Законы и постановления РФ

Постановление Вологодского ОЦ ГСЭН от 02.09.1995 N 1 (с изм. от 13.05.1997) “О введении в действие “Временных санитарно-гигиенических норм и правил по организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования“ (вместе с “Санитарно-гигиенические нормы и правила по организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования“

Действие документа распространяется на все типы учебных учреждений действующих на территории области (пункт 2 данного документа).

Действие документа было продлено до 2 сентября 1997 года постановлением Вологодского ОЦ ГСЭН от 13.05.1997.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 1995 г. N 1

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ “ВРЕМЕННЫХ

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ И ПРАВИЛ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ“

(с изм., внесенными постановлением Вологодского ОЦ ГСЭН

от 13.05.1997)

В целях улучшения организации обучения детей и подростков, соблюдения гигиенических нормативов при планировании учебного процесса в учреждениях образования, а также улучшения состояния здоровья и снижения заболеваемости детского населения области, Вологодский областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора постановляет:

1. Ввести в действие “Временные санитарно-гигиенические нормы и
правила по организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования“ (СанПиН N 12-3-95).

2. Распространить действие СанПиН N 12-3-95 на все типы учебных заведений, действующих на территории Вологодской области.

Главный врач

Вологодского ОЦ ГСЭН

Главный государственный

санитарный врач

Вологодской области

Б.В.ЛИМИН

Введены

Постановлением

Вологодского ОЦ ГСЭН

от 2 сентября 1995 г. N 1

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

СанПиН вводится впервые. Срок действия на территории Вологодской области с 15 сентября 1995 г.

Нарушение санитарно-гигиенических норм и правил влечет за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии со статьей 27, 28, 29, 30 Закона РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 N 625.

Правила являются официальными на основании с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 625.

1. Общие положения

1.1. Настоящие санитарно-гигиенические нормы и правила имеют целью предупреждения и устранения повреждающих факторов и факторов риска, отрицательно влияющих на здоровье детей и подростков.

1.2. Настоящие санитарно-гигиенические правила и нормы распространяются на все типы учебных заведений, действующих на территории Вологодской области.

1.3. Государственный санитарный контроль за соблюдением настоящих санитарно-гигиенических правил и норм осуществляется органами госсанэпиднадзора территорий Вологодской области.

Создание гигиенически рационального учебного режима и режима дня в целом имеют большое значение в приспособительных реакциях растущего организма к изменяющимся условиям среды, в успешном освоении комплекса необходимых знаний.

В основу построения такого режима должно быть положено соответствие учебной нагрузки возрастным особенностям и возможностям организма учащихся. Оптимальный режим, обеспечивающий высокую работоспособность, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предусматривает наиболее целесообразную длительность учебы, эффективное использование свободного времени, средств физического воспитания.

2. Гигиенические требования к объемам учебных нагрузок

2.1. Максимальная учебная нагрузка не должна превышать
38 часов в неделю, включая факультативные занятия, при длительности урока не более 45 минут.

2.2. Обязательная учебная нагрузка по количеству часов не должна превышать базисный учебный план, утвержденный Приказом Министерства образования РФ N 237 от 07.06.1993 (таблица 1).

Таблица 1

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ

--------------------T-----------------------------------------¬

¦Образовательные ¦ количество часов в неделю в классах ¦

¦школы области +--T--T--T--T--T--T--T--T--T--T-----------+

¦ ¦1 ¦2 ¦3 ¦4 ¦5 ¦6 ¦7 ¦8 ¦9 ¦10¦ 11 ¦

+-------------------+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--T--T--T--+

¦русский язык ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(государственный) ¦ 4¦ 4¦ 4¦ 3¦ 3¦ 3¦ 3¦ 3¦ 3¦ 3¦ 3¦ 3¦ -¦ -¦

¦языки и литература ¦ 4¦ 4¦ 4¦ 4¦ 4¦ 4¦ 4¦ 8¦ 8¦ 6¦ 5¦ 5¦ 4¦ 4¦

¦искусство ¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ -¦ -¦ -¦

¦общественные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дисциплины ¦ -¦ 1¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 3¦
4¦ 4¦ 4¦

