Законы и постановления РФ

Постановление городской Думы г. Дзержинска от 23.06.2009 N 486 “Об утверждении Положения о сохранении, использовании и охране объектов культурного наследия местного значения“

Вступил в силу после официального опубликования (пункт 4 данного документа).

ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2009 г. N 486

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОХРАНЕНИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ

И ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, Законом Нижегородской области от 03.07.2007 N 86-З “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области“ и статьей 37 Устава городского округа город Дзержинск городская Дума постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение
о сохранении, использовании и охране объектов культурного наследия местного значения.

2. Рекомендовать администрации города:

1) предусмотреть расходы на реализацию настоящего постановления в городском бюджете на очередной финансовый год;

2) разработать и принять Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного значения.

3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет городской Думы по строительству, архитектуре и землепользованию.

Председатель городской Думы

И.А.ПОЛЯШОВ

Мэр города

В.В.ПОРТНОВ

Утверждено

постановлением

городской Думы г. Дзержинска

от 23.06.2009 N 486

ПОЛОЖЕНИЕ

О СОХРАНЕНИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, постановлением Правительства РФ от 20.04.2008 N 315 “Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации“, Законом Нижегородской области от 03.07.2007 N 86-З “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области“ в целях сохранения исторического и культурного наследия города Дзержинска.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины

1. В настоящем Положении отдельные термины и понятия имеют следующее значение:

выявление объекта - научное изучение обнаруженных объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии, антропологии или социальной культуры, с целью определения их историко-культурной ценности;

единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Единый государственный реестр) - государственная
информационная система, включающая в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечивается за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения Единого реестра;

объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) - объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения (далее - объекты культурного наследия) - объекты культурного наследия, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры города Дзержинска;

охрана объектов культурного наследия - система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных мер, принимаемых органами местного самоуправления города в пределах их компетенции, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия;

охранное обязательство собственника (пользователя) - обязательство собственника (пользователя), включающее в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные обеспечивающие сохранность объекта требования;

сохранение объектов культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор;

популяризация объектов культурного
наследия - деятельность органов местного самоуправления, направленная на организацию их общественной доступности и восприятия, нравственное и эстетическое воспитание граждан, повышение их образовательного уровня, организацию досуга, а также проведение мероприятий, направленных на ознакомление с историей города;

проект зон охраны объекта культурного наследия - проектная документация, определяющая состав зон охраны объекта культурного наследия, границы зон охраны объекта культурного наследия и режимы их содержания и использования в целях обеспечения сохранности объекта в его исторической среде;

территория объекта культурного наследия - исторически и функционально связанная с объектом культурного наследия, выявленным объектом культурного наследия территория, являющаяся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия и входящая в предмет его охраны, в границах которой установлены особые правовые режимы охраны и использования земельных участков в соответствии с требованиями государственной охраны объектов культурного наследия.

Статья 2. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия

1. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения и содержатся в соответствии с Положением о порядке отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядке их использования и охраны, утвержденным постановлением городской Думы.

2. Правовой режим земель историко-культурного назначения регулируется законодательством Российской Федерации.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ

И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 3. Полномочия городской Думы

1. К полномочиям городской Думы в сфере сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия относятся:

1) принятие Положения о сохранении, использовании и охране объектов культурного наследия местного значения;

2) установление порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

3) контроль за исполнением целевых программ по сохранению, использованию, популяризации и охраны объектов культурного наследия;

4) установление объема
финансирования за счет средств городского бюджета, необходимого для сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия;

5) предоставление льгот по арендной плате в отношении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности;

6) утверждение перечня объектов, находящихся в муниципальной собственности, не подлежащих отчуждению.

Статья 4. Полномочия мэра города

1. К полномочиям мэра города в сфере сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия относятся:

1) принятие решений по вопросам сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия, относящимся к его компетенции;

2) определение порядка включения (исключения) объектов в перечень объектов культурного наследия местного значения (далее - Перечень объектов);

3) согласование в установленном порядке предложений заинтересованных лиц:

а) о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия местного значения;

б) о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия, признанных не отвечающими требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия федерального значения, как объектов культурного наследия местного значения;

в) о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия, признанных не отвечающими требованиям, предъявляемых к объектам культурного наследия регионального значения, как объектов культурного наследия местного значения.

