Законы и постановления РФ

Решение городского Совета ЗАТО г. Железногорск (Красноярский край) от 10.12.1997 N 8-93Р “Об утверждении Программы молодежной политики“

Вступил в силу с 1 января 1998 года (пункт 3 данного документа).

ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 10 декабря 1997 г. N 8-93Р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Заслушав и обсудив Программу молодежной политики, городской Совет решил:

1. Утвердить Программу молодежной политики (Программа прилагается).

2. Предоставить право городской администрации утверждать постановлениями главы администрации механизмы реализации Программы и контроля за ее выполнением.

3. Решение вступает в силу с 1 января 1998 года.

4. Контроль за исполнением данного решения возложить на заместителя председателя городского Совета Батухтина В.А.

Председатель

городского Совета

Б.Г.БЕЛЛЕР

УТВЕРЖДЕНО

решением городского Совета

от 10 декабря 1997 г. N 8-93Р

АДМИНИСТРАЦИЯ Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИМ

ОТНОШЕНИЯМ И ВНЕШНИМ СВЯЗЯМ

ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА 1998 ГОД

Разработано:

Руководитель УОПО и
ВС

_____________В.А.МАКУХИН

Зам. руководителя УОПО и ВС

_____________А.В.ТКАЧЕВ

СОГЛАСОВАНО:

Исполняющий обязанности

главы администрации

М.Ф.КОМАРОВА

Первый зам. главы администрации

А.П.ДЕКТЯРЕВ

Зам. главы администрации по

вопросам социальной сферы

К.Ф.СИНЬКОВСКИЙ

Зам. главы администрации

В.П.ПИЛИПЕНКО

Председатель КУМИ

Е.В.МАШКОВЦЕВА

Руководитель Управления экономического

прогнозирования и ценообразования

П.В.КОЖЕВНИКОВ

Руководитель ГОРФУ

Е.Н.ПАНЧЕНКО

Директор городского ЦЗН

И.Ф.ЧУПРИНА

Руководитель Управления культуры

Л.Н.СЕМИПУДОВА

Руководитель Управления образованием

М.И.ЛЕВЧЕНКО

Руководитель Комитета по Ф и С

С.А.СИМКАЧЕВ

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Основание для разработки

1.2. Характеристика проблемы

1.3. Подходы к формированию программы

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

3. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

4. РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

5. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА

6. ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

7. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ

8. ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

9. МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАТРАТЫ НА 1997 Г. ПО РЕАЛИЗАЦИИ

“ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ“

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Основание для разработки

Настоящая Программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года N 1-75 “О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики“, Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 “Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской федерации“.

1.2. Характеристика проблемы

1.2.1. Социальная характеристика городской молодежи

Молодежь нашего города, т.е. жители в возрасте от 14 до 30 лет, составляет 25129 человек, т.е. около 20% городского населения. Среди учащейся молодежи выделяются две значительные группы: учащиеся общеобразовательных школ - 25% от общего числа молодежи и студенты вузов - 39%.

Следует отметить наличие относительно немногочисленных, но тем не менее требующих особого внимания, групп молодежи:

- социально-опасные группы молодежи (судимые - 177 человек, стоящие на учете в наркологическом диспансере - 60 человек, в том числе 4 - по наркомании);

- молодые инвалиды (около 240 человек) в отличие от вышеописанной социально-опасной группы молодежи характеризуются высокой степенью зависимости от помощи со стороны государства в части трудоустройства и проблемы общения;

- демобилизованные воины (100-120 человек ежегодно) характеризуются наличием проблем трудоустройства при
отсутствии у большинства из них достаточного уровня квалификации, отсюда вытекает проблема получения образования, и зачастую учебу приходится совмещать с работой, кроме того данную группу отличает стремление после периода жестко регламентированной жизни получить максимум удовольствий и свободы, что может привести к ошибкам в поведенческом плане;

- группа молодых людей, проходивших службу в “горячих точках“, выделяется здесь в отдельную группу в связи с тем, что в психике людей, имеющих опыт боевых действий, происходят изменения, которые могут привести к поведению, опасному для окружающих, их, при наличии определенных льгот, характеризует потребность помощи со стороны городских властей при наличии достаточно жесткой потребительской ориентации, которую можно обозначить как стремление “получить свое от государства, которое задолжало“.

1.2.2. Основные тенденции в молодежной среде

С начала 90-х годов в социально-экономической жизни города стали происходить глубокие перемены, которые отразились не только на экономическом положении основных предприятий, но также и на судьбах живущих в нем людей.

Особенно болезненно влияют происходящие перемены на жизнь молодых людей, которые делают первые шаги по пути жизненного самоопределения. Сегодняшний период социализации молодежи города происходит в сложных условиях экономической и политической нестабильности, растущей безработицы и беспрецедентной ломки традиционных ценностей. Отсюда растерянность и пессимизм у одних, озлобленность и агрессивность у других. Обозначились опасные деформации в воспроизводственном механизме общества, усиливающие его дезинтеграцию. Многоплановость происходящих процессов увеличивает потребность практики в диагностике ситуации и поиске компетентных управленческих решений.

Каким образом отразились происходящие перемены на взглядах и жизненных планах молодежи? Будет ли молодежь продолжателем дел и традиций их отцов и дедов, построивших город? Наконец, существует ли у города реальная перспектива остаться “родным домом“ для молодых людей, вступающих
во взрослую жизнь?

Одна из особенностей сегодняшней ситуации состоит в том, что стремительное обновление общественной жизни предполагает опережающее влияние на процессы, происходящие в молодежной среде, то есть знание о том, какие изменения и когда будут происходить в определенных группах молодежи. Однако, прогноз возможных изменений должен опираться на полную и достоверную информацию о реальных процессах, происходящих в молодежной среде, а также учитывать динамику происходящих перемен.

С этой точки зрения показательны социологические исследования, проведенные среди выпускников школ города в течение 1991-1997 гг. Рассматривая эту категорию молодежи, как завершившую определенный жизненный цикл, можно сделать выводы о тех базовых ценностных интересах (ориентирах), которые во многом характерны для большинства молодых горожан.

Ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития.

В зависимости от того, на достижение каких ценностей направляют свои усилия выпускники школ города, в зависимости от того, какие объекты являются для них наиболее значимыми, мы можем судить об их духовном мире их, проблемах и перспективах.

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ

На основании последнего опроса, проведенного в 1997 г., можно утверждать, что выпускники школ, в первую очередь, испытывают следующие потребности:

1. Потребность в любви - (2.46);

2. Потребность в общении - (2.37);

3. Потребность в труде - (2.22);

4. Потребность в развлечениях - (2.21);

5. Потребность в свободе - (2.14)

6. Потребность в альтруизме - (2.12);

Далее следуют потребности: в престиже (2.10), в знаниях (1.97), в лидерстве (1.80), в риске (1.79), в приобретении вещей (1.78), в романтике (1.72), подчинении (1.53), в доминировании (1.52) и эстетическая (1.50).