¦естественные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦дисциплины ¦ -¦ 1¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 3¦ 6¦ 8¦ 8¦ 4¦ 4¦

¦математика ¦ 5¦ 5¦ 5¦ 4¦ 4¦ 4¦ 4¦ 5¦ 5¦ 5¦ 4¦ 5¦ 3¦ 3¦

¦физкультура ¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 3¦ 3¦

¦технология ¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 2¦ 3¦ 3¦ 2¦ 2¦

¦Всего ¦19¦20¦21¦19¦19¦19¦19¦26¦27¦28¦30¦30¦20¦20¦

¦Обязательные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦занятия, занятия по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦выбору ¦ 5¦ 4¦ 3¦ 1¦ 3¦ 5¦ 5¦ 3¦ 3¦ 4¦ 2¦ 3¦12¦12¦

¦Обязательная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦нагрузка учащегося ¦24¦24¦24¦20¦22¦24¦24¦29¦30¦32¦32¦33¦32¦32¦

L-------------------+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+---

2.3. Количество факультативных занятий в неделю не должно превышать 2-х часов для первых классов, 3-х часов - для 2 - 9-х классов, 6-ти часов для 10 - 11 классов.

2.4. Для детей, обучающихся с 6-летнего возраста, учебная недельная нагрузка не должна превышать 20 часов. Продолжительность учебного года - не более 30 учебных недель.

2.5. Организация обучения по 5-дневной учебной неделе не должна носить массовый характер. Допускается в учреждениях, работающих в односменном режиме при условии соблюдения требований к режиму учебных занятий и отдыха учащихся на переменах, при наличии интегрированных учебных курсов.

2.6. При работе общеобразовательные учреждения в режиме 5-дневной учебной недели объем обязательной учебной нагрузки для учащихся 7 - 11-х классов уменьшается до 30 часов в неделю за счет часов вариативной части при сокращении объемов материалов учебного плана.

2.7. В начальной школе в целях предупреждения неблагоприятного влияния умственной нагрузки для здоровья учащихся количество уроков в день должно составлять не более 4-х при 45-минутной продолжительности и не более 5-ти при 35-минутной с обязательной динамической паузой.

2.8. Для детей, обучающихся с 6-летнего возраста дневная учебная нагрузка должна составлять не более 4-х уроков длительностью 35 минут.

2.9. Для учащихся 5 - 6 классов ежедневная учебная нагрузка должна составлять не более 5 уроков в день, для учащихся 7 - 11 классов - не более 6 уроков в день при продолжительности урока 45 минут.

Для учащихся старшего звена (10 - 11 кл.) при проведении факультативных занятий допускается увеличение учебной нагрузки до 7 уроков в
течение 2-х дней учебной недели.

3. Организация режима учебных занятий

3.1. Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, большой перемены после 2-го урока - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устраивать две перемены по 20 минут.

3.2. Отдых учащихся в перерывах между занятиями должен быть организован максимально на открытом воздухе в зависимости от погодных условий.

Для учащихся начальных классов на одной из больших перемен организуются подвижные игры.

3.3. Начало занятий в учреждении при односменном режиме работы не ранее 08 час. 30 мин., при 2-х сменном - не ранее 08 час. 15 мин. Время начала занятий для детей 6-летнего возраста устанавливается с учетом местных условий с 08 час. 30 до 09 час.

3.4. С целью соблюдения режима проветривания и влажной уборки помещений при 2-х сменном режиме работы учреждения промежуток между сменами должен составлять не менее 45 минут.

3.5. Учащиеся 1 - 2-х классов обучаются только в 1-ю смену. Занятия учащихся лицеев и гимназий должны быть односменными, причем только в первую смену.

3.6. Факультативные занятия организуются в дни с наименьшим количеством уроков с перерывом 45 - 60 минут после обязательных занятий.

