Решение Арбитражного суда Вологодской области от 18.11.2005 N А13-12787/2005-10 <О признании недействующим постановления Великоустюгской Думы от 24.06.2005 N 89 “О внесении изменений в постановление Великоустюгской Думы от 29.04.2005 N 55 “О мерах по реализации Закона Вологодской области “Об административных правонарушениях“>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 ноября 2005 г. по делу N А13-12787/2005-10
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2005 г.
Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2005 г.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Представительного органа местного самоуправления Великоустюгской Думы от 29.04.2005 “О мерах по реализации Закона Вологодской области “Об административных правонарушениях“ имеет номер 89, а не 889.
Арбитражный суд Вологодской области в составе председательствующего Хвостова Е.А., судей Богатыревой В.А., Магановой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шестаковой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Костоломова Игоря Германовича
об оспаривании постановления Великоустюгской Думы от 24.06.2005 N 889 “О внесении изменений в постановление Великоустюгской Думы от 29.04.2005 N 55 “О мерах по реализации Закона Вологодской области “Об административных правонарушениях“,
при участии: от предпринимателя - Костоломов И.Г., Полозов С.Ю. по доверенности от 07.11.2005;
от Великоустюгской Думы - Маркова Т.Н. по доверенности от 14.11.2005;
от прокурора - Белоусова З.С. по удостоверению N 75023,
установил:
Предприниматель Костоломов Игорь Германович обратился в суд с требованием о признании недействующим постановления Великоустюгской Думы от 24.06.2005 N 89 “О внесении изменений в постановление Великоустюгской Думы от 29.04.2005 N 55 “О мерах по реализации Закона Вологодской области “Об административных правонарушениях“.
Предприниматель в своем заявлении (с учетом уточнения от 08.11.2005) указывает на несоответствие оспариваемого акта статье 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьям 7, 16 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что запрет продажи алкогольной продукции в определенное время суток находится за пределами полномочий органов местного самоуправления. Кроме того, оспариваемое постановление нарушает право предпринимателя на свободу экономической деятельности, ограничивает его возможности получения прибыли и конкурентоспособность на свободном рынке товаров и услуг.
Великоустюгская Дума в отзыве на заявление отклонила доводы заявителя и просила отказать в удовлетворении заявления предпринимателя.
Прокуратура Вологодской области в отзыве на заявление и представитель прокуратуры в судебном заседании признали требования предпринимателя обоснованными и просили их удовлетворить.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования предпринимателя Костоломова Игоря Германовича подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, Великоустюгской Думой 24.06.2005 принято постановление N 89 “О внесении изменений в постановление Великоустюгской Думы от 29.04.2005 N 55 “О мерах по реализации Закона Вологодской области “Об административных правонарушениях“. Указанным постановлением в целях обеспечения тишины и покоя граждан в ночное время запрещена продажа алкогольной продукции с 23 часов до 6 часов в магазинах, встроенных в жилые дома, с круглосуточным режимом работы (пункт 1 постановления). Пунктом 2 постановления комиссии по лицензированию на право продажи алкогольной продукции при администрации Великоустюгского муниципального района предписано при выдаче лицензий на право торговли алкогольной продукцией магазинов, встроенных в жилые дома, с круглосуточным режимом работы включать в условия лицензирования норму, предусмотренную пунктом 1 постановления.
Указанное постановление является нормативным правовым актом, который содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Постановление в действующей редакции опубликовано в газете “Советская мысль“ 15 июля 2005 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Пунктом 2 указанной статьи установлен исчерпывающий перечень вопросов местного значения. Данный перечень не предусматривает регулирование вопросов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Пунктом 4 этой же статьи установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Согласно статье 7 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены статьей 26 указанного закона. Специальные ограничения в области розничной продажи алкогольной продукции установлены статьей 16 Закона. Однако такого ограничения как запрет продажи алкогольной продукции с 23 часов до 6 часов в магазинах, встроенных в жилые дома, с круглосуточным режимом работы данными нормами не установлено.
В силу пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом.
Однако действующее федеральное законодательство не предусматривает ограничений по розничной продаже алкогольной продукции в ночное время в магазинах, встроенных в жилые дома.
Ссылка Великоустюгской Думы на постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987 и постановление Губернатора Вологодской области от 07.10.1999 N 659 не может быть принята судом во внимание, так как указанные нормативные акты не относятся к федеральным законам и они не устанавливают дополнительных ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Вышеуказанным законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по определению прилегающих территорий только к тем объектам, на которых федеральным законом установлен запрет продажи спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов готовой продукции. К таким объектам закон отнес вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения, оптовые продовольственные рынки, то есть места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности. Жилые дома законом не отнесены к указанным объектам.
Таким образом, постановление Великоустюгской Думы от 24.06.2005 N 89 принято с превышением полномочий органов местного самоуправления, не соответствует федеральному законодательству и нарушает права организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере экономической деятельности.
В связи с удовлетворением требований госпошлина в сумме 100 руб. подлежит возврату предпринимателю Костоломову И.Г. на основании части 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 167, 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать постановление Великоустюгской Думы от 24.06.2005 N 89 “О внесении изменений в постановление Великоустюгской Думы от 29.04.2005 N 55 “О мерах по реализации Закона Вологодской области “Об административных правонарушениях“ не соответствующим статье 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьям 7, 16, 26 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ и недействующим.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Костоломову Игорю Германовичу из федерального бюджета госпошлину в размере 100 руб., уплаченную по квитанции Сбербанка РФ от 21.09.2005.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Е.А.ХВОСТОВ
Судьи
В.А.БОГАТЫРЕВА
Т.В.МАГАНОВА