Законы и постановления РФ

Постановление администрации г. Дзержинска от 31.05.2007 N 1560 “Об утверждении модельного стандарта качества предоставления муниципальной услуги “Предоставление дополнительного образования“

Вступил в силу с 31 мая 2007 года (пункт 2 данного документа).

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2007 г. N 1560

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОДЕЛЬНОГО СТАНДАРТА КАЧЕСТВА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ “ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ“

В целях реализации Программы реформирования муниципальных финансов в городе Дзержинске в 2006 - 2008 годах, утвержденной постановлением городской Думы города Дзержинска от 30 августа 2006 года N 109, в соответствии со ст. 57 Устава городского округа город Дзержинск постановляю:

1. Утвердить модельный стандарт качества предоставления муниципальной услуги “Предоставление дополнительного образования“ (приложение).

2. Постановление вступает в силу с момента принятия.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра по финансам, начальника управления финансов Ю.Ю. Абызову.

Мэр города

В.В.ПОРТНОВ

Приложение

Утвержден

постановлением

администрации г.
Дзержинска

от 31.05.2007 N 1560

МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ

“ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ“

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий модельный стандарт качества предоставления муниципальной услуги “Предоставление дополнительного образования“ (далее - Модельный стандарт) регулирует деятельность муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей общей направленности (дворцов, домов и центров детского творчества, центров дополнительного образования детей и другие), а также муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности (детские школы искусств, музыкальные, хоровые и художественные школы, далее - школы искусств) и учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивные, спортивно-технические школы, далее - спортивные школы) по предоставлению соответствующих муниципальных услуг.

1.2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее - учреждение) - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи предоставления муниципальной услуги “Предоставление дополнительного образования“:

обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, развития творческих способностей и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет;

адаптация их к жизни в обществе;

формирование общей культуры;

организация содержательного досуга.

Дополнительными задачами школы искусств являются:

содействие профессиональной ориентации одаренных учащихся по избранному виду искусства для поступления их в профессиональные образовательные учреждения культуры и искусства с целью подготовки творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, педагогических кадров для системы художественного образования;

выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

1.3. По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.

1.4.
В учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

1.5. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями, организациями, в том числе и иностранными.

1.6. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Модельным стандартом и собственным уставом.

1.7. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами; качество реализуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения; иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2. Организационно-правовая форма учреждения определяется учредителем.

2.3. Права юридического лица у учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации. Учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

2.4. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

2.5. Учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании“.

Целью и содержанием аттестации учреждения является установление соответствия содержания обучения и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения. Аттестация проводится по заявлению учреждения один раз в пять лет.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для
принятия органом, осуществляющим аттестацию, решения о признании учреждения аттестованным или неаттестованным.

Координация и контроль по проведению аттестации учреждения возлагаются на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

2.6. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации “Об образовании“. Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению, подтверждает его государственный статус (тип, вид и категорию), определяемый в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ. Требования, предъявляемые к учреждению, и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду и категории устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации, для учреждений специализированной направленности - Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Федеральным агентством по физической культуре и спорту.

2.7. Учреждение может иметь филиалы, отделения, структурные подразделения, которые по его доверенности могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных учреждениях.

Филиалы и отделения учреждения проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном для учреждения.

2.8. Спортивная школа может быть реорганизована в специализированную детско-юношескую школу олимпийского резерва (СДЮШОР) по решению учредителя и по согласованию с органами государственного управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации.

Статус СДЮШОР присваивается при условии непосредственной подготовки в спортивной школе учащихся-спортсменов, имеющих спортивное звание “Мастер спорта“ или занявших 1 - 6-е места на первенствах, чемпионатах России, Европы, мира, Олимпийских играх.

2.9. Земельный участок, на территории которого расположено учреждение, должен удовлетворять следующим требованиям:

2.9.1. Расстояние от промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей до учреждений дополнительного образования должно соответствовать требованиям, предъявляемым к планировке и застройке городов.

Размещение учреждений дополнительного образования,
в том числе включающих зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для детей и подростков (в т.ч. пляжи), на территориях санитарно-защитных зон не допускается.

Через территории учреждений дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского назначения (водоснабжения, канализации).

Пешеходную и транспортную доступность данных учреждений для детей не рекомендовано превышать 30 мин. в одну сторону.

2.9.2. Участок должен иметь наружное освещение при норме освещенности на земле не менее 10 лк.

2.9.3. Территория участка должна быть огорожена забором высотой 1,2 - 1,5 м или зелеными насаждениями.

Не допускается посадка колючих кустарников с ядовитыми плодами, размещение клеток содержания диких животных, опасных для жизни детей и взрослых.

2.9.4. На участке выделяются функциональные зоны: площадки для занятий объединений детей различных профилей на открытом воздухе, спортивные площадки, площадки для тихого отдыха детей, хозяйственная зона с постройками, зеленая зона. Количество функциональных зон и их размеры определяются самими учреждениями дополнительного образования детей в зависимости от направленности реализуемых программ.

