Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 02.07.2010 N А13-5266/2010 <О признании Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом Сямженского района, утвержденного решением Представительного Собрания Сямженского муниципального района от 27.02.2007 N 338, частично не соответствующим закону и недействующим>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 июля 2010 г. по делу N А13-5266/2010

Резолютивная часть решения объявлена 1 июля 2010 г. Полный текст решения изготовлен 2 июля 2010 г.

Арбитражный суд Вологодской области в составе: председательствующего Хвостова Е.А., судей Кирова С.А., Парфенюка А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Вологодской области о признании Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом Сямженского района, утвержденного решением Представительного Собрания Сямженского муниципального района от 27.02.2007 N 338, частично не соответствующим закону и недействующим, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Управления Федеральной
антимонопольной службы по Вологодской области,

при участии: от заявителя - И.О.В., по удостоверению N 096099, от ответчика - М.И.В., по доверенности от 28.06.2010 N 26,

установил:

заместитель прокурора Вологодской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Представительному Собранию Сямженского муниципального района (далее - Представительное Собрание) о признании Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом Сямженского района (далее - Положение), утвержденного решением Представительного Собрания Сямженского муниципального района от 27.02.2007 N 338, частично не соответствующим закону и не действующим.

В своем заявлении прокурор просит признать абзац первый пункта 4.7 Положения в той части, в которой допускает передачу имущества в аренду без учета цели основной деятельности казенного предприятия и назначения имущества, не соответствующим статьям 3, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон N 131-ФЗ); абзац второй пункта 3.6 Положения не соответствующим статьям 3, 295 ГК РФ, статье 15 Закона N 131-ФЗ; пункт 5.5 Положения не соответствующим статьям 3, 296, 298 ГК РФ, статье 15 Закона N 131-ФЗ; абзацы пятый, шестой пункта 3.6, абзацы четвертый, пятый пункта 3.7, абзацы пятый, шестой пункта 4.7, абзацы четвертый, пятый пункта 4.8, абзацы четвертый, пятый пункта 6.8, абзацы третий, четвертый пункта 6.9 Положения не соответствующими статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции), статье 15 Закона N 131-ФЗ; абзац третий пункта 6.7 Положения не соответствующим статьям 3, 210, 211 ГК РФ, статье 15 Закона N
131-ФЗ и недействующими.

В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что отдельные нормы Положения противоречат нормам ГК РФ, Закона о защите конкуренции, приняты с превышением установленных законом полномочий, так как гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать акты, регулирующие гражданские правоотношения.

В судебном заседании представитель прокурора поддержал доводы, изложенные в заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика сообщил, что в настоящее время Положение дорабатывается и приводится в соответствие с действующим законодательством.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в отзыве на заявление прокурора сообщило, что считает пункты Положения, предусматривающие передачу муниципального имущества района без торгов, не соответствующими Закону о защите конкуренции.

Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Как следует из материалов дела, решением Представительного Собрания Сямженского муниципального района от 27.02.2007 N 338 утверждено Положение об управлении и распоряжении муниципальным имуществом Сямженского района.

Указанное Положение является нормативным правовым актом, который содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Положение опубликовано в газете “Восход“ от 14.04.2007 N 31.

Оспариваемое Положение устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности Сямженского муниципального района, закрепленным за муниципальными предприятиями, муниципальными казенными предприятиями и учреждениями, а также не закрепленным за муниципальными
предприятиями, муниципальными казенными предприятиями или учреждениями, составляющим муниципальную казну Сямженского района.

Так, согласно абзацу первому пункта 4.7 Положения муниципальное казенное предприятие вправе с согласия органа по управлению имуществом выступать арендодателем имущества района, закрепленного за ним на праве оперативного управления.

Из смысла указанной нормы следует, что орган по управлению муниципальным имуществом совместно с казенным предприятием может передавать в аренду недвижимое имущество, закрепленное за казенным предприятием на праве оперативного управления, без учета цели деятельности казенного предприятия и назначения соответствующего имущества.

