Законы и постановления РФ

Решение Представительного Собрания Усть-Кубинского муниципального района от 30.10.2007 N 87 “О Положении об особо охраняемых природных территориях местного значения в районе“ (вместе с “Положением об особо охраняемых природных территориях местного значения в Усть-Кубинском муниципальном районе“)

Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 2 данного документа).

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

УСТЬ-КУБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 30 октября 2007 г. N 87

О ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ

ТЕРРИТОРИЯХ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В РАЙОНЕ

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. ст. 11 и 94 Земельного кодекса Российской Федерации, с целью установления порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, в соответствии со ст. 22 Устава района Представительное Собрание решило:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особо охраняемых природных территориях местного значения в Усть-Кубинском муниципальном районе.

2. Настоящее решение вступает в
силу со дня его официального опубликования.

Глава района

В.Н.СМЕЛОВ

Утверждено

Решением

Представительного Собрания

Усть-Кубинского муниципального района

от 30 октября 2007 г. N 87

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В УСТЬ-КУБИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ (ДАЛЕЕ - ПОЛОЖЕНИЕ)

I. Общие положения

1. Основные понятия

В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

1.1. особо охраняемые природные территории местного значения - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны;

1.2. особо охраняемые территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, выделяющиеся ценностью находящихся в их пределах объектов и происходящих явлений природного и антропогенного характера или положительно воздействующих на окружающее пространство;

1.3. памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения;

1.4. лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения;

1.5. природные резерваты - природные комплексы участков суши и водного пространства, ценные в экологическом, эстетическом, рекреационном отношениях и предназначенные для сохранения, воспроизводства или восстановления одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других, используемые в целях рекреации;

1.6. парки - посаженные или окультуренные на землях поселений насаждения, включающие в себя растительные сообщества и объекты, имеющие экологическую, эстетическую и культурную ценность, используемые в природоохранных, просветительских и рекреационных целях;

1.7. микрозаповедник - небольшой по размеру (от сотен квадратных метров до нескольких десятков гектаров) заповедник, создаваемый для
сохранения редких видов растений и беспозвоночных животных (шмелей, земляных пчел, энтомофагов и других), как правило, не имеющий статуса природоохранного учреждения;

1.8. лесопарковые части зеленых зон - участки земель пригородной зоны поселений, занятые природными лесами, лесопарками или зелеными насаждениями, расположенные вблизи железных и шоссейных дорог, рек, водных бассейнов и являющиеся местом отдыха населения, а также потенциально способные по своим эстетическим свойствам стать активно посещаемыми населением после проведения работ по улучшению существующих или устройству новых подъездных путей и пешеходных троп;

1.9. охраняемые природные комплексы местного значения - комплексы функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками, ценные в экологическом, рекреационном, эстетическом и культурном отношениях, предназначенные для сохранения и восстановления природных объектов местного значения.

2. Нормативно-правовое регулирование в области особо охраняемых природных территорий

2.1. Нормативно-правовое регулирование в области особо охраняемых природных территорий основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Федеральном законе “Об особо охраняемых природных территориях“, Федеральном законе “Об охране окружающей среды“, Уставе Вологодской области, Уставе Усть-Кубинского муниципального района, настоящем Положении и принимаемых в соответствии с ними других муниципальных правовых актах органов местного самоуправления Усть-Кубинского муниципального района.

3. Отношения, регулируемые настоящим Положением

3.1. Настоящее Положение регулирует отношения в сфере организации, функционирования, охраны и защиты особо охраняемых природных территорий местного значения на территории Усть-Кубинского муниципального района.

II. Виды особо охраняемых природных

территорий и принципы их создания

4. Особо охраняемые природные территории района

4.1. Государственные природные заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, лесопарковые части зеленых зон, природные резерваты, парки, городские леса, микрозаповедники, охраняемые природные комплексы и иные особо охраняемые природные территории, расположенные на территории района, образуют его природно-заповедный
фонд, являются составной частью природно-заповедного фонда Вологодской области и Российской Федерации и подлежат охране.

