Законы и постановления РФ

Соглашение между администрацией Верховажского района, объединением работодателей и профсоюзами по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в районе на 2003 - 2004 год от 08.08.2003

Вступил в силу с 8 августа 2003 года (пункт 6.8 данного документа).

СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ВЕРХОВАЖСКОГО РАЙОНА,

ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРОФСОЮЗАМИ ПО

ВОПРОСАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ

ОТНОШЕНИЙ В РАЙОНЕ НА 2003 - 2004 ГОД

от 8 августа 2003 года

I. Общее положение

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Вологодской области от 9 июня 2002 года N 798-ФЗ имеет точное название “О внесении изменений и дополнений в закон области “О социальном партнерстве в Вологодской области“.

1.1. Администрация Верховажского муниципального района (далее - администрация), объединение работодателей (далее - работодатели) и координационный Совет председателей профкомов (далее - профсоюзы), именуемые в дальнейшем сторонами, исходя из необходимости стабилизации и подъема экономики района, обеспечения социальной защиты и гарантий работников и населения района, на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2490-1 “О коллективных договорах и соглашениях“ (в ред. Федеральных законов от 24.11.95 N 176-ФЗ, от 01.05.99 N 93-ФЗ) и закона Вологодской области от 9 июня 2002 года N 798-ФЗ “О социальном партнерстве в Вологодской области“ заключили настоящее Соглашение, устанавливающее общие принципы согласованного проведения мероприятий, направленных на успешное регулирование социально-трудовых отношений в районе.

1.2. Соглашение является правовым актом, который координирует совместные действия, направленные на обеспечение жизнедеятельности района, гарантий социальной защищенности населения, проживающего на территории района, правового регулирования трудовых отношений, развития производства и практического внедрения принципов социального партнерства. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников при заключении районных отраслевых и иных соглашений и коллективных договоров.



1.3. Стороны признают необходимым заключение районных отраслевых соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение рассматривается как основа для переговоров в отраслях и организациях.

1.4. Согласованные сторонами позиции обеспечиваются в пределах средств, предусмотренных в бюджетах всех уровней, планах хозяйственной деятельности организаций и сметах профсоюзных организаций.

1.5. В развитие Соглашения для обеспечения его реализации стороны, на основе взаимных консультаций в рамках районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес сторон данного Соглашения и комитета районного самоуправления.

1.6. Стороны координируют совместные действия для успешной и эффективной реализации законодательства в сфере радиационной, химической, медико-биологической, промышленной, экологической, пожарной безопасности, охраны труда и защиты работников от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1.7. Стороны признают необходимость использования принципиально новых подходов к регулированию экономики, основанных на приоритетах социально-экономической эффективности, увеличения потребления как главного условия развития экономики. Определяющий знак этого развития - уровень жизни населения района.

1.8. Обязательства работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.

Исходя из необходимости стабилизации и подъема экономики, обеспечения социальной и правовой защиты жителей района стороны принимают на себя следующие обязательства.

II. Обязательства администрации

района в сфере экономики

2.1. Разрабатывает “Прогноз социально-экономического развития Верховажского района на 2004 год“ с ростом:



- производства промышленной продукции на 5% (в сопоставимых ценах);

- сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств на 10% (в сопоставимых ценах);

- инвестиций в основной капитал на 7% (в действующих ценах);

- оборота розничной торговли на 10% (в действующих ценах);

- объема платных услуг на 3% (в действующих ценах);

- фонда оплаты труда на 9%.

2.2. Разрабатывает районные программы развития отраслей, принимает меры по их финансированию и реализации, обеспечивает контроль за целенаправленным использованием выделяемых средств. Привлекает дополнительные источники финансовых ресурсов.

2.3. Стимулирует в соответствии с законодательством работу отраслей и организаций, внедряющих новые технологии, повышающих объемы производимой конкурентоспособной продукции, сохраняющих и создающих новые рабочие места, активно содействующих организации и проведению общественных работ, обеспечивающих квоту, установленную для трудоустройства инвалидов, содержащих социальную инфраструктуру, выполняющих обязательства перед местным бюджетом.

2.4. Готовит совместно с работодателями предложения о создании условий для развития производства конкурентоспособной продукции местными товаропроизводителями и при необходимости вносит их в соответствующие территориальные и федеральные органы государственной власти Российской Федерации.

2.5. Предусматривает в проекте районного бюджета финансовые средства на реализацию молодежной политики.

2.6. Обеспечивает целевое расходование средств областного и районного бюджетов, предусмотренных на образование, здравоохранение, культуру и социальную защиту населения, финансирование областных целевых программ.

2.7. Координирует деятельность по осуществлению государственного контроля за состоянием и целевым использованием сельскохозяйственных земель.

