 01.03.1993 N 178 “О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов“.

1.2. Настоящее Положение определяет состав, задачи, структуру систем оповещения и механизм реализации мероприятий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок их создания, совершенствования и поддержания в постоянной готовности к задействованию.

1.3. Оповещение является одним из важнейших мероприятий, обеспечивающих приведение органов, осуществляющих управление силами Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в установленные степени готовности и доведение в минимально короткие сроки сигналов (команд, распоряжений) и информации. С этой целью на каждом уровне управления (объектовом, местном) создаются системы оповещения.

1.4. Система оповещения является составной частью системы управления РСЧС и представляет собой организационно-техническое объединение сил, линий и каналов связи, аппаратуры оповещения и связи и других средств, размещенных на пунктах управления и объектах связи, а также средств подачи звуковых сигналов оповещения (электросирен) и передачи речевой информации (громкоговорителей), установленных в жилой зоне, населенных пунктах, на объектах производственной и социальной сферы и предназначенных для передачи сигналов и специальной экстренной информации органам управления, силам РСЧС и населению.

2. Структура и задачи систем оповещения

2.1. Система оповещения Кунгурского муниципального района включает в себя:

местную систему оповещения района, а также локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и системы оповещения предприятий производственной и социальной сферы (объектовые системы оповещения).

2.2. Основной задачей местной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения (распоряжений) и экстренной информации от органов, осуществляющих управление силами РСЧС на территории района, до:

- руководящего состава администрации муниципального района;

- администраций сельских поселений;

- аварийно-спасательных служб;

- оперативных дежурных, руководителей потенциально
опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

- населения, проживающего на территории муниципального района.

2.3. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:

- руководителей и персонала объекта;

- объектовых сил и служб;

- руководителей (дежурных служб) объектов производственной и социальной сферы, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

- оперативных дежурных служб, администрации района и администраций поселений;

- населения, проживающего в непосредственной близости от потенциально опасного объекта в зоне действия локальной системы оповещения.

2.4. Основной задачей объектовой системы оповещения является доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:

- руководителей и персонала объекта;

- объектовых аварийно-спасательных формирований.

2.5. Системы оповещения всех уровней используются в целях реализации задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2.6. Задействование систем оповещения производится неавтоматизированным и автоматизированным способами. Основным способом оповещения при работе системы оповещения всех уровней является автоматизированный способ.

2.7. При неавтоматизированном способе оповещения доведение сигналов и информации осуществляется:

по сети связи общего пользования, ведомственным каналам связи без применения специальной аппаратуры оповещения.

2.8. При автоматизированном способе оповещения доведения сигналов и информации осуществляется с использованием специальной аппаратуры оповещения, по каналам связи общего пользования и ведомственным каналам и линиям связи, средствам массовой информации и через операторов сотовой связи.

3. Порядок создания, совершенствования и поддержания в готовности систем оповещения

3.1. Системы оповещения создаются заблаговременно.

3.2. Местные и объектовые системы оповещения создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующих руководителей, органов управления по делам ГО и ЧС,
с участием служб оповещения и связи.

3.3. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов создаются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего руководителя объекта и с привлечением служб оповещения и связи объектов.

3.4. Местные, локальные и объектовые системы оповещения являются составной частью и организационно, технически и программно должны быть взаимоувязаны с областной территориальной системой оповещения.

3.5. Отдел по делам ГО и ЧС, служба оповещения и связи муниципального района, объекты производственной и социальной сферы проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.

3.6. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения при их создании предусматривается:

- доведение сигналов оповещения и информации с нескольких пунктов управления;

- использование нескольких (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;

- размещение средств связи и аппаратуры оповещения на защищенных пунктах управления;

- создание и использование запасов мобильных средств оповещения.

3.7. Запасы мобильных (возимых и переносных) средств оповещения создаются и поддерживаются в готовности к задействованию на местном и объектовом уровнях управления в соответствии с решением руководителя соответствующего органа управления (объекта).

Номенклатура, объем, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения определяются создающим их органом согласно рекомендациям МЧС России или Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России по Пермскому краю.

3.8. В целях поддержания в готовности систем оповещения проводятся проверки их готовности к задействованию и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание.

