Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.06.2010 N А13-4160/2010 <О признании решения Совета Майского сельского поселения Вологодской области от 30.11.2009 N 42 “Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг“ частично не соответствующим закону и не действующим>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 июня 2010 г. по делу N А13-4160/2010

Арбитражный суд Вологодской области в составе председательствующего Логиновой О.П., судей Кирова С.А., Парфенюка А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Региональной энергетической комиссии Вологодской области о признании частично недействующим решения Совета Майского сельского поселения Вологодского района от 30.11.2009 N 42 “Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг“, с участием прокурора Вологодской области, при участии от заявителя - Ж.К.Ю. по доверенности от 23.04.2010, У.У.О. по доверенности от 23.04.2010, от Майского сельского поселения - С.Е.А. по доверенности от 18.05.2010, Б.И.А. по
доверенности от 25.06.2010, от прокурора - И.О.В. по удостоверению от 05.11.2009 N 096099,

установил:

Региональная энергетическая комиссия Вологодской области (далее - РЭК) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании частично недействующим решения Совета Майского сельского поселения Вологодской области от 30.11.2009 N 42 “Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг“. С учетом уточнения предъявленных требований, принятого судом, РЭК просит признать недействующими, как не соответствующими постановлению РЭК от 30.10.2009 N 318 “Об установлении индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги по муниципальным образованиям“ (далее - постановление РЭК от 30.10.2009 N 318) следующие положения решения Совета Майского сельского поселения от 30.11.2009 N 42 “Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг“ (далее - решение Совета поселения от 30.11.2009 N 42):

- пункт 1 “Водоснабжение“ приложения N 1 “Тарифы по ООО “Тепловодоресурс“ на коммунальные услуги для населения в жилых помещениях, где установлены индивидуальные, общие (квартирные) и (или) коллективные (общедомовые) приборы учета потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды“;

- пункт 1 “Водоснабжение“ приложения N 2 “Тарифы на коммунальные услуги для населения Майского сельского поселения по ООО “Тепловодоресурс“;

- приложение N 3 “Ставки платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для Майского сельского поселения“;

- приложение N 4 “Ставки платы за наем жилых помещений (при применении упрощенной системы налогообложения)“.

В обоснование заявленных требований РЭК ссылается на превышение при установлении в решении Совета поселения 30.11.2009 N 42 размера платы граждан за коммунальные услуги и жилое помещение максимально возможного расчетного индекса, предусмотренного постановлением РЭК от 30.10.2009 N 318 “Об установлении индексов максимально возможного
изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги по муниципальным образованиям“, для Майского сельского поселения в размере 117,2%. Индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по данному решению составил 121,8%. Также превышен индекс максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение. Индекс, установленный постановлением РЭК от 30.10.2009 N 318, составил 103%, размер платы граждан за жилое помещение по решению Совета поселения от 30.11.2009 N 42 увеличился на 105,3%. Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Майское сельское поселение Вологодского района (далее - Майское сельское поселение) в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании с требованиями РЭК не согласились. Представитель сельского поселения в судебном заседании пояснил, что размер платы граждан за коммунальные услуги и за жилое помещение по решению Совета поселения от 30.11.2009 N 42 не превышает индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и платы за жилое помещение, установленные РЭК. Индексирование тарифов производилось от усредненного значения тарифов трех объединенных поселений с разными тарифами, нормативами потребления коммунальных услуг. Советом поселения было принято решение об установлении единых тарифов и нормативов для всех объединенных сельских поселений, так как их ресурсоснабжение производится одной организацией коммунального комплекса. Считает, что РЭК необоснованно произвело простое индексирование тарифов, которое возможно только в случае осуществления регулирования тарифов в предшествующем периоде. По мнению представителя поселения ранее на территории Майского сельского поселения государственное регулирование тарифов не осуществлялось.

Дело рассматривается с участием прокурора Вологодской области на основании частей 1 и 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Прокуратура Вологодской области в отзыве на заявление и
ее представитель в судебном заседании поддержали доводы РЭК, пояснили, что при установлении Советом поселения в решении от 30.11.2009 N 42 платы за коммунальные услуги и жилое помещение превышен предельно допустимый индекс изменения платы, утвержденный РЭК в постановлении от 30.10.2009 N 318. Представитель прокуратуры в судебном заседании пояснил, что требования РЭК обоснованны и подлежат удовлетворению.

