Законы и постановления РФ

Постановление администрации Бутурлинского района от 07.04.2006 N 39 “Об утверждении Положения об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Бутурлинского района“

АДМИНИСТРАЦИЯ БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 апреля 2006 г. N 39

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ

И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“ и в целях дальнейшего повышения готовности системы выявления, оценки и контроля за радиационной, химической, эпидемиологической обстановкой, за промышленными выбросами (сбросами) при крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, возникновении очагов особо опасных инфекций администрация Бутурлинского района постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Бутурлинского района (далее - Положение).

2. Признать утратившими силу:

- постановление администрации
Бутурлинского района от 27.12.1999 N 49 “О сети наблюдения и лабораторного контроля Бутурлинского района“.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на сектор по делам ГОЧС района.

Глава местного самоуправления

Н.А.ЧИЧКОВ

Утверждено

постановлением

администрации Бутурлинского района

от 07.04.2006 N 39

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории Бутурлинского района (далее - СНЛК).

СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (далее - РСЧС). Выполнение стоящих перед СНЛК задач и функциональных обязанностей (приложение 1) является обязательным для всех организаций, включенных в структуру СНЛК (приложение 3).

Координацию деятельности СНЛК осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области (далее - КЧС).

Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны осуществляет комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области (далее - ГУ МЧС) (в рамках своих полномочий). Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК (далее - УСНЛК) осуществляют соответствующие органы и организации, включенные в структуру СНЛК.

Взаимодействие учреждений СНЛК строится на основе заключения соглашений об информационном взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области и комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.

Наблюдение и лабораторный контроль гражданской обороны в Нижегородской области организуются и проводятся с целью:

- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, промышленных выбросов, отходов
производства, открытых водоемов, растительности и пр.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- своевременного обнаружения и индикации химического заражения в возвратных водах, промышленных выбросах, почвах и отходах производства;

- принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных веществ (далее - РВ), отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийно химических опасных веществ (далее - АХОВ), биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.

СНЛК формируется на основе организаций, функционирующих на территории Нижегородской области. Координацию деятельности УСНЛК в муниципальных образованиях осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям. Перечень конкретных организаций устанавливается органами местного самоуправления.

2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

УЧРЕЖДЕНИЯМИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Функционирование СНЛК области осуществляется в трех режимах:

- в режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности;

- в режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки), прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны - в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в объектах окружающей среды (вода, воздух, почва, растительность, продовольствие, пищевое и фуражное сырье и т.д.) РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения, предельно-допустимые уровни (ПДУ), а также отравляющих веществ (ОВ) и бактериальных средств (БС); о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваниях людей, животных и растений; о случаях экстремально высокого загрязнения природной среды передается учреждениями
СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующее территориальное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и далее с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией по согласованию с головной организацией и закрепляются соответствующей инструкцией;

- в режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Экстренная информация об обнаружении в возвратных водах, промышленных выбросах, отходах производства и почвах, объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье промышленных выбросов, отходов производства РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражении) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующие территориальные управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4 часов (если иные сроки подобных сообщений не оговорены особо).

Основу СНЛК составляют головные
(наиболее подготовленные к выполнению задач) организации, указанные в приложении 2 к настоящему Положению.

Головные организации выполняют следующие задачи:

- осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию ВС;

- разрабатывают нормативно-методическую документацию для подведомственных учреждений СНЛК;

- осуществляют методическое руководство подведомственными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;

- организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.

Головные организации СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 6 - 8 часов.

3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ,

ПОДГОТОВКА КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ

И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Оснащение учреждений СНЛК согласно табелю лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится в установленном законодательством Российской Федерации порядке за счет средств соответствующих бюджетов.

Приборы радиационной, химической разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются в соответствии с табелями оснащения на военное время.

Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайные ситуации мирного времени), хранится непосредственно в учреждениях СНЛК, используется только по прямому назначению и обновляется в установленном порядке.

Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, поверхностных и возвратных вод, почв и отходов производства, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека; исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний
животных и птиц; лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды проводятся по методикам, утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими вышестоящими организациями путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.

Подготовка и переподготовка специалистов организуются и проводятся организациями по планам и программам, согласованным с ГУ МЧС.

В целях совершенствования готовности учреждений СНЛК ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.

Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в соответствующие организации по подчиненности в установленные сроки, а также в ГУ МЧС ежегодно до 10 января.

Финансовое обеспечение деятельности СНЛК осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иных средств, получаемых в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации на территории Нижегородской области.

Финансирование мероприятий с участием СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение 1

к Положению об организации сети

наблюдения и лабораторного контроля

гражданской обороны Бутурлинского района

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

УЧРЕЖДЕНИЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА

1. Филиал ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии по Бутурлинскому району“:

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на границе и в зоне влияния очага массового поражения формированиями, создаваемыми на базе ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области“ (санитарно-эпидемиологического отряда, санэпидбригад, групп эпидемиологической разведки);

- установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой
воды, пищевого сырья, а также материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);

- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области“);

- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, БС и АХОВ, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;

- установление радионуклидного состава исследуемых проб;

- определение зараженности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и АХОВ.

