Законы и постановления РФ

Постановление Законодательного Собрания ЕАО от 25.02.2000 N 28 “О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Еврейской автономной области“ (ред. от 26.12.2001)

Утратил силу в связи с изданием постановления Законодательного Собрания ЕАО от 27.05.2009 N 173, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования.

Изменения, внесенные постановлением Законодательного Собрания ЕАО от 26.12.2001 N 76, вступили в силу с 26 декабря 2001 года.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2000 г. N 28

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ

В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. постановления Законодательного Собрания ЕАО

от 26.12.2001 N 76)

Законодательное Собрание Еврейской автономной области

ПОСТАНОВИЛО:

Утвердить концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Еврейской автономной области (прилагается).

Председатель

Законодательного Собрания

С.В.ВАВИЛОВ

Приложение

к постановлению

Законодательного Собрания области

от 25.02.2000 N 28

КОНЦЕПЦИЯ

УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

И ПРИВАТИЗАЦИИ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Настоящая концепция определяет основные цели, задачи и
принципы в сфере управления государственным имуществом, закрепленным за областными государственными унитарными предприятиями (далее - унитарные предприятия), государственными учреждениями (далее - учреждения), государственной казной Еврейской автономной области (далее - области), а также имущественные права области, вытекающие из ее участия в коммерческих организациях.

(в ред. постановления ЗС ЕАО от 26.12.2001 N 76)

Не являются предметом рассмотрения настоящей концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, принадлежащие Российской Федерации, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.

I. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Государственная политика, в основу которой положена настоящая концепция, преследует следующие цели:

- увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления областной государственной собственностью;

- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

- использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Для реализации указанных целей областным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

- провести полную инвентаризацию объектов государственной собственности, разработку и реализацию системы учета этих объектов и оформление прав на них;

- повысить эффективность управления государственным имуществом с использованием современных методов и финансовых инструментов, детальную правовую регламентацию процессов управления;

- обеспечить контроль за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих.

Задачи реализации настоящей концепции являются приоритетными для всех областных органов исполнительной власти.

В рамках настоящей концепции правительством области будут установлены меры ответственности областных органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.

II. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБЛАСТНЫМИ УНИТАРНЫМИ

ПРЕДПРИЯТИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ

1. Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями

В настоящее время в области насчитывается 97 унитарных предприятий и учреждений.

Комитет по управлению госимуществом правительства области наделяет унитарные предприятия имуществом,
относящимся к областной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, утверждает их уставы.

Отраслевые отделы правительства области готовят представления о создании унитарных предприятий, проекты уставов предприятий, назначают на должности и освобождают от должностей их руководителей, согласовывают, изменяют, расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий.

По действующему законодательству областные органы исполнительной власти наделены правом создания учреждений. Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств областного бюджета.

Регламентированная соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В то же время правительство области несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений.

2. Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями

Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в:

а) повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;

б) оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений;

в) создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений;

г) погашении унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, и как следствие - в увеличении поступлений в областной бюджет от использования государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.

3. Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями

Реализация системы управления предполагает:

а) определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для выполнения областных функций.

Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарных предприятий создавались, как правило, в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть
реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.

Необходимо провести оценку деятельности всех унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно-правовой формы обосновано исключительно в следующих случаях:

- использование имущества, приватизация которого запрещена программой приватизации области;

- осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам;

- осуществление деятельности, предусмотренной федеральными и областными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных производств.

В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется:

- преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества другим способом;

- реструктуризация унитарных предприятий, включая при необходимости реализацию интеграционных механизмов;

- передача областных унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность;

- ликвидация унитарных предприятий и учреждений;

б) определение цели государства применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению, которая состоит в следующем:

- установление обязательных требований к представлению руководителями унитарных предприятий и учреждений в отраслевые отделы и управления правительства области предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности унитарных предприятий и учреждений;

- установление отраслевыми отделами и управлениями правительства области по согласованию с комитетом по управлению госимуществом области обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных предложений, правил и порядка их оценки;

- установление отраслевыми отделами и управлениями правительства области по согласованию с управлением экономики требований к показателям деятельности унитарных предприятий, а также порядка их оценки;

- проведение отраслевыми отделами и управлениями правительства области аттестации руководителей унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента;

