Законы и постановления РФ

Соглашение между областной Федерацией профсоюзов, Союзом промышленников и предпринимателей области - представителей работодателей, Агропромышленным союзом области и Правительством области по вопросам социально-экономической политики на 2005 год от 04.10.2004

Вступил в силу с 1 января 2005 года (пункт 6.8 данного документа).

СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ ОБЛАСТНОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ, СОЮЗОМ

ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОБЛАСТИ -

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ СОЮЗОМ

ОБЛАСТИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА 2005 ГОД

от 4 октября 2004 года

I. Общие положения

1.1. Вологодская областная Федерация профсоюзов (далее - профсоюзы), Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области - представителей работодателей, Агропромышленный союз области (далее - работодатели), Правительство Вологодской области (далее - Правительство), именуемые в дальнейшем сторонами, на основании Трудового кодекса Российской Федерации, закона Российской Федерации “Об объединениях работодателей“, закона Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях“ и закона Вологодской области “О социальном партнерстве в Вологодской области“ заключили
настоящее Соглашение, устанавливающее общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики в области.

1.2. Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками, работодателями и органами государственной власти Вологодской области, направленным на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

1.3. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников при заключении отраслевых тарифных, профессиональных тарифных, территориальных и иных соглашений, а также при заключении коллективных договоров.

1.4. Стороны признают необходимым заключение отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать всестороннее содействие профорганизациям, работодателям и их объединениям, органам местного самоуправления области, развивающим социальное партнерство в сфере труда.

1.5. Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий участвуют в выполнении Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

1.6. Представители сторон, подписавших Соглашение, в период его действия имеют право проявить инициативу по проведению переговоров по его изменению или заключению нового соглашения. Изменения и дополнения в Соглашение могут быть внесены в порядке, предусмотренном сторонами для его заключения.

1.7. Стороны признают необходимость использования новых подходов к регулированию экономики, основанных на приоритетах социально-экономической эффективности повышения уровня жизни населения области.

1.8. Стороны координируют совместные действия для успешной и эффективной реализации законодательства в сфере радиационной, химической, медико-биологической, промышленной, экологической, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны труда и защиты работников от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.9. Обязательства работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют
эти функции.

Исходя из необходимости стабилизации и подъема экономики, обеспечения социальной и правовой защиты жителей области, стороны принимают на себя следующие обязательства.

II. Обязательства профсоюзов

В сфере экономики

2.1. Проводить работу по подготовке и заключению коллективных договоров в организациях, областных отраслевых и территориальных (городских, районных) отраслевых соглашений. Организовывать контроль за их выполнением.

Обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении норм трудового законодательства, обязательств по соглашениям, коллективным договорам.

2.2. Содействовать снижению социальной напряженности в организациях, укреплению трудовой дисциплины, обеспечению прибыльной работы организаций.

Способствовать через коллективные договоры, соглашения, конкурсы, общественные смотры повышению производительности труда, развитию производства и роста деловой активности работников.

2.3. Оказывать бесплатные консультации по вопросам социально-трудовых отношений.

2.4. Участвовать в организации трудового соревнования и наставничества.

2.5. Требовать от членов профсоюза соблюдения правил трудового распорядка, производительной работы, выполнения требований охраны труда и техники безопасности.

2.6. Проводить совместно с отраслевыми объединениями работодателей общественную экспертизу проектов коллективных договоров.

В сфере рынка труда и занятости населения

2.7. Представлять и защищать в установленном законом порядке интересы работников в вопросах соблюдения трудового законодательства.

2.8. Участвовать в разработке и реализации в организациях мероприятий по сохранению рабочих мест и предотвращению массового высвобождения работников.

2.9. Вносить на рассмотрение областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предложения по защите трудовых прав работников несостоятельных организаций (банкротов).

В сфере оплаты труда и социальной защиты населения

2.10. Участвовать на паритетной основе с другими социальными партнерами в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов.

Осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации, информировать о выявленных нарушениях Правительство области и работодателей.

Вносить в Правительство области предложения о введении индексации тарифных ставок (окладов) заработной платы работников
бюджетной сферы, повышении тарифных ставок (окладов).

2.11. Участвовать при рассмотрении в муниципальных образованиях вопросов социально-экономической защиты работников и членов их семей, в том числе от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2.12. Участвовать находящимися в распоряжении профсоюзных комитетов организаций средствами в организации культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы среди работников, в удешевлении стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря.