Всегда ли для выпускников школ было характерным именно такое соотношение потребностей, какое сложилось в 1997 г.?

В таблице
приведены данные сравнительного коэффициента по каждому переживанию за последние 7 лет.

Таблица 1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ВЫПУСКНИКАМИ ШКОЛ ЗАТО НА ПРОТЯЖЕНИИ 1991-1997

-----T-----------------T------T-----T-----T-----T-----T-----T----¬

¦ ¦ Потребности ¦ 1991 ¦1992 ¦1993 ¦1994 ¦1995 ¦1996 ¦1997¦

+----+-----------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+----+

¦ 1. ¦в любви ¦ 2.45 ¦2.30 ¦2.52 ¦2.58 ¦2.45 ¦2.44 ¦2.46¦

¦ 2. ¦в общении ¦ 2.46 ¦2.22 ¦2.29 ¦2.40 ¦2.35 ¦2.32 ¦2.37¦

¦ 3. ¦в труде ¦ 2.32 ¦2.16 ¦2.38 ¦2.43 ¦2.43 ¦2.39 ¦2.22¦

¦ 4. ¦в развлечениях ¦ 2.38 ¦2.10 ¦2.27 ¦2.18 ¦2.25 ¦2.15 ¦2.21¦

¦ 5. ¦в свободе ¦ 2.52 ¦2.37 ¦2.34 ¦2.41 ¦2.44 ¦2.26 ¦2.14¦

¦ 6. ¦в альтруизме ¦ 2.33 ¦2.11 ¦2.22 ¦2.18 ¦2.42 ¦2.36 ¦2.12¦

¦ 7. ¦в престиже ¦ 2.02 ¦1.93 ¦2.03 ¦1.96 ¦2.13 ¦2.00 ¦2.10¦

¦ 8. ¦в знаниях ¦ 2.19 ¦1.56 ¦2.12 ¦1.73 ¦1.99 ¦1.81 ¦1.97¦

¦ 9. ¦в лидерстве ¦ 1.96 ¦1.92 ¦1.86 ¦1.80 ¦2.04 ¦1.90 ¦1.80¦

¦ 10.¦в риске ¦ 1.66 ¦1.60 ¦1.83 ¦1.83 ¦1.92 ¦1.92 ¦1.79¦

¦ 11.¦в накоплении ¦ 1.88 ¦1.79 ¦1.81 ¦1.82 ¦1.74 ¦1.85 ¦1.78¦

¦ 12.¦в романтике ¦ 2.00 ¦1.67 ¦1.66 ¦1.89 ¦1.67 ¦1.63 ¦1.72¦

¦ 13.¦в покровительстве¦ 1.30 ¦1.35 ¦1.50 ¦1.15 ¦1.35 ¦1.46 ¦1.53¦

¦ 14.¦в
превосходстве ¦ 1.44 ¦1.34 ¦1.46 ¦1.31 ¦1.49 ¦1.42 ¦1.52¦

L----+-----------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----

Сравнительный анализ потребностей показывает, что в целом на протяжении исследуемого периода ведущими для выпускников школ были “светлые“ переживания, хотя до 1993 г. возглавляла список переживаний потребность в свободе, которая рассматривается как “темная“. В 1993 году потребность в свободе становится третьей, и несмотря на неожиданный подъем, уже с 1996 г. - она становится только пятой. Возможно, это свидетельствует о частичной удовлетворенности данной потребности.

Доминирующей потребностью у выпускников, начиная с 1993 г., становится потребность в любви. Стабильно высокой (в пределах второго-четвертого места) остается у выпускников потребность в общении.

Одновременно с потребностью в любви и в общении на первый план выходит потребность в труде, которая последовательно занимает второе или третье место в списке ведущих потребностей на протяжении ряда последних лет. В 1997 г. несколько снизилась значимость альтруистической потребности. Однако, на протяжении последних 7 лет эта потребность никогда не опускалась ниже шестой позиции.

Стабильно четвертой остается потребность в развлечениях, которая рассматривается как “темная“.

По материалам проведенного исследования все шесть перечисленных потребностей, а именно: в любви, общении, труде, свободе, развлечениях и альтруизме - с полным правом можно назвать основными, потому что на протяжении последних семи лет именно эти переживания потребностей последовательно занимали первые шесть мест в перечне “приятных переживаний“ (таблица 2).

Их условно можно назвать “основными“ переживаниями, в то время как остальные девять переживаний все это время располагались в пределах от 7 до 15 позиции и поэтому условно могут быть названы “дополнительными“ (таблица 2).

Таблица 2

МЕСТО ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ С УЧЕТОМ

ИХ ЗНАЧИМОСТИ В ОБЩЕМ СПИСКЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ (1991-97 гг.)

-------------------T------T-----T-----T-----T------T------T------¬

¦ ПОТРЕБНОСТИ ¦ 1991 ¦1992 ¦1993 ¦1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦

+------------------+------+-----+-----+-----+------+------+------+

¦ В ЛЮБВИ ¦ 3 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦

¦ В ОБЩЕНИИ ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 4 ¦ 2 ¦

¦ В ТРУДЕ ¦ 5 ¦ 4 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 3 ¦

¦ В РАЗВЛЕЧЕНИЯХ ¦ 4 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 4 ¦

¦ В СВОБОДЕ ¦ 1 ¦ 1 ¦ 4 ¦ 3 ¦ 2 ¦ 5 ¦ 5 ¦

¦ АЛЬТРУИСТИЧЕСКАЯ ¦ 6 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 4 ¦ 3
¦ 6 ¦

L------------------+------+-----+-----+-----+------+------+-------

Таким образом, анализируя динамику социальных потребностей выпускников школ за последние несколько лет, можно прийти к выводу, что ведущими остаются те же самые потребности, что и ранее. Вместе с тем значимость основных потребностей меняется, так на первый план со временем вышли потребности в любви, труде, общении. Принадлежность всех этих переживаний к “светлым“ позволяет предположить наличие конструктивных изменений в эмоциональной направленности выпускников школ.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫПУСКНИКОВ

Другим вектором эволюции ценностей выпускников может служить их отношение к актуальным проблемам.

