Законы и постановления РФ

Решение Исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 25.10.1990 N 431 “О вопросах организации бытового обслуживания населения области в условиях перестройки экономического механизма хозяйствования“ (вместе с “Порядком передачи имущества предприятий службы быта в коммунальную собственность“, “Положением о вхождении и выходе предприятий из состава территориального производственного объединения бытового обслуживания населения“, “Порядком материально-технического обеспечения предприятий службы быта“, “Порядком продажи имущества предприятий службы быта“)

Утратил силу в связи с изданием постановления Администрации Вологодской области от 25.06.1992 N 309.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

РЕШЕНИЕ

от 25 октября 1990 г. N 431

О ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Рассмотрев пакет документов по вопросам организации бытового обслуживания населения области в условиях перестройки экономического механизма хозяйствования и передачи имущества предприятий бытового обслуживания населения в коммунальную собственность, одобренный экономическим консультативным советом, исполком областного Совета народных депутатов решил:

1. Пакет документов по вопросам организации бытового обслуживания населения утвердить (приложения 1 - 7).

2. Установить, что горрайисполкомы, которым передаются права собственника имущества предприятий бытового обслуживания населения на подведомственных территориях, несут полную ответственность
за удовлетворение потребностей населения в продукции, работах и услугах, развитии и совершенствовании материально-технической базы, защите социальных и экономических интересов членов трудовых коллективов этих предприятий. В работе по разгосударствлению предприятий бытового обслуживания населения руководствоваться утвержденным пакетом документов.

3. Сохранить за территориальным производственным объединением бытового обслуживания населения обязанности по материально-техническому снабжению предприятий, осуществляющих бытовое обслуживание населения области сырьем, материалами, оборудованием по централизованно распределяемой номенклатуре продукции.

4. Передать ТПО бытового обслуживания населения полномочия по сдаче в аренду, реорганизации и ликвидации в установленном порядке предприятий бытового обслуживания населения, в отношении которых ему делегированы права собственника.

Возложить на ТПО бытового обслуживания населения следующие функции:

осуществление найма руководителей арендных предприятий;

обеспечение контроля за деятельностью этих предприятий в пределах прав, предоставленных ему, как собственнику, не ущемляя хозяйственно-финансовой самостоятельности предприятий;

обеспечение расчетов по договорам аренды с этими предприятиями;

составление сводного бухгалтерского баланса и государственной статистической отчетности;

составление свода намерений предприятий и объединений по перспективе развития отрасли;

координация деятельности предприятий в вопросах методологии ценообразования и уровня цен по видам услуг;

изучение, обобщение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта развития службы быта;

осуществление координации деятельности предприятий по вопросам гражданской обороны объектов и мобилизационной работы.

5. Финансовому управлению облисполкома (т. Суворова) определить источник финансирования на содержание части исполнительного аппарата ТПО бытового обслуживания населения, осуществляющего возложенные на него государственные функции.

6. Настоящее решение действует до принятия республиканского законодательства о собственности и местном самоуправлении.

Председатель облисполкома

А.А.ТИТОВ

За управляющего Делами облисполкома

Г.А.СУВОРОВА

Утвержден

Решением

Исполнительного комитета

Вологодского областным

Советом народных депутатов

от 25 октября 1990 г. N 431

(приложение N 1)

ПОРЯДОК

ПЕРЕДАЧИ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

СЛУЖБЫ БЫТА В КОММУНАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

В соответствии с Законом СССР “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР“ и во исполнение решения Вологодского
облисполкома от 22 августа 1990 г. N 348 имущество предприятий службы быта передается в коммунальную собственность.

Территориальное производственное объединение бытового обслуживания населения, являвшееся собственником имущества предприятий службы быта области до вступления в действие Закона СССР “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР“, передает по балансу стоимость имущества предприятий службы быта в областную, городскую и районную коммунальную собственность.

Передача имущества оформляется двусторонним актом между РПО и горрайисполкомом с валютой баланса по состоянию на 1 октября 1990 года с указанием стоимости основных, оборотных средств, незавершенного строительства.