- установление отраслевыми отделами и управлениями правительства области по
согласованию с комитетом по управлению госимуществом области порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям предприятий (вплоть до расторжения контрактов) за невыполнение установленных обязательных требований при подготовке предложений о способе достижения целей и задач управления унитарными предприятиями и несоответствии результатов деятельности предприятий утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям;

- утверждение государственным органом цели деятельности унитарного предприятия (учреждения), программы (плана, бизнес-плана) его деятельности, конкретизирующего способа достижения цели, что является основой взаимодействия между государством и руководителем (управляющим государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении). Невыполнение такой программы (плана, бизнес-плана) является основанием для привлечения руководителя к ответственности;

в) установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес-плана);

г) установление порядка принятия управленческих решений при невыполнении программы (плана, бизнес-плана).

При обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы (плана, бизнес-плана) могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации унитарного предприятия или учреждения, о приватизации государственного имущества, об изменении программы (плана, бизнес-плана). В противном случае отраслевыми отделами и управлениями правительства области применяются меры ответственности к руководителям унитарных предприятий и учреждений.

Назначение руководителя должно производиться на конкурсной основе.

Конкурсные комиссии создаются при областных органах правительства области, на которые возложены координация и регулирование деятельности соответствующей отрасли (сферы управления), с включением в их состав также представителей других органов правительства области;

д) ужесточение контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений, для чего необходимо:

- установить порядок утверждения уставов унитарных предприятий
и учреждений, а также заключения контрактов с их руководителями отраслевыми отделами и управлениями правительства области по согласованию с комитетом по управлению госимуществом правительства области;

- осуществлять учет уставов унитарных предприятий и учреждений, а также контрактов с руководителями в комитете по управлению госимуществом правительства области в рамках ведения реестра областного имущества;

- комитету по управлению государственным имуществом правительства области утвердить примерный устав унитарного предприятия и примерный контракт с его руководителем, позволяющие в полном объеме осуществлять определенный настоящей концепцией механизм взаимодействия с управляющим;

- провести проверки учредительных документов унитарных предприятий и привести их в соответствие с примерным уставом;

- привести организационно-правовую форму всех унитарных предприятий и учреждений в соответствие с требованиями законодательства;

- привести контракты с руководителями унитарных предприятий в соответствие с примерным контрактом;

- создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии унитарных предприятий и учреждений;

- отделам и управлениям правительства области устанавливать основные экономические и иные качественные показатели работы унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;

- отделам и управлениям правительства области проводить периодические анализы финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов;

- отделам и управлениям правительства области проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки унитарных предприятий с привлечением аудиторов из числа уполномоченных органами по управлению имуществом.

На этапе согласования комитетом по управлению госимуществом правительства области уставов унитарных предприятий и контрактов, заключаемых с их руководителями, подлежат анализу:

- соответствие устава унитарного предприятия примерному уставу, в том числе в части порядка владения, распоряжения и пользования имуществом предприятия, перечисления в областной бюджет части
прибыли предприятия, ежегодного утверждения основных экономических показателей деятельности предприятия и осуществления контроля за их выполнением, ежегодного проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с привлечением при необходимости аудиторов;

- соответствие контракта с руководителем унитарного предприятия примерному контракту, в том числе в части компетенции и прав руководителя, обязанностей сторон, ответственности руководителя за результаты финансово-хозяйственной деятельности и стимулирования его эффективной работы, условий изменения и расторжения контракта;

- наличие в реестре объектов областной собственности имущества, закрепленного за унитарным предприятием.

В случае несоответствия устава унитарного предприятия и контракта с его руководителем примерному уставу и примерному контракту комитетом по управлению госимуществом правительства области может быть отказано в их согласовании.

В случае согласования комитетом по управлению госимуществом устава унитарного предприятия и контракта с его руководителем соответствующие данные заносятся в реестр объектов областной собственности;

е) установление принципов определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в областной бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления.

Практически реализация изложенных подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы.

Перечень нормативных правовых актов, которые предполагается принять, указан в приложении к настоящей концепции.

4. Контроль эффективности управления унитарными предприятиями и учреждениями

Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:

- поступлению дополнительных доходов в областной бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий;

- снижению цен на определенные виды товаров и услуг;

- сокращению количества унитарных предприятий и учреждений, снижению расходов областного бюджета на их содержание, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий и учреждений.

