Законы и постановления РФ

Постановление Губернатора Вологодской области от 10.01.1996 N 14 “Об областной Программе содействия занятости населения на 1996 год“ (вместе с “Программой содействия занятости населения Вологодской области на 1996 год“)

Вступил в силу с 10 января 1996 года (пункт 5 данного документа).

ГУБЕРНАТОР ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 января 1996 г. N 14

ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ

ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 1996 ГОД

В целях обеспечения занятости населения и оказания содействия жителям области в трудоустройстве, профориентации, профессиональной подготовке и переобучении постановляю:

1. Утвердить областную Программу содействия занятости населения на 1996 год (прилагается).

2. Поручить главам районного и городского самоуправления области:

утвердить городские и районные программы содействия занятости населения и обеспечить контроль за их выполнением;

разработать план конкретных мероприятий по активизации хозяйственной деятельности на подведомственной территории и привлечению дополнительных инвестиций для создания новых рабочих мест в целях социальной поддержки и трудоустройства безработных граждан,
особо нуждающихся в защите (инвалиды, женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов, молодежь, беженцы и др.), установить квоты (бронь) предприятиям и организациям по созданию специальных и дополнительных рабочих мест за счет средств местного бюджета, фонда занятости, льготного налогообложения и других источников. Организовать проведение общественных работ, оказывать материальную и иную помощь безработным и членам их семей.

3. Заместителям Главы Администрации области Шичкову А.Н., Калябину А.А., Паку А.А. в целях создания дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения развернуть работу по использованию на конкурсной основе инвестиционных ресурсов для наиболее перспективных и эффективных проектов по отраслям народного хозяйства с учетом инвестиционных программ, представляемых главами местного самоуправления.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации области Поромонова Е.А.

5. Постановление вступает в силу с момента его подписания.

Губернатор области

Н.М.ПОДГОРНОВ

Утверждена

Постановлением

Губернатора области

от 10 января 1996 г. N 14

ПРОГРАММА

СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 ГОД

Введение

Областная программа содействия занятости населения разработана на основе Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“, нормативных актов Правительства РФ, Минтруда, Федеральной службы занятости России, постановлений Губернатора области, городских и районных программ содействия занятости населения, рекомендаций и предложений областного координационного комитета содействия занятости населения, комитетов и управлений Администрации Губернатора области, областной Федерации профсоюзов.

Программа разработана с целью выработки эффективных мер, способствующих обеспечению занятости граждан, сдерживанию уровня безработицы и усилению социальной защиты от ее последствий.

Оценки и прогнозы по основным социально-экономическим показателям формирования и движения рабочей силы на рынке труда сделаны с использованием материалов областных управлений образования, внутренних дел, областного комитета по статистике, областного военного комиссариата, комитета социально-экономического анализа и прогнозирования Администрации Губернатора области.

Мероприятия программы предусматривают обеспечение
равных возможностей всех граждан на труд, содействие занятости социально слабозащищенных категорий населения через квотирование рабочих мест, сохранение существующих и создание новых рабочих мест, организацию общественных работ, совершенствование форм и методов профессионального обучения и переподготовки незанятых граждан, формирование финансовых ресурсов для реализации важнейших направлений государственной политики занятости, единой для Российской Федерации.

Программа содействия занятости населения позволит органам власти и управления, областному центру занятости, работодателям, профсоюзам реально оценить положение дел в сфере занятости, осуществить меры по смягчению негативных социальных последствий. Трансформируясь на городские и районные уровни, она дает возможность администрациям городов и районов осуществлять дополнительные меры, направленные на повышение уровня занятости, социальную защиту незанятых граждан, исходя из складывающейся обстановки.

1. Демографическая ситуация и трудовые ресурсы области

По состоянию на 01.01.95 численность наличного населения области составила 1354.5 тыс. человек, в т.ч. городское население - 910.8 тыс. человек (67.2%), сельское - 443.7 тыс. человек (32.8%). Общая численность населения уменьшилась за год на 6.1 тыс. человек (0.5%).

Сокращение численности населения произошло в 24 районах области. Лишь в 6 городах и районах численность населения незначительно увеличилась.

Главной причиной сокращения числа вологжан является естественная убыль населения.

Трудовые ресурсы области по прогнозу на 1996 год составят 735 тысяч человек, или 54.5% от общей численности постоянного населения.

Баланс трудовых ресурсов приводится в приложении N 1.

2. Занятость населения

В последние годы наблюдается тенденция сокращения численности занятых в экономике области.

----------------------T-------T-------T--------------T---------------¬

¦ ¦1993 г.¦1994 г.¦1995 г. оценка¦1996 г. прогноз¦

+---------------------+-------+-------+--------------+---------------+

¦Численность занятого ¦ 631.5 ¦ 605.7 ¦ 585.0 ¦ 5575.0 ¦

¦населения (тыс. чел.)¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------------+-------+-------+--------------+----------------

В производственных отраслях в 1994 году было занято более 70% работающих. Почти во всех отраслях этой сферы произошло снижение численности работающих в целом на 10%. Наиболее оно проявилось в обрабатывающих отраслях промышленности, строительстве, на транспорте. В непроизводственной сфере численность работающих возросла на 4%, причем значительный рост наблюдается в кредитно-финансовой системе и страховании, жилищно-коммунальном хозяйстве. Рост численности занятых в этой сфере не компенсировал снижение численности в производственных отраслях.

В целом по промышленности уменьшение числа работающих на крупных и средних предприятиях приостановилось. Произошло это в основном за счет роста численности работающих в черной металлургии, удельный вес которых составляет почти треть всех работающих в промышленности. Стабилизировалась численность работников в целом на предприятиях машиностроения и металлообработки, топливной промышленности. В остальных отраслях промышленности численность работающих продолжает падать.

Значительное превышение численности работников, выбывших с предприятий, над численностью принятых в 1993 - 1994 годах было характерно почти для всех производственных отраслей. В первом полугодии 1995 года в промышленности это положение изменилось, число граждан, принятых на работу, превысило число выбывших почти на 10%. Тенденция превышения принятых на работу граждан над выбывшими сохраняется последние годы в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании, культуре и искусстве, кредитовании и сфере финансовых услуг, органах управления.

По данным комитета социально-экономического анализа и прогнозирования
администрации области в 1996 году ожидается численность занятых в экономике области 575 тыс. человек.

3. Положение на рынке труда

1995 год характеризуется некоторой стабилизацией работы ряда предприятий черной металлургии, химической промышленности и машиностроения.

В то же время на фоне незначительной стабилизации в экономике большая часть предприятий области была подвержена спаду производства. Наиболее ярко это проявилось в производстве строительных материалов, в стекольной промышленности. Наибольший спад был зафиксирован в легкой промышленности.

Многие предприятия области работали в 1995 году в режиме неполного рабочего времени. Большая армия работников находилась в вынужденных отпусках по инициативе администрации, причем в большинстве своем без сохранения заработной платы.

Несмотря на работу предприятий в таком режиме, ситуацию на рынке труда в 1995 году удалось держать под контролем и по сравнению с 1994 годом она была менее напряженной, что позволило избежать резкого роста открытой безработицы. Улучшение ситуации на рынке труда в целом по области отражает такой показатель, как незанятые граждане, обратившиеся в службу занятости по вопросам трудоустройства. За год число граждан этой категории, обратившихся в службу занятости, достигло 32.5 тыс. человек, что на 2 тысячи меньше, чем в 1994 году. В то же время прошедший год отличала активность населения по поводу получения консультаций в службе занятости по вопросам трудоустройства и общения. Только за 9 месяцев такой вид услуг был оказан 588.3 тыс. человек, что на 11.1 тыс. человек больше, чем за весь 1994 год.

