Законы и постановления РФ

Постановление администрации Навашинского района от 01.02.2007 N 24 “Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки“

Утратил силу в связи с изданием постановления администрации Навашинского района от 06.04.2010 N 67.

АДМИНИСТРАЦИЯ НАВАШИНСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2007 г. N 24

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ

ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ

На основании статьи 32 Устава Навашинского района, в целях надлежащего обеспечения поставленных перед отделом контроля и аудита администрации Навашинского района задач и единообразия организации проводимых ревизий и проверок постановляю:

утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения ревизии и проверки.

Глава местного самоуправления

В.В.ШИШКОВ

Утверждена

постановлением

администрации Навашинского района

от 01.02.2007 N 24

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. На отдел контроля и аудита администрации Навашинского района (далее - отдел) в соответствии с Положением об отделе, утвержденным распоряжением администрации Навашинского района
от 31.12.2004 N 715-р, возложена задача по осуществлению в пределах своей компетенции контроля в финансово-бюджетной сфере, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Навашинского района.

Контроль в финансово-бюджетной сфере осуществляется отделом путем проведения ревизий (проверок) в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, анализа статистической и бухгалтерской отчетности муниципальных учреждений и муниципальных предприятий Навашинского района.

Видимо, имеется в виду Положение об отделе контроля и аудита управления делами администрации Навашинского района, утвержденное распоряжением администрации Навашинского района от 31.12.2004 N 715-р.

1.2. При организации и проведении ревизии или проверки, оформлении и реализации их результатов работники отдела обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и Навашинского района, Положением об отделе контроля и аудита и настоящей Инструкцией.

1.3. Права, обязанности и полномочия отдела определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации, Нижегородской области и правовыми актами Навашинского района.

2. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ

2.1. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством, нормативными актами Российской Федерации, Нижегородской области и Навашинского района, возложена ответственность за их осуществление.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

2.2. Цель ревизии (проверки) - осуществление контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации, Нижегородской области и правовых актов Навашинского района при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательств.

2.3. Основной задачей ревизии (проверки) является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

- обоснованность расчетов сметных назначений;

- исполнение смет расходов;

- использование бюджетных средств по целевому назначению;

- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

- обоснованность образования и расходования внебюджетных средств;

- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;

- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

- операции с основными средствами и нематериальными активами;

- операции, связанные с инвестициями;

- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

- формирование финансовых результатов и их распределение;

- иным направлениям в финансово-хозяйственной деятельности организации.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕВИЗИИ (ПРОВЕРКИ)

3.1. Ревизия (проверка) поступления и расходования средств бюджета Навашинского района, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в муниципальной собственности, муниципальных учреждениях, муниципальных предприятиях и иных организациях, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.

Ревизия (проверка) по мотивированным постановлениям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. На проведение каждой ревизии (проверки) участвующим в ней сотрудникам отдела издается распоряжение, которое подписывается главой местного самоуправления Навашинского района или лицом, его замещающим, и заверяется печатью администрации Навашинского района.

3.3. Сроки проведения ревизии (проверки), состав ревизионной комиссии и ее руководитель утверждаются данным распоряжением администрации
с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии (проверки), и особенностей ревизуемой организации.

3.4. Сроки проведения ревизии (проверки) не могут превышать 45 календарных дней, если настоящей Инструкцией не предусмотрены иные сроки.

Продление первоначально установленного срока ревизии (проверки) осуществляется главой местного самоуправления Навашинского района по мотивированному представлению руководителя ревизионной комиссии (ревизора).

3.5. Конкретные вопросы ревизии (проверки) определяются программой.

Программа ревизии (проверки) включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается главой местного самоуправления Навашинского района. Изменения, дополнения в программе ревизии (проверки), изменения сроков проведения ревизии (проверки) утверждаются главой местного самоуправления Навашинского района.

3.6. Составлению программы ревизии (проверки) по ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизионной комиссии обязаны изучить необходимые законодательные, нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные и другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии (проверке) организации.

Руководитель ревизионной комиссии до начала ревизии (проверки) знакомит ее участников с содержанием программы и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями.

Программа ревизии (проверки) в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в соответствии с пунктом 4 настоящей Инструкции.

3.7. Перед тем как приступить к ревизии (проверке), руководитель ревизионной комиссии должен предъявить распоряжение на проведение ревизии руководителю ревизуемой организации, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии сотрудников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии.

