Законы и постановления РФ

Постановление Главы Администрации Суксунского муниципального района от 02.03.2006 N 26 “О подготовке населения и нештатных аварийно-спасательных формирований района к действиям по обеспечению защиты от чрезвычайных ситуаций, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий“

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ

СУКСУНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2006 г. N 26

О ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ И НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ

ФОРМИРОВАНИЙ РАЙОНА К ДЕЙСТВИЯМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ

ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ “О гражданской обороне“, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны“ и Постановлением губернатора Пермской области от 31.01.1997 N 26 “О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций“ постановляю:

1. Утвердить Положение о подготовке населения
и нештатных аварийно-спасательных формирований Суксунского муниципального района к действиям по обеспечению защиты от чрезвычайных ситуаций, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, согласно приложению 1.

2. Утвердить Программу обучения населения на территории Суксунского муниципального района, согласно приложению 2.

3. Утвердить Положение об учебном консультационном пункте для обучения неработающего населения, согласно приложению 3.

4. Учебно-консультационные пункты создать на базе городского и сельских поселений.

5. Подготовку населения в области гражданской обороны осуществлять в организациях (в том числе образовательных), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также по месту жительства.

6. Отделу по мобилизационной работе, делам ГО и ЧС администрации района обеспечить пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций, ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе с использованием радио и периодической печати.

7. Финансирование мероприятий по подготовке аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и обучению населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий (а также при ЧС) или вследствие этих действий, осуществляется за счет средств муниципального района.

8. Признать утратившим силу Постановление главы Суксунского района от 30.05.1997 N 143 “О порядке подготовки населения Суксунского района в области защиты от чрезвычайных ситуаций“.

9. Контроль за исполнением Постановления возложить на отдел по мобилизационной работе, делам ГО и ЧС администрации Суксунского муниципального района (Беляева С.В.).

Глава администрации района

А.В.ОСОКИН

Приложение 1

к Постановлению

главы администрации

Суксунского муниципального района

от 02.03.2006 N 26

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ И НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ

ФОРМИРОВАНИЙ СУКСУНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА К ДЕЙСТВИЯМ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

И ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ

Положение разработано в соответствии с Федеральным законом “О гражданской обороне“
от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года N 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны“.

1. Основными задачами по подготовке населения и нештатных аварийно-спасательных формирований Суксунского муниципального района к действиям по обеспечению защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, считать:

изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

совершенствование навыков у руководителей органов местного самоуправления Суксунского муниципального района и организаций по проведению мероприятий по гражданской обороне;

выработка у должностных лиц гражданской обороны умений и навыков руководства проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований предприятий, организаций, учреждений Суксунского муниципального района приемам и способам действий по защите населения, материальных и культурных ценностей района от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Подготовку к действиям по обеспечению защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обязаны проходить следующие категории населения Суксунского муниципального района:

должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной (далее именуются - должностные лица и работники гражданской обороны), а также руководители организаций;

личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований;

работающее население, не входящее в состав аварийно-спасательных формирований (далее - работающее население);

учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждения начального профессионального образования (далее - обучающиеся);

население, не занятое в сфере производства и обслуживания (далее
- неработающее население).

3. Обучение населения Суксунского муниципального района в области гражданской обороны проводить в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Предусмотреть, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны“, обучение населения в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Пермской области, а также по месту работы, учебы и месту жительства.

5. Лица, впервые назначенные на должность, связанную с выполнением обязанностей по гражданской обороне на территории Суксунского муниципального района, обязаны пройти переподготовку или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы.

6. Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса “Основы безопасности жизнедеятельности“ и дисциплины “Безопасность жизнедеятельности“ учреждений общего и профессионального образования предусмотреть не реже одного раза в 5 лет.

