Законы и постановления РФ

Решение Представительного Собрания местного самоуправления Вытегорского муниципального района от 29.04.2005 N 175 “Об утверждении Положения об основах организации и деятельности муниципальных органов опеки и попечительства“

Вступил в силу с 29 апреля 2005 года (пункт 3 данного документа).

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ВЫТЕГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2005 г. N 175

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСНОВАХ

ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

На основании Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, закона РФ “Об образовании“ в редакции закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ст. 31 п. 1 (6), постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16.11.2004 N 740 “О законе области “О признании утратившими силу некоторых законодательных актов области, регулирующих вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства“, постановления Законодательного Собрания Вологодской области о законе области “Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в
Вологодской области“ от 26.12.2003 N 802, постановления Законодательного Собрания Вологодской области “О внесении изменений в закон области “Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области“ от 06.07.2004 N 438 Представительное Собрание местного самоуправления Вытегорского района решило:

1. Утвердить Положение об основах организации и деятельности муниципальных органов опеки и попечительства (приложение).

2. Контроль за выполнением данного решения возложить на комиссию по социальным вопросам (Булекова Ф.А.).

3. Настоящее решение вступает в силу с момента подписания.

Глава Вытегорского

муниципального района

И.М.КЛИМОВ

Приложение

к Решению

Представительного Собрания

Вытегорского муниципального района

от 29 апреля 2005 г. N 175

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСНОВАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Настоящее Положение составлено на основании Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, закона РФ “Об образовании“ в редакции закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (ст. 31 п. 1 (6), постановления Законодательного Собрания Вологодской области от 16 ноября 2004 года N 740 “О законе области “О признании утратившими силу некоторых законодательных актов области, регулирующих вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства“, постановления Законодательного Собрания Вологодской области о законе области “Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области“ от 26 декабря 2003 года N 802, постановления Законодательного Собрания Вологодской области “О внесении изменений в закон области “Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области“ от 6 июля 2004 года N 438 в целях урегулирования общих вопросов организации и деятельности муниципального органа опеки и попечительства.

I. Общие положения

1.1. Органом опеки и попечительства является администрация Вытегорского муниципального района.

1.2. Функции по опеке и попечительству закрепляются:

- за управлением образования - в отношении несовершеннолетних лиц (от 0 до 18 лет);

- за
центральной районной больницей как органом здравоохранения - в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- за отделом социальной защиты населения - в отношении дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа.

1.3. Координацию работы и контроль за исполнением муниципальным органом своих функций по опеке и попечительству осуществляет глава Вытегорского муниципального района.

II. Основные полномочия администрации Вытегорского

муниципального района как органа опеки и попечительства

2.1. Органы опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц:

- организуют выявление и учет детей-сирот, несовершеннолетних, не имеющих условий воспитания в семье, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними опеки и попечительства;

- устанавливают опеку над малолетними детьми и попечительство над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимися без попечения родителей;

- назначают опекунов и попечителей;

- определяют управляющего над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 38 и 43 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключают договоры доверительного управления имуществом;

- освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей, при необходимости принимают меры для привлечения виновного гражданина к ответственности;

- заключают с приемными родителями договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;

- принимают решение о конкретной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе о помещении ребенка в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социального обслуживания или иное учреждение и содействуют в их последующем жизнеобустройстве;

- принимают меры по защите жилищных прав подопечных и обеспечению их жилой площадью;

- дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению имущества подопечных и
сдачу его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным прав, на раздел их имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных, а также разрешение на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника;

- принимают решение об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью в порядке, установленном статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации;

- принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации) с согласия обоих родителей, усыновителей либо попечителей;

- предъявляют в суды иски, связанные с защитой прав и интересов подопечных и несовершеннолетних, в том числе о лишении родительских прав в отношении одного или обоих родителей;

- решают вопросы содержания подопечных, ухода за ними, их лечения, защиты их интересов и прав;

