Законы и постановления РФ

Постановление администрации Володарского района от 05.12.2006 N 508 “Об утверждении Положения о предпрофильной подготовке учащихся 8 - 9-х классов муниципальных образовательных учреждений Володарского района“

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛОДАРСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2006 г. N 508

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

УЧАЩИХСЯ 8 - 9-Х КЛАССОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ ВОЛОДАРСКОГО РАЙОНА

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р, и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Минобразования РФ от 18.07.2002 N 2783, содержатся в информационном банке СПС КонсультантПлюс: Эксперт-приложение.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р, Концепцией профильного обучения на старшей ступени образования, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 N 2783, в целях создания необходимых условий для самоопределения учащихся 9-х
классов в отношении профилирующего направления собственной деятельности на старшей ступени обучения в муниципальных образовательных учреждениях Володарского района постановляю:

утвердить Положение о предпрофильной подготовке учащихся 8 - 9-х классов муниципальных образовательных учреждений Володарского района (приложение 1).

Глава местного самоуправления

В.А.ОПОЛЧЕНЦЕВ

Приложение 1

Утверждено

постановлением

администрации Володарского района

от 05.12.2006 N 508

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 8 - 9-Х КЛАССОВ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Предпрофильная подготовка учащихся на второй ступени обучения создается в школе в соответствии с:

- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р;

- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 N 2783;

- приказом Минобразования России “О ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования“ от 02.07.2002 N 2525/17;

- письмом Минобразования России “Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 учебный год“ от 20 августа 2003 года N 3-51-157ин/13-03;

- уставом школы на основании распоряжения администрации Володарского муниципального района Нижегородской области

при наличии квалифицированных педагогических кадров, финансовых средств и необходимой учебно-материальной базы.

1.2. Настоящее Положение регламентирует порядок организации и деятельности предпрофильной подготовки учащихся 8 - 9-х классов.

1.3. Предпрофильная подготовка - система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе относительно профиля и места дальнейшего обучения).

1.4. Цель и задачи предпрофильной подготовки школьников:

- подготовка к выбору профиля;

- организация пробы сил;

- информирование об условиях и особенностях профилизации;

- реализация профессионально-образовательных потребностей.

1.5. Предпрофильная подготовка может реализовываться
в различных вариантах:

- внутришкольная;

- в муниципальных образовательных сетях.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

2.1. Исходя из возможностей регионального базисного учебного плана, дополнительного образования базовый объем предпрофильной подготовки может составлять 100 часов в год, из них:

- 2/3 (68 - 70 ч), т.е. 2 ч в неделю, отводится на специально организованные краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору;

- 1/3 объема предпрофильной подготовки, суммарно 30 - 35 часов в год, отводится на информационную работу (15 ч), а также на мероприятия профориентационного характера, психологическую диагностику, анкетирование, консультирование (15 ч).

2.2. Курсы по выбору (68 - 70 часов в год) могут проводиться за счет:

- часов компонента образовательного учреждения (2 часа в первом или во втором полугодии или 1 час в неделю);

- дополнительного образования (кружки, факультативы).

2.3. Оптимальной продолжительностью одного курса может быть четверть или полугодие, что позволяет ученику за год освоить, как минимум, 2 - 4 курса по разным предметам.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕТИ

3.1. В муниципальной образовательной сети Володарского района участвуют:

- школы, уже имеющие на старшей ступени профильное обучение;

- школы, в которых в ближайшей перспективе планируется организация профильного обучения;

- школы, в отношении которых пока нет реальных планов профилирования, но в которых имеются выпускники, желающие продолжить обучение в профильных классах других общеобразовательных учреждений;

- учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, на которых должна происходить информационная, профориентационная работа.

3.2. В муниципальной образовательной сети используются ресурсы дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий в целях профессиональной ориентации школьников, приближения их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов.

3.3. С целью ознакомления с возможностями муниципальной сети создается
образовательная карта территории.

3.4. Разрабатывается план-график проведения курсов по выбору в общеобразовательных учреждениях района, осуществляется запуск сети.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

8 - 9-Х КЛАССОВ

4.1. Предпрофильная подготовка начинается с действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети. Школьники и их родители получают сведения о различных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, где учащиеся смогут продолжить обучение после получения основного общего образования.

