Законы и постановления РФ

Постановление Главы районного самоуправления Устюженского муниципального района от 30.12.2003 N 622 “О системе муниципального мониторинга окружающей среды на территории района“ (вместе с “Положением о системе муниципального мониторинга окружающей среды на территории района“)

ГЛАВА РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

УСТЮЖЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2003 г. N 622

О СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА

В целях совершенствования системы экологического мониторинга на территории района, реализации Концепции природопользования и охраны окружающей природной среды Вологодской области, принятой постановлением Губернатора области от 03.08.2001 N 756 “О Концепции природопользования и охраны окружающей природной среды Вологодской области на период до 2010 года“, во исполнение постановления Правительства Вологодской области от 05.08.2002 N 486 “О системе комплексного мониторинга окружающей среды на территории Вологодской области“, на основании ст. 16 Устава Устюженского муниципального района постановляю:

1. Утвердить Положение о системе муниципального мониторинга окружающей среды на территории района (прилагается).

2. Возложить
на комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации района (Богданова В.А.):

- ответственность за организацию и функционирование системы муниципального мониторинга окружающей среды на территории района;

- выполнение функций информативно-аналитического центра системы муниципального мониторинга окружающей среды на территории района.

3. Финансовому управлению (Кореляков Н.Г.), комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды (Богданова В.А.) ежегодно предусматривать средства на функционирование и развитие системы муниципального мониторинга окружающей среды на территории района при формировании районного бюджета и районного экологического фонда.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы района Коновалова А.А.

Глава Устюженского

муниципального района

Н.В.ПЛАТОНОВ

Приложение

к Постановлению

Главы районного самоуправления

от 30 декабря 2003 г. N 622

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА

Настоящее положение разработано в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 05.08.2002 N 486 “О системе комплексного мониторинга окружающей среды на территории Вологодской области“.

Настоящее Положение определяет принципы построения, состав, порядок выполнения задач и взаимодействия основных субъектов системы муниципального мониторинга окружающей среды (далее именуется СММ ОС). Настоящее Положение действует до принятия соответствующего акта на федеральном уровне.

1. Общие положения

1.1. СММ ОС предназначена для сбора, обработки, анализа, обмена и выдачи информации о состоянии окружающей среды, подготовки предложений по устранению негативных ситуаций и для принятия органами местного самоуправления экологически обоснованных управленческих решений по реализации планов экологически безопасного, устойчивого развития района, а также для информирования населения и организаций об экологической обстановке в районе.

1.2. Ответственность за реализацию и функционирование СММ ОС возложена на комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации района.

2.1. Основные объекты и

виды мониторинга СММ ОС

2.1.1. Состояние атмосферного воздуха. Климатические характеристики:

- метеорологические наблюдения;

- контроль за состоянием воздушной среды;

- контроль за химическим составом атмосферных
осадков;

- контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2.1.2. Состояние поверхностных водных объектов:

- контроль за загрязнением водных объектов.

2.1.3. Состояние почвы:

- контроль за загрязнением почв сельскохозяйственного назначения, в селитебных зонах, на территориях размещения отходов, в зонах влияния крупных сельскохозяйственных организаций.

2.1.4. Состояние геологической среды:

- контроль качества подземных вод;

- контроль за выполнением условий по охране недр при разработке месторождений полезных ископаемых и добыче вод.

2.2. Природные ресурсы

2.2.1. Поверхностные водные ресурсы:

- контроль за использованием водных ресурсов;

- контроль за гидротехническими сооружениями и водохозяйственными объектами.

2.2.2. Почвы:

- контроль за плодородием почв;

- агрометеорологические наблюдения.

2.2.3. Полезные ископаемые:

- мониторинг месторождений полезных ископаемых.

2.2.4. Лесной фонд:

- контроль за площадью лесов;

- контроль за видовым и возрастным составом лесного фонда;

- контроль за запасом древостоя.

2.2.5. Дикая фауна:

- контроль за динамикой численности особей в популяциях диких животных;

- контроль за динамикой изъятия особей ценных охотничье-промысловых видов животных.