3.9. Отдел по делам ГО и ЧС планирует и проводит проверки систем оповещения на основании решения руководителя объекта и утвержденных планов проверок.

Проведение всех видов проверок с задействованием сетей вещания на территории района согласовывается с руководством радиовещательных компаний,
при этом проведение проверок с перерывом вещательных программ при передаче правительственных сообщений запрещается.

4. Задействование систем оповещения

4.1. Решение на задействование местной системы оповещения принимает глава муниципального района или его заместитель, объектовой или локальной -руководитель объекта или лицо, его замещающее.

4.2. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются, оперативными дежурными вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.

4.3. Оперативные дежурные администрации района, управления внутренних дел, администраций сельских поселений, объектов, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и действуют в соответствии с имеющимися у них инструкциями по оповещению.

4.4. Для передачи сигналов и информации оповещения населению трансляция программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности может прерываться согласно действующему законодательству.

4.5. Использование местных сетей радио и проводного вещания, телевидения с перерывом трансляции вещательной программы предоставляется главе района только для оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

4.6. Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более пяти минут. Допускается двух-, трехкратное повторение передачи речевого сообщения.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами из студий вещания.

В исключительных, не терпящих отлагательства, случаях допускается передача кратких, нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест дежурных органов (единой дежурно-диспетчерской службы).

4.7. Порядок задействования системы оповещения, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и средств, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются решениями главы района, глав сельских поселений и руководителями объекта.

4.8. О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования систем оповещения докладывается в вышестоящий орган управления по делам ГО
и ЧС.

5. Сигналы оповещения

5.1. Сигнал оповещения - это условный сигнал, передаваемый по системе оповещения и являющийся командой для проведения определенных мероприятий органами, осуществляющими управление службами и силами РСЧС, населением.

5.2. Для оповещения населения установлен единый сигнал “Внимание всем!“

5.3. Сигнал об опасности заражения аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и других опасных для населения последствиях крупных аварий и катастроф подается в случае непосредственной опасности заражения и произошедших крупных авариях и катастрофах с выбросом (разливом) АХОВ.

Для подачи сигнала используются все местные технические средства связи и оповещения. Сигнал дублируется подачей установленных звуковых, световых и других сигналов. По этому сигналу необходимо действовать согласно указаниям соответствующего органа управления ГО и ЧС.

5.4. Сигнал об угрозе затопления подается при угрозе или разрушении гидротехнического сооружения. Население, проживающее в зоне возможного катастрофического затопления, оповещается по локальным системам оповещения, по местным сетям проводного вещания, радиовещания и телевидения путем многократной передачи речевого сообщения.

6. Порядок оповещения и информирования руководящего состава, органов, осуществляющих управление силами РСЧС

6.1. Доведение сигналов (распоряжений) о приведении в готовность органов, осуществляющих управление силами РСЧС, осуществляется оперативными дежурными службами по существующей системе централизованного оповещения и всем имеющимся каналам связи системы связи установленным порядком.

Органы управления по делам ГО и ЧС (оперативные дежурные) подтверждают получение сигналов (распоряжений) и доводят их до своего руководящего состава и подчиненных органов управления.

6.2. Сигналы (распоряжения) передаются по системе централизованного оповещения соответствующего уровня управления вне всякой очереди, с использованием автоматизированных систем централизованного оповещения, циркулярно и выборочно (по направлениям), с городского или загородного пункта управления.

6.3. Сигнал оповещения “Радиационная опасность“ может быть получен от вышестоящего органа, осуществляющего управление силами РСЧС. С получением
данного сигнала решение на оповещение и передачу текстов сообщений для населения принимает глава муниципального района (по данным разведки).

6.4. Оповещение руководящего состава администрации района, глав сельских поселений, руководителей объектов осуществляется по системе циркулярного вызова на служебные и квартирные телефоны; системе пейджинговой радиосвязи, путем прямого оповещения дежурными службами по телефону, посыльным или другими установленными сигналами.

7. Порядок оповещения и информирования населения

7.1. Оповещение и информирование населения об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации осуществляется на основании решения главы района, соответствующего руководителя объекта оперативной дежурной службой с последующим доведением информации по действующим сетям проводного, радио- и телевизионного вещания.

7.2. Для дублирования сигналов оповещения населению и работающей смене объектов производственной и социальной сферы задействуются локальные и объектовые системы оповещения, мобильные средства оповещения, производственные и транспортные гудки.

