Законы и постановления РФ

Решение Земского Собрания Верещагинского района от 17.05.2001 N 6/37 “О стратегии социально - экономического развития Верещагинского района на 2001 - 2005 гг.“

Вступил в силу с 17 мая 2001 года (пункт 4 данного документа).

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ВЕРЕЩАГИНСКОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 17 мая 2001 г. N 6/37

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ВЕРЕЩАГИНСКОГО РАЙОНА НА 2001 - 2005 ГГ.

В соответствии со ст. 34 Закона Пермской области “О местном самоуправлении в Пермской области“ и ст. 13 Устава Верещагинского района, в целях выработки согласованных решений при проведении единой целенаправленной политики социально - экономического развития района, приоритетности формирования и защиты статей расхода районного бюджета на каждый последующий год, Земское Собрание решает:

1. Утвердить стратегию социально - экономического развития Верещагинского района на 2001 - 2005 гг. согласно приложению.

2. Управлениям и отделам администрации района
обеспечить разработку программ по отраслям социально - экономического развития района и внести на рассмотрение Земского собрания в срок до 01 ноября 2001 года.

3. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя главы администрации района по экономике Соловьева В.Г.

4. Решение вступает в силу с момента его принятия.

Глава Верещагинского района

председатель Земского Собрания

Ю.Г.СТАРКОВ

Приложение

к решению

Земского собрания

от 17.05.2001 N 6/37

СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЕРЕЩАГИНСКОГО

РАЙОНА НА 2001 - 2005 ГОДЫ

Содержание

1. Введение

2. Анализ социально - экономической ситуации в районе

3. Развитие отраслей материального производства промышленность

- промышленности

- сельского хозяйства

4. Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения

5. Развитие и поддержка малого предпринимательства

6. Архитектура и строительство

7. Развитие жилищно - коммунального хозяйства

8. Развитие транспорта, связи, местного телевидения

9. Развитие социальной сферы

10. Правоохранительная деятельность и пожарная безопасность

11. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов

12. Бюджетная политика

13. Механизм реализации стратегии

14. Источники реализации стратегии

15. Контроль за исполнением

1. ВВЕДЕНИЕ

Среднесрочная стратегия основных направлений социально - экономического развития района на 5 лет является документом, регламентирующим основные направления работы отделов и управлений администрации района в сотрудничестве с организациями всех форм собственности, администрацией области, Департаментом агропромышленного комплекса и др. областными структурами.

Стратегия разработана в соответствии с Законом Пермской области “О местном самоуправлении в Пермской области“, Решением Законодательного собрания области от 22.06.2000 N 1026 “Концепция комплексной целевой программы развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Пермской области“, постановлением губернатора Пермской области “О методических указаниях о порядке подготовки, рассмотрения, утверждения и финансирования целевых областных программ“ от 13.11.96 N 401.

Основными целями принимаемой стратегии являются:

1. Повышение жизненного уровня и занятости населения через дальнейшее повышение роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства в районе.

2. Создание
экономических условий, материальных и моральных стимулов для успешного функционирования и развития всех отраслей экономики района.

3. Рациональное использование технического, финансового, трудового потенциала района.

4. Улучшение материально - технической базы и условий функционирования организаций социальной сферы.

2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РАЙОНЕ

На 01.01.01 экономику района представляют 276 организаций различных организационно - правовых форм, прошедших государственную регистрацию; 859 индивидуальных предпринимателя, 264 крестьянских хозяйства, из которых только 205 действующих. Ежегодно прекращают свою деятельность около двадцати организаций всех форм собственности, 70 - 80 индивидуальных предпринимателей, 13 - 16 крестьянских хозяйств.

Численность постоянного населения в районе незначительна, но увеличивается за счет механического прироста (миграции). К 1996 году население увеличилось на 300 человек. В то же время снижается численность трудоспособного населения. В течение последних 9 лет смертность значительно превышает рождаемость как в районе, так и в целом по области. Значительными темпами стала возрастать смертность и на селе. В 2000 году отмечается самая низкая рождаемость за последние 10 лет. Увеличивается смертность лиц в трудоспособном возрасте.

Население района стареет, средний возраст составил 33 года в 1999 году против 30 в 1994 г.

Одновременно наблюдается тенденция возрастания неработающей части населения, из 30147 человек которой 10957 - это пенсионеры, или 36,3%, 9769 человек (32,4%) - учащиеся школ и специальных учебных заведений. На каждого работающего приходится 1,8 человека неработающих. Ежегодно возрастает число безработных граждан, уровень общей безработицы в районе возрос с 20,2% до 24,9%, тогда как зарегистрированной снизился с 7,6% до 1,6%. Район является промышленно - сельскохозяйственным, на долю промышленности приходится свыше 77% всех производимых товаров и услуг в районе, около четверти всех рабочих мест,
почти 70% валовой прибыли. За период с 1996-2000гг. в течение трех лет отмечается рост физических объемов промышленного производства, в т.ч. за 1999 г. - на 29%, за 2000 год на 4,6%. В целом за пятилетку рост физических объемов составил 22,3%. Поэтому дальнейшее развитие промышленности позволит сохранить и поднять экономический потенциал района.

