Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.10.2005 N А13-11693/2005-14 <В случае внесения исправлений в счет-фактуру сам факт внесения исправлений не порождает право на применение налоговых вычетов, а только подтверждает это право, возникшее, когда налогоплательщиком были выполнены условия для предъявления НДС к вычету> (извлечение)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 октября 2005 г. Дело N А13-11693/2005-14

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2005 г.

Полный текст решения изготовлен 28 октября 2005 г.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Виноградовой Т.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.Н.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя К. к инспекции ФНС России по г. Вологде о признании частично недействительным решения, при участии от заявителя С. по доверенности от 02.03.2005, от ответчика Д.М.М. по доверенности от 27.10.2005 N 345, П.Ю.А. по доверенности от 27.10.2005 N 346,

установил:

Предприниматель К. обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной
налоговой службы по г. Вологде (далее - Инспекция) от 19.08.2005 N 51/23 об отказе частично в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в части отказа в возмещении НДС в сумме 316554.91 руб.

В соответствии со статьей 48 АПК РФ судом произведена замена ответчика правопреемником - межрайонной инспекцией ФНС России N 11 по Вологодской области.

Инспекция требования не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд находит требования подлежащими удовлетворению частично.

Как видно из материалов дела, предприниматель представил в Инспекцию налоговую декларацию по НДС по ставке 0 процентов за апрель 2005 года с пакетом документов, в которой заявил к возмещению НДС в сумме 318042.0 руб. Данная сумма обозначена в налоговой декларации как НДС, предъявленный налогоплательщику и уплаченный им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве экспортных товаров.

Инспекция по результатам камеральной проверки на основе указанной налоговой декларации приняла решение от 19.08.2005 N 51/23 об отказе частично в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, которым отказано в возмещении НДС в сумме 316710.0 руб. Признано необоснованным применение налоговой ставки по операциям реализации товаров (работ, услуг) на сумму 1865834.0 руб.

Заявитель оспаривает решение налогового органа в указанной выше части.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также и порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.

Согласно пункту 4 данной статьи Кодекса суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и
уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.

Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Таким образом, для реализации права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.

В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм НДС путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Следовательно, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактами уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и реального экспорта этих товаров, который подтверждается документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном
режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые налогоплательщик, реализующий экспортируемые товары, обязан представить в налоговый орган вместе с декларацией в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и права на налоговые вычеты:

1) контракт, заключенный с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Предпринимателем в налоговый орган представлены международные товарно-транспортные накладные (CMR) NN 10204050/291204/0006298, 10204050/291204/0006299, 10204050/291204/0006301 без отметки пограничной таможни “Товар вывезен“.

Таким образом, предприниматель не представил в налоговый орган предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы, а именно: копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает необходимость обоснования права на применение ставки 0 процентов и налоговых вычетов строго определенными документами.

В силу обязательных требований Налогового кодекса РФ налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию не только грузовую таможенную декларацию, но и соответствующий этой декларации транспортный, товаросопроводительный и (или) иной аналогичный по характеру внесенных в него сведений документ
с необходимыми отметками таможенных органов, подтверждающими вывоз товара, на каждом из таких документов.

В данном случае ГТД рассматривается как заявление по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Транспортные, товаросопроводительные документы подтверждают наличие договора перевозки товаров и сопровождают эти товары в процессе перевозки. Представление грузовой таможенной декларации не освобождает лицо, желающее воспользоваться льготной налоговой ставкой, от обязанности представить товарно-транспортную накладную с отметкой пограничного таможенного органа о вывозе товара, поскольку требования к товарно-транспортным накладным, содержащиеся в подпункте 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, сформулированы как императивные.

Отсутствуют и юридические препятствия для получения заинтересованными лицами - налогоплательщиками необходимой отметки таможенного органа как на грузовой таможенной декларации, так и на транспортном или товаросопроводительном документе.

Согласно пункту 9 Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.2003 N 806 (далее - Инструкция), наряду с экземпляром грузовой таможенной декларации представляется экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа, на основании которого товар перемещался через таможенную границу.

Подтверждение вывоза осуществляется должностным лицом таможенного органа в течение 20 дней после поступления надлежащего заявления посредством проставления отметки “товар вывезен“ на соответствующем документе (пункт 12 Инструкции).