Заслушав объяснения прокурора, представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает предъявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, решением Совета поселения от 30.11.2009 N 42 установлен размер платы за коммунальные услуги и жилое помещение в Майском сельском поселении:

- пунктом 1 “Водоснабжение“ приложения N 1 “Тарифы по ООО “Тепловодоресурс“ на коммунальные услуги для населения в жилых помещениях, где установлены индивидуальные, общие (квартирные) и (или) коллективные (общедомовые) приборы учета потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды“ установлен тариф на водоснабжение 24,90 руб. за куб. м (л.д. 10);

- пунктом 1 “Водоснабжение“ приложения N 2 “Тарифы на коммунальные услуги для населения Майского сельского поселения по ООО “Тепловодоресурс“ установлен тариф на водоснабжение 24,90 руб. за куб. м (л.д. 11);

- приложением N 3 установлены ставки платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для Майского сельского поселения (л.д. 13);

- приложением N 4 установлены ставки платы за наем жилых помещений (при применении упрощенной системы налогообложения) (л.д. 15).

Решение Совета поселения от 30.11.2009 N 42 обнародовано посредством опубликования в приложении к газете “Маяк“ N 22 от 26.12.2009 (л.д. 71 - 74).

В соответствии с Порядком пересмотра размера подлежащих внесению гражданами платы за жилое помещение и (или) платы за коммунальные услуги в
случае несоответствия их размера установленным предельным индексам, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 26.11.2007 N 1601 (далее - Порядок), РЭК в феврале 2010 года провела мониторинг соответствия изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и жилое помещение и выявила превышение расчетных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги и жилое помещение в Майском сельском поселении.

В ходе мониторинга РЭК установила, что величина индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по Майскому сельскому поселению составила 121,8%, что подтверждается представленным расчетом (л.д. 26). Индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение составил 105,3%, что подтверждается представленным расчетом (л.д. 24).

В судебном заседании представитель РЭК пояснил, что при указании в предписании индекса изменения размера платы граждан за жилое помещение допущена техническая ошибка фактически индекс составил 105,3%.

По результатам проверки Главе Майского сельского поселения направлены предписания от 26.02.2010 N 6, 7 (л.д. 23, 25) о приведении в соответствие с постановлением РЭК от 30.10.2009 N 318 решения Совета поселения от 30.11.2009 N 42.

В письме от 24.03.2010 N 128 (л.д. 27 - 28) Майское сельское поселение отказалось исполнить выданные предписания и просило РЭК внести изменения в постановление РЭК от 30.10.2009 N 318 в части установления индексов максимально возможного изменения платы граждан за коммунальные услуги в размере 121,8% и за жилое помещение в размере 105,3%.

РЭК обратилась в арбитражный суд в порядке пункта 4.6 указанного Порядка в связи с неисполнением заинтересованным лицом в течение 45 дней предписаний об устранении нарушений действующего законодательства от 26.02.2010 N 6, 7.

Частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел
об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт в соответствии с частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В пункте 1.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ и некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 184-ФЗ) определено, что предельные минимальные и (или) максимальные индексы - это устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года.

В соответствии с пунктом 2 этой статьи, предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и жилое помещение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 467 утверждены Правила осуществления государственного контроля за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно данным Правилам органами, осуществляющими
государственный контроль, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие установление и изменение предельных индексов по муниципальным образованиям.

Пунктом 3.11 Положения о Региональной энергетической комиссии Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 03.03.2006 N 166 предусмотрено, что РЭК устанавливает предельные минимальные и (или) максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям области с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, затрат на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг.

Следовательно, РЭК является органом, осуществляющим государственный контроль за применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статьей 6 Закона N 184-ФЗ установлено, что размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей (пункт 1).

В случае, если увеличение размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги превышает установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации об установлении указанных индексов (пункт 6).

При приведении размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период (пункт 6.1).

