Законы и постановления РФ

Закон Вологодской области от 05.07.1996 N 89-ОЗ (ред. от 29.11.2005) “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ (принят Постановлением ЗС Вологодской области от 26.06.1996 N 260)

Утратил силу в связи с принятием закона Вологодской области от 25.03.2008 N 1773-ОЗ, вступившего в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования.

Изменения, внесенные законом Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ, вступили в силу с 1 января 2006 года.

Изменения, внесенные законом Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ, вступили в силу с 1 января 2005 года.

Изменения, внесенные законом Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ, вступили в силу с момента официального опубликования.

5 июля 1996 года N 89-ОЗ

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Принят

Постановлением

Законодательного Собрания

Вологодской области

от 26 июня 1996 г. N 260

(в ред. законов Вологодской области

от 16.10.2000 N
546-ОЗ, от 12.10.2001 N 710-ОЗ,

от 01.07.2004 N 1036-ОЗ, от 28.12.2004 N 1190-ОЗ,

от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Настоящий закон определяет общие для Вологодской области организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Вологодской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Вологодской области или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального значения (далее - чрезвычайные ситуации).

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

Действие настоящего закона Вологодской области распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Вологодской области, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Настоящий закон разработан на основе Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“.

Статья 1. Законодательство области в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций

(в ред. закона Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ)

Законодательство области в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего закона Вологодской области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Вологодской области.

(в ред. законов Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ, от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

Статья 2 исключена. - Закон Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ.

Статья 2. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации определяются решениями Губернатора области, руководителей
органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации.

(часть первая введена законом Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Границы зон чрезвычайных ситуаций устанавливаются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Вологодской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с Правительством области, органами местного самоуправления и организациями, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Статья 3. Информационное обеспечение в области защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций и по их предупреждению

Информацию о защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций и по их предупреждению составляют разнообразные данные или сведения о состоянии производственно-промышленной, радиационной, химической, медико-биологической (бактериологической), взрывной, пожарной и экологической обстановки и возможной опасности, сейсмических, гидрометеорологических, гелиографических и иных явлениях, эпидемиях, эпизоотиях и эпифитотиях на конкретной территории, способных вызвать чрезвычайные ситуации или характеризующие масштабы и характер возникшего бедствия, а также соответствующие сведения по вопросам гражданской обороны.

Сбор, хранение, накопление, обработка и выдача заинтересованным органам государственной власти и управления, общественным, хозяйственным и иным организациям, населению и отдельным гражданам сведений, составляющих официальную информацию о чрезвычайных ситуациях, для последующего их использования и применения осуществляются уполномоченными на то государственными учреждениями и организациями.

(в ред. закона Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ)

Информация о защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти области, местного самоуправления муниципальных образований и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации.

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Система информационного обеспечения (информации) о чрезвычайных ситуациях всех структур и населения области на основе автоматизированной областной информационно-управляющей системы включает в себя соответствующие органы исполнительной государственной власти области и органы местного самоуправления с подчиненными им информационно-управляющими системами, пункты управления силами и средствами ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с автоматизированными системами централизованного оповещения, информационные центры системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами и иные учреждения, специализирующиеся на разработке этих проблем.

(в ред. законов Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ, от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Все органы государственной власти и местного самоуправления, общественные, хозяйственные, иные организации, находящиеся на территории области, и граждане в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеют право на получение и использование полной и достоверной официальной информации о чрезвычайных ситуациях, необходимой для осуществления их законных прав, интересов и успешного выполнения возложенных на них обязанностей и полномочий.

Правительство области, органы местного самоуправления, организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов на всей территории области устанавливается единый номер “01“.

(часть седьмая введена законом Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами ложной информации о защите населения и территории
от чрезвычайных ситуаций влекут за собой ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

Порядок обеспечения населения, органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций информацией в области защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Вологодской области.