III. УПРАВЛЕНИЕ АКЦИЯМИ, ДОЛЯМИ ОБЛАСТИ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРИЩЕСТВ И ОБЩЕСТВ

1. Оценка состояния управления
акциями (долями)

В настоящее время область является участником (акционером) в 22 акционерных обществах и в 13 хозяйственных товариществах и обществах.

В зависимости от организационно-правовой формы можно выделить следующие группы организаций, в уставном капитале которых имеется доля государства:

открытые акционерные общества - 22;

закрытые акционерные общества - 5;

общества с ограниченной ответственностью и товарищества - 8.

Дивиденды по областному пакету акций составили:

в 1995 году - 101 тыс. рублей;

в 1996 году - 106 тыс. рублей;

в 1997 году - не выплачивались;

в 1998 году - не выплачивались;

в 1999 году - 35 тыс. рублей.

Деятельность по управлению акциями, находящимися в областной собственности, а также по осуществлению прав участника в хозяйственных товариществах и обществах регулируется следующим образом:

а) Законодательное Собрание области в рамках областного закона о государственной программе приватизации государственного имущества в области ежегодно определяет прогнозный перечень предполагающихся к продаже акций открытых акционерных обществ, а также прогнозный перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, балансовая стоимость основных фондов которых на дату включения в программу приватизации превышает 5 млн. установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

б) губернатор области дает разрешение на передачу в залог, в доверительное управление, в уставный капитал хозяйственных обществ и иное распоряжение (за исключением продажи) акций, находящихся в областной собственности;

в) правительство области принимает решения о продаже акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в областной собственности, определяет порядок назначения (избрания) представителей области в органы управления и ревизионные комиссии открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности или в отношении которых используется специальное право (“золотая акция“);

г) комитет по управлению госимуществом правительства области принимает решения о
продаже акций, от имени правительства области осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, дает представителям области в письменной форме директивы на голосование по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ, заключает контракты с физическими лицами, не являющимися государственными служащими, на представление интересов области в акционерных обществах, организует учет акций, находящихся в областной собственности, и ведение соответствующего реестра;

д) комитет по управлению госимуществом правительства области от имени области владеет акциями до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия области как акционера в акционерных обществах, ведет учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи акций, осуществляет от имени области выпуск государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, осуществляет контроль за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческих конкурсов;

е) отраслевые отделы и управления правительства области представляют в комитет по управлению госимуществом правительства области кандидатуры для назначения представителями области в органы управления акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, а также предложения по голосованию представителей области по вопросам повестки дня заседаний органов управления акционерных обществ.

Область управляет принадлежащими ей акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных товариществах и обществах через институт своих представителей, назначаемых губернатором области.

2. Цели управления акциями (долями)

Целями управления акциями (долями) являются:

- увеличение неналоговых доходов областного бюджета, создающее предпосылки для снижения государством налогов на результаты деятельности;

- обеспечение выполнения хозяйственными товариществами и обществами общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий), а также достижение иных целей, определенных в соответствии с настоящей концепцией;

- стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных товариществ и обществ, привлечение инвестиций;

-
оптимизация управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных товариществ и обществ, в уставном капитале которых имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с управлением);

- осуществление институциональных преобразований в экономике (реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур).

3. Цели и задачи управления акциями (долями), находящимися в областной собственности, предполагают осуществление следующих мероприятий:

1) классификацию хозяйственных товариществ и обществ по количественным и качественным показателям. Целью классификации является определение основных групп находящихся в государственной собственности акций, долей области, по отношению к которым необходимо применять различные механизмы управления.