Производство валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах остается почти на одном уровне, т.к. цены на сельхозпродукцию растут незначительно. Незначительными темпами (2 - 4%), но ежегодно снижается поголовье КРС.

Рост потребительских цен в районе за прошедшие 5 лет значительно превышает темпы роста заработной платы и в целом доходов на одного жителя. К 1996 году потребительские цены возросли почти в 5,5 раза, в т.ч. на продовольственные товары - в 4,3 раза, тогда как среднемесячная зарплата возросла только в 2,4 раза, а реальная же заработная плата снизилась в 2,3 раза. Общие доходы на одного жителя возросли в 2,6 раза, удельный вес заработной платы в них составил 59%.

В связи с падением покупательской способности населения, розничный товарооборот в сопоставимых ценах снизился за пятилетку на 38%, в т.ч. за 2000 год - на 14%; объем же платных услуг в сопоставимых ценах возрос в 2,3 раза. Вклады населения в банках увеличились почти в 4 раза.

Материально - техническая база почти всех организаций слабая, износ основных фондов составляет до 80%. Финансовое состояние многих организаций сельского хозяйства ухудшается, рост кредиторской задолженности значительно опережает рост дебиторской.

Снижается уровень собственных доходов в районном бюджете, увеличивается его дотационность в связи с тем, что ежегодно увеличивается прием в муниципальную собственность ведомственного жилфонда и объектов социальной
сферы и инженерной инфраструктуры. Уровень собственных доходов районного бюджета снизился с 59% в 1996 г. до 37% в 2000 году.

Более значительными темпами за последние годы стали возрастать капитальные вложения как за счет средств организаций, так и средств районного бюджета.

----T---------------------------T---------T-----T-----T-----T------T---------T---------¬

¦ N ¦ Показатели ¦Ед. изм. ¦ 1996¦ 1997¦ 1998¦ 1999 ¦2000 г. ¦% 2000 г.¦

¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к 1999 ¦

+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+

¦ 1 ¦Объем промышленной ¦млн. руб.¦345,5¦323,1¦303,8¦ 747,7¦1005,3 ¦ 291,0 ¦

¦ ¦продукции в дейст. цен. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+

¦ 2 ¦Индекс физического объема ¦ % ¦105,7¦90,3 ¦ 95,0¦ 129,0¦ 104,6 ¦ 122,3 ¦

+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+

¦ 3 ¦Индекс потребительских цен:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- по району ¦ % ¦136,3¦121,4¦153,1¦ 156,7¦ 138,0 ¦ 548,0 ¦

¦ ¦- по области ¦ % ¦125,3¦110,5¦183,7¦ 136,8¦ 124,5 ¦ 433,0 ¦

+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+

¦ 4 ¦Валовая продукция сельского¦млн. руб.¦ 12,9¦ 13,0¦ 12,7¦ 12,1¦В действ.¦ ¦

¦ ¦хозяйства в ценах 1994 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ценах ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦158,0 ¦ ¦

+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+

¦ 5 ¦Доходы районного бюджета ¦млн. руб.¦ 69,9¦ 98,1¦ 86,9¦ 126,6¦ 199,9 ¦ 234,0 ¦

+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+

¦ ¦В т.ч. собствен. район. ¦ -“- ¦ 41,0¦ 43,0¦ 39,4¦ 58,1¦ 73,7 ¦ 173,4 ¦

+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+

¦ ¦К общим доходам ¦ % ¦ 58,6¦ 43,8¦ 45,4¦ 45,9¦ 36,9 ¦ ¦

+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+

¦ 6 ¦Среднемес. зараб. плата ¦ руб. ¦676 ¦765 ¦770 ¦1134 ¦1642 ¦ 242,9 ¦

L---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+----------

В то же время еще слаба материально - техническая база учреждений социальной сферы, недостаточно выделяется финансовых средств для ее эффективного функционирования. Незначительными темпами, но продолжает расти преступность как среди взрослого населения, так и среди несовершеннолетних граждан. Набирает темпы рост социально значимых заболеваний (СПИД, туберкулез, наркомания).

3. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Основными задачами промышленной политики в районе на данном этапе стратегии являются: прекращение спада объемов производства промышленной продукции и создание предпосылок к его устойчивому росту, для чего необходимо:

1. Формирование благоприятных условий для развития предприятий.

2. Сотрудничество и всемерная поддержка директоров, развивающих производство. Создание районного резерва руководителей.

