Законы и постановления РФ

Устав Устюженского района Вологодской области (принят Советом самоуправления Устюженского муниципального района от 06.10.1995)

Применяется в части, не противоречащей Закону Вологодской области от 27.10.1999 N 422-ОЗ.

Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 1 статьи 37 данного документа).

Подлежит государственной регистрации (статья 1 закона Вологодской области от 07.03.1995 N 17-ОЗ).

УСТАВ

УСТЮЖЕНСКОГО РАЙОНА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Постановлением

Устюженского районного

совета самоуправления

от 6 октября 1995 года

Устав Устюженского района - нормативно-правовой акт, регулирующий основные положения организации районного самоуправления.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовой статус района

Устюженский район - самоуправляющаяся административно-территориальная единица в составе Вологодской области Российской Федерации.

Статья 2. Административно-территориальное устройство

1. Территорию района составляют все земли в границах района, установленных на 01.01.95, независимо от форм собственности и целевого назначения.

2. В состав территории района входят:

город Устюжна;

поселок имени
Желябова;

- тринадцать сельских административных территорий: Дубровская, Залесская, Мезженская, Мережская, Моденская, Лентьевская, Никифоровская, Никольская, Перская, Подольская, Сошневская, Хрипелевская, Устюженская, с входящими в их состав поселениями.

3. Административным центром района является город Устюжна.

4. Границы Устюженского района могут быть изменены только с учетом мнения населения, выраженного на районном референдуме.

Статья 3. Районное сообщество

1. Население, проживающее на территории Устюженского района, объединенное общими интересами в решении вопросов районного значения, образует районное сообщество.

2. Членом районного сообщества является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Устюженского района.

3. Гражданин Российской Федерации, не проживающий на территории района, но имеющий на этой территории на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающий налоги в бюджет района и заявивший о желании участвовать в делах районного сообщества, может быть членом сообщества после регистрации его заявления в органах районного самоуправления.

Статья 4. Районное самоуправление

1. Самоуправление в Устюженском районе - форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно решать вопросы местного значения.

2. Районное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно путем участия в районных референдумах, через выборные органы самоуправления.

3. Районное самоуправление осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, правовых актов Президента и Правительства России, Устава и Законов Вологодской области, Устава района.

Статья 5. Вопросы районного значения

1. Вопросами районного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения Устюженского района, отнесенные законодательством к предметам ведения районного самоуправления, а также иные вопросы, не отнесенные законодательством к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и Вологодской области.

2. Основными вопросами районного значения являются:

- комплексное социально-экономическое развитие территории и рациональное использование земель и природных ресурсов района;

- жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территорий;

- строительство;

- транспортное, бытовое, торговое обслуживание населения;

- здравоохранение;

- социальная поддержка населения;

- образование (дошкольное, школьное,
профессиональное, музыкальное, физическое, техническое и другие);

- сохранение и развитие исторических и культурных традиций района;

- развитие физической культуры и спорта;

- охрана общественного порядка;

- охрана окружающей природной среды.

Статья 6. Взаимоотношения органов районного самоуправления с органами государственной власти

1. Взаимоотношения между органами государственной власти РФ, Вологодской области и органами районного самоуправления осуществляются путем заключения договоров и соглашений.

2. Выполнение отдельных государственных полномочий может быть возложено на органы районного самоуправления Законами Российской Федерации, договорами и соглашениями с органами государственной власти Вологодской области, предусматривающими условия, достаточные материальные и финансовые ресурсы, контроль и взаимную ответственность.

В случае необеспеченности государственных полномочий материальными и финансовыми средствами органы районного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий.

3. Органы районного самоуправления в случае невозможности выполнения ими отдельных полномочий, в том числе и в результате отсутствия финансовых ресурсов, вправе передать эти полномочия органам государственной власти Вологодской области при наличии соответствующего решения районного Совета самоуправления.

4. Конфликты и споры между органами государственной власти Вологодской области и органами и должностными лицами районного самоуправления разрешаются путем создания согласительных комиссий или в судебном порядке.

Статья 7. Символика района

Устюженский район имеет свой Герб.