Хозяйственные товарищества и общества классифицируются:

а) в зависимости от степени ликвидности акций, в том числе реализуемых с быстрым значительным поступлением средств в бюджет, продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет; реализация которых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, невозможна или экономически нецелесообразна;

б) в зависимости от отраслевой принадлежности организаций;

в) в зависимости от возможности влияния на деятельность хозяйственных товариществ и обществ, обусловленной количеством акций, размером долей (количеством голосов в органах управления организацией);

г) в зависимости от финансового состояния организации, в которой участвует государство:

имеющие стабильное финансовое состояние; с риском банкротства (имеется просроченная более 3 месяцев задолженность, имеется задолженность перед областным бюджетом и внебюджетными фондами или по заработной плате); в отношении которых возбуждено дело о банкротстве;

д) в зависимости от численности работников и величины основных фондов организации;

2) осуществление областных функций при управлении акциями, закрепленными в областной собственности, в том числе:

- установление порядка и проведение аттестации специалистов в области управления хозяйственными товариществами и обществами;

- назначение представителей государства в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, из числа специалистов отраслевых органов правительства области;

- выдача комитетом по управлению государственным имуществом правительства области письменных указаний для голосования представителям государства в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, по согласованию с отраслевыми отделами и управлениями правительства области;

- направление в комитет по управлению государственным имуществом правительства области не менее 10 процентов поступивших в областной бюджет дивидендов по акциям, находящимся в областной собственности, на финансирование расходов, связанных с управлением акциями;

- установление порядка использования пакетов акций в качестве гарантий от имени области с отнесением этих гарантий на государственный долг, обеспеченный имуществом, а не доходами областного бюджета;

- приобретение акций акционерных обществ для усиления государственного участия в этих обществах, если это необходимо для выполнения общегосударственных задач и если для этого есть необходимые ресурсы;

- установление механизма сохранения размера пакета акций (доли участия государства в уставном капитале) при осуществлении дополнительных эмиссий;

3) привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и поддержка отечественных товаропроизводителей, в том числе:

- использование акций, находящихся в государственной собственности, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов;

- использование акций для привлечения инвестиций в вертикально интегрированные структуры (в качестве обеспечения выступают акции, внесенные в уставный капитал интегрированной структуры);

- привлечение эффективного собственника, приобретающего акции в процессе приватизации с условием инвестирования в предприятие;

- повышение инвестиционной привлекательности предприятий для отечественных и иностранных инвесторов за счет сокращения доли участия государства в уставном капитале;

- приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и последующая продажа или передача этих акций в доверительное управление;

4) осуществление институциональных преобразований в экономике. Институциональные преобразования в экономике должны быть направлены на постепенное вытеснение неэффективных собственников за счет механизма купли-продажи акций, на формирование вертикально интегрированных структур.

Предлагается содействовать принятию решений о реорганизации или банкротстве организаций, имеющих значительную задолженность перед областным бюджетом, по инициативе собственников, с тем чтобы капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь образованных в результате реорганизации “чистых“ эффективных компаний.

Большинство крупных промышленных акционерных обществ имеют громоздкую структуру, используемую для производства разных видов продукции. В отношении таких обществ должна осуществляться реструктуризация с выделением имущественного комплекса, необходимого государству для решения общегосударственных задач, с созданием на базе этого имущественного комплекса 100-процентного государственного акционерного общества и продажей остального имущества для развития нового производства либо проводиться диверсификация производства, обеспечивающая повышение эффективности функционирования указанного общества.

Помимо этого целесообразно осуществлять приобретение и последующую продажу акций за счет внесения земельных участков в уставный капитал акционерных обществ.

Совершенствование правовой базы, регулирующей отношения в области управления акциями, находящимися в областной собственности, а также долями области должно осуществляться путем разработки и принятия нормативных правовых актов, указанных в приложении к настоящей концепции.

4. Контроль эффективности управления акциями (долями)

Осуществление контроля эффективности управления связано с оценкой:

- динамики увеличения доходов от управления находящимися в федеральной собственности акциями;

- сокращения количества закрепленных в федеральной собственности пакетов акций, функционирования механизма учета и контроля за деятельностью организаций, в которых участвует государство, а также отчетности и контроля управляющих;

- полноты реестра пакетов акций;

- результатов сокращения числа мелких неликвидных пакетов акций, находящихся в областной собственности.

IV. УПРАВЛЕНИЕ ОБЛАСТНОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ

1. Оценка состояния управления объектами недвижимости

В областной собственности находятся объекты нежилого фонда общей площадью 9242,5 кв. метров, от аренды которых получено:

в 1995 году - 179,0 тыс. рублей;

в 1996 году - 180,1 тыс. рублей;

в 1997 году - 180,6 тыс. рублей;

в 1998 году - 105,5 тыс. рублей (в ценах 1998 года);

в 1999 году - 140,8 тыс. рублей.

