Постановление администрации Бутурлинского района от 07.04.2006 N 39 “Об утверждении Положения об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Бутурлинского района“
АДМИНИСТРАЦИЯ БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2006 г. N 39
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ
И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“ и в целях дальнейшего повышения готовности системы выявления, оценки и контроля за радиационной, химической, эпидемиологической обстановкой, за промышленными выбросами (сбросами) при крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, возникновении очагов особо опасных инфекций администрация Бутурлинского района постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Бутурлинского района (далее - Положение).
2. Признать утратившими силу:
- постановление администрации Бутурлинского района от 27.12.1999 N 49 “О сети наблюдения и лабораторного контроля Бутурлинского района“.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на сектор по делам ГОЧС района.
Глава местного самоуправления
Н.А.ЧИЧКОВ
Утверждено
постановлением
администрации Бутурлинского района
от 07.04.2006 N 39
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на территории Бутурлинского района (далее - СНЛК).
СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (далее - РСЧС). Выполнение стоящих перед СНЛК задач и функциональных обязанностей (приложение 1) является обязательным для всех организаций, включенных в структуру СНЛК (приложение 3).
Координацию деятельности СНЛК осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области (далее - КЧС).
Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны осуществляет комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области (далее - ГУ МЧС) (в рамках своих полномочий). Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК (далее - УСНЛК) осуществляют соответствующие органы и организации, включенные в структуру СНЛК.
Взаимодействие учреждений СНЛК строится на основе заключения соглашений об информационном взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области и комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.
Наблюдение и лабораторный контроль гражданской обороны в Нижегородской области организуются и проводятся с целью:
- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, промышленных выбросов, отходов производства, открытых водоемов, растительности и пр.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- своевременного обнаружения и индикации химического заражения в возвратных водах, промышленных выбросах, почвах и отходах производства;
- принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных веществ (далее - РВ), отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийно химических опасных веществ (далее - АХОВ), биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.
СНЛК формируется на основе организаций, функционирующих на территории Нижегородской области. Координацию деятельности УСНЛК в муниципальных образованиях осуществляют соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям. Перечень конкретных организаций устанавливается органами местного самоуправления.
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Функционирование СНЛК области осуществляется в трех режимах:
- в режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности;
- в режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки), прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны - в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в объектах окружающей среды (вода, воздух, почва, растительность, продовольствие, пищевое и фуражное сырье и т.д.) РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения, предельно-допустимые уровни (ПДУ), а также отравляющих веществ (ОВ) и бактериальных средств (БС); о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваниях людей, животных и растений; о случаях экстремально высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующее территориальное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и далее с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией по согласованию с головной организацией и закрепляются соответствующей инструкцией;
- в режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Экстренная информация об обнаружении в возвратных водах, промышленных выбросах, отходах производства и почвах, объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье промышленных выбросов, отходов производства РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражении) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующие территориальные управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4 часов (если иные сроки подобных сообщений не оговорены особо).
Основу СНЛК составляют головные (наиболее подготовленные к выполнению задач) организации, указанные в приложении 2 к настоящему Положению.
Головные организации выполняют следующие задачи:
- осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию ВС;
- разрабатывают нормативно-методическую документацию для подведомственных учреждений СНЛК;
- осуществляют методическое руководство подведомственными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;
- организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.
Головные организации СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 6 - 8 часов.
3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ,
ПОДГОТОВКА КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ
И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Оснащение учреждений СНЛК согласно табелю лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится в установленном законодательством Российской Федерации порядке за счет средств соответствующих бюджетов.
Приборы радиационной, химической разведки, дозиметрического контроля, средства индивидуальной защиты распределяются в соответствии с табелями оснащения на военное время.
Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайные ситуации мирного времени), хранится непосредственно в учреждениях СНЛК, используется только по прямому назначению и обновляется в установленном порядке.
Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, поверхностных и возвратных вод, почв и отходов производства, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека; исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц; лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды проводятся по методикам, утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими вышестоящими организациями путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК.
Подготовка и переподготовка специалистов организуются и проводятся организациями по планам и программам, согласованным с ГУ МЧС.
В целях совершенствования готовности учреждений СНЛК ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.
Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в соответствующие организации по подчиненности в установленные сроки, а также в ГУ МЧС ежегодно до 10 января.
Финансовое обеспечение деятельности СНЛК осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иных средств, получаемых в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации на территории Нижегородской области.
Финансирование мероприятий с участием СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение 1
к Положению об организации сети
наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны Бутурлинского района
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
УЧРЕЖДЕНИЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА
1. Филиал ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии по Бутурлинскому району“:
- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на границе и в зоне влияния очага массового поражения формированиями, создаваемыми на базе ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области“ (санитарно-эпидемиологического отряда, санэпидбригад, групп эпидемиологической разведки);
- установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);
- осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области“);
- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, БС и АХОВ, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
- установление радионуклидного состава исследуемых проб;
- определение зараженности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и АХОВ.