На рынке труда 1995 года преобладали граждане, уволенные с предприятий по собственному желанию (их доля составила 45.6% среди всех безработных). Этому явлению способствовала скрытая безработица.

В 1995 году наибольшему риску потерять работу были подвержены
женщины и молодежь. По-прежнему доля женщин среди зарегистрированных безработных составляет более 60%, молодежи - 30%.

Падение доходов населения, снижение жизненного уровня обусловило возрастание потребности граждан во вторичной занятости, т.е. работать в свободное от основной работы время. Причем в 1994 году среди граждан этой категории преобладали мужчины, а в 1995 году 80% составляют женщины. Указанные причины также побуждают граждан, ранее не претендовавших на рабочие места, обращаться в службу занятости по вопросам трудоустройства. В результате этого не снижается число граждан, ищущих работу впервые или имеющих длительный перерыв в работе.

Для 1995 года характерно было наличие в целом по области довольно большого числа вакансий, особенно в летний период, что значительно смягчало напряженность на рынке труда. Если в начале года на 1 вакансию претендовало почти 5 безработных, то в августе - сентябре только 2 безработных. Однако значительное число свободных рабочих мест в отраслях экономики не удавалось использовать в полной мере для трудоустройства граждан. Незаполненность вакансий обусловлена была, с одной стороны, непрестижностью рабочих мест, тяжелыми и вредными условиями труда, с другой стороны - недостатком квалифицированных кадров, недостаточной пригодностью их к инициативному труду и требованиям в новых условиях хозяйствования.

В результате проведения активной политики на рынке труда была оказана помощь в трудоустройстве почти 60% обратившихся граждан, в том числе трудоустройство безработных составляет 30%.

Реализация намеченных программой мероприятий позволила при содействии службы занятости обучить 3 тысячи безработных, большинство из которых молодежь от 16 до 20 лет. Около 80% граждан после переобучения обеспечили себе занятость при содействии службы занятости или самостоятельно.

В соответствии с программой в течение года служба занятости занимала активную позицию
по сохранению и созданию дополнительных рабочих мест, развитию малого бизнеса, организации общественных работ.

Под постоянным контролем службы занятости находились вопросы трудоустройства слабозащищенных категорий граждан.

К концу 1995 года большинство районных центров занятости населения области оказались дотационными.

В целом, анализируя ситуацию прошедшего года, можно сделать вывод, что положение на областном рынке труда поддавалось регулированию, не являлось кризисным и финансовых ресурсов фонда занятости было достаточно для оказания действенной поддержки безработным гражданам и незанятому населению.

Вместе с тем ситуация в отраслях экономики области дает основание предположить, что рынок труда может измениться и безработица в 1998 году возрастет.

4. Расчет рынка труда на 1996 год

Расчет рынка труда области на 1996 год сделан на основе прогнозных данных комитета социально-экономического анализа и прогнозирования администрации Губернатора области, материалов областного комитета по статистике и областного центра занятости населения.

Прогнозные расчеты показывают, что в 1996 году продолжится начавшаяся в 1995 году стабилизация в промышленных отраслях экономики.

Кроме того, согласно данным территориального агентства Федерального управления по делам о несостоятельности в прогнозируемом 1996 году не предполагается банкротств предприятий с большой численностью работающих, следовательно, не ожидается массовых высвобождений по этой причине.

В 1996 году по прогнозным расчетам намечается увеличение инвестиций за счет всех источников финансирования. Наибольшую долю инвестиций предусматривается направить на развитие производственной сферы народного хозяйства области.

В прогнозируемом периоде на фоне происходящих изменений в экономике области предполагается, что высвобождение работников не будет носить интенсивного характера и на рынок труда по этой причине попадет 8.6 тыс. человек (приложение N 3). Продолжающийся процесс скрытой безработицы и в 1996 году будет способствовать текучести кадров на предприятиях и давлению этой категории граждан на рынок
труда. В результате текучести кадров на рынок труда попадет по прогнозным расчетам 91.8 тыс. человек.

На уровне прошлого года пополнят рынок труда выпускники учебных заведений - 16.9 тыс. человек.

Снижение рождаемости в последние годы отразилось на количестве женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми. Следовательно, уменьшится количество граждан этой категории на рынке труда. По расчетам 0.2 тыс. женщин может выйти на рынок труда в 1996 году.

Кроме того, по прогнозным расчетам рынок труда пополнят демобилизованные из вооруженных сил - 6 тыс. человек, освобожденные из мест лишения свободы - 1.2 тыс. человек; вынужденные переселенцы и беженцы - 1.2 тыс. человек; временно не занятые граждане (домохозяйки, иждивенцы, сезонные рабочие, лица, занятые в неформальном секторе) - 12 тыс. человек.

Таким образом, согласно прогнозным расчетам в 1996 году на рынок труда попадут 137.9 тыс. человек, из которых 96.9 тыс. человек трудоустроятся самостоятельно, 41 тыс. человек обратятся в службу занятости.

На конец прогнозируемого года предполагается, что число безработных составит 24.3 тыс. человек, а уровень безработицы - 4% (к экономически активному населению).

5. Прогноз соотношения спроса и предложения

рабочей силы на рынке труда в 1996 году

(тыс. чел.)

-----------------------------------------T----------------------¬

¦ ¦Предложения и спрос на¦

¦ ¦рабочую силу в 1996 г.¦

¦ +-----------T----------+

¦ ¦Предложения¦ Спрос ¦

+----------------------------------------+-----------+----------+

¦Высвобождаемые работники с производства ¦ 8.6 ¦ ¦

¦Молодежь, поступившая на работу после ¦ 16.9 ¦ ¦

¦окончания средних общеобразовательных ¦ ¦ ¦

¦школ и учебных заведений (дневное ¦ ¦ ¦

¦обучение) ¦ ¦ ¦

¦Уволенные из армии ¦ 6.0 ¦ ¦

¦Освобожденные из мест лишения свободы ¦ 1.2 ¦ ¦

¦Женщины, выходящие на работу из отпуска ¦ 0.2 ¦ ¦

¦по уходу за ребенком ¦ ¦ ¦

¦Беженцы и переселенцы ¦ 1.2 ¦ ¦

¦Лица, нуждающиеся в трудоустройстве, из ¦ 12.0 ¦ ¦

¦числа трудоспособного населения в ¦ ¦ ¦

¦трудоспособном возрасте, занятого в ¦ ¦ ¦

¦домашнем и личном подсобном хозяйстве ¦ ¦ ¦

¦в том числе инвалиды ¦ ¦ ¦

¦Текучесть ¦ 91.8 ¦ 91.8 ¦

¦Выбывшие с производства по причинам: ¦ ¦ ¦

¦- поступления на учебу с отрывом от ¦ ¦ 13.4 ¦

¦производства, на пенсию, в армию ¦ ¦ ¦

¦- смертность в трудоспособном возрасте ¦ ¦ 6.0 ¦

¦Организация дополнительных рабочих мест ¦ ¦ 8.2 ¦

¦Имеющиеся в народном хозяйстве свободные¦ ¦ 4.9 ¦

¦рабочие места и вакансии ¦ ¦ ¦

¦Итого ожидается на рынке труда ¦ 137.9 ¦ 124.3 ¦

¦Превышение предложений над спросом на ¦ 13.6 ¦ ¦

¦рабочую силу ¦ ¦ ¦

L----------------------------------------+-----------+-----------

Из таблицы видно, что рынок труда как следствие рыночной экономики не дает полную гарантию рабочих мест всем обратившимся гражданам. Реальная занятость будет соответствовать реальному спросу на рабочую силу.

6. Основные мероприятия по содействию занятости населения

Основными задачами областной программы содействия занятости населения на 1996 год являются:

- сдерживание роста безработицы с учетом ограниченных экономических и финансовых возможностей;

- создание условий для скорейшего трудоустройства безработных граждан;

- обеспечение эффективной целевой поддержки граждан, потерявших работу;

- смягчение последствий долговременной безработицы.