Таблица 3

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ ЗАТО (в %)

---------------------------------------T----T----T----T----T----T----¬

¦ ¦1992¦1993¦1994¦1995¦1996¦1997¦

+--------------------------------------+----+----+----+----+----+----+

¦1 Свое материальное положение ¦ 56¦ 63¦ 63¦ 58¦ 70¦ 70¦

¦2 Возможность реализовать свои планы ¦ 62¦ 68¦ 66¦ 70¦ 67¦ 67¦

¦3 Своя учеба ¦ 41¦ 34¦ 36¦ 54¦ 50¦ 47¦

¦4 Взаимоотношения с лицами другого ¦ 46¦ 46¦ 46¦ 35¦ 48¦ 42¦

¦ пола ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦5 Рост преступности ¦ 41¦ 41¦ 44¦ 46¦ 46¦ 40¦

¦6 Охрана, защита своей безопасности ¦ 55¦ 55¦ 50¦ 46¦ 45¦ 36¦

¦7 Взаимоотношения с родителями ¦ 44¦ 29¦ 26¦ 33¦ 41¦ 34¦

¦8 Состояние своего здоровья ¦ 38¦ 46¦ 42¦ 33¦ 45¦ 31¦

¦9 Состояние окружающей среды в городе¦ 33¦ 23¦ 22¦ 23¦ 32¦ 29¦

¦10 Культурное развитие города ¦ 22¦ 13¦ 13¦ 23¦ 34¦ 28¦

¦11 Жилищно - бытовые условия ¦ 34¦ 33¦ 29¦ 24¦ 33¦ 20¦

¦12 Взаимоотношения с товарищ. по учебе¦ 28¦ 22¦ 17¦ 20¦ 21¦ 20¦

¦13 Снабжение товарами ¦ 58¦ 40¦ 34¦ 16¦ 25¦
15¦

¦14 Внутриполитическая обстановка ¦ 19¦ 13¦ 22¦ 13¦ 21¦ 07¦

¦15 Возможность участв. в обществ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ жизни ¦ 06¦ 08¦ 03¦ 11¦ 09¦ 06¦

L--------------------------------------+----+----+----+----+----+-----

Сравнивая между собой ответы, полученные на этот вопрос в 1997 г., можно прийти к выводу, что по степени представленности и значимости перечисленные проблемы можно разделить на три основные группы: к первой группе можно отнести те проблемы, которые отмечают большинство опрошенных, так называемые “общие проблемы“, такие как “свое материальное положение“ и “возможность реализовать свои планы и желания“. На протяжении всех последних пяти лет именно эти вопросы всегда были на первом месте.

Близко к этой группе “общих проблем“ расположены проблемы, свойственные значительной части опрошенных выпускников школ. Для этой группы вопросов характерным является значительное преобладание доли респондентов, отметивших “очень волнует“, над теми, кто отметил “на данный момент не волнует“. Ко второй группе проблем можно отнести такие как: “своя учеба“, “охрана и защита своей безопасности“, “рост преступности“, “взаимоотношения с лицами другого пола“, “взаимоотношения с родителями“ и “состояние своего здоровья“.

Третью группу актуальных проблем можно было бы назвать “локальными“, т.е. характерными только для некоторой части учащихся. При этом доля респондентов, ответивших, что названная проблема их “на данный момент не волнует“, выше, чем доля тех, кто отметил, что “очень волнует“. К ним следует отнести: “состояние окружающей среды в городе“, “культурное развитие города“, “взаимоотношения с товарищами по учебе“, “жилищно-бытовые условия“, “снабжение товарами“, “внутриполитическая обстановка“ и “возможность участия в общественной жизни“.

Второй год подряд в течение последних шести лет первое место по степени актуальности занимает такая острая проблема, как “материальное положение“. Любопытно то, что в 1992 г. “материальное положение“ занимало сначала третью позицию, уступая “возможности реализовать свои планы и желания“, а также “снабжению товарами“. В 1993 г. вышло на вторую, и, наконец, в 1996 г. актуальность этой проблемы возросла настолько, что опередила традиционно лидирующую “возможность реализовать свои планы и желания“ и стала наиболее важной проблемой для учащихся выпускных классов.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Характерно то, что обострение материальных проблем респондентов на протяжении всего исследуемого периода совпадает по своим “пикам“ и “спадам“ с аналогичными изменениями в других актуальных проблемах, таких как: “взаимоотношения с лицами противоположного пола“ и “состояние своего здоровья“, а также частично совпадает со “снабжением товарами“ и “взаимоотношениями с родителями“. Последнее вполне объяснимо-большая часть опрошенных получает деньги от родителей, таким образом, проблемы родителей (растущая в городе безработица и задержка выплаты заработной платы) отражаются на взаимоотношениях с детьми и в целом на уровне удовлетворенности своим материальным положением. Проведенное исследование показывает, что особенно за последний год заметно увеличилось число респондентов, которые оценивают свое материальное положение как “неудовлетворительное“, а количество тех, кто затрудняется ответить на этот вопрос, год от года продолжает уменьшаться.

Большинство учащихся выпускных классов уже осознают себя, как вполне взрослых людей, со “взрослыми“ интересами и желаниями, однако, уровень реальных возможностей 17-летних, особенно в материальном плане, заметно отстает от их желаний

Около 40% выпускников в целом удовлетворены своими финансовыми возможностями. Примерно такое же количество учащихся в целом не удовлетворены своими денежными возможностями, из них 17% - полностью.

Таблица 4

НАСКОЛЬКО ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ СВОИМИ

ФИНАНСОВЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ? (%)

--------------------------------T-----T------T------T------T-----¬

¦ ¦1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997¦

+-------------------------------+-----+------+------+------+-----+

¦ Удовлетворен в полной мере ¦ 10 ¦ 07 ¦ 07 ¦ 09 ¦ 11 ¦

¦ Скорее удовлетворен, чем “нет“¦ 22 ¦ 22 ¦ 34 ¦ 31 ¦ 17 ¦

¦ Затрудняюсь ответить ¦ 25 ¦ 20 ¦ 11 ¦ 16 ¦ 24 ¦

¦ Скорее “нет“, чем “да“ ¦ 31 ¦ 29 ¦ 30 ¦ 24 ¦ 25 ¦

¦ Совершенно не удовлетворен ¦ 14 ¦ 17 ¦ 11 ¦ 17 ¦ 19 ¦

L-------------------------------+-----+------+------+------+------

Большая часть опрошенных выпускников школ (61%) обычно имеют небольшую сумму, которую могут тратить на развлечения. Однако их количество сокращаться. Так в 1997 г. этот вариант ответа отметили уже только 60% выпускников. По сравнению с 1994 г. их стало меньше на 15%. Впервые за все 6 лет исследований, количество ребят, которые “практически все что есть тратят на повседневное питание“, достигло трети от общего числа опрошенных. По сравнению с 1992 г. эта цифра выросла втрое.

Число респондентов, которые ответили, что им “хватает почти на все, что хочется“, также продолжает сокращаться. По сравнению с прошлым годом их стало почти вдвое меньше, а по сравнению с 1992 г. - втрое. Все это говорит об усилении процессов дифференциации и расслоения по материальному признаку среди учащихся старших классов.