2. ГУНО “Бутурлинское госветуправление“ комитета Государственного ветеринарного надзора Нижегородской области (далее - комитет):
- проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;
- установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на зараженность РВ, ОВ, БС и АХОВ с выдачей заключения о возможности использования их по назначению;
- проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;
- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения комитета;
- установление факта заражения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды РВ, ОВ, АХОВ и осуществление их индикации;
- отбор для ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, трупов животных и птиц, зараженных РВ, ОВ, БС, АХОВ, и в сомнительных ситуациях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения санитарно-ветеринарной экспертизы.
3. Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях всех форм собственности осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ, АХОВ и их индикацию.
На объектах экономики, в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования создаются по одному посту радиационного и химического наблюдения (далее - РХН). В каждом муниципальном районе и категорированном городе создаются по три территориальных поста РХН, в г. Дзержинске пять постов РХН, в г. Нижнем Новгороде - по три поста РХН в каждом районе города.
4. Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:
- ведомственное Положение (инструкция) о работе СНЛК;
- соответствующий штат и табель оснащения;
- план перевода учреждений с мирного на военное положение;
- план подготовки и развития учреждения на текущий год и на перспективу;
- схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее время и нерабочее время;
- функциональные обязанности специалистов учреждения;
- перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, животных и растений;
- перечень АХОВ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и в комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области;
- перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
- инструкция о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядке оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
- инструкция о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
- методики отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, БС и АХОВ, определенных перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, животных и растений;
- нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно-допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, природной воде, поверхностных и подземных водах, продовольствии; в пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
- карта (схема) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
- журнал радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
- инструкция по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, БС, АХОВ;
- формализованные документы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности в ГУ МЧС и комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.
Приложение 2
к Положению об организации сети
наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны Бутурлинского района
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧРЕЖДЕНИЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА
Филиалы ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области“:
1. Филиал ФГУЗ“ Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области“ в Кстовском, Большемурашкинском, Бутурлинском, Дальнеконстантиновском, Перевозском районах.
Комитет Государственного ветеринарного надзора Нижегородской области - головная организация.
1. ГУНО “Госветуправление Бутурлинского района“, района“.
Приложение 3
к Положению об организации сети
наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны Бутурлинского района
СТРУКТУРА
СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
БУТУРЛИНСКОГО РАЙОНА
Функционирование СНЛК осуществляется в 3 режимах:
А. Режим повседневной готовности (отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий). Наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация представляется по установленному регламенту в вышестоящую по подчиненности организацию.
Б. Режим повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, микробиологической, радиационной, химической, гидрометеорологической обстановки), прогноз о возможном возникновении ЧС. Наблюдение и контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных Положением о СНЛК. При обнаружении в объектах окружающей среды РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения, предельно допустимые уровни (ПДУ), а также отравляющих веществ (ОВ) и бактериальных средств (БС), о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваниях людей, животных и растений - передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующие территориальные органы управления ГОЧС в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения ЧС, и далее с периодичностью не более 4 часов.
В. Режим чрезвычайной ситуации - наблюдение и контроль проводятся в объеме, предусмотренном Положением об УСНЛК. Экстренная информация об обнаружении РВ, АХОВ, ОВ, БС в количествах, значительно превышающих критерии экстремально высокого загрязнения или (при их отсутствии) фоновые значения ПДУ (ПДК), о массовых вспышках ООИ людей, животных, растений передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Главное управление МЧС по Нижегородской области и комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области по каналам имеющейся связи немедленно с последующим письменным подтверждением не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении ЧС. Последующая информация передается с периодичностью не более 4 часов.
Возможности УСНЛК ФГУЗ “ЦГ и Э“ в Нижегородской области:
I. Индикация неизвестного возбудителя: в воздухе - 3; в воде - 7; продуктах питания - 5; в почве - 1 за 10 часов работы.
II. Вирусологические исследования:
2.1. На люминесцентном микроскопе за 10 часов работы 21 человек (168 мазков).
2.2. Серологические исследования за 10 часов работы 13 человек.
III. Санитарно-химические исследования окружающей среды:
3.1. Количество замеров газоанализатором за 10 часов - 30 - 40; прибором “Юлия“ на ртуть - 15 - 20; исследование продуктов питания на содержание солей тяжелых металлов за 10 часов на атомно-абсорбционном спектрофотометре - 6 проб; радиологические исследования объектов внешней среды (вода, продукты питания) на установках за 10 часов - 60.