Вступил в силу с момента опубликования (пункт 3 данного документа).

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ

УСТЮЖЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 30 октября 2008 г. N 46

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В УСТЮЖЕНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ДО 2015 ГОДА

С целью организации устойчивого и эффективного транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Устюженского муниципального района, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), на основании ст. 20 Устава Устюженского муниципального района Земское Собрание Устюженского муниципального района решило:

1. Утвердить Концепцию организации транспортного обслуживания населения в Устюженском муниципальном районе до 2015 года (прилагается).

2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на главу администрации Устюженского муниципального района Виноградова В.А.

3. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования в "Информационном вестнике" Земского Собрания Устюженского муниципального района газеты "Вперед".

Глава Устюженского

муниципального района

А.А.КОНОВАЛОВ

Приложение

к Решению

Земского Собрания

Устюженского муниципального района

от 30 октября 2008 г. N 46

КОНЦЕПЦИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В УСТЮЖЕНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ДО 2015 ГОДА

1. Цели и задачи Концепции

Целями и задачами Концепции являются:

- создание условий для обеспечения качественного и полноценного транспортного обслуживания населения между поселениями в границах района;

- развитие и сохранение дорожной сети района в целях реализации настоящей Концепции;

- обеспечение надежности и безопасности пассажирских перевозок путем создания условий для поддержания пассажирского автотранспорта в технически исправном состоянии, надлежащей организации транспортного процесса и действенного контроля за соблюдением требований безопасности пассажирских перевозок перевозчиками всех форм собственности;

- эффективное расходование средств местного бюджета района на обеспечение транспортного обслуживания населения района путем формирования муниципального заказа на социально значимые пассажирские перевозки и заключение контрактов на его выполнение по результатам конкурсов с перевозчиками всех форм собственности.

2. Текущее состояние транспортной сети района и пассажирских перевозок

Устюженский муниципальный район расположен в юго-западной части Вологодской области. Имеет территорию 3.6 тыс. кв. км, что составляет 2.5% от площади области (20-е место). Городов районного значения - 1, поселок - 1, сельских населенных пунктов - 222, в том числе без постоянных жителей - 27.

Конфигурация района - шестиугольник с более вытянутыми южными гранями, 60 x 80 км.

Административный центр Устюженского муниципального района - город Устюжна находится в 248 км к юго-западу от г. Вологды, на расстоянии 450 км от г. Москвы и на таком же расстоянии от г. Санкт-Петербурга. Город Устюжна расположен на реке Мологе, впадающей в Рыбинское водохранилище. В районе города река не судоходна.

Ближайшие железнодорожные станции располагаются в г. Пестово Новгородской области (51 км), пос. Сандово Тверской области (40 км). В 15 км севернее города с востока на запад район пересекает федеральная автодорога А114 Вологда - Новая Ладога, с севера на юг - асфальтобетонная дорога Бабаево - Устюжна - Никола - Красный Холм. На юго-запад ведет бетонно-асфальтовая дорога Р8 Устюжна - Валдай; на юго-восток - асфальтированная до границы района дорога Устюжна - Звана, на юго-юго-восток - Устюжна - Весьегонск (асфальт до границы района, далее гравийная), на восток (по правому берегу р. Мологи) - Устюжна - Модно (далее до Красино гравийное покрытие). Дорожное строительство в течение последнего десятилетия практически не ведется, имеющиеся дорожные организации заняты обслуживанием и ремонтом существующей сети дорог.

Протяженность дорог общего пользования на территории района составляет 434.5 км, в т.ч. 244.2 км (56%) - с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием, 190.3 км (44%) - гравийные и грунтовые дороги. В границах района насчитывается 17 мостов, из них 12 железобетонных, 1 деревометаллический и 4 сталежелезобетонных. Имеется понтонная переправа у пос. им. Желябова через р. Мологу. Ведется проектирование и подготовка к строительству моста через р. Мологу в районе пос. им. Желябова, срок окончания строительства - 2010 год.

Списочный состав пассажирского автотранспорта в районе на 01.01.2008:

- автобусы МУПАТП - 15 единиц, из них ПАЗ - 9 (возраст 5 - 10 лет); автобусы междугородного класса (Volvo, Iveco) - 6 единиц (возраст свыше 15 лет);

- автобусы организаций, ведомств и предпринимателей (включая микроавтобусы пассажировместимостью 9 - 14 чел.) - 98 единиц.