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Статья 4. Порядок доведения официальной информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и оповещения населения области о грозящей опасности

Порядок доведения официальной информации о чрезвычайных ситуациях устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами, издаваемыми органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований в пределах своей компетенции, договорами и соглашениями участников отношений в области информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, функциональных звеньев областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимыми сведениями и данными в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется через областной информационно-управляющий центр (ОИУЦ) областной подсистемы РСЧС.

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Основные задачи, организация и порядок деятельности ОИУЦ областной подсистемы РСЧС определяются настоящим законом и специальным положением, утверждаемым Правительством области.

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

Основу базы данных областного информационно-управляющего центра составляют программные продукты Единой областной системы экологического мониторинга органов исполнительной государственной власти области, входящих в единую систему управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и абонентских пунктов городов и районов.

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

В интересах областного информационно-управляющего центра областной подсистемы РСЧС используются существующие системы связи, оповещения
и передачи данных. Создание новых и совершенствование действующих систем осуществляются уполномоченными на то органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований. Они же осуществляют контроль за функционированием этих систем в соответствии с существующими правилами.

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Для передачи информации о чрезвычайных ситуациях на определенных условиях могут использоваться и системы, действующие на коммерческой основе.

На руководителей органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления, общественных, хозяйственных и иных организаций, деятельность которых связана с предупреждением и ликвидацией последствий крупных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, возлагается непосредственная ответственность за своевременный сбор, обработку и выдачу официальной информации о чрезвычайных ситуациях.

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Статья 5. Ответственность руководителей органов местного самоуправления за организацию постоянного контроля за состоянием и содержанием в готовности местных систем (средств) оповещения населения об угрозе опасности

Руководители органов местного самоуправления, наделенные в соответствии с действующим законодательством полномочиями осуществлять на подведомственной территории руководство деятельностью комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления и организацией гражданской обороны, обязаны информировать население об экологической, радиационной, химической, биологической (бактериологической) и другой обстановке и принимать при возникновении чрезвычайных ситуаций меры по обеспечению личной безопасности граждан, защите их прав и законных интересов, охране всех форм собственности и правопорядка. На них возлагается ответственность за осуществление государственных полномочий в соответствии с договором и действующим законодательством.

(в ред. законов Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ, от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Статья 6. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения функционирования областной системы информационного обеспечения населения и
территории

Финансирование расходов, связанных с функционированием, совершенствованием и дальнейшим развитием областной системы информационного обеспечения по защите населения и территории области, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется в зависимости от их подчиненности за счет средств соответствующих бюджетов области (централизованного оповещения, сбора и обработки информации), муниципальных образований (абонементских пунктов ОИУЦ).

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществляется:

- при строительстве новых потенциально опасных объектов - за счет средств, выделяемых на строительство этих объектов;

- на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность - за счет собственных средств этих объектов;

- на действующих потенциально опасных объектах, находящихся на бюджетном финансировании, - за счет средств соответствующих бюджетов;

- при создании объединенных локальных систем оповещения - за счет долевого участия потенциально опасных объектов.

Часть третья - пятая исключены. - Закон Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ.

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территории

Основными принципами защиты населения и территории Вологодской области являются:

комплекс мероприятий по предупреждению и максимально возможному снижению размеров ущерба и потерь при их возникновении проводится заблаговременно;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик и особенностей и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном
федеральным законодательством;

(абзац введен законом Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами органов исполнительной государственной власти области, местного самоуправления муниципальных образований области, организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Статья 8. Комплекс мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций

Комплекс превентивных мер, снижающих последствия и уровень опасного воздействия на жизнь и здоровье населения области чрезвычайных ситуаций и предупреждающих их возникновение, включает следующие организационные мероприятия:

строительство зданий, сооружений, инженерных сетей, транспортных коммуникаций и магистралей с заданными уровнями безопасности и надежности;

мероприятия, обеспечивающие повышение степени безаварийного функционирования потенциально опасных объектов;

создание и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, средств радиационной, химической и медицинской защиты;

заблаговременную подготовку районов для эвакуации населения, подготовку всех видов транспортных средств для проведения эвакуационных мероприятий;