7. Формами обучения в области гражданской обороны считать:

а) для глав администраций сельских и городского поселений на территории Суксунского муниципального района:

самостоятельную работу с нормативными правовыми документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий гражданской обороны;

изучение своих функциональных обязанностей по гражданской обороне;

личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях гражданской обороны;

б) для руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны:

самостоятельную подготовку;

переподготовку и повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Пермской области;

участие в учениях и тренировках и других мероприятиях гражданской обороны;

в) для личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований:

повышение квалификации в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Пермской области;

проведение занятий с личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований по месту работы;

участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;

г) для персонала предприятий, учреждений и организаций, не входящего в состав аварийно-спасательных формирований:

проведение занятий по месту работы;

участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне;

индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

д) для учащихся образовательных учреждений:

обучение (в учебное время) по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности“ и дисциплине “Безопасность жизнедеятельности“;

участие в учениях и тренировках по гражданской обороне;

изучение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепередач по тематике гражданской обороны;

е) для неработающего населения (по месту жительства):

посещение мероприятий, проводимых по тематике гражданской обороны (беседы, лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и др.), в учебно-консультационных пунктах;

участие в учениях по гражданской обороне;

изучение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач по тематике гражданской обороны.

8. В целях проверки и закрепления знаний населения и аварийно-спасательных формирований к действиям по обеспечению защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, проводятся комплексные, командно-штабные и тактико-специальные учения, объектовые и штабные тренировки.

9. Граждане, привлекаемые для подготовки по ГО на учения и тренировки, исполняют обязанности согласно ст. 10 Федерального закона “О гражданской обороне“:

проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий;

принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

оказывают содействие органам государственной власти и органам, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

10. Население, привлекаемое на учения и тренировки в области ГО, имеют право:

на информирование о риске, которому они могут подвергнуться в ходе учений и тренировок;

на получение компенсации за ущерб, причиненный их здоровью на учениях и тренировках;

на сохранение средней заработной платы по месту работы на период участия в учениях и тренировках за счет средств организаций, планирующих и проводящих учения и тренировки.

11. Координация подготовки, методическое руководство и контроль за подготовкой населения и аварийно-спасательных формирований к действиям по обеспечению защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возлагается на отдел по мобилизационной работе, делам ГО и ЧС администрации Суксунского муниципального района.

Приложение 2

к Постановлению

главы администрации

Суксунского муниципального района

от 02.03.2006 N 26

ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СУКСУНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В

ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

1. Общие положения

Программа обучения населения Суксунского муниципального района в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одним из элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Программа определяет основы организации и порядок обязательного обучения в целях подготовки их к умелым действиям при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, с учетом специфических особенностей административных районов, населенных пунктов, отраслей и объектов экономики, расположенных на территории этих населенных пунктов.

В программе изложены методика обучения, тематика
и расчет часов, определяющих базовое содержание подготовки, а также требования к уровню знаний, умений и навыков неработающего населения, прошедшего обучение.

2. Организация обучения

2.1. Обучение неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в соответствии с требованиями федеральных законов “О гражданской обороне“ и “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, Постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.1995 N 738 “О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций“, Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны“, Указа губернатора Пермской области от 20.08.2001 N 200 “Об утверждении Положения по организации обучения населения Пермской области по вопросам гражданской обороны“, Организационно-методических указаний по обучению населения в области ГО и защиты от ЧС, подписанных губернатором области, приказов и указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и осуществляется в учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне по месту жительства.

2.2. Программа определяет базовое содержание подготовки неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и рассчитана по объему на 12 часов.

2.3. Обучение неработающего населения проводится в форме консультаций, рекомендаций, изучения памяток, самостоятельного обучения, заключающегося в просмотре телепередач и видеофильмов, прослушивании радиопередач по соответствующей тематике.

2.4. Руководители учебных групп ежегодно назначаются из числа работников жилищно-эксплуатационных организаций приказами начальника организации. Они должны пройти подготовку на курсах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

2.5. Ответственность за организацию обучения неработающего населения возлагается на руководителей гражданской обороны городского и
сельских поселений.

2.6. В ходе занятий серьезное внимание должно уделяться психологической подготовке обучаемых, выработке у них уверенности в надежности и эффективности мероприятий гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уверенности в своих знаниях и силах.

В результате обучения работники организаций, не входящие в состав формирований ГО, должны:

знать:

основные требования руководящих документов по вопросам гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;

задачи и возможности гражданской обороны в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

задачи и возможности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в обеспечении защиты работников организаций в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

основные мероприятия гражданской обороны и районного звена РСЧС по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;

уметь:

четко действовать по сигналам оповещения, практически выполнять мероприятия защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

защищать себя и членов семьи от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, четко и уверенно действовать в случае производственной аварии на своем объекте;

пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки;

оказывать первую медицинскую помощь при травмах и повреждениях.