Для учреждений дополнительного образования рекомендуется следующее примерное распределение территории на зоны и участки в зависимости от их назначения:

- спортивная площадка 0,7 - 1,1 га, включающая легкоатлетическую площадку (0,5 га), футбольное поле (45x20 кв. м), две волейбольные (9x18 кв. м), две баскетбольные (16x28 кв. м) площадки либо по одной волейбольной, баскетбольной и одну комбинированную площадку; кордодром, бассейн для судомоделистов, автодром, картодром;

- учебно-опытная зона 0,15 - 0,4 га, включающая участки овощных, полевых и декоративных культур, сад, зоологическую, метеорологическую и географическую площадки;

- зона отдыха и аттракционов площадью 0,15 - 0,5 га, включающая площадки для тихих и подвижных игр;

- хозяйственная площадка площадью 0,05 - 0,1 га.

Зеленая зона должна составлять не
менее 50% территории учреждения дополнительного образования детей.

2.9.5. Зону хозяйственного двора следует предусматривать в глубине участка. На хозяйственном дворе размещают хозяйственные постройки, мусоросборники. Мусоросборники с крышками должны быть установлены на расстоянии не менее 25 м от окон и дверей здания на площадке с твердым покрытием (бетонированные, асфальтированные) с удобным и асфальтированным подъездом со стороны улицы. Размер контейнерной площадки должен превышать площадь мусоросборников на 1,0 м со всех сторон.

2.10. Здание и основные помещения учреждения должны удовлетворять следующим требованиям:

2.10.1. Учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении, а также в оборудованном помещении жилого здания. Здания могут состоять из нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами.

2.10.2. Этажность зданий может быть смешанной, но не более 4 этажей. Лестничные переходы между этажами проектируются с естественным освещением через проемы в наружных стенах. Высота ограждения лестниц должна быть не менее 1,2 м.

2.10.3. Помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

2.10.4. При размещении по этажам помещений для занятий объединений детей необходимо учитывать их функциональное назначение, степень связи с участком и др.:

- мастерские скульптуры, керамики (связанные с использованием материалов, хранимых в подсобных помещениях на участке) необходимо размещать на первых этажах с выходом на участок;

- на первых этажах целесообразно располагать помещения для военно-спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, комнаты для индивидуальных занятий на фортепьяно, залы для проведения зрелищных
мероприятий, кабинет врача, столовые, буфеты;

- на последних этажах зданий следует размещать химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, помещения для занятий на духовых инструментах; при организации верхнего освещения на верхних этажах рекомендуется размещать мастерские живописи.

2.10.5. В зданиях учреждений дополнительного образования из мастерских по обработке древесины и комбинированных мастерских по обработке металла и дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, прилегающий к мастерским, в который отсутствуют выходы кабинетов другого назначения.

2.10.6. При организации деятельности гуманитарного профиля (исторического, краеведческого, географического, литературного, страноведения и др.) следует дополнительно руководствоваться санитарными правилами для общеобразовательных учреждений.

2.10.7. При организации компьютерных кабинетов необходимо соблюдение гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

2.10.8. При организации спортивной деятельности должны быть выполнены требования санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре.

2.10.9. На каждом этаже учреждения дополнительного образования должны размещаться раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв. м на 1 человека.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел.

2.10.10. Поверхности стен и полов должны быть гладкими, позволяющими проводить их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

2.10.11. Используемые отделочные материалы, краски, лаки, применяемые для внутренней отделки помещений, применяются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

2.10.12. Высота помещений для занятий различными видами деятельности принимается в соответствии с
требованиями строительных норм и правил, утвержденных проектным заданием, но не должна быть менее 3,0 м.

2.10.13. Размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализации программ дополнительного образования, единовременной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.

2.10.14. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющими отношения к данному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход, гардероб, туалет.

2.11. Водоснабжение и канализация учреждения должны удовлетворять следующим требованиям:

2.11.1. Здания учреждений дополнительного образования детей должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.

2.11.2. В учреждениях дополнительного образования должен быть организован питьевой режим для детей, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных правил.

2.11.3. В помещениях для занятий изобразительным искусством, скульптурой техническим творчеством, юных натуралистов, в кинофотолабораториях, в лабораториях, помещениях для образовательной деятельности, мастерских, помещениях медицинского назначения, комнате технического персонала, санитарных узлах необходимо устанавливать раковины с подводкой горячей и холодной воды.

2.11.4. В помещениях для проведения занятий спортом и хореографией предусматриваются гардеробные для верхней одежды (при отсутствии общей гардеробной). Раздельно для мальчиков и девочек необходимо предусмотреть помещения для переодевания, туалеты, душевые, умывальные с раковинами для мытья рук с подводкой к ним горячей и холодной воды из расчета 1 душевая сетка и 1 раковина на 10 человек.

2.12. Освещение учреждения должно удовлетворять следующим требованиям:

2.12.1. Основные помещения учреждений дополнительного образования должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать умывальные; снарядные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме
помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

2.12.2. В мастерских масляной и акварельной живописи должны быть обеспечены необходимые условия естественного освещения. Расчетное значение коэффициента естественного освещения (КЕО) должно соответствовать: для I светоклиматического пояса - 5,1%, но не менее 3,8%; для II - 4,1%, но не менее 3,0%; для III - 3,6%, но не менее 2,5%. Такие условия КЕО должны быть созданы с помощью верхнего и бокового естественного освещения мастерских.