создание и поддержание в готовности областной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, а также постоянно действующих локальных систем оповещения и информации в районах размещения потенциально опасных объектов;

создание и поддержание в готовности системы управления и связи;

организацию мониторинга за состоянием окружающей природной среды, радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением территории и объектов области;

создание, подготовку и поддержание в готовности аварийно-спасательных сил и средств;

создание неснижаемых запасов продовольствия, медикаментов, средств защиты, приборов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;

заблаговременное осуществление мероприятий по защите продовольствия, продовольственного сырья, фуража, сельскохозяйственных животных, водоисточников и систем водоснабжения;

организацию всеобщего обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуаций, подготовку руководящего состава и должностных лиц.

Статья 9. Планирование и осуществление мероприятий по
защите населения и территорий области

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций проводятся заблаговременно и включают в себя комплекс следующих мероприятий:

учет особенностей экономических, климатических и иных характеристик области, муниципальных образований, потенциально опасных объектов, расположенных на их территории, степени реальной опасности при возникновении чрезвычайных ситуаций при разработке планирующих документов по организации защиты населения и территории и действий по ликвидации последствий;

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

учет возможных последствий чрезвычайных ситуаций при разработке соответствующих планов застройки и ведении градостроительства, рациональности размещения потенциально опасных производств и предприятий;

разработку и реализацию комплексных программ защиты населенных пунктов, предприятий и организаций от опасных природных процессов, местных и объектовых планов по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.

Управление и руководство планированием и осуществлением мероприятий по защите населения и территории области, муниципальных образований производят соответствующие комиссии органов исполнительной государственной власти и местного самоуправления по чрезвычайным ситуациям через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - управления, отделы (сектора или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Статья 10. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Комплекс мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций включает в себя:

оповещение органов управления, должностных лиц, сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий, а также населения о возникновении чрезвычайной ситуации и постоянное информирование об обстановке;

защиту населения на территории (в районе, зоне чрезвычайной ситуации);

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах бедствий и очагах поражения;

управление выполнением мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Статья 11. Порядок
реализации принципов защиты населения и территории

Реализация основных принципов защиты населения осуществляется путем принятия Правительством области, органами местного самоуправления муниципальных образований соответствующих постановлений и решений по вопросам защиты населения, разработки и осуществления специальных целевых программ обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, разработки типовых планов защиты персонала и населения, проживающего вокруг потенциально опасных объектов, создания системы нормативно-правовой документации по вопросам защиты населения, подготовки и обучения всех категорий населения, органов управления и сил способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

(в ред. законов Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ, от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Статья 12. Вологодская областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Вологодская областная подсистема РСЧС является составной частью единой государственной системы и объединяет органы управления области всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях, силы и средства этих органов управления и организаций в целях координации их деятельности по предупреждению ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Подсистема включает в себя территориальные, функциональные и ведомственные звенья.

Территориальные звенья подсистемы соответствуют принятому административно-территориальному делению.

Каждое звено предназначено для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и, как правило, включает в себя руководящий орган - комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (муниципальную, объектовую) или другой орган, выполняющий ее функции, орган повседневного управления единую дежурно-диспетчерскую службу, силы и средства функциональных и ведомственных звеньев на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские и материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

(в ред. законов Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ, от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Конкретные структуры территориальных звеньев определяются соответствующими органами местного самоуправления.

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Статья 13. Руководящие органы Вологодской областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

На каждом уровне Вологодской областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются координирующий орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления.

(часть первая введена законом Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Координирующими органами в подсистеме и в ее территориальных звеньях являются областная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а в функциональных звеньях - соответственно органы управления этих звеньев.

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Создание, реорганизация и ликвидация комиссий, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются Правительством области, органами местного самоуправления, руководителями организаций.

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Председателями областной комиссии, комиссий органов местного самоуправления и организаций назначаются, как правило, первые заместители руководителей соответствующих органов и организаций.

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Статья 14. Исключена. - Закон Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ.

