Законы и постановления РФ

Постановление Правительства Вологодской области от 04.02.2002 N 37 “О Концепции налоговой политики и развития налоговой базы Вологодской области в 2001 - 2005 годах“ (вместе с “Концепцией налоговой политики и развития налоговой базы Вологодской области в 2001 - 2005 годах“)

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 февраля 2002 г. N 37

О КОНЦЕПЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2001 - 2005 ГОДАХ

Правительство области постановляет:

1. Утвердить Концепцию налоговой политики и развития налоговой базы Вологодской области в 2001 - 2005 годах (прилагается).

2. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать концепции налоговой политики и развития налоговой базы муниципальных образований в 2001 - 2005 годах в соответствии с Концепцией налоговой политики и развития налоговой базы Вологодской области в 2001 - 2005 годах.

По поручению Губернатора области

первый заместитель Губернатора области

Н.В.КОСТЫГОВ

Утверждена

Постановлением

Правительства области

от 4 февраля 2002 г. N 37

КОНЦЕПЦИЯ

НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2001 - 2005 ГОДАХ

1. Цели
и задачи

Действия Правительства Вологодской области в соответствии с настоящей Концепцией направляются на обеспечение роста собственных доходов бюджета области на основе создания благоприятных условий для развития региональной экономики.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

- повышение качества нормативных правовых актов Вологодской области по налогам, которые должны не допускать различных толкований, быть просты и понятны налогоплательщикам, эффективны с точки зрения соразмерности фискальных поступлений и затрат на сбор налогов;

- максимально возможное в рамках полномочий органов исполнительной государственной власти области устранение негативного влияния фактора нестабильности существующей налоговой системы. Создание долгосрочных ориентиров в области налогообложения необходимо для разработки и реализации долгосрочных инвестиционных планов и программ развития;

- преодоление или снижение усугубляющего воздействия фактора косвенных налогов на экономическую деятельность налогоплательщиков в условиях недостатка собственных оборотных средств;

- развитие альтернативной поддержки предприятий в форме налоговых кредитов для обеспечения сокращения числа налоговых льгот и сохранения благоприятных условий осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;

- ужесточение мер воздействия в отношении неплательщиков налогов и недопущение при этом негативных социально-экономических последствий, сопровождающих ликвидацию предприятий через процедуру банкротства;

- поддержка со стороны Правительства области реального сектора экономики для увеличения поступления налогов. При этом меры поддержки не должны носить характера государственного вмешательства в экономику.

2. Налоговые поступления в бюджет

Вологодской области в 1998 - 2000 годах

(исходное состояние)

Доходы консолидированного бюджета Вологодской области формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, доходов от использования имущества, находящегося в областной и муниципальной собственности, а также доходов от платных услуг, оказываемых областными и местными органами государственной власти и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении. Другие неналоговые доходы поступают в бюджет области в порядке и по
нормативам, установленным федеральными законами и законами области.

Кроме того, в объем общих доходов включается финансовая помощь в виде трансфертов из федерального бюджета, а также средства, передаваемые в ходе взаимных расчетов на компенсацию расходов по исполнению решений федеральных органов государственной власти.

Основным источником формирования бюджета Вологодской области являются налоговые доходы. Их значение существенно возросло в 2000 году, в условиях, когда Вологодская область перестала получать трансферты из федерального фонда финансовой поддержки.

Налоговые поступления определяют и будут определять бюджет Вологодской области. В целом консолидированный бюджет по общему объему доходов в 2000 году составил около 270% от уровня 1997 года. При этом в доходной части бюджета области за последние годы все более возрастала доля собственных доходов: в 1997 году она составляла около 86% от общего объема доходов, а к 2000 году возросла до 98.9%.

При этом большую часть налоговых доходов формировали отчисления от регулирующих налогов: налога на прибыль, подоходного налога, налога на добавленную стоимость, акцизов. Их совокупный вклад в 2000 году составляет около 82% от всех доходов. Кроме вышеперечисленных, наиболее весомый вклад в доходы консолидированного бюджета вносили налог на имущество юридических лиц, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также платежи за пользование природными ресурсами.

На протяжении последних лет роль доходных источников в пополнении финансовых ресурсов консолидированного бюджета существенно менялась.