2.2.6. Водные биологические ресурсы:

- оценка использования (мониторинг) водных биоресурсов;

- ихтиопатологические наблюдения, контроль качества рыб, используемых в пищевых целях;

- контроль и учет воздействия окружающей среды на рыб.

2.2.7. Состояние сельскохозяйственных культур:

- технологический и аналитический контроль за применением пестицидов;

- контроль за развитием болезней, вредителей и сорняков.

3. Организационная структура СММ ОС

3.1. СММ ОС формируется на базе уже существующих государственных, муниципальных и ведомственных систем наблюдения и контроля состояния окружающей среды. Формирование происходит на основе единого организационного, методологического и метрологического подхода и создания механизма взаимодействия ведомственных служб друг с другом.

3.2. В состав СММ ОС входят подсистемы мониторинга:

- источников загрязнения окружающей среды;

- состояния атмосферы;

- поверхностных вод;

- чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- сельскохозяйственных растений;

- почв;

- земель;

- подземных вод;

- лесов;

- водных биоресурсов;

- диких животных;

- ветеринарно-гигиенический мониторинг;

- топографо-геодезическое обеспечение;

- экологический мониторинг;

-
производственный экологический мониторинг;

3.3. Субъектами СММ ОС являются:

- комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации района;

- М-2 Устюжна “Метеостанция“;

- отдел мобилизационной подготовки, ГО и ЧС администрации района;

- ГУ “Устюженский спецсемлесхоз“;

- Устюженский сельлесхоз филиал ФГУ “Вологдасельлес“;

- Госинспектор рыбных запасов Устюженского района;

- охотовед Устюженского района;

- ФГУ “Устюженская районная станция по борьбе с болезнями животных“;

- комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Бабаевскому, Кадуйскому, Устюженскому, Чагодощенскому районам;

- районная станция защиты растений;

- инженер-агрохимик Устюженского района ФГУ ГЦАС “Вологодский“;

- отдел архитектуры и градостроительства администрации района;

- ГУ “Дортехнадзор“;

- ООО “Эталон“;

- комитет по управлению имуществом администрации района;

- ООО “Устюженский АПК“;

- Чагодощенская нефтебаза АЗС N 16;

- МУ “Служба благоустройства“;

- ТМУ “УГ и ЖКХ“ участок “Водопроводно-канализационный“.

4. Основные задачи и функции СММ ОС

4.1. СММ ОС обеспечивает:

- координацию взаимодействия природоохранных служб по осуществлению наблюдений и контроля за состоянием окружающей природной среды;

- оценку фактического состояния природной среды;

- выделение участков повышенной экологической опасности и определение зон чрезвычайной экологической ситуации;

- оперативное и достоверное информирование органов государственной власти и органов местного самоуправления и населения района о состоянии окружающей среды;

- выработку предложений для принятия управленческих решений, связанных с природопользованием;

- прогнозирование и оценку социально-экологических последствий негативного развития в сфере окружающей среды;

- подготовку исходных данных для разработки и реализации экологических мероприятий.

4.2. Основной принцип функционирования СММ ОС заключается во взаимодействии мониторинга, обеспечивающем комплексность наблюдений за состоянием окружающей среды и анализ факторов загрязнения:

- информационно-аналитический центр СММ ОС, функции которого возложены на комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации района, осуществляет сбор информации от субъектов СММ ОС, ее обработку с подготовкой предложений для принятия управленческих решений;

- остальные субъекты СММ ОС
ведут собственные ведомственные базы с выдачей информации в виде сводных отчетов обработанных данных, а также оперативной и справочной информации (в зависимости от запроса) другим участникам информационного обмена.

4.3. Основные функции, выполняемые СММ ОС:

----------------------T------------------------------------------¬

¦ Субъекты СММ ОС ¦ Функции ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦Комитет природных ¦- координация деятельности подразделений ¦