В остальных помещениях учреждений дополнительного образования коэффициент естественного освещения зависит от вида деятельности и должен соответствовать требованиям строительных норм и правил.

2.12.3. Неравномерность естественного освещения помещений для детей и подростков при боковом освещении не должна превышать 3:1.

2.12.4. Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

2.12.5. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. Не рекомендуется направление светового потока спереди и сзади. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы.

2.12.6. В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких, холодных тонов - бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные румбы, следует использовать светлые, теплые тона - бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый и др.

2.12.7. Для отделки учебных помещений должны использоваться диффузно-отражающие отделочные материалы, краски с коэффициентом отражения: для потолка - не менее 0,8, стен и оборудования - не менее 0,7, пола - 0,4.

2.12.8. Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях необходимо сажать деревья не ближе 15 м от здания, кустарники - 5 м.

2.12.9. На рабочих
местах обучающихся должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже:

- в учебных помещениях для теоретических занятий - 300 - 500 лк;

- в компьютерных кабинетах - 300 - 500 лк;

- в мастерских по обработке металла - 600 лк;

- в мастерских по обработке дерева - 500 лк;

- в швейных мастерских - 600 лк;

- изостудии, живописи, рисунка, скульптуры - 300 - 500 лк;

- концертных залах - 300 лк;

- звукоаппаратной - 150 лк;

- спортивных залах - 200 лк (на полу);

- рекреациях - 150 лк;

- в помещениях для занятий юных натуралистов - не менее 300 лк.

При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

2.12.10. В помещениях технического творчества при выполнении зрительных работ I - IV разрядов, как правило, следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее).

2.12.11. В учебных помещениях, спортивных и концертных залах и др. должна применяться система общего освещения, которое должно быть равномерным. Светильники следует располагать в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.

2.12.12. Чистку светильников общего освещения необходимо проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к этой работе учащихся.

2.13. Воздушно-тепловой режим учреждения должен удовлетворять следующим требованиям:

2.13.1. В основных помещениях учреждений дополнительного образования детей температура воздуха должна соответствовать параметрам таблицы 1.

2.13.2. Температурный перепад между температурой воздуха внутри помещения и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции должен быть не более 6 °С.

2.13.3. В помещениях для занятий детей относительная влажность и скорость движения воздуха должны составлять: в теплый период года - относительная влажность воздуха - 60 - 30%, скорость движения воздуха - 0,2 - 0,3 м/сек; в холодный и переходные периоды года - влажность - 45 - 30%, скорость движения воздуха - не более 0,2 м/сек.

Таблица 1

Средние расчетные температуры воздуха в основных помещениях

---------------------------------T-------------------------------¬

¦ Основные помещения ¦ Температура воздуха, С (t) в ¦

¦ ¦ разных климатических районах ¦

¦ ¦ и подрайонах ¦

¦ +----------T---------------T----+

¦ ¦1а, 1б, 1г¦1в, 1д, II, III¦ IV ¦

+--------------------------------+----------+---------------+----+

¦Комнаты для занятий объединений¦ 21 ¦ 18 ¦ 17 ¦

¦учащихся ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+----------+---------------+----+

¦Лаборатории ¦ 21 ¦ 18 ¦ 17 ¦

+--------------------------------+----------+---------------+----+

¦Мастерские по обработке металла,¦ 17 ¦ 15 ¦ 15 ¦

¦дерева, с крупным станочным¦ ¦ ¦ ¦

¦оборудованием, кружки¦ ¦ ¦ ¦

¦технического моделирования ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+----------+---------------+----+

¦Помещения для музыкальных¦ 20 ¦ 18 ¦ 18 ¦

¦занятий объединений детей,¦ ¦ ¦ ¦

¦клубные комнаты, занятий¦ ¦ ¦ ¦

¦вокалом, актовый зал, лекционная¦ ¦ ¦ ¦

¦аудитория, зрительный зал ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------------+----------+---------------+----+

¦Спортивные залы: при отсутствии¦ 18 ¦

¦мест для зрителей ¦ ¦

+--------------------------------+-------------------------------+

¦При наличии мест для зрителей ¦ 15 ¦

+--------------------------------+-------------------------------+

¦Залы ванн бассейнов ¦ На 1 - 2 выше температуры ¦

¦ ¦ воды в ванне ¦

+--------------------------------+-------------------------------+

¦Залы для подготовительных¦ 18 ¦

¦занятий в бассейнах;¦ ¦

¦хореографические классы ¦ ¦

L--------------------------------+--------------------------------

2.13.4. Воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительного образования должен соответствовать строительным нормам и правилам.

2.14. Медицинское обслуживание учреждения должно удовлетворять следующим требованиям:

2.14.1. Работники учреждений дополнительного образования детей должны проходить обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медосмотры в установленном порядке.

2.14.2. Медицинское наблюдение за детьми, занимающимися в спортивных школах и секциях, необходимо проводить не реже 2 раз в год.

2.14.3. После перенесенных заболеваний дети допускаются к занятиям спортом только со справками врача.

2.14.4. Учреждение дополнительного образования детей должно быть укомплектовано медицинскими аптечками для оказания доврачебной помощи.

2.15. Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется действующим законодательством.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ПРОВЕДЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1. Организация основных видов деятельности учреждения должна удовлетворять положениям настоящих требований.

