Решение Земского Собрания Верещагинского района от 17.05.2001 N 6/37 “О стратегии социально - экономического развития Верещагинского района на 2001 - 2005 гг.“
Вступил в силу с 17 мая 2001 года (пункт 4 данного документа).ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ ВЕРЕЩАГИНСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2001 г. N 6/37
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ВЕРЕЩАГИНСКОГО РАЙОНА НА 2001 - 2005 ГГ.
В соответствии со ст. 34 Закона Пермской области “О местном самоуправлении в Пермской области“ и ст. 13 Устава Верещагинского района, в целях выработки согласованных решений при проведении единой целенаправленной политики социально - экономического развития района, приоритетности формирования и защиты статей расхода районного бюджета на каждый последующий год, Земское Собрание решает:
1. Утвердить стратегию социально - экономического развития Верещагинского района на 2001 - 2005 гг. согласно приложению.
2. Управлениям и отделам администрации района обеспечить разработку программ по отраслям социально - экономического развития района и внести на рассмотрение Земского собрания в срок до 01 ноября 2001 года.
3. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя главы администрации района по экономике Соловьева В.Г.
4. Решение вступает в силу с момента его принятия.
Глава Верещагинского района
председатель Земского Собрания
Ю.Г.СТАРКОВ
Приложение
к решению
Земского собрания
от 17.05.2001 N 6/37
СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЕРЕЩАГИНСКОГО
РАЙОНА НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Содержание
1. Введение
2. Анализ социально - экономической ситуации в районе
3. Развитие отраслей материального производства промышленность
- промышленности
- сельского хозяйства
4. Развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения
5. Развитие и поддержка малого предпринимательства
6. Архитектура и строительство
7. Развитие жилищно - коммунального хозяйства
8. Развитие транспорта, связи, местного телевидения
9. Развитие социальной сферы
10. Правоохранительная деятельность и пожарная безопасность
11. Охрана окружающей среды и использование природных ресурсов
12. Бюджетная политика
13. Механизм реализации стратегии
14. Источники реализации стратегии
15. Контроль за исполнением
1. ВВЕДЕНИЕ
Среднесрочная стратегия основных направлений социально - экономического развития района на 5 лет является документом, регламентирующим основные направления работы отделов и управлений администрации района в сотрудничестве с организациями всех форм собственности, администрацией области, Департаментом агропромышленного комплекса и др. областными структурами.
Стратегия разработана в соответствии с Законом Пермской области “О местном самоуправлении в Пермской области“, Решением Законодательного собрания области от 22.06.2000 N 1026 “Концепция комплексной целевой программы развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Пермской области“, постановлением губернатора Пермской области “О методических указаниях о порядке подготовки, рассмотрения, утверждения и финансирования целевых областных программ“ от 13.11.96 N 401.
Основными целями принимаемой стратегии являются:
1. Повышение жизненного уровня и занятости населения через дальнейшее повышение роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства в районе.
2. Создание экономических условий, материальных и моральных стимулов для успешного функционирования и развития всех отраслей экономики района.
3. Рациональное использование технического, финансового, трудового потенциала района.
4. Улучшение материально - технической базы и условий функционирования организаций социальной сферы.
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РАЙОНЕ
На 01.01.01 экономику района представляют 276 организаций различных организационно - правовых форм, прошедших государственную регистрацию; 859 индивидуальных предпринимателя, 264 крестьянских хозяйства, из которых только 205 действующих. Ежегодно прекращают свою деятельность около двадцати организаций всех форм собственности, 70 - 80 индивидуальных предпринимателей, 13 - 16 крестьянских хозяйств.
Численность постоянного населения в районе незначительна, но увеличивается за счет механического прироста (миграции). К 1996 году население увеличилось на 300 человек. В то же время снижается численность трудоспособного населения. В течение последних 9 лет смертность значительно превышает рождаемость как в районе, так и в целом по области. Значительными темпами стала возрастать смертность и на селе. В 2000 году отмечается самая низкая рождаемость за последние 10 лет. Увеличивается смертность лиц в трудоспособном возрасте.
Население района стареет, средний возраст составил 33 года в 1999 году против 30 в 1994 г.
Одновременно наблюдается тенденция возрастания неработающей части населения, из 30147 человек которой 10957 - это пенсионеры, или 36,3%, 9769 человек (32,4%) - учащиеся школ и специальных учебных заведений. На каждого работающего приходится 1,8 человека неработающих. Ежегодно возрастает число безработных граждан, уровень общей безработицы в районе возрос с 20,2% до 24,9%, тогда как зарегистрированной снизился с 7,6% до 1,6%. Район является промышленно - сельскохозяйственным, на долю промышленности приходится свыше 77% всех производимых товаров и услуг в районе, около четверти всех рабочих мест, почти 70% валовой прибыли. За период с 1996-2000гг. в течение трех лет отмечается рост физических объемов промышленного производства, в т.ч. за 1999 г. - на 29%, за 2000 год на 4,6%. В целом за пятилетку рост физических объемов составил 22,3%. Поэтому дальнейшее развитие промышленности позволит сохранить и поднять экономический потенциал района.