Списочный состав личного транспорта: легковые автомобили - 4900 единиц, мотоциклы - 1600, другие транспортные средства - 650 единиц.

Население района составляет 20349 человек, в том числе в г. Устюжне - 9640 человек. Ежегодная убыль населения района - 120 - 250 человек, темп убывания стабильный (1.4 - 1.6% в год) с тенденцией к снижению в абсолютном выражении из-за снижения численности населения. Миграционное воздействие на численность слабое, ранее сильно выраженный отток в города Вологду, Череповец, Москву, Санкт-Петербург снизился ввиду исчерпания способного к миграции по трудовым и личностным мотивам населения.

Состав населения:

- дети и подростки (до 18 лет) - 2950 человек (14.5%);

- население в трудоспособном возрасте 11925 человек (58.9%), из них работающих (включая самозанятое население) - 4352 человека (21.4%), официальные безработные - 396 человек;

- старше трудоспособного возраста - 5413 человек (26.6%);

- инвалиды, пенсионеры - 8500 человек (41.8%).

Имеется сезонное увеличение численности населения за счет приезжающих в район на летний период из других регионов (до 3500 человек).

Объемы перевозок пассажиров внутри района в 2006 - 2007 годах:

а) внутрирайонная маршрутная сеть включает 16 регулярных автобусных маршрутов, в том числе 2 городских, 14 пригородных. Ежедневные маршруты - 2 городских и 2 пригородных, остальные - 1 - 2 раза в неделю по 2 рейса (утренний и вечерний).

Все действующие внутрирайонные автобусные маршруты в соответствии распоряжением главы администрации Устюженского муниципального района отнесены к социально значимым, закрытие любого из них привело бы к ухудшению транспортного обслуживания населения;

б) автобусами МУПАТП на внутрирайонных маршрутах в 2006 году перевезено 105.6 тыс. пассажиров, транспортная работа - 1747 тыс. пассажиро-километров, в том числе внутригородские маршруты - 26.7 тыс. пассажиров и 89 тыс. пассажиро-километров; пригородные маршруты - 78.9 тыс. пассажиров и 1658 тыс. пассажиро-километров. Доходы от внутрирайонных перевозок - 2193.8 тыс. руб., расходы - 4998.6 тыс. руб., убытки - 2804.9 тыс. руб.

В 2007 году перевезено 72 тыс. пассажиров (68% от уровня 2006 г.), транспортная работа составила 1468 тыс. пассажиро-километров (88.5% от уровня 2006 г.). Доходы от внутрирайонных перевозок - 2356 тыс. руб., расходы - 5126 тыс. руб., убытки - 2806 тыс. руб.

Динамика натуральных и финансово-экономических результатов внутрирайонных перевозок за последние пять лет отражена в таблице:

Динамика внутрирайонных перевозок в 2003 - 2007 годах

--T--------------------T----------T------T-----T-------T-------T-----¬

¦N¦ Показатель ¦Ед. изм. ¦ 2003 ¦2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦2007 ¦

+-+--------------------+----------+------+-----+-------+-------+-----+

¦1¦Пассажиры ¦тыс. чел. ¦ 132.4¦ 183¦ 122.7¦ 105.6¦ 72¦

+-+--------------------+----------+------+-----+-------+-------+-----+

¦2¦Трансп. раб. ¦тыс. п.-км¦3410 ¦ 3451¦ 2058 ¦ 1747 ¦ 1468¦

+-+--------------------+----------+------+-----+-------+-------+-----+

¦3¦Доходы ¦тыс. руб. ¦1597 ¦ 2445¦ 2036 ¦ 2193 ¦ 2356¦

+-+--------------------+----------+------+-----+-------+-------+-----+

¦4¦Расходы ¦тыс. руб. ¦2545 ¦ 3590¦ 5051 ¦ 4998 ¦ 5126¦

+-+--------------------+----------+------+-----+-------+-------+-----+

¦5¦Финансовый результат¦тыс. руб. ¦-948 ¦-1145¦-3015 ¦-2805 ¦-2806¦

L-+--------------------+----------+------+-----+-------+-------+------

в) достоверные сведения о перевозках пассажиров ведомственным и частным транспортом отсутствуют. На каждую единицу частного транспорта всех видов приходится 4 жителя района.