- осуществляют установленные нормативными актами выплаты денежных средств на содержание подопечных и осуществляют контроль за использованием средств, за распоряжением доходами и имуществом подопечных;

- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, входящим в компетенцию органов опеки и попечительства, и принимают по ним необходимые меры;

- временно исполняют обязанности опекунов и попечителей, если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель;

- направляют информацию в органы опеки внутренних дел о выявленных родителях, уклоняющихся от воспитания детей, злоупотребляющих своими родительскими правами, жестоко обращающихся с детьми;

- решают вопросы, связанные с усыновлением (удочерением), кроме случаев усыновления (удочерения) иностранными гражданами;

- реализуют иные полномочия по опеке и попечительству согласно действующему законодательству.

2.2. Глава Вытегорского муниципального района издает следующие постановления:

- о признании ребенка нуждающимся в государственной защите;

- о передаче
ребенка на полное государственное обеспечение;

- о направлении его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- об опеке, попечительстве, о назначении опекуна или попечителя;

- о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;

- о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом о порядке управления имуществом подопечного;

- о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершении всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменения объема указанных прав;

- о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;

- о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

- о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетнего в случаях, предусмотренных законодательством;

- о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;

- о признании несовершеннолетнего эмансипированным.

2.3. Глава Вытегорского муниципального района заключает договоры:

- о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;

- о доверительном управлении имуществом.

2.4. Специальные функции по опеке и попечительству управления образования Вытегорского муниципального района определяются в соответствии с полномочиями районного самоуправления как органа опеки и попечительства и закрепляются в Положении об управлении образования, должностных инструкциях.

III. Организация приемной семьи

3.1. Статус приемной семьи, права приемных родителей и приемного ребенка

3.1.1. Статус приемной семьи как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условия и порядок заключения договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями определяются в соответствии с федеральным законодательством.

3.1.2. Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

3.1.3. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между родителями и
приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений.

3.1.4. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством РФ на банковские счета, открываемые на имя ребенка (детей).

За ребенком (детьми) сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. При отсутствии жилого помещения ребенок имеет право на его получение в соответствии с жилищным законодательством.

3.2. Оплата труда приемных родителей

3.2.1. Ежемесячная оплата труда приемных родителей (родителя) независимо от их образования, места работы, стажа, дохода устанавливается в следующих размерах:

- в приемной семье, взявшей на воспитание не более 3-х детей, оставшихся без попечения родителей, - три минимальных размера оплаты труда, установленных законодательством РФ, за каждого приемного ребенка;

- в приемной семье, взявшей на воспитание более 3-х детей, оставшихся без попечения родителей, - четыре минимальных размера оплаты труда за каждого следующего приемного ребенка.

3.2.2. В приемной семье, взявшей на воспитание ребенка, имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, хронического больного, состоящего на диспансерном учете с хроническим заболеванием в стадии декомпенсации и компенсации, подтвержденным справкой врачебно-консультативной комиссии, ежемесячная оплата труда приемных родителей (родителя) устанавливается в размере пяти минимальных размеров оплаты труда за каждого такого ребенка.

3.2.3. В случае если приемный ребенок по достижении 18-летнего возраста продолжает обучение в образовательном учреждении, за приемными родителями (родителем) сохраняется оплата труда и выплачиваются денежные средства на содержание ребенка до окончания им образовательного учреждения.

3.2.4. Оплата труда приемных родителей (родителя) осуществляется органом опеки и попечительства в соответствии с договором о передаче ребенка (детей) на воспитание в
приемную семью.

3.3. Меры социальной поддержки приемных семей

3.3.1. Приемной семье на содержание каждого приемного ребенка выплачиваются денежные средства в порядке и размерах, установленных законодательством.

В случае если денежные средства, выплачиваемые в соответствии с федеральным законодательством на содержание детей в приемных семьях, меньше средств, выплачиваемых в соответствии с законодательством области на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан, приемным семьям выплачиваются средства в размерах, установленных законодательством области для опекунов (попечителей).

