Постановление Администрации Череповецкого муниципального района от 10.10.2005 N 891 “Об утверждении Методики расчета социальной, экономической и бюджетной эффективности реализации инвестиционных проектов на территории Череповецкого муниципального района“
АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРЕПОВЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2005 г. N 891
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА СОЦИАЛЬНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕРЕПОВЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Во исполнение постановления администрации Череповецкого муниципального района от 14 июля 2005 N 629 “Об утверждении форм базы данных инвестиционных проектов и площадок, разработке методики экономической, бюджетной и социальной эффективности проектов на территории Череповецкого муниципального района“ постановляю:
1. Утвердить методику расчета социальной, экономической и бюджетной эффективности реализации инвестиционных проектов на территории Череповецкого муниципального района (прилагается).
2. Управлению экономического развития использовать данную методику для расчета социальной и экономической эффективности инвестиционных проектов на территории района.
3. Финансовому управлению совместно с управлением экономического развития проводить оценку бюджетной эффективности инвестиционных проектов.
Глава района
Л.Н.РОДИЧЕВ
Утверждена
Постановлением
Администрации Череповецкого
муниципального района
от 10 октября 2005 г. N 891
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА СОЦИАЛЬНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И БЮДЖЕТНОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕРЕПОВЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Настоящая методика расчета социальной, экономической и бюджетной эффективности инвестиционных проектов (далее по тексту - Методика) разработана в соответствии с постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 14.07.2005 N 629 “Об утверждении форм базы данных инвестиционных проектов и площадок, разработке методики экономической, бюджетной и социальной эффективности проектов на территории Череповецкого муниципального района“.
1.2. Методика предназначена для расчета социальной, экономической и бюджетной эффективности реализации конкретного инвестиционного проекта на территории Череповецкого муниципального района.
1.3. Основой для расчета социальной, экономической и бюджетной эффективности является информация, содержащаяся в паспортах инвестиционных проектов и площадок, оформленных в соответствии с формами, утвержденными постановлением администрации Череповецкого муниципального района от 14.07.2005 N 629 “Об утверждении форм базы данных инвестиционных проектов и площадок, разработке методики экономической, бюджетной и социальной эффективности проектов на территории Череповецкого муниципального района“.
1.4. Расчеты коэффициентов экономической и социальной эффективности проводятся управлением экономического развития администрации Череповецкого муниципального района, бюджетная эффективность инвестиционных проектов оценивается управлением экономического развития совместно с финансовым управлением администрации района.
2. Методика расчета социальной эффективности
Социальная эффективность инвестиционного проекта - социальное последствие реализации проекта, в том числе создания рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилищного фонда, улучшение условий труда и т.п.
2.1. В основе оценки социальной эффективности лежит количество рабочих мест по проекту, скорректированное с учетом ситуации на рынке труда в муниципальном образовании, где реализуется проект.
2.2. Коэффициент социальной эффективности рассчитывается по формуле:
Ксоцэфф = Nрабпр x (Кбзр + Кзпл), где:
Ксоцэфф - коэффициент социальной эффективности;
Nрабпр - количество рабочих мест, создаваемых в результате проекта;
Кбзр - коэффициент, характеризующий превышение уровня безработицы в муниципальном образовании, где реализуется проект, над средним по области уровнем безработицы;
Кзпл - коэффициент, характеризующий превышение уровня заработной платы по проекту над средним уровнем заработной платы в муниципальном образовании, где реализуется проект.
2.3. Коэффициент, характеризующий превышение уровня безработицы в муниципальном образовании, где реализуется проект, над средним по области уровнем безработицы, рассчитывается по формуле:
Кбзр = Кбзрмо / Кбзробл, где:
Кбзрмо - уровень безработицы в муниципальном образовании, где реализуется проект;
Кбзробл - уровень безработицы в среднем по области.
2.4. Коэффициент, характеризующий превышение уровня заработной платы по проекту над средним уровнем заработной платы в муниципальном образовании, где реализуется проект, рассчитывается по формуле:
Кзпл = Кзплпр / Кзплмо, где:
Кзплпр - уровень заработной платы по проекту;
Кзплмо - средний уровень заработной платы в муниципальном образовании, где реализуется проект.
2.5. Для расчета применяются данные о количестве рабочих мест и среднем уровне заработной платы по проекту - в первый год с момента выхода производства на проектную мощность (но не позднее четырех лет с момента начала реализации проекта).
3. Методика расчета экономической эффективности
Экономическая эффективность инвестиционного проекта - результативность экономической деятельности, определяемая отношением полученного экономического эффекта (результата) к затратам, обусловившим получение этого эффекта.