Глава II. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО СООБЩЕСТВА

Статья 8. Экономическая основа районного самоуправления

Экономическую основу районного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся в границах территории района, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности, средства бюджета района, государственная собственность, переданная районному сообществу для осуществления отдельных государственных функций, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей районного сообщества.

Статья 9. Муниципальная собственность

1. Районное сообщество самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.

2. В состав муниципальной собственности входят
муниципальные земли, средства бюджета района, муниципальные предприятия, учреждения, организации, муниципальный жилищный фонд, имущество районного сообщества, внесенное в виде долей (паев, акций) в уставные капиталы предприятий, доходы, получаемые от использования муниципальной собственности, продукция предприятий, полученная в виде покрытия части местных налогов, другое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности районного сообщества.

3. Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность Вологодской области и Российской Федерации осуществляется по решению районного Совета самоуправления.

4. Органы и должностные лица администрации района управляют муниципальной собственностью в порядке, установленном настоящим Уставом и Положением о порядке управления муниципальной собственностью района, утверждаемым районным Советом самоуправления.

5. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности утверждаются районным Советом самоуправления на основе действующего законодательства.

6. Муниципальная собственность защищается равным образом наряду с частной, государственной и иными формами собственности.

Статья 10. Финансовая основа районного самоуправления

1. Финансовую основу районного самоуправления составляют средства бюджета района, местные налоги, сборы, пошлины и иные платежи, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с действующим законодательством.

2. Органы районного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют бюджет района.

Бюджет района формируется за счет доходов, закрепленных действующим законодательством, а также доходов, образуемых в результате деятельности органов местного самоуправления. Средства от указанных источников зачисляются непосредственно в бюджет района.

3. В случае недостаточности средств, поступающих от закрепленных источников для обеспечения минимальных государственных и областных социальных стандартов, органы государственной власти области принимают решение о передаче в бюджет района в соответствии с действующим законодательством отчислений от регулирующих источников доходов, а также предоставляют дотации и субвенции. Расходование этих средств контролируется органами государственной власти области.

4. Сумма превышения доходов над расходами по
бюджету района по результатам отчетного года изъятию органами государственной власти области не подлежит и не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год.

Органы государственной власти области не вмешиваются в формирование и исполнение бюджета.

5. Органы государственной власти в полном объеме возмещают бюджету района недополученные доходы в результате принятых ими решений по уменьшению контингентов платежей или увеличению расходов бюджета района.

Статья 11. Социально-экономическое развитие района

Комплексное социально-экономическое развитие района и реализация целевых программ может осуществляться за счет выделенных на эти цели бюджетных, заемных и других средств. Порядок контроля и условия расходования средств определяются программой или договором.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ

ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЙОНЕ

Статья 12. Система районного самоуправления

В систему районного самоуправления входят:

1. Районный Совет самоуправления.

2. Глава районного самоуправления.

3. Главы самоуправления города, поселка, сельских административных территорий.

4. Районный референдум.

5. Собрания, сходы, конференции населения.

6. Органы территориального общественного самоуправления.

Статья 13. Районный Совет самоуправления

1. Районный Совет самоуправления - высший представительный коллегиальный выборный орган самоуправления района.

2. Районный Совет самоуправления состоит из главы районного самоуправления, избираемого всем населением района, и 14 депутатов.

Депутаты районного Совета самоуправления избираются населением района по одномандатным избирательным округам, образуемым в соответствии с действующим законодательством.

Выборы проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.

3. Районный Совет самоуправления является юридическим лицом.

Статья 14. Компетенция районного Совета самоуправления

1. Районный Совет самоуправления осуществляет представительные, распорядительные и иные функции в пределах прав, предоставленных ему настоящим Уставом, федеральным и областным законодательством.