Из содержания Инструкции однозначно следует, что таможенные органы не рассматривают грузовую таможенную декларацию в качестве транспортного, товаросопроводительного или иного равнозначного им документа.

Таким образом, с установленной Кодексом обязанностью налогоплательщика по представлению транспортных и (или) товаросопроводительных документов с необходимыми отметками таможенных органов корреспондирует право налогоплательщика на их получение.

Согласно
пункту 5 Порядка и пункту 12 Инструкции на проставление соответствующих отметок при представлении всех необходимых документов таможне дается менее одного месяца, а декларацию, подтверждающую право на ставку 0 процентов при экспортных операциях, налогоплательщик имеет право сдать в течение 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (пункт 9 статьи 165 Кодекса).

Предприниматель не представил доказательств того, что им предпринимались меры для своевременного получения товарно-транспортных накладных с надлежащими отметками таможенных органов о вывозе товара, однако по независящим от него причинам они не были получены. На момент судебного разбирательства требуемые отметки также не поставлены.

Отсутствие этих документов не дает налоговой инспекции возможности вынести решение о возмещении суммы налога на добавленную стоимость.

При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно отказал в возмещении НДС в сумме 58669.04 руб., составляющей налоговые вычеты, заявленные как налог, уплаченный при приобретении товаров, отгруженных на экспорт по указанным международным товарно-транспортным накладным.

Налогоплательщик не лишен возможности повторно представить в налоговые органы декларации с полным пакетом документов, подтверждающим обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

Одним из оснований, по которым налоговый орган отказал в возмещении налога, явилось непредставление копий коносаментов на перевозку экспортируемого товара через Балтийскую таможню.

Из материалов дела видно, что вывоз товаров предпринимателем на экспорт осуществлен через Балтийскую таможню путем погрузки автомобиля с товаром на морской паром, а также через таможню Западный Буг (Республика Беларусь) и Псковскую таможню.

При погрузке автотранспорта с товарами для их дальнейшей транспортировки за пределы территории Российской Федерации на морские паромы, являющиеся самостоятельным видом морских судов, для подтверждения льготы
по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров за пределы территории Российской Федерации налогоплательщику необходимо иметь документы, подтверждающие вывоз товаров морскими судами через морские порты.

В изъятие из общего порядка оформления транспортных (товаросопроводительных) документов в подпункте 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ предусмотрен ряд особенностей, в том числе при вывозе товаров судами через морские порты.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик обязан представить в налоговый орган следующие документы:

- копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой “Погрузка разрешена“ пограничной таможни Российской Федерации;

- копию коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе “Порт разгрузки“ указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Предприниматель представил вместе с налоговой декларацией международные товарно-транспортные накладные (CMR) и поручения на отгрузку с отметкой таможенного органа “Погрузка разрешена“ и указанием портов разгрузки - LUEBECK и SASSNITZ (Германия).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П признано не противоречащим Конституции Российской Федерации положение абзаца четвертого подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, поскольку по своему смыслу в общей системе правового регулирования оно не исключает возможность подтверждения вывоза за пределы территории Российской Федерации судами через морские порты товаров в таможенном режиме экспорта путем представления в налоговые органы налогоплательщиком - для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 164 НК РФ права на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость - наряду с другими обязательными документами вместо коносамента иных транспортных, товаросопроводительных документов, содержащих такую же информацию.

Конституционно-правовой смысл данного положения,
выявленный в этом постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. В частности, в постановлении от 14.07.2003 N 12-П указано, что погрузочный билет, применяемый в практике паромных перевозок в качестве документа, подтверждающего прием груза, - как содержащий ту же информацию, что и коносамент, и допускаемый в качестве доказательства при рассмотрении гражданско-правовых споров, связанных с договорами перевозки грузов, - обладает доказательственным значением и в сфере налоговых отношений. Это не противоречит статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Наличие в грузовом билете отметки пограничной таможни “Погрузка разрешена“ и указание порта разгрузки, находящегося за пределами территории Российской Федерации, подтверждает вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации судами через морские порты.

В данном случае подтверждением вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации являются поручения на отгрузку, содержание которых полностью соответствует содержанию погрузочного билета.