Решение этих задач обуславливает выделение следующих приоритетных направлений государственной политики занятости населения:

- финансовая поддержка работодателей, создающих дополнительные рабочие места и сохраняющих существующие;

- профессиональное обучение и профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения;

- увеличение масштабов общественных работ и временной занятости безработных граждан;

- поддержка малого бизнеса и предпринимательства;

- организация эффективно функционирующего механизма социальной поддержки слабозащищенных групп населения.

Согласно прогнозам комитета социально-экономического анализа и прогнозирования Администрации Губернатора области и областного центра занятости населения реализация данных направлений позволит на конец прогнозируемого 1996 года не превысить уровень безработицы 4%.

6.1. Создание дополнительных рабочих мест

и финансовая поддержка работодателей

В условиях дальнейшего реформирования экономики важное значение приобретает реализация мер, направленных на снятие угрозы обвального роста скрытой безработицы, сохранение экономически эффективных рабочих мест и кадрового потенциала, а также создание новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах.

В течение года предполагается создать по области 8.2 тысячи дополнительных рабочих мест. Затраты на создание рабочих мест составят 53000 млн. рублей, в том числе за счет средств фонда занятости - 32000 млн. рублей.

В этих целях предусматриваются мероприятия:

----T---------------------------------T-----------------T---------------T---------------¬

¦ N ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦ Сумма затрат ¦Срок исполнения¦

¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+---------------+---------------+

¦1. ¦В соответствии с городскими и ¦Органы власти и ¦53000 млн. руб.¦В течение года ¦

¦ ¦районными программами содействия ¦местного ¦ ¦ ¦

¦ ¦занятости населения создать 8.2 ¦самоуправления, ¦ ¦ ¦

¦ ¦тысячи дополнительных рабочих ¦работодатели, ¦ ¦ ¦

¦ ¦мест ¦служба занятости ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+---------------+---------------+

¦2. ¦Установить контроль за ¦ - “ - ¦ ¦ - “ - ¦

¦ ¦своевременным вводом рабочих мест¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+---------------+---------------+

¦3. ¦Разрабатывать и вносить в ¦Служба занятости,¦ ¦ - “ - ¦

¦ ¦соответствующие органы власти и ¦работодатели ¦ ¦ ¦

¦ ¦местного самоуправления ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предложения по использованию ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦имеющегося потенциала для ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦обеспечения занятости населения ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦на основе: ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- использования вакантных рабочих¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦мест и должностей; ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- повышения коэффициента ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦сменности на предприятиях ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦агропромышленного комплекса, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лесной, деревообрабатывающей и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦легкой промышленности, а также на¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦участках, выпускающих товары ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦народного потребления ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+---------------+---------------+

¦4. ¦Осуществлять меры экономического ¦органы власти и ¦ ¦ - “ - ¦

¦ ¦стимулирования работодателей, ¦местного ¦ ¦ ¦

¦ ¦создающих дополнительные рабочие ¦самоуправления ¦ ¦ ¦

¦ ¦места ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+---------------+---------------+

¦5. ¦Контролировать привлечение в ¦Служба занятости,¦ ¦ - “ - ¦

¦ ¦область иностранной рабочей силы,¦миграционная ¦ ¦ ¦

¦ ¦выдавать заключения о возможности¦служба ¦ ¦ ¦

¦ ¦выдачи лицензии только с учетом ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦состояния рынка труда в городах и¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦районах области и удовлетворения ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦спроса на рабочую силу ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+---------------+---------------+

¦6. ¦С учетом складывающейся практики ¦Служба занятости ¦ ¦По мере ¦

¦ ¦готовить предложения в ¦ ¦ ¦необходимости ¦

¦ ¦законодательные органы власти по ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦совершенствованию нормативных ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦документов, призванных ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦обеспечивать правовое ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦регулирование процессов занятости¦ ¦ ¦ ¦

L---+---------------------------------+-----------------+---------------+----------------

6.2. Профессиональное обучение и профессиональная ориентация

безработных граждан и незанятого населения

Профессиональное обучение и профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения являются важнейшими направлениями активной политики содействия занятости населения. Главной задачей этих направления является повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда через приобретение ими новых или углубление имеющихся профессиональных знаний и навыков в целях последующего трудоустройства, профессиональное информирование широких слоев населения о состоянии и направлениях развития рынка труда, наиболее перспективных видах деятельности, качествах, необходимых для занятия ими, возможностях получения профессионального образования.

Для решения этих задач планируется реализовать следующие мероприятия:

----T---------------------------------T-----------------T--------------T--------------T----------¬

¦ ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦ Сумма затрат ¦Источник ¦Срок ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансирования¦исполнения¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------------+--------------+----------+

¦ 1.¦Организовать профессиональную ¦Служба занятости,¦6126 млн. руб.¦Фонд занятости¦В течение ¦

¦ ¦подготовку, переподготовку и ¦управление ¦ ¦ ¦года ¦

¦ ¦повышение квалификации 3.5 тыс. ¦образования, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦безработных граждан путем ¦работодатели ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предоставления им широкого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦спектра образовательных услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------------+--------------+----------+

¦ 2.¦Продолжить отбор и формирование ¦Служба занятости,¦ ¦ ¦ - “ - ¦

¦ ¦наиболее эффективных ¦управление ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательных профессиональных ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦программ и технологий обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦безработных граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------------+--------------+----------+

¦ 3.¦Обеспечить развитие гибкой, ¦ - “ - ¦ ¦ ¦ - “ - ¦

¦ ¦социально ориентированной системы¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦профессионального обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦безработных граждан и незанятого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦населения, соответствующей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦потребностям рыночной экономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------------+--------------+----------+

¦ 4.¦Совершенствовать планирование ¦Служба занятости,¦ ¦ ¦ - “ - ¦

¦ ¦профессионального обучения ¦управление ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦безработных граждан на основе ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦программно-целевого подхода к ¦администрации ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦организации обучения различных ¦обл., комитет ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦социальных групп населения, в том¦прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦числе молодежи, инвалидов, ¦администрации ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦женщин, увольняемых в запас ¦Губернатора ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦военнослужащих и членов их семей,¦области ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦беженцев, вынужденных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦переселенцев, лиц, освобожденных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦из мест лишения свободы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------------+--------------+----------+

¦ 5.¦Расширить направления ¦ - “ - ¦ ¦ ¦ - “ - ¦

¦ ¦профессионального обучения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦подготовки безработных граждан и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦незанятого населения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦обеспечивающие возможность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦трудоустройства в сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предпринимательства, малого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бизнеса и самозанятости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------------+--------------+----------+

¦ 6.¦Содействовать предприятиям и ¦Служба занятости,¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦организациям в проведении ¦работодатели ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦опережающего профессионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦обучения высвобождаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦работников в целях их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦последующего трудоустройства на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦вакантные и новые рабочие места ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------------+--------------+----------+

¦ 7.¦Оказывать информационную и ¦Служба занятости,¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦методическую помощь ¦управление ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательным учреждениям в ¦образования, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦корректировке объемов и профилей ¦органы местного ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦подготовки рабочих и специалистов¦самоуправления ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦с учетом потребностей экономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------------+--------------+----------+

¦ 8.¦Совместно с органами образования ¦Служба занятости,¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦осуществить профориентационную ¦управление ¦ ¦ ¦ - “ - ¦

¦ ¦работу с учащейся молодежью. В ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦целях предотвращения безработицы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦среди молодежи и обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦поведения ее на рынке труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ввести в выпускных классах и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦группах школ и профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦училищ факультативный курс ¦ ¦ ¦ “¦ ¦