Впервые в 1997 г. третье место по уровню расходов заняла статья “покупка спиртного“. Ее отметили практически две трети опрошенных. По сравнению с 1992 г. расходы на покупку спиртного возросли у старшеклассников в два с половиной раза. Если рассмотреть расходы юношей и девушек раздельно, то становится очевидным тот факт, что покупка спиртного является для юношей чуть ли не главной статьей расходов (79%). Очень настораживает и факт резкого увеличения потребления спиртного девушками в 1997 году. Так если в прошлом году расходы на спиртное отметили только 11% девушек, то в текущем году эту статью расходов указали уже 57%.

Серьезную тревогу вызывает и распространение наркотических препаратов. Проведенный опрос показал, что 28% выпускников уже хотя бы раз пробовали употреблять наркотические вещества. В основном речь идет о курении т.н. “травки“, хотя 1-2% опрошенных отметили, что употребляли и более сильные наркотические вещества.

Главный источник “карманных денег“ для большинства учащихся это те деньги, которые дают им родители (95-99% учащихся). На втором месте по частоте ответов “случайные заработки“ (43%). Далее следует “подработка во время летних каникул“ (34%). Тяжелое финансовое положение, в которое попали многие городские предприятия, снизило долю “подработки на предприятии“ в 9 раз (с 56% до 06%). Вместе с тем изменился и характер “подработки“, теперь это уже не госпредприятие, а чаще МП или частная фирма.

Практически на треть по сравнению с 1993 г. снизилось количество учащихся, которые бы использовали в качестве подработки устройство на временную работу (соответственно 60% и 40%).

Данные исследований по выпускникам школ за последние 5 лет показывают, что незаконные способы зарабатывания денег, такие как: проституция, воровство, рэкет приобретают все большее распространение среди молодых людей.

Другой “общей“ проблемой для выпускников является “возможность реализации своих планов и желаний“. Раскрывая содержание этого вопроса в свободном комментарии, опрошенные, как правило, имеют в виду ближайшие аспекты своего будущего, то есть поступление в ВУЗ или устройство на работу в том случае, если не удастся поступить сразу. Для юношей - это еще и служба в армии, а для девушек - замужество.

В целом за исследуемый период значимость этого вопроса для выпускников не уменьшается, а имеет некоторую тенденцию к росту. Можно предположить, что и в дальнейшем вопросы реализации личных планов и желаний останутся одной из наиболее актуальных проблем выпускников.

С помощью корреляционного анализа выявлена взаимосвязь между проблемой реализации своих личных планов и желанием респондента покинуть город. Так те, для кого указанная проблема не является актуальной, значительно чаще хотели бы остаться в городе, чем те, для кого она является актуальной, среди последних преимущественно девушки. Известный психолог И.С. Кон считает, что построение жизненных планов в юности всегда тесно связано с уровнем притязаний молодого человека. Чем они выше - тем острее переживания, связанные с реализацией личных планов.

“ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНЫХ ПЛАНОВ“

70%

68% 66% * 67% 67%

62% * * * * *

* * * * * *

* * * * * *

1992 1993 1994 1995 1996 1997

Рис. 1

Заканчивая рассмотрение “общих“ актуальных проблем, необходимо еще раз обратить внимание на то, что от всех других вопросов их отличает не только то, что они отмечены большинством респондентов, но также и то, что они сохраняют высокий уровень актуальности на протяжении всех последних семи лет.

Данные исследований по выпускникам школ за последние 5 лет показывают, что незаконные способы зарабатывания денег, такие как: проституция, воровство, рэкет - приобретают все большее распространение среди молодых людей. Большая часть выпускников школ (60%) обычно имеют небольшую сумму, которую могут тратить на подарки и развлечения. Однако лишь 28% выпускников в целом удовлетворены своими финансовыми возможностями. Значительно усилились за последние годы процессы дифференциации и расслоения по материальному признаку среди учащихся старших классов. Втрое больше стало тех, кто практически все деньги тратит на повседневное питание. Расходы на приобретение алкоголя стали одной из ведущих статей расходов для учащихся 11-х классов. Каждый второй из учащихся отмечает, что тратит свои карманные деньги на продукты питания.

Наряду с алкоголем, продолжает возрастать употребление наркотических веществ. Каждый четвертый среди опрошенных, а среди юношей - каждый третий, хотя бы раз в своей жизни уже пробовал употреблять наркотические вещества.

У молодых людей остается все меньше возможностей для самостоятельного (законного) заработка. Основным источником “карманных денег“ для большинства учащихся по-прежнему остаются деньги родителей, а также “случайные заработки“, которые не дают гарантии дальнейшей подработки. Продолжает снижаться роль подработки во время летних каникул. В связи с этим расширяются рамки незаконных способов приобретения денег, таких как: воровство, вымогательство, проституция и др. В целом, каждый четвертый выпускник, а среди юношей - каждый третий, имеет среди своих знакомых кого-либо, кто зарабатывал бы деньги незаконно. Характерно то, что большая часть опрошенных, в принципе, лояльно относится к таким способам заработка, морально оправдывая их ситуацией необходимости (“нужды“).

В то же время основная масса учащихся, все же ориентирована на законный заработок и хотела бы подрабатывать в течение учебного года, желательно во время каникул. Вместе с тем, отношение учащихся к работе неоднозначно. Только часть из них готовы заниматься “черновой работой“, большая часть - хотели бы иметь возможность трудиться, выполняя какую-либо интеллектуальную (чистую и, нередко, легкую) работу.

Таким образом, потребность молодых людей в расходах на развлечения и продукты питания, реализуемая на фоне возникшего расслоения по материальному признаку, меняет нравственные критерии оценки поступков. Акцент переносится с выполнения предписаний как таковых на условия совершения и мотивацию поступков. Думается, что сохранение такой ситуации длительное время может привести к формированию асоциальной (противоправной) установки в сознании значительной части учащейся молодежи - “можно все, если этого очень хочется“.

По материалам проведенного исследования - свыше половины выпускников хотели бы обучаться какой-либо профессии еще во время учебы в школе. При этом речь идет не столько о рабочих специальностях, сколько об освоении азов тех профессий, на которые действительно ориентированы учащиеся (юрист, экономист, педагог).

Вкратце можно сделать вывод о том, что профессиональный выбор выпускников стал более ранним и более осознанным. И хотя ведущим по-прежнему остается блок экономических специальностей, все более популярными становятся профессии, ориентированные на работу с людьми, такие как: педагог, психолог, юрист. Отношение учащихся к предпринимательской деятельности становится более взвешенным, молодые люди начинают понимать, что основа успеха это - образование. Тенденция к росту технических специальностей, особенно к профессии программиста, связана с интересом ребят к новейшим компьютерным технологиям, дальнейшими перспективами и престижностью этой специальности среди молодежи, особенно юношей. Вместе с тем, все больше старшеклассников задумываются о своих перспективах после окончания учебного заведения. Большинство учащихся хотели бы получить профессию или знания о профессии еще во время обучения в школе.