Согласно части 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Поэтому в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности предприятия, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), и в соответствии с назначением имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено казенным предприятием с согласия собственника или совместно с собственником.

Таким образом, указанная норма Положения не соответствует нормам гражданского законодательства в той части, в которой допускает передачу имущества в аренду без учета цели основной деятельности предприятия и назначения имущества.

В соответствии с абзацем вторым пункта 3.6 Положения арендная плата по договору аренды, заключенному в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, перечисляется арендатором в бюджет района ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца.

Данная норма Положения предусматривает перечисление арендной платы по договорам аренды, где арендодателем выступает муниципальное предприятие, в бюджет района.

Вместе с тем права
собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, закреплены в статье 295 ГК РФ, согласно которой собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, дает согласие предприятию на распоряжение недвижимым имуществом. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

За пределами прав, перечисленных в указанной статье, собственник не вправе распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципального предприятия, и определять порядок распределения и поступления доходов от распоряжения таким имуществом.

Таким образом, вышеуказанная норма Положения затрагивает права и законные интересы муниципальных предприятий и не соответствует нормам ГК РФ.

Пунктом 5.5 Положения предусмотрено, что в случае необходимости продажи закрепленного за муниципальным учреждением имущества района такое имущество изымается в порядке, предусмотренном пунктом 5.4 настоящего Положения, и его продажа осуществляется органом по управлению имуществом в порядке, установленном законодательством о приватизации.

Из смысла указанной нормы следует, что орган местного самоуправления вправе изъять имущество, закрепленное за учреждением, в целях его продажи независимо от обстоятельств использования данного имущества учреждением.

Вместе с тем права собственника и учреждения по распоряжению закрепленным за учреждением на праве оперативного управления имуществом установлены статьями 296, 298 ГК РФ. В соответствии с частью 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и только после этого распорядиться им по своему усмотрению. Согласно части 1 статьи 298 ГК РФ
учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Следовательно, в силу части 2 статьи 296, части 1 статьи 298 ГК РФ до изъятия излишнего, неиспользуемого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете, не вправе отчуждать и иным способом распоряжаться соответствующим имуществом как собственник, так и учреждение.

Абзацы пятый, шестой пункта 3.6 Положения устанавливают, что для принятия решения о согласовании передачи в аренду недвижимого имущества предприятия потенциальный арендатор представляет в орган по управлению имуществом документы, перечисленные в абзаце пятом настоящего пункта Положения. Орган по управлению имуществом обязан в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о согласовании передачи недвижимого имущества предприятия в аренду либо об отказе в этом.

Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 3.7 Положения для принятия решения о согласовании передачи в безвозмездное пользование недвижимого имущества предприятия потенциальный ссудополучатель представляет в орган по управлению имуществом документы, перечисленные в абзаце четвертом настоящего пункта Положения. Орган по управлению имуществом обязан в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о согласовании передачи недвижимого имущества предприятия в безвозмездное пользование либо об отказе в этом.

В соответствии с абзацами пятым, шестым пункта 4.7 Положения для принятия решения о согласовании передачи в аренду имущества казенного предприятия потенциальный арендатор представляет в орган по управлению имуществом документы, указанные в абзаце пятом настоящего пункта Положения. Орган по управлению имуществом обязан в течение 20 дней со дня поступления документов в
полном объеме принять решение о согласовании передачи имущества казенного предприятия в аренду либо об отказе в этом.

Абзацы четвертый, пятый пункта 4.8 предусматривают, что для принятия решения о согласовании передачи в безвозмездное пользование имущества казенного предприятия потенциальный ссудополучатель представляет в орган по управлению имуществом документы, перечисленные в абзаце четвертом настоящего пункта Положения. Орган по управлению имуществом обязан в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о согласовании передачи имущества казенного предприятия в безвозмездное пользование либо об отказе в этом.