3. Модернизация и интенсификация производства. Поддержание оптимального количества рабочих мест. Оказание помощи в привлечении инвестиций.

4. Налаживания совместной работы товаропроизводителей и
предприятий торговли по обеспечению населения продукцией предприятий района. Активная маркетинговая политика.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

1. Внедрение и развитие системы работы с кадрами.

2. Техническая модернизация сельскохозяйственного производства с преимущественным использованием средств районного и областного бюджетов.

3. Комплексный переход к энерго- и ресурсосберегающим технологиям производства, последовательное повышение продуктивности полей и ферм. Сокращение пустующих земель.

4. Повсеместное внедрение хозрасчета.

5. Активная маркетинговая политика.

4. РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И БЫТОВОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1. Совершенствование и расширение форм и методов торговли, бытового обслуживания и общественного питания; повышение качества и культуры обслуживания; развитие материально - технической базы.

2. Повышение конкурентоспособности предприятий в рыночной

среде, для чего провести обязательную сертификацию продукции и услуг розничной торговли и общественного питания, бытовых услуг на соответствие установленным требованиям.

3. Расширение услуг заготовительной и перерабатывающей деятельности потребительской кооперации в районе.

5. РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. Формирование системы поддержки развития малого предпринимательства на уровне местного самоуправления, создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в районе и активизация его деятельности.

2. Увеличение занятости и самозанятости населения за счет создания новых рабочих мест на базе малого бизнеса, снижения безработицы.

3. Приоритетными видами деятельности субъектов малого предпринимательства считать:

- организацию общественного питания;

- строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения;

- оказание бытовых и медицинских услуг населению;

- производство изделий народных промыслов и ремесел.

6. АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО

1. Придание архитектурной выразительности городу и сельским населенным пунктам за счет строительства объектов по преимущественно - индивидуальным проектам с использованием современных строительных материалов и реконструкции существующих объектов.

2. Обеспечение первоочередного строительства объектов инженерной инфраструктуры и сноса ветхого жилья для первоочередного развития центра города Верещагино.

3. Привлечение дополнительных инвестиций, введение ипотечного кредитования, создание других условий для индивидуального жилищного строительства и формирования
рынка жилья как социально - доступного, так и повышенной комфортности. Развертывание строительства жилья для работников бюджетной сферы.

7. РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

1. Продолжение газификации города Верещагино и района.

2. Внедрение энергоресурсосберегающих технологий в отраслях жилищно - коммунального хозяйства.

3. Благоустройство территории г. Верещагино и населенных пунктов района за счет привлечения организаций всех форм собственности и физических лиц; укрепление материально - технической базы муниципальных предприятий и сельских администраций.

4. Дальнейшее развитие и совершенствование тепло - энергетического и водопроводно - канализационного хозяйства района.

8. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, МЕСТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

1. Наиболее полное удовлетворение нужд населения района в пассажирских перевозках.

2. Реконструкция городской телефонной сети, внедрение беспроводного радиовещания; открытие корреспондентского пункта “Радио Прикамья“ и районного телевидения.

9. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Основными задачами развития социальной сферы района считать:

В области культуры:

1. Укрепление материально - технической базы учреждений культуры, модернизирование библиотечного дела, сохранение историко - культурного наследия Верещагинского района.

2. Проведение культурно - досуговых мероприятий гуманистической направленности к памятным датам и событиям, используя истоки традиционной русской и советской культуры.

3. Развивать систему начального музыкального образования.

4. Формирование многоканальной системы досуговой деятельности и детского творчества.

в области образования:

1. Модернизация сети муниципальных общеобразовательных учреждений согласно программе Минобразования РФ “О модернизации системы образования“.

2. Улучшение условий образовательного процесса в деятельности общеобразовательных учреждений через укрепление их материально - технической базы и информатизацию образования.

3. Развитие форм оздоровления учащихся в ходе учебно - воспитательного процесса. Создание единого оздоровительного центра в районе для детей школьного возраста.

4. Расширение форм досуга для детей разного возраста.

в области здравоохранения:

1. Усиление работы, направленной на профилактику заболеваний и активную пропаганду здорового образа жизни среди населения.

2. Развитие поликлинической службы (детской и взрослой) с
целью увеличения видов, объема и качества медицинской помощи населению.

3. Улучшение качества диагностики, внедрение новых методик диагностики, лечения и реабилитации больных.

4. Укрепление кадрового потенциала учреждений здравоохранения района.

5. Продолжение и активизация работ по профилактике и лечению социально значимых заболеваний.

в области физической культуры и спорта:

1. Обеспечить привлечение широких слоев населения для занятия физической культурой и спортом за счет создания дополнительных условий и возможностей для их физического развития и пропаганды здорового образа жизни.