Подводя итог изменениям в коммуникативной ориентации выпускников школ города, можно остановиться на следующих моментах:

Проведенное исследование подтвердило, что “любовь“ по-прежнему остается для молодых людей наиболее важным ценностным ориентиром в сегодняшней жизни.

Профессиональный выбор выпускников стал более ранним и более осознанным. Большинство учащихся хотели бы получить профессию или знания о профессии еще во время обучения в школе.

Разрушение коллективистского сознания и расцвет индивидуализма вызывает у молодежи своеобразный протест. Очевидно, в противовес этому за последние три года резко возросло значение таких общечеловеческих качеств, как: “доброта“, “нежность“, “понимание“ - причем не только по отношению к девушкам, но и к юношам. Повысилась социальная значимость моральных качеств личности, таких как: “честность“ и “верность“.

Таким образом, несмотря на широкое распространение индивидуалистической морали и новых стандартов отношений между полами, большая часть молодежи не утратила идеалов коллективистского сознания и общечеловеческих ценностей, определяющих отношения между людьми.

Теоретический и практический анализ собранного материала, позволяет оформить “усредненный образ“ или социальный портрет выпускника школы 1997 года следующим образом:

Это молодой человек (или девушка) 17 лет, основными потребностями которого (или которой) являются потребности в любви, в общении, в самостоятельной деятельности, в развлечениях. Самыми актуальными последние два года для него являются вопросы, связанные с его материальным положением. А также проблемы “возможности реализации своих планов“ и “учебы“. “Средний“ выпускник достаточно уверен в себе, и хотя он несколько обеспокоен возможными перспективами безработицы после окончания учебного заведения, в целом оптимистично смотрит в будущее. Основными условиями своего дальнейшего успеха в жизни он считает: “образование“, “деньги“, “способности“ и “дружеские связи“, поэтому в жизни стремится к тому, чтобы “заниматься любимым делом“, иметь “большой заработок“, “раскрыть свои способности“ и “заслужить уважение друзей и знакомых“. При выборе будущей профессии он все больше ориентируется на ее престижность и практичность. Не случайно в списке предпочтительных специальностей на первом месте у него - экономические специальности. Выпускник также с симпатией относится к специальностям программиста, психолога, педагога и юриста. Ориентация на работу с людьми является частью нереализованной потребности в общении, которая большей частью проявляет себя в сфере досуга и развлечений. Эта сфера является для него (для нее), пожалуй, основной с точки зрения реализации возрастных потребностей. Однако именно она менее всего адаптирована и, главным образом, из-за катастрофического диссонанса между высокими потребностями и чрезмерно малыми возможностями (прежде всего - финансовыми). Вследствие этого вопросы материального плана становятся сверхактуальными, а в ряде случаев определяющими взгляды молодого человека на жизнь. Так при выборе профессии он (или она) начинают ориентироваться исключительно на высокооплачиваемую работу (пусть даже в ущерб своим интересам, а возможно и своим нравственным заповедям). Выпускник все острее чувствует, что его среда начинает расслаиваться по материальному признаку, и хотя количество “не обеспеченных“ учащихся пока еще не превышает трети, он ни за что не хочет быть “необеспеченным“. Поэтому он изо всех сил стремится достать где-либо денег для того, чтобы соответствовать определенному “стандарту обеспеченности“.

Прежде всего - по одежде, а во вторую очередь - по образу жизни, то есть: участвовать в вечеринках, ходить с друзьями на дискотеки и на танцы, дарить подарки, участвовать в совместных расходах на спиртное, а иногда и на “травку“. При всем при этом часть денег уходит и просто на повседневное питание. Учитывая, что родители “нашего“ выпускника тоже испытывают серьезные материальные проблемы, ему (или ей) все чаще приходится задумываться о том, где бы и как можно было бы “добыть“ необходимое количество денег. Самостоятельные поиски возможного заработка далеко не всегда оказываются успешными. Уже не так то просто получить работу во время летних каникул, а устроиться подрабатывать на какое-либо предприятие почти невозможно. При этом надо заметить, что “наш выпускник“ все-таки чувствует себя элитарным и поэтому за любую работу браться не станет. “Тяжелому физическому“ труду часто предпочитает интеллектуальную и чистую (пусть даже малооплачиваемую) работу. В то же время перед глазами выпускника много примеров того, как люди без должного образования и опыта имеют достаточно средств для удовлетворения своих потребностей.

Недостаток возможностей для “законного“ получения необходимых средств подталкивает некоторых “знакомых нашего выпускника“ к незаконным видам заработка, таким как воровство, вымогательство и проституция. Выпускник не одобряет, но и не осуждает их. В оценке человеческих поступков он начинает отталкиваться уже не от самого поступка,“как такового, а от ситуации и условий, которые могут оправдать совершение противоправного или аморального поступка. Широко распространенной становится формулировка, защищающая человека, который совершает его - “нужда заставила“. Само же понятие “нужды“ крайне расплывчато и может трактоваться широко: от куска хлеба на пропитание до удовлетворения потребности в “выпивке“ или получения средств для желательных развлечений.

Однако сфера развлечений “не мешает“ выпускнику нормально решать свои учебные задачи. И хотя иногда количество учебной нагрузки вызывает нервный стресс, блок вопросов, связанных с учебной деятельностью, в целом адаптирован “нашим“ выпускником. Он удовлетворен своим учебным заведением, ему даже интересно учиться.

Однако интерес к учебе у него избирательный. Так на первый план выходит отношение учителей к учащимся и форма обучения. Главное внимание он старается уделять тем предметам, которые пригодятся ему при поступлении в ВУЗ, или тем, которые отвечают его профессиональной наклонности. В целом выпускник удовлетворен отношениями с учителями, но считает, что многие учителя еще не осознали того, что их роль во взаимоотношениях с учащимися должна измениться. Он ждет от них прежде всего понимания своих проблем и партнерства во взаимоотношениях. Что касается отношений с родителями и со сверстниками, то, за исключением некоторых “постоянных“ (обычных) конфликтов, особых перемен не произошло.

Другое дело - взаимоотношения с противоположным полом. Любовь остается для выпускника важнейшей жизненной ценностью, однако, понимание любви у него несколько иное, отличное от традиционного. “Средний“ выпускник не считает брак наилучшей формой отношений между мужчиной и женщиной. Ему (и ей) по душе более свободные отношения. Главное, по его мнению - наличие “сильных чувств“. Именно это приводит к тому, что “средний“ выпускник (выпускница) уже имеет опыт интимной близости. Вместе с тем это иногда и печальный опыт, связанный (преимущественно для девушки) с попыткой сексуального насилия, главным образом, со стороны сверстников. Если девушка - выпускница хотела бы видеть своего ровесника умным, волевым и добрым, то выпускник - юноша мечтает видеть свою подругу прежде всего красивой, а потом уже доброй и умной.