Осуществлять совместно с администрациями организаций работу по подготовке и практической деятельности оздоровительных лагерей. Обеспечивать организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди работников и членов их семей.

2.13. Вносить в органы власти области всех уровней предложения о мерах по обеспечению государственных гарантий по социальной поддержке граждан в условиях реализации Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации“ и инициировать рассмотрение этих вопросов на заседания областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2.14. Содействовать сохранению, содержанию и использованию в организациях по прямому назначению детских оздоровительных учреждений, профилакториев, семейных баз отдыха, объектов культуры и спорта, используя механизм коллективных договоров и соглашений.

Вносить в Правительство области предложения о выделении средств из областного бюджета на оздоровление детей не ниже уровня 2004 года.

2.15. Получать информацию и осуществлять общественный контроль в пределах своих полномочий по начислению и перечислению страховых взносов работодателями в бюджет Пенсионного фонда.

Организовывать в соответствии с заключенными соглашениями с
участием специалистов Пенсионного фонда обучение профсоюзного актива и разъяснительную работу с застрахованными лицами по вопросам пенсионного законодательства, в том числе через профсоюзные средства массовой информации.

2.16. Участвовать в решении вопросов негосударственного пенсионного обеспечения в организациях.

2.17. Осуществлять контроль за целевым использованием средств, направленных на санаторно-курортное лечение, отдых работников и членов их семей, за соблюдением законодательства по государственному социальному страхованию в организациях.

2.18. Принимать участие в разработке мероприятий по социальной защите ветеранов, вышедших на пенсию, и их выполнении.

2.19. Участвовать в разработке целевых программ по социальной защите молодежи и малообеспеченных категорий населения.

2.20. Участвовать в установлении системы оплаты и стимулирования труда, в том числе и установлении повышенных оплат за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях.

Принимать меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи, содействовать расширению гарантий ее прав на учебу и труд, жилье, участие в решении производственных задач, на достойный доход, полноправный отдых и досуг.

2.21. Предусматривать в коллективных договорах раздел о работе с молодежью.

2.22. Принимать меры по развитию санаторно-курортных учреждений и детских оздоровительных лагерей профсоюзов.

2.23. Внести в Правительство области предложения по проекту закона “О минимальной оплате труда в Вологодской области“.

В сфере охраны труда

2.24. Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и другими нормативными актами.

Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении норм, требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев.

Осуществлять профсоюзный контроль за использованием средств Фонда социального страхования, направляемых на предупредительные меры по сокращению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

2.25. Предоставлять бесплатно консультации и оказывать помощь
членам профсоюзов по вопросам охраны труда.

2.26. Осуществлять контроль за выплатами по возмещению вреда от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работникам организаций.

2.27. Проводить обучение профсоюзного актива по охране труда.

2.28. Создавать совместно с работодателями в организациях на паритетной основе комитеты (комиссии) по охране труда и организовывать выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

2.29. Участвовать в проведении общероссийских дней защиты от экологической опасности и чрезвычайных ситуаций.

III. Обязательства работодателей

В сфере экономики

3.1. Исполнять принимаемые в области законы и областные целевые программы. Инвестировать собственные и заемные средства в новые технологии и для приобретения современного оборудования.

3.2. Принимать меры по сохранению и наращиванию объемов производства продукции, повышению ее качества в целях обеспечения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

3.3. Разрабатывать и вносить в органы исполнительной государственной власти области предложения по стимулированию производства и поддержке отечественных товаропроизводителей, подготовке и переподготовке рабочих кадров и специалистов.

3.4. Продолжать работу по созданию интегрированных систем в агропромышленном комплексе области (предприятия перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственные организации, организации торговли).

3.5. Улучшать организацию труда и повышать его мотивацию в целях роста эффективности работы и прибыли за счет более рационального использования основных и оборотных средств.

3.6. Организовывать выставки достижений организаций, передовиков и новаторов производства, конкурсы профессионального мастерства среди работников основных профессий.

3.7. Развивать и принимать меры по повышению эффективности изобретательской и рационализаторской деятельности. Обеспечивать благоприятные условия для творческой деятельности изобретателей и рационализаторов, оказывать им всестороннюю помощь.

3.8. Способствовать осуществлению полномочий выборного профсоюзного органа, в том числе при смене собственника организации или ее реорганизации (слиянии, разделении, преобразовании) и реструктуризации.