3.7. С целью предупреждения и снятия утомления учащихся в лицеях и гимназиях, допускается проведение факультативов, содержащих динамический компонент, между основными занятиями с включением их в сетку расписаний.

3.8. В режиме дня необходимо выделение свободного времени для занятий в спортивных секциях продолжительностью 45 мин. - 1.5 час.

3.9. Режим учебных занятий в учреждениях должен предусматривать время для приема пищи с интервалом не более 3.5 - 4 часов.

3.10. Для учащихся начальной и основной школы режим
дня предусматривает проведение перед началом уроков ежедневной утренней гимнастики на 15 - 30 минут.

3.11. При пятидневной учебной неделе обязательным условием является организация субботы как досугового, развивающего дня. Не реже двух раз в месяц по субботам должны проводится массовые спортивные мероприятия.

3.12. В классах среднего и начального звена на уроках должны быть организованы две динамические паузы по 2 минуты на 10 и 20 минуте от начала занятия.

3.13. Для снятия и предупреждения утомления учащихся во время перемен должно быть организовано сквозное проветривание классов при отсутствии учащихся.

3.14. Использование технических средств обучения в учебном процессе не должно превышать по времени следующую длительность: (таблица 2)

Таблица 2

-------T----------------------------------¬

¦Классы¦ Длительность просмотра (мин.) ¦

¦ +----------T-----------T-----------+

¦ ¦диафильмов¦кинофильмов¦телепередач¦

+------+----------+-----------+-----------+

¦1 - 2 ¦ 7 - 15 ¦ 15 - 20 ¦ 15 ¦

¦3 - 4 ¦ 15 - 20 ¦ 15 - 20 ¦ 20 ¦

¦5 - 7 ¦ 20 - 25 ¦ 20 - 25 ¦ 20 - 25 ¦

¦8 - 11¦ - ¦ 25 - 30 ¦ 25 - 35 ¦

L------+----------+-----------+------------

Длительность работы за видеотерминалами (размер светящейся точки в центре экрана не более 0.4 мм) не должна превышать:

для учащихся 5 классов - 15 минут

- “ - 6 - 7 кл. - 20 минут

- “ - 8 - 9 кл. - 25 минут

- “
- 10 - 11 кл. - при двух уроках подряд на первом из них

- 30 минут, на 2-м - 20 минут

Длительность работы на ПЭВМ и ВДК со светящейся точкой в центре экрана до 0.5 мм уменьшается до 30%:

для учащихся 5 классов - 10 минут

- “ - 6 - 7 кл. - 15 минут

- “ - 8 - 9 кл. - 18 минут

- “ - 10 - 11 кл. - 20 минут (на первом сдвоенном уроке) и

на втором - 15 минут

3.15. Домашние задания даются учащимся с учетом возможности выполнения их в пределах:

в 1-м классе - 1 час

во 2-м классе - 1.5 час.

в 3 - 4 классе - 2 час.

в 5-м классе - 2.5 час.

в 6 - 7 классе - 3 час.

в 8 - 9 классе - 4 час.

Учащимся, начавшим обучение с 6-лет, в течение первого года обучения домашние задания не задаются.

Нельзя допускать скопления в один день предметов, по которым обычно дается большой объем домашних заданий.

3.16. В режиме работы учреждения в течение учебного года должно быть предусмотрено не менее 3-х каникулярных периода. Для учащихся 6-летнего возраста в середине третьей четверти вводится каникулярная неделя в дополнении к каникулам, установленным режимом работы учреждения.

4. Гигиенические требования к расписанию уроков

4.1. Расписание занятий должно составляться не менее, чем на полгода и должно быть стабильным с целью выработки из учащихся устойчивого стереотипа.

4.2. При составлении расписания необходимо учитывать степень сложности предметов.

По степени сложности усвоения материала и содержанию обучения предлагается следующая группировка:

Первая степень сложности: учебные дисциплины, изучение которых требует от учащихся умения оперировать абстрактными понятиями, способности усваивать сущность явлений, законов,
категорий, а также запоминать большое количество фактического материала. Например: математика, физика, интегрированные уроки, обществоведение, изучение языков и др.