Статья 5. Полномочия администрации города

1. К полномочиям администрации города в сфере сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия относятся:

1) разработка и реализация городских целевых программ по сохранению, использованию, популяризации и охране объектов культурного наследия;

2) осуществление в установленном порядке межмуниципальных, международных связей в сфере сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия;

3) учет, выявление объектов культурного наследия, расположенных на территории города, ведение учетной документации и их фотофиксация;

4) проведение анализа состояния объектов культурного наследия, расположенных на территории города;

5) ведение перечня объектов культурного наследия;

6) определение порядка установки информационных надписей и обозначений на
объекты культурного наследия;

7) подготовка предложений об установлении льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности;

8) согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия;

9) представление в управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области предложений о предоставлении расположенным в пределах границ города объектам культурного наследия, нуждающимся в особой охране, статуса объектов культурного наследия регионального (областного) значения;

10) подготовка предложений по включению выявленного объекта культурного наследия местного значения в Единый государственный реестр, а также согласование решений Правительства Нижегородской области о включении объектов культурного наследия местного значения в Единый государственный реестр;

11) обращение в суд с иском об изъятии путем выкупа у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр, в случае, если собственник данного объекта не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие им утрату своего значения;

12) согласование решений Правительства Нижегородской области об изменении категории историко-культурного значения в отношении объекта культурного наследия регионального значения и учета его в Едином государственном реестре как объекта культурного наследия местного значения, а также в отношении объекта культурного наследия местного значения и учет его в Едином государственном реестре как объекта культурного наследия регионального значения в случае, если данный объект культурного наследия находится на территории города;

13) подготовка обращений в управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области об исключении объекта культурного наследия местного значения из Единого государственного реестра в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения;

14) подготовка и установка надписей и обозначений на объекты культурного наследия, находящиеся
в муниципальной собственности города;

15) составление заданий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Глава 3. ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ, УЧЕТА И ОФОРМЛЕНИЯ ОХРАННОГО

СВИДЕТЕЛЬСТВА НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 6. Комиссия по вопросам охраны и сохранения объектов культурного наследия

1. Для предварительного рассмотрения предложений о включении в Единый государственный реестр объектов культурного значения в качестве объектов культурного наследия местного значения, иных вопросов по охране объектов культурного наследия создается комиссия по вопросам охраны и сохранения объектов культурного наследия (далее - Комиссия).

2. Состав и положение о Комиссии утверждаются мэром города.

Статья 7. Выявление объектов культурного наследия

1. Выявление объектов культурного наследия, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, антропологии, социальной культуры, осуществляется на основании рекомендаций органов государственной власти Нижегородской области, управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, органов местного самоуправления, граждан и организаций.

2. Рекомендации заинтересованных лиц рассматриваются Комиссией, которая направляет свои предложения мэру города для рассмотрения вопроса о возможности придания выявленному объекту статуса объекта культурного наследия местного значения.

В случае принятия мэром города положительного решения предложение направляется в управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.

Статья 8. Учет объектов культурного наследия

1. Сведения об объектах культурного наследия содержатся в Едином государственном реестре.

Формирование Единого государственного реестра осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Администрация города ведет учет объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории города, и объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.

Учет включает в себя составление и ведение перечня объектов культурного наследия.

3. На каждый объект культурного наследия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия (далее - Паспорт).

В
Паспорте указываются наименование, местонахождение, категория, общая видовая принадлежность объекта, краткие исторические сведения об объекте, основная библиография и архивные источники, собственник, пользователь объекта, использование, предмет охраны, описание границ территории и правового режима земельных участков в указанных границах и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта, сведения об охранном обязательстве, техническом состоянии и другие необходимые данные об объекте.

Паспорт выдается собственнику объекта культурного наследия по форме, установленной законодательством Российской Федерации.

4. В целях своевременного изменения данных, содержащихся в Перечне объектов, администрация города осуществляет мониторинг состояния объектов культурного наследия, который включает в себя периодическое (один раз в пять лет) обследование объектов культурного наследия и их фотофиксацию.

5. На объектах культурного наследия местного значения устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного значения.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия местного значения определяется постановлением администрации города.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия местного значения возлагается на собственников объекта.

Статья 9. Порядок оформления и выдачи охранного обязательства собственника объекта культурного наследия

1. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр с учетом требований законодательства Российской Федерации, если иное не установлено договором между собственником и пользователем объектом.

2. При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия. Сведения о новом собственнике указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

3. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия (далее - охранное обязательство) оформляется и выдается администрацией города и включает в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа
к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению.

4. Физическое или юридическое лицо, являющееся собственником объекта культурного наследия либо пользующееся им на основании договора аренды или безвозмездного пользования (далее - заявитель), обращается с заявлением на имя мэра города о выдаче охранного обязательства с указанием наименования, местонахождения объекта культурного наследия с приложением следующих документов:

1) учредительных документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица в налоговом органе, либо в случае обращения физического лица - документа, удостоверяющего личность гражданина;

2) правоустанавливающих документов и кадастрового паспорта на объект культурного наследия;

3) правоустанавливающих документов на земельный участок, используемый для эксплуатации объекта культурного наследия.

5. Администрация города регистрирует заявление и направляет его вместе с приложениями в Комиссию.

Комиссия в течение 30 дней с момента регистрации заявления рассматривает представленные заявителем документы, осуществляет осмотр объекта культурного наследия, составляет опись архитектурно-художественных элементов и интерьеров объекта культурного наследия и направляет рекомендации мэру города.