Соблюдать права профсоюзов и их объединений по сбору членских взносов в безналичной форме и своевременно
перечислять на текущие счета профсоюзов денежные средства с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату.

3.9. Предоставлять профсоюзным органам информацию, затрагивающую интересы работников по социально-экономическим вопросам, и право на участие представителям профсоюзных органов в работе общих собраний (конференций) работников организаций.

3.10. Разрабатывать в организациях целевые комплексные программы по работе с молодежью, создавать финансовые и кадровые условия для их реализации.

Поддерживать региональные молодежные программы и инициативы по развитию профессиональных и личностных качеств молодых работников.

3.11. Вносить предложения о профессиональных и квалификационных требованиях, задающих базовые характеристики рабочей силы. Осуществлять сотрудничество с Правительством области по вопросам подготовки кадров.

3.12. Проводить совместно с территориальными организациями профсоюзов общественную экспертизу проектов коллективных договоров.

3.13. Разрабатывать и финансировать мероприятия по охране окружающей среды и своевременно перечислять платежи за ее загрязнение.

В сфере развития рынка труда и занятости населения

3.14. Принимать меры по сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест, предотвращению массовых увольнений, переобучению и переквалификации высвобождаемых работников.

3.15. Предусматривать работникам, высвобождаемым из организаций в связи с банкротством, во вновь образуемых на базе их имущества организациях не менее 75 процентов рабочих мест.

3.16. Обеспечивать соблюдение квот рабочих мест для инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

3.17. Информировать:

- службу занятости и профсоюзы о ликвидации, полном или частичном приостановлении производства, влекущих за собой высвобождение работников, не позднее чем за три месяца в письменной форме;

- службу занятости о наличии вакантных рабочих мест (должностей).

3.18. Способствовать развитию систем профессионального образования области, трудоустройству выпускников высших и профессиональных средних учебных заведений.

3.19. Предоставлять временные и сезонные рабочие места для работы молодежных трудовых отрядов.

В сфере оплаты труда и социальной защиты
населения

3.20. Разрабатывать программы поэтапного увеличения заработной платы, обеспечивающие повышение жизненного уровня и оживление потребительского спроса, в зависимости от ситуации в организации и экономике.

Применять месячные тарифные ставки рабочих первого разряда при работе в нормальных условиях в размерах не ниже принятых в областных и федеральных отраслевых соглашениях с их последующей ежеквартальной индексацией.

3.21. Обеспечивать рост заработной платы не ниже уровня инфляции.

Предусматривать в коллективных договорах выплату денежной компенсации работникам за задержку выплаты заработной платы не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Производить в случае приостановки работы в порядке, установленном статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации, работнику оплату за весь период приостановки работы в размере, определенном коллективным договором.

3.22. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях финансовые средства в размере не менее 0.15 процентов фонда оплаты труда на проведение социальной, в том числе культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.

3.23. Осуществлять своевременную и полную выплату работникам пособий по социальному страхованию. Проводить мероприятия по укреплению здоровья работников и их детей.

Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях организацию оздоровления и отдыха детей и подростков в оздоровительных и санаторно-оздоровительных организациях (учреждениях), приобретение работникам путевок за счет средств Фонда социального страхования и средств работодателя.

Заключать в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, договоры с территориальными отделениями Фонда социального страхования о добровольной уплате страховых взносов для обеспечения работающих в случае временной нетрудоспособности пособиями по социальному страхованию в полном объеме.

3.24. Предусматривать в коллективных договорах раздел о негосударственном пенсионном обеспечении своих
работников через систему негосударственного пенсионного обеспечения области.

3.25. Принимать меры по сохранению и надлежащему содержанию объектов социально-культурной сферы, санаториев-профилакториев, находящихся на балансе организаций.

3.26. Участвовать в реализации областной программы ипотечного кредитования.

Предоставлять с учетом возможности срочные ссуды, возвратные кредиты, субсидии на строительство и приобретение жилья работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

3.27. Оказывать необходимую социальную и материальную помощь ветеранам из числа пенсионеров, работавших в организации.

3.28. Проводить работу по повышению тарифной составляющей в заработной плате. Определять в коллективных договорах организаций долю тарифной оплаты труда в общей заработной плате работника в соответствии с отраслевыми соглашениями.

3.29. Предусматривать в коллективных договорах раздел о реализации комплексных программ по работе с молодежью.