Вторая степень сложности: предметы, по которым учащиеся должны усваивать законы, факты (химия).

Третьей степень сложности: предметы, имеющие прикладной характер, при их изучении учащиеся, используя законы и теории, усваивают фактический материал, а также черчение и рисование.

Четвертая степень сложности: предметы, изучение которых помимо умственного труда требуют значительного объема физических действий (физическое воспитание, начальная военная подготовка).

4.3. Распределение предметов должно осуществляться в соответствии с динамикой недельной работоспособности, которая возрастает в середине недели (среда, четверг) и низкая в начале и в конце недели (понедельник, суббота).

4.4. При составлении расписания учебных занятий необходимо учитывать преобладание статистического и динамического компонента во время занятий.

Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практике и музыки. Это наименее утомительные уроки и при правильной организации они снимают возникшее на предшествующих занятиях утомление.

4.5. Для оценки правильности составления расписания используют ранговую шкалу (Сивков И.Г., 1978 г.) по которой подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах (таблица 3). Цифровые данные изображаются графически.

Таблица 3

Ранговая шкала трудности

1. Математика, интегрированные уроки - 11

2. Иностранный язык - 10

3. Физика, химия - 9

4. История - 8

5. Родной язык, литература - 7

6. Естествознание, география, этика, логика - 6

7. Физкультура, хореография - 5

8. Труд - 4

9. Черчение - 3

10. Рисование - 2

11. Музыка - 1

Расписание оценивается положительным, если образуется кривая с одним подъемом в среду или четверг - для пятидневной учебной недели, с одним подъемом в среду или в четверг, и двумя подъемами во вторник, пятницу - для шестидневной учебной недели (рис. 1, 2).
Приложение 1, 2.

4.7. В понедельник или субботу целесообразно включать в расписание занятий не более двух предметов первой степени сложности, в дни с высокой работоспособностью (вторник, среда, четверг) следует проводить 3 - 4 урока по предметам первой степени.

4.8. В зависимости от динамики способности учащихся, каждому дню теоретических занятий можно присвоить определенный ранг, указывающий степень благоприятности условий для изучения содержания учебного материала.

Наиболее благоприятный день имеет ранг 1. Это значит, что в этот день в расписание занятий следует включать больше предметов первой степени сложности (таблица 4).

Таблица 4

Рекомендуемое распределение предметов различной

степени сложности в зависимости от ранга дня

-------------------T-----------------------------------T-----¬

¦Степень сложности ¦ Количество часов по рангам ¦Всего¦

¦предметов +-------T-------T-------T-----------+часов¦

¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ ¦

¦ ¦среда -¦вторник¦пятница¦понедельник¦ ¦

¦ ¦четверг¦ ¦ ¦суббота ¦ ¦

+------------------+-------+-------+-------+-----------+-----+

¦Первая ¦ 4 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 10 ¦

¦Вторая ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 9 ¦

¦Третья - четвертая¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 5 ¦

¦Итого ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 24 ¦

L------------------+-------+-------+-------+-----------+------

4.9. Сдвоенные уроки в расписании допускаются только при проведении лабораторных, контрольных работ, уроков труда и занятий физкультурой в зимнее время.

В исключительных случаях сдвоенные уроки допускаются для учащихся 10 - 11-х классов.

4.10. Для детей, начавших обучение с 6 - летнего возраста, расписание уроков составляется в соответствии с требованиями действующих санитарных правил N 42-125-4216-86 “Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей шестилетнего возраста“ от 05.11.1985.

4.11. При составлении расписания уроков в учреждениях с 5-дневным обучением во вторник и среду следует включать большее количество уроков, чем в остальные дни недели.

5. Организация процесса обучения в учреждениях образования должна способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

6. Ответственность за выполнение санитарных правил

6.1. Ответственность за выполнение настоящих санитарно-гигиенических норм и правил возлагается на администрацию образовательного учреждения.

6.2. Медицинский персонал учреждения осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил в процессе учебных занятий и внеклассной работы учащихся.