2. Провести реконструкцию городского стадиона в соответствии с нормативными требованиями.

3. Для усиления спортивной работы с детьми открыть в городе центр дополнительного физкультурно - спортивного образования;

в области молодежной политики:

1. Расширение сети детских и молодежных объединений, клубов и активизация их деятельности.

2. Создание муниципального социального учреждения “Центр социальной адаптации подростков и молодежи“.

3. Содействие в улучшении жилищных условий для молодых семей через развитие молодежно - жилищных кооперативов.

4. Содействие трудоустройству молодежи и увеличение охвата числа учащихся временной занятостью.

в области социальной защиты:

1. Оказание помощи социально - незащищенным категориям населения в соответствии с районной и областными программами.

2. Обеспечение средствами адаптации инвалидов; создание для них безбарьерной среды передвижения, специализированного предприятия и центра социальной реабилитации инвалидов.

3. Организация отдыха, оздоровления детей из малообеспеченных семей. Оказание психолого - педагогической помощи малообеспеченным слоям населения.

4. Укрепление кадрового потенциала учреждений социальной защиты населения.

5. Развитие сети социального обслуживания населения сельских территорий.

10. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЖАРНАЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ

1. Борьба с преступностью, охрана общественного порядка и общественной безопасности граждан, укрепление материально - технической базы милиции общественной безопасности.

2. Усиление правовой работы и пропаганды среди населения сотрудниками милиции общественной безопасности путем систематических встреч по микрорайонам города и на сходах сельских граждан, в учебных заведениях.

3. Совместно с другими службами повысить уровень профилактической работы среди несовершеннолетних граждан по предупреждению наркомании и алкоголизма.

4. Создание необходимых условий для укрепления пожарной безопасности района, уменьшения гибели, травматизма людей и размера материальных потерь от пожаров.

11. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ

РЕСУРСОВ

1. Дальнейшее сохранение биоразнообразия и устойчивости природных экологических систем.

2. Реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.

3. Создание фундаментальной базы экологического образования и воспитания населения.

4. Развитие рынка земли и ипотечного кредитования, кадастровой деятельности в управлении землей.

5. Совершенствование системы управления и нормативно - правового регулирования земельными ресурсами района.

6. Усиление контроля за использованием и охраной земель, природных ресурсов.

12. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

1. Обеспечение эффективной налоговой политики, проводимой на территории района.

2. Увеличение собираемости налогов и сборов и снижение задолженности по ним в районный бюджет.

3. Осуществление мер по реструктуризации задолженности по платежам в районный бюджет.

4. Эффективное использование муниципального имущества.

5. Обеспечение активного использования местных финансов в целях воздействия на социально - экономическое развитие района.

6. Совершенствование методики бюджетного планирования и финансирования.

7. Усиление финансового контроля за рациональным и целевым использованием бюджетных средств.

13. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Реализация направлений стратегии социально - экономического развития района будет осуществляться путем:

1. Разработки прогнозов и анализов социально - экономического развития района по направлениям, предусмотренными стратегией.

2. Принятия специальных программ развития отдельных отраслей.

3. Принятия Плана действий администрации района исходя из стратегических задач социально - экономического развития района на очередной год.

4. Принятия нормативных актов главы района по соответствующим направлениям развития района.

5. Принятия решений Земского Собрания, Совета директоров и экономического Совета, депутатских и других комиссий и общественных организаций.

Главным звеном в реализации стратегии являются Земское Собрание и администрация района.

14. ИСТОЧНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

1. Средства районного, областного и федерального бюджетов.

2. Инвестиции предприятий, организаций, учреждений, собственников.

3. Целевые средства различных проектов развития территории.

4. Кредиты банков.

5. Объекты социально - бытовой сферы, передаваемые на баланс органов местного самоуправления.

Главными принципами финансирования из районного бюджета являются наличие утвержденных программ и их приоритетность.

Главными принципами оказания финансовой поддержки из районного бюджета являются конкурсность, поэтапность, платность и возвратность выделяемых бюджетных средств.

Выделение финансовых средств будет осуществляться на основе Положения об использовании целевых средств и Соглашения (договора) о предоставлении на возвратной основе средств райбюджета на эти цели.

15. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

Контроль за исполнением стратегии социально - экономического развития района будет осуществляться через:

1. Ежегодный отчет администрации района Земскому Собранию о проведенных мероприятиях по реализации принятых направлений стратегии.

2. Отчеты депутатов Земского собрания перед избирателями.

3. Заслушивание на аппаратных совещаниях у главы района начальников управлений и отделов администрации района, руководителей муниципальных предприятий, других ответственных работников за выполнение основных направлений социально - экономического развития района.

4. Систематическое освещение через средства массовой информации принимаемых мер по развитию всех отраслей экономики и социальной сферы.