Статья 15. Органы повседневного управления Вологодской областной подсистемы РСЧС

Органами повседневного управления Вологодской областной подсистемы РСЧС являются:

центр управления в кризисных ситуациях Правительства области;

(абзац введен законом Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ, в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

дежурно-диспетчерские службы территориальных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности всех уровней;

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

дежурные службы и специализированные подразделения функциональных звеньев;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения министерств и ведомств, организаций (объектов);

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

информационные центры, абонентские пункты объединенной автоматизированной информационной управляющей системы;

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

дежурные службы других добровольных общественных организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Органы повседневного управления осуществляют управление и контроль за функционированием звеньев.

Размещение органов повседневного управления осуществляется на городских и загородных пунктах управления (стационарных или подвижных), которые оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения и поддерживаются в постоянной готовности к использованию техническими средствами управления.

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Статья 16. Силы и средства Вологодской областной подсистемы РСЧС

Силы и средства областной подсистемы РСЧС состоят из специально подготовленных сил и средств ее структурных звеньев, организаций и общественных объединений, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств, их структура определяются соответствующими положениями об областной подсистеме и ее структурных звеньях, утвержденными соответственно Правительством области, органами местного самоуправления муниципальных образований, приказами и распоряжениями руководителей организаций, общественных объединений области. Деятельность сил областной подсистемы РСЧС строится на принципе единоначалия и двойной подчиненности в период выполнения задач органам управления территориями и непосредственным руководителям работ (организаций).

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Абзацы второй - третий утратили силу. - Закон Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ.

В состав сил и средств каждого уровня входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работы по их ликвидации. Перечень сил постоянной готовности областной подсистемы РСЧС утверждается постановлением Правительства области по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. К ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера на территории области могут привлекаться специально подготовленные силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с планами взаимодействия, утвержденными в установленном порядке).

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, определяется решением соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Части четвертая - шестая утратили силу. - Закон Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ.

Силы постоянной готовности привлекаются к выполнению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ по заданию комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на контрактной основе с возмещением произведенных затрат за счет виновных в возникновении чрезвычайных ситуаций или чрезвычайных резервных фондов в соответствии с действующим законом о них.

(часть введена законом Вологодской области от 12.11.2001 N 710-ОЗ, в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Основными задачами сил и средств областной подсистемы ЧС являются:

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

проведение первоочередных мероприятий по спасению людей, локализации очагов чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

обеспечение развертывания группировки сил в зоне чрезвычайных ситуаций.

(часть введена законом Вологодской области от 12.11.2001 N 710-ОЗ)

Поддержание в готовности сил и средств территориальных и отраслевых звеньев, входящих в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достигается путем их своевременного укомплектования личным составом, оснащения необходимыми материальными и техническими средствами, систематическим проведением учений и тренировок с практической отработкой задач по предназначению.

(часть введена законом Вологодской области от 12.11.2001 N 710-ОЗ)

Командно-штабные учения в органах управления областной подсистемы чрезвычайных ситуаций проводятся один раз в два года, в органах местного самоуправления - один раз в три года.

(часть введена законом Вологодской области от 12.11.2001 N 710-ОЗ)

Тактико-специальные учения проводятся с формированиями повышенной готовности предприятий, учреждений и организаций один раз в год, с остальными формированиями - один раз в три года.

(часть введена законом Вологодской области от 12.11.2001 N 710-ОЗ)

Созданные на базе частей и подразделений государственной противопожарной службы, газоспасательных подразделений, медицинских формирований, строительных и монтажных организаций и других соответствующих профессиональных служб организаций и управлений области аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные силы постоянной готовности могут привлекаться комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности различных уровней в пределах их возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории области.

(часть введена законом Вологодской области от 12.11.2001 N 710-ОЗ, в ред. законов Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ, от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Статья 17. Привлечение воинских частей, формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут в установленном порядке привлекаться специально подготовленные силы и средства воинских частей Вологодского гарнизона, частей гражданской обороны, других войск и воинских формирований.

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

Часть вторая исключена. - Закон Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ.