2.8. Осуществляет реализацию программ физического воспитания молодежи и населения района. Способствует развитию детско-юношеской спортивной школы, созданию при МУ ЦПСиД специальной оздоровительной группы для детей-инвалидов.

Предусматривает в бюджете района на 2004 год выделение средств на реализацию программы физического воспитания молодежи на селе.

2.9. Осуществляет реформирование жилищно-коммунального хозяйства с учетом основных направлений федеральной политики.

Предусматривает меры по финансовому оздоровлению жилищно-коммунальных организаций, улучшению качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресной социальной защите населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В сфере развития рынка труда

и занятости населения

2.10. Реализует совместно с центром занятости населения “Программу содействия занятости населения района“.

2.11. При формировании бюджета выделять отдельной строкой средства на финансирование активной политики занятости населения.

2.12. Информирует население через средства массовой информации о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки безработных граждан.

2.13. Контролирует использование в районе иностранной рабочей силы, дает заключение о целесообразности ее привлечения с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.

В области оплаты труда и

социальной защиты населения

2.14. Обеспечивает в 2004 году приоритетное финансирование расходов на образование, здравоохранение, культуру и социальную защиту населения в соответствии с утвержденной росписью доходов и расходов районного бюджета и ежемесячными лимитами финансирования.

2.15. Осуществляет контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы.

2.16. Контролирует целевое использование средств, выделенных из районного бюджета комитетам сельского самоуправления, в части выполнения обязательств по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

2.17. Обеспечивает финансирование расходов на содержание учреждений социальной защиты населения, государственную социальную помощь, реализацию федеральных и областных законов по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан, на оказание помощи муниципальным учреждениям социальной защиты в соответствии с законом области “Об областном бюджете на 2004 год“ и лимитами выделяемых из федерального бюджета средств.

2.18. Выделяет из районного бюджета средства на оказание государственной социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

2.19. Содействует организации и развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения области через негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные на территории области.

2.20. В соответствии с действующим законодательством осуществляет меры по экономической поддержке лизинговой деятельности.

2.21. Сохраняет действующую и расширяет сеть учреждений социального обслуживания граждан, совершенствует ее структуру, форму и методы работы.

2.22. Обеспечивает жизненно необходимые условия проживания жителям неперспективных лесных поселков.

2.23. Совместно с федеральными территориальными органами, в пределах своей компетенции, обеспечивает защиту прав потребителей.

2.24. При формировании районного бюджета на 2004 год предусматривает ассигнования на:

- проведение периодических бесплатных медицинских обследований и осмотров специалистов районных организаций образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты;

- обеспечение подписки на периодические издания и комплектование книжного фонда районных библиотек;

- оздоровление детей работников районных организаций бюджетной сферы.

В области охраны труда

2.26. Осуществляет финансирование согласованных мероприятий по охране труда в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты.

2.27. Проводит на территории района государственную политику по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

2.28. Совместно с работодателями организует и проводит через систему учебных центров обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, в том числе по вопросам защиты и действий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

2.29. Участвует в расследовании групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев, происшедших на производстве, для решения вопросов по устранению причин производственного травматизма и усилению социальной защиты пострадавших.

2.30. Осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях района.

2.31. В сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- проводит на территории района государственную политику по предупреждению и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранению здоровья людей, снижению материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде;

- осуществляет комплексный мониторинг окружающей среды на территории района. Информирует работодателей и население об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, принимает меры по их предотвращению;

- осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

- координирует на территории района и осуществляет контроль за расходованием в соответствии с действующим законодательством резервов материальных и финансовых ресурсов всех уровней для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

III. Обязательства работодателей

в сфере экономики

3.1. Обеспечивают реализацию принимаемых программ поддержки и развития отраслей и предприятий района. Инвестируют собственные и заемные средства в совершенствование производственного процесса, новых технологий, приобретение современного оборудования.

3.2. Принимают меры по сохранению и наращиванию объемов производства продукции, повышению ее качества в целях обеспечения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Вносят предложения в администрацию района по подготовке и переподготовке кадров.

3.3. Признают социальную и производственно-техническую необходимость развития труда и его организации. Обеспечивают заключение коллективных договоров.

3.4. Улучшают организацию труда и повышают его мотивацию в целях роста эффективности работы и прибыли за счет более рационального использования основных и оборотных средств.

3.5. Организуют и принимают участие в районных и областных выставках. Организуют выставки достижений организаций, передовиков и новаторов производства, а также конкурсы профессионального мастерства среди рабочих основных профессий.

В сфере развития рынка труда

и занятости населения

3.6. Принимают меры по сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест, предотвращению массовых увольнений, переобучению и переквалификации внебюджетных работников.

3.7. Предоставляют высвобождаемым работникам на предприятиях-банкротах преимущественное право трудоустройства на не менее чем 75% рабочих мест, оборудованных вновь на базе их имущества.