Инициатором передачи имущества являются горрайисполкомы. Для передачи имущества в коммунальную собственность решением горрайисполкома создается комиссия, в состав которой входят представители финансовых, банковских органов на местах, представители предприятий, имущество которых передается (руководитель и главный бухгалтер). Территориальное производственное объединение бытового обслуживания населения делегирует для участия в работе комиссии своего представителя с правом подписи акта. После приема имущества предприятий в коммунальную собственность, комиссия по вопросам разгосударствления решает вопросы передачи в аренду имущества, выкупа арендованного имущества и преобразования его в иную форму собственности.

Комиссия определяет формы собственности для государственного имущества, производит оценку стоимости имущества, подлежащего передаче в аренду, выкупу, определяет формы выкупа (полный выкуп имущества, выкуп в рассрочку, безвозмездная передача имущества, аукционная распродажа). При этом приоритетное право принадлежит коллективу, работающему на данном предприятии.

Составленный представителем горрайисполкома акт передачи имущества предприятий службы быта подписывается членами комиссии в трехдневный срок. Копии акта передачи направляются:

облисполкому;

собственнику имущества (горрайисполкому);

территориальному производственному объединению бытового обслуживания населения;

предприятию службы быта.

Данный порядок распространяется на передачу имущества в городскую и районную коммунальную собственность.

Утверждено

Решением

Исполнительного комитета

Вологодского областного

Совета народных депутатов

от 25 октября 1990 г. N 431

(приложение
N 2)

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВХОЖДЕНИИ И ВЫХОДЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ИЗ

СОСТАВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ОБЪЕДИНЕНИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В соответствии с Законами СССР “О государственном предприятии (объединении)“, “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР“, на основании решения Вологодского облисполкома от 22 августа 1990 г. N 348 предприятия службы быта области переданы в районную, городскую и областную коммунальную собственность.

В соответствии с Уставом территориального производственного объединения бытового обслуживания населения предприятия службы быта, кооперативы, частные лица, а также предприятия других отраслей могут входить в состав ТПО на добровольной основе.

Для вступления в состав ТПО необходимо подать письменное заявление и решение общего собрания (конференции) трудового коллектива, на котором предварительно обсуждаются условия вступления в ТПО. Заявление по поручению коллектива подписывают руководитель предприятия, председатель профсоюзного комитета и председатель совета трудового коллектива или совет правления предприятий.

Заявление трудового коллектива предприятия рассматривается на совете ТПО в 30-дневный срок, решение совета сообщается письменно в 10-дневный срок. При вступлении предприятия в ТПО заключается двусторонний договор сотрудничества, в котором оговариваются все необходимые условия и обязательства сторон. С целью формирования уставного фонда предприятие вносит вступительный взнос в размере 50 рублей за каждого работающего предприятия. При выходе предприятий из состава ТПО возвращается та часть вступительного взноса, которая образует оборотные фонды.

25 процентов вступительного взноса вносятся единовременно при вступлении в состав ТПО, остальная сумма - равными частями в течение года.

Ежегодный паевой взнос, расходуемый на содержание исполнительного органа ТПО с учетом частичного содержания учебно-производственного комбината, вносится в размере 25 рублей в расчете на каждого работающего на предприятии. Этот взнос при выходе из ТПО возврату не подлежит.

Целевые взносы, их размер и сроки внесения
определяются советом ТПО, они направляются на создание совместных предприятий для осуществления общеотраслевых целей на акционерной основе. При выходе из состава ТПО целевые взносы остаются собственностью держателя акций.

Для создания фонда риска участники ТПО вносят взнос в размере 10 руб. на одного работающего на предприятии, фонд риска формируется единовременно и может пополняться только на основании решения совета.

Уставный фонд может пополняться за счет прибыли от хозяйственной деятельности ТПО, а при необходимости - за счет вкладов его участников по целевым направлениям.

Любой участник может выйти из состава ТПО по истечении трех месяцев со дня письменного предупреждения об этом совета ТПО. Решение о выбытии из состава ТПО принимается на общем собрании (конференции) коллектива предприятия, письменное предупреждение подписывается руководителем предприятия, председателем СТК (правления), председателем профсоюзного комитета.

Выбытие из состава ТПО не освобождает участника от ранее принятых им согласно заключенному договору, полностью не завершенных на момент выхода обязательств по отношению к ТПО до момента окончания финансового года. В случае выбытия из состава участников ввиду невыполнения обязательств ТПО участнику возвращается целевой и паевый взносы. Размер и конкретный срок возврата использованного паевого и целевых взносов выбывшему участнику определяется советом ТПО. При этом срок возврата не должен превышать трех месяцев с даты выхода участника.

