Законы и постановления РФ

Закон Красноярского края от 18.10.1999 N 8-497 “Об обращениях граждан“

Утратил силу в связи с принятием Закона Красноярского края от 20.11.2006 N 20-5379.

Вступает в силу в соответствии со статьей 21 данного документа

18 октября 1999 года N 8-497

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ЗАКОН

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на обращения в органы государственной власти Красноярского края, к депутатам Законодательного Собрания края, в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, депутатам представительных органов местного самоуправления (далее по тексту - органы и должностные лица).

2. Рассмотрение жалоб граждан на действия (решения) учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений регулируется федеральным законодательством.

3. Настоящий Закон не распространяется на обращение граждан, для которых законодательством Российской Федерации и Красноярского края установлен иной порядок рассмотрения.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Под обращениями в настоящем Законе понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства граждан, в том числе коллективные.

2. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) граждане - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Красноярского края;



2) предложения - обращения граждан, не связанные с нарушением их прав, направленные на улучшение организации работы органов государственной власти края и органов местного самоуправления или решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни края;

3) заявления - обращения граждан, связанные с реализацией прав, свобод и законных интересов, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами Красноярского края;

4) жалобы - обращения граждан по поводу нарушения их прав, свобод или законных интересов, допущенного в результате принятия решения или совершения действия (бездействия) органами государственной власти края, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными служащими;

5) ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за ними определенного статуса, прав, свобод, гарантий и льгот с приложением документов, их подтверждающих;

6) коллективные обращения - обращения двух или более граждан, в том числе принятые в ходе митингов, собраний;

7) повторные обращения - обращения, поступившие от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный федеральным и краевым законодательством для рассмотрения данного обращения срок или обратившийся не согласен с принятым по его обращению решением;

8) анонимные обращения - обращения, не содержащие сведений о личности обратившихся граждан, а именно: фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства, работы или учебы;

Статья 3. Право граждан на обращения

1. Граждане вправе лично или через своих представителей, уполномоченных в установленном законом порядке, обращаться:

а) в Законодательное Собрание Красноярского края и к его должностным лицам;

б) к Губернатору Красноярского края, в органы исполнительной власти края и к их должностным лицам;

в) в счетную палату Красноярского края и к ее должностным лицам, в Избирательную комиссию Красноярского края и к ее должностным лицам;

г) в органы местного самоуправления и к выборным и иным должностным лицам органов местного самоуправления.

2. Обращения граждан, поступившие в органы и должностным лицам из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, по линии прямой телефонной связи, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.

3. Органы государственной власти Красноярского края, органы местного самоуправления обязаны иметь в официальных помещениях в доступных местах постоянную информацию о днях и часах приема, а также в доступной форме (через газеты, телевидение, радио и другие общедоступные средства распространения информации) информировать граждан об органах и должностных лицах, рассматривающих обращения граждан, об их компетенции и порядке работы с обращениями граждан.



Глава II. РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Статья 4. Обязанность органов и должностных лиц рассматривать обращения граждан

1. Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, поставленных в обращении, обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Красноярского края.

2. Органы и должностные лица при рассмотрении обращений граждан обязаны:

1) внимательно разбираться в существе обращения;

2) в случае необходимости предложить обратившемуся лицу представить дополнительные документы, а также принимать другие меры в пределах своей компетенции для объективного разрешения вопроса;

3) оказывать содействие гражданам в получении необходимых документов, если запрашиваемые сведения не отнесены законодательством к категории сведений, составляющих государственную тайну, и не содержат иной информации, не подлежащей разглашению;

4) обеспечивать своевременное и правильное рассмотрение поступивших от граждан обращений;

5) систематически контролировать состояние дел по рассмотрению обращений граждан, принимать меры к устранению причин, вызывающих повторные обращения граждан;

6) сообщать гражданам о решениях, принятых по обращениям.

3. Органы и должностные лица дают разъяснения правовых актов Красноярского края, если законами края на них возложена обязанность по разъяснению правовых актов.

4. Органы и должностные лица обязаны систематически обобщать обращения граждан с целью изучения общественного мнения, совершенствования своей работы, выявления и устранения причин нарушения прав и законных интересов граждан, а также принимать другие меры в пределах своей компетенции для объективного разрешения вопросов, поставленных в обращениях граждан.

Статья 5. Подведомственность дел по обращениям граждан. Адресаты обращений граждан

1. Граждане подают свои обращения органам и должностным лицам в соответствии с их компетенцией.

2. Органы и должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по подведомственности, одновременно письменно извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.

3. Не допускается направление для рассмотрения по существу жалоб тем органам и должностным лицам, действия (бездействие) и решения которых обжалуются.