3. Прогноз развития системы транспортного обслуживания населения

3.1. Оптимистичный вариант

Снижение численности населения района замедляется или прекращается, численность детей растет, число работоспособных стабилизируется, реальный доход на душу населения растет. Число семей, обеспеченных личным транспортом, составляет 3500 - 4000, или в пределах 70% населения района.

Ежедневное число лиц, готовых возмездно воспользоваться услугами пассажирского автотранспорта, составляет 1.5% населения, или 300 человек (в настоящее время 144 человека едут за полную стоимость билета и около 50 человек - льготники, всего 1% населения), которые перевозятся автобусами МУПАТП, и около 80 человек - другими перевозчиками.

Роль общественного транспорта снижается, объем перевозок остается прежним или постепенно снижается ввиду увеличения объема поездок на личном транспорте. Число населенных пунктов с постоянно и (или) сезонно проживающим населением не сокращается или сокращается незначительно. Состояние дорожной сети поддерживается на нынешнем уровне или улучшается, строительство новых дорог и реконструкция грунтовых ведется в пределах 3 - 4% от общей протяженности дорожной сети.

3.2. Пессимистичный вариант

Снижение численности населения района продолжается, доля нетрудоспособного населения растет, реальный доход остается прежним или снижается. Роль общественного транспорта остается прежней, объем пассажирских перевозок снижается пропорционально снижению численности населения. Дорожная сеть не развивается, обслуживание дорог на том же уровне или медленно ухудшается. Растет роль социально значимых перевозок населения, формируется заказная система социальных перевозок.

4. Направления деятельности органов местного самоуправления района по реализации Концепции

4.1. Разработка, принятие и организация выполнения целевых программ, муниципальных правовых актов, направленных на реализацию положений Концепции.

4.2. Формирование общерайонных органов (служб) организации и диспетчеризации пассажирских перевозок, координации деятельности перевозчиков различных форм собственности с целью обеспечения норм антимонопольного законодательства, обеспечения технического, медицинского и финансового контроля за соблюдением перевозчиками требований к пассажирским перевозкам, технического обслуживания и ремонта пассажирских транспортных средств, выполняющих пассажирские перевозки по муниципальному заказу.

4.3. Проведение конкурсов на право обслуживания автобусных внутрирайонных маршрутов в целях обеспечения муниципального заказа.

4.4. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района.

4.5. Осуществление иных задач и функций по реализации на территории района действующего законодательства и муниципальных правовых актов по обеспечению транспортного обслуживания населения района.

5. Механизм реализации Концепции

5.1. Транспортно-технологическая схема района

За основу предлагается принять существующую радиальную схему организации перевозок пассажиров. При любом варианте прогноза развития радиальная схема подлежит дополнению до радиально-кустовой, где выделяются узловые пункты, имеющие устойчивое прямое сообщение с административным центром и соответствующие ответвления (кусты) от узлового пункта до конечных остановок, а после ввода в эксплуатацию моста через р. Мологу в пос. им. Желябова - и кольцом Устюжна - Желябово - Лентьево - Устюжна. В случае умеренно положительного развития транспортной сети возможна и желательна организация кольцевых маршрутов вместо кустовых и на направлении Устюжна - Мочала - Орел - Мережа - Лентьево - Устюжна (экономия материальных ресурсов при малой наполняемости рейсов).

При этом узловыми пунктами равновеликого наполнения пассажирами можно условно считать д. Лентьево, д. Даниловское, д. Жуково, д. Степачево, д. Мочала, д. Слуды, д. Демцыно, пос. им. Желябова (до завершения строительства моста через р. Мологу). Дальше этих пунктов от Устюжны наполняемость внутрирайонных автобусов (за исключением направления Никола - Расторопово) не превышает 15%. Поэтому провоз от этих пунктов до конечных остановок был бы возможен автобусами малой вместимости и легковым транспортом, в том числе местных перевозчиков - жителей и организаций удаленных муниципальных образований. До узловых пунктов целесообразно перевозить пассажиров автобусами ПАЗ, КАВЗ и др. на 22 - 35 пассажиров.

