Законы и постановления РФ

Решение Земского собрания Кстовского района от 18.03.2004 N 516 “О Положении о территориальном общественном самоуправлении в Кстовском районе“

ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ КСТОВСКОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

от 18 марта 2004 г. N 516

О ПОЛОЖЕНИИ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ

САМОУПРАВЛЕНИИ В КСТОВСКОМ РАЙОНЕ

Во исполнение требований статьи 27 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьи 26 Закона Нижегородской области “Об организации местного самоуправления в Нижегородской области“, статьи 14 Устава Кстовского района Нижегородской области и с учетом замечаний и предложений, поступивших после опубликования проекта данного положения в газете “Маяк“, Земское собрание решило:

1. Принять Положение о территориальном общественном самоуправлении в Кстовском районе в доработанной редакции.

2. Аппарату Земского собрания обеспечить публикацию данного Положения в районной газете “Маяк“.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления, действующим на территории Кстовского района,
создавать необходимые условия для поддержки инициативы населения по организации в районе территориального общественного самоуправления.

4. Считать утратившим силу решение Земского собрания N 232 от 1 июня 1999 года “Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в Кстовском районе“.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Земского собрания по местному самоуправлению.

Председатель Земского собрания

А.В.ЛОБАНОВ

Глава местного самоуправления

Ю.Н.ЛЕБЕДЕВ

Утверждено

решением

Земского собрания

Кстовского района

от 18.03.2004 N 516

ПОЛОЖЕНИЕ

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

В КСТОВСКОМ РАЙОНЕ

Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории городского либо сельского поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Статья 2. Границы территориального общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования по предложению населения, проживающего на данной территории.

Статья 3. Право жителей района на участие в территориальном общественном самоуправлении

1. Жители района имеют право на участие в территориальном общественном самоуправлении в порядке, предусмотренном законодательством, Уставом района, настоящим Положением и нормативными правовыми актами соответствующих муниципальных образований.

2. Правом решающего голоса при осуществлении территориального общественного самоуправления обладают жители района, достигшие 16-летнего возраста и состоящие на регистрационном учете на соответствующей территории, а также граждане, не проживающие на данной территории, но являющиеся собственниками недвижимого имущества, расположенного на этой территории.

3. Жители соответствующей территории вправе самостоятельно определять систему организации территориального общественного самоуправления с соблюдением норм действующего законодательства.

4. Органы местного
самоуправления, образованные на территории района, не могут препятствовать осуществлению территориального общественного самоуправления, если эта деятельность не противоречит требованиям действующего законодательства.

Статья 4. Система территориального общественного самоуправления

Система территориального общественного самоуправления включает в себя:

а) собрания граждан; б) конференции граждан (собрания делегатов); в) органы территориального общественного самоуправления; г) выборные лица территориального общественного самоуправления; д) иные формы непосредственной демократии.

Статья 5. Принципы территориального общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление в районе основывается на принципах:

а) законности;

б) самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений и иных собственных инициатив по вопросам местного значения;

в) выборности и подотчетности населению органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления;

г) сочетания интересов территории с интересами муниципального образования;

д) свободы выбора гражданами форм самоуправления территорией;

е) гласности и учета общественного мнения.

Статья 6. Учреждение территориального общественного самоуправления

1. Учреждение территориального общественного самоуправления осуществляется на учредительном собрании или конференции жителей соответствующей территории.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Статья 8. Полномочия территориального общественного самоуправления

1. К полномочиям территориального общественного самоуправления относятся:

а) защита прав и интересов жителей соответствующей территории в органах государственной власти и местного самоуправления;

б) организация акций милосердия и благотворительности, содействие органам местного самоуправления, иным организациям, гражданам и их объединениям в проведении таких акций;

в) общественный контроль за использованием муниципальной собственности, расположенной на соответствующей территории;

г) содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;

д) общественный контроль
за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания прав потребителей в порядке и формах, согласованных с органами местного самоуправления;

е) организация работы с детьми и подростками по месту жительства;

ж) содействие в проведении культурных, спортивных и оздоровительных мероприятий;

з) общественный контроль за содержанием жилищного фонда, своевременным и качественным выполнением жилищно-эксплуатационными организациями работ по его капитальному и текущему ремонту в соответствии с планами работ;

и) содействие жилищно-эксплуатационным организациям в осуществлении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа и воды в жилищном хозяйстве;

к) общественный контроль за качеством уборки территории и вывозом мусора, решением вопросов благоустройства;

л) содействие органам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля;

м) информирование жителей территории о деятельности органов местного самоуправления, решениях, затрагивающих их интересы;

н) внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам:

- выделения земельных участков под скверы, стоянки автомобилей, гаражи и для других общественно-полезных целей;

- создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, образования, здравоохранения и культуры;

о) создание за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечение их содержания и эксплуатации;

п) учреждение в установленном законом порядке предприятий, учреждений, организаций;

р) принятие на свой баланс имущества, созданного за счет средств и трудового участия населения или переданного физическими и юридическими лицами;

с) проведение на своей территории опросов жителей, содействие созданию и деятельности клубов избирателей, развитию других форм гражданской активности населения;

т) выступление по просьбам и поручениям граждан их представителем в суде при рассмотрении дел о нарушении их прав и свобод.

