Законы и постановления РФ

Постановление Земского собрания Борского района от 30.06.2004 N 78 “О ходе выполнения Комплексной программы патриотического воспитания молодежи Борского района на 2001 - 2005 гг.“

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ БОРСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2004 г. N 78

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ БОРСКОГО РАЙОНА НА 2001 - 2005 ГГ.

Заслушав и обсудив сообщение заместителя главы администрации Борского района Т.П. Галаниной о патриотическом воспитании учащихся образовательных школ в рамках Программы патриотического воспитания молодежи Борского района на 2001 - 2005 гг., Земское собрание постановляет:

1. Принять представленную информацию о патриотическом воспитании учащихся общеобразовательных школ Борского района к сведению.

2. Рекомендовать руководителям учреждений и общественных организаций, ответственным за исполнение Программы патриотического воспитания молодежи Борского района на 2001 - 2005 гг., разработать и включить в Программу дополнительные мероприятия, согласовав их с планом подготовки к
празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Председатель Земского собрания

Н.П.ХВАТКОВ

Глава местного самоуправления

В.А.ИВАНОВ

Приложение

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ БОРСКОГО

РАЙОНА НА 2001 - 2005 ГГ.

Работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения осуществляется в соответствии с комплексной районной программой “Патриотическое воспитание молодежи Борского района“. Основные направления деятельности: культурно-патриотическое, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, спортивно-массовое.

Одни формы работы стали традиционными, другие открываются вновь.

1. Традиционной формой работы является урок. Это уроки истории, литературы, ОБЖ. В учебной программе этих предметов предусмотрен материал по патриотическому воспитанию школьников. Уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с участниками локальных событий также стали традиционными.

В СОШ N 22 пятый год успешно функционируют профильные классы по правоохранительной деятельности. В этих классах обучаются дети не только закрепленного за школой микрорайона, но и все желающие ребята. Учебный план, учебные программы в этих классах позволяют формировать военно-патриотическое сознание старшеклассников. А функции обучения и воспитания вместе с педагогами школы осуществляют специалисты УВД г. Бор и Высшей школы милиции.

2. Внеурочная работа по обозначенной теме осуществляется по направлениям:

- “Быть гражданином“ (правовое воспитание);

- “Слава Отечества в делах сыновей и дочерей его“ (об истории России);

- “Память людская и милосердие“;

- “С песней по жизни“ (эстетическое воспитание);

- “Физическое совершенство“;

- “Труд кормит, природа лечит“ (общественно значимый труд);

- “Школа выживания“;

- “Ратное дело почетно“ (подготовка к службе в государственных органах военной направленности).

Заданные направления - ориентир образовательным учреждениям при выполнении работы по формированию патриотического сознания молодежи. Для осуществления этих направлений в каждом дошкольном образовательном учреждении, школе, учреждении дополнительного образования, детском доме есть своя программа, которая учитывает условия, возможности, базу (материальную, кадровую) своего учреждения. А план работы определяет мероприятия, позволяющие
реализовать данную программу. Он составляется на каждый учебный год. В плане оказания инструктивно-методической помощи управление народного образования ежегодно проводит семинары-совещания специалистов образовательных учреждений, реализующих программы патриотической направленности.

Все мероприятия назвать невозможно. Некоторые районные мероприятия:

1) 1 сентября - День знаний, во всех школах проводятся уроки “Я - гражданин России“, городская торжественная линейка для одиннадцатиклассников “Будущее нашего города - наше будущее“;

2) праздник допризывной молодежи “Один день в армии“ (вместе с военкоматом);

3) комплекс мероприятий, посвященных Дню Победы, в том числе организация Вахты памяти;

4) спортивно-патриотическая игра “Борская зарница“. Игра проводится в 3 этапа, финал - на базе воинской части г. Бор. Программа “Зарницы“ насыщенная и разнообразная, требует от ее участников мужества, выносливости, знаний. В проведении этого мероприятия участвуют многие службы района: УНО, культура, здравоохранение, спортотдел, УВД, военкомат, совет ветеранов, пожарные, РОСТО, ГО и ЧС, Борское информационное агентство;