4.2. Целесообразно проведение школьных и межшкольных олимпиад, дней открытых дверей, издание информационных материалов, знакомящих школьников со спецификой требований и особенностями профильного обучения в различных учреждениях.

4.3. При планировании предпрофильной подготовки учитывается особый, сложный характер проблемы приобретения учащимися второй ступени образования первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве профильной школы.

4.4. Профильная ориентация предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

4.5. Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно:

- пропедевтический этап (при завершении обучения в 8 классе) - выявление образовательного запроса учащихся;

- основной (в период обучения в 9 классе) - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;

- завершающий (при окончании 9 класса) - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

4.6. На пропедевтическом этапе осуществляется:

- презентация образовательной карты территории;

- предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.

4.7. На основном этапе предусматривается:

- обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности;

- организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем
или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

- анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля.

4.8. На завершающем этапе реализуются “пробы выбора профиля обучения“, прогнозирующие соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля.

4.9. Основой предпрофильной подготовки являются курсы по выбору: предметно ориентированные (пробные), межпредметные (ориентационные).

4.10. Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть избыточным, то есть у ученика должна быть возможность реального выбора.

4.11. При организации учебного процесса создаются условия, которые бы позволяли ученику изменять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год.

4.12. Содержание курсов предпрофильной подготовки включает информацию, расширяющую сведения по учебным предметам и знакомство учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

4.13. В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности, содержание курсов предпрофильной подготовки может включать материал, выходящий за рамки школьной программы.

4.14. Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Перспективными являются коммуникативные методы, групповые, проектно-исследовательская деятельность, разработка индивидуальных учебных планов и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творческую инициативу учеников.

4.15. Различные достижения учащихся по выполнению проектов, творческих работ на курсах, составляющих школьный компонент, могут войти в состав индивидуальной накопительной оценки, индивидуального портфеля учебных достижений.

5. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

5.1. Управление деятельностью по предпрофильной подготовке осуществляет организатор предпрофильной подготовки или заместитель директора по УВР, который:

- несет ответственность
за обеспечение качества предпрофильной подготовки в соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени образования;

- совместно с руководителем общеобразовательного учреждения определяет состав педагогов (учителей, психологов, социальных педагогов, библиотечных работников) и обучающихся воспитанников;

- в соответствии с программой предпрофильной подготовки имеет право изменять организационную структуру и режим функционирования учреждения в рамках закона и нормативных требований;

- разрабатывает основные направления и формы предпрофильной подготовки в школе на основе:

1. Анализа педагогического потенциала школы - ее кадровых, методических и материально-технических ресурсов.

2. Изучения образовательных запросов детей и родителей школы посредством анкетирования и собеседования.

3. Взаимодействия с другими образовательными учреждениями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе.

5.2. Методическое руководство деятельностью по предпрофильной подготовке осуществляет организатор предпрофильной подготовки, который:

- разрабатывает программу и план предпрофильной подготовки учащихся и осуществляет текущий контроль за ее выполнением;

- оказывает необходимую консультативную помощь участникам предпрофильной подготовки;

- проводит мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору;

- проводит анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля, итоговый анализ и оформление результатов работы по предпрофильной подготовке.

5.3. Научно-методическое и информационное обеспечение деятельности по предпрофильной подготовке осуществляет информационно-диагностический кабинет:

- проводит семинары с районным методическим объединением организаторов предпрофильной подготовки;

- осуществляет промежуточный и итоговый контроль выполнения программы предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях;

- обеспечивает функционирование муниципальной образовательной сети;

- оформляет и вносит результаты деятельности по предпрофильной подготовке в районный банк данных;

- проводит анализ результативности введения предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений Володарского района.

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

6.1. Укрепление материально-технической базы, повышение квалификации участников деятельности по предпрофильной подготовке, приобретение учебно-методической литературы осуществляется за счет районного бюджета, привлеченных средств.

6.2. Установление
надбавок педагогическим работникам образовательных учреждений, участвующих в инновационной работе по предпрофильной подготовке, осуществляется за счет средств муниципального бюджета на основании соответствующего постановления главы местного самоуправления.