Вместе с тем существующая система управления недвижимостью в области нуждается в совершенствовании с учетов того, что:

- отсутствует система рыночной оценки объектов, а также четкое определение прав пользования недвижимостью, что приводит (особенно в условиях инфляции) к постоянному занижению стоимости имущества, недополучению рентных платежей, порождает коррупцию, так как, являясь самым крупным собственником недвижимости, государство сдает имущество в аренду по ставкам значительно ниже рыночных;

- права государства на принадлежащие ему объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими;

- слабо используется многовариантный и индивидуальный подход к использованию недвижимости;

- большое количество объектов незавершенного строительства не вовлечено в оборот и утрачивает инвестиционную привлекательность.

(в ред. постановления ЗС ЕАО от 26.12.2001 N 76)

Таким образом, несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что является основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.

2. Цели и задачи управления объектами недвижимости

Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:

- максимально возможное повышение доходности объектов областной недвижимости;

- наиболее эффективное выполнение государством своих социальных функций в процессе использования областной недвижимости;

- стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости;

- вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства.

Для достижения указанных целей необходимо:

а) сформировать полный реестр государственной недвижимости (баланс недвижимости), содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включая объекты незавершенного строительства;

б) четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов власти, участвующих в процессе управления недвижимостью;

в) сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения);

г) обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости, выровнять ставки арендной платы, взимаемой за использование государственной недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке;

д) создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать различные способы распоряжения областным имуществом (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал);

е) создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе путем предоставления на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства;

ж) урегулировать вопросы приобретения государством объектов недвижимости, в том числе определить цели, для достижения которых осуществляется приобретение указанных объектов;

з) установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Определить правовые возможности изъятия имущества у унитарных предприятий (например, в случае неправомерного распоряжения недвижимостью);

и) выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственных учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение). Изъять указанное имущество.

3. Механизм управления объектами недвижимости

Основным объектом управления становится комплексный объект, состоящий из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий и сооружений (или их частей).

Первым шагом должна стать сплошная инвентаризация объектов недвижимости, результатом которой станет получение информации, позволяющей оперативно провести рыночную оценку объектов недвижимости на основе учета их основных характеристик и использования методов статистической обработки информации о рыночных стоимостных характеристиках реальных объектов недвижимости.

Следующим шагом должна стать выработка единых правил и процедур принятия решений по распоряжению объектами недвижимости. Они должны основываться на следующих принципах:

- безусловном приоритете возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;

- использовании высокодоходной недвижимости в коммерческих целях;

- запрете на предоставление объектов недвижимости в аренду по ставкам ни“е уровня рыночных цен, сложившихся в регионе;

- сокращении льгот при использовании объектов недвижимости;

- прозрачности действий по предоставлению в пользование объектов недвижимого имущества с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии двух и более заявителей необходимо предоставлять в пользование объекты путем проведения торгов;

- упрощении процедуры оформления прав пользования объектами недвижимого имущества и сокращении ее сроков. Арендаторам, вносящим арендную плату за пользование объектом по рыночной стоимости и выполняющим все условия договора, заключенного в установленном порядке, может разрешаться субаренда с соблюдением уведомительного порядка;

- продаже объектов незавершенного строительства на инвестиционных условиях, исходя из их рыночной стоимости. Объекты, не имеющие рыночной стоимости, могут предоставляться инвесторам в безвозмездное пользование под соответствующие государственным интересам инвестиционные проекты.

4. Контроль эффективности управления объектами недвижимости

Контроль за достижением целей может осуществляться по следующим направлениям:

увеличение доходов бюджета от использования государственного имущества;

своевременная разработка и принятие соответствующей нормативной правовой базы;

сближение ставок за аренду государственного имущества и рыночных ставок арендной платы;

обеспечение полноты реестра объектов недвижимого имущества.

V. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОЛИТИКИ ПРИВАТИЗАЦИИ

1. Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели государственной политики в области приватизации, должны стать:

1) дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности. Высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятий, и размером средств, поступающих в государственный бюджет от продажи предприятий, с учетом их реальной ценовой оценки, максимально приближенной к мировому уровню.