3.2. Условия проведения занятий художественным творчеством детей должны удовлетворять следующим требованиям:

3.2.1. Для мастерских масляной живописи должны быть выделены помещения площадью не менее 4,8 кв. м на 1 учащегося, высотой - не менее 3,0 м, высотой подоконников - не более 1,3 м. Рабочие места учащихся за мольбертами следует размещать перпендикулярно и параллельно окнам.

3.2.2. Мастерские для акварельной живописи и рисунка должны иметь площадь из расчета не менее 4,0 кв. м на 1 учащегося, высотой - не ниже 3,6 м, высотой подоконников - не более 1,1 м. Мольберты в мастерских для акварельной живописи и рисунка следует размещать полукругом около 2 моделей, расположенных у боковых стен.

3.2.3. К мастерским живописи и рисунка непосредственно должна примыкать кладовая площадью не менее 9 кв. м.

3.2.4. Мастерские скульптуры должны иметь площадь не менее 3,6 кв. м на 1 учащегося; мастерские прикладного искусства и композиции - не менее 4,5 кв. м на 1 учащегося; высоту помещений - не ниже 3,0 м. При мастерских скульптуры должно быть выделено изолированное отделение обжига, оборудованное механической вытяжной вентиляцией. При мастерских прикладного искусства и композиции должны быть кладовая площадью не менее 9 кв. м, при мастерской скульптуры - две кладовые для хранения глины и гипса.

3.2.5. Для теоретических занятий может организовываться кабинет истории искусств площадью из расчета 2,0 кв. м на 1 учащегося и помещение для хранения натюрмортного методического фонда - не менее 18 кв. м.

3.2.6. Мастерские должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды; мастерские рисования и лепки необходимо оборудовать двумя умывальниками, один из них с раковиной и широким столом.

3.3. Организация музыкальных занятий детей должна удовлетворять следующим требованиям:

3.3.1. Для проведения музыкальных занятий оборудуются:

- помещения для индивидуальных занятий на фортепьяно и других инструментах (струнные, духовые, народные) площадью не мене 12 кв. м;

- помещения для групповых музыкально-теоретических занятий (до 15 учащихся) площадью не менее 36 кв. м и высотой - не ниже 3,0 м;

- помещения для занятий хора и оркестра площадью не менее 2 кв. м на 1 человека, высотой - не ниже 3,0 м.

3.3.2. При музыкальном отделении должны быть помещения для хранения музыкальных инструментов площадью не менее 10 кв. м.

3.3.3. Помещения для занятий на музыкальных инструментах должны проектироваться вдали от помещений для теоретических занятий. Звукоизоляция между кабинетами должна отвечать санитарным требованиям от воздушных и ударных шумов.

3.4. Организация занятий хореографией детей должна удовлетворять следующим требованиям.

Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами площадью из расчета 3 - 4 кв. м на одного учащегося и рекомендуемой высотой не менее 4 м для строящихся учреждений данного типа.

Балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0,9 - 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены.

Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.

Полы в зале должны быть дощатые некрашеные или покрытые специальным линолеумом.

Необходимо предусмотреть раздевальные и душевые для девочек и мальчиков.

Раздевальные оборудуются раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

При организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета не менее 2 кв. м на человека. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не менее 18 кв. м.

3.5. Организация занятий техническим творчеством детей должна удовлетворять следующим требованиям:

3.5.1. Площади помещений для занятий техническим творчеством детей должны соответствовать строительным нормам и правилам.

3.5.2. Кабинеты и лаборатории для моделирования, универсальная лаборатория по основам наук оборудуются столами и стульями в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Помещения для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуются ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками.

Мастерские по обработке древесины и металла оборудуются столярными и слесарными верстаками в соответствии с гигиеническими требованиями для общеобразовательных учреждений.

3.5.3. Столы и верстаки, за которыми проводится пайка, должны иметь металлическое покрытие и местную вытяжную вентиляцию.

3.5.4. Слесарные и комбинированные верстаки должны иметь защитные экраны шириной не менее 390 мм и высотой не менее 325 мм. Они должны располагаться перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении, соблюдая расстояние от тисков до тисков 90 - 100 см.

3.5.5. Столярные верстаки должны располагаться под углом 45° к окнам или перпендикулярно так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 80 см.

3.5.6. Токарные станки должны устанавливаться параллельно окнам или под углом 20 - 30°, фрезерные - параллельно окнам.

3.5.7. Размеры инструментов должны соответствовать антропометрическим параметрам детей.

3.5.8. Все оборудование, являющееся источником пылевыделений, должно иметь местную вытяжную вентиляцию при наличии общей вентиляции.

3.5.9. При организации занятий техническим творчеством необходимо соблюдать гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

3.5.10. Все кабинеты и мастерские технического творчества должны быть оборудованы раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

3.5.11. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

3.6. Организация занятий эколого-биологического профиля и юных натуралистов должна удовлетворять следующим требованиям:

3.6.1. Примерный состав и площади помещений для юннатской работы должны соответствовать требованиям строительных норм и правил.

3.6.2. Помещения, предназначенные для работы детей с животными, растениями должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.

3.6.3. С детьми, ухаживающими за животными, должен проводиться инструктаж о приемах безопасного обращения с животными и оказания первой медицинской помощи.

За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.