Таким образом, в силу прямого указания закона Совет поселения должен был установить плату граждан за коммунальные услуги и жилое помещение в соответствии с установленными РЭК предельными индексами максимального изменения платы граждан.

Постановлением РЭК от 30.10.2009 N 318 для Майского сельского поселения установлены индексы максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 117,2%, за жилое помещение 103%.

На территории Майского сельского поселения индекс роста размера платы граждан за коммунальные услуги составил 121,8%, индекс роста размера платы граждан за жилое помещение составил 105,3%, то есть указанные индексы превысили предел, установленный постановлением РЭК от 30.10.2009 N 318, что подтверждается расчетами, представленными РЭК.

Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле следует, что превышение предельного индекса обусловлено объединением трех муниципальных образований. В 2009 году в соответствии с Законом Вологодской области от 08.04.2009 N 1993-ОЗ “О преобразовании некоторых муниципальных образований Вологодского муниципального района“ преобразованы путем объединения три сельских поселения: Рабоче-Крестьянское, Гончаровское и Октябрьское в Майское сельское поселение. В 2009 году на территории трех поселений были установлены разные размеры платы граждан за коммунальные услуги и жилое помещение. В 2010 году на территории Майского сельского поселения утвержден размер платы граждан за коммунальные услуги и жилое помещение
путем установления усредненных значений по трем ранее существовавшим сельским поселениям. В результате применения установленных размеров платы за жилое помещение и коммунальные услуги превышен предельный максимальный индекс изменения совокупного размера платы граждан в населенных пунктах Майский, Куркино, Марфино Майского сельского поселения по отдельным видам жилых помещений.

Так, предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги составил для населения, проживающего в домах с водопроводом, канализацией, ваннами, газовыми водонагревателями, получающего коммунальные услуги в бывшем Гончаровском сельском поселении (поселок Заря) - 126,7%, в бывшем Октябрьском сельском поселении (поселок Куркино) - 121,5%. Для населения, проживающего в домах с водопроводом, канализацией, газоснабжением, без ванн и душевых предельный индекс в бывшем Гончаровском сельском поселении (поселок Заря) составил 123,87%, в бывшем Октябрьском сельском поселении (поселок Куркино) - 120,1%. Для населения, проживающего в домах с водоснабжением из водоразборных колонок предельный индекс в бывшем Октябрьском сельском поселении (поселок Куркино) составил 123,87%. Указанные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги подтверждаются расчетом, представленным Майским сельским поселением (л.д. 78).

РЭК представлены расчеты по оплате коммунальных услуг и жилых помещений (л.д. 133 - 138), выполненные в сопоставимых условиях по лицевым счетам конкретных граждан, проживающих на территории населенных пунктов Майское, Куркино, Марфино. Указанные расчеты подтверждают превышение роста платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги по сравнению с индексами максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги по муниципальному образованию, установленные РЭК.

Из объяснений представителя РЭК и представленных расчетов следует, что при применении дифференцированных тарифов по населенным пунктам (ранее существовавшим сельским поселениям) рост тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг населением не превысил
бы предельного индекса, установленного РЭК.

Вместе с тем, представитель Майского сельского поселения считает, что индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по решению Совета поселения от 30.11.2009 N 42 не превышает индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный РЭК, так как при расчете совокупного размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по трем бывшим сельским поселениям индекс изменения платы граждан составляет 115,7%.

Как разъяснено в информационном письме ФСТ от 08.09.2006 N СН-4251/5 “По вопросу применения приказа Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 168-э/3, в редакции приказа Федеральной службы по тарифам от 11.08.2006 N 179-Э/1“, предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги относятся ко всем видам коммунальных услуг, а именно: водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в соответствии с Законом N 210-ФЗ и Жилищным кодексом Российской Федерации.

Рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов. Однако рост совокупного платежа граждан в каждом муниципальном образовании субъекта Российской Федерации по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать предельных индексов.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги относятся к совокупному изменению платежа, в который входят как непосредственный рост тарифов организаций коммунального комплекса, так и изменение уровня оплаты граждан за жилищные и коммунальные услуги.

Таким образом, индекс изменения платы за коммунальные услуги и жилое помещение любого гражданина в сравнимых условиях, то есть при неизменных наборе и объемах оказываемых услуг, не может превышать предельный индекс максимального изменения платы граждан, установленный РЭК.