3. Рекомендуемая тематика и расчет часов учебных занятий

-----T--------------------------------T------------T------¬

¦ N ¦ Наименование тем занятий ¦Вид занятия ¦Кол-во¦

¦темы¦ ¦ ¦часов ¦

L----+--------------------------------+------------+-------

1 Гражданская оборона как система Лекция 1

общегосударственных мер по

защите населения от опасностей,

возникающих при проведении

военных действий или вследствие

этих действий

2 Опасности, возникающие при Лекция 1

ведении военных действий или

вследствие этих действий

3 Организация Единой Лекция 1

государственной системы

предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

4 Действия населения в Практическое 2

чрезвычайных ситуациях занятие

природного характера

5 Действия
населения в Практическое 2

чрезвычайных ситуациях занятие

техногенного характера

6 Основные мероприятия гражданской Групповое 2

обороны и единой государственной упражнение

системы предупреждения и

ликвидации чрезвычайных ситуаций

по защите населения

7 Действия населения при угрозе Групповое 1

терроризма занятие

8 Оказание первой медицинской Практическое 2

помощи. Основы ухода за больными занятие

Итого 12

4. Содержание тем занятий

Тема N 1. Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны.

Предназначение и задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороны. Организация гражданской обороны Российской Федерации. Руководство гражданской обороны. Силы гражданской обороны.

Структура гражданской обороны на объектах экономики. Основные задачи гражданской обороны объекта. Силы гражданской обороны объекта и их функции.

Тема N 2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ядерное оружие и его боевые свойства. Поражающие факторы ядерного взрыва и их характеристика. Защита от поражающих факторов.

Химическое оружие и последствия его применения. Отравляющие вещества, их классификация, воздействие на организм человека. Характерные признаки применения отравляющих веществ. Защита от поражающих факторов химического оружия.

Бактериологическое (биологическое) оружие и последствия его применения. Способы применения бактериологического оружия. Признаки применения бактериальных средств. Защита от поражающих факторов бактериологического оружия.

Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения.

Тема N 3. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.

Цели и задачи РСЧС. Структура РСЧС. Территориальные и функциональные подсистемы, уровни РСЧС. Корректирующие органы РСЧС. Роль и задачи комиссий по чрезвычайным ситуациям на каждом уровне. Постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления РСЧС, их структура и функции.

Режимы функционирования РСЧС. Условия, при которых устанавливаются режимы функционирования и осуществляемые мероприятия.

Силы и средства РСЧС. Общие сведения о финансовых и материальных резервах, системах связи, оповещения и информационного обеспечения РСЧС.

Тема N 4. Действия населения в чрезвычайных ситуациях природного характера.

Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.

Стихийные бедствия геологического характера.

Стихийные бедствия метеорологического характера.

Стихийные бедствия гидрологического характера.

Природные пожары (лесные и торфяные).

Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.

Порядок действий работников организаций в условиях ЧС, способы защиты в условиях ЧС.

Тема N 5. Действия населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характеристика.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия.

Ионизирующее излучение. Доза облучения. Источники облучения населения.

Действия населения: при оповещении об аварии с выбросом радиоактивных веществ; при эвакуации; при нахождении в доме; при движении по зараженной местности.

Последствия радиационных аварий. Виды радиационного воздействия на людей и животных.

Соблюдение специального режима поведения при проживании на местности с повышенным радиационным фоном. Йодная профилактика, необходимость и порядок ее проведения.

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и их последствия.

Классификация аварийно опасных веществ по характеру воздействия на организм человека. Характеристика наиболее распространенных аварийно химически опасных веществ.

Пожары и взрывы в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях. Общие сведения о пожарах и взрывах, их возникновении и развитии. Основные поражающие факторы пожара и взрыва.

Действия населения при возникновении пожаров и взрывов. Особенности поведения людей при сильном задымлении, при загорании электроприборов.

Действия человека, оказавшегося в завале после взрыва.

Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Аварии на гидродинамически опасных объектах. Общие сведения о гидротехнических сооружениях, гидродинамически опасных объектах и гидродинамических авариях.

Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий. Основные меры по защите населения от гидродинамических аварий.

Действия населения: при заблаговременном оповещении о гидродинамической аварии; при внезапной опасности разрушения плотины; после аварии и спада воды.

Аварии на транспорте

Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины и последствия.

Правила безопасного поведения при пользовании железнодорожным транспортом. Действия пассажиров при крушении поезда и при пожаре в поезде.

Аварии на воздушном транспорте, их основные причины и последствия. Индивидуальные и групповые спасательные средства.

Аварии на водном транспорте, их основные причины и последствия. Действия пассажиров при нахождении в спасательном плавательном средстве. Правила пользования индивидуальными и спасательными средствами.

Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай), их причины и последствия.

Действия пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая: при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании); при пожаре; при падении транспорта в воду.

Аварии на трубопроводном транспорте.

Признаки аварии, причины аварий, последствия. Порядок действия людей, оказавшихся в зоне аварии. Куда сообщить об аварии на трубопроводном транспорте.

Тема N 6. Основные мероприятия гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по защите населения.

Оповещение. Действие населения по сигналам оповещения.

Эвакуация и рассредоточение, цели эвакуации, принципы и способы эвакуации. Эвакоорганы, порядок проведения эвакуации.

Организация инженерной защиты населения. Классификация защитных сооружений. Порядок заполнения защитных сооружений и пребывание в них.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания (изолирующие, фильтрующие, простейшие). Правила и порядок применения.

Средства индивидуальной защиты кожи. Назначение, классификация. Герметизация одежды.

Медицинские средства индивидуальной защиты. Состав, назначение, порядок применения.

Санитарная обработка людей. Виды санитарной обработки, назначение, порядок применения.

Повышение защитных свойств жилища от проникновения РВ, АХОВ, биологически опасных веществ.

Защита продуктов питания от заражения РВ, АХОВ, биологически опасными веществами.

Организация защиты сельскохозяйственных животных.

Тема N 7. Действия населения при угрозе терроризма.

Понятие о терроризме, террористическом акте, участниках террористического акта. Виды терроризма.

Поведение воспитателей, персонала дошкольного учреждения в террористическом акте (захвате заложников), выполнение требований террористов, выдвижение встречных требований, ведение переговоров. Обеспечение безопасности детей (в т.ч. и психологической).

Действия при обнаружении взрывного устройства, отравляющих веществ и опасных биопрепаратов (оцепление места события, изоляция места события, эвакуация детей и персонала).

Сообщение о террористическом акте (закладке взрывного устройства, отравляющих веществ и опасных биопрепаратов).

Тема N 8. Оказание ПМП. Основы ухода за больными.

Средства оказания первой медицинской помощи и правила пользования ими.

Приемы и способы остановки кровотечений и наложения повязок на раны.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихах и ушибах.

Оказание первой медицинской помощи при ожогах (термических и химических).

Оказание первой медицинской помощи при шоке, обмороке, поражении электрическим током, обморожении.

Первая медицинская помощь при отравлениях и поражениях отравляющими веществами.

Проведение сердечно-легочной реанимации.

Приложение 3

к Постановлению

главы администрации

Суксунского муниципального района

от 02.03.2006 N 26

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ПУНКТАХ ПО ГОЧС В СУКСУНСКОМ

МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

Основная цель создания учебно-консультационных пунктов (далее - УКП) - обеспечение нормальных условий для подготовки людей по проблемам ГОЧС по месту жительства.

Ответственность за оборудование, организацию занятий и обучение граждан на этих пунктах несут руководители гражданской обороны городского и сельских поселений.

Непосредственными организаторами обучения населения по месту жительства являются руководители гражданской обороны городского и сельских поселений. Они обязаны вести учет неработающего населения, добиваться его полного охвата, обеспечивать высокий уровень проведения занятий. Основное внимание при обучении этой категории населения обращать на морально-психологическую подготовку и умелые действия в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его проживания, воспитание у него чувства высокой ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений.