2. Районный Совет самоуправления имеет следующие полномочия:

- утверждает бюджет, планы и программы социально-экономического развития района, изменения и дополнения к ним, отчеты об их выполнении,
определяет направления использования капитальных вложений;

- принимает Устав района и вносит в него дополнения и изменения;

- устанавливает в соответствии с законодательством местные налоги, сборы и тарифы (принимает решения о выпуске и размещении лотерей, займов, в соответствии с законодательством определяет льготы);

- утверждает перечень объектов муниципальной собственности, определяет в соответствии с законодательством условия приобретения и отчуждения объектов муниципальной собственности;

- устанавливает в соответствии с законодательством порядок передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду;

- устанавливает в соответствии с законодательством порядок и условия создания и преобразования предприятий или иных объектов инфраструктуры, размещения их на территории района;

- устанавливает квоты на разработку находящихся в его ведении месторождений полезных ископаемых и плату за их использование;

- определяет порядок формирования исполнительных органов районного самоуправления и утверждает отчеты об их деятельности, утверждает структуру управления районом;

- образует и упраздняет структуру органов районного самоуправления, их структурные подразделения в рамках действующего законодательства;

- принимает нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы местного значения;

- осуществляет от имени населения района все полномочия собственника в отношении муниципальной собственности, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- устанавливает в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций;

- определяет основные направления развития муниципального хозяйства;

- принимает решения о выделении дотаций и субвенций, а также ссуд и займов из средств бюджета района;

- определяет в соответствии с законодательством правила пользования природными ресурсами, выносит решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории района;

- определяет в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а
также распоряжения земельными участками на территории района;

- устанавливает границы земель, передаваемых в ведение органов сельского самоуправления по согласованию с ними;

- решает в соответствии с законодательством вопросы административно-территориального устройства, утверждает схемы и проекты районной планировки;

- запрещает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством, на основании заключений органов государственного контроля проведение на территории района мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия;

- объявляет природные и иные объекты местного значения, представляющие собой экологическую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определяет правила их охраны и использования;

- принимает решения о передаче отдельных полномочий, а также объектов и финансовых ресурсов в ведение сельских, поселковых, городских органов самоуправления;

- рассматривает в соответствии с законодательством вопросы организации выборов и референдумов;

- выступает одним из учредителей районной газеты “Вперед“;

- рассматривает иные вопросы, отнесенные законодательством к его ведению.

Районный Совет самоуправления вправе делегировать полномочия главе районного самоуправления, кроме перечисленных в п. 3 настоящей статьи.

3. В исключительном ведении районного Совета самоуправления находятся следующие вопросы:

- утверждение бюджета района, порядка его формирования и направления расходования бюджета, отчета о его исполнении;

- принятие планов и программ развития района и утверждение отчетов об их выполнении;

- установление местных налогов и сборов на основе принципов, установленных законодательством;

- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- принятие Устава района, внесение в него изменений и дополнений;

- избрание председателя районного Совета самоуправления;

- решение вопроса о передаче части функций районного самоуправления органам государственной власти области, а также о принятии отдельных государственных полномочий.

Статья 15. Организация работы районного Совета самоуправления

1. Районный Совет самоуправления осуществляет свою деятельность на непостоянной основе.

2.
Заседания районного Совета самоуправления проводятся не реже одного раза в квартал.

По требованию одной трети депутатов районного Совета самоуправления либо по решению главы районного самоуправления может проводиться внеочередное заседание.

3. Заседание правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 его состава.

4. Работу районного Совета самоуправления организует председатель районного Совета самоуправления, избираемый из числа депутатов тайным голосованием 2/3 голосов от общего состава депутатов сроком на 4 года, работающий на постоянной основе в соответствии с регламентом.

5. Заседания районного Совета самоуправления ведет глава районного самоуправления или по его поручению председатель Совета.

6. Решения на заседаниях принимаются большинством голосов депутатов районного Совета самоуправления, а по вопросам п. 3 ст. 14 настоящего Устава 2/3 от числа установленного состава депутатов. При равенстве голосов депутатов районного Совета самоуправления решающим является голос главы районного самоуправления.

7. Районный Совет самоуправления образует постоянные и временные комиссии, депутатские группы.

8. Иные вопросы организации и проведения заседаний районного Совета самоуправления определяются регламентом.

Положения статьи 16 в части избрания главы районного самоуправления, глав самоуправления города, поселка, сельских административных территорий вступают в силу после назначения выборов в установленном порядке (пункт 2 статьи 37 данного документа).

Статья 16. Глава районного самоуправления

1. Глава районного самоуправления является представителем районного сообщества.