Утвержден

Решением

Исполнительного комитета

Вологодского областного

Совета народных депутатов

от 25 октября 1990 г. N 431

(приложение N 3)

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР

О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ГОРРАЙИСПОЛКОМАМИ И

ПРЕДПРИЯТИЯМИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Районный исполнительный комитет в лице председателя, действующего на основании прав по должности, Законов СССР “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР“, “О собственности в СССР“, Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, именуемый в
дальнейшем “Арендодатель“, с одной стороны и районное производственное объединение бытового обслуживания населения, в лице директора объединения действующего на основании прав по должности, именуемое в дальнейшем “Арендатор“, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду до 1996 г. основные средства на сумму (инвентаризационная опись производственных подразделений и оборудования прилагается к договору) и наделяет оборотными средствами, делегирует право пользования имуществом.

1.2. Используя переданные в аренду средства, Арендатор берет на себя обязательства обеспечить выполнение объемов реализации бытовых услуг в течение действия договора, не допуская снижения уровня объемов оказания услуг 1990 года.

Объем услуг по внутрисистемной кооперации согласовывается прямыми договорами между Арендатором и специализированными объединениями, руководствуясь спросом населения на услуги арендного предприятия и производственными возможностями.

1.3. Арендатор от полученного хозрасчетного дохода отчисляет арендную плату, состоящую из сумм амортизационных отчислений от стоимости арендованного имущества в доле, зависящей от степени участия арендодателя в воспроизводстве основных фондов, процента от прибыли, процента за пользование оборотными средствами (в размере не менее, чем процент за банковский кредит).

2. Права и обязанности Арендодателя

2.1. Проводить лицензирование деятельности предприятия.

2.2. Осуществлять контроль за деятельностью Арендатора по выполнению обязательств и соблюдению действующего законодательства по направлениям, вытекающим из настоящего договора.

Рассматривать и утверждать проекты планов перспективного развития предприятий службы быта в районе.

2.3. Устанавливать Арендатору ставки налога на прибыль, используя при этом возможности льготного налогообложения для обеспечения развития социально-важных видов услуг и услуг для жителей сельской местности.

2.4. Продавать или передавать безвозмездно в пользование Арендатора отдельные структурные подразделения, оборудование, а также наделять правами постепенного выкупа арендованного имущества. Выкуп производится либо в форме одноразовой уплаты,
либо в форме нескольких взносов, когда стоимость выкупаемого имущества погашается равными либо неравными долями в течение оговоренного срока выкупа.

2.5. Рассматривать вопросы организации совместных предприятий.

2.6. Предусматривать в бюджете финансирования содержание комплексной приемной сети, расположенной на территории района.

2.7. Создавать условия для эффективного использования арендованного имущества и поддержания его в надлежащем состоянии.

3. Права и обязанности Арендатора

3.1. На основании Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде формировать арендные отношения внутри предприятия, применять в своих структурных подразделениях договорные и арендные условия организации и стимулирования труда, заключать договоры между администрацией и трудовыми коллективами структурных подразделений.

3.2. Осуществлять в установленные сроки капитальный и текущий ремонты основных фондов, производить реконструкцию и текущий ремонт основных фондов, производить реконструкцию производства и строительство жилья, объектов социально-культурного комплекса за счет собственных средств, банковских кредитов или бюджетных средств.

3.3. Быть полным распорядителем остаточного хозрасчетного дохода, в том числе определять направления его расходования и процентное соотношение между фондами производственного и социального развития и фондами оплаты труда.

3.4. Создавать фонд риска (финансовый резерв), предназначенный для возмещения материального ущерба отдельных структурных подразделений и на другие неотложные нужды.

3.5. Для обеспечения производственной программы заключать договоры с поставщиками сырья, материалов и других материальных ресурсов.

3.6. Быть учредителем или членом союзов, ассоциаций, объединений, создаваемых на добровольной основе. Организовывать с согласия Арендодателя совместные предприятия.

3.7. Самостоятельно определять формы и системы оплаты труда для всех работников.

3.8. Частично или полностью выкупить основные фонды по остаточной стоимости по мере накопления средств и обращения их в свою собственность.