¦ ¦“Основы поиска работы“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------------+--------------+----------+

¦ 9.¦Продолжить практику планирования ¦Управление ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦подготовки, переподготовки и ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦повышения квалификации рабочих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦кадров на основе прямых договоров¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦с государственным и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦негосударственным предприятиями и¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦организациями. Повышать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ответственность сторон за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦качество подготовки, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦трудоустройство и социальную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦защищенность выпускников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учреждений образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------------------------------+-----------------+--------------+--------------+----------+

¦10.¦В критической ситуации с целью ¦Служба занятости ¦ ¦По мере ¦ ¦

¦ ¦психологической поддержки, когда ¦ ¦ ¦необходимости ¦ ¦

¦ ¦утрата привычных профессиональных¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦функций может вызвать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦депрессивное состояние личности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦работникам службы занятости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦проводить на предприятиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦профконсультирование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦профориентирование граждан, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦подлежащих высвобождению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+---------------------------------+-----------------+--------------+--------------+-----------

6.3. Организация эффективно функционирующего механизма

социальной поддержки слабозащищенных групп населения

Анализ ситуации, складывающийся на рынка труда, показывает, что наиболее острой проблемой рыночной экономики является обеспечение занятости населения с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, к числу которых относятся: молодежь, инвалиды, женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, одинокие и многодетные родители, беженцы и вынужденные переселенцы.

В целях снижения социальной напряженности программа содействия занятости предусматривает следующие мероприятия:

---T-----------------------------------T-----------------T--------------¬

¦ ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦Срок ¦

¦ ¦ ¦ ¦исполнения ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦1.¦Подготовить нормативные акты ¦Органы власти и ¦1 квартал 1996¦

¦ ¦органов власти и местного ¦местного ¦г. ¦

¦ ¦самоуправления, усиливающие ¦самоуправления, ¦ ¦

¦ ¦социальную защищенность групп ¦служба занятости,¦ ¦

¦ ¦населения, наименее ¦работодатели ¦ ¦

¦ ¦конкурентоспособных на рынке труда:¦ ¦ ¦

¦ ¦- принять решения по квотированию ¦ ¦ ¦

¦ ¦рабочих мест для трудоустройства ¦ ¦ ¦

¦ ¦граждан, нуждающихся в социальной ¦ ¦ ¦

¦ ¦защите; ¦ ¦ ¦

¦ ¦- разработать и утвердить положение¦ ¦ ¦

¦ ¦о льготном налогообложении ¦ ¦ ¦

¦ ¦работодателей, сохраняющих и ¦ ¦ ¦

¦ ¦создающих дополнительные рабочие ¦ ¦ ¦

¦ ¦места для граждан, особо ¦ ¦ ¦

¦ ¦нуждающихся в социальной защите ¦ ¦ ¦

¦2.¦Оказывать финансовую поддержку и ¦Органы власти и ¦По мере ¦

¦ ¦стимулировать деятельность ¦местного ¦необходимости ¦

¦ ¦работодателей по организации ¦самоуправления, ¦ ¦

¦ ¦рабочих мест, специализированных ¦служба ¦ ¦

¦ ¦предприятий, участков для ¦занятости ¦ ¦

¦ ¦трудоустройства граждан, не ¦ ¦ ¦

¦ ¦конкурентоспособных на рынке труда ¦ ¦ ¦

L--+-----------------------------------+-----------------+---------------

6.3.1. Содействие занятости инвалидов

Процесс гуманизации общественных отношений стимулирует обострение общественного интереса к проблемам занятости социально слабозащищенных слоев населения, среди которых инвалиды занимают одно из первых мест.

Для оздоровления ситуации, сложившейся на рынке труда лиц данной категории, предусматриваются следующие мероприятия:

----T----------------------------------T-----------------T--------------¬

¦ N ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦Срок ¦

¦п/п¦ ¦ ¦исполнения ¦

+---+----------------------------------+-----------------+--------------+

¦1. ¦Обеспечить трудоустройство на ¦Служба занятости,¦В течение года¦

¦ ¦квотируемые рабочие места 82 ¦работодатели ¦ ¦

¦ ¦человек-инвалидов ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+-----------------+--------------+

¦2. ¦Обеспечить проведение ¦Служба занятости,¦ - “ - ¦

¦ ¦профессиональных консультаций и ¦управление ¦ ¦

¦ ¦профессиональную подготовку и ¦социальной защиты¦ ¦

¦ ¦переподготовку инвалидов на новые ¦ ¦ ¦

¦ ¦профессии, включая ¦ ¦ ¦

¦ ¦предпринимательство, работу на ¦ ¦ ¦

¦ ¦дому ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+-----------------+--------------+

¦3. ¦Предоставить преимущественное ¦Служба занятости ¦По мере ¦

¦ ¦право на получение краткосрочных и¦ ¦необходимости ¦

¦ ¦безвозмездных ссуд ¦ ¦ ¦

¦ ¦спецпредприятиям, применяющим труд¦ ¦ ¦

¦ ¦инвалидов ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+-----------------+--------------+

¦4. ¦Оказывать содействие инвалидам, ¦Служба занятости ¦ Постоянно ¦

¦ ¦желающим заняться самозанятостью, ¦ ¦ ¦

¦ ¦предпринимательской деятельностью,¦ ¦ ¦

¦ ¦способствовать реализации изделий ¦ ¦ ¦

¦ ¦инвалидов-надомников ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+----------------------------------+-----------------+---------------

6.3.2. Содействие занятости молодежи

Для решения проблем молодежной занятости в программе предусматриваются мероприятия:

---T-----------------------------------T-----------------T--------------¬

¦1.¦Обеспечить по квоте трудоустройство¦Служба занятости,¦В течение года¦

¦ ¦молодежи в количестве 365 человек, ¦работодатели ¦ ¦

¦ ¦обратившихся в службу занятости ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦2.¦Осуществлять корректировку программ¦Управление ¦ Постоянно ¦

¦ ¦общего образования, ¦образования, ¦ ¦

¦ ¦профессионального обучения или ¦служба занятости ¦ ¦

¦ ¦трудовой практики под вакансии, ¦ ¦ ¦

¦ ¦имеющие спрос на рынке труда ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦3.¦Организовать временную занятость ¦Управление ¦ Постоянно ¦

¦ ¦молодежи, в том числе в свободное ¦образования, ¦ ¦

¦ ¦от учебы время ¦служба занятости,¦ ¦

¦ ¦ ¦работодатели ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦4.¦Проанализировать результаты ¦Служба занятости ¦В течение года¦

¦ ¦реализации программы “Молодежная ¦ ¦ ¦

¦ ¦практика“ на территории области, ее¦ ¦ ¦

¦ ¦влияние на решение проблем ¦ ¦ ¦

¦ ¦трудоустройства молодежи и с учетом¦ ¦ ¦

¦ ¦соответствующих изменений и ¦ ¦ ¦

¦ ¦дополнений продолжить работу с ¦ ¦ ¦

¦ ¦молодежью в этом направлении, ¦ ¦ ¦

¦ ¦выделить на эти цели 500 млн. руб.,¦ ¦ ¦

¦ ¦обеспечив при этом трудоустройство ¦ ¦ ¦

¦ ¦не менее 200 человек ¦ ¦ ¦

L--+-----------------------------------+-----------------+---------------

6.3.3. Содействие занятости женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей-инвалидов

Для решения проблемы женской безработицы предусматриваются следующие мероприятия:

---T-----------------------------------T-----------------T--------------¬

¦1.¦Обеспечить по квоте трудоустройство¦Служба занятости ¦В течение года¦

¦ ¦139 женщин, обратившихся в службу ¦ ¦ ¦

¦ ¦занятости ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦2.¦Оказать финансовую поддержку в ¦Служба занятости ¦ - “ - ¦