Доля отдельных источников в доходной части бюджета Вологодской области на протяжении периода 1997 - 2000 годов отражена в нижеприведенной таблице.

Основные составляющие доходной части

консолидированного бюджета в 1997 - 2000 годах,

в % от общего объема доходов

-------------------------------------T--------T--------T--------T--------¬

¦ Наименование доходов ¦1997 год¦1998 год¦1999 год¦2000 год¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Налоговые доходы ¦ 82.6 ¦ 92.8 ¦ 82.8 ¦ 96.5 ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Налог на прибыль ¦ 25.7 ¦ 25.8 ¦ 43.4 ¦ 52.7 ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Подоходный налог ¦ 22.4 ¦ 21.1 ¦ 12.3 ¦ 16.6 ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦НДС ¦ 6.5 ¦ 16.9 ¦ 8.0 ¦ 10.2 ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Акцизы ¦ 2.6 ¦ 2.7 ¦ 2.2 ¦ 2.4 ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Налог на имущество предприятий ¦ 13.0 ¦ 12.4 ¦ 6.4 ¦ 4.9 ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Платежи за пользование природными ¦ 3.5 ¦ 3.5 ¦ 2.2 ¦ 2.0 ¦

¦ресурсами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Налог на содержание жилфонда и ¦ 4.3 ¦ 5.7 ¦ 4.6 ¦ 4.2 ¦

¦объектов социально-культурной сферы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Неналоговые доходы ¦ 3.7 ¦ 3.8 ¦ 14.4 ¦ 2.4 ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Доходы от имущества, находящегося в ¦ 2.7 ¦ 1.8 ¦ 1.4 ¦ 1.4 ¦

¦государственной или муниципальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦собственности, или от деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Прочие неналоговые доходы ¦ 1.1 ¦ 2 ¦ 13 ¦ 1 ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦ИТОГО СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ: ¦ 86.3 ¦ 96.6 ¦ 97.2 ¦ 98.9 ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Трансферты, полученные из бюджета РФ¦ 0.3 ¦ 2.5 ¦ 1.3 ¦ ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Средства, полученные по взаимным ¦ 13.3 ¦ 0.9 ¦ 1.5 ¦ 0.4 ¦

¦расчетам с бюджетом РФ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Целевые бюджетные фонды ¦ ¦ ¦ ¦ 0.5 ¦

+------------------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦ВСЕГО ДОХОДОВ ¦ 100.0 ¦ 100.0 ¦ 100.0 ¦ 100.0 ¦

L------------------------------------+--------+--------+--------+---------

Налог на прибыль

Крупнейшей доходной статьей консолидированного бюджета является налог на прибыль. Его доля составляла в 1997 году около 25% от общего объема доходов. В 1998 году рост поступлений в бюджет налога на прибыль приостановился и даже произошло некоторое снижение доходов. Однако в 1997 году объем платежей налога на прибыль был в значительной мере обусловлен погашением недоимки по налогу со стороны ОАО “Северсталь“. В 1999 году значимость поступлений налога на прибыль в сумме общих доходов возросла в 1.7 раза по сравнению с 1998 годом. В 1999 году доля налога на прибыль составляла уже более 40% от общего объема доходов, а в
2000 году - 52.7%. Подобная ситуация сложилась в результате резкого возрастания объема прибыли, полученной предприятиями-экспортерами. В среднем по области прибыль предприятий возросла в 2000 году более чем в 7 раз по сравнению с 1998 годом. При этом прибыль черной металлургии, формирующей более 80% прибыли всех предприятий области, возросла в 2000 году по сравнению с 1998 годом в 20 раз.

Тем не менее, на начало 2001 года в области имелось свыше 360 убыточных предприятий.

Подоходный налог

Подоходный налог с физических лиц в 1997 году являлся вторым по своей значимости в доходах консолидированного бюджета. Его доля составляла 22.4% от общего объема. Однако в дальнейшем происходило постоянное снижение доли его поступлений. Причинами этого уменьшения явились изменения в налогово-бюджетном законодательстве: во-первых, увеличение с 1-го января 1998 года с 12 до 20 тысяч рублей доходов налогоплательщиков, облагаемых по минимальной ставке 12%, а также снижение с 35 до 30% максимальной ставки обложения; во-вторых, передача с 1-го апреля 1999 года подоходного налога по ставке 3% в федеральный бюджет. Кроме того, в 1998 году произошел значительный рост задолженности по заработной плате.