5) трудовые десанты по благоустройству памятников, обелисков воинам-защитникам;

6) последние 4 года в районе новый импульс получило движение детских организаций. И праздник 19 мая (День пионерии) в нашем городе вновь создаются новые организации. 35 школ из 40 имеют детские организации, которые объединяют 2210 детей. А на базе ЦВР “Алиса“ открыта школа юного барабанщика. Впервые за последние 10 лет старшая вожатая МОУ “СОШ N 22“ Левина Вера стала участницей финала областного конкурса “Вожатый года - 2004“;

7) в школах вновь начинают открываться патриотическое клубы. В настоящее время такие клубы есть в 3 школах:

- Линдовской - “Орленок“ (руководитель Сурин Павел Юрьевич);

- Октябрьской (руководитель Ермин Андрей Иванович);

- СОШ N 2 - “Зарничник“ (руководитель Егоров Леонид Николаевич);

8) в последние пять лет в районе получила широкое
распространение краеведческая работа. Юными краеведами собран богатый материал по истории Борской земли. Во многих сельских школах, ДОУ, УДО оформлены комнаты старины, а в Линдовской СОШ, Редькинской СОШ, СОШ N 4, ЦВР “Алиса“ открыты школьные музеи.

На основе материалов поисковой работы написаны книги: “Борское отечество мое“, “Борское лесное Заволжье XVII века“ (автор Л.Ю. Варенцова), “Мой родной город“ (автор Л.М. Добролюбова), “Борская вотчина“ (автор В.Е. Андреянов).

Экспонаты школьных музеев, комнат старины используются как дополнительный материал на уроках истории, краеведения, литературы. Ребята сами являются экскурсоводами и достаточно профессионально проводят экскурсии для учащихся других школ;

9) в 2002/2003 учебном году во всех школах района были оборудованы стенды, уголки по государственной символике РФ.

Мероприятия:

- экскурсионные поездки для активистов школьных музеев;

- краеведческие конференции школьников “Я - борчанин“;

- встречи школьных музеев;

- акция “Музей и дети“;

- районная олимпиада по краеведению;

- участие в Российской олимпиаде, результат - диплом 2-й степени.

Работа по формированию патриотического сознания молодежи должна быть последовательной, системной и непрерывной. Поэтому многие дела, проводимые по разным направлениям деятельности в системе образования района, направлены на реализацию этой задачи, например:

- чествование медалистов района (место проведения - площадь Победы, в юбилейный для города год - с элементами на тему “Мой родной город“, “Я - борчанин“ и т.д.);

- ежегодный гала-концерт (апрель месяц) по итогам районной программы “Одаренные дети“ с элементами, посвященными Дню Победы;

- организация летней кампании 2004 г.:

а) на базе ЦДЮТЭ открывается профильная смена оздоровительного лагеря “КРОТ“ (“Край родной открывает тайны“);

б) на базе войсковой части N 2388 г. Тимашевска Краснодарского края - военно-патриотический лагерь “Пограничник“, от нашего района - патриотический клуб Октябрьской школы.

С целью совершенствования деятельности
УНО в области патриотического воспитания детей и подростков ежегодно на соискание премии главы местного самоуправления “Педагогическое открытие года“ рассматриваются работы педагогов по патриотическому воспитанию среди учащихся. За последние три года лауреатами премии стали 8 человек. Традиционно в рамках реализации районной программы “Одаренные дети“ проводятся конкурсы на лучшую учебно-исследовательскую работу юных историков и краеведов.

Работа была бы неполной без СМИ. В газете “БорИнфо“ ежемесячно выпускаются тематические страницы “Бор вчерашний“ из истории города, а на канале “Провинция“ выходят две авторские программы Л.М. Добролюбовой: “Следы времени на карте города“, “Тайны земли Борской“.

Таким образом, деятельность управления народного образования направлена на реализацию поставленной цели, т.е. развитие системы патриотического воспитания детей и подростков Борского района.

Проблемы: морально устаревшая материально-техническая база (кабинеты ОБЖ, бывшие НВП, дидактические материалы для внеклассной работы), поиск и использование новых современных форм и методов работы.