2. Органы местного самоуправления учитывают мнение территориального общественного самоуправления при решении следующих вопросов:

а) разработка планов и программ развития соответствующей территории;

б) отвод земли, строительство и расширение
предприятий и других объектов производственного и социально-культурного назначения;

в) государственная приемка объектов социальной сферы, оценка качества работы предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения;

г) экологическая экспертиза объектов производственной инфраструктуры;

д) установление режима работы предприятий, учреждений и организаций, занятых обслуживанием населения.

3. Местная администрация по согласованию с территориальным общественным самоуправлением может передать ему следующие полномочия:

а) определение направлений расходования средств жилищно-коммунальных организаций;

б) выполнение роли заказчика на выполнение работ по благоустройству территории, строительству и ремонту жилого фонда и объектов социально-бытовой сферы с использованием средств местного бюджета;

в) контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций по вопросам, входящим в компетенцию местной администрации;

г) решение вопросов об использовании нежилых помещений;

д) по решению иных вопросов местного значения.

Статья 9. Собрания, конференции граждан

1. Собрание (конференция) граждан по месту жительства является высшей формой осуществления территориального общественного самоуправления.

Периодичность проведения собраний (конференций) устанавливается уставом территориального общественного самоуправления, но не реже одного раза в год.

2. Собрание граждан проводятся по инициативе населения, органов территориального общественного самоуправления, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования.

По инициативе населения собрание (конференция) проводятся в том случае, если собраны подписи не менее 5% жителей, имеющих право на участие в территориальном общественном самоуправлении данной территории.

3. Подготовка и проведение собрания (конференции) возлагается на органы или выборных лиц территориального общественного самоуправления.

Выборы делегатов конференции проходят на собраниях граждан по подъездам, домам, группе домов в соответствии с нормой представительства, установленной органом территориального общественного самоуправления.

Срок полномочий делегатов устанавливается уставом территориального общественного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе направить своих наблюдателей за процедурой выборов делегатов.

4. Собрание граждан считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего
возраста.

Конференция граждан считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

5. Решение собрания (конференции) граждан принимается открытым или тайным голосованием.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, присутствующих на собрании (конференции).

Решение собрания (конференции) граждан, противоречащее законодательству, может быть обжаловано в суд.

Статья 10. Исключительные полномочия собраний (конференций) граждан

К исключительным полномочиям собраний (конференций) граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета об ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Статья 11. Органы территориального общественного самоуправления

1. Орган территориального общественного самоуправления - представительный орган населения, избираемый по инициативе жителей соответствующей территории на собраниях (конференциях) для реализации общественных инициатив в вопросах местного значения.

2. Органами территориального общественного самоуправления могут быть:

- советы территориального общественного самоуправления населенных пунктов, микрорайонов и иных жилищных комплексов;

- комитеты территориального общественного самоуправления улиц, кварталов, дворов, многонаселенных домов и т.п.;

- иные органы территориального общественного самоуправления.

Статья 12. Совет территориального общественного самоуправления

1. В границах территориального общественного самоуправления может быть создан лишь один совет территориального общественного самоуправления (далее - совет).

2. Совет имеет свой устав и может наделяться правами юридического лица.

3. Устав совета должен содержать: а) наименование совета и срок его полномочий; б) цели и задачи его деятельности; в) структуру совета; г) порядок формирования и полномочия руководящих органов;
д) местонахождение руководящих органов совета; е) источники формирования денежных средств и иного имущества; ж) ответственность органов совета и его должностных лиц; з) порядок принятия и реализации решений совета; и) порядок принятия устава и внесения в него изменений; к) порядок регистрации совета и его ликвидации; л) иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

4. В компетенцию совета входят все полномочия территориального общественного самоуправления, изложенные в статье 8 данного Положения, кроме исключительных полномочий собрания (конференции) граждан.

5. Совет вправе на договорных началах принимать на себя полномочия, переданные ему органами местного самоуправления.

При этом органы местного самоуправления в обязательном порядке передают совету необходимые для осуществления переданных полномочий материальные в финансовые средства.