Производство валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах остается почти на одном уровне, т.к. цены на сельхозпродукцию растут незначительно. Незначительными темпами (2 - 4%), но ежегодно снижается поголовье КРС.
Рост потребительских цен в районе за прошедшие 5 лет значительно превышает темпы роста заработной платы и в целом доходов на одного жителя. К 1996 году потребительские цены возросли почти в 5,5 раза, в т.ч. на продовольственные товары - в 4,3 раза, тогда как среднемесячная зарплата возросла только в 2,4 раза, а реальная же заработная плата снизилась в 2,3 раза. Общие доходы на одного жителя возросли в 2,6 раза, удельный вес заработной платы в них составил 59%.
В связи с падением покупательской способности населения, розничный товарооборот в сопоставимых ценах снизился за пятилетку на 38%, в т.ч. за 2000 год - на 14%; объем же платных услуг в сопоставимых ценах возрос в 2,3 раза. Вклады населения в банках увеличились почти в 4 раза.
Материально - техническая база почти всех организаций слабая, износ основных фондов составляет до 80%. Финансовое состояние многих организаций сельского хозяйства ухудшается, рост кредиторской задолженности значительно опережает рост дебиторской.
Снижается уровень собственных доходов в районном бюджете, увеличивается его дотационность в связи с тем, что ежегодно увеличивается прием в муниципальную собственность ведомственного жилфонда и объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры. Уровень собственных доходов районного бюджета снизился с 59% в 1996 г. до 37% в 2000 году.
Более значительными темпами за последние годы стали возрастать капитальные вложения как за счет средств организаций, так и средств районного бюджета.
----T---------------------------T---------T-----T-----T-----T------T---------T---------¬
¦ N ¦ Показатели ¦Ед. изм. ¦ 1996¦ 1997¦ 1998¦ 1999 ¦2000 г. ¦% 2000 г.¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ к 1999 ¦
+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+
¦ 1 ¦Объем промышленной ¦млн. руб.¦345,5¦323,1¦303,8¦ 747,7¦1005,3 ¦ 291,0 ¦
¦ ¦продукции в дейст. цен. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+
¦ 2 ¦Индекс физического объема ¦ % ¦105,7¦90,3 ¦ 95,0¦ 129,0¦ 104,6 ¦ 122,3 ¦
+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+
¦ 3 ¦Индекс потребительских цен:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- по району ¦ % ¦136,3¦121,4¦153,1¦ 156,7¦ 138,0 ¦ 548,0 ¦
¦ ¦- по области ¦ % ¦125,3¦110,5¦183,7¦ 136,8¦ 124,5 ¦ 433,0 ¦
+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+
¦ 4 ¦Валовая продукция сельского¦млн. руб.¦ 12,9¦ 13,0¦ 12,7¦ 12,1¦В действ.¦ ¦
¦ ¦хозяйства в ценах 1994 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ценах ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦158,0 ¦ ¦
+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+
¦ 5 ¦Доходы районного бюджета ¦млн. руб.¦ 69,9¦ 98,1¦ 86,9¦ 126,6¦ 199,9 ¦ 234,0 ¦
+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+
¦ ¦В т.ч. собствен. район. ¦ -“- ¦ 41,0¦ 43,0¦ 39,4¦ 58,1¦ 73,7 ¦ 173,4 ¦
+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+
¦ ¦К общим доходам ¦ % ¦ 58,6¦ 43,8¦ 45,4¦ 45,9¦ 36,9 ¦ ¦
+---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+---------+
¦ 6 ¦Среднемес. зараб. плата ¦ руб. ¦676 ¦765 ¦770 ¦1134 ¦1642 ¦ 242,9 ¦
L---+---------------------------+---------+-----+-----+-----+------+---------+----------
В то же время еще слаба материально - техническая база учреждений социальной сферы, недостаточно выделяется финансовых средств для ее эффективного функционирования. Незначительными темпами, но продолжает расти преступность как среди взрослого населения, так и среди несовершеннолетних граждан. Набирает темпы рост социально значимых заболеваний (СПИД, туберкулез, наркомания).
3. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Основными задачами промышленной политики в районе на данном этапе стратегии являются: прекращение спада объемов производства промышленной продукции и создание предпосылок к его устойчивому росту, для чего необходимо:
1. Формирование благоприятных условий для развития предприятий.
2. Сотрудничество и всемерная поддержка директоров, развивающих производство. Создание районного резерва руководителей.