7.3. Оповещение о начале эвакуации населения организуется установленным порядком главами сельских поселений, на объектах производственной и социальной сферы - руководителями данных объектов и руководителями жилищно-эксплуатационных органов.

7.4. Основным способом оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера считается передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио- и телевизионного вещания независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

7.5. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации проводится включение электросирен, производственных гудков и других сигнальных средств, что означает подачу сигнала “Внимание! Всем!“.

По этому сигналу население, рабочие и служащие объектов производственной и социальной сферы обязаны включить абонентские устройства проводного вещания, радио и телевизионные приемники для прослушивания экстренных сообщений.

По указанному сигналу немедленно приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания (местные, объектовые), радиовещательные и телевизионные станции, включаются
сети наружной звуковой сигнализации. Передача сигналов (сообщений) населению производится по каналам областного (местного) вещания.

Во всех случаях задействования системы централизованного оповещения с включением электросирен до населения немедленно доводятся соответствующие сообщения по существующим средствам проводного, радио- и телевизионного вещания.

7.6. Ответственность за организацию и осуществление своевременного оповещения и информирования населения возлагается на соответствующие органы управления по делам ГО и ЧС.

7.7. Для оповещения и информирования населения в районах размещения потенциально опасных объектов используются локальные системы оповещения, которые предназначены для своевременного доведения до проживающего в зоне ее действия населения, работающих смен потенциально опасного объекта и других организаций, органов управления по делам ГО и ЧС сигнала “Внимание! Всем!“ и информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, а также информации о развитии событий и рекомендаций по дальнейшим действиям.

8. Обязанности органов управления по делам ГО и ЧС, организаций связи Минсвязи России, дочерних предприятий ФГУП “ВГТРК“ и т.д. по оповещению и информированию населения

8.1. Органы управления по делам ГО и ЧС:

разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения информирования населения и организуют их запись на магнитные носители; обеспечивают установку на объектах вещания специальной аппаратуры для ввода сигналов и информации оповещения в программы вещания;

организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных;

планируют и проводят совместно с организациями связи Минсвязи России, дочерними предприятиями ФГУП “ВГТРК“ проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов и информации оповещения;

представляют заявки в организации Минсвязи России на выделение соединительных линий и каналов связи от пунктов управления;

разрабатывают документы о порядке взаимодействия соответствующих оперативных дежурных (диспетчерских) служб при передаче сигналов и информации оповещения по сетям вещания.

8.2. Организации связи:

обеспечивают готовность технических средств оповещения, каналов связи и систем
передачи к доведению сигналов и информации оповещения;

организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб организаций и объектов связи;

осуществляют подготовку эксплуатационно-технического персонала объектов связи.

8.3. Дочерние предприятия ФГУП “ВГТРК“ и филиалы ФГУП:

организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб и обслуживающего персонала объектов вещания;

обеспечивают постоянную готовность технических средств вещания к передаче условных сигналов оповещения и речевой информации;

определяют по заявкам органов управления по делам ГО и ЧС перечень и порядок функционирования радиовещательных станций, предназначенных для передачи сигналов оповещения;

осуществляют по заявкам органов управления по делам ГО и ЧС запись речевых сообщений для населения на магнитные носители;

обеспечивают постоянную готовность персонала объектов вещания к оповещению и информированию населения.

9. Руководство организацией оповещения

9.1. Общее руководство организацией оповещения и информирования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется главой района, главами сельских поселений, руководителями объектов через органы управления по делам ГО и ЧС, службы оповещения и связи соответствующего уровня.

9.2. Непосредственное руководство оповещением осуществляется:

на территории района - отделом по делам ГО и ЧС муниципального района во взаимодействии с районным узлом электросвязи;

на территории поселений - специалистами по ГО и ЧС;

на объектовом уровне - специалистами по ГО и ЧС объектов.

10. Порядок финансирования систем оповещения

10.1. Финансирование создания, совершенствования (реконструкция) и эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения, создание и содержание запасов мобильных средств оповещения всех уровней управления осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. Организация оповещения в военное время

11.1. Организация оповещения в военное время определяется решением соответствующего руководителя гражданской обороны.