Приватизация низколиквидных предприятий осуществляется в основном путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач). Продажа низколиквидных предприятий таким собственникам может осуществляться по минимальной цене при условии тщательного анализа представленного бизнес-плана и реализации мер контроля за системой показателей деятельности приватизированного предприятия;

2) расширение инструментария приватизации:

а) выпуск производных ценных бумаг, обеспеченных государственным имуществом, позволяющих размещать их на зарубежных рынках ценных бумаг;

б) купля-продажа акций на биржевом и внебиржевом рынках в целях оптимизации участия государства в хозяйственных товариществах и обществах;

в) продажа государственного имущества по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся. Цена этого имущества при проведении прямой продажи должна быть определена исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком;

г) продажа государственного имущества с рассрочкой оплаты под гарантии банков;

д) принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства.

2. Методы реализации государственной политики в области приватизации

Методы реализации государственной политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида государственного имущества.

В отношении унитарных предприятий необходимо:

а) определить их оптимальное количество, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;

б) установить соответствующее распределение средств между бюджетом и унитарным предприятием при продаже государственного имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения;

в) провести в сжатые сроки приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для государственных нужд, преимущественно в целях создания новых производств, а также изъять неиспользуемое оборудование. Продажа указанных объектов осуществляется по минимальной цене при условии принятия новым собственником обязательств в соответствии с разрабатываемой системой контролируемых показателей;

г) определить целесообразность создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на основе доверительного управления. При создании таких структур необходимо следить за соблюдением антимонопольного законодательства;

д) содействовать скорейшему принятию закона, регламентирующего деятельность государственных унитарных предприятий.

При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемого предприятия.

В отношении пакетов акций, находящихся в государственной собственности, необходимо:

- проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на значительные поступления средств в бюджет, привлекая в обязательном порядке финансовых консультантов, вознаграждение которых должно зависеть от величины полученных при приватизации средств;

- приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи по минимальной цене при условиях принятия новым собственником инвестиционных и (или) социальных обязательств (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач и др.) и проведения предварительного независимого анализа бизнес-плана претендента;

- проводить в целях повышения эффективности продажи акций, находящихся в государственной собственности, широкомасштабные маркетинговые исследования для выявления потенциального спроса на них. Размеры пакетов акций, способы и сроки их приватизации определяются с ориентацией на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии их интересам государства;

- при приватизации акций способами, предусматривающими инвестиционные вложения, ориентироваться прежде всего на отрасли, дающие быструю отдачу и являющиеся “локомотивными“. Планируемые к реализации инвестиционные программы должны быть сжаты во времени до технологически приемлемого уровня;

- в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся - проведение прямой продажи акций по результатам переговоров с инвестором. При этом цена объекта должна быть не ниже его стартовой цены на несостоявшемся аукционе;

- осуществлять выпуски ценных бумаг, размещаемых как на отечественном, так и на международных фондовых рынках и обеспечивающих их владельцам отсроченное право на приобретение акций, находящихся в государственной собственности.

В случае, если в государственной собственности находятся пакеты акций размером менее 25 процентов, предусматриваются следующие меры:

- внесение акций в уставный капитал другого акционерного общества по рыночной стоимости;

- увеличение государственного пакета акций до уровня не ниже блокирующего за счет внесения по рыночной стоимости государственного имущества в уставный капитал общества или приобретения акций этого общества на вторичном рынке с последующей продажей пакета акций стратегическому инвестору;

- передача государственного пакета муниципальному образованию в счет бюджетного финансирования, обусловливая это погашением и в дальнейшем отсутствием задолженности по заработной плате, по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и по другим параметрам;

- продажа государственного пакета акций по льготной цене работникам предприятий, в том числе в процессе создания народных предприятий.

В отношении земли и областной недвижимости необходимо:

- осуществить законодательное урегулирование вопросов создания единых имущественных комплексов, состоящих из земельного участка и расположенных на нем зданий, сооружений и элементов производственной инфраструктуры;

- обеспечить организационные условия для приватизации объектов недвижимости, включая предприятия вместе с земельными участками, а также возможность внесения земельных участков в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ при приватизации. Результатом этого должно стать повышение курсовой стоимости акций предприятий и, как следствие, возможность привлечения инвестиций в целях перспективного развития предприятий;

- провести там, где это целесообразно, приватизацию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества унитарных предприятий и учреждений;

- привлекать инвесторов к участию в деятельности по сохранению памятников истории и культуры, осуществляя при этом контроль со стороны государства за сохранностью, реставрацией и реконструкцией при использовании указанных объектов;

- дарственный контроль за ходом проведения приватизации и постприватизационным развитием предприятий.