2. Глава районного самоуправления представляет районный Совет самоуправления в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами.

3. Глава районного самоуправления избирается населением района из числа граждан Российской Федерации, достигших 21 года, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на 4 года. Глава самоуправления приступает к исполнению полномочий со дня, следующего после официального опубликования результатов выборов.

4. Глава
районного самоуправления председательствует на заседаниях районного Совета самоуправления.

5. Глава районного самоуправления не может занимать иные должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, состоять в руководящих органах акционерных обществ или других хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности.

Статья 17. Компетенция главы районного самоуправления

Глава районного самоуправления:

- созывает и ведет заседания районного Совета самоуправления;

- представляет структуру и штаты исполнительного аппарата и кандидатуры заместителей, руководителей отделов и служб на утверждение районного Совета самоуправления;

- подписывает и обнародует решения и другие документы районного Совета самоуправления;

- на основе единоначалия руководит работой исполнительного аппарата районного самоуправления, принимает на работу и увольняет служащих аппарата, применяет поощрения и дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством о труде и муниципальной службе, организует аттестацию служащих;

- разрабатывает в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций;

- оказывает содействие депутатам районного Совета самоуправления в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;

- принимает меры по обеспечению гласности в работе;

- рассматривает в соответствии с законодательством и настоящим Уставом вопросы организации выборов и референдумов;

- открывает и закрывает расчетные и текущие счета в банках и является распорядителем по этим счетам;

- предъявляет в случаях, предусмотренных законодательством, в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд;

- разрабатывает схему управления отраслями районного хозяйства, социальной сферой, а также организации охраны общественного порядка;

- осуществляет в пределах своей компетенции полномочия по управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности района;

- организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение постановлений районного
Совета самоуправления и собственных решений всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на территории района;

- заключает договоры и соглашения с юридическими и физическими лицами;

- вносит на рассмотрение районного Совета самоуправления проект бюджета района и ежегодный отчет о его исполнении;

- организует исполнение бюджета района;

- принимает решения о выделении дотаций и субвенций, а также ссуд и займов из средств, предусмотренных бюджетом района;

- организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан;

- рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов территориального общественного самоуправления;

- вправе отменять приказы руководителей структурных подразделений исполнительного аппарата;

- решает иные вопросы, отнесенные законодательством и настоящим Уставом к ведению района, за исключением отнесенных к исключительной компетенции районного Совета самоуправления;

- в своей деятельности подотчетен районному Совету самоуправления.

Статья 18. Прекращение полномочий главы районного самоуправления

1. Глава районного самоуправления прекращает исполнение полномочий в следующих случаях:

- по истечении срока избрания с момента вступления в должность вновь избранного главы;

- признания выборов главы районного самоуправления недействительными;

- отставки;

- отзыва;

- при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда;

- выбытия на постоянное место жительства за пределы района;

- признания его по решению суда недееспособным;

- объявления умершим или безвестно отсутствующим;

- утраты гражданства.

2. При нарушениях Конституции Российской Федерации, Законов РФ и области, актов главы администрации области по вопросам государственного управления по инициативе не менее 10 процентов от числа избирателей районный Совет самоуправления назначает референдум по отзыву главы районного самоуправления.

3. В случае досрочного прекращения полномочий главы районного самоуправления выборы проводятся не позднее трех месяцев с момента прекращения полномочий. Обязанности главы в этот период выполняет лицо, назначенное районным Советом самоуправления.

Статья 19. Депутат районного Совета самоуправления

1. Депутат районного Совета самоуправления - полномочный представитель населения соответствующей территории.

2. Депутатом районного Совета самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории района, достигший 18 лет и обладающий избирательным правом.

3. Полномочия депутата районного Совета самоуправления начинаются со дня его избрания и заканчиваются в день открытия первого заседания районного Совета самоуправления нового созыва.

Полномочия депутата районного Совета самоуправления не могут быть переданы другому лицу.

4. Полномочия депутата районного Совета самоуправления прекращаются досрочно в случаях:

- признания выборов в соответствующем округе недействительными;

- заявления о сложении полномочий;

- выбытия на постоянное место жительства за пределы района;

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата, признания его по решению суда недееспособным, объявления умершим или безвестно отсутствующим;

- отзыва;

- утраты гражданства.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата в данном округе проводятся выборы в соответствии с действующим законодательством.