Взгляд “нашего“ выпускника на общечеловеческие ценности традиционен - он их поддерживает и к ним стремится. Однако он более прагматичен и его рассуждения о “всеобщей пользе“ носят скорее декларативный характер.

Выпускник 1997 года склонен верить в существование различных сверхъестественных и мистических сил, он неравнодушен к Богу и считает, что жизнь его в известной степени предопределена. Однако его трудно назвать истинно верующим поскольку его мировоззрение никак не связано с реальными поступками. То же самое можно сказать и об отношении выпускника к политике - большая часть высказываний (симпатий и антипатий) по отношению к политическим партиям и их лидерам никак не связаны с реальными поступками “нашего“ выпускника. В целом он АПОЛИТИЧЕН. Вместе с тем в силу определенных представлений о том, как должно быть устроено общество, выпускник обычно выбирает между “дальнейшей демократизацией“ и “сильной властью авторитарного руководителя“. В этом смысле для него просто не существует “возврата к прежней жизни“.

Результаты проведенных исследований позволяют сформулировать некоторые

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

1. Реформы, проводимые в стране в течение последних лет, существенно повлияли на ценностные ориентации выпускников школ города.

Крушение системы идеологического досмотра за молодежью со стороны общества способствовало существенному расширению границ индивидуальной свободы. Возникший духовно-нравственный вакуум заполняется как традиционными, так и новыми ценностями, которые нередко противоречат друг другу.

2. Особенно сильно изменились взгляды молодежи на вопросы материально - развлекательного и коммуникативного плана. Анализ ценностных ориентаций с точки зрения переживания основных потребностей (“темные“ и “светлые“ переживания) показал, что именно эти два типа ценностных ориентаций наименее адаптированы учащимися. То есть проблемы, связанные со сферой заработка, развлечений и взаимоотношений с противоположным полом, - это тесно связанные между собой вопросы, которые являются “узким местом“ социализации молодого человека в нашем городе. Думается, что центральным звеном в этой проблеме является вопрос “самореализации“ молодого человека, который надо рассматривать, прежде всего, как вопрос “включенности“ молодого человека в жизнь города.

3. Появились “новые“ ценности, не свойственные для сложившегося прежде типа культуры, которые нередко вступают в противоречие с установленным порядком и общественными интересами. Эти ценности связаны с разрушением коллективистского сознания и ростом самоценности индивидуума. Однако тяжелые материальные условия жизни, а также извращенное понимание этих ценностей приводит к тому, что все большее число молодых людей связывают решение своих жизненных проблем с нарушением общепринятых норм закона и морали. В этой связи особую тревогу вызывает рост насилия, воровства, вымогательства, участившегося употребления алкоголя и наркотических веществ. Настораживает и сам факт изменения нравственных критериев молодежи в оценке этих поступков.

Думается, что сохранение такой ситуации длительное время может привести к формированию асоциальной установки в сознании значительной части молодежи: “можно все, если этого очень хочется“.

4. Вместе с тем современное поколение выпускников не утратило традиционные ценности. Мировоззренческие установки учащихся, несмотря на отдельные изменения в структуре ценностей, в целом ориентированы на достижение общечеловеческих ценностей, таких как “взаимная любовь“, “семейное благополучие“, “работа по душе“, “здоровье“, “уважение окружающих“ и другие.

5. В отличии от взрослого населения, основная масса выпускников школ уже адаптировалась к новым условиям жизни общества и активно ищет пути реализации поставленных целей.

Исходя из вышеизложенного, было бы целесообразно сосредоточить внимание структур, работающих с учащейся молодежью, на тех сферах, которые в наименьшей степени адаптированы молодыми людьми: на материально-развлекательной и коммуникативной, прежде всего на вопросах материального положения, досуга и взаимоотношений с противоположным полом.

Учитывая высокую потребность учащихся в самостоятельной деятельности и готовность значительной части молодых людей самостоятельно решать свои проблемы, необходимо использовать этот ресурс для включения молодежи в процесс совместной деятельности. Думается, что один из основных вопросов, который сегодня активно требует решения - это возможность постоянного, пусть и небольшого, заработка для учащихся старших классов и аналогичных им категорий молодежи. При этом необходимо учитывать то, что привлекает молодых к работе помимо заработка: возможность общения, свободный график работы, уважение друзей и знакомых.

В сфере коммуникативных интересов молодежи особое внимание следует уделить вопросам половой культуры и организации социально-приемлемых форм досуга молодежи.

Проблемы, связанные с дезадаптацией молодых людей, не могут быть решены сами собой. Их игнорирование может привести к тому, что процессы расслоения и дифференциации, уже начавшиеся в молодежной среде, начнут обостряться и могут привести к различным формам агрессии, направленной как на себя (суицид), так и на других людей. Вместе с тем результаты проведенного исследования внушают определенную надежду на то, что “трудные времена“ уже позади. Постепенно происходит как бы выравнивание ценностей, их взаимная балансировка и стабилизация. Большая часть выпускников школ, будучи своеобразным итогом воспитательного воздействия со стороны общества, разделяет традиционные (общечеловеческие) ценности, усваивая одновременно новые, нетрадиционные ценности.

1.3. Подходы к формированию программы

Как видно из вышеизложенного, спектр молодежных проблем очень широк и затрагивает сферы деятельности народного образования, культуры, здравоохранения, службы занятости, службы социальной защиты населения и других учреждений и организаций. При формировании собственных программ соответствующие службы (Управление образованием, Управление культуры, Комитет по ФиС, Городской ЦЗН, Управление социальной защиты и др.) предусматривают мероприятия, касающиеся решения молодежных проблем, поэтому настоящая программа содержит только те мероприятия, которые реализуются группой по делам молодежи Управления по общественно-политическим отношениям и внешним связям с финансированием из средств городского бюджета по статье “Молодежная политика“.

Структура программы строилась на основе Федеральной программы “Молодежь России“, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1279, опыте реализации “Городских программ молодежной политики на 1994-1997 года“, результатах социологических исследований, проведенных информационно-аналитической группой Управления по ОПО и ВС в 1994-97 годах, предложений заинтересованных служб и организаций.

Реализация программы предусматривает тесное взаимодействие с молодежными общественными объединениями, являющимися как носителями молодежных инициатив, так и исполнителями социального заказа в решении молодежных проблем.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики в городе Железногорске.

В этой связи предусматривается решение следующих задач:

1) Продолжение научных исследований по проблемам молодежи.

2) Решение вопросов занятости молодежи.

3) Профилактика правонарушений в молодежной среде.

4) Развитие гражданственности и патриотизма.

5) Поддержка талантливой молодежи.

6) Развитие художественного творчества молодежи.

7) Организация досуга.

Решение этих задач предусмотрено через следующие подпрограммы:

1) Создание системы информационного обеспечения молодежи.

2) Решение вопросов занятости молодежи.