Для круглогодичного использования в качестве узлового пункта д. Мочала необходима реконструкция участка грунтовой автодороги от остановки "Мочала" на 142-м км автодороги Вологда - Н. Ладога до 10-го км бетонной автодороги Устюжна - Яковлевское протяженностью 6.0 км с применением твердого покрытия.

5.2. Организационная схема осуществления перевозок

Исходя из социальной направленности Концепции, т.е. из того, что основной задачей исполнения муниципального заказа при сложившихся и прогнозируемых социально-демографических условиях и прогнозах необходимо считать обеспечение возможности доступа населения к социальным услугам органов соцзащиты, здравоохранения, а также доступа к учреждениям и органам власти и управления, расположенным в административном центре, минимально необходимо, чтобы из каждого населенного пункта района можно было не менее чем 1 раз в неделю в первой половине дня (по возможности утром) выехать в административный центр, а в конце дня вернуться обратно. Оптимальным является плановое предоставление такой возможности 2 раза в неделю с перерывом в сутки или двое (например, понедельник и среда, вторник и четверг и т.п.), однако убыточность практически всех рейсов внутри района из-за крайне малого пассажирооборота делает зависимыми их выполнение от бюджетного финансирования.

Из населенных пунктов, расположенных вдоль линий междугородного сообщения (от Пестово, Череповца, Чагоды, Сандово, Весьегонска, через которые или вблизи которых проходят такие маршруты), можно доехать пассажирским транспортом в Устюжну и вернуться обратно ежедневно, в том числе и в выходные дни, благодаря действующим междугородным маршрутам.

От пос. им. Желябова и от д. Мелечино и обратно автобус доставляет пассажиров по два раза в день, рейсы убыточны ввиду малой наполняемости, существует объективная необходимость уменьшения еженедельно выполняемых пар рейсов до 3 - 4 раз в неделю. Однако этому препятствует необходимость ежедневного подвоза школьников по обоим названным маршрутам к месту учебы и обратно. При реализации радиально-кустовой системы организации перевозок такая проблема может быть снята путем организации подвоза школьников исполнителями соответствующего муниципального заказа.

Не охваченными ежедневным транспортным сообщением остаются деревни, расположенные за перечисленными узловыми точками, по направлениям: Черная, Славынево, Емельяниха - Осиновик, Сычево, Расторопово - Городок, Асташкино (Бренчиха), Ярцево, Яковлевское (Завражье), Модно (Бугры), Шалочь, Глины, Мережа, Веницы, Конюхово, Звана. При этом жители д. Славынево и д. Никола имеют возможность воспользоваться межрегиональными рейсами Весьегонск - Устюжна и Сандово - Устюжна соответственно.

Численность пассажиров от каждого из перечисленных населенных пунктов до ранее названных узловых пунктов (за исключением Расторопово, Славынево и Веницы - Никифорово) составляет от одного до десяти человек в день.

Исходя из изложенного наиболее оптимальным является комбинированный вариант использования автобусов малой и средней вместимости. Подвоз пассажиров к узловым точкам в рамках муниципального заказа пассажирским транспортом малой вместимости (ГАЗели, УАЗы, легковые автомашины) по заказу (заявке) соответствующих муниципальных образований, а далее - автобусами средней и большой вместимости по расписанию.

Кроме того, на северном (пос. им. Желябова, д. Красино) и южном (д. Никола, Расторопово, Крестцы, Емельяниха, Сычево, Веницы, Конюхово) направлениях имеется возможность слияния рейсов путем организации радиально-кустового маршрута движения с заездами в одно - два боковых ответвления (социальные маршруты). Экономия на снижении пробега составит в текущих ценах около 480000 рублей в год.

Наличие в большинстве населенных пунктов района телефонной и (или) мобильной телефонной связи дает возможность сбора информации их старостами или сотрудниками администраций муниципальных образований по плановым поездкам граждан в административный центр на следующий день и заказа соответствующего транспортного средства.

Перевозки от узловых пунктов до административного центра, а также по направлению Николы (с заездом в Подъем) (регулярные автобусные маршруты) предлагается осуществлять одним или несколькими перевозчиками, выигравшими соответствующие лоты конкурса на выполнение муниципального заказа.