3.30. Представлять своевременно и в полном объеме в Пенсионный фонд сведения персонифицированного учета по обязательному пенсионному страхованию и информировать застрахованных лиц об уплате страховых взносов.

Начислять и в установленные законодательством сроки в полном объеме перечислять страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда.

Организовывать в соответствии с заключенными соглашениями с участием Пенсионного фонда обучение специалистов организаций и вести разъяснительную работу с застрахованными лицами по вопросам пенсионного законодательства.

3.31. Проводить работу по подготовке и заключению коллективных договоров в организациях, областных отраслевых и территориальных (городских, районных) отраслевых соглашений. Организовывать контроль за их выполнением.

3.32. Соблюдать права и гарантии профсоюзной деятельности, не препятствовать созданию и функционированию профсоюзов в организациях.

Устанавливать с участием профсоюзов системы оплаты и стимулирования труда в организациях, в том числе и установление повышенных оплат за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях.

3.33. Включать в состав комиссий по приемке в эксплуатацию законченных и реконструируемых объектов строительства технических инспекторов труда
профсоюзов.

3.34. Предоставлять профсоюзам информацию по начислению и перечислению страховых взносов работодателями в бюджет пенсионного фонда.

В сфере охраны труда

3.35. Обеспечивать выполнение разделов охраны труда коллективных договоров и соглашений.

3.36. Предусматривать в коллективных договорах или иных нормативных актах мероприятия по охране труда и обеспечению защиты жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с финансированием затрат.

Выделять на эти цели не менее 0.1 процента суммы затрат на производство продукции или не менее 0.7 процента эксплуатационных расходов.

3.37. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, с учетом реальных финансово-экономических возможностей.

3.38. Создавать в организациях с численностью более 100 работников службы охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организациях меньшей численности работодатели заключают договоры со своими специалистами или сторонними организациями о выполнении работ по охране труда.

3.39. Обеспечивать условия осуществления государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В организациях с численностью более 10 работников работодатели создают комитеты (комиссии) по охране труда.

Предоставлять уполномоченным профсоюзных комитетов и членам комиссий оплачиваемое время для осуществления контроля за состоянием и условиями охраны труда. Включать представителей профсоюзов в комиссию по приемке вновь вводимых в эксплуатацию и реконструируемых производственных объектов.

3.40. Проводить в сроки, определенные коллективными договорами, но не реже одного раза в пять лет с участием выборного органа профсоюза аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, и предоставлением льгот, и компенсацией за вредные условия труда.

3.41. Осуществлять в установленном порядке декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов.

3.42. Разрабатывать и реализовывать программы, нацеленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний на рабочем месте.

3.43. Информировать работников об условиях труда на их рабочих местах, и полагающихся им компенсациях, и средствах защиты.

3.44. Обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание, включая необходимые медицинские осмотры.

3.45. Организовывать обучение работников безопасности труда, оказанию первой помощи, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

3.46. Обеспечивать страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расследование и учет несчастных случаев на производстве.

3.47. Разрабатывать и финансировать мероприятия по охране окружающей среды и своевременно перечислять платежи за ее загрязнение.

3.48. В сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- предусматривать в коллективных договорах или иных нормативных актах планирование и осуществление установленных действующим законодательством мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, финансировать мероприятия по защите работников организаций от чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- обеспечивать условия для обучения и повышения квалификации специалистов объектового звена единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и действий в чрезвычайных ситуациях, обучения работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

IV. Обязательства Правительства области

В сфере экономики

4.1. Создавать условия дальнейшего развития экономики области с прогнозируемым ростом основных показателей:

- производства промышленной продукции на 2% (в сопоставимых ценах);

- сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств на 0.4% (в сопоставимых ценах);

- инвестиций в основной капитал на 23.7% (в действующих ценах);

- оборота розничной торговли на 16.4% (в действующих ценах);

- объема платных услуг на 17.3% (в действующих ценах);

- фонда оплаты труда на 18%.

4.2. Разрабатывать программы социально-экономического развития области и обеспечивать контроль за ее выполнением.

4.3. Осуществлять в полном объеме финансирование областных программ, включенных в закон области “Об областном бюджете на 2005 год“.

4.4. Стимулировать в соответствии с законодательством работу отраслей и организаций, внедряющих новые технологии, повышающих объемы производимой конкурентоспособной продукции, сохраняющих и создающих новые рабочие места, активно содействующих организации и проведению общественных работ, обеспечивающих квоту, установленную для трудоустройства инвалидов, содержащих социальную инфраструктуру, выполняющих обязательства перед областным и местными бюджетами.