¦ресурсов и охраны ¦субъектов СММ ОС по району; ¦

¦окружающей среды ¦- муниципальный экологический мониторинг; ¦

¦администрации района ¦- систематический экологический контроль ¦

¦ ¦предприятий (сбросы, выбросы загрязняющих ¦

¦ ¦веществ, размещение отходов и др. ¦

¦ ¦мероприятия); ¦

¦ ¦- оценка фактического состояния природной ¦

¦ ¦среды; ¦

¦ ¦- информирование органов местного ¦

¦ ¦самоуправления и населения о состоянии ¦

¦ ¦окружающей среды; ¦

¦ ¦- выработка предложений для принятия ¦

¦ ¦управленческих решений, связанных с ¦

¦ ¦природопользованием и состоянием ¦

¦ ¦окружающей природной среды; ¦

¦ ¦- другие функции в области муниципального ¦

¦ ¦экологического мониторинга; ¦

¦ ¦- взаимодействие с информационно- ¦

¦ ¦аналитическим центром СКМ ОС на территории¦

¦ ¦Вологодской области ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦М-2 Устюжна ¦- информация о стихийных ¦

¦“Метеостанция“ ¦гидрометеорологических явлениях; ¦

¦ ¦- информация об экстремально высоком ¦

¦ ¦загрязнении окружающей среды; ¦

¦ ¦- прогноз на 1 - 3 суток о возникновении ¦

¦ ¦стихийных гидрометеорологических явлений; ¦

¦ ¦- прогнозы на 1 - 3 суток по районам ¦

¦ ¦стихийных бедствий, аварий и катастроф; ¦

¦ ¦- прогнозы распространения загрязняющих ¦

¦ ¦веществ, включая радиоактивные, а также их¦

¦ ¦концентрации в атмосферном воздухе (воде) ¦

¦ ¦на основании данных о выбросах и сбросах в¦

¦ ¦аварийных ситуациях; ¦

¦ ¦- фактическая ежедневная температура ¦

¦ ¦воздуха на 6, 12, 15 часов; ¦

¦ ¦- ежедневные уровни воды и тенденция их ¦

¦ ¦изменения на р. Мологе ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦Отдел мобилизационной¦- оценка обстановки в зонах поражения ¦

¦подготовки, ГО и ЧС ¦(загрязнения) от аварийных выбросов ¦

¦администрации района ¦токсичных веществ в атмосферу, сбросов в ¦

¦ ¦водную среду, лесных (торфяных) пожаров, ¦

¦ ¦наводнений, затоплений, иных стихийных ¦

¦ ¦бедствий; ¦

¦ ¦- сбор, обработка, обмен и выдача ¦

¦ ¦информации в области защиты населения и ¦

¦ ¦территорий от чрезвычайных ситуаций; ¦

¦ ¦- прогноз и оценка социально-экономических¦

¦ ¦последствий чрезвычайных ситуаций; ¦

¦ ¦- подготовка предложений для принятия ¦

¦ ¦управленческих решений ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦ГУ “Дортехнадзор“ ¦- постоянный надзор за техническим ¦

¦ ¦состоянием дорог и сооружений на них, ¦

¦ ¦систематические наблюдения и оценка этого ¦

¦ ¦состояния; ¦

¦ ¦- функции в области безопасности дорожного¦

¦ ¦движения и снижения антропогенной нагрузки¦

¦ ¦на окружающую среду ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦ООО “Эталон“ ¦- информация о погодных и дорожных ¦

¦ ¦условиях по маршрутам следования ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦Комитет по управлению¦- проведение единой государственной ¦

¦имуществом ¦политики в области имущественных и ¦

¦администрации района ¦земельных отношений; ¦

¦ ¦- разработка и реализация государственных,¦

¦ ¦областных и районных программ, связанных с¦

¦ ¦рациональным использованием земель; ¦

¦ ¦- создание и обеспечение системы ¦

¦ ¦функционирования системы учета ¦

¦ ¦муниципального имущества и контроля за его¦

¦ ¦использованием; ¦

¦ ¦- подготовка совместно с заинтересованными¦

¦ ¦федеральными органами исполнительной ¦

¦ ¦власти, органами исполнительной власти ¦

¦ ¦области, органами исполнительной власти ¦

¦ ¦местного самоуправления документов о ¦

¦ ¦переводе находящихся в федеральной и ¦

¦ ¦областной собственности земель из одной ¦

¦ ¦категории в другую; ¦

¦ ¦- другие функции в области имущественных и¦

¦ ¦земельных отношений ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦ГУ “Устюженский ¦- ведение мониторинга лесов, находящихся в¦