Статья 18. Применение сил и средств управления внутренних дел Вологодской области при ликвидации чрезвычайных ситуаций

При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства управления внутренних дел Вологодской области применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел в соответствии с действующим законодательством.

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

Статья 19. Применение ведомственных сил и средств постоянной готовности при ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее трех суток.

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Силы постоянно готовности привлекаются к выполнению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ по заданию комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на контрактной основе с возмещением производственных затрат.

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Статья 20. Специальные учебные заведения

Специальными учебными заведениями являются:

на областном уровне - учебно-методический центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области;

на местном уровне - курсы гражданской обороны городов и районов.

Деятельность специальных учебных заведений определяется действующими законами и другими норм“тивными документами на основании Положения о них.

Статья 21. Полномочия Законодательного Собрания Вологодской области по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций

Законодательное Собрание Вологодской области:

принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

обеспечивает единообразие в законодательном регулировании по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;

утверждает бюджетные ассигнования на финансирование расходов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год;

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

проводит слушания по вопросам защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций.

Статья 22. Полномочия Губернатора Вологодской области по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций

Губернатор Вологодской области:

определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Вологодской области основные направления единой государственной политики и принимает решения по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

вносит на рассмотрение координационного совета по безопасности Вологодской области и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в районах воздействия потенциально опасных объектов;

вводит при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законодательством на территории Вологодской области или в отдельных муниципальных образованиях режимы функционирования областной подсистемы РСЧС: режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации;

(в ред. законов Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ, от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

принимает решение об использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

выходит с ходатайством к Президенту Российской Федерации о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций воинских частей, других войск и воинских формирований.

Статья 23. Полномочия Правительства области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Правительство области непосредственно и через образуемые им органы организует и осуществляет мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, в том числе:

издает в соответствии с федеральными законами, законами области нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обеспечивает их исполнение;

осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

осуществляет обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивает их проведение;

осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения;

осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

принимает решения на использование областного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

организует проведение научных исследований, разработку и осуществление специальных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности органов исполнительной государственной власти области и подведомственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществляет руководство областной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

принимает решения о привлечении необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера сил и средств, при недостаточности собственных сил и средств обращается за оказанием помощи к Правительству Российской Федерации.

Статья 24. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Органы местного самоуправления муниципальных образований в своей деятельности самостоятельно организуют и осуществляют мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством.

Статьи 25 - 26. Исключены. - Закон Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ.

Статья 27. Обязанности органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Органы исполнительной государственной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований, другие органы управления организуют работу по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с Федеральным законом “О гражданской обороне“, Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, настоящим законом и иными правовыми актами Российской Федерации и области.

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

В своей деятельности по выполнению обязанностей они руководствуются законодательством Российской Федерации.

Части третья - четвертая утратили силу. - Закон Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ.

Статья 28. Обязанности предприятий, учреждений, организаций по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций

1. Предприятия, учреждения, организации обязаны:

планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и специального назначения от чрезвычайных ситуаций;

планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе формирований;

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

(в ред. закона Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ)

Законом Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ внесены изменения в закон Вологодской области от 05.07.1996 N 89-ОЗ. Нормы пункта 1 статьи 29 и статьи 41 старой редакции закона соответствуют нормам пункта 1 статьи 28 и статьи 39 новой редакции.

2. Руководители предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за невыполнение указанных в п. 1 ст. 29 обязанностей организаций в соответствии со статьей 41 настоящего закона.

Статья 29. Участие общественных организаций и объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Общественные организации и объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территории Вологодской области от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими уставами.

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления Вологодской областной подсистемы РСЧС. На органы управления Вологодской областной подсистемы РСЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений обязаны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

За нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области.

Статья 31. Права граждан по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

1. Граждане, проживающие на территории Вологодской области, имеют право:

на обеспечение безопасности жизнедеятельности и защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество области, муниципальных образований и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

(в ред. законов Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ, от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

быть информированными о риске, которому они подвергнутся в определенных местах пребывания на территории области, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично в государственные органы и в органы местного самоуправления, направлять индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Порядок и условия виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, проживающим на территории Вологодской области, в соответствии с п. 1 ст. 31 настоящего закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Вологодской области.