4.2. Особо охраняемые территории местного значения призваны обеспечивать сохранность и воспроизводство природных ресурсов и генофонда, регулировать и компенсировать различные нарушения в экосистемах, а также способствовать в комплексе с другими природоохранными мероприятиями поддержанию биологического разнообразия, экологического равновесия и благоприятной среды для жизни человека.

5. Принципы создания и формирования особо охраняемых природных территорий

5.1. Создание и функционирование особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется на следующих основных принципах:

особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение особо охраняемой природной территории;

приоритет общечеловеческих интересов при решении вопросов организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

приоритет использования особо охраняемых природных территорий в целях повышения экологической культуры населения, содействия экологическому воспитанию подрастающего поколения;

разнообразие форм особо охраняемых природных территорий и рациональное сочетание этих форм;

единство системы особо охраняемых природных территорий и системы особо охраняемых территорий;

плановое, научно обоснованное формирование и развитие системы особо охраняемых природных территорий;

муниципальная собственность на соответствующие виды особо охраняемых природных территорий;

ограничения и регулирование режима хозяйственной деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий;

материальное стимулирование землепользователей, землевладельцев и арендаторов земель особо охраняемых природных территорий;

сочетание бюджетного финансирования особо охраняемых природных территорий с иными источниками финансовой поддержки;

участие общественности в формировании и сохранении особо охраняемых природных территорий.

5.2. В целях защиты особо охраняемых природных территорий местного значения от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

5.3. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и лесоустройства, схем районной планировки и другой градостроительной
документации.

6. Особо охраняемые природные территории местного значения

6.1. Особо охраняемые природные территории, представляющие природоохранную, научную, культурную, эстетическую, рекреационную и оздоровительную ценность и значение для муниципального образования, считаются особо охраняемыми природными территориями местного значения, являются собственностью Усть-Кубинского муниципального района.

6.2. К особо охраняемым природным территориям местного значения относятся следующие категории указанных территорий:

лечебно-оздоровительные местности и курорты;

парки;

природные резерваты;

микрозаповедник;

лесопарковые части зеленых зон;

охраняемые природные комплексы.

7. Профиль особо охраняемой природной территории

7.1. При создании особо охраняемых природных территорий указывается профиль особо охраняемой природной территории - специализация по преобладающим объектам охраны:

комплексный (ландшафтный) - охране подлежит полная или частичная совокупность компонентов природы (геологическое строение, рельеф, водные объекты, почвенный покров, растительный и животный мир и др.), формирующая природные комплексы (урочища, местности, ландшафтные районы);

геологический - охране подлежат элементы и объекты геологического строения территории (геологические обнажения, отторженцы коренных пород, крупные валуны и другие объекты) и вмещающие их природные комплексы;

гидрологический - охране подлежат элементы и объекты гидрологического строения территории (выходы подземных вод, фонтанирующие скважины, типичные и уникальные озера и участки рек) и вмещающие их природные комплексы;

биологический (ботанический или зоологический) - охране подлежат сообщества живых организмов, места обитания и места нахождения редких и охраняемых видов животных и растений (экотипы, популяции);

рекреационный - охране подлежат территории, имеющие особую экологическую, историческую, культурную и эстетическую ценность и способные выдерживать расчетные рекреационные нагрузки;

природно-историко-культурный - охране подлежит территориальная совокупность взаимозависимых объектов, явлений и событий природного, природно-культурного и историко-культурного наследия.

III. Полномочия органов местного самоуправления,

граждан и юридических лиц в сфере управления

особо охраняемыми природными территориями

8. Полномочия органов местного самоуправления района в сфере управления особо охраняемыми природными территориями

8.1. К ведению Представительного Собрания района в области особо
охраняемых природных территорий относится:

- утверждение программ развития особо охраняемых природных территорий муниципального образования;

- утверждение районного бюджета на развитие, функционирование и охрану особо охраняемых природных территорий местного значения;

- принятие решений об организации, охране, использовании и ликвидации особо охраняемых природных территорий местного значения;

- утверждение положений об особо охраняемых территориях местного значения;

- утверждение и изменение границ и определение режима охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

- осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.