Статья 6. Устные обращения граждан

1. Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в обращении факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обратившихся известны или установлены путем предъявления документов, удостоверяющих личность.

2. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме и они не подлежат регистрации.

4. Устные обращения граждан, поступившие в адрес должностного лица на личном приеме, в ходе прямого эфира с ним на телевидении, прямой телефонной линии, на радио или в других средствах массовой информации, рассмотрение которых требует дополнительной проверки, подлежат обязательной регистрации и не позднее чем в пятидневный срок передаются для рассмотрения по подведомственности.

Статья 7. Письменные обращения граждан

1. Письменное обращение должно содержать наименование органа или должностного лица, которым оно адресовано, изложение существа обращения, фамилию, имя, отчество обратившегося, его место жительства, работы или учебы, контактный телефон, если такой имеется, дату обращения и личную подпись.

2. Все письменные обращения граждан регистрируются в день их поступления в порядке, определяемом настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами края.

3. Не рассматриваются обращения, содержащие нецензурные выражения.

4. Не рассматриваются обращения граждан, содержащие нечитаемый текст. В этом случае, если возможно установить адрес обратившегося лица, ему в пятидневный срок по поступлении обращения отправляется уведомление о невозможности рассмотрения нечитаемого текста обращения.

5. Письменные обращения граждан, а также обращения, зафиксированные на магнитоносителях и лазерных дисках, адресованные органам и их должностным лицам через средства массовой информации, в случае передачи их по назначению регистрируются в органах власти и рассматриваются в соответствии с требованиями настоящего Закона.

6. Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина, оформляются в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 8. Анонимные обращения граждан

1. Анонимные обращения граждан, поступившие в органы и должностным лицам, уполномоченным принимать решения по обращениям граждан, не рассматриваются и направляются в архив.

2. Анонимные обращения, содержащие угрозы физической расправы, причинения имущественного ущерба и иные угрозы, а также признания в совершенных преступных деяниях или сообщения о возможных преступных посягательствах, безотлагательно направляются в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Статья 9. Сроки рассмотрения обращений граждан

1. Обращения граждан рассматриваются в возможно более короткий срок, но не позднее пятнадцати дней, а требующие изучения и проверки - в срок не более одного месяца со дня регистрации.

2. В случае необходимости проведения дополнительной проверки, истребования дополнительных материалов либо принятия других мер срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем соответствующего органа по предложению лица, рассматривающего жалобу.

3. Общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для принятия решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях общий срок рассмотрения обращения продлевается на весь период судебного разбирательства.

4. В случае продления сроков рассмотрения обращений граждан орган или должностное лицо, рассматривающее обращение, извещает об этом обратившихся граждан в трехдневный срок.

5. Рассмотрение заявлений, жалоб и ходатайств, касающихся вопросов защиты прав детей, инвалидов, военнослужащих и членов их семей начинается безотлагательно и должно быть завершено не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня их поступления в органы государственной власти края и не позднее семи дней со дня поступления в органы местного самоуправления.

Сообщения о возможных авариях, катастроф и иных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера рассматриваются незамедлительно.

6. О результатах рассмотрения обращения гражданину направляется сообщение в течение пяти дней со дня принятия по нему соответствующего решения.

7. Течение срока, определенного периодом времени, начинается в день поступления обращения.

8. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

9. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день рассмотрения обращения. В случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Статья 10. Неразглашение сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращений граждан

1. Без согласия обратившихся граждан органам и должностным лицам запрещается разглашение сведений и распространение информации о частной жизни граждан, ставших известными этим органам и должностным лицам в связи с рассмотрением обращений граждан.

2. По просьбе обратившегося гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, месте работы или учебы и иные данные о его личности.

Статья 11. Личный прием граждан

1. Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края обязаны проводить личный прием граждан. Перечень должностных лиц, обязанных вести личный прием, определяется руководителем органа государственной власти края, органа местного самоуправления.

2. Личный прием граждан должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в том числе в нерабочее время для большинства граждан.

3. Порядок личного приема граждан регулируется Положениями, утверждаемыми органами государственной власти Красноярского края и органами местного самоуправления.

4. Неявка на личный прием по неуважительным причинам гражданина, подавшего обращение, не препятствует рассмотрению обращения. Признав необходимым личное участие гражданина в рассмотрение поданного им обращения, должностное лицо вправе перенести его рассмотрение на новый срок, но не более чем на один месяц.

При неявке гражданина, подавшего обращение, повторно без уважительных причин обращение остается без рассмотрения и направляется в архив, если его рассмотрение невозможно в отсутствие гражданина.

5. Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления несут личную ответственность за организацию приема граждан и рассмотрение их обращений в соответствии с законодательством Российской Федерации, Красноярского края и настоящим Законом.