¦ ¦развитии индивидуально-трудовой ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности женщин, обратившихся в¦ ¦ ¦

¦ ¦службу занятости ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦3.¦Оказать содействие работодателям, ¦Работодатели, ¦ Постоянно ¦

¦ ¦использующим период вынужденного ¦служба занятости ¦ ¦

¦ ¦простоя предприятий для ¦ ¦ ¦

¦ ¦профессионального обучения занятых ¦ ¦ ¦

¦ ¦на этих предприятиях женщин, прежде¦ ¦ ¦

¦ ¦всего, подлежащих высвобождению ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦4.¦Использовать на предприятиях и в ¦Работодатели, ¦В течение года¦

¦ ¦организациях гибкие формы труда ¦служба занятости ¦ ¦

¦ ¦(неполный режим работы, работа на ¦ ¦ ¦

¦ ¦дому) ¦ ¦ ¦

L--+-----------------------------------+-----------------+---------------

6.3.4. Содействие занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы

В целях усиления социальной защиты лиц, данной категории, повышения эффективности их трудоустройства предполагается комплекс мер:

---T-----------------------------------T-----------------T--------------¬

¦1.¦Обеспечить трудоустройство по квоте¦Служба занятости,¦В течение года¦

¦ ¦на рабочие места 87 человек, ¦работодатели ¦ ¦

¦ ¦обратившихся в службу занятости ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦2.¦Предусмотреть льготы тем ¦Органы власти и ¦I квартал 1996¦

¦ ¦предприятиям, которые ¦местного ¦года ¦

¦ ¦трудоустраивают на работу лиц, ¦самоуправления ¦ ¦

¦ ¦вернувшихся из мест лишения свободы¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦3.¦С учетом конъюнктуры рынка труда ¦Служба занятости ¦В течение года¦

¦ ¦организовать профподготовку для ¦ ¦ ¦

¦ ¦данной категории граждан, с целью ¦ ¦ ¦

¦ ¦обеспечения их ¦ ¦ ¦

¦ ¦конкурентоспособности на рынке ¦ ¦ ¦

¦ ¦труда ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦4.¦Содействовать организации ¦УВД, управление ¦В течение года¦

¦ ¦упреждающего профессионального ¦образования, ¦ ¦

¦ ¦обучения, переподготовки и ¦служба занятости ¦ ¦

¦ ¦повышения квалификации лиц, ¦ ¦ ¦

¦ ¦освобождаемых из мест лишения ¦ ¦ ¦

¦ ¦свободы ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦5.¦Во исполнение постановления ¦Служба занятости ¦По мере ¦

¦ ¦Правительства РФ от 29.07.1995 ¦ ¦необходимости ¦

¦ ¦N 764 оказывать финансовую ¦ ¦ ¦

¦ ¦поддержку исправительно-трудовым ¦ ¦ ¦

¦ ¦учреждениям области с целью ¦ ¦ ¦

¦ ¦содействия трудовой занятости ¦ ¦ ¦

¦ ¦осужденных к наказанию в виде ¦ ¦ ¦

¦ ¦лишения свободы ¦ ¦ ¦

L--+-----------------------------------+-----------------+---------------

6.3.5. Содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев

Учитывая нарастание социальной напряженности, вызванной проблемами вынужденной миграции трудоспособного населения, органам службы занятости совместно с областной миграционной службой и органами власти и самоуправления необходимо реализовать следующие мероприятия:

---T-----------------------------------T-----------------T--------------¬

¦1.¦Обеспечить трудоустройство 50 ¦Миграционная ¦По мере ¦

¦ ¦человек беженцев и вынужденных ¦служба, служба ¦необходимости ¦

¦ ¦переселенцев, обратившихся в службу¦занятости, ¦ ¦

¦ ¦занятости ¦работодатели ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦2.¦Осуществлять финансирование ¦ - “ - ¦ - “ - ¦

¦ ¦конкретных проектов создания новых ¦ ¦ ¦

¦ ¦дополнительных рабочих мест для ¦ ¦ ¦

¦ ¦беженцев и вынужденных переселенцев¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦3.¦Оказывать помощь беженцам и ¦Миграционная ¦ - “ - ¦

¦ ¦вынужденным переселенцам в переезде¦служба ¦ ¦

¦ ¦их в сельскую местность с учетом их¦ ¦ ¦

¦ ¦пожеланий, в том числе на принципах¦ ¦ ¦

¦ ¦инициативного общинного ¦ ¦ ¦

¦ ¦обустройства ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦4.¦Для решения проблем безработицы ¦Военкоматы, ¦В течение года¦

¦ ¦возобновить практику работы с ¦служба занятости ¦согласно ¦

¦ ¦воинскими частями, строительными ¦ ¦заявкам ¦

¦ ¦организациями по набору служить на ¦ ¦ ¦

¦ ¦контрактной основе и вахтовым ¦ ¦ ¦

¦ ¦способом ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦5.¦В 1996 году осуществлять только ¦Служба занятости ¦ - “ - ¦

¦ ¦внутриобластное перераспределение ¦ ¦ ¦

¦ ¦трудовых ресурсов. Принять в ¦ ¦ ¦

¦ ¦хозяйства области различных форм ¦ ¦ ¦

¦ ¦собственности 85 семей ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦6.¦Контролировать привлечение в ¦Миграционная ¦В течение года¦

¦ ¦область иностранной рабочей силы с ¦служба, служба ¦ ¦

¦ ¦учетом состояния рынка труда в ¦занятости ¦ ¦

¦ ¦области ¦ ¦ ¦

L--+-----------------------------------+-----------------+---------------

6.3.6. Содействие занятости граждан, уволенных в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ

---T-----------------------------------T-----------------T--------------¬

¦1.¦Совершенствовать работу служб ¦Служба занят., ¦ I квартал ¦

¦ ¦занятости и горвоенкоматов по ¦военкоматы ¦ ¦

¦ ¦обеспечению занятости уволенных ¦ ¦ ¦

¦ ¦военнослужащих ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦2.¦Оказывать профконсультационные ¦Служба занятости ¦По мере ¦

¦ ¦услуги военнослужащим. ¦ ¦необходимости ¦

¦ ¦Информировать их о нормативно- ¦ ¦ ¦

¦ ¦правовых актах, возможности ¦ ¦ ¦

¦ ¦трудоустройства или ¦ ¦ ¦

¦ ¦профессиональной подготовки по ¦ ¦ ¦

¦ ¦гражданским специальностям ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+--------------+

¦3.¦Содействовать самозанятости, ¦Органы власти и ¦В течение года¦

¦ ¦поддерживать предпринимательство ¦местн. самоупр., ¦ ¦

¦ ¦ ¦служба занят. ¦ ¦

L--+-----------------------------------+-----------------+---------------

Кроме того предусматривается трудоустроить на квотируемые рабочие места 52 безработных предпенсионного возраста и 102 человек, длительное время не работающих.

Всего по квоте в течение года необходимо обеспечить трудоустройство 959 граждан, нуждающихся в социальной защите.

6.4. Организация общественных работ

Одной из форм временной занятости населения являются оплачиваемые общественные работы.

Ожидаемое превышение спроса на рабочие места по сравнению с возможностями экономики удовлетворить этот спрос не дает оснований рассчитывать на значительное расширение числа вакансий, дающих постоянную работу.

Реализация программы содействия временному трудоустройству позволит предоставить безработным и незанятым гражданам на период активного поиска постоянного места работы возможности для временной занятости, обеспечить поддержание доходов граждан, осуществить адаптацию к труду лиц, имеющих длительный перерыв в работе или приступающих к работе впервые.