5. Депутат районного Совета самоуправления может быть отозван при нарушении им Конституции Российской Федерации, Законов РФ и области, ненадлежащего исполнения возложенных на него функций по инициативе председателя районного Совета самоуправления или 10 процентов от числа избирателей соответствующей территории. В этом случае районный Совет самоуправления назначает референдум по отзыву депутата районного Совета самоуправления.

Статья 20. Участие депутата районного Совета самоуправления в деятельности Совета

1. Депутаты районного Совета самоуправления участвуют в его работе на непостоянной основе.

2. Депутат районного Совета самоуправления обязан участвовать в работе районного Совета самоуправления. В случае невозможности прибыть на заседание депутат сообщает об этом. Глава районного самоуправления в сроки, установленные регламентом, сообщает депутатам о времени и месте проведения заседания, вопросах, вносимых на рассмотрение.

3. На заседаниях депутаты районного Совета самоуправления имеют следующие полномочия:

- право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании;

- предлагать вопросы для рассмотрения;

- вносить предложения и замечания по повестке дня;

- участвовать в прениях;

- задавать вопросы докладчикам;

- вносить поправки к нормативным актам.

4. Иные вопросы деятельности депутатов районного Совета самоуправления регулируются регламентом районного Совета самоуправления.

Статья 21. Основные гарантии деятельности депутатов районного Совета самоуправления

Депутатам районного Совета самоуправления гарантируется:

- освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей на время участия в заседаниях районного Совета самоуправления и выполнения поручений, данных Советом;

- возмещение расходов, связанных с выполнением полномочий депутата районного Совета самоуправления за счет средств бюджета района;

- неприкосновенность в соответствии с действующим законодательством;

- защита трудовых прав в соответствии с действующим законодательством.

Статья 22. Акты районного Совета самоуправления, главы районного самоуправления

1. По вопросам своей компетенции районный Совет самоуправления принимает постановления, подписываемые главой районного самоуправления.

2. Глава районного самоуправления по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает постановления и распоряжения.

3. Акты районного Совета самоуправления и главы районного самоуправления, носящие нормативный характер и затрагивающие интересы граждан, подлежат обязательному опубликованию. Неопубликованные акты применению не подлежат.

4. Порядок опубликования и вступления в силу актов районного Совета самоуправления и главы районного самоуправления определяется регламентом.

5. Акты районного Совета самоуправления и главы районного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории района государственными органами, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

6. Акты органов районного самоуправления могут быть отменены только в судебном порядке.

Статья 23. Право нормотворческой инициативы

Право внесения проектов нормативных актов, принимаемых районным Советом самоуправления по вопросам районного значения, принадлежит главе районного самоуправления, депутатам районного Совета самоуправления, а также группам граждан в количестве не менее 1 процента от имеющих избирательное право. Порядок реализации права нормотворческой инициативы определяется в регламенте районного Совета самоуправления.

Статья 24. Исполнительный аппарат

1. Исполнительный аппарат районного самоуправления (администрация района) формируется главой районного самоуправления для организации исполнения постановлений районного Совета самоуправления и главы районного самоуправления, организационного, информационного и материально-технического обеспечения их деятельности, а также самостоятельного осуществления отдельных функций самоуправления и государственного управления.

2. В состав аппарата входят муниципальные служащие, объединенные в органы и структурные подразделения. Структура аппарата, функции и полномочия заместителей главы районного самоуправления, руководителей подразделений и других служб определяется главой районного самоуправления.

3. Финансирование исполнительного аппарата осуществляется в пределах средств, выделенных на эти цели в бюджете района.

Статья 25. Муниципальная служба

1. Муниципальная служба состоит в исполнении от имени местного сообщества полномочий, отнесенных к ведению органов районного самоуправления.

2. Муниципальная служба осуществляется на должностях в исполнительном аппарате районного самоуправления, его органах и структурных подразделениях, а также органах районного самоуправления.