Целью государственного контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования государственного имущества, безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.

Предусматриваются следующие этапы государственного контроля:

а) подготовка государственного имущества к приватизации;

б) непосредственная реализация приватизационных процедур;

в) выполнение новым собственником взятых обязательств.

Государственный контроль на этапе подготовки государственного имущества к приватизации должен включать в себя:

- контроль конкурсной процедуры выбора финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества;

- поэтапный контроль за действиями финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества при выполнении ими процедур, связанных с приватизацией государственного имущества;

- контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации государственного имущества (размер отчуждаемых пакетов акций, способ и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества), контроль за обязательным учетом потенциального спроса на приватизируемое имущество.

Государственный контроль на этапе непосредственной реализации приватизационных процедур должен предусматривать:

- анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже государственного имущества (деловая репутация, продолжительность деятельности, сведения об источниках средств, используемых при оплате);

- анализ бизнес-планов по выполнению инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по условиям коммерческих конкурсов (возможность реализации принимаемых обязательств в установленные сроки, достаточность собственных средств для их реализации, обеспеченность бизнес-планов необходимыми ресурсами).

Государственный контроль на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств должен включать в себя:

- разработку системы показателей постприватизационного развития предприятий с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов;

- контроль за обязательным соблюдением системы показателей постприватизационного развития предприятий.

Постприватизационный контроль государства должен сопровождаться постприватизационной поддержкой предприятий. Такая поддержка может включать в себя:

- консалтинговое сопровождение предприятий на льготных условиях, включая инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг;

- организационную поддержку, оказываемую предприятиям при освоении новой продукции и занятии новых ниш на соответствующем рынке;

- государственную поддержку квалифицированными кадрами.

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последовательная, планомерная и системная реализация концепции является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в области и осуществления важнейших функций государства - развивающей и стимулирующей - в отношении национальной экономики.

Полная инвентаризация государственного имущества в области, вовлечение его в гражданский оборот позволят сформировать баланс имущества области, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования.

Инвентаризация и классификация государственного имущества, осуществление мероприятий по повышению его ликвидности позволят эффективно использовать указанное имущество в качестве обеспечения при привлечении инвестиционных ресурсов.

Переход от массовой приватизации к использованию индивидуального подхода при принятии решений о приватизации государственного имущества повысит его оборотоспособность, позволит государству стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру принадлежащих ему активов.

Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы области, которым должны служить результаты процесса превращения государства в эффективного собственника.

Приложение

к Концепции управления

государственным имуществом

и приватизации в Еврейской

автономной области

ПЛАН

ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

И ПРИВАТИЗАЦИИ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

----T---------------------------T-----------T-------T-------------¬

¦ N ¦ Содержание вопроса ¦ Орган, ¦Срок ¦Ответственный¦

¦п/п¦ ¦принимающий¦подго- ¦ исполнитель ¦

¦ ¦ ¦нормативный¦товки ¦ ¦

¦ ¦ ¦ акт ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------+-----------+-------+-------------+

¦ I. В сфере управления государственными предприятиями и ¦

¦ учреждениями областной собственности ¦

+---T---------------------------T-----------T-------T-------------+

¦1. ¦О внесении изменений в ¦Законода- ¦ март ¦комитет по ¦

¦ ¦программу приватизации на ¦тельное ¦2000 г.¦управлению ¦

¦ ¦2000 год и утверждении нор-¦Собрание ¦ ¦госимуществом¦

¦ ¦мативов распределения ¦области ¦ ¦правительства¦

¦ ¦средств, поступивших от ¦ ¦ ¦области ¦

¦ ¦приватизации областного ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦имущества ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------+-----------+-------+-------------+

¦2. ¦Утверждение реестра област-¦Законода- ¦ март ¦комитет по ¦

¦ ¦ной государственной соб- ¦тельное ¦2000 г.¦управлению ¦

¦ ¦ственности ¦Собрание ¦ ¦госимуществом¦

¦ ¦ ¦области ¦ ¦правительства¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+---+---------------------------+-----------+-------+-------------+