Статья 13. Организация работы совета территориального общественного самоуправления

1. Совет территориального общественного самоуправления проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц в открытой для жителей форме.

Заседания совета считаются правомочными при участии в них более половины членов совета. Все вопросы, входящие в компетенцию совета, решаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов.

2. Работу совета организует председатель, избираемый собранием (конференцией) или членами совета из своего состава открытым или тайным голосованием простым большинством голосов.

3. Председатель совета: а) организует выполнение решений собраний (конференций) и совета; б) представляет совет в органах государственной власти и местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях; в) в период между заседаниями совета принимает решения по вопросам, отнесенным советом к его ведению; г) проводит прием граждан, проживающих на территории деятельности совета; д) представляет ежегодный отчет о деятельности совета главе соответствующего муниципального образования; е)
решает иные вопросы, предусмотренные уставом совета.

4. Совет из своего состава может избрать заместителя председателя и секретаря совета, образует рабочие комиссии по направлениям деятельности, утверждает их состав, полномочия и порядок работы.

5. Председатель совета или его заместитель могут работать в совете на постоянной основе. Председателю совета и его заместителю выдается удостоверение, подписанное главой соответствующего муниципального образования.

6. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью совета может избираться ревизионная комиссия (ревизор) на срок полномочий совета.

Статья 14. Комитеты территориального общественного самоуправления

1. Комитеты территориального общественного самоуправления (далее - комитеты) создаются жителями улиц, кварталов, дворов, многонаселенных домов на основе их добровольного волеизъявления на собраниях (конференциях) граждан.

2. Уличные, квартальные, дворовые, домовые комитеты образуются с целью привлечения населения соответствующей территории к ее благоустройству, для содействия в решении вопросов коммунально-бытового обслуживания жителей и поддержания общественного порядка.

3. Территория деятельности комитетов определяется инициативней группой жителей и утверждается главой соответствующего муниципального образования. В границах данной территории не может быть создано более одного комитета.

4. Комитет имеет устав, подлежащий регистрации в органах местного самоуправления. Устав комитета должен соответствовать требованиям, изложенным в части 3 статьи 12 данного Положения.

5. Комитеты избираются на срок не более четырех лет.

6. Работу комитета организует председатель, избранный на срок полномочий комитета собранием (конференцией) или комитетом из числа его членов. По решению комитета может быть избран также заместитель председателя и секретарь комитета.

7. Комитеты вправе на договорных началах принимать на себя полномочия, переданные им органами местного самоуправления, советами территориального общественного самоуправления.

При этом органы местного самоуправления и советы территориального общественного самоуправления в обязательном порядке передают комитетам необходимые для осуществления переданных полномочий материальные и финансовые средства.

Статья 15.
Выборное лицо территориального общественного самоуправления

1. Выборными лицами территориального общественного самоуправления (далее - выборные лица) являются:

а) старший по подъезду; б) старший по многоквартирному дому; в) старший по группе небольших домов.

2. Выборное лицо наделяется собственной компетенцией и не реже одного раза в год отчитывается перед избравшими его жителями.

3. Избрание выборных лиц организуют органы территориального общественного самоуправления совместно с жилищно-эксплуатационными организациями. Срок полномочий выборного лица не может превышать четырех лет.

Статья 16. Полномочия выборного лица территориального общественного самоуправления

Выборное лицо территориального общественного самоуправления наделяется следующими полномочиями:

а) созывать собрания жителей соответствующего подъезда, дома, группы домов по мере необходимости;

б) обращаться по вопросам, затрагивающим интересы жителей, в предприятия, учреждения, организации, органы территориального общественного самоуправления и органы местного самоуправления;

в) вносить предложения в соответствующие органы территориального общественного самоуправления по вопросам, касающимся технического обслуживания подъездов или домов, благоустройства придомовых территорий, ремонта зданий;

г) участвовать в рабочих совещаниях, организованных жилищно-эксплуатационными предприятиями, при обсуждении вопросов, связанных с эксплуатацией подъездов и домов, при согласовании планов и сроков ремонтных работ;

д) требовать от жилищно-эксплуатационных предприятий выполнения работ по техническому обслуживанию подъездов и домов;

е) осуществлять общественный контроль за уборкой подъездов, кабин лифтов и других мест общего пользования, за выполнением жилищно-эксплуатационными предприятиями работ по уборке, благоустройству и оборудованию придомовой территории, за выполнением жителями санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и эксплуатационных требований, за соблюдением установленных правил содержания домашних животных;

ж) согласовывать акты по приемке ремонтных работ, произведенных в домах (подъездах);

з) кооперировать по решению собрания жителей их личные средства с целью удовлетворения общих потребностей для оплаты работ, услуг и для других целей;

и) защищать и представлять интересы жителей в суде в соответствии с действующим законодательством;

к)
организовывать жителей на проведение работ по благоустройству подъездов, домов и придомовых территорий;

л) оказывать содействие органам пожарного надзора в осуществлении мероприятий по обеспечению противопожарного состояния жилых домов;

м) оказывать содействие органам социальной защиты по выявлению и оказанию помощи малоимущим гражданам;

н) содействовать органам внутренних дел в поддержании общественного порядка на своих территориях.