Статья 12. Рассмотрение обращений граждан к депутатам

1. Депутаты Законодательного Собрания и депутаты представительных органов местного самоуправления рассматривают обращения граждан в соответствии с федеральным законодательством, с нормами настоящего Закона, Законов края “О статусе депутата Законодательного Собрания Красноярского края“ и “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Красноярском крае“.

2. Обращение избирателей, адресованные депутату избирательного округа, на территории которого они проживают, рассматриваются депутатом в первоочередном порядке.

3. Обращение граждан к депутату другого избирательного округа рассматриваются в пределах направлений его депутатской деятельности. Не относящиеся к ним обращения могут быть переданы по согласованию депутату соответствующего избирательного округа или возвращены без рассмотрения с извещением об органе власти или должностном лице, к компетенции которого относится рассмотрение данного вопроса.

4. Главы городов и районов края оказывают депутатам помощь в организации приема и рассмотрения обращения граждан.

Статья 13. Особенности рассмотрения отдельных категорий обращений граждан

1. Обращения граждан, содержащие одновременно признаки предложения, жалобы, заявления или ходатайства, а также касающиеся двух и более вопросов, могут направляться органами и должностными лицами, принявшими их к рассмотрению в пределах своей компетенции, наряду с рассмотрением их по существу и другим органам и должностным лицам в соответствии с их компетенцией. Указанные обращения рассматриваются в сроки, установленные для соответствующего вида обращений.

2. Повторные обращения рассматриваются в порядке, установленном данным Законом для первичных обращений.

3. При рассмотрении повторных обращений граждан к ним прилагаются материалы предыдущего рассмотрения.

Статья 14. Проведение проверок по обращениям граждан

1. Органы и должностные лица в целях обеспечения объективности и полноты рассмотрения обращений граждан могут принимать решение о проведении проверок и привлечении к их проведению специалистов других ведомств.

2. По окончании проверок обратившимся гражданам, а в случае проверок по жалобам - также лицам, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются, по их требованию предоставляется возможность знакомиться с материалами проверки в той мере, в которой это не затрагивает прав других граждан и не противоречит законодательству Российской Федерации и Красноярского края.

Статья 15. Права граждан при рассмотрении обращений

1. Граждане при рассмотрении их обращений имеют право:

а) знакомиться с материалами по делу об обращении;

б) представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающим обращение;

в) требовать получения в установленный срок письменного ответа о результатах рассмотрения обращения;

г) обжаловать принятое решение;

д) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края.

2. Граждане, обратившиеся с коллективными обращениями, реализуют права, определенные пунктом 1 настоящей статьи, через своих представителей.

3. Лица, действия (бездействие) или решения которых обжалуются, пользуются правами, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 16. Результаты рассмотрения обращений

1. По результатам рассмотрения обращений граждан орган или должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) о полном или частичном удовлетворении обращения;

2) об отказе (отклонении) полностью или частично в удовлетворении обращения.

3) о направлении обращения по подведомственности.

2. Решения по обращениям граждан должны быть мотивированными.

3. Орган или должностное лицо, принявшие решения по обращениям граждан, самостоятельно исполняют их либо поручают исполнение подчиненным им органам и должностным лицам.

4. В случае несогласия с решением, принятым органом или должностным лицом, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящему органу или должностному лицу либо в суд в установленном порядке.

Статья 17. Последствия принятия решения по жалобе

1. Если жалоба удовлетворена полностью или частично, орган или должностное лицо, принявшие решение по жалобе, обязаны принять в соответствии с их компетенцией необходимые меры по восстановлению нарушенных прав граждан, включая меры по принесению им извинения в письменном виде, а также по просьбе граждан проинформировать об этом заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

2. Если порочащие гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации края, он вправе потребовать публикации опровержения в порядке, установленном Законом Российской Федерации “О средствах массовой информации“ и законодательными актами Красноярского края.

Статья 18. Оформление и подача ходатайства

1. Ходатайства оформляются в случаях и по вопросам, прямо установленным законодательством Российской Федерации и Красноярского края.

2. Ходатайства подаются в органы власти, их должностным лицам и рассматриваются в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и Красноярского края.

3. Ходатайства принимаются к рассмотрению при наличии всех необходимых и правильно оформленных документов.

Статья 19. Подача коллективных обращений

Коллективные обращения граждан, в том числе принятые на собраниях (сходах), конференциях, митингах, рассмотрению в соответствии с положениями настоящего Закона, регулирующими порядок рассмотрения письменных обращений.

Глава III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан

Ответственность за нарушение настоящего Закона наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в газете “Красноярский рабочий“.

Губернатор

Красноярского края

А.И.ЛЕБЕДЬ