3.8. Обеспечивают соблюдение квот рабочих мест для инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

3.9. Информируют:

- службу занятости и профсоюзы предприятий и организаций о полном или частичном приостановлении производства, ведущим за собой высвобождение работников, не менее чем за три месяца в письменной форме;

- службу занятости о наличии вакантных мест (должностей) ежемесячно.

3.10. Предоставляют временные рабочие места для работы молодежных трудовых отрядов.

3.11. Способствуют трудоустройству выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений.

3.12. Повышают эффективность трудовых процессов в организации отношений между работниками в процессе труда.

В области оплаты труда и

социальной защиты населения

3.13. Разрабатывают программы поэтапного увеличения заработной платы, обеспечивающей повышение жизненного уровня, и оживление потребительского спроса в зависимости от ситуации в экономике области, района и предприятия. Применяют месячные тарифные ставки рабочих первого разряда при работе в нормальных условиях в размерах, указанных в отраслевых тарифных соглашениях, с их последующей ежеквартальной индексацией, но не ниже предусмотренных федеральными нормативными актами.

3.14. Своевременно выплачивают заработную плату. Обеспечивают рост заработной платы не ниже уровня инфляции. Предусматривают в коллективных договорах выплату денежной компенсации работникам за задержку выплаты заработной платы.

3.15. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях финансовые средства в размере не менее 0.15 процента фонда оплаты труда на проведение социальной и иной работы.

3.16. Осуществляют своевременную и полную выплату работающим пособий по социальному страхованию, проводят другие мероприятия по укреплению здоровья работников и их детей. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях организацию мероприятий по оздоровлению и отдыху детей и подростков в оздоровительных и санаторно-оздоровительных организациях (учреждениях) за счет средств Фонда социального страхования и средств работодателя.

3.17. Содействуют негосударственному пенсионному обеспечению своих работников через территориальную систему негосударственного пенсионного обеспечения области.

3.18. Оказывают необходимую социальную и материальную помощь ветеранам из числа пенсионеров, работавших в организации.

3.19. Предусматривают в коллективных договорах раздел о реализации комплексных программ по работе с молодежью.

В области охраны труда

3.20. Обеспечивают выполнение районных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Верховажском районе на 2003 - 2004 годы.

3.21. Предусматривают в коллективных договорах или иных нормативных актах мероприятия по охране труда и обеспечению защиты жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с финансированием затрат.

3.22. Предоставляют в соответствии с коллективным договором дополнительные, по сравнению с законодательством, льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, с учетом реальных финансово-экономических возможностей.

3.23. В организациях с численностью более 100 работников ввести ставки освобожденных работников по охране труда. При меньшей численности назначают для исполнения этих обязанностей ответственное лицо или заключают договор со сторонней организацией, оказывающей услуги в области охраны труда.

3.24. Обеспечивают условия осуществления государственного и общественного контроля законодательства о труде и охране труда.

В организациях с численностью более 10 работников создают комитеты (комиссии) по охране труда и ведут работу совместно с профсоюзами. Предоставляют уполномоченным профсоюзных комитетов и членам комиссий оплачиваемое время для осуществления контроля за состоянием и условиями охраны труда.

3.25. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда и по ее результатам разрабатывают и реализуют мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

3.26. Обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом.

3.27. Обеспечивают своевременное прохождение медосмотров работниками согласно действующему законодательству.

3.28. В сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- обеспечивают создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- предусматривают в коллективных договорах или иных нормативных актах планирование и осуществление установленных действующим законодательством мер в области защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- обеспечивают условия для обучения и повышения квалификации специалистов объектового звена единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, обучения работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

3.29. Разрабатывают и финансируют мероприятия по охране окружающей среды и перечисляют платежи за ее загрязнение.

IV. Обязательства профсоюзов

в сфере экономики

4.1. Проводит активную работу по подготовке и заключению коллективных договоров на предприятиях и в организациях района. Организует контроль за их выполнением.

4.2. Через коллективные договоры, соглашения, конкурсы, общественные смотры способствует повышению деловой активности работников, стабилизации и развитию производства, созданию благоприятного климата в трудовых коллективах.

4.3. Оказывает бесплатные консультации по вопросам социально-трудовых отношений.

4.4. Отстаивает и защищает социально-экономические интересы членов профсоюза, их права и льготы.

В области рынка труда и занятости населения

4.5. Защищает интересы наемных работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, использует свое право выносить на рассмотрение органов местного самоуправления любые предложения, связанные с вопросами оплаты труда и занятости населения.

4.6. Участвует в разработке и реализации на предприятиях мероприятий по охране труда и предотвращению массового высвобождения работников.

4.7. Информирует профсоюзный актив и работников по вопросам законодательства о банкротстве предприятий.

4.8. Вносит на рассмотрение трехсторонней комиссии вопросы по защите работников предприятий-должников при банкротстве.