Налог на имущество юридических лиц

В 1997 году доля налога на имущество предприятий составляла 13% от общего объема доходов. Однако в последующие годы наметилась тенденция к снижению объема поступлений. В 1999 году доля платежей по налогу на имущество юридических лиц составила всего 50% от уровня 1997 года, а в 2000 году 37.6%.

Подобная ситуация сложилась также в результате уменьшения налогооблагаемой базы в результате неоднократной переоценки основных фондов предприятий в целях определения их реальной балансовой стоимости и консервации неиспользуемого имущества.

Остаточная стоимость

основных фондов и поступления
налога

на имущество предприятий в консолидированный бюджет

Вологодской области в 1997 - 2000 гг., тыс. руб.

------------------------------T--------T--------T--------T--------¬

¦ ¦1997 год¦1998 год¦1999 год¦2000 год¦

+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Остаточная стоимость основных¦45767000¦44246000¦43510000¦47957000¦

¦фондов, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦В том числе в промышленности ¦19893000¦18814000¦19674000¦21189000¦

+-----------------------------+--------+--------+--------+--------+

¦Поступления налога на ¦ 460557¦ 432966¦ 467027¦ 456069¦

¦имущество в консолидированный¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-----------------------------+--------+--------+--------+---------

Кроме того, многие предприятия выводили значительную часть своего имущества на консервацию. По закону такое имущество не облагается налогом, что также повлияло на общее сокращение налогооблагаемой базы и, как следствие, на снижение поступлений в бюджет по налогу на имущество юридических лиц.

Налог на
добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость являлся до 2001 года еще одной важной бюджетообразующей статьей. Его доля в общем объеме доходов консолидированного бюджета составляла от 6 до 16 процентов. Однако, начиная с 2001 года, налог на добавленную стоимость в полном объеме зачисляется в доходы федерального бюджета. Потери бюджета Вологодской области в результате изъятия доходного источника составили 1186.6 млн. рублей в годовом исчислении.

На состояние платежей в бюджет области сегодня оказывает негативное влияние существующий порядок оформления и рассмотрения документов по возмещению НДС предприятиям-экспортерам, выражающийся в длительности сроков получения его указанными предприятиями Вологодской области из федерального бюджета.

Тенденции формирования налоговых доходов

Тенденции, наметившиеся в формировании доходов бюджета области, по-разному сказывались на доходах отдельных звеньев региональной бюджетной системы. Так, при достаточно стабильном на протяжении последних лет уровне налоговых доходов консолидированного бюджета в их распределении между областным и местными бюджетами произошли некоторые изменения. В первую очередь, значительно изменились доли областного и местных бюджетов в налоговых доходах консолидированного бюджета.

В 1997 году на долю областного бюджета приходилось около трети всех налоговых поступлений, а на долю местных бюджетов - две трети от их общего объема. За два последующих года это соотношение резко изменилось: в 1999 году областной и местные бюджеты делили налоговые поступления практически поровну. Во многом это произошло по причине общего роста в 1999 - 2000 годах платежей по налогу на прибыль ОАО “Северсталь“. В областном бюджете объем налога на прибыль в 1999 году составил 238% по отношению к предыдущему году, в то время как в среднем по местным бюджетам это соотношение составило около 180%.

В 2000 году доля областного бюджета вновь составила 33.5%, что свидетельствует о стабильной структуре распределения налоговых доходов по уровням бюджетов за исключением ситуаций, обусловленных нестабильным состоянием экономики в целом.

3. Принципы и направления налоговой политики

Основными принципами политики Правительства Вологодской области в отношении налогов являются:

- соответствие действий Правительства области в области налогообложения интересам общества и требованиям федерального законодательства;

- обеспечение предельной стабильности областного налогового законодательства;

- открытость информации об использовании средств, поступивших в качестве налогов и сборов;

- уважение к налогоплательщику.