3.7. Спортивные занятия детей должны удовлетворять следующим требованиям:

3.7.1. Гигиенические требования относятся ко всем видам учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

3.7.2. Набор и состав помещения для спортивных секций определяются направленностью образовательной программы, спортивным профилем учреждения и количеством занимающихся детей и должны отвечать требованиям са“итарных и строительных норм и правил.

3.7.3. Площадь спортивного зала должна быть не менее 4 кв. м на одного занимающегося. Пол должен быть деревянным или покрыт линолеумом: поверхность пола должна быть ровной, без щелей и изъянов. Стены зала не должны иметь выступов, карнизов; стены следует окрашивать масляной краской на высоту 1,5 - 2,0 м от пола, а верхнюю часть - клеевой краской. Батареи располагаются в нишах под окнами и закрыты решетками. На окнах должны быть предусмотрены заградительные устройства.

В детской юношеской спортивной школе на 160 - 180 человек может быть спортивный манеж (42x18 кв. м) и спортзал (36x18 кв. м).

3.7.4. В спортивных залах должно размещаться только оборудование, необходимое для проведения занятий. Для хранения инвентаря должно быть выделено специальное помещение.

3.7.5. В зале для борьбы должен быть мягкий ковер, размещаемый с отступами от стен не менее 2 м во избежание травматизма. При невозможности организации такого отступа стены должны быть обиты матами на высоту 1,5 м. Сверху ковер должен быть покрыт покрывалом, поверх которого натянута и закреплена покрышка из прочной и мягкой материи без грубых швов.

3.7.6. Используемые при прыжках маты должны исключать возможность скольжения по полу, поверхность их не должна быть скользкой, набивка матов - равномерной по плоскости и состоять из материалов, легко поддающихся очистке от пыли.

Маты должны храниться в зале в вертикально подвешенном положении.

3.7.7. Магнезия, используемая спортсменами для рук, должна храниться в ящиках с крышками.

3.7.8. Физкультурные и спортивные площадки на открытом воздухе должны содержаться в чистоте и быть ровными, свободными от посторонних предметов, которые могут быть причиной повреждений и травм.

3.7.9. Футбольное поле, площадки для ручного мяча и массовых подвижных игр должны иметь травяной покров.

3.7.10. Беговая дорожка должна иметь твердое, хорошо дренирующее покрытие, плотный, непылящий, стойкий к атмосферным осадкам верхний слой.

3.7.11. Ямы для прыжков должны заполняться чистым песком с примесью опилок. Перед прыжком содержимое следует взрыхлять и выравнивать. Борты ям следует обшивать резиной или брезентом, и они должны находиться на одном уровне с землей.

3.7.12. Условия для занятий водными видами спорта должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям к бассейнам.

3.7.13. Здание детской юношеской спортивной школы должно включать:

- игровые зоны общей физической подготовки;

- специализированные зоны по видам спорта для технической и тактической подготовки с группами обслуживающих помещений;

- административно-хозяйственные и другие помещения в зависимости от профиля школы.

3.8. В учреждениях дополнительного образования детей при наличии двух смен занятий в середине дня необходимо устраивать 1 - 2-часовой перерыв между сменами для уборки и сквозного проветривания помещений.

4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

4.1. Учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций.

4.2. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей.

4.3. Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).

4.4. В учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников. С этой целью в учреждении создается методический совет. Порядок его работы определяется уставом учреждения.

Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациям по договору с ними.

4.5. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие) (далее - объединения).

4.6. Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных муниципальными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения.

4.7. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.

Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа по месту жительства. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

4.8. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав, если кружок не платный, при наличии условий и согласия руководителя объединения.

4.9. Учреждение может создавать объединения в других образовательных учреждениях, предприятиях и организациях. Отношения между ними определяются договором.

4.10. При привлечении школьников среднего и старшего возрастов к трудовой деятельности режим дня должен организовываться в соответствии с санитарными правилами по содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха и гигиенических критериев допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

4.11. Учреждение по договоренности и (или) совместно с учреждениями, предприятиями, организациями может проводить профессиональную подготовку детей, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности. Обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.

4.12. Учреждение, имеющее квалифицированные кадры и необходимую материально-техническую базу, по согласованию с другими образовательными учреждениями может осуществлять производственную практику обучающихся в данном учреждении, а также выполнять в установленном порядке заказы учреждений, предприятий и организаций на изготовление изделий, при этом тематика и содержание работы должны способствовать творческому развитию обучающихся в осваиваемой профессии.

4.13. При работе с детьми должен осуществляться дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов подготовки.

4.14. Режим деятельности детей должен удовлетворять следующим требованиям:

4.14.1. Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен быть утвержден директором учреждения.

4.14.2. Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:

4.14.2.1. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

4.14.2.2. Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.

4.14.2.3. Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.

4.14.2.4. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00, а их окончание - не позднее 20.00.

4.14.2.5. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы.

4.14.2.6. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни - 3 часа. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности в учебные дни не должна превышать 3 часа, в выходные и каникулярные дни - 3,5 часа. После 30 - 45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.

4.15. Содержание образовательного процесса в школе искусств определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми школой самостоятельно на основе рекомендованных научно-методическим центром Министерства культуры РФ учебных планов и образовательных программ.