3) Развитие гражданственности и патриотизма.

4) Поддержка талантливой молодежи.

5) Развитие художественного творчества молодежи.

3. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Практика 1992-96 гг. показала, что у ряда молодых людей возникают вопросы и проблемы не из-за отсутствия возможностей реализации своих потребностей, а из-за отсутствия информации. Поэтому в рамках настоящей подпрограммы планируется продолжение работы по информационному обеспечению молодежи по различным аспектам молодежной политики через следующие формы работы:

1) проведение молодежной ярмарки вакансий учебных и рабочих мест;

2) создание молодежных телепрограмм;

3) постоянное взаимодействие со средствами массовой информации;

4) проведение социологических исследований в молодежной среде.

Практика проведения социологических исследований не только у нас в городе, но и в целом по России показывает, что в последние годы обозначились две основные тенденции: дифференцированный подход к отдельным социальным группам молодежи и практическая направленность социологических исследований в области построения социальных технологий.

С учетом вышеизложенного и накопленного опыта социологических исследований, проведенных информационно-аналитической группой администрации за период 1994-1997 гг., настоящая программа предусматривает следующие основные направления социологических исследований в молодежной среде:

1) создание экспертной системы опроса;

2) продолжение работ по созданию социального паспорта молодежи города;

3) изучение конкретных социальных проблем молодежи;

4) проведение мониторинга по актуальным проблемам.

Финансирование данной подпрограммы предусматривается из средств городского бюджета.

4. РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

Главной целью подпрограммы является создание условий для включения молодых горожан в рынок труда. Работа строится в основном с подростками с 14 до 18 лет, так как молодежь старше 18 лет попадает под действие Закона о занятости Российской Федерации.

Для решения проблем занятости молодежи предусматривается:

1) изучение вопроса профессионального выбора выпускников средних учебных заведений (в том числе общеобразовательных школ) в рамках программы социологических исследований в молодежной среде;

2) создание благоприятных условий для самореализации и трудоустройства молодежи путем ускорения поиска и подбора места работы и получения профессии (при проведении традиционной ярмарки вакансий рабочих и учебных мест и издания спецвыпусков городской газеты в помощь абитуриенту);

3) создание некоторых форм трудовой занятости молодежи и подростков как в каникулярное время, так и в учебное время (производственные бригады на базе учебных мастерских, бригады по распространению печатных изданий);

Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществить за счет средств городского бюджета в рамках Программы в соответствии с планируемыми мероприятиями;

Социальный эффект:

- снижение уровня подростковой преступности;

- ранняя адаптация молодежи на рынке труда;

- снижение уровня социальной напряженности.

5. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

И ПАТРИОТИЗМА

Главными целями данного направления являются разработка и внедрение в практику новых подходов к решению проблем формирования и развития у молодежи гражданственности, патриотизма, поддержка программ в этой области.

Механизм реализации. Данное направление программы предусматривает:

1) изучение проблем развития гражданственности, патриотизма молодого поколения в ходе проведения социологических исследований в молодежной среде;

2) поддержка работы молодежных общественных организаций в проведении мероприятий, направленных на патриотическое воспитание призывников (в соответствии с подпрограммой поддержки молодежных общественных организаций);

3) проведение совместно с военным комиссариатом, войсковыми частями, Управлением образованием, Управлением культуры, средствами массовой информации мероприятий с допризывной и призывной молодежью.

Финансово-экономическое обеспечение предусматривается за счет средств бюджета.

6. ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

Следует отметить, что данная подпрограмма тесно взаимосвязана с рядом подпрограмм: развития гражданственности и патриотизма, художественного творчества, поэтому в явном виде настоящая подпрограмма отражена таким мероприятием, как вручение ежегодных молодежных премий.

7. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ

Основная задача данного направления - создание экономических и организационных условий для содействия молодежи в творческом развитии, поиск и поддержка талантливой молодежи в сфере образования, культуры и спорта.

Механизм реализации. Реализация данного направления предусматривается с участием общественных объединений, Управления культуры, Управления образованием, Комитета по физкультуре и спорту путем проведения совместных мероприятий.

Подпрограммой предусмотрена система поиска и поддержки талантливой молодежи, которая включает в себя проведение городских конкурсов и массовых мероприятий с участием молодежи (“День молодежи“, конкурс “Твой шанс“), участие молодежи в краевых мероприятиях (“КВН на Енисее“).

Особо следует отметить значительное по финансированию в рамках данной подпрограммы направление - создание молодежных телепрограмм. Обусловлено это рядом факторов:

1) Значительное влияние телевидения, как средства массовой информации, на молодежь;

2) Появление в городе целого ряда редакций, зарегистрированных как СМИ и имеющих достаточный технический и творческий потенциал;

3) Накопленный за 1994-97 гг. городскими редакциями опыт в создании молодежных программ публицистического (“Открытый урок“, “Посткриптум“) и развлекательного характера (телеверсии конкурса “Твой шанс“, фестивалей, “Мега-Нега-шоу“, “КВН“).

4) Необходимость организации взаимодействия как с редакциями, так и между редакциями с целью наиболее рационального использования творческого потенциала, технических и финансовых ресурсов.

Финансово-экономическое обеспечение подпрограммы - за счет средств бюджета.

8. ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Прежде всего следует отметить, что молодежи в целом присуща тенденция к организации, объединению в группы по тому или иному основному признаку. После распада двух основных “государственных“ детской и молодежной организаций (Пионерской организации и ВЛКСМ) эта тенденция проявилась в возникновении молодежных общественных организаций, объединяющих людей не по общей политической идее, формируемой государством, а на действительно добровольной основе и на базе общих интересов (спорт, творчество и т.п.).

Процесс создания молодежных общественных организаций в нашем городе начался в 1992-93 гг. и идет достаточно стабильно, по 2-3 организации в год. Положительно то, что провозглашение принципа поддержки молодежных объединений как государственной политики совпало с их зарождением, что позволило оказывать поддержку молодежным организациям именно на самом важнейшем и сложном этапе - этапе становления.

При работе по данному направлению за период 1992-95 гг. был накоплен определенный опыт, который позволяет определить ряд основных принципов во взаимодействии и поддержке молодежных общественных организаций в рамках данной подпрограммы:

1) Обязательная регистрация организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2) Направления работы организации не должны противоречить основным направлениям государственной молодежной политики и направлениям “Городской программы молодежной политики“.

3) Принцип партнерства, т.е. молодежная организация и администрация города являются партнерами, взаимодействующими в решении тех или иных молодежных проблем.

4) Добровольность, т.е. не принуждение к сотрудничеству, а взаимодействие с теми организациями, которые по собственной инициативе вышли на “контакт“ путем предоставления собственных программ работы и развития или предложений в “Городскую программу...“.

5) Работа на основе конкурсного рассмотрения программ молодежных организаций с последующей их реализацией в рамках “Городской программы молодежной политики“.