В области оплаты труда и

социальной защиты населения

4.9. Участвует на равноправной основе с другими социальными партнерами в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов.

4.10. Участвует в работе комиссий органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов социально-экономической защиты трудящихся и их семей.

4.11. Участвует находящимися в распоряжении профсоюзных комитетов предприятий и организаций средствами в улучшении культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы среди работников, в удешевлении стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря. Совместно с администрациями предприятий осуществляют работу по подготовке и практической деятельности оздоровительных лагерей.

Обеспечивает организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди трудящихся и их семей.

4.12. Совместно с отделением Пенсионного Фонда РФ по Верховажскому району проводят работу по реализации Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования“.

4.13. Участвует в решении вопросов негосударственного пенсионного обеспечения в организациях.

4.14. Осуществляет контроль за целевым использованием средств, направленных на санаторно-курортное лечение, отдых трудящихся и членов их семей, за соблюдением законодательства по выплате пособий по государственному социальному страхованию на предприятиях и организациях.

4.15. Обеспечивают включение в коллективные договоры мероприятий по социальной защите ветеранов, вышедших на пенсию, и выполнение этих мероприятий.

4.16. Предусматривают в своей деятельности целевые программы и проведение мероприятий по организации творчества и социальной защите молодежи.

4.17. Добивается при заключении коллективных договоров и соглашений мер льготного материального и бытового обеспечения работающих и членов их семей.

В области охраны труда

4.18. Осуществляет проверку состояния условий и охраны труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и другими нормативными актами.

4.19. Предоставляет бесплатно консультации и оказывает помощь членам профсоюза по вопросам охраны труда.

4.20. Осуществляет контроль за выплатами по возмещению вреда от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работникам организаций.

4.21. Проводит обучение профсоюзного актива по охране труда.

4.22. Создает совместно с работодателями комиссию по охране труда и организует ее работу.

V. Совместные обязательства администрации

района, работодателей и профсоюзов в

сфере развития социального партнерства

Стороны договорились:

5.1. Признать социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений.

5.2. Содействовать заключению коллективных договоров и соглашений на всех уровнях.

5.3. Организовывать трудовое соревнование и наставничество, выставки достижений трудовых коллективов, передовиков и новаторов производства, конкурсы профессионального мастерства среди рабочих основных профессий.

5.4. Принимать решения по вопросам, включенным в настоящее Соглашение, после обязательных консультаций в рамках трехсторонней комиссии.

5.5. Обеспечивать возможность сторонам принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, представляющих взаимный интерес.

5.6. Способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и участвовать в их разрешении в соответствии с действующим законодательством РФ.

5.7. Направлять координационному Совету председателей профкомов и объединению работодателей принятые решения и другие документы по вопросам труда и социально-экономического развития области.

5.8. Проводить совместную работу, направленную на обеспечение соблюдения законодательства о труде, занятости, охране труда.

5.9. Признать необходимым:

- соблюдать права и гарантии профсоюзной деятельности, не препятствовать созданию и функционированию профсоюзов в организациях;

- обеспечивать права профсоюзов и их объединений по сбору членских взносов в безналичной форме и по своевременному перечислению на текущие счета профсоюзов денежных средств с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату;

- провести в районе семинар-совещание по вопросу социального партнерства и социальной защищенности трудовых прав работников;

- освещать в средствах массовой информации взаимодействие сторон по регулированию социально-трудовых отношений.

VI. Действие соглашения и

контроль за его выполнением

6.1. Стороны признают настоящее Соглашение районным правовым актом социального партнерства в сфере труда и обязуются соблюдать достигнутые данным Соглашением договоренности.

6.2. Каждая из сторон в двухмесячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в районную трехстороннюю комиссию план мероприятий по его реализации.

6.3. В период действия Соглашения изменения и дополнения в него вносятся по взаимному согласию сторон.

6.4. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется районной трехсторонней комиссией.

6.5. Итоги выполнения Соглашения рассматриваются на заседаниях районной трехсторонней комиссии два раза в год (полугодие, год), публикуются в районной газете.

6.6. В развитие Соглашения могут быть разработаны предложения, конкретизирующие его положения и являющиеся неотъемлемой частью районного Соглашения, после принятия их районной трехсторонней комиссией.

6.7. Соглашение открыто для подписания другими заинтересованными работодателями и представителями работников.

6.8. Соглашение вступает в силу со дня подписания.

Текст Соглашения публикуется в газете “Верховажский вестник“.

Текст соглашения подписали:

От администрации района:

Глава Верховажского

муниципального района

Ю.В.ОРДИН

От профсоюзов:

Председатель

координационного Совета

председателей профкомов

К.Н.ЛЕВИНСКАЯ

От работодателей:

Председатель

объединения работодателей

В.А.БРАГИНА