Образовательная программа составляется с соблюдением следующих требований:

4.15.1. Образовательный процесс в школе искусств ориентирован на получение учащимися общего начального музыкального (художественного) образования с углубленным изучением музыкально-художественных предметов.

4.15.2. Продолжительность обучения в школе искусств: 7 лет (для детей, поступающих в возрасте 6 - 7 лет) и 5 лет (для детей, поступающих в возрасте 9 - 12 лет).

4.15.3. Для наиболее способных учащихся выпускных классов в целях профессиональной ориентации и создания условий для подготовки в средние профессиональные учебные заведения школа организует классы ранней профессиональной ориентации учащихся (8-й класс при семилетнем образовании, 6-й класс при пятилетнем образовании).

4.15.4. Образовательная программа для каждого срока обучения должна соответствовать учебным планам, утвержденным учредителем.

4.15.5. Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебными планами, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разработанными учебной частью и утвержденными директором школы.

4.15.6. Форма обучения в школе искусств - индивидуально-групповая, кратность посещения - не более 4 раз в неделю:

для учащихся 1 - 4-х классов - 6 - 8 часов;

для учащихся 5 - 8-х классов - 7,5 - 13 часов.

4.15.7. Количество изучаемых дисциплин (предметов) в школах искусств:

музыкальное исполнительство (вокал) - 10 предметов (от 6,5 до 10,5 ч в неделю);

изобразительное искусство - 11 предметов (от 7 до 13 ч в неделю);

хореографическое искусство - 10 предметов (от 10 до 11,5 ч в неделю);

театральное искусство - 12 предметов (от 6,5 до 12 ч в неделю);

общеэстетическое образование - 8 предметов (от 8 до 10,5 ч в неделю);

фольклорное искусство - 6 предметов (от 8 до 11 ч в неделю);

теория музыки - 9 предметов (от 6,5 до 10,5 ч в неделю);

хоровое искусство - 9 предметов (от 8,5 до 11,5 ч в неделю).

Окончившим 7-летнее (5-летнее) обучение и сдавшие выпускные экзамены выдается свидетельство об окончании школы государственного образца.

4.16. Содержание образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (спортивной школе) определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми школой самостоятельно на основе учебных планов и образовательных программ, рекомендованных Федеральным агентством по физической культуре и спорту, Министерством образования РФ.

4.16.1. Организация учебно-тренировочного процесса.

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или с дневным пребыванием.

Начало и окончание учебного года зависят от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливаются администрацией для каждого вида спорта индивидуально. Если, например, зимний сезон заканчивается в апреле, то в мае - июне спортсмены самостоятельно поддерживают свою спортивную форму, а тренеры-преподаватели находятся в ежегодном отпуске.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (работа по индивидуальным планам обязательна на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Штатное расписание спортивной школы определяется самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных в установленном порядке для работников физической культуры и спорта, других специалистов, служащих и рабочих.

4.16.2. Этапы многолетней подготовки обучающихся в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Этапы многолетней подготовки

обучающихся в учреждениях дополнительного образования

физкультурно-спортивной направленности

------------------T----------T----------------------T------------¬

¦ Этапы ¦ Период ¦ Виды спортивных школ ¦ Социальные ¦

¦ подготовки ¦подготовки+-----T----T------T----+ нормы ¦

¦ ¦ (лет) ¦ДЮКФП¦ДЮСШ¦СДЮШОР¦ШВСМ¦ охвата ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦занимающихся¦

+-----------------+----------+-----+----+------+----+------------+

¦Спортивно- ¦ Весь ¦ + ¦ x ¦ * ¦ ¦10 - 12% от ¦

¦оздоровительный ¦ период ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6 - 15- ¦

+-----------------+----------+-----+----+------+----+ летнего ¦

¦Начальной ¦2 - 3 года¦ x ¦ + ¦ x ¦ ¦ возраста ¦

¦подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------+----------+-----+----+------+----+ ¦

¦Учебно- ¦4 - 5 лет ¦ x ¦ + ¦ + ¦ ¦ ¦

¦тренировочный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------+----------+-----+----+------+----+------------+

¦Спортивного ¦ 3 года ¦ ¦ x ¦ + ¦ + ¦ 0,2% от 16 ¦

¦совершенствования¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- 25-летнего¦

+-----------------+----------+-----+----+------+----+ возраста ¦

¦Высшего ¦3 - 5 лет ¦ ¦ ¦ + ¦ + ¦ ¦

¦спортивного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦мастерства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-----------------+----------+-----+----+------+----+-------------

Условные обозначения:

+ - основная функция;

x - по решению учредителя;

* - в неспециализированных отделениях СДЮШОР.

4.16.3. Врачебный контроль.

Текст приказа Минздрава СССР от 29.12.1985 N 1672 включен в информационный банк СПС КонсультантМедицинаФармацевтика.

Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной подготовки, включая спортивно-оздоровительные группы, осуществляется врачом спортивной школы, а при его отсутствии - кабинетом врачебного контроля соответствующей территориальной поликлиники в соответствии с Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом (приказ Минздрава СССР от 29.12.1985 N 1672).

Врачебный контроль за обучающимися, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, осуществляется врачебно-физкультурным диспансером.

Врач спортивной школы осуществляет медицинский контроль за учебно-тренировочным процессом и в период соревнований.