3.9. Учитывать результаты своей деятельности, вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законом для арендных предприятий.

3.10. Принимать выполнение заказов на
реализацию услуг в объемах не ниже уровня 1990 года.

3.11. Обновлять средства производства с учетом требований научно-технического прогресса.

3.12. Нести материальную ответственность за сохранность арендованного имущества в соответствии с законодательством СССР.

3.13. Повышать качество и культуру обслуживания.

3.14. Постоянно улучшать условия труда и быта работников.

3.15. Организовывать работу подразделений в режимах, согласованных с горрайисполкомами, соблюдая интересы клиентов и финансовые интересы предприятия.

3.16. Вести работу по внедрению новых видов услуг и форм обслуживания.

В договоре аренды могут быть предусмотрены и другие условия с учетом особенностей деятельности предприятия, его финансового состояния и состояния основных фондов.

Ответственность сторон за несоблюдение заключенного договора наступает в соответствии с действующим законодательством.

Утвержден

Решением

Исполнительного комитета

Вологодского областного

Совета народных депутатов

от 25 октября 1990 г. N 431

(приложение N 4)

ПОРЯДОК

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ СЛУЖБЫ БЫТА

Учитывая переход экономики на рыночные отношения, неподготовленность многих предприятий службы быта к работе в новых условиях, на основе существующей структуры ТПО создается координирующий орган по обеспечению материально-техническими ресурсами предприятий службы быта области. На этот орган возлагаются обязанности по сбору и учету потребности в материальных ресурсах, оборудовании, выступлению в роли оптового покупателя продукции, сырья в органах Госснаба СССР, управлении снабжения и сбыта облисполкома, республиканском производственно-коммерческом объединении “Росбытсоюз“, областном предприятии Ростекстильторг“ и других органах, выступающих в роли поставщиков материальных ресурсов.

Обеспечение материальными ресурсами предприятий, вошедших в состав ТПО бытового обслуживания населения, осуществляется на договорной основе, исходя из прогнозируемой возможности их поступления, на основе прогрессивных норм расхода.

Территориальные органы Госснаба СССР, управление снабжения и сбыта облисполкома и другие организации - фондодержатели, поставщики, на основании сложившейся в течение последних лет потребности, выделяют ТПО бытового обслуживания населения материальные ресурсы для обеспечения потребности предприятий, оказывающих бытовые услуги.

Рекомендуется
горрайисполкомам выделять предприятиям службы быта материальные ресурсы, имеющиеся (производимые) на предприятиях города (района), для проведения обменных операций и привлечения их из других регионов.

Городские предприятия, объединения, районные производственные объединения, имеющие собственное производство, рассчитывают потребности в сырье и материалах, представляют свои заявки в ТПО бытового обслуживания населения.

Срок и формы расчетов будут сообщены ТПО бытового обслуживания населения.

Районные производственные объединения бытового обслуживания населения (РПО), не имеющие собственного производства и работающие по кооперации с областными специализированными объединениями (предприятиями), строят свою работу на основе договоров.

РПО до 1 декабря заключают со спецобъединениями договор на выполнение работ и услуг в порядке внутрисистемного кооперирования, или заключают договор на реализацию изделий, в котором оговариваются объемы услуг, сроки поставки выполненных заказов (изделий), порядок взаиморасчетов и ответственность сторон.

Объемы выполненных услуг по договору должны быть не ниже предшествующего года.

Взаимоотношения сторон по договору регулируются правовыми актами и существующим порядком внутрисистемного кооперирования на принципах полного хозрасчета. Договоры заключаются с учетом сложившихся взаимоотношений между РПО и спецобъединениями.

Отказ спецобъединения от заключения договора с РПО исключается.

Утверждены

Решением

Исполнительного комитета

Вологодского областного

Совета народных депутатов

от 25 октября 1990 г. N 431

(приложение N 5)

РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПОРЯДКЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА

УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ

ПРЕДПРИЯТИЙ СЛУЖБЫ БЫТА

В соответствии со статьей 26 Закона СССР “О предприятиях в СССР“ предприятие реализует свои услуги по ценам, устанавливаемым самостоятельно. На основании этой статьи в условиях рыночной экономики и в переходный период к ней на предприятиях бытового обслуживания населения рекомендуется применять 2 вида цен:

1) свободные;

2) регулируемые.