¦спецсемлесхоз“ ¦ведении спецсемлесхоза ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦Комитет по земельным ¦- инвентаризация земель города, сельских ¦

¦ресурсам и ¦населенных пунктов; ¦

¦землеустройству по ¦- геоботаническая и почвенная оценка ¦

¦Бабаевскому, ¦состояния земель; ¦

¦Кадуйскому, ¦- качественная и количественная оценка ¦

¦Устюженскому, ¦земель; ¦

¦Чагодощенскому ¦- учет распределения земель по угодьям и ¦

¦районам ¦владельцам; ¦

¦ ¦- контроль за охраной и использованием ¦

¦ ¦земель ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦Устюженский ¦- ведение мониторинга лесов, находящихся в¦

¦сельлесхоз филиал ФГУ¦ведении сельлесхоза ¦

¦“Вологдасельлес“ ¦ ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦Инженер-агрохимик ¦- контроль за качеством применения ¦

¦Устюженского района ¦(внесения) минеральных, органических ¦

¦ФГУ ГЦАС ¦удобрений, мелиорантов; ¦

¦“Вологодский“ ¦- контроль за качеством химической ¦

¦ ¦продукции; ¦

¦ ¦- контроль за хранением, учет поступления ¦

¦ ¦и списания минеральных и органических ¦

¦ ¦удобрений; ¦

¦ ¦- диагностика растений (соблюдение доз ¦

¦ ¦минеральных удобрений, контроль за ¦

¦ ¦растениями); ¦

¦ ¦- авторский контроль за проектами ¦

¦ ¦известкования; ¦

¦ ¦- авторский контроль за соблюдением ¦

¦ ¦хозяйствами природоохранных мероприятий; ¦

¦ ¦- сводные данные по источникам загрязнения¦

¦ ¦почвы, воды; ¦

¦ ¦- анализ поверхностной воды на содержание ¦

¦ ¦химических токсикантов, где возможно ¦

¦ ¦попадание навозных стоков в мелиоративные ¦

¦ ¦каналы, ручьи, реки; ¦

¦ ¦- контроль за качеством продукции на ¦

¦ ¦содержание нитратов; ¦

¦ ¦- контроль за загрязнением почвы ¦

¦ ¦пестицидами ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦Районная станция ¦- контроль за ввозом и хранением ¦

¦защиты растений ¦пестицидов в районе; ¦

¦ ¦- контроль за содержанием остаточных ¦

¦ ¦количеств пестицидов в ¦

¦ ¦сельскохозяйственной продукции; ¦

¦ ¦- контроль за содержанием нитратов в ¦

¦ ¦сельскохозяйственной продукции; ¦

¦ ¦- контроль за содержанием остаточных ¦

¦ ¦количеств пестицидов в почвах после ¦

¦ ¦химической обработки, перед уборкой; ¦

¦ ¦- контроль за состоянием поверхностных ¦

¦ ¦водоисточников в сезон массовых ¦

¦ ¦химзащитных работ и после обработок; ¦

¦ ¦- контроль за регламентами применения ¦

¦ ¦пестицидов: ¦

¦ ¦а) качество приготовления рабочих ¦

¦ ¦растворов пестицидов в полях в течение ¦

¦ ¦периода работ; ¦

¦ ¦б) качество применяемых пестицидов нового ¦

¦ ¦поступления и длительного срока хранения; ¦

¦ ¦- контроль за содержанием микотоксинов в ¦

¦ ¦сельскохозяйственной продукции; ¦

¦ ¦- применение пестицидов с минимальными ¦

¦ ¦дозами, средне- и малотоксичных; ¦

¦ ¦- контроль за применением пестицидов - ¦

¦ ¦ежеквартальный отчет об использовании ¦

¦ ¦пестицидов в разрезе культур и количество ¦

¦ ¦на га; ¦

¦ ¦- контроль за развитием болезней ¦

¦ ¦сельскохозяйственных культур и ¦

¦ ¦засоренностью полей сорной ¦

¦ ¦растительностью; ¦

¦ ¦- разъяснительная работа с населением о ¦

¦ ¦применении пестицидов ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦Госинспектор рыбных ¦- учет выданных лицензий на лов рыбы по ¦