4.5. Оказывать в рамках межрегиональных и внешних связей содействие отечественным товаропроизводителям в развитии экономического сотрудничества. Готовить совместно с работодателями предложения о создании условий для развития производства конкурентоспособной продукции местных товаропроизводителей и при необходимости вносить их в соответствующие федеральные органы государственной власти Российской Федерации.

4.6. При изменении федерального законодательства по налогам и сборам и предоставленных полномочий субъектам Российской Федерации по установлению налоговых льгот вносить предложения по внесению изменений в законы области по налогам в части налоговых льгот по платежам в областной бюджет от средств организаций, направляемых на санаторное лечение, содержание профилакториев и детский отдых.

4.7. Разработать совместно с областной Федерацией профсоюзов и работодателями проект Мероприятий об областной программе поддержки и развития санаторно-курортного дела в области.

4.8. Обеспечивать финансирование обязательного медицинского страхования за неработающее население области.

4.9. Финансировать строительство санатория “Каменная гора“.

4.10. Обеспечивать контроль за целевым расходованием средств областного бюджета.

4.11. Обеспечивать финансирование капитального строительства объектов жилищного, производственного и непроизводственного назначения в соответствии с утвержденным перечнем объектов строительства, а также других капитальных расходов в пределах средств, предусмотренных законом области “Об областном бюджете на 2005 год“.

4.12. Создавать условия для совершенствования системы управления в агропромышленном комплексе на основе сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.

4.13. Обеспечивать финансирование из областного бюджета мероприятий в рамках реализации областной целевой программы “Социальное развитие села до 2010 года“ в пределах средств, предусмотренных законом области “Об областном бюджете на 2005 год“.

4.14. Осуществлять деятельность по планированию использования земель сельскохозяйственного назначения.

4.15. Разрабатывать областные программы и мероприятия по развитию физической культуры и спорта в регионе, принимать меры по их финансированию и реализации.

Принимать меры по развитию спорта высших достижений, подготовке спортивного резерва для сборных команд России по различным видам спорта.

4.16. Осуществлять реформирование жилищно-коммунального хозяйства на основе установленных федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг. Обеспечивать выделение субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с установленными стандартами.

4.17. Обеспечивать координацию работы с общественными молодежными объединениями и структурами по реализации молодежной политики.

4.18. Внести предложения о сохранении льгот для сельхозтоваропроизводителей по транспортному налогу и налогу на имущество.

4.19. Участвовать в реализации областной программы ипотечного кредитования.

В сфере развития рынка труда и занятости населения

4.20. Реализовывать совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Вологодской области “Целевую программу содействия занятости населения Вологодской области на 2003 - 2005 годы“ в объемах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2005 год.

4.21. Информировать население через средства массовой информации о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан.

4.22. Контролировать использование в области иностранной рабочей силы, давать заключение о целесообразности ее привлечения с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.

В сфере оплаты труда и социальной защиты населения

4.23. Обеспечивать в соответствии с законом области “Об областном бюджете на 2005 год“ финансирование расходов на образование, здравоохранение, культуру и социальную защиту населения согласно утвержденной росписи доходов и расходов областного бюджета и ежемесячным лимитам финансирования. При разработке проектов законов области по вопросам оплаты труда предусматривать размеры, условия оплаты труда, включая надбавки и доплаты, не ниже предоставлявшихся по состоянию на 31.12.2004.

4.24. Осуществлять контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы работникам областных учреждений бюджетной сферы.

4.25. Контролировать исполнение бюджетов муниципальных образований - получателей финансовой помощи из областного бюджета в части выполнения обязательств по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, приоритетному финансированию социальной сферы в соответствии с действующим законодательством.

4.26. Направлять областной Федерации профсоюзов и объединениям работодателей принятые постановления и другие документы по вопросам труда и социально-экономического развития области.

4.27. Направлять ежеквартально в областную Федерацию профсоюзов информацию об исполнении расходной части областного бюджета.

4.28. Предоставлять при наличии задолженности областной Федерации профсоюзов информацию о задолженности по заработной плате бюджетных организаций.

4.29. Публиковать систематически информацию об исполнении областного бюджета в средствах массовой информации.