3.1. В качестве основных показателей, используемых для расчетов экономической эффективности инвестиционных проектов, применяются:
- рентабельность проекта;
- чистый доход;
- чистый дисконтированный доход;
- внутренняя норма доходности;
- срок окупаемости проекта;
- потребность в дополнительном финансировании;
- группа показателей, характеризующих финансовое состояние претендента, представившего проект.
3.2. Для оценки воздействия структуры капитала на уровень эффективности конкретного варианта капиталовложений используются следующие показатели:
- рентабельность собственного капитала (Rск);
- экономическая рентабельность (Rэ);
- финансовый рычаг (коэффициент капитализации, U1).
Вышеперечисленные показатели исчисляются по следующим формулам:
U1 = ЗК / СК;
Rск = П / СК;
Rэ = Пч / СК + ЗК, где:
ЗК - величина заемного капитала, тыс. руб.;
СК - величина средств из внешних и внутренних источников собственного капитала организации, тыс. руб.;
П - величина прибыли до уплаты процентов по заемным средствам и налога на прибыль;
Пч - величина чистой прибыли, тыс. руб.;
СК + ЗК - объем финансирования (совокупный капитал), тыс. руб.
В качестве критерия оптимизации структуры капитала можно использовать показатель рентабельности собственного капитала (Rск), исчисленный с использованием чистой прибыли и после уплаты процентных платежей, который можно рассчитать по следующей формуле:
(П - r x ЗК) x (1 - нп)
Rск = -----------------------, где:
СК
нп - ставка налога и прочих аналогичных отчислений с прибыли предприятия в долях единицы;
r - средняя взвешенная ставка процента по заемным средствам финансирования в долях единицы.
3.3. Еще одним из критериев, который может быть использован для оптимизации структуры капитала, является срок окупаемости (Сок), характеризующий скорость возврата вложенного капитала.
В данном случае Сок рассчитывается с использованием показателя чистой прибыли, оставшейся после выплаты процентов и налогов, по формуле:
СК + ЗК
Сок = ------------------------
(Пч - r x ЗК) x (1 - нп)
3.4. Другим инструментом определения оценки доходности проекта может являться расчет показателя, характеризующего внутренний уровень доходности инвестиционного проекта.
Алгоритм расчета внутренней нормы доходности проекта (Кэкэф) состоит в определении ставки дисконтирования, при которой чистая текущая стоимость проекта обращается в ноль. Чистая текущая стоимость проекта рассчитывается по формуле:
n дельтаj
ЧТС = SUM [Пj / (1 + Ст) ], где:
j=1
ЧТС - чистая текущая стоимость проекта;
Пj - денежный поток при реализации проекта за период j;
Ст - ставка дисконтирования.
Денежный поток при реализации проекта за период рассчитывается как сумма накопленного денежного потока за период от основной (операционной, текущей), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
На основании результата определения внутреннего уровня доходности инвестиций может быть дана оценка их приемлемости. Если анализируемый показатель соответствует необходимому в конкретных условиях уровню доходности, т.е. меньше ставки дисконтирования, инвестиции признаются целесообразными.
4. Расчет бюджетной эффективности
Бюджетная эффективность - разница между притоками и оттоками бюджетных средств с учетом дисконтирования.
4.1. К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
- притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
- доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
- платежи в погашение кредитов, выданных из районного бюджета участникам проекта;
- платежи в погашение налоговых кредитов;
- дивиденды по принадлежащим району акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией инвестиционного проекта.
4.2. К оттокам бюджетных средств относятся:
- предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
- предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
- бюджетные дотации, связанные с проведением ценовой политики и обеспечения соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно рекомендуется учитывать:
- налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоки не возникают, а притоки уменьшаются;
- государственные гарантии займов. В этом случае оттоки отсутствуют, дополнительным притоком служит плата за гарантии.
Приведенный список притоков и оттоков не является исчерпывающим.
4.3. В основе оценки бюджетной эффективности лежит расчет приведенной стоимости баланса налоговых поступлений в консолидированный бюджет района от реализации проекта и средств, направляемых из бюджета района, на его поддержку.
4.4. Коэффициент бюджетной эффективности рассчитывается по формуле:
n дельтаj
Кбюдэф = SUM [(ДБj - РБj) / (1 + Стj) ], где:
j=1
Кбюдэф - коэффициент бюджетной эффективности;
ДБj - поступления в консолидированный бюджет района от реализации проекта за период j;
РБj - средства, направляемые из бюджета района, на поддержку проекта в период j;
Стj - ставка дисконтирования за период j.
В качестве ставки дисконтирования используется значение ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком РФ.