¦запасов Устюженского ¦водоемам района в разрезе по орудиям лова;¦

¦района ¦- учет выявленных нарушений рыболовства; ¦

¦ ¦- контроль за выполнением лицензионных ¦

¦ ¦условий при промысловом рыболовстве, ¦

¦ ¦сведения об уловах рыб по видам; ¦

¦ ¦- учет лова рыбы по лицензиям, оценка ¦

¦ ¦использования рыбных ресурсов ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦Охотовед Устюженского¦- контроль динамики изменения численности ¦

¦района ¦особей в популяциях диких животных; ¦

¦ ¦- контроль динамики изъятия особей ценных ¦

¦ ¦промысловых видов животных; ¦

¦ ¦- учет проведенных биотехнических ¦

¦ ¦мероприятий ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦ФГУ “Устюженская ¦- мониторинг скотомогильников ¦

¦районная станция по ¦(инвентаризация, паспортизация, нанесение ¦

¦борьбе с болезнями ¦на картографическую основу); ¦

¦животных“ ¦- ветеринарно-гигиенический мониторинг ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦Отдел архитектуры и ¦- осуществление топографо-геодезического и¦

¦градостроительства ¦картографического обеспечения СММ ОС ¦

¦администрации района ¦ ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦Чагодощенская ¦- контроль за загрязнением атмосферного ¦

¦нефтебаза АЗС N 16 ¦воздуха на границе ССЗ; ¦

¦ ¦- аналитический контроль ливневых сточных ¦

¦ ¦вод ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦МУ “Служба ¦- контроль состояния почв и подземных вод ¦

¦благоустройства“ ¦в зоне влияния полигона ТБО ¦

¦городской полигон ТБО¦ ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦ООО “Устюженский АПК“¦- производственный экологический ¦

¦ ¦мониторинг ¦

+---------------------+------------------------------------------+

¦ТМУ “УГ и ЖКХ“ ¦- контроль качества подземных вод; ¦

¦участок ¦- состояние очистных сооружений ¦

¦“Водопроводно- ¦канализации (ОСК) и контроль качества ¦

¦канализационный“ ¦сточных вод ¦

L---------------------+-------------------------------------------

5. Режим и порядок

функционирования СММ ОС

5.1. СММ ОС осуществляет свою деятельность в одном из следующих режимов, устанавливаемых в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением местного самоуправления:

- режим повседневной деятельности (основной режим функционирования);

- режим повышенной готовности - при обнаружении загрязнения окружающей среды, опасных природных явлений, создающих угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций;

- режим чрезвычайной ситуации (аварийный режим функционирования) - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми субъектами СММ ОС в этих режимах, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды в рамках установленных функций;

б) в режиме повышенной готовности:

- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения и выработка предложений для принятия управленческих решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях, выработка предложений для принятия управленческих решений по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5.3. Функции по систематизации, обобщению и хранению информации, получаемой в структуре СММ ОС, осуществляет комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации района.

5.4. Единый банк информации СММ ОС формируется на основе данных, предоставляемых субъектами СММ ОС в комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации района.

5.5. Руководители подсистем СММ ОС несут ответственность за своевременность, качество и достоверность предоставляемой информации.

5.6. Обмен информацией между субъектами СММ ОС при выполнении закрепленных за ними функций СММ ОС осуществляется через комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации района в соответствии с действующими Положениями о предоставлении информации.

5.7. Финансирование СММ ОС за счет средств бюджетов соответствующих уровней, внебюджетных средств субъектов СММ ОС, включая средства организаций.

5.8. Средства, выделяемые на развитие и функционирование СММ ОС, расходуются по следующим целевым направлениям:

- создание новых и содержание существующих пунктов наблюдательных сетей мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;

- проведение необходимых наблюдений;

- приобретение компьютерной техники и программного обеспечения;

- обучение специалистов для СММ ОС;

- приобретение необходимых приборов и оборудования.

5.9. Ежегодный перечень мероприятий по функционированию и развитию СММ ОС разрабатывается комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации района с учетом предоставляемой информации субъектами СММ ОС по району и утверждается заместителем главы Устюженского муниципального района Коноваловым А.А.