3. Модернизация и интенсификация производства. Поддержание оптимального количества рабочих мест. Оказание помощи в привлечении инвестиций.
4. Налаживания совместной работы товаропроизводителей и предприятий торговли по обеспечению населения продукцией предприятий района. Активная маркетинговая политика.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
1. Внедрение и развитие системы работы с кадрами.
2. Техническая модернизация сельскохозяйственного производства с преимущественным использованием средств районного и областного бюджетов.
3. Комплексный переход к энерго- и ресурсосберегающим технологиям производства, последовательное повышение продуктивности полей и ферм. Сокращение пустующих земель.
4. Повсеместное внедрение хозрасчета.
5. Активная маркетинговая политика.
4. РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И БЫТОВОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1. Совершенствование и расширение форм и методов торговли, бытового обслуживания и общественного питания; повышение качества и культуры обслуживания; развитие материально - технической базы.
2. Повышение конкурентоспособности предприятий в рыночной
среде, для чего провести обязательную сертификацию продукции и услуг розничной торговли и общественного питания, бытовых услуг на соответствие установленным требованиям.
3. Расширение услуг заготовительной и перерабатывающей деятельности потребительской кооперации в районе.
5. РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1. Формирование системы поддержки развития малого предпринимательства на уровне местного самоуправления, создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в районе и активизация его деятельности.
2. Увеличение занятости и самозанятости населения за счет создания новых рабочих мест на базе малого бизнеса, снижения безработицы.
3. Приоритетными видами деятельности субъектов малого предпринимательства считать:
- организацию общественного питания;
- строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения;
- оказание бытовых и медицинских услуг населению;
- производство изделий народных промыслов и ремесел.
6. АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО
1. Придание архитектурной выразительности городу и сельским населенным пунктам за счет строительства объектов по преимущественно - индивидуальным проектам с использованием современных строительных материалов и реконструкции существующих объектов.
2. Обеспечение первоочередного строительства объектов инженерной инфраструктуры и сноса ветхого жилья для первоочередного развития центра города Верещагино.
3. Привлечение дополнительных инвестиций, введение ипотечного кредитования, создание других условий для индивидуального жилищного строительства и формирования рынка жилья как социально - доступного, так и повышенной комфортности. Развертывание строительства жилья для работников бюджетной сферы.
7. РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
1. Продолжение газификации города Верещагино и района.
2. Внедрение энергоресурсосберегающих технологий в отраслях жилищно - коммунального хозяйства.
3. Благоустройство территории г. Верещагино и населенных пунктов района за счет привлечения организаций всех форм собственности и физических лиц; укрепление материально - технической базы муниципальных предприятий и сельских администраций.
4. Дальнейшее развитие и совершенствование тепло - энергетического и водопроводно - канализационного хозяйства района.
8. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, МЕСТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
1. Наиболее полное удовлетворение нужд населения района в пассажирских перевозках.
2. Реконструкция городской телефонной сети, внедрение беспроводного радиовещания; открытие корреспондентского пункта “Радио Прикамья“ и районного телевидения.
9. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Основными задачами развития социальной сферы района считать:
В области культуры:
1. Укрепление материально - технической базы учреждений культуры, модернизирование библиотечного дела, сохранение историко - культурного наследия Верещагинского района.
2. Проведение культурно - досуговых мероприятий гуманистической направленности к памятным датам и событиям, используя истоки традиционной русской и советской культуры.
3. Развивать систему начального музыкального образования.
4. Формирование многоканальной системы досуговой деятельности и детского творчества.
в области образования:
1. Модернизация сети муниципальных общеобразовательных учреждений согласно программе Минобразования РФ “О модернизации системы образования“.
2. Улучшение условий образовательного процесса в деятельности общеобразовательных учреждений через укрепление их материально - технической базы и информатизацию образования.
3. Развитие форм оздоровления учащихся в ходе учебно - воспитательного процесса. Создание единого оздоровительного центра в районе для детей школьного возраста.
4. Расширение форм досуга для детей разного возраста.
в области здравоохранения:
1. Усиление работы, направленной на профилактику заболеваний и активную пропаганду здорового образа жизни среди населения.
2. Развитие поликлинической службы (детской и взрослой) с целью увеличения видов, объема и качества медицинской помощи населению.
3. Улучшение качества диагностики, внедрение новых методик диагностики, лечения и реабилитации больных.
4. Укрепление кадрового потенциала учреждений здравоохранения района.
5. Продолжение и активизация работ по профилактике и лечению социально значимых заболеваний.
в области физической культуры и спорта:
1. Обеспечить привлечение широких слоев населения для занятия физической культурой и спортом за счет создания дополнительных условий и возможностей для их физического развития и пропаганды здорового образа жизни.