3. Муниципальным служащим является лицо, занимающее штатную оплачиваемую должность в результате выборов, назначения по конкурсу или по договору (контракту) в органах или организациях, указанных в п. 2 настоящей статьи.

4. Квалификационные требования к должностям, права, обязанности муниципальных служащих, порядок прохождения ими службы, ограничения при поступлении на службу и ее прохождении, условия оплаты труда и социальные гарантии определяются на основе действующего законодательства о государственной и муниципальной службе и о труде.

Положения статьи 26 в части избрания главы районного самоуправления, глав самоуправления города, поселка, сельских административных территорий вступают в силу после назначения выборов в установленном порядке (пункт 2 статьи 37 данного документа).

Статья 26. Главы самоуправления города, поселка, сельских административных территорий

1. Главы самоуправления города, поселка, сельских административных территорий избираются населением данной территории из числа граждан Российской Федерации, достигших 21 года, имеющих избирательное право, сроком на четыре года путем всеобщих, прямых и равных выборов при тайном голосовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Главы самоуправления города, поселка, сельских административных территорий возглавляют органы территориального общественного самоуправления и на основе единоначалия руководят работой муниципальных служащих.

3. Компетенция главы самоуправления города, поселка, сельских административных территорий определяется Положением о самоуправлении, утверждаемым районным Советом самоуправления.

Статья 27. Районный референдум

1. Референдум - голосование граждан по наиболее важным вопросам районного значения.

2. Решение о проведении референдума принимается районным Советом самоуправления, либо главой районного самоуправления, либо по требованию не менее 10 процентов населения соответствующей территории, обладающих избирательным правом.

3. Порядок назначения и проведения референдума определяется Положением о референдуме.

4. Решения, принятые путем референдума, обязательны для исполнения органами и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории района, а также гражданами. Эти решения могут быть отменены или изменены посредством референдума. В случае противоречия действующему законодательству они могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 28. Собрания (сходы)

1. Собрания (сходы) граждан созываются по мере необходимости органами территориального общественного самоуправления, депутатами районного Совета самоуправления от соответствующих округов, главой районного самоуправления, главами самоуправления соответствующей территории, а также по инициативе не менее 10 процентов населения соответствующей территории.

Собрания (сходы) граждан, проживающих в сельской местности, созываются по деревням, селам, поселкам или округам.

Собрания граждан города созываются по микрорайонам, кварталам, улицам, жилым домам.

2. Компетенция, порядок созыва и проведения собраний (сходов) определяется Положением о собраниях (сходах), принимаемым районным Советом самоуправления.

Статья 29. Органы территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления в целях удовлетворения совместных требований, защиты их прав и законных интересов, а также оказания содействия органам районного самоуправления.

Такими органами могут быть старосты населенных пунктов, “оветы или комитеты старост на сельской территории, домовые, уличные, квартальные комитеты в городе и поселке.

2. Порядок организации и деятельности, компетенция органов территориального общественного самоуправления определяется их Положениями (Уставами), утверждаемыми районным Советом самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления вправе принимать на договорной основе часть полномочий органов самоуправления района с передачей им необходимых материальных и финансовых ресурсов и могут наделяться правами юридического лица с момента их регистрации в установленном порядке.

3. Представители органов территориального общественного самоуправления населения вправе участвовать в работе районного Совета самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы, с правом совещательного голоса.

Статья 30. Порядок отчета органов районного самоуправления, депутатов, должностных лиц органов районного самоуправления перед членами районного сообщества

1. Органы районного самоуправления, глава районного самоуправления, депутаты, должностные лица органов районного самоуправления подотчетны районному сообществу.

2. Районный Совет самоуправления, глава районного самоуправления, депутаты отчитываются перед членами районного сообщества не менее одного раза в год.

Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И

ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ РАЙОННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 31. Ответственность органов и должностных лиц районного самоуправления перед государством

1. Органы и должностные лица районного самоуправления несут ответственность перед государством в случае нарушения ими Конституции и Законов Российской Федерации, Устава и Законов области.

Реализация ответственности осуществляется в формах, определяемых законодательством Российской Федерации и области.

2. Органы государственной власти осуществляют:

- контроль за реализацией органами и должностными лицами самоуправления в районе возложенных на них законами Российской Федерации и области отдельных государственных полномочий;

- государственный надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц самоуправления в районе.