3.3.2. Приемные семьи, имеющие в своем составе трех и более детей, в том числе родных, пользуются льготами, установленными действующим законодательством для многодетных семей.

3.3.3. Приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, выделяется земельный участок в соответствии с земельным законодательством по нормам, установленным законом области.

Приемная семья, создающая крестьянское (фермерское) хозяйство, имеет право на получение субсидии для нового строительства или расширения существующих жилых помещений.

3.3.4. Получение путевок для детей в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми осуществляется в соответствии с законодательством.

3.3.5. Орган местного самоуправления - администрация Вытегорского муниципального района Вологодской области вправе за счет местного бюджета устанавливать дополнительные меры по социальной поддержке приемных семей.

IV. Порядок рассмотрения дел о возможности

лишения родительских прав

4.1. С целью защиты преимущественного права детей и подростков жить и воспитываться в семье устанавливается следующий порядок рассмотрения дел о возможности лишения родительских прав:

4.1.1. Учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу в пределах своей компетенции в установленные законом сроки.

4.1.2. При выявлении случаев:

- уклонения от выполнения обязанностей родителей;

- отказа без уважительной причины взять
своего ребенка из родильного дома (отделения) либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты или других аналогичных учреждений;

- злоупотребления своими родительскими обязанностями;

- жесткого обращения с детьми, в том числе осуществления физического или психического насилия над ними, покушения на их половую неприкосновенность;

- если родители являются хронически больными алкоголизмом или наркоманией;

- совершения умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга

специалисты учреждений социальной защиты, управления образования делают вывод о необходимости лишения родителей родительских прав и предоставляют в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав следующие документы:

- ходатайство учреждения социальной защиты населения, управления образования, здравоохранения, глав сельских администраций о необходимости лишения родительских прав с указанием проделанной работы;

- акты обследования жилищно-бытовых условий;

- копии свидетельств о рождении детей;

- копии свидетельств о смерти родителей (в случае смерти);

- копия постановления о назначении опеки (в случае назначения опеки);

- характеристика на ребенка из образовательного учреждения;

- сведения о братьях и сестрах и о месте их нахождения;

- сведения о близких родственниках;

- заявления родственников о взятии под опеку (попечительство) либо об отказе от опеки с указанием причин;

- заключение управления образования о невозможности передачи под опеку (попечительство) в связи с аморальным образом жизни родственников или отсутствием условий для воспитания и содержания.

4.1.3. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по представленным документам рассматривает дело о возможности лишения родительских прав.

4.1.4. В случае принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения ходатайствовать о лишении родительских прав:

специалисты по охране детства направляют запрос в органы внутренних дел о проведении спецпроверки в течение 3 дней со дня получения постановления
комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органы внутренних дел осуществляют спецпроверку и не позднее 7 дней со дня получения запроса управления образования направляют им следующие документы:

- сведения из Вытегорской ЦРБ (заключения нарколога, психиатра),

- сведения о судимости,

- сведения о правонарушениях,

- характеристику с места жительства;

специалисты по охране детства при получении материалов спецпроверки готовят заключение о лишении родительских прав в течение 5 дней;

- иск и материалы о лишении (ограничении) родительских прав направляются в суд органами опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, детским домом, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, отделом социальной защиты населения и другими органами или учреждениями, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, а также одним из родителей независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком, лицами, заменяющими родителей.

4.1.5. После вступления решения суда в законную силу специалисты по охране детства информируют о принятом решении комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, управление образования, отдел социальной защиты, отдел внутренних дел в 3-дневный срок.

4.1.6. При выявлении случаев, указанных в пп. 4.1.2, на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних без наличия необходимых документов и принятия решения о ходатайстве о лишении родительских прав сбор документов осуществляется социальным педагогом, общественным инспектором по охране прав детей, специалистами по социальной работе в 10-дневный срок со дня получения решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.