Предпринимателем включен в налоговые вычеты НДС в сумме 316555.18 руб. как уплаченный ООО “Б-т“ за пиломатериал, отгруженный в дальнейшем на экспорт.

Согласно пунктам 1 - 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров
(работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ. В соответствии с названной нормой налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты при наличии у него счетов-фактур, выставленных продавцами приобретаемых товарно-материальных ценностей, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а также иных первичных документов, свидетельствующих об оплате товара и принятии его на учет.

В решении Инспекции указано, что предприниматель представил первичные документы, оформленные и принятые к учету в нарушение Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Товарные накладные ООО “Б-т“ оформлены с нарушениями: нет должности, подписи и расшифровки подписи лица, производившего отпуск товара; нет должности и расшифровки подписи лица, разрешившего отпуск товара; даты отпуска товара; отсутствует номер и дата транспортной накладной.

Согласно пункту 9 Порядка учета доходов и
расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04-430, выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.98 N 132, предусматривает такой первичный учетный документ, как товарная накладная, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.97 N 78 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте“ товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Поскольку предприниматель К. осуществляет торговые операции и не выполняет работ по перевозке товаров, первичными документами для него являются не товарно-транспортные накладные, а товарные накладные.

Из материалов дела видно, что приобретенный предпринимателем товар принят на учет по товарным накладным.

Действительно, в период налоговой проверки Инспекции представлены товарные накладные, в которых не были заполнены графы, предусмотренные для указания сведений о лицах, которые разрешили и произвели отпуск груза, и о дате отпуска груза. Имелась только подпись в графе “отпуск груза разрешил“. В суд предприниматель представил товарные накладные с внесенными в них изменениями: названные выше графы заполнены. Исправление заверено подписью директора ООО “Б-т“ П. Он же обозначен и в качестве лица, которое разрешило и произвело отпуск груза. Таким образом, факт отпуска товара предпринимателю подтвержден.

Налоговый орган также ссылается на несоответствие счетов-фактур ООО “Б-т“ требованию, содержащемуся в подпункте 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

При налоговой проверке Общество представило счета-фактуры ООО “Б-т“, в которых не был указан номер платежно-расчетного документа, в то время как оплата отраженных в счетах-фактурах товаров произведена авансом.

Однако предприниматель представил исправленные счета-фактуры ООО “Б-т“, в которых необходимые сведения указаны.

В данном случае предприниматель представил счета-фактуры, оформленные поставщиками в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, и тем самым в соответствии с положениями статей 169, 171, 172 и пункта 4 статьи 176 НК РФ подтвердил право на применение налоговых вычетов по указанным счетам-фактурам и на возмещение НДС.

Суд не может принять во внимание довод налогового органа о том, что налогоплательщик имеет право предъявить НДС к вычету в случае исправления счетов-фактур только в том налоговом периоде, в котором внесены исправления. В случае внесения исправлений в счет-фактуру сам факт внесения исправлений не порождает право на применение налоговых вычетов, а только подтверждает это право, возникшее, когда налогоплательщиком были выполнены условия для предъявления НДС к вычету: приобретение товара для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС, и оплата этого товара; именно к этому моменту в бюджете сформировался источник для возмещения уплаченного налога.

При указанных обстоятельствах у Инспекции не было законных оснований для отказа в возмещении предпринимателю НДС в сумме 257885.87 руб.

Оспариваемое решение следует признать недействительным в части отказа в возмещении НДС в сумме 257885.87 руб.

В удовлетворении требований в остальной части следует отказать.

Поскольку требования частично удовлетворены, а налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ и пунктом 4 статьи 6 Федерального закона “О государственной пошлине“ заявителю должны быть возвращены из федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме, соответствующей размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

требования удовлетворить частично.

Признать не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Вологде от 19.08.2005 N 51/23 об отказе в возмещении частично сумм налога на добавленную стоимость в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 257885.87 руб.

В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Обязать межрайонную инспекцию ФНС России N 11 по Вологодской области в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о возмещении предпринимателю К. налога на добавленную стоимость в сумме 257885.87 руб. по налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2005 года.

Возвратить предпринимателю К. из федерального бюджета госпошлину в сумме 75.0 руб., уплаченную по квитанции Сбербанка России от 27.09.2005.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Вологодской области в месячный срок со дня принятия.

Судья

Т.В.ВИНОГРАДОВА