В связи с тем, что ограниченный объем финансирования в 1997 году не позволил включить данную подпрограмму в “Программу... на 1997 г“, для поддержания жизнедеятельности и развития молодежных организаций этот раздел необходим как составная часть городской молодежной политики.

Данная подпрограмма предусматривает частичное финансирование программ следующих молодежных общественных организаций:

1) Объединение творческой молодежи (ОТМ).

ОТМ существует с 1993 года и зарекомендовало себя как надежный, стабильный партнер при подготовке и проведении массовых молодежных и общегородских мероприятий (“День Победы“, “День молодежи“, “День города“), молодежных конкурсов (“Твой шанс“), представители творческой молодежи города, подготовленные ОТМ, показали за 1993-95 гг. хорошие результаты в мероприятиях (конкурсы, фестивали) регионального (Западная и Восточная Сибирь) и краевого уровня.

2) Военно-спортивный центр “Пересвет“.

Это самая молодая городская молодежная общественная организация, зарегистрированная осенью 1995 г., ставящая своей задачей военно-патриотическое воспитание молодежи, подготовку молодых людей для службы в рядах Вооруженных сил.

Настоящая подпрограмма предусматривает финансирование части затрат по проведению соревнований и слетов военно-патриотических клубов.

3) Детско-молодежный физкультурно-спортивный клуб “Вита“.

Клуб ставит своими целями проведение физкультурно-оздоровительной работы, развитие массовой физкультуры путем решения задач развития и популяризации спортивной и оздоровительной аэробики, участия в соревнованиях городского, краевого, республиканского и международного уровня.

Настоящая подпрограмма предусматривает финансирование проводимых ФСК “Вита“ городских соревнований по различным видам аэробики.

МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАТРАТЫ НА 1998 Г. ПО РЕАЛИЗАЦИИ

“ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ“

(В ценах до 01.01.98)

-----T---------------------------T----------T-----------T-----------T-----------T--------------¬

¦N ¦ Наименование ¦Затраты 1 ¦ Затраты ¦Затраты ¦Затраты ¦Затраты за год¦

¦п.п.¦ подпрограммы ¦ кв., руб.¦2 кв., руб.¦3 кв., руб.¦4 кв., руб.¦ руб. ¦

+----+---------------------------+----------+-----------+-----------+-----------+--------------+

¦1. ¦СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ¦ 7 756 000¦ 7 756 000¦ 7 756 000¦ 5 955 500¦ 29 223 500 ¦

¦ ¦ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦МОЛОДЕЖИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦1.1.¦Проведение социологических ¦ 7 756 000¦ 7 756 000¦ 7 756 000¦ 5 955 500¦ 29 223 500 ¦

¦ ¦исследований в молодежной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦среде ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в т.ч. ФОТ ¦ 5 600 000¦ 5 600 000¦ 5 600 000¦ 4 300 000¦ 21 100 000 ¦

¦ ¦Начисления 38,5% ¦ 2 156 000¦ 2 156 000¦ 2 156 000¦ 1 655 500¦ 8 123 500 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦2. ¦РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ ¦27 033 514¦ 38 855 801¦ 28 355 801¦ 23 260 265¦ 114 505 380 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦2.1.¦Организация рабочих мест на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦базе учебных мастерских ¦24 173 095¦ 24 173 095¦ 24 173 095¦ 20 399 847¦ 92 919 133 ¦

¦2.2.¦Проведение ярмарки вакансий¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦рабочих и учебных мест ¦ 0¦ 7 500 000¦ 0¦ 0¦ 7 500 000 ¦

¦2.3.¦Работа детских бригад ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦распространения печатных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦изданий ¦ 2 860 418¦ 4 182 706¦ 4 182 706¦ 2 860 418¦ 14 086 248 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦3. ¦РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦И ПАТРИОТИЗМА ¦ 0¦ 48 930 800¦ 40 936 638¦ 4 000 000¦ 93 867 438 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦3.1.¦Проведение “ДНЯ ПРИЗЫВНИКА“¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(совместно с Горвоенкоматом¦ 0¦ 3 000 000¦ 0¦ 4 000 000¦ 7 000 000 ¦

¦3.2.¦Проведение телевизионной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦военно-патриотической игры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦“ИГРЫ ПАТРИОТОВ“ ¦ 0¦ 11 630 800¦ 27 500 000¦ 0¦ 39 130 800 ¦

¦3.3.¦Краеведческая программа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦“СЛЕДОПЫТЫ СИБИРИ“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(Совместно с МВЦ) ¦ 0¦ 24 300 000¦ 13 436 638¦ 0¦ 37 736 638 ¦

¦3.4.¦Подготовка допризывной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦молодежи для участия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦краевых соревнованиях по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦военному многоборью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(Горвоенкомат) ¦ 0¦ 10 000 000¦ 0¦ 0¦ 10 000 000 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦4. ¦ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦МОЛОДЕЖИ ¦ 0¦ 24 079 552¦ 0¦ 0¦ 24 079 552 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦4.1.¦Вручение ежегодных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦молодежных премий ¦ 0¦ 24 079 552¦ 0¦ 0¦ 24 079 552 ¦

¦ ¦в т.ч. ФОТ ¦ 0¦ 13 775 850¦ 0¦ 0¦ 13 775 850 ¦

¦ ¦Начисления 38,5% ¦ 0¦ 5 303 702¦ 0¦ 0¦ 5 303 702 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦5. ¦РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ ¦40 000 000¦126 500 000¦ 25 000 000¦ 66 750 000¦ 258 250 000 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦5.1.¦Участие делегаций молодежи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в творческих программах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦регионального и Российского¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦уровня ¦15 000 000¦ 0¦ 0¦ 13 750 000¦ 28 750 000 ¦

¦5.2.¦Проведение городского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦праздника “День молодежи“ ¦ 0¦101 500 000¦ 0¦ 0¦ 101 500 000 ¦

¦5.3.¦Создание молодежных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦телепрограмм ¦25 000 000¦ 25 000 000¦ 25 000 000¦ 25 000 000¦ 100 000 000 ¦

¦5.5.¦Проведение 7-го городского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦эстрадного конкурса “Твой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦шанс-98“ ¦ 0¦ 0¦ 0¦ 28 000 000¦ 28 000 000 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦7. ¦ИТОГО: ¦74 789 514¦243 122 153¦102 048 439¦ 99 965 765¦ 519 925 871 ¦

¦ ¦в т.ч. ФОТ ¦ 5 600 000¦ 19 375 850¦ 5 600 000¦ 4 300 000¦ 34 875 850 ¦

¦ ¦Начисления 38,5% ¦ 2 156 000¦ 7 459 702¦ 2 156 000¦ 1 655 500¦ 13 427 202 ¦

L----+---------------------------+----------+-----------+-----------+-----------+---------------