Статья 32. Ответственность органов и должностных лиц самоуправления перед районным сообществом

1. Органы и должностные лица самоуправления в районе несут ответственность перед районным сообществом в случае нарушения положений Устава района и Актов органов районного самоуправления, утраты ими доверия со стороны населения, составляющего данное районное сообщество.

2. Ответственность органов и должностных лиц самоуправления в районе перед районным сообществом реализуется через выражение недоверия, отзыв на основании прямого волеизъявления граждан путем досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц.

3. В случае принятия органом или должностным лицом самоуправления в районе неправомерного решения, оно может быть обжаловано в судебном порядке. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий и бездействия органов и должностных лиц самоуправления в районе, возмещается ими на основании судебного решения.

Статья 33. Гарантии самостоятельности районного самоуправления

1. Органы законодательной и исполнительной государственной власти области, а также территориальные органы федеральной исполнительной власти не вправе вмешиваться в осуществление деятельности районного сообщества, органов районного самоуправления и должностных лиц, в том числе принимать правовые акты, выходящие за пределы их компетенции, установленной действующим законодательством.

2. Споры о том, является то или иное действие, тот или иной правовой акт вмешательством в дела районного самоуправления, разрешаются в судебном порядке.

3. Права районного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти.

Статья 34. Защита интересов районного сообщества

1. Органы и должностные лица районного самоуправления вправе предъявлять в суд, в арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, органов районного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы районного самоуправления, а также права органов и должностных лиц районного самоуправления, а также предъявлять иски в защиту законных интересов районных сообществ.

2. Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, граждане несут ответственность перед районным сообществом, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием, районному сообществу в порядке, установленном законодательством.

3. Невыполнение решений органов районного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, влечет ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с действующим законодательством.

4. Органы районного самоуправления вправе вносить представления в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных и областных органов, предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций, не исполняющих решения органов районного самоуправления.

Статья 35. Рассмотрение предложений органов и должностных лиц районного самоуправления

Официальные предложения органов и должностных лиц районного самоуправления (включая предложения по передаче полномочий органами районного самоуправления органам государственной власти) подлежат обязательному рассмотрению теми государственными органами, организациями и учреждениями, в которые эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу районного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав

1. Предложения о поправках и пересмотре Устава района могут вносить в районный Совет самоуправления глава районного самоуправления, группа депутатов районного Совета численностью не менее одной трети от установленного состава Совета, а также группа граждан, являющихся членами районного сообщества, численностью не менее двух процентов от числа лиц, имеющих избирательное право.

2. Положения статей 1 - 4 настоящего Устава не могут быть пересмотрены районным Советом самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи.

Если предложение о пересмотре вышеназванных положений Устава будет поддержано двумя третями от установленного состава районного Совета самоуправления, то по данному предложению проводится районный референдум.

3. В пределах своей компетенции районный Совет самоуправления вправе вносить поправки в Устав района двумя третями от установленного состава районного Совета самоуправления.

4. При изменениях федерального и областного законодательства Устав района должен приводиться районным Советом самоуправления в соответствие с ними.

Статья 37. Заключительные положения

1. Настоящий Устав вступает в силу со дня официального опубликования в районной газете “Вперед“.

2. Положения ст. ст. 16, 26 в части избрания главы районного самоуправления, глав самоуправления города, поселка, сельских административных территорий вступает в силу после назначения выборов в установленном порядке.

3. Назначенные на должность до вступления в силу настоящего Устава главы администраций поселка, сельских административных территорий осуществляют полномочия главы самоуправления данной территории в соответствии с настоящим Уставом до вступления в должность вновь избранного.

Главы администраций поселка Желябова, Дубровского и Лентьевского сельсоветов, избранные депутатами районного Совета самоуправления, наделяются полномочиями главы самоуправления соответствующей территории с момента вступления в силу Устава района.

4. Глава администрации района руководит деятельностью исполнительного аппарата районного самоуправления до вступления в должность вновь избранного главы районного самоуправления.

Устав зарегистрирован

управлением юстиции администрации

Вологодской области

27 октября 1995 г.