Перевозки от периферийных населенных пунктов до узловых пунктов могут осуществляться по заказной системе с участием администраций соответствующих муниципальных образований силами и средствами местных перевозчиков.

Кроме того, заказные социальные пассажирские перевозки отдельных категорий малоимущих и слабо социально защищенных граждан могли бы осуществляться по заказу муниципального учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения "Гармония" (далее - МУ КЦСОН) частично его силами (действует "социальное такси"), а также силами соответствующих перевозчиков в рамках бюджетного финансирования указанного учреждения. Вариант: при МУ КЦСОН создается подразделение по осуществлению социальных заказных перевозок с транспортом и водителями, часть которых рассредоточена по узловым или периферийным населенным пунктам района.

Регулярные автобусные перевозки по внутрирайонным социально значимым маршрутам выполняют перевозчики, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым законодательством и условиям муниципального заказа на такие перевозки, признанные победителями конкурса и заключившие установленные условиями конкурса договоры и контракты.

5.3. Обеспечение безопасности перевозок

Наиболее сложной проблемой при предлагаемой организации перевозок становится не недостаток транспорта (в деревнях достаточно желающих заниматься перевозками, в том числе организаций и лиц, имеющих автобусы либо микроавтобусы), а обеспечение обязательных требований к перевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки (предрейсовые и послерейсовые медосмотр и техосмотр, путевые листы, сопроводительная документация, реализация проездных документов, сбор, сохранность и сдача выручки и т.п.).

В связи с этим координацию всех пассажирских перевозок в районе, за исключением легковых таксомоторных (сбор и обработку заявок, формирование маршрутов по заявкам для близрасположенных перевозчиков с целью сбора и своевременной доставки пассажиров в узловые пункты с регулярным движением), а также осуществление всех мероприятий по обеспечению безопасности пассажирских перевозок и контролю (организации технического обслуживания, текущего ремонта, предрейсовых и послерейсовых техосмотров пассажирского автотранспорта, организации медосмотров водителей, контролю за соблюдением условий перевозки пассажиров, сбором и сохранностью выручки, проходящей через систему муниципального заказа и др.) предлагается возложить на базовое пассажирское автотранспортное предприятие, имеющее соответствующий технический, организационный и кадровый потенциал для осуществления всех задач, связанных с эксплуатацией пассажирского автотранспорта, придав ему статус организатора пассажирских перевозок в районе.

Надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа по установленным маршрутам с остановками по требованию автобусами малой вместимости (8 - 14 пассажиров) осуществляются в порядке, установленном Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Легковые таксомоторные перевозки осуществляются перевозчиками в соответствии с действующим законодательством.

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции

6.1. Реализация положений настоящей Концепции позволит осуществлять качественное транспортное обслуживание населения района с предельно эффективным расходованием средств местного бюджета района.

6.2. Формирование муниципального заказа на внутрирайонные социально значимые перевозки, размещение его на конкурсной основе и финансирование снимет с перевозчиков бремя убыточных внутрирайонных рейсов по таким маршрутам и при этом обеспечит предоставление необходимых транспортных услуг жителям района.

6.3. Наличие специализированной организации - организатора перевозок позволит решить задачу использования для пассажирских перевозок технически исправного, отвечающего требованиям безопасности автотранспорта, обеспечить действенный контроль за соблюдением перевозчиками и пассажирами транспортной и финансовой дисциплины; обеспечит оптимальную загрузку пассажирского транспорта как при подвозе к узловым пунктам, так и при перевозках между узловыми пунктами и административным центром.

6.4. Использование сертифицированной ремонтно-эксплуатационной, диспетчерской, организационной и кадровой базы существующего МУПАТП для технического и организационного обеспечения пассажирских перевозок в районе благоприятно скажется на дисциплине, безопасности и сдерживании роста себестоимости перевозок.

6.5. Диспетчеризация регулярных перевозок пассажиров и багажа по внутрирайонным автобусным маршрутам, регулярных перевозок автобусами малой вместимости по маршрутам с остановками по требованию и подвоза пассажиров к узловым пунктам организатором перевозок позволит резко улучшить качество транспортного обслуживания населения отдаленных сельских населенных пунктов района при минимизации затрат на его осуществление и увязать транспортную систему района в единое целое.