¦3. ¦О внесении изменений в за- ¦Законода- ¦в те- ¦комитет по ¦

¦ ¦кон ЕАО “Об управлении го- ¦тельное ¦чение ¦управлению ¦

¦ ¦сударственным имуществом ¦Собрание ¦2000 г.¦госимуществом¦

¦ ¦Еврейской автономной облас-¦области ¦ ¦правительства¦

¦ ¦ти“ ¦ ¦ ¦области ¦

+---+---------------------------+-----------+-------+-------------+

¦4. ¦О порядке назначения и дея-¦губернатор ¦апрель ¦комитет по ¦

¦ ¦тельности руководителей ¦области ¦2000 г.¦управлению ¦

¦ ¦областных государственных ¦ ¦ ¦госимуществом¦

¦ ¦предприятий ¦ ¦ ¦правительства¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+---+---------------------------+-----------+-------+-------------+

¦5. ¦О порядке проведения аттес-¦губернатор ¦ июль ¦комитет по ¦

¦ ¦тации руководителей област-¦области ¦2000 г.¦управлению ¦

¦ ¦ных государственных унитар-¦ ¦ ¦госимуществом¦

¦ ¦ных предприятий ¦ ¦ ¦правительства¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+---+---------------------------+-----------+-------+-------------+

¦6. ¦О порядке проведения кон- ¦губернатор ¦октябрь¦комитет по ¦

¦ ¦курса на замещение должнос-¦области ¦2000 г.¦управлению ¦

¦ ¦ти руководителя унитарного ¦ ¦ ¦госимуществом¦

¦ ¦предприятия ¦ ¦ ¦правительства¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+---+---------------------------+-----------+-------+-------------+

¦7. ¦О порядке определения ста- ¦Законода- ¦ июль ¦комитет по ¦

¦ ¦вок годовой платы за аренду¦тельное ¦2000 г.¦управлению ¦

¦ ¦госимущества в условиях ¦Собрание ¦ ¦госимуществом¦

¦ ¦инфляционного процесса ¦области ¦ ¦правительства¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+---+---------------------------+-----------+-------+-------------+

¦ II. В сфере управления акциями, находящимися в областной ¦

¦ собственности ¦

+---T---------------------------T-----------T-------T-------------+

¦8. ¦О порядке передачи в дове- ¦правитель- ¦ май ¦комитет по ¦

¦ ¦рительное управление акций,¦ство облас-¦2000 г.¦управлению ¦

¦ ¦находящихся в областной ¦ти ¦ ¦госимуществом¦

¦ ¦собственности ¦ ¦ ¦правительства¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+---+---------------------------+-----------+-------+-------------+

¦9. ¦О представителях государст-¦Законода- ¦январь ¦комитет по ¦

¦ ¦ва в органах управления ак-¦тельное ¦2000 г.¦управлению ¦

¦ ¦ционерных обществ и ревизи-¦Собрание ¦ ¦госимуществом¦

¦ ¦онных комиссиях товариществ¦области ¦ ¦правительства¦

¦ ¦и иных предприятий смешан- ¦ ¦ ¦области ¦

¦ ¦ной формы собственности, о ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦порядке их назначения и де-¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ятельности ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------+-----------+-------+-------------+

¦ III. В сфере управления областной недвижимостью ¦

+---T---------------------------T-----------T-------T-------------+

¦10.¦О проведении инвентаризации¦ ¦февраль¦ОКС и комитет¦

¦ ¦объектов незавершенного ¦ ¦2000 г.¦по управлению¦

¦ ¦строительства, находящихся ¦ ¦ ¦госимуществом¦

¦ ¦в областной собственности, ¦ ¦ ¦правительства¦

¦ ¦и порядке их использования ¦ ¦ ¦области ¦

+---+---------------------------+-----------+-------+-------------+

¦11.¦О порядке страхования ¦правитель- ¦ноябрь ¦комитет по ¦

¦ ¦объектов недвижимости, на- ¦ство облас-¦2000 г.¦управлению ¦

¦ ¦ходящихся в областной соб- ¦ти ¦ ¦госимуществом¦

¦ ¦ственности ¦ ¦ ¦правительства¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦

L---+---------------------------+-----------+-------+--------------