Для адаптации несовершеннолетних лиц к трудовой деятельности и получения профессиональных навыков продолжить реализацию программы временной занятости учащихся-подростков в период каникул.

В течение года общественными работами и различными формами временной занятости предполагается занять 2.4 тыс. безработных и незанятых граждан.

Финансирование этих видов работ будет осуществляться за счет средств предприятий, местного бюджета и фонда занятости в сумме 3000 млн. руб.

----T----------------------------------T-----------------T---------------¬

¦ N ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦Срок исполнения¦

¦п/п¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+-----------------+---------------+

¦1. ¦Принять решение органов ¦Администрации ¦1 квартал ¦

¦ ¦власти об организации общественных¦городов и районов¦1996 г. ¦

¦ ¦работ, в которых определить ¦ ¦ ¦

¦ ¦приоритетные их виды, объемы, ¦ ¦ ¦

¦ ¦сроки проведения, источники ¦ ¦ ¦

¦ ¦финансирования, предприятия, ¦ ¦ ¦

¦ ¦организации, где будут проводиться¦ ¦ ¦

¦ ¦дневные работы ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+-----------------+---------------+

¦2. ¦Расширить виды общественных работ,¦Органы власти и ¦В течение года ¦

¦ ¦которые требуют специальной ¦местного ¦ ¦

¦ ¦подготовки и имеют большую ¦самоуправления, ¦ ¦

¦ ¦социальную значимость ¦работодатели, ¦ ¦

¦ ¦применительно к различным ¦служба занятости ¦ ¦

¦ ¦категориям безработных граждан ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+-----------------+---------------+

¦3. ¦Организовать отслеживаемые ¦ - “ - ¦ - “ - ¦

¦ ¦общественные работы на ¦ ¦ ¦

¦ ¦предприятиях, учреждениях всех ¦ ¦ ¦

¦ ¦видов собственности на договорной ¦ ¦ ¦

¦ ¦основе ¦ ¦ ¦

L---+----------------------------------+-----------------+----------------

6.5. Поддержка малого бизнеса

В целях оказания содействия безработным гражданам в развитии самозанятости, малого бизнеса, адаптации этих граждан к условиям рынка труда, а также создания альтернативных возможностей для трудоустройства безработных в 1996 году будут осуществляться следующие мероприятия:

---T-----------------------------------T-----------------T---------------¬

¦N ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦Срок исполнения¦

¦пп¦ ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+---------------+

¦1.¦Консультирование и профессиональная¦Служба занятости ¦В течение года ¦

¦ ¦ориентация для безработных в целях ¦ ¦ ¦

¦ ¦определения возможностей их ¦ ¦ ¦

¦ ¦эффективной деятельности в качестве¦ ¦ ¦

¦ ¦предпринимателей ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+---------------+

¦2.¦Проведение консультаций по открытию¦ - “ - ¦ - “ - ¦

¦ ¦собственного дела, составлению ¦ ¦ ¦

¦ ¦бизнес-плана ¦ ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+---------------+

¦3.¦Организация бизнес-центра ¦Служба занятости,¦IV кв. 1996 г. ¦

¦ ¦ ¦областн. ¦ ¦

¦ ¦ ¦администрация ¦ ¦

+--+-----------------------------------+-----------------+---------------+

¦4.¦Финансовая поддержка безработных, ¦ - “ - ¦ ¦

¦ ¦изъявивших желание открыть ¦ ¦ ¦

¦ ¦собственное дело ¦ ¦ ¦

L--+-----------------------------------+-----------------+----------------

7. Мероприятия в условиях кризисной ситуации

с занятостью населения

В 1995 году ситуацию на рынке труда в целом по области удалось держать под контролем, уровень безработицы не превысил социально допустимого. В то же время в 18 районах в истекшем году наблюдалось резкое увеличение числа безработных, уровень безработицы превысил среднеобластной показатель. Средств фонда занятости в данных районах было не достаточно для осуществления политики занятости населения и материальной поддержки безработных. На протяжении года эти районы были дотационными.

Такое положение на рынке труда ряда районов дает основание для разработки мер в условиях кризисной ситуации с занятостью населения в 1996 году.

В целях увеличения занятости населения и снижения уровня безработицы в г. Великий Устюг, Великоустюгском и Чагодощенском районах приступить к реализации мер, предусмотренных в “Инвестиционной программе развития промышленности в г. Великий Устюг и Великоустюгском районе“ и в “Инвестиционной программе развития промышленности Чагодощенского района“, утвержденных постановлениями коллегии при Губернаторе области от 23.11.95 N 6 и от 26.01.96.

Критериями, определяющими кризисную ситуацию, являются:

- уровень безработицы превышает социально допустимую величину, а фонд занятости становится недостаточным для обеспечения социальных гарантий безработным гражданам;

- банкротство отдельных предприятий сопровождается значительным высвобождением работников;

- поток обращающихся в службу занятости таков, что специалисты центров не способны обеспечить нормальную пропускную способность;

- стихийные бедствия или авария выводят из строя предприятия или группу предприятий, оказывающих непосредственное влияние на состояние занятости в том или ином городе или районе.

Программой содействия занятости населения в 1996 году предусматривается осуществление ряда мер, направленных на смягчение ситуации в области занятости населения, в частности:

- проведение экспертизы финансового состояния предприятий и организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников;

- установление временных жестких критериев, регламентирующих массовое высвобождение работников, а в необходимых случаях и принятие решения Губернатора области или главы администрации местного самоуправления о приостановке высвобождения или его поэтапном проведении;

- организация системы обучения и переподготовки работников предприятий и организаций в период проведения реорганизационных и ликвидационных процедур;

- использование вахтового метода работы для содействия безработных на предприятиях, испытывающих потребность в рабочей силе, как на территории области, так и на сопредельных районах других областей;

- при приватизации объектов, находящихся в муниципальной собственности, временно не использовать аукционы, а ориентировать коллективы на акционирование или конкурс, в условиях которого обязательно оговаривать сохранение предельного количества рабочих мест и основного профиля работы;

- предусмотреть принятие главами администраций решений по сохранению рабочих мест на предприятиях областной или муниципальной собственности;

- стимулировать создание новых предпринимательских структур, в которых половина (и не менее) состава работников будут приняты из числа безработных, путем освобождения таких предприятий в течение одного-двух лет с момента получения прибыли от всех видов платежей и отчислении от прибыли в местный бюджет;

- внесение изменений в статьи расходования средств фонда занятости;

- ужесточение контроля за расходованием средств фонда занятости;

- принятие безотлагательных мер по привлечению к ответственности работодателей, уклоняющихся от уплаты средств в фонд занятости или преднамеренно занижающих размеры этих отчислений.