8.2. К ведению администрации района в области особо охраняемых природных территорий относится:

- участие в разработке и реализации государственных федеральных, областных и местных программ развития особо охраняемых природных территорий;

- управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения;

- обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

- согласование путем издания постановлений Главы района по вопросам организации и учреждения особо охраняемых природных территорий областного значения на территории района или изменения их границ и территорий;

- согласование путем издания постановлений Главы района по вопросам по резервированию земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями федерального и областного значения, и ограничению на них хозяйственной деятельности;

- представление в органы государственной власти предложений о предоставлении расположенным в пределах границ муниципальных образований территориям, нуждающимся в особой охране, статуса особо охраняемых природных территорий областного значения;

- внесение предложений в органы государственной власти об изменении границ особо охраняемых природных территорий областного значения, об изменении и прекращении действия их особого статуса;

- ведение кадастров и мониторинга особо охраняемых природных территорий местного значения;

- осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.

9. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране
и функционировании особо охраняемых природных территорий

9.1. Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие органам местного самоуправления Усть-Кубинского муниципального района в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий местного значения, участвуя в:

разработке и составлении материалов, обосновывающих необходимость создания особо охраняемых природных территорий, и резервировании участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями местного значения;

осуществлении на добровольной основе контроля за состоянием особо охраняемых природных территорий местного значения;

а также могут выступать инициаторами создания особо охраняемых природных территорий местного значения, резервирования участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и пользоваться иными правами, предусмотренными действующим природоохранным законодательством.

IV. Управление в сфере особо охраняемых

природных территорий местного значения

10. Порядок образования особо охраняемых природных территорий местного значения

10.1. Решения об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения принимает Представительное Собрание района по представлению Главы района и по согласованию с органами местного самоуправления соответствующих поселений, на территории которых располагаются особо охраняемые природные территории, и с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

10.2. Решения о резервировании участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности принимает Глава района на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы и районной планировки.

10.3. Каждая существующая и вновь организуемая особо охраняемая природная территория должна иметь положение, определяющее режим природопользования и охраны ее территории.

11. Основания для организации особо охраняемых природных территорий местного значения и резервирования участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями местного значения

11.1. Основанием для организации особо охраняемых природных территорий
местного значения являются материалы обоснований, включающие в себя:

согласование с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды вопроса о создании особо охраняемой природной территории местного значения, согласование с заинтересованными органами государственной власти области;

согласование с органами местного самоуправления сельского поселения, на территории которого образуется особо охраняемая природная территория;

материалы обследования территории, содержащие основание организации в данной местности особо охраняемой природной территории, обоснование ее границ и площади, общую характеристику земель, состав и характеристику насаждений, водных, почвенных и геологических ресурсов, объектов и феноменов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира;

расчет необходимого объема финансирования на охрану и функционирование особо охраняемой природной территории;

картографический материал с указанием границ землепользования, позволяющий ясно представить границы и местонахождение особо охраняемой природной территории и ее охранной зоны;

согласование с собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, находящихся в границах организуемых особо охраняемых природных территорий;

проект постановления об организации особо охраняемой природной территории и утверждении Положения об особо охраняемой природной территории, согласованный с заинтересованными государственными органами области.

11.2. Основанием для резервирования земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, являются материалы, включающие в себя:

постановление Главы района, согласовывающее резервирование земельных участков на срок не более 3 лет;

пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости резервирования земельных участков, общую характеристику состава насаждений и данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира;

картографический материал с указанием границ землепользования, в котором определены границы резервируемых земельных участков;

перечень видов хозяйственной деятельности, на которые вводятся ограничения в связи с резервированием участков.