В среднесрочной перспективе налоговая политика Правительства области будет проводиться в следующих направлениях:

- разработка четких и ясных для понимания законодательных актов по вопросам исчисления и уплаты региональных налогов;

- сокращение негативного воздействия косвенных налогов на экономическую деятельность налогоплательщиков;

- создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;

- жесткость требований и применяемых мер воздействия в отношении недобросовестных налогоплательщиков;

- поэтапное сокращение числа налоговых льгот и преимуществ в уплате налогов отдельным категориям налогоплательщиков;

- ужесточение контроля и создание механизмов противодействия уклонению от уплаты налогов, в том числе и с использованием пробелов и неточностей регионального законодательства;

- повышение степени использования налогов для регулирования экономического развития области;

- создание условий для повышения заинтересованности муниципальных образований в развитии собственной налоговой базы;

- повышение реалистичности в планировании и прогнозировании доходов бюджета.

4. Действия Правительства области

по налоговой политике

Налогоплательщики Вологодской области в полной мере заслуживают уважительного отношения к ним как со стороны органов государственной власти, так и со стороны населения. Необходимо создание общественного мнения, позитивно воспринимающего бизнес вообще и повышение общественного статуса предпринимателя-налогоплательщика.

Это достигается путем освещения в средствах массовой информации вопросов наполнения бюджета, значения и роли налогоплательщиков в решении социальных проблем, стоящих перед обществом. Планируется систематически отмечать Благодарственными письмами Губернатора области тех налогоплательщиков, кто своевременно и в полном объеме рассчитывается перед бюджетом. При этом поощрению подлежат предприятия и физические лица вне зависимости от характера и объемов их хозяйственной деятельности.

Правительством области планируется дальнейшая поддержка развития малого предпринимательства, формирование его как неотъемлемого и высокоэффективного звена реформируемой экономики. Предполагается в рамках действующего законодательства совершенствование нормативной правовой базы в отношении малого предпринимательства, реализация региональной программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства. Правительство области будет делать все необходимое для создания нормальных цивилизованных условий работы предпринимателей.

Все источники доходов бюджета должны иметь определенную федеральным, региональным законодательством или местными правовыми актами основу для взыскания и получения налогов, сборов и других платежей в бюджет, а также построения взаимоотношений между налогоплательщиком и фискальными органами.

Вологодская область при формировании своей нормативно-правовой базы по вопросам налогообложения соблюдала и будет руководствоваться в дальнейшем требованиями и стандартами федерального законодательства. Муниципальные образования в своих правовых актах должны также обеспечить соблюдение требований регионального законодательства в отношении местных налогов и сборов. В этих целях Правительство области планирует введение постоянных мониторинговых процедур за состоянием нормативно-правовой базы налогообложения.

Законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах должны содержать все предусмотренные Налоговым кодексом элементы налогообложения, при наличии которых налог или сбор будет считаться установленным. Это могут быть как региональные законы, так и решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях органами исполнительной государственной власти издаются нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Основная цель правового регулирования бюджетно-финансового процесса - обеспечение его соответствия общественным интересам, подразумевает возможность проведения оценки этого соответствия любым членом общества. Следовательно, каждый член общества должен иметь свободный доступ к налогово-правовой базе, каждый налогоплательщик вправе получить информацию как, куда и по какому принципу используются его налоги.

Стабильность областного налогового законодательства должна обеспечиваться неизменностью перечня региональных налогов и их ставок на как можно более длительный срок.

В этих целях Правительство Вологодской области ориентируется на сохранение на период до 2005 года следующего перечня региональных налогов:

- налог на имущество предприятий;

- лесной доход;

- налог с продаж (до 1 января 2004 года);

- единый налог на вмененный доход.

Действия Правительства области по сохранению действующих в 2001 году нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов определяются стабильностью уровня бюджетной обеспеченности.

Предполагаемой к введению в действие статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации будет определен следующий перечень региональных налогов и сборов:

- налог на имущество организаций;

- налог на недвижимость;

- дорожный налог;

- транспортный налог;

- налог с продаж;

- налог на игорный бизнес;

- региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории области налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Ставки новых налогов будут проектироваться исключительно исходя из необходимости компенсации выпадающих доходов бюджета по отменяемым налогам (в рамках действующего законодательства).

Правительство Вологодской области поддерживает намерения Правительства Российской Федерации, обозначенные в “Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу“ и направленные на сокращение налогов с оборота и их ликвидацию в 2003 году.

Рост бюджетных доходов должен быть обусловлен дальнейшим наращиванием налоговой базы за счет более полного использования природных и трудовых ресурсов, имеющихся в области, сокращения числа убыточных и низкорентабельных предприятий. Этому будет способствовать реализация целого комплекса областных целевых программ.

