Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.10.2005 N А13-9123/2005-10 <О признании частично недействующим раздела 3 Правил торговли на территории Тотемского района, утвержденных решением Тотемского районного муниципального Собрания от 20.07.2004 N 103>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 октября 2005 г. по делу N А13-9123/2005-10

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2005 года

Полный текст решения изготовлен 27 октября 2005 года

Арбитражный суд Вологодской области в составе председательствующего Хвостова Е.А., судей Богатыревой В.А., Потеевой А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шестаковой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Вологодской области

об оспаривании решения Тотемского районного муниципального Собрания от 20.07.2004 N 103 “О правилах торговли на территории Тотемского района“,

при участии:

от прокурора - Белоусовой З.С. по удостоверению N 75023,

установил:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ был принят 22 ноября 1995 года, а не 25 ноября 1995 года.

Прокурор Вологодской области обратился в арбитражный суд с требованием о признании раздела 3 Правил торговли на территории Тотемского района, утвержденных решением Тотемского районного муниципального Собрания от 20.07.2004 N 103, не соответствующим Федеральному закону N 171-ФЗ от 25.11.95 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ в части запрещения продажи алкогольной продукции крепостью свыше 13 процентов в учреждениях культуры во время проведения дискотек и других мероприятий с привлечением молодежи и не действующим, а также недействующими и не соответствующими Федеральному закону N 11-ФЗ от 07.03.2005 “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе“ (далее - Федеральный закон N 11-ФЗ) положений раздела 3 Правил торговли, устанавливающего запрет на продажу пива в предприятиях мелкой розницы (киоски).

В обоснование своих требований ссылается на то, что ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могут устанавливаться только федеральным законом. Действующее законодательство не относит к компетенции органов местного самоуправления регулирование правоотношений, возникших в сфере оборота алкогольной продукции. В нарушение требований закона Тотемское районное муниципальное Собрание ввело дополнительные ограничения по розничной реализации алкогольной продукции.

Тотемское районное муниципальное Собрание отзыва на заявление не представило, представителей в судебное заседание не направило. В связи с надлежащим извещением о времени и месте судебного разбирательства и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя Тотемского районного муниципального Собрания.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителя прокурора, суд считает
требования прокурора области подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Как следует из материалов дела, решением Тотемского районного муниципального Собрания от 20.07.2004 N 103 введены в действие Правила торговли на территории Тотемского муниципального района. В разделе 3 указанных правил содержится норма о запрещении продажи алкогольной продукции крепостью свыше 13 процентов в учреждениях культуры во время проведения дискотек и других мероприятий с привлечением молодежи, а также запрещена продажа пива в предприятиях мелкой розницы (киоски).

Указанное решение является нормативным правовым актом, который содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Решение в действующей редакции опубликовано в газете “Тотемские вести“ 10 и 17 августа 2004 года.

Согласно статье 7 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В пункте 2 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом в области производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом.

В области розничной торговли алкогольной продукцией ограничения установлены в пунктах 2, 3 статьи 16 указанного закона, где говорится о том, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях; лицам, не достигшим возраста 18 лет; без сертификатов соответствия и без маркировки федеральными специальными марками, акцизными марками, региональными специальными марками в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона. Не допускается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах, не приспособленных для продажи данной продукции помещениях, на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков, автомашин.

Таким образом, Тотемское районное муниципальное Собрание, устанавливая запрет продажи алкогольной продукции крепостью свыше 13 процентов в учреждениях культуры во время проведения дискотек и других мероприятий с привлечением молодежи, превысило установленные законом полномочия и ввело дополнительное ограничение продажи алкогольной продукции, не предусмотренное действующим федеральным законодательством.

Введение Тотемским собранием запрета продажи пива в предприятиях мелкой розницы (киоски) также произведено с превышением установленных законом полномочий.

Ограничения розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, установлены Федеральным законом от 07.03.2005 N 11-ФЗ, в статье 2 которого говорится, что не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе:

1) в детских, образовательных и медицинских организациях;

2) на всех видах
общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

3) в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

4) несовершеннолетним.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного закона органы местного самоуправления с учетом положений настоящего Федерального закона и в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, определяют места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.

Следовательно, федеральное законодательство не устанавливает запрета на продажу пива в предприятиях мелкой розницы (киоски), а органам местного самоуправления не предоставлено полномочий по установлению мест торговли, в которых не разрешается розничная продажа пива.

Согласно пункту 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167, 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать положение раздела 3 Правил торговли на территории Тотемского района, утвержденных решением Тотемского районного муниципального Собрания от 20.07.2004 N 103, устанавливающее запрет продажи алкогольной продукции крепостью свыше 13% в учреждениях культуры во время проведения дискотек и других
мероприятий с привлечением молодежи, не соответствующим Федеральному закону Российской Федерации от 25.11.2005 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, его статьям 7, 16, 26 и недействующим.

Признать положение раздела 3 Правил торговли на территории Тотемского района, утвержденных решением Тотемского районного муниципального Собрания от 20.07.2004 N 103, устанавливающее запрет продажи пива в предприятиях мелкой розницы (киоски), не соответствующим Федеральному закону Российской Федерации от 07.03.2005 N 11-ФЗ “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе“ и недействующим.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Е.А.ХВОСТОВ

Судьи

В.А.БОГАТЫРЕВА

А.В.ПОТЕЕВА