По требованию руководителя ревизионной комиссии (ревизора) руководитель ревизуемой организации обязан организовать проверку выполнения договорных обязательств и обоснованности произведенных затрат, а также организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей.
Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной комиссии по согласованию с руководителем ревизуемой организации.

3.8. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:

- проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;

- проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

- организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и проведения встречных проверок поступления и расходования бюджетных средств Навашинского района, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

- организации процедур фактического контроля за наличием, движением и обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг (в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.), проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов;

- проверки использования и сохранности бюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- проверки организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

3.9. Участники ревизионной
комиссии, исходя из программы ревизии (проверки), определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.

3.10. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения ревизии (проверки) участникам ревизионной комиссии - предоставлять необходимые помещение, оргтехнику, услуги связи, транспорта, канцелярские принадлежности, обеспечение работ по делопроизводству и т.п.

В случае отказа руководством ревизуемой организации представить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведение ревизии, руководитель ревизионной комиссии сообщает об этих фактах главе местного самоуправления Навашинского района.

3.11. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной комиссии составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящей Инструкции, и докладывается главе местного самоуправления Навашинского района.

Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.

4. ОФОРМЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИИ

4.1. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной комиссии (ревизором), а при необходимости и членами ревизионной комиссии, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.

Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной комиссии, вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.

По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной комиссии может быть установлен срок до 3 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания.

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной комиссии письменные возражения или замечания - протокол
разногласий (приложение 2 к Инструкции - не приводится), - которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.

Руководитель ревизионной комиссии в срок до 3 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменное заключение (приложение 3 к Инструкции - не приводится), которое после рассмотрения и утверждения направляется в ревизуемую организацию и приобщается к материалам ревизии (проверки).

При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения заведующий отделом контроля и аудита направляет запрос для разъяснений в организации, в компетенцию которых входят данные вопросы. Заключение вручается руководителем ревизионной комиссии в установленном настоящей Инструкцией порядке для вручения акта ревизии (проверки).

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной комиссии (ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.

В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в отделе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.

4.2. Акт ревизии (проверки) состоит из вводной и описательной частей.

Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:

- наименование темы ревизии;

- дату и место составления акта ревизии;

- кем и на каком основании проведена ревизия;

- проверяемый период и сроки проведения ревизии;

- полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;

- сведения об учредителях;

- основные цели и виды деятельности организации;

- имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая
депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах казначейства;

- кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);

- кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Вводная часть акта ревизии (проверки) может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.

Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.

4.3. В акте ревизии (проверки) ревизоры должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.

Результаты ревизии (проверки) излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии (проверки), должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

В акте ревизии (проверки) не допускаются включения различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.

В акте ревизии (проверки) не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, квалифицироваться их поступки, намерения и цели.

Объем акта ревизии (проверки) не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы
программы ревизии.

4.4. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Промежуточный акт подписывается участником ревизионной комиссии, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации.

Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.

4.5. Материалы ревизии (проверки) состоят из акта ревизии и приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).

Материалы ревизии представляются председателю контрольного совета в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии председателем контрольного совета делается отметка: “Материалы ревизии приняты“, указывается дата и им подписывается.

Материалы каждой ревизии (проверки) в делопроизводстве отдела должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.

4.6. Председатель контрольного совета по представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней выносит на рассмотрение контрольного совета материалы ревизии.

4.7. По результатам проведенной ревизии (проверки) руководитель ревизионной комиссии направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

4.8. Материалы ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям правоохранительных органов, передаются им под роспись с расшифровкой должности и фамилии лица, принявшего материалы.

По материалам ревизии, проведенной по мотивированным постановлениям правоохранительных органов, в делах отдела должны быть оставлены копии: акта ревизии, объяснений
должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.

В правоохранительные органы могут быть направлены также и материалы ревизий, проведенных без предварительно вынесенных ими мотивированных постановлений, в ходе которых были выявлены злоупотребления, растраты, хищения денежных средств и материальных ценностей.

4.9. Результаты ревизии обсуждаются на заседании контрольного совета, принимается решение, которое оформляется протоколом и направляется главе местного самоуправления Навашинского района для принятия мер.

Отдел контроля и аудита обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии, при необходимости выходит с предложениями по приостановке финансирования организации, допустившей нарушения законодательства, привлечению виновных лиц к материальной и дисциплинарной ответственности, обеспечивает принятие других предусмотренных действующим законодательством мер для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

4.10. Контрольный совет систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы финансового контроля за использованием средств бюджета Навашинского района.

4.11. В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данной Инструкцией, работники отдела обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.