4.16.4. Разделение на группы видов спорта производится согласно таблице 3.

Таблица 3

Группы видов спорта

--------T----------------------T---------------T-----------------¬

¦Возраст¦ I группа ¦ II группа ¦ III группа ¦

¦ (лет) ¦ ¦ ¦ ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦ Олимпийские виды ¦

+-------T----------------------T---------------T-----------------+

¦ 6 ¦гимнастика (дев.) ¦ ¦ ¦

¦ ¦гимнастика художеств.¦ ¦ ¦

¦ ¦фигурное катание ¦ ¦ ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦ 7 ¦воднолыжный ¦ ¦настольный теннис¦

¦ ¦гимнастика (мальчики) ¦ ¦плавание ¦

¦ ¦прыжки в воду ¦ ¦теннис ¦

¦ ¦прыжки на батуте ¦ ¦ ¦

¦ ¦синхронное плавание¦ ¦ ¦

¦ ¦фристайл ¦ ¦ ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦ 8 ¦горнолыжный ¦ баскетбол ¦бадминтон ¦

¦ ¦ ¦ футбол ¦ ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦ 9 ¦биатлон ¦бейсбол ¦конькобежный ¦

¦ ¦л. атлетика¦водное поло ¦л. атлетика ¦

¦ ¦(многоборье, метание,¦волейбол ¦лыжные гонки ¦

¦ ¦прыжки с шестом) ¦гандбол ¦шорт-трек ¦

¦ ¦прыжки на лыжах ¦хоккей ¦ ¦

¦ ¦парусный спорт ¦хоккей на траве¦ ¦

¦ ¦лыжное двоеборье ¦ ¦ ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦ 10 ¦велоспорт ¦ ¦бокс ¦

¦ ¦конный спорт ¦ ¦борьба вольная ¦

¦ ¦современное пятиборье ¦ ¦борьба ¦

¦ ¦санный спорт ¦ ¦греко-римская ¦

¦ ¦стрельба пулевая ¦ ¦гребля ¦

¦ ¦фехтование ¦ ¦академическая ¦

¦ ¦ ¦ ¦гребля на¦

¦ ¦ ¦ ¦байдарках и каноэ¦

¦ ¦ ¦ ¦дзюдо ¦

¦ ¦ ¦ ¦тяжелая атлетика¦

¦ ¦ ¦ ¦(юн.) ¦

¦ ¦ ¦ ¦тхеквондо (ВТФ) ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦ 11 ¦стрельба из лука ¦ ¦ ¦

¦ ¦стендовая стрельба ¦ ¦ ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦ 12 ¦бобслей ¦ ¦тяжелая атлетика¦

¦ ¦ ¦ ¦(дев.) ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦Примечание. Специализированные детско-юношеские школы¦

¦олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства,¦

¦училища олимпийского резерва создаются по олимпийским видам¦

¦спорта ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦ Неолимпийские виды ¦

+-------T----------------------T---------------T-----------------+

¦ 7 ¦акробатика ¦ ¦аэробика ¦

¦ ¦рок-н-ролл ¦ ¦дартс шейпинг ¦

¦ ¦спортивные танцы ¦ ¦шахматы шашки ¦

¦ ¦ ¦ ¦ушу ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦ 8 ¦ ¦ ¦спортивное ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦ ¦ ¦ ¦ориентирование ¦

¦ ¦ ¦ ¦спортивный туризм¦

¦ ¦ ¦ ¦гольф ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦ 9 ¦ ¦ регби ¦городки ¦

¦ ¦ ¦ софтбол ¦лапта ¦

¦ ¦ ¦хоккей с мячом ¦ ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦ 10 ¦альпинизм ¦ ¦армейский ¦

¦ ¦буерный спорт ¦ ¦рукопашный бой¦

¦ ¦гребной слалом¦ ¦армрестлинг ¦

¦ ¦натурбан ¦ ¦атлетизм ¦

¦ ¦полиатлон триатлон ¦ ¦бильярд гиревой ¦

¦ ¦скалолазание стрельба¦ ¦карате-до ¦

¦ ¦из арбалета ¦ ¦кекусенкай ¦

¦ ¦ ¦ ¦кикбоксинг ¦

¦ ¦ ¦ ¦контактное карате¦

¦ ¦ ¦ ¦пауэрлифтинг ¦

¦ ¦ ¦ ¦самбо ¦

¦ ¦ ¦ ¦тхеквондо (ИТФ) ¦

+-------+----------------------+---------------+-----------------+

¦Примечание. В спортивных школах могут культивироваться виды¦

¦спорта, которые введены в государственные программы физического¦

¦воспитания населения ¦

L-----------------------------------------------------------------

4.16.5. Условия зачисления в спортивную школу, переводы занимающихся на последующий год обучения, этапы многолетней спортивной подготовки.

На этап начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте.

На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.

На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие (подтвердившие) спортивный разряд кандидата в мастера спорта, а по командным игровым видам спорта - первый (юношеский) спортивный разряд. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.

На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, выполнившие (подтвердившие) требования норм мастера спорта России, мастера спорта России международного класса, а в командных игровых видах спорта - разряд кандидата в мастера спорта. Возраст спортсмена не ограничивается, если его спортивные результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства.

5. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

5.1. Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети в возрасте до 18 лет, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами и учебными программами, педагогические работники, родители (законные представители).