4.30. Обеспечивать финансирование расходов на содержание учреждений социальной защиты населения, государственную социальную помощь, в том числе гражданам в трудной жизненной ситуации, реализацию федеральных и областных законов по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан в соответствии с законом области “Об областном бюджете на 2005 год“.

4.31. Выделять из областного бюджета средства на оказание государственной социальной помощи гражданам в трудной жизненной ситуации.

4.32. Принимать меры по погашению задолженности областных бюджетных организаций за потребленные коммунальные услуги и оказывать содействие бюджетам муниципальных образований области.

4.33. Осуществлять в соответствии с действующим законодательством меры по экономической поддержке лизинговой деятельности.

4.34. Сохранять и расширять действующую сеть учреждений социального обслуживания граждан, совершенствовать ее структуру, форму и методы работы. Расширять и совершенствовать спектр предоставляемых населению социальных услуг.

4.35. Принимать меры по расширению сети учреждений реабилитационной направленности по работе с детьми, лицами с ограниченными возможностями и престарелыми.

4.36. Проводить политику, осуществлять контроль и координировать деятельность органов исполнительной власти, направленную на создание условий доступности к объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, средствами связи и информации для маломобильных групп населения и инвалидов.

4.37. Выделять субсидии на приобретение жилья для работников учреждений бюджетной сферы областного подчинения в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на 2005 год.

4.38. Осуществлять меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, учащихся средних специальных и профессиональных учебных заведений области.

4.39. Обеспечивать в пределах своих полномочий защиту прав потребителей совместно “ федеральными территориальными органами.

4.40. Осуществлять контроль в пределах своих полномочий за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

4.41. Обеспечивать финансирование из областного бюджета в пределах средств, предусмотренных законом области “Об областном бюджете на 2005 год“:

- проведения периодических бесплатных медицинских обследований и осмотров специалистов областных организаций образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты;

- подписки на периодические издания и комплектования книжного фонда областных библиотек;

- оздоровления детей работников областных организаций бюджетной сферы, а также средства на оказание финансовой помощи органам местного самоуправления на оздоровление детей;

- санаторно-курортного лечения работников организаций бюджетной сферы в пределах ассигнований, утвержденных по сметам расходов на содержание учреждений бюджетной сферы;

- сети областных детских оздоровительных лагерей;

- оздоровления детей работающих, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в области.

4.42. Контролировать в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством, работу работодателей и бизнес по обеспечению выплаты заработной платы работникам производственной и непроизводственной сферы и направлять ежемесячно объединениям работодателей информацию по выплате заработной платы организациями.

4.43. Выделять субвенции местным бюджетам на обеспечение учебного процесса, включая оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений (за исключением расходов, осуществляемых за счет местных бюджетов).

4.44. Рассмотреть вопрос о разработке проекта закона “О минимальной оплате труда в Вологодской области“.

4.45. Проводить политику акционирования и приватизации предприятий жилищно-коммунальной сферы с учетом сохранения трудовых коллективов организаций, их кадрового потенциала.

4.46. В целях улучшения социального положения граждан предусматривать размеры и условия выплаты пособий, иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в размерах и на условиях не ниже предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004.

В сфере охраны труда

4.47. Осуществлять финансирование согласованных мероприятий по охране труда в областных учреждениях образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты.

4.48. Проводить на территории области государственную политику по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

4.49. Реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда в области.

4.50. Организовывать и проводить через систему учебных центров обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, а также лиц из числа отдельных категорий застрахованных за счет бюджета Фонда социального страхования.

4.51. В сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с действующим законодательством:

- организовывать предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;

- информировать работодателей и население об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, принимать меры по их предотвращению. Организовывать сбор и обмен информацией в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- руководить подготовкой населения, должностных лиц органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера;

- организовывать совместно с работодателями и проводить через систему учебных центров и других организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности, обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности руководителей, специалистов и лиц, ответственных за пожарную безопасность организаций;

- организовывать и проводить обучение специалистов организаций по вопросам защиты и действий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

V. Совместные обязательства профсоюзов, работодателей, Правительства

области в сфере развития социального партнерства

Стороны договорились:

5.1. Признать социальное партнерство в сфере труда одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений.

5.2. Разработать и реализовать в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне дополнительные меры социальной поддержки ее участников и тружеников тыла, включить проведение этой работы в коллективные договоры.

5.3. Способствовать созданию отраслевых объединений работодателей.