Перечень видов услуг, на которые устанавливаются регулируемые цены, утверждается исполкомами местных Советов народных депутатов.

Регулируемые цены определяются, исходя из сложившейся фактической себестоимости услуги и уровня рентабельности, не превышающего 30
процентов, т.е. установленного для предприятий бытового обслуживания населения норматива.

Рекомендуется ввести регулируемые цены на следующие виды услуг:

1. ритуальные услуги;

2. изготовление металлоизделий, связанных с ритуальными услугами (изготовление оград, памятников, надгробий и т.п.);

3. ремонтные виды услуг по всем отраслям бытового обслуживания населения;

4. услуги химической чистки, крашения и прачечных для лиц малообеспеченных и инвалидов;

5. изготовление обуви с элементами ортопедии для инвалидов и малоимущих;

6. изготовление швейных изделий (за исключением изделий из натурального меха и натуральной кожи), трикотажных изделий, парикмахерских услуг для детских домов, школ-интернатов, домов престарелых и инвалидов.

На остальные виды услуг вводятся свободные цены.

Свободные цены определяются также исходя из фактической себестоимости услуги, а уровень рентабельности определяется самостоятельно предприятием, учитывая качество предоставляемой услуги, спрос населения на нее и льготы по налогообложению предприятия.

На любую цену, регулируемую или свободную, на предприятии должна составляться калькуляция себестоимости услуг. С этой целью на каждом предприятии рекомендуем определить конкретного исполнителя или создать отдел, ведающий ценообразованием. Ответственность за правильное определение цены возложить на руководителя предприятия.

Учитывая, что цены на сырье и материалы в условиях рыночной экономики также могут быть свободными, рекомендуется определять цену услуги только по стоимости обработки, без учета прикладных, вспомогательных материалов и фурнитуры.

При определении свободных и регулируемых цен на услуги необходимо учитывать разрядность ателье, парикмахерских, фотографий, уровень квалификации работников предприятия.

Рекомендуется применение регулируемых цен на социально необходимые виды бытовых услуг для следующих категорий граждан: инвалиды, малоимущие, многодетные семьи, студенты.

Утверждены

Решением

Исполнительного комитета

Вологодского областного

Совета народных депутатов

от 25 октября 1990 г. N 431

(приложение N 6)

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ

БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

С 1 января 1991 года вводятся в действие новые оптовые цены и тарифы, увеличиваются нормы амортизационных отчислений, взносы на социальное страхование и вводятся удорожающие факторы, в результате чего себестоимость бытовых услуг возрастает, как минимум в 1.8 - 2 раза.

В условиях перехода к рыночным отношениям это обстоятельство приведет к значительному удорожанию стоимости бытовых услуг, особенно в районах области и сельской местности.

С целью социальной защиты населения области от резкого повышения цен на услуги и в соответствии с правами, предоставленными местным Советам народных депутатов Законом СССР “О налогах с предприятий, объединений, организаций“, для предприятий бытового обслуживания населения рекомендуется льготный порядок налогообложения, в том числе прибыль, облагаемую налогом, рекомендуется уменьшать на:

а) сумму дополнительных расходов предприятий, связанных с обслуживанием сельского населения;

б) сумму прибыли, используемую на погашение кредита, предоставленного на финансирование централизованных государственных капитальных вложений (на срок, предусмотренный кредитным соглашением), не покрываемых за счет прибыли, направляемой на накопление;

в) сумму затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий в соответствии с нормативами затрат, утвержденную местными Советами народных депутатов по содержанию находящихся на их балансе объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений, пионерских лагерей, объектов культуры и спорта, а также объектов жилищного фонда;

г) сумму в размере 30 процентов затрат предприятий (кроме капитальных вложений) на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий;

д) сумму затрат, осуществляемых предприятиями за счет прибыли на оказание помощи сельскохозяйственным предприятиям в строительстве объектов на селе и приобретение оборудования для них.

Освобождать от налогообложения прибыль предприятий, направляемую на развитие собственной материально-технической базы в сельской местности, поселках городского типа и районных центрах.

Вопросы об освобождении предприятий бытового обслуживания населения от налога на прибыль или применение льгот решаются в каждом конкретном случае соответствующими исполкомами местных Советов народных депутатов, исходя из их финансового состояния.