Методика установления платы за коммунальные услуги и жилое помещение путем использования среднего значения индекса изменения платы граждан по отдельным видам жилых помещений и населенных пунктов действующим законодательством не предусмотрена.

Представитель Майского сельского поселения заявил довод о том, что предельные индексы к тарифам 2010 года не применяются, так как в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок по данному сельскому поселению, следовательно, тарифы для Майского сельского поселения, устанавливаемые впервые должны утверждаться на основании экономически обоснованных затрат.

В обоснование данного аргумента представитель Майского сельского поселения ссылается на пункт 53 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520. В соответствии с этой нормой предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок.

Суд считает, что указанный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.

Предметом настоящего спора является решение Совета сельского поселения, которым установлена плата за коммунальные услуги и жилое помещение для населения.

Следовательно, к данным правоотношениям не применяются нормы Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, которыми регулируются порядок установления тарифов организаций коммунального комплекса. Соответственно, пункт 53 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса не применяется к вопросам регулирования платы граждан за коммунальные услуги и жилое помещение. Ограничения увеличения платы граждан за жилое помещение в виде предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение установлены статьей 6 Закона N 184-ФЗ.

Исходя из письма Федеральной службы по тарифам от 06.02.2006 N СН-503/12, тарифы считаются установленными впервые, если процедура установления тарифов, предусмотренная федеральным законом, в отношении соответствующих граждан (жителей данного муниципального образования) ранее не реализовывалась.

Соответствующими постановлениями органов местного самоуправления (л.д. 54, 58, 61) для жителей сельских поселений Рабоче-Крестьянского, Гончаровского, Октябрьского преобразованных в Майское сельское поселение в 2009 году были установлены тарифы на коммунальные услуги и плата за жилое помещение.

В силу пункта 2.1 Закона N 184-ФЗ предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг, то есть указанные индексы роста платежа граждан рассчитываются в сравнимых условиях.

У жителей Майского сельского поселения объем и набор потребляемых жилищных и коммунальных услуг, после преобразования сельских поселений в 2010 году, не изменился. Реорганизация трех сельских поселений и образование Майского сельского поселения не влечет утраты юридической силы ранее принятых актов по тарифному регулированию коммунальных услуг и платы за жилое помещение в отношении жителей, указанных сельских поселений.

При таких обстоятельствах, установление соответствующих тарифов на 2010 год на территории Майского сельского поселения должно производиться с учетом платы за коммунальные услуги и жилое помещение, утвержденной в 2009 году нормативными актами преобразованных сельских поселений.

С учетом вышеизложенного, требования РЭК Вологодской области о признании частично недействующим решения Совета Майского сельского поселения от 30.11.2009 N 42 “Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг“ подлежат удовлетворению. Решение Совета от 30.11.2009 N 42 в оспариваемой части не соответствует постановлению РЭК от 30.10.2009 N 318, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Следовательно, РЭК и Майское сельское поселение освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

решил:

требования Региональной энергетической комиссии Вологодской области о признании частично недействующим решения Совета Майского сельского поселения от 30.11.2009 N 42 “Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг“ удовлетворить.

Признать недействующими как не соответствующими постановлению Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 30.10.2009 г. N 318 “Об установлении индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги по муниципальным образованиям“ пункт 1 “Водоснабжение“ приложения N 1 “Тарифы по ООО “Тепловодоресурс“ на коммунальные услуги для населения в жилых помещениях, где установлены индивидуальные, общие (квартирные) и (или) коллективные (общедомовые) приборы учета потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды“; пункт 1 “Водоснабжение“ приложения N 2 “Тарифы на коммунальные услуги для населения Майского сельского поселения по ООО “Тепловодоресурс“; приложение N 3 “Ставки платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для Майского сельского поселения“; приложение N 4 “Ставки платы за наем жилых помещений (при применении упрощенной системы налогообложения)“ решения Совета Майского сельского поселения от 30.11.2009 N 42 “Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг“.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

О.П.ЛОГИНОВА

Судьи

С.А.КИРОВ

А.В.ПАРФЕНЮК