5.2. Порядок приема детей в учреждение в части, не отрегулированной законодательством Российской Федерации, определяется учредителем учреждения и закрепляется в его уставе.

5.3. Учреждение дополнительного образования общей направленности предоставляет образовательные услуги обучающимся при наличии именного сертификата обучающегося, за исключением получения образовательных услуг по программам, рекомендованным к оплате со стороны родителей (танцевальный спорт, большой теннис, фехтование, занятия с детьми до 6 лет и др.). Именной сертификат обучающегося обеспечивает соблюдение гарантированных государством норм в получении дополнительного образования ребенком, выполняет информационную функцию для родителей, а также способствует достоверному анализу реального количества обучающихся в системе дополнительного образования, контролю за их движением.

Учреждения дополнительного образования детей художественно-эстетической и физкультурно-спортивной направленности осуществляют набор согласно определенной учредителем квоты бюджетных мест.

5.4. При приеме детей учреждение обязано ознакомить их и (или) родителей (законных представителей) с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

5.5. Права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей), работников определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом актами.

5.6. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

5.7. К педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

5.8. Отношения работника учреждения и администрации регулируются трудовым договором, условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

5.9. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работникам на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств.

5.10. Для спортивных школ разряды оплаты труда устанавливаются выше по сравнению с разрядом, определенным на основе ЕТС с учетом требований тарифно-квалификационных характеристик.

5.10.1. Численный состав занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы, нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей по спорту в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки представлены в таблице 4.

Таблица 4

Нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей

по спорту в спортивно-оздоровительных группах и

группах начальной подготовки

----------------T------T-------------T------------T--------------¬

¦ Этапы ¦Период¦ Минимальная ¦Максимальный¦ Норматив ¦

¦ подготовки ¦подго-¦наполняемость¦ объем уч. ¦ оплаты ¦

¦ ¦товки ¦групп (чел.) ¦ тр. работы ¦ труда (в % ¦

¦ ¦(лет) ¦ ¦(час/неделю)¦ на одного ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦занимающегося)¦

+---------------+------+-------------+------------+--------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

+---------------+------+-------------+------------+--------------+

¦Спортивно- ¦ весь ¦ 15 ¦ 6 ¦ 2,2 ¦

¦оздоровительный¦период¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+------+-------------+------------+--------------+

¦Начальной ¦ до ¦ 15 ¦ 6 ¦ 2,2 ¦

¦подготовки ¦ года ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +------+-------------+------------+--------------+

¦ ¦свыше ¦ 14 ¦ 9 ¦ 3,6 ¦

¦ ¦ года ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------+------+-------------+------------+---------------

Примечания.

1. Форма и система оплаты труда в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (оплата по нормативу за каждого занимающегося или в зависимости от объема недельной учебно-тренировочной работы) определяется спортивной школой по согласованию с вышестоящим органом управления по подчиненности.

Ставка заработной платы тренера-преподавателя по спорту (при оплате его труда в зависимости от недельной учебно-тренировочной работы) устанавливается за 18 часов в неделю.

2. Норматив оплаты труда тренеров-преподавателей по спорту (графа 5) в спортивно-оздоровительных группах повышается на 0,5% за каждые два года обучения под руководством одного тренера.

3. При оплате труда по нормативам за одного занимающегося максимальный состав спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки не должен превышать двух минимальных составов с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

4. Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах - 6 - 17 лет. Решение о проведении занятий с детьми дошкольного возраста принимает учредитель при наличии разрешения органов здравоохранения.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

5.9.2. Оплата труда тренеров-преподавателей по спорту за подготовку одного занимающегося на этапах спортивной подготовки рассчитывается по нормативам, представленным в таблице 5.

Таблица 5

Нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей

по спорту за подготовку одного занимающегося (в % от ставки

заработной платы) на этапах спортивной подготовки

---------------------T----------T---------------------T---------------¬

¦ Этапы подготовки ¦ Период ¦ Размер норматива ¦ Максимальный ¦

¦ ¦подготовки¦ оплаты труда ¦ объем учебно- ¦

¦ ¦ (лет) ¦тренера-преподавателя¦ тренировочной ¦

¦ ¦ ¦ по спорту за ¦ работы ¦

¦ ¦ ¦ подготовку одного ¦ (час/неделю) ¦

¦ ¦ ¦занимающегося (в % от¦ ¦

¦ ¦ ¦ ставки) ¦ ¦

¦ ¦ +---------------------+ ¦

¦ ¦ ¦ группы видов спорта ¦ ¦

¦ ¦ +------T-------T------+ ¦

¦ ¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ ¦

+--------------------+----------+------+-------+------+---------------+

¦Учебно-тренировочный¦ до 2 лет ¦ 6 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 12 ¦

¦ +----------+------+-------+------+---------------+

¦ ¦ свыше 2 ¦ 14 ¦ 6 ¦ 10 ¦ 18 ¦

¦ ¦ лет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+----------+------+----“--+------+---------------+

¦Спортивного ¦ до года ¦ 20 ¦ 17 ¦ 17 ¦ 24 ¦

¦совершенствования +----------+------+-------+------+---------------+

¦ ¦свыше года¦ 30 ¦ 20 ¦ 23 ¦ 28