Утвержден

Решением

Исполнительного комитета

Вологодского областного

Совета народных депутатов

от 25 октября 1990 г. N 431

(приложение N 7)

ПОРЯДОК

ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ СЛУЖБЫ БЫТА

В соответствии со статьей 24 Закона СССР “О собственности в СССР“ возможна передача государственного предприятия в арендное, или преобразование его в иное предприятие, основанное на коллективной собственности либо выкупа, т.е. их разгосударствление. Следует обозначить границы разгосударствления, за пределами которых был бы нанесен ущерб государственным интересам, то есть возможности влияния местных Советов народных депутатов на развитие сферы обслуживания населения.

Выкуп имущества предприятий службы быта производится по решению трудового коллектива с согласия арендодателя (собственника). Для осуществления выкупа необходима подача инициативного документа (заявления).

В выкупе предприятий службы быта могут принимать участие частные лица и иностранные граждане, трудовые коллективы, кооперативы, акционерные общества, совместные предприятия, другие предприятия и организации.

Выкуп может осуществляться по инициативе местных Советов народных депутатов.

Выкуп может быть осуществлен либо в форме одноразовой уплаты, когда необходимая денежная сумма выплачивается продавцу однократно, либо в форме нескольких взносов, когда стоимость выкупаемого государственного имущества покупателем погашается равными или неравными долями в течение оговоренного в договоре срока выкупа. Возможно наличие разных форм выкупа в зависимости от величины, состояния объекта, его значимости для развития услуг с зачетом части или всей арендной платы в счете выкупа. Источником формирования фонда выкупа могут быть как личные сбережения, так и банковский кредит, хозрасчетный доход предприятия, средства фондов экономического стимулирования и амортизационного фонда и т.д. Одним из эффективных средств преодоления отчуждения работников от производства будет создание акционерных предприятий, когда источником выкупа собственности и развития предприятий являются взносы членов коллектива или пай (условно-акция).

Выкупу подлежат основные и оборотные средства на дату совершения этого акта. В случае, если выкупу подлежит структурная единица, то предприятие составляет разделительный баланс с закреплением части оборотных средств.

Основные фонды выкупаются по остаточной стоимости, а полностью амортизационные - по оценочной стоимости, которая определяется созданной для этих целей комиссией местных Советов народных депутатов. Арендованные основные средства выкупаются с согласия арендодателя.

Основным документом, регламентирующим правовые отношения продавца и покупателя, является договор выкупа. Он заключается на началах добровольности и полного равноправия сторон.

В договоре выкупа определяются: состав и денежная (стоимостная) оценка выкупаемого государственного имущества, формы и источники выкупа, порядок и сроки выкупа, участие в выкупе третьих лиц, и в частности кредитов (банков), условия продавца и покупателя, гарантии качества выпускаемого государственного имущества и другие положения, связанные с особенностями объектов выкупа.

Не допускается принуждение к выкупу излишнего для покупателя государственного имущества.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору выкупа, в том числе за его изменение или расторжение в одностороннем порядке, стороны несут ответственность, установленную законодательством РСФСР и договором выкупа.

Собственник государственного имущества (продавец) вправе в договоре выкупа устанавливать на определенный срок условия, регламентирующие те или иные права и обязанности покупателя. В числе таких условий может быть принятие покупателем следующих обязательств:

оплачивать стоимость выкупаемого государственного имущества не только в денежном выражении, но и натурой - продукцией, производимой на выкупленном государственном имуществе (например, в случае выкупа ателье по пошиву легкого женского платья, установлена оценка данного подразделения - 50 тыс. руб., из них 25 тыс. руб. покупатель выплачивает в денежном выражении, а на 25 тыс. руб. изготавливает и передает продавцу готовую продукцию в течение установленного договором времени);

поставлять определенную часть производимой на выкупленном имуществе продукции потребителям, устанавливаемым продавцом имущества;

не изменять в течение определенного срока номенклатуру производимой на выкупленном имуществе продукции;

не перепродавать выкупленное имущество в течение трех лет;

иные обязательства, предусмотренные договором.