8. Развитие и совершенствование работы

областной службы занятости населения

В 1996 году будет продолжаться процесс укрепления и развития службы занятости, повышения эффективности ее работы. В связи с этим предполагается:

----T----------------------------------T-----------------T---------------¬

¦ N ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦Срок исполнения¦

¦п/п¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+-----------------+---------------+

¦1. ¦Совершенствовать практику работы ¦Администрации ¦В течение года ¦

¦ ¦координационных комитетов ¦области, городов ¦ ¦

¦ ¦содействия занятости населения, ¦и районов, служба¦ ¦

¦ ¦систематически рассматривать на их¦занятости ¦ ¦

¦ ¦заседаниях вопросы реализации ¦ ¦ ¦

¦ ¦программы содействия занятости, ¦ ¦ ¦

¦ ¦проблемы, возникшие в ходе ее ¦ ¦ ¦

¦ ¦выполнения ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+-----------------+---------------+

¦2. ¦Продолжить работу по кадровому ¦Служба занятости ¦В течение года ¦

¦ ¦укреплению службы занятости ¦ ¦ ¦

¦ ¦области. В этих целях: ¦ ¦ ¦

¦ ¦- повышать квалификацию ¦ ¦ ¦

¦ ¦руководителей и специалистов ¦ ¦ ¦

¦ ¦городских и районных центров ¦ ¦ ¦

¦ ¦занятости на федеральном уровне; ¦ ¦ ¦

¦ ¦- продолжать практику проведения ¦ ¦ ¦

¦ ¦специализированных семинаров с ¦ ¦ ¦

¦ ¦руководителями и специалистами ¦ ¦ ¦

¦ ¦служб занятости, обеспечивая их ¦ ¦ ¦

¦ ¦юридической литературой, ¦ ¦ ¦

¦ ¦методическими рекомендациями ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+-----------------+---------------+

¦3. ¦В целях совершенствования форм ¦Служба занятости ¦В течение года ¦

¦ ¦обслуживания незанятого населения ¦ ¦ ¦

¦ ¦завершит“ компьютеризацию всех ¦ ¦ ¦

¦ ¦служб занятости с соответствующим ¦ ¦ ¦

¦ ¦программным обеспечением ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------+-----------------+---------------+

¦4. ¦Регулярно информировать население,¦ - “ - ¦ - “ - ¦

¦ ¦общественность о состоянии и ¦ ¦ ¦

¦ ¦проблемах занятости рынка труда ¦ ¦ ¦

¦ ¦через средства массовой информации¦ ¦ ¦

¦ ¦путем выпуска газеты “Биржа ¦ ¦ ¦

¦ ¦труда“, издания плакатов, ¦ ¦ ¦

¦ ¦буклетов, памяток и других видов ¦ ¦ ¦

¦ ¦печатной продукции ¦ ¦ ¦

L---+----------------------------------+-----------------+----------------

9. Формирование и расходование средств

областного фонда занятости населения на 1996 год

При формировании фонда занятости предполагалось, что норматив отчислений сохранится на уровне 2% фонда оплаты труда, а норматив отчислений денежных средств в федеральную часть Фонда занятости составит 20% от обязательных отчислений страховых взносов работодателей:

БЮДЖЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА ЗАНЯТОСТИ

НА 1996 ГОД ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

-------T--------------------------------------------------------T---------T---------¬

¦ N ¦ Наименование статей доходов и расходов ¦ Ожидаем.¦ Прогноз ¦

¦ п/п ¦ ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------------------------------+---------+---------+

¦1. ¦Уровень безработицы, % ¦ 2.9 ¦ 4.0 ¦

¦2. ¦Доходы фонда занятости, всего ¦ 73377 ¦122533 ¦

¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦

¦2.1. ¦переходящий остаток средств прошлого года ¦ 7295 ¦ 8400 ¦

¦2.2. ¦поступление страховых взносов ¦ 59175 ¦ 99300 ¦

¦2.3. ¦дотация на покрытие дефицита бюджета за счет средств ФСЗ¦ 5107 ¦ 11233 ¦

¦2.4. ¦прочие поступления ¦ 1800 ¦ 3600 ¦

¦3. ¦Расходы фонда занятости, всего ¦ 73377 ¦122533 ¦

¦3.1. ¦отчисления в федеральный резервный фонд ¦ 11835 ¦ 17440 ¦

¦3.2. ¦программы активной политики занятости, всего ¦ 17271 ¦ 42726 ¦

¦3.2.1.¦профобучение, профориентация и консультация ¦ 2720 ¦ 6126 ¦

¦3.2.2.¦создание и сохранение рабочих мест ¦ 12813 ¦ 32000 ¦

¦3.2.3.¦компенсационные выплаты находящимся в вынужденных ¦ ¦ ¦

¦ ¦отпусках ¦ 545 ¦ 1600 ¦

¦3.2.4.¦общественные работы и временная занятость ¦ 1193 ¦ 3000 ¦

¦3.3. ¦Программы материальной поддержки безработных, всего ¦ 21448 ¦ 28547 ¦

¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦

¦3.3.1.¦выплата пособий и материальной помощи ¦ 19262 ¦ 25547 ¦

¦3.3.2.¦досрочные пенсии ¦ 2185 ¦ 3000 ¦

¦3.4. ¦Образование страхового резерва ¦ 8958 ¦ 12579 ¦

¦3.5. ¦Информационное обеспечение программы занятости ¦ 560 ¦ 1600 ¦

¦3.6. ¦Финансирование социальной сферы ¦ 200 ¦ 1838 ¦

¦3.7. ¦Долевое участие в капитальном строительстве ¦ 5000 ¦ 8000 ¦

¦3.8. ¦Содержание органов службы занятости ¦ 8105 ¦ 9803 ¦

L------+--------------------------------------------------------+---------+----------

10. Финансовое обеспечение выполнения

программы содействия занятости населения на 1996 год

Исходя из вышеизложенного для осуществления мероприятий по содействию занятости населения области в 1996 году необходимо 126093 млн. руб., в том числе:

- средства предприятий - 21000 млн. руб.

- средства областного фонда занятости - 93860 млн. руб.

Исходя из данного расчета, в 1996 году потребуются дополнительные средства из Федерального фонда занятости в сумме 11233 млн. руб.

11. Контроль за реализацией программы

содействия занятости населения

Оценка степени выполнения программы производится по области, а также в разрезе городов и районов по каждому пункту разработанных мероприятий с точки зрения их реализации, достижения конечных результатов.

Результаты реализации программы рассматриваются на координационном комитете содействия занятости населения, по мере необходимости вносятся на рассмотрение администрации области.

Приложение N 1

к областной программе

содействия занятости

населения на 1996 год

СВОДНЫЙ БАЛАНС

ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ (В СРЕДНЕГОДОВОМ ИСЧИСЛЕНИИ)

------------------------------------------------T-----T-------T-------T-------¬

¦ ¦ ¦1994 г.¦1995 г.¦1996 г.¦

¦ ¦ ¦отчет ¦оценка ¦прогноз¦

+-----------------------------------------------+-----+-------+-------+-------+

¦Численность постоянного населения ¦всего¦1352.8 ¦1350.0 ¦1348.0 ¦

¦Трудовые ресурсы ¦всего¦ 740.5 ¦ 738.0 ¦ 735.0 ¦

¦Распределение трудовых ресурсов: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Занято в экономике - всего в том числе: ¦всего¦ 602.7 ¦ 585.0 ¦ 575.0 ¦

¦1. В отраслях материального производства ¦всего¦ 427.7 ¦ 407.0 ¦ 396.3 ¦

¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- в промышленности ¦всего¦ 189.8 ¦ 185.0 ¦ 182.0 ¦

¦- в сельском хозяйстве ¦всего¦ 77.7 ¦ 76.0 ¦ 75.0 ¦

¦- в лесном хозяйстве ¦всего¦ 4.3 ¦ 4.0 ¦ 4.0 ¦

¦- на транспорте и связи (в части обслуживания ¦всего¦ 33.5 ¦ 29.6 ¦ 28.5 ¦

¦производства) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- в строительстве ¦всего¦ 61.7 ¦ 57.0 ¦ 55.0 ¦

¦- в торговле, общепите, заготовках и ¦всего¦ 52.8 ¦ 50.0 ¦ 47.0 ¦

¦материально-техническом снабжении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- в инф.-вычислительном обслуживании ¦всего¦ 0.4 ¦ 0.4 ¦ 0.5 ¦

¦- в прочих отраслях материального пр-ва ¦всего¦ 7.5 ¦ 5.0 ¦ 4.0 ¦

¦В непроизводственных отраслях ¦всего¦ 175.0 ¦ 178.0 ¦ 179.0 ¦

¦из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- в жилищно-коммунальном хозяйстве ¦всего¦ 30.3 ¦ 30.0 ¦ 29.0 ¦