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

Статья 32. Обязанности граждан по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций

Граждане обязаны:

соблюдать законы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Вологодской области, органов местного самоуправления по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

оказывать при необходимости содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Статья 33. Подготовка населения Вологодской области к защите от чрезвычайных ситуаций

Порядок подготовки населения к защите от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Подготовка должностных лиц и специалистов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям организаций (далее - ГОЧС), а также сил областной подсистемы РСЧС по обучению действиям в чрезвычайных ситуациях и защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, в специальном учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области, на курсах гражданской обороны муниципальных образований и непосредственно по месту работы в соответствии с программами, разработанными МЧС России.

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Ответственность за подготовку должностных лиц и специалистов ГОЧС организаций и населения области к действиям в чрезвычайных ситуациях несут руководители соответствующих органов, организаций.

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Статья 34. Пропаганда знаний по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций

Пропаганда знаний по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований, постоянно действующими органами управления ГОЧС, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, организациями.

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Для пропаганды знаний по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.

Статья 35. Финансирование целевых программ на территории Вологодской области

Финансирование целевых программ по защите населения и территории Вологодской области от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации и законодательством Вологодской области.

Статья 36. Финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

Финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территории Вологодской области от чрезвычайных ситуаций, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Статья 37. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является расходным обязательством области.

Статья 38. Порядок создания и использования областного резерва финансовых материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

Порядок создания и использования областного резерва финансовых материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются Правительством области.

Статья 40 исключена. - Закон Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ.

Статья 39. Ответственность руководителей предприятий, учреждений и организаций за нарушение порядка использования объектов и имущества гражданской обороны и невыполнение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Законом Вологодской области от 16.10.2000 N 546-ОЗ внесены изменения в закон Вологодской области от 05.07.1996 N 89-ОЗ. Нормы статьи 29 старой редакции закона соответствуют нормам статьи 28 новой редакции.

Руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы за невыполнение обязанностей, возложенных на организацию в соответствии со статьей 29 настоящего закона, несут ответственность согласно действующему законодательству.

Статья 40. Государственная экспертиза по защите населения и территории Вологодской области от чрезвычайных ситуаций

(в ред. закона Вологодской области от 28.12.2004 N 1190-ОЗ)

Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными органами исполнительной власти области в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Обязательность государственной экспертизы Вологодской области

Государственная экспертиза в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций является обязательной мерой, предшествующей принятию хозяйственного или организационного решения, осуществление которого может повысить вероятность возникновения чрезвычайной ситуации или снизить степень безопасности жизнедеятельности населения и его защиты, а также по определению степени надежности безопасности производства, использования, хранения и транспортировки разрядных и иных опасных грузов, веществ и материалов на территории области.

Государственная экспертиза обязательна для всех предприятий повышенного производственного и техногенного риска на территории Вологодской области.

Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам, связанным с обеспечением безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций производится только при наличии положительного заключения государственной экспертизы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Статья 42. Надзор и контроль по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций

Государственный надзор и контроль по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на Вологодскую областную подсистему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, органов управления, сил и средств к действиям в случае их возникновения, а также выполнения законодательных требований по защите населения и территории в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области.

Государственный надзор и контроль осуществляется постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач по защите населения и территории в чрезвычайных ситуациях и органами государственного надзора Вологодской области по планам, утверждаемым Губернатором области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. закона Вологодской области от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Статья 43. Вступление настоящего закона в силу

Настоящий закон Вологодской области вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом Вологодской области

Нормативные акты Правительства области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим законом Вологодской области.

(в ред. законов Вологодской области от 01.07.2004 N 1036-ОЗ, от 29.11.2005 N 1374-ОЗ)

Губернатор области

В.Е.ПОЗГАЛЕВ

г. Вологда

5 июля 1996 года

N 89-ОЗ