Договор выкупа может также содержать условия покупателя, обязывающие продавца государственного имущества в течение определенного времени сохранять материально-техническое обеспечение и рынок сбыта производимой на выкупаемом имуществе продукции, содействовать производственному, научно-техническому, социальному развитию покупателя, а также внешнеэкономической деятельности.

Право собственности у приобретателя государственного имущества возникает с момента регистрации в соответствующем исполкоме Совета народных депутатов государственного акта купли-продажи. Акт купли-продажи выдается после внесения в соответствующие бюджеты суммы выкупа.

Порядок выкупа арендованного имущества имеет свои особенности: решение о выкупе арендованного имущества принимается общим собранием (конференцией) трудового коллектива не менее чем двумя третями голосов его членов. Руководство арендного предприятия на основании решения общего собрания разрабатывает проект договора выкупа и направляет его органу, уполномоченному сдавать в аренду государственные предприятия (собственнику). Собственник обязан рассмотреть проект договора в тридцатидневный срок со дня его получения. Разногласия, возникающие при заключении договора выкупа, в том числе, связанные с необоснованным отказом от продажи арендованного имущества и просрочкой рассмотрения предложения, рассматриваются государственным арбитражем. После подписания договора оформляется акт купли-продажи.

В состав выкупаемого арендованного имущества включаются созданные до перехода на аренду основные производственные фонды и остатки оборотных средств, переданные в аренду или в пользование в соответствии с договором аренды, а также производственные фонды, приращенные за счет средств арендодателя или бюджетных ассигнований в ходе аренды.

Производственные фонды, созданные до перехода на арендные отношения за счет кредитов государственных банков, подлежат выкупу в размере погашенной части кредита. При этом включаются в стоимость выкупа основные фонды в размере непогашенной части кредита, если источником погашения кредита в период работы на аренде являлись собственные средства. В стоимость выкупа не включается имущество, приобретенное арендатором за счет собственных и привлеченных средств (прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, амортизационных отчислений и выручки от реализации основных фондов, созданных за счет собственных средств, фондов, созданных за счет паевых взносов членов коллектива, средств от продажи акций и других привлеченных средств). После выкупа арендного имущества, предприятие по решению трудового коллектива (не менее 2/3 голосов) может быть преобразовано в коллективное предприятие, кооператив, акционерное общество или иной вид коллективной собственности.

В случае продажи (выкупа) предприятия службы быта, имущество которого находится в городской или районной коммунальной собственности, в полном объеме, средства от продажи поступают в соответствующий бюджет городской или районный. При продаже предприятия, находящегося в областной коммунальной собственности, средства от продажи поступают“в областной бюджет, и затем перераспределяются: часть средств от продажи поступает на развитие предприятий, находящихся в областной коммунальной собственности. При продаже структурного подразделения средства от продажи остаются в распоряжении предприятия и направляются на развитие производственной и социальной сферы.

Нецелесообразно продавать, сохранив в государственной собственности, предприятия, имеющие в своем составе централизованные производства, осуществляющие методические, снабженческие функции для всех структурных подразделений области, города, в т.ч. для сельской местности, а также ателье, цеха, участки, обслуживающие ряд сельских районов, предприятия, оснащенные импортным оборудованием, а также являющиеся головными, базовыми, высокоразрядными, а именно:

Пошив и ремонт одежды. Пошив и ремонт обуви.

Цеха подготовительно-раскройные, по изготовлению прокладок, вырубке и обработке низа обуви, изготовлению форм, колодок, формованных подошв, капитальному ремонту оборудования, экспериментальные, высокоразрядные.

Ремонт сложно-бытовой техники.

Специализированные цехи по восстановлению и производству отдельных узлов и деталей.

Цехи, осуществляющие ремонт и изготовление ювелирных изделий.

Фотоуслуги.

Крупные и средние фотографии, оснащенные автоматизированным оборудованием, выполняющие высокохудожественные, широкоформатные работы, лаборатории, обслуживающие ряд фотографий. Функции сбора переработки серебросодержащих отходов и сдача в госфонд серебра.

Парикмахерские услуги.

Экспериментальные цехи, лаборатории, занимающиеся разработкой новых моделей, технологией выполнения причесок и стрижек.

Ломбарды.

Ломбарды, выполняющие операции по приему под залог изделий из драгоценных металлов и камней, учитывая, что невостребованные изделия должны быть в обязательном порядке сданы государству.