Так, программа оздоровления экономики неплатежеспособных хозяйств агропромышленного комплекса Вологодской области имеет цель сохранения рабочих мест и развития сельского хозяйства в ближайшие годы. Для подъема такой важнейшей отрасли как строительство развертывается программа ипотечного кредитования жилищного строительства. Развитие легкой промышленности будет осуществляться в соответствии с основными направлениями, определенными постановлением Губернатора области. Утвержденная постановлением Губернатора области от 14 июля 2000 года N 595 Концепция развития льнопроизводственного комплекса Вологодской области на 2000 - 2004 годы будет способствовать обеспечению сырьем предприятий легкой промышленности одновременно с наращиванием производства такого сырья на территории области, что даст возможность кратного роста налоговой базы соответствующих отраслей.

Развитие малого бизнеса должно способствовать преодолению зависимости бюджета области от состояния мировых рынков металла, леса и минеральных удобрений. В этих целях будет осуществляться реализация основных мероприятий поддержки и развития малого предпринимательства.

Правительство области предпринимает меры по продвижению продукции предприятий области посредством проведения и организации участия предприятий в российских и региональных выставках и ярмарках.

Планируется предпринять активные действия и в отношении предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении и имеющих значительную задолженность по налоговым платежам. В этом направлении планируется дать предприятиям возможность реструктуризировать недоимку по налогам в соответствии с действующим законодательством. Также планируется оказать помощь проблемным предприятиям в проведении реструктуризации бизнес-процессов и разработке антикризисных программ.

Правительство Вологодской области принимает все возможные меры, направленные на поэтапное сокращение числа налоговых льгот. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также в целях сокращения потерь доходов бюджета Правительство области устанавливает предельный размер лимита отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, ограничивая его 5% суммы собственных доходов областного бюджета. Замена практики предоставления налоговых льгот механизмом долгосрочного кредита обеспечит достижение компромисса между необходимостью поддержки развития отраслей экономики и недопустимостью потерь доходов бюджета. Предоставление налоговых льгот означает безвозвратную потерю части бюджетных доходов, а в основе кредита лежит принцип возвратности отсроченных от уплаты налоговых сумм. Предоставление налоговых кредитов позволит предприятиям области восстановить собственные оборотные средства, без которых невозможно обеспечить нормальное функционирование экономических механизмов.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Вологодской области Правительство области принимает со своей стороны все возможные меры, допустимые действующим федеральным законодательством, по обеспечению гарантий сохранения действующих условий налогообложения для инвесторов, в том числе и по ранее предоставленным им налоговым льготам.

Одновременно с этим будут ужесточены требования и меры административного воздействия по отношению к недоимщикам и лицам, в разной форме уклоняющимся от уплаты налогов. К недоимщикам по платежам в бюджет области в случае непринятия ими мер по финансовому оздоровлению и погашению долга будет применена процедура банкротства. В целях контроля и усиления воздействия на должников Правительство области активизирует сотрудничество и координацию действий с Территориальным органом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Вологодской области. Планируется продолжить оказание поддержки и Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодской области в целях укрепления материально-технической базы налоговых органов, необходимой для повышения контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства.

В целях соблюдения принципа единства кассы Правительство области намерено передать органам областного казначейства контроль над зачислением и расходованием доходов, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

5. Эффективность проводимых мероприятий

Реализация Концепции налоговой политики и развития налоговой базы Вологодской области позволит:

- увеличить налоговые доходы бюджета области, что даст возможность более полно реализовать необходимые социальные программы и повысить благосостояние населения области;

- создать благоприятные условия для активизации инвестиционных процессов и процессов развития экономики;

- сократить недоимку по платежам в бюджет в результате проведенных мероприятий по финансовому оздоровлению “проблемных“ налогоплательщиков и ужесточения мер воздействия на должников;

- повысить сбор налогов вследствие сокращения и отмены неэффективных налоговых льгот.

Важным элементом эффективности Концепции является и формирование имиджа Вологодской области как экономически цивилизованного региона. Посредством повышения прозрачности налогово-бюджетного процесса должно усилиться и позитивное восприятие общественным мнением деятельности органов государственной власти, что способствует укреплению социально-политической стабильности в Вологодской области.