Мэр города принимает решение и издает распоряжение о подготовке охранного свидетельства.

В случае принятия отрицательного решения администрация города в течение 5 дней направляет заявителю мотивированный отказ.

Основанием для отказа в выдаче охранного свидетельства является отсутствие любого из документов, указанных в части 4 настоящей статьи.

Глава 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ

ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 10. Требования к использованию объектов культурного наследия

1. Объект культурного наследия используется с обязательным выполнением следующих требований:

1) обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в Единый государственный реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, изложенным в заключении историко-культурной экспертизы;

2) согласование с администрацией города осуществления проектирования и
проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия;

3) обеспечение установленного режима содержания земель историко-культурного назначения;

4) приспособление объектов, находящихся в муниципальной собственности, для современного использования;

5) обеспечение доступа к объекту культурного наследия, находящемуся в муниципальной собственности, условия осуществления которого устанавливаются администрацией города по согласованию с управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.

Статья 11. Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия

1. Проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия, а также в зонах охраны указанных объектов, подлежат согласованию с администрацией города в порядке, установленном мэром города.

2. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется администрацией города с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия.

3. Физическое или юридическое лицо, являющееся собственником объекта культурного наследия либо пользующееся им на основании договора аренды или безвозмездного пользовании (далее - заявитель), обращается с заявлением на имя мэра города на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с приложением:

1) охранного свидетельства объекта культурного наследия;

2) перечня планируемых работ;

3) проектной документации на проведение работ.

4. Администрация города регистрирует заявление и направляет его с приложениями в Комиссию.

Комиссия в течение 30 дней с момента регистрации заявления рассматривает представленные заявителем документы и направляет рекомендации мэру города.

Мэр города принимает решение о согласовании проектной документации и издает распоряжение о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

В случае принятия отрицательного решения администрация города в течение 5 дней направляет заявителю мотивированный отказ.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия является отсутствие любого из документов, указанных в части 3 настоящей статьи.

5. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются физические и юридические лица, имеющие лицензии на деятельность по проведению работ, связанных с охраной объектов культурного наследия, и (или) на деятельность по проведению проектно-изыскательских работ, связанных с ремонтом и реставрацией объектов культурного наследия, и (или) на деятельность по ремонту и реставрации объектов культурного наследия.

6. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия, находящегося в муниципальной собственности, осуществляется за счет средств городского бюджета.

Статья 12. Охрана объектов культурного наследия

1. Объекты культурного наследия подлежат охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования и предотвращения других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий.

2. В случае если собственник объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, администрация города обращается в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия.

3. В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия у собственника, содержащего данный объект ненадлежащим образом, администрация города выкупает данный объект или организует его продажу с публичных торгов.

Статья 13. Установление зон охраны объектов культурного наследия

1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия.

2. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия проводится по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектами культурного наследия, правообладателей земельных участков или по решению суда.

3. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может проводиться также по инициативе юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия.

4. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия.

5. Проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия разрабатываются с учетом требований действующего законодательства.

6. Проект зон охраны объекта культурного наследия и положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы представляются собственником в администрацию города, которая направляет документы в управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.

7. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия местного значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются в порядке, установленном постановлением Правительства Нижегородской области.

8. Сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в Единый государственный реестр и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

9. Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации.

Статья 14. Популяризации объектов культурного наследия

Популяризация объектов культурного наследия включает в себя:

1) обеспечение доступности объекта культурного наследия для жителей города;

2) туристическую деятельность в отношении объекта культурного наследия, его территории;

3) обеспечение восприятия объекта культурного наследия путем создания специальных видовых точек, смотровых площадок, зон обзора, освещения в темное время суток, установки специальных обозначений;

4) музеефикацию объектов культурного наследия;

5) размещение материалов об объектах культурного наследия в средствах массовой информации, в том числе выпуск информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных объекту культурного наследия;

6) изучение объектов культурного наследия в составе образовательных программ;

7) подготовку и проведение научно-практических конференций, семинаров, тематических выставок и презентаций, посвященных объектам культурного наследия.

Статья 15. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и охране объектов культурного наследия

1. Органы местного самоуправления вправе за счет средств городского бюджета принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и охране объектов культурного наследия.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе за счет городского бюджета принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и охране объектов культурного наследия вне зависимости от их категории историко-культурного значения.

2. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в муниципальной собственности, вложившее денежные средства в работы по сохранению объекта культурного наследия и обеспечившее их выполнение в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, имеет право на льготную арендную плату.

Установление льготной арендной платы и порядок ее взимания определяются городской Думой.

3. Физическое или юридическое лицо, являющееся собственником объекта культурного наследия либо пользующееся им на основании договора безвозмездного пользования и производящее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет право на компенсацию произведенных им затрат при условии выполнения таких работ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер компенсации физическим и юридическим лицам определяется городской Думой и учитывается в городском бюджете на соответствующий финансовый период.