Содействовать заключению коллективных договоров и соглашений на всех уровнях, в том числе и на территориальном.

5.4. Провести областной смотр-конкурс “Лучший коллективный договор“.

5.5. Организовать в целях повышения престижа рабочих профессий и содействия повышению квалификации работников, а также повышения мотивации к труду других категорий работников, трудовое соревнование и наставничество, выставки достижений трудовых коллективов, передовиков и новаторов производства, провести конкурсы профессионального мастерства в преддверии праздника труда.

5.6. Принимать решения и нормативные акты по вопросам, включенным в настоящее Соглашение, после обязательных консультаций в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, за исключением случаев приведения нормативных правовых актов области в соответствие с законодательством Российской Федерации.

5.7. Обеспечивать возможность сторонам принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, представляющих взаимный интерес.

5.8. Подготовить и провести областной праздник труда.

5.9. Провести семинары с координаторами трехсторонних комиссий муниципальных образований области и руководителями отраслевых объединений работодателей и профсоюзов.

5.10. Способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и участвовать в их разрешении в соответствии с действующим законодательством.

5.11. Проводить совместную работу, направленную на обеспечение соблюдения законодательства о труде, занятости, охране труда.

5.12. Признать необходимым:

- продолжать проведение в городах и районах области семинаров-совещаний по вопросам социального партнерства и социальной защищенности трудовых прав работников;

- по согласованию с руководством “Вологда ГТРК“, областной газеты “Красный Север“, другими средствами массовой информации проводить телерадиопередачи и публикацию материалов о пропаганде социального партнерства и положительных результатах его реализации в организациях области.

5.13. Добиваться установления минимального размера оплаты труда работников организаций на уровне не ниже прожиточного минимума по области.

VI. Действие Соглашения и контроль за его выполнением

6.1. Стороны признают настоящее Соглашение областным правовым актом социального партнерства в сфере труда и обязуются соблюдать достигнутые данным Соглашением договоренности.

6.2. Каждая из сторон в двухмесячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений план мероприятий по его реализации.

6.3. В период действия Соглашения изменения и дополнения в него вносятся по взаимному согласию сторон.

6.4. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

6.5. Итоги выполнения Соглашения рассматриваются на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений два раза в год (полугодие, год), публикуются в газете “Красный Север“ и еженедельнике “Профсоюзная газета“, передаются по радио и телевидению.

6.6. В развитие Соглашения могут быть разработаны предложения, конкретизирующие его положения и являющиеся неотъемлемой частью областного Соглашения, после принятия их областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

6.7. Соглашение открыто для подписания другими заинтересованными работодателями и представителями работников.

6.8. Соглашение вступает в силу с 1 января 2005 года.

Текст Соглашения публикуется в газете “Красный Север“ и еженедельнике “Профсоюзная газета“.

Совершено в г. Вологде 4 октября 2004 года в четырех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.

Текст Соглашения с протоколом

разногласий (приложение N 1) подписали:

от Правительства области:

Губернатор Вологодской области

В.Е.ПОЗГАЛЕВ

от работодателей:

председатель Союза промышленников

и предпринимателей области -

представителей работодателей

А.Н.КРУЧИНИН

от профсоюзов:

председатель областной

Федерации профсоюзов

В.М.КАЛЯСИН

председатель Агропромышленного

союза области

В.В.БУЛАНОВ

Приложение N 1

ПРОТОКОЛ

РАЗНОГЛАСИЙ ПО СОГЛАШЕНИЮ МЕЖДУ ОБЛАСТНОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

ПРОФСОЮЗОВ, СОЮЗОМ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ОБЛАСТИ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ

СОЮЗОМ ОБЛАСТИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА 2005 ГОД

Мы представители сторон: Вологодская областная Федерация профсоюзов, Союз промышленников и предпринимателей Вологодской области - представителей работодателей, Агропромышленный союз области, Правительство Вологодской области, действуя на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях“, подписали настоящий протокол о том, что в ходе коллективных переговоров не было достигнуто согласия по вопросу включения в Соглашение между Вологодской областной Федерацией профсоюзов, Союзом промышленников и предпринимателей Вологодской области - представителей работодателей, Агропромышленным союзом области, Правительством Вологодской области следующих предложений:

- выделить для финансовой поддержки сельского хозяйства из областного бюджета на 2005 год 750 млн. рублей;

- установить тарифы на электроэнергию для сельского хозяйства на уровне промышленных предприятий.