2. ГУНО “Бутурлинское госветуправление“ комитета Государственного ветеринарного надзора Нижегородской области (далее - комитет):

- проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;

- установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на зараженность РВ, ОВ, БС и АХОВ с выдачей заключения о возможности использования их по назначению;

- проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;

- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения комитета;

- установление факта заражения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды РВ, ОВ, АХОВ и осуществление их индикации;

- отбор для ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, трупов животных и птиц, зараженных РВ, ОВ, БС, АХОВ, и в сомнительных ситуациях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения
санитарно-ветеринарной экспертизы.

3. Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях всех форм собственности осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ, АХОВ и их индикацию.

На объектах экономики, в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования создаются по одному посту радиационного и химического наблюдения (далее - РХН). В каждом муниципальном районе и категорированном городе создаются по три территориальных поста РХН, в г. Дзержинске пять постов РХН, в г. Нижнем Новгороде - по три поста РХН в каждом районе города.

4. Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:

- ведомственное Положение (инструкция) о работе СНЛК;

- соответствующий штат и табель оснащения;

- план перевода учреждений с мирного на военное положение;

- план подготовки и развития учреждения на текущий год и на перспективу;

- схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее время и нерабочее время;

- функциональные обязанности специалистов учреждения;

- перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, животных и растений;

- перечень АХОВ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и в комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области;

- перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;

- инструкция о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядке оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;

- инструкция о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;

- методики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, БС и АХОВ, определенных перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, животных и растений;

- нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно-допустимых концентраций ОВ и АХОВ в
воздухе, питьевой воде, природной воде, поверхностных и подземных водах, продовольствии; в пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;

- карта (схема) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;

- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;

- журнал радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);

- инструкция по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, БС, АХОВ;

- формализованные документы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности в ГУ МЧС и комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.

Приложение 2

к Положению об организации сети

наблюдения и лабораторного контроля

гражданской обороны Бутурлинского района

ПЕРЕЧЕНЬ

УЧРЕЖДЕНИЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА

Филиалы ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области“:

1. Филиал ФГУЗ“ Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области“ в Кстовском, Большемурашкинском, Бутурлинском, Дальнеконстантиновском, Перевозском районах.

Комитет Государственного ветеринарного надзора Нижегородской области - головная организация.

1. ГУНО “Госветуправление Бутурлинского района“, района“.

Приложение 3

к Положению об организации сети

наблюдения и лабораторного контроля

гражданской обороны Бутурлинского района

СТРУКТУРА

СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА

Функционирование СНЛК осуществляется в 3 режимах:

А. Режим повседневной готовности (отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий). Наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация представляется по установленному регламенту в вышестоящую по подчиненности организацию.

Б. Режим повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, микробиологической, радиационной, химической, гидрометеорологической обстановки), прогноз о возможном возникновении ЧС. Наблюдение и контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных Положением о СНЛК. При обнаружении в объектах окружающей среды РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения, предельно допустимые уровни (ПДУ), а также отравляющих
веществ (ОВ) и бактериальных средств (БС), о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваниях людей, животных и растений - передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующие территориальные органы управления ГОЧС в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения ЧС, и далее с периодичностью не более 4 часов.

В. Режим чрезвычайной ситуации - наблюдение и контроль проводятся в объеме, предусмотренном Положением об УСНЛК. Экстренная информация об обнаружении РВ, АХОВ, ОВ, БС в количествах, значительно превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения ПДУ (ПДК), о массовых вспышках ООИ людей, животных, растений передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Главное управление МЧС по Нижегородской области и комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области по каналам имеющейся связи немедленно с последующим письменным подтверждением не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении ЧС. Последующая информация передается с периодичностью не более 4 часов.

Возможности УСНЛК ФГУЗ “ЦГ и Э“ в Нижегородской области:

I. Индикация неизвестного возбудителя: в воздухе - 3; в воде - 7; продуктах питания - 5; в почве - 1 за 10 часов работы.

II. Вирусологические исследования:

2.1. На люминесцентном микроскопе за 10 часов работы 21 человек (168 мазков).

2.2. Серологические исследования за 10 часов работы 13 человек.

III. Санитарно-химические исследования окружающей среды:

3.1. Количество замеров газоанализатором за 10 часов - 30 - 40; прибором “Юлия“ на ртуть - 15 - 20; исследование продуктов питания на содержание солей тяжелых металлов за 10 часов на атомно-абсорбционном спектрофотометре - 6 проб; радиологические исследования объектов внешней среды (вода, продукты питания) на установках за 10 часов - 60.