2. Провести реконструкцию городского стадиона в соответствии с нормативными требованиями.
3. Для усиления спортивной работы с детьми открыть в городе центр дополнительного физкультурно - спортивного образования;
в области молодежной политики:
1. Расширение сети детских и молодежных объединений, клубов и активизация их деятельности.
2. Создание муниципального социального учреждения “Центр социальной адаптации подростков и молодежи“.
3. Содействие в улучшении жилищных условий для молодых семей через развитие молодежно - жилищных кооперативов.
4. Содействие трудоустройству молодежи и увеличение охвата числа учащихся временной занятостью.
в области социальной защиты:
1. Оказание помощи социально - незащищенным категориям населения в соответствии с районной и областными программами.
2. Обеспечение средствами адаптации инвалидов; создание для них безбарьерной среды передвижения, специализированного предприятия и центра социальной реабилитации инвалидов.
3. Организация отдыха, оздоровления детей из малообеспеченных семей. Оказание психолого - педагогической помощи малообеспеченным слоям населения.
4. Укрепление кадрового потенциала учреждений социальной защиты населения.
5. Развитие сети социального обслуживания населения сельских территорий.
10. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЖАРНАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
1. Борьба с преступностью, охрана общественного порядка и общественной безопасности граждан, укрепление материально - технической базы милиции общественной безопасности.
2. Усиление правовой работы и пропаганды среди населения сотрудниками милиции общественной безопасности путем систематических встреч по микрорайонам города и на сходах сельских граждан, в учебных заведениях.
3. Совместно с другими службами повысить уровень профилактической работы среди несовершеннолетних граждан по предупреждению наркомании и алкоголизма.
4. Создание необходимых условий для укрепления пожарной безопасности района, уменьшения гибели, травматизма людей и размера материальных потерь от пожаров.
11. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ
1. Дальнейшее сохранение биоразнообразия и устойчивости природных экологических систем.
2. Реализация природоохранных мероприятий по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.
3. Создание фундаментальной базы экологического образования и воспитания населения.
4. Развитие рынка земли и ипотечного кредитования, кадастровой деятельности в управлении землей.
5. Совершенствование системы управления и нормативно - правового регулирования земельными ресурсами района.
6. Усиление контроля за использованием и охраной земель, природных ресурсов.
12. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
1. Обеспечение эффективной налоговой политики, проводимой на территории района.
2. Увеличение собираемости налогов и сборов и снижение задолженности по ним в районный бюджет.
3. Осуществление мер по реструктуризации задолженности по платежам в районный бюджет.
4. Эффективное использование муниципального имущества.
5. Обеспечение активного использования местных финансов в целях воздействия на социально - экономическое развитие района.
6. Совершенствование методики бюджетного планирования и финансирования.
7. Усиление финансового контроля за рациональным и целевым использованием бюджетных средств.
13. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Реализация направлений стратегии социально - экономического развития района будет осуществляться путем:
1. Разработки прогнозов и анализов социально - экономического развития района по направлениям, предусмотренными стратегией.
2. Принятия специальных программ развития отдельных отраслей.
3. Принятия Плана действий администрации района исходя из стратегических задач социально - экономического развития района на очередной год.
4. Принятия нормативных актов главы района по соответствующим направлениям развития района.
5. Принятия решений Земского Собрания, Совета директоров и экономического Совета, депутатских и других комиссий и общественных организаций.
Главным звеном в реализации стратегии являются Земское Собрание и администрация района.
14. ИСТОЧНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
1. Средства районного, областного и федерального бюджетов.
2. Инвестиции предприятий, организаций, учреждений, собственников.
3. Целевые средства различных проектов развития территории.
4. Кредиты банков.
5. Объекты социально - бытовой сферы, передаваемые на баланс органов местного самоуправления.
Главными принципами финансирования из районного бюджета являются наличие утвержденных программ и их приоритетность.
Главными принципами оказания финансовой поддержки из районного бюджета являются конкурсность, поэтапность, платность и возвратность выделяемых бюджетных средств.
Выделение финансовых средств будет осуществляться на основе Положения об использовании целевых средств и Соглашения (договора) о предоставлении на возвратной основе средств райбюджета на эти цели.
15. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
Контроль за исполнением стратегии социально - экономического развития района будет осуществляться через:
1. Ежегодный отчет администрации района Земскому Собранию о проведенных мероприятиях по реализации принятых направлений стратегии.
2. Отчеты депутатов Земского собрания перед избирателями.
3. Заслушивание на аппаратных совещаниях у главы района начальников управлений и отделов администрации района, руководителей муниципальных предприятий, других ответственных работников за выполнение основных направлений социально - экономического развития района.
4. Систематическое освещение через средства массовой информации принимаемых мер по развитию всех отраслей экономики и социальной сферы.