Местные и объектовые органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, учебно-методический центр, курсы гражданской обороны (далее - курсы ГО) оказывают методическую и практическую помощь руководителям ГО городского и сельских поселений при планировании и проведении занятий, предоставляют (при необходимости) свою учебно-материальную базу, содействуют обеспечению учебно-консультационных пунктов учебной, методической литературой и наглядными пособиями, участвуют в подборе, закреплении и подготовке инструкторов (руководителей занятий). Руководители гражданской обороны городского и сельских поселений не реже одного раза в пять лет проходят обучение в областном учебно-методическом центре по 35-часовой программе.

Подготовку руководителей и инструкторов УКП осуществляют курсы ГО по 12-часовой программе ежегодно. В ходе этих занятий обязательно отрабатывается порядок подготовки и методика проведения объектовых тренировок.

Для проведения занятий обучаемые сводятся в учебные группы. На каждую из них назначается инструктор (руководитель занятий), как правило, из числа офицеров, прапорщиков и сержантов запаса, ветеранов и активистов гражданской обороны, активистов советов самоуправлений микрорайонов, а в сельской местности, кроме того, - из числа преподавателей ОБЖ и наиболее подготовленных по ОБЖ учащихся выпускных классов общеобразовательных учреждений, к проведению занятий по медицинским темам целесообразно привлекать медицинских работников (врачей, фельдшеров, медицинских сестер, в том числе из пенсионеров), студентов старших курсов медицинских учебных заведений и сандружинниц, имеющих необходимую подготовку.

Учебные группы создаются из жителей одного дома (нескольких домов или подъездов), а в сельской местности - из близлежащих домов одной или нескольких улиц. Рекомендуемый состав группы - 20 человек. При создании групп учитывается возраст, состояние здоровья и уровень подготовки обучаемых по проблемам гражданской защиты. Обучение проводится в течение года, по мере комплектования групп.

Основным планирующим документом является расписание занятий, составленное на учебный год и рассчитанное на 12 часов, в соответствии с Программой подготовки рабочих, служащих, работников сельского хозяйства и неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, утвержденной распоряжением губернатора Пермской области от 25.12.2001 N 726-р. Длительность и время проведения занятий согласовывается с учебной группой и, как правило, составляет 45 минут. Руководитель ведет журнал учета занятий.

За учебными классами закрепляются постоянные места занятий: классы, клубы, актовые залы и т.д. Рекомендуется активно использовать учебно-материальную базу курсов ГО, объектов экономики.

На занятиях широко применяются технические средства обучения: наглядные и учебные пособия, кино- и видеофильмы, диафильмы и др. Регулярно организуются встречи населения с ветеранами ГО и ЧС, участниками ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

В конце учебного года с целью закрепления полученных знаний и практических навыков, определения степени усвоения материала методом беседы в сочетании с выполнением нормативов по ГО и ЧС проводится 2-часовое итоговое занятие. Основное внимание в ходе него обращается на умение действовать по сигналу “Внимание всем!“, знание правил пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты и практическое выполнение приемов оказания первой медицинской помощи.

Неработающее население, прошедшее обучение по 12-часовой программе, может привлекаться на тренировки и учения, проводимые на территории поселений и объектах экономики.

Финансовые и материальные расходы, связанные с организацией работы УКП, оплата труда инструкторов (руководителей занятий) производится за счет бюджета городского и сельских поселений.

На учебно-консультационных пунктах целесообразно разместить информационно-справочные стенды по ГО, которые должны:

- помочь населению разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени;

- дать в концентрированном виде информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории области, района, населенного пункта;

- ознакомить со способами и порядком защиты населения по месту жительства при возникновении ЧС;

- рассказать о тех вредных и ядовитых веществах, которые имеются на предприятиях поселка, какими свойствами обладают, чем опасны;

- напомнить об основных способах оказания первой медицинской помощи пострад“вшим;

- ознакомить со структурой гражданской обороны, должностными лицами, которые отвечают за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.

Информационно-справочные стенды целесообразно создавать из 7 разделов:

- кто и как оповестит;

- если стихийное бедствие;

- это может случиться;

- как поступить;

- помощь пострадавшим;

- защита;

- наша гражданская оборона.

При оформлении информационно-справочных стендов следует помнить, что это не выставка плакатов, фотографий, рисунков. Здесь должны быть сконцентрированы и четко расписаны действия населения с учетом тех чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть как в мирное, так и в военное время. Для оформления стендов лучше использовать комплекты цветных плакатов.