11.3. Финансирование работ по обоснованию создания особо охраняемых природных территорий района осуществляется за счет средств бюджета района, других
не запрещенных законом источников.

12. Организация особо охраняемых природных территорий местного значения

12.1. Представительное Собрание района утверждает границы и режим охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

12.2. Особо охраняемые территории местного значения организуются, как правило, без изъятия земель.

12.3. Границы особо охраняемых природных территорий должны быть обозначены в натуре просеками, аншлагами установленного вида и указаны в планово-картографических материалах (карты землеустройства районов, лесные карты).

13. Ликвидация особо охраняемых природных территорий местного значения

13.1. Особо охраняемые природные территории местного значения могут быть ликвидированы по следующим основаниям:

истечение установленного срока функционирования особо охраняемой природной территории, если его продление признано органом, инициирующим ее создание, нецелесообразным;

минование надобности в особой охране данной территории (если охраняемые объекты перестали нуждаться в особой охране или объекты, для охраны которых организована особо охраняемая природная территория, прекратили свое существование в результате пожаров, катастроф и т.п. и их восстановление стало невозможным).

13.2. Ликвидация особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется решением Представительного Собрания района.

14. Финансирование особо охраняемых природных территорий местного значения

14.1. Финансирование особо охраняемых природных территорий осуществляется за счет средств бюджета, собственных средств предприятий и иных не запрещенных законом источников.

15. Учет (кадастр) особо охраняемых природных территорий местного значения

15.1. Учет особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется в форме кадастра. Кадастр особо охраняемых природных территорий представляет собой официальный документ, содержащий свод регулярно обновляющихся систематизированных сведений, необходимых для управления особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Порядок ведения кадастра особо охраняемых природных территорий местного значения устанавливается постановлением Главы района.

16. Мониторинг особо охраняемых природных территорий местного значения

16.1. Мониторинг особо охраняемых природных территорий местного значения представляет собой систему наблюдений за состоянием этих территорий и находящихся
на них природных объектов для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза состояния, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

17. Контроль в области особо охраняемых природных территорий местного значения

17.1. Задачей муниципального контроля в сфере охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения является обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного законодательством порядка использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, выполнения мероприятий по их развитию и охране.

17.2. Муниципальный контроль за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется отделом промышленности, природопользования и охраны окружающей среды администрации Усть-Кубинского муниципального района.

V. Режим хозяйственной деятельности

в пределах отдельных видов особо охраняемых

природных территорий местного значения

18. Общие принципы режима хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях местного значения

18.1. На особо охраняемых природных территориях местного значения запрещается любая деятельность, противоречащая задачам особо охраняемых природных территорий местного значения и режиму их особой охраны, установленному в Положении (паспорте) об особо охраняемой природной территории местного значения.

18.2. Ведение хозяйственной деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий, в том числе вопросы социально-экономического развития этих территорий, строительство объектов и сооружений, обеспечивающих их функционирование, осуществляются по согласованию с исполнительными органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся, по проектам, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.

18.3. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий обязаны соблюдать установленный в них режим особой охраны и несут за его нарушение установленную законом ответственность.

VI. Организация охраны особо охраняемых

природных территорий местного значения

19. Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения

19.1. Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения организуется соответственно органами местного самоуправления, принимающими решения о создании особо охраняемых природных территорий, и осуществляется:

органами исполнительной власти муниципальных образований, а также организациями, на которые охрана этих территорий возложена;

собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, на которых по согласованию с ними возлагаются обязанности по охране.

19.2. Расходы собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых возлагаются обязанности по охране особо охраняемых природных территорий, возмещаются за счет компенсаций, размеры и формы которых определяются решением Представительного Собрания района одновременно с принятием решения об организации особо охраняемых природных территорий местного значения.

VII. Ответственность за нарушение режима особо

охраняемых природных территорий местного значения

20. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий местного значения

20.1. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов в пределах особо охраняемых природных территорий местного значения и их охранных зон влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

20.2. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.