Абзацы четвертый, пятый пункта 6.8 Положения устанавливают, что для принятия решения о передаче имущества казны района в аренду и заключения договора аренды потенциальный арендатор представляет в орган по управлению имуществом документы, предусмотренные пунктом 4.7 настоящего Положения. Орган по управлению имуществом обязан в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о передаче имущества казны района в аренду и подготовить проект договора аренды либо об отказе в этом.

В силу абзацев третьего, четвертого пункта 6.9 Положения для принятия решения о передаче имущества казны района в безвозмездное пользование и заключения договора безвозмездного пользования потенциальный ссудополучатель представляет в орган по управлению имуществом документы, предусмотренные пунктом 4.8 настоящего Положения. Орган по управлению имуществом обязан в течение 20 дней со дня поступления документов в полном объеме принять решение о передаче имущества казны района в безвозмездное пользование и подготовить проект договора безвозмездного пользования либо об отказе в этом.

Следовательно, вышеуказанные нормы Положения допускают передачу муниципального имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления, а также входящего в
состав казны района, в аренду и безвозмездное пользование на основании обращения потенциального арендатора или ссудополучателя по решению органа по управлению имуществом без проведения торгов.

Суд считает, что указанные нормы Положения не соответствуют статье 17.1 Закона о защите конкуренции, в силу которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества как не закрепленного, так и закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

В соответствии с абзацем третьим пункта 6.7 Положения на срок передачи имущества казны в пользование, доверительное управление бремя по его содержанию и риск его случайной гибели могут быть возложены на пользователя по договору.

Данная норма противоречит гражданскому законодательству. В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

По смыслу данных норм возложение бремени по содержанию имущества и риска его случайной гибели на лиц, не являющихся собственниками, может быть предусмотрено законом или договором. Если императивными нормами закона установлено распределение бремени содержания имущества или риска его гибели, то иное не может быть предусмотрено договором.

Редакция же оспариваемого пункта Положения позволяет органу местного самоуправления возлагать указанные бремя и риск на пользователя имущества независимо от требований закона или навязывать пользователю свои условия договора.

Кроме того, в силу части 1 статьи 3 ГК
РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Данная статья не относит к гражданскому законодательству и иным актам, содержащим нормы гражданского права, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Согласно статье 15 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения. Вместе с тем представительные органы местного самоуправления вправе издавать нормативные акты, распределяющие права и обязанности между различными органами местного самоуправления по распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, оспариваемые заявителем нормы Положения приняты Представительным Собранием с превышением полномочий, предусмотренных законодательством.

Руководствуясь статьями 167, 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

решил:

признать абзац первый пункта 4.7 Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом Сямженского района, утвержденного решением Представительного Собрания Сямженского муниципального района от 27.02.2007 N 338, в той части, в которой допускает передачу имущества в аренду без учета основной деятельности казенного предприятия и назначения имущества, не соответствующим статьям 3, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и не действующим.

Признать абзац второй пункта 3.6 Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом Сямженского района, утвержденного решением Представительного Собрания Сямженского муниципального района от 27.02.2007 N 338, не соответствующим статьям 3, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и недействующим.

Признать пункт 5.5 Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом Сямженского района, утвержденного решением Представительного Собрания Сямженского муниципального района от 27.02.2007 N 338, не соответствующим
статьям 3, 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и недействующим.

Признать абзацы пятый, шестой пункта 3.6, абзацы четвертый, пятый пункта 3.7, абзацы пятый, шестой пункта 4.7, абзацы четвертый, пятый пункта 4.8, абзацы четвертый, пятый пункта 6.8, абзацы третий, четвертый пункта 6.9 Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом Сямженского района, утвержденного решением Представительного Собрания Сямженского муниципального района от 27.02.2007 N 338, не соответствующими статье 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и недействующими.

Признать абзац третий пункта 6.7 Положения об управлении и распоряжении муниципальным имуществом Сямженского района, утвержденного решением Представительного Собрания Сямженского муниципального района от 27.02.2007 N 338, не соответствующим статьям 3, 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и недействующим.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Е.А.ХВОСТОВ

Судьи

С.А.КИРОВ

А.В.ПАРФЕНЮК