¦- в здравоохранении, физ. культуре и соц. ¦всего¦ 38.8 ¦ 41.0 ¦ 42.0 ¦

¦обеспечении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- в образовании, культуре и искусстве ¦всего¦ 72.2 ¦ 74.0 ¦ 75.5 ¦

¦- в науке и научном обслуживании ¦всего¦ 1.2 ¦ 1.0 ¦ 0.9 ¦

¦- на транспорте и связи (в части обслуживания ¦всего¦ 12.0 ¦ 12.0 ¦ 12.0 ¦

¦непр. отраслей) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- в аппарате органов гос. управления, органов ¦всего¦ 21.7 ¦ 21.0 ¦ 20.5 ¦

¦кооп. и обществ. организаций, в кредитных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦страховых учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Из занятых в народном хозяйстве - работающие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦а) на предприятиях и в организациях госсектора ¦всего¦ 211.2 ¦ 200 ¦ 200 ¦

¦б) в общественных объединениях и организациях ¦всего¦ 3.3 ¦ 3.0 ¦ 2.5 ¦

¦в) на предприятиях и организациях со смешанной ¦всего¦ 140.5 ¦ 139.5 ¦ 135.0 ¦

¦формой собственности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦г) в совместных предприятиях ¦всего¦ 2.4 ¦ 2.5 ¦ 2.5 ¦

¦д) в частном секторе - всего (с учетом личного ¦всего¦ 245.3 ¦ 240.0 ¦ 235.0 ¦

¦подсобного хоз-ва) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- в крестьянских (фермерских) хозяйствах ¦всего¦ 9.6 ¦ 10.0 ¦ 12.0 ¦

¦(включая наемных работников) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- в зарегистрированных частных предприятиях ¦всего¦ 220.2 ¦ 215.0 ¦ 208.0 ¦

¦- лица, занятые индивидуальным трудом и по ¦всего¦ 15.5 ¦ 15.0 ¦ 15.0 ¦

¦найму у отдельных граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Учащиеся, обучающиеся с отрывом от производства¦всего¦ 47.0 ¦ 48.0 ¦ 49.0 ¦

¦Занятые в домашнем хозяйстве, военнослужащие, ¦всего¦ 45.4 ¦ 50.0 ¦ 53.0 ¦

¦служители религиозного культа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Лица, не занятые трудовой деятельностью, учебой¦всего¦ 45.4 ¦ 55.0 ¦ 58.0 ¦

¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦- лица, имеющие статус безработного ¦всего¦ 14.9 ¦ 18.0 ¦ 24.3 ¦

¦Доля безработных в общей численности ¦всего¦ 2.1 ¦ 2.9 ¦ 4.0 ¦

¦экономически активного населения в % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Сальдо миграции населения (+-) ¦ ¦ +4.3 ¦ +4.0 ¦ +4.0 ¦

L-----------------------------------------------+-----+-------+-------+--------

Приложение N 2

к областной программе

содействия занятости

населения на 1996 год

ПРОГНОЗ

РЫНКА ТРУДА НА 1996 ГОД

---------------------------------------------T-------------------¬

¦ 1995 год ¦ 1996 год/прогноз ¦

¦ +---------T---------+

¦ ¦1 квартал¦2 квартал¦

+--------------------------------------------+---------+---------+

¦ I. Предложение рабочей силы на рынке труда ¦

+--T-----------------------------------------T---------T---------+

¦1.¦Всего - ¦ 137.9 ¦ 148.9 ¦

¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦

¦ ¦- высвобожденные работники ¦ 8.6 ¦ 8.6 ¦

¦ ¦- уволенные по причине текучести кадров ¦ 91.8 ¦ 100.5 ¦

¦ ¦- молодежь ¦ 16.9 ¦ 16.9 ¦

¦ ¦- женщины, выходящие на работу из отпуска¦ 0.2 ¦ 0.2 ¦

¦ ¦по уходу за ребенком ¦ ¦ ¦

¦ ¦- уволенные из ВС ¦ 6.0 ¦ 6.0 ¦

¦ ¦- освобожденные из мест лишения свободы ¦ 1.2 ¦ 1.5 ¦

¦ ¦- беженцы ¦ 1.2 ¦ 1.2 ¦

¦ ¦- временно не занятые ¦ 12 ¦ 14 ¦

+--+-----------------------------------------+---------+---------+

¦ II. Распределение рабочей силы на рынке труда ¦

+--T----------------------------------T------T---------T---------+

¦1.¦Трудоустроятся самостоятельно ¦ ¦ 96.9 ¦ 100.1 ¦

¦2.¦Обратятся в службу занятости в ¦32.5 ¦ 41 ¦ 48.8 ¦

¦ ¦прогнозируемом периоде ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ из них: ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- будут поставлены на учет ¦27.5 ¦ 36.9 ¦ 43.9 ¦

¦3.¦Численность безработных на начало ¦14.9 ¦ 18 ¦ 18 ¦

¦ ¦прогнозируемого периода ¦ ¦ ¦ ¦

¦4.¦Всего будет поставлено на учет ¦42.4 ¦ 54.9 ¦ 61.9 ¦

¦ ¦(2 + 3) ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ из них: ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- будут трудоустроены ¦12 ¦ 17 ¦ 14.5 ¦

¦ ¦- будут оформлены на досрочную ¦ 0.4 ¦ 0.6 ¦ 0.7 ¦

¦ ¦пенсию ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- будут направлены на профобучение¦ 3.0 ¦ 3.5 ¦ 4.2 ¦

¦ ¦- будут сняты с учета по другим ¦ 9.0 ¦ 9.5 ¦ 13 ¦

¦ ¦ причинам ¦ ¦ ¦ ¦

¦5.¦Численность безработных на конец ¦18 ¦ 24.3 ¦ 29.5 ¦

¦ ¦прогнозируемого периода ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ из них: ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- будут получать пособие по ¦16.2 ¦ 21.9 ¦ 26.6 ¦

¦ ¦безработице ¦ ¦ ¦ ¦

¦6.¦Уровень безработицы (числ. ¦ 2.9% ¦ 4.0% ¦ 4.7% ¦

¦ ¦безработных к экономически ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦активному населению) ¦ ¦ ¦ ¦

L--+----------------------------------+------+---------+----------

Приложение N 3

к областной программе

содействия занятости

населения на 1996 год

ПРОГНОЗ

ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ВЫСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ

ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА В 1996 ГОДУ

------------------------------T-----------T------------------------¬

¦ Отрасли народного хозяйства ¦Численность¦ Высвобождаемых ¦

¦ ¦рабочих и +----------------T-------+

¦ ¦служащих, ¦% от численности¦человек¦

¦ ¦тыс. чел. ¦ ¦ ¦

+-----------------------------+-----------+----------------+-------+

¦Всего по народному хозяйству ¦ 575 ¦ 1.5 ¦ 8625 ¦

¦ в том числе: ¦ ¦ - ¦ ¦

¦- промышленность ¦ 182 ¦ 1.7 ¦ 3094 ¦

¦- сельское хозяйство ¦ 75 ¦ 0.6 ¦ 450 ¦

¦- строительство ¦ 55 ¦ 2.2 ¦ 1210 ¦

¦- транспорт и связь ¦ 28.5 ¦ 1.2 ¦ 342 ¦

¦- торговля ¦ ¦ ¦ ¦

¦- общественное питание ¦ 47 ¦ 3.2 ¦ 1504 ¦

¦- бытовое обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦

¦- жилищно-коммунальное х-во ¦ 29 ¦ 1.8 ¦ 522 ¦

¦- аппарат управления ¦ 13 ¦ 1.6 ¦ 208 ¦

¦- другие отрасли ¦ 148.5 ¦ 0.9 ¦ 1295 ¦

L-----------------------------+-----------+----------------+--------