Статья 17. Финансово-экономическая основа территориального общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление и его органы осуществляют свою деятельность за счет собственных, заемных, бюджетных средств, выделяемых органами местного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, а также иных поступлений.

2. В собственности территориального общественного самоуправления и его органов могут находиться денежные средства, ценные бумаги, земельные участки, объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения и другие ресурсы, в том числе переданные органами местного самоуправления, организациями и гражданами, а также приобретенные в результате собственной деятельности.

3. Правом владения, пользования и распоряжения собственностью территориального общественного самоуправления от имени населения обладают собрания (конференции) граждан по месту жительства или органы территориального общественного самоуправления в пределах прав, предоставленных им уставом.

4. По окончании финансового года органы территориального общественного самоуправления представляют избравшему их собранию (конференции) отчет о финансовых результатах деятельности. Копия отчета направляется главе соответствующего муниципального образования.

В случае наделения органов территориального общественного самоуправления муниципальным имуществом, в том числе финансовыми средствами, данные органы представляют отчет об их использовании главе муниципального образования в порядке и сроки, им установленные.

Статья 18. Ассоциации (объединения) органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления

1. В целях содействия эффективному осуществлению территориального общественного самоуправления, координации деятельности органов территориального общественного самоуправления, оказания им организационной и методической помощи на добровольной основе могут создаваться ассоциации (объединения) органов территориального общественного самоуправления.

2. Аналогичные ассоциации (объединения) могут создаваться и выборными лицами территориального общественного самоуправления.

Статья 19. Взаимоотношения органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления:

а) оказывают помощь инициативным группам жителей в проведении учредительных собраний (конференций);

б) оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление, а органам и выборным лицам территориального общественного самоуправления - в осуществлении их полномочий;

в) разрабатывают и принимают нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность территориального общественного самоуправления;

г) устанавливают предметы совместного ведения, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления;

д) оказывают органам территориального общественного самоуправления организационную, методическую и правовую помощь, организуют учебу руководителей и членов данных органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления;

е) предоставляют органам территориального общественного самоуправления помещения, оборудованные мебелью и телефонной связью;

ж) контролируют использование муниципального имущества, переданного органам территориального общественного самоуправления по договорам;

з) устанавливают льготы по налогам и сборам для органов территориального общественного самоуправления:

и) осуществляют сбор предложений органов территориального общественного самоуправления, их обобщение и анализ, учитывают их при разработке бюджета, планов и программ развития соответствующих территорий;

к) изучают, обобщают и распространяют положительный опыт работы по организации и деятельности территориального общественного самоуправления;

л) осуществляют иные полномочия, не противоречащие действующему законодательству;

м) поощряют членов органов территориального общественного самоуправления, старших по подъезду, дому и группе домов посредством денежного вознаграждения, установления льгот по оплате за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги, иных форм материального и морального поощрения.

Статья 20. Регистрация территориального общественного самоуправления, его органов и выборных лиц

1. Территориальное общественное самоуправление подлежит регистрации в исполнительном органе местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

2. На регистрацию представляются следующие документы:

а) заявление и протокол учредительного собрания (конференции) об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления;

б) схема с описанием территориальных границ деятельности территориального сообщества;

в) список участников собрания (конференции) с указанием адресов, паспортных данных и нормы представительства; в случае проведения конференции - и протоколы собраний по выдвижению делегатов;

г) устав территориального общественного самоуправления.

3. Если территориальное общественное самоуправление является юридическим лицом, то оно подлежат государственной регистрации в установленном законом порядке.

4. Регистрация органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления осуществляется в соответствующем территориальном общественном самоуправлении на основании протоколов собраний.

Статья 21. Ликвидация территориального общественного самоуправления и его органов

1. Ликвидация территориального общественного самоуправления и его органов может производиться по решению собрания (конференции), их учредивших, либо по решению суда в случае неоднократного нарушения ими действующего законодательства, осуществления деятельности, противоречащей уставным целям, и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.

2. При принятии решения о ликвидации территориального общественного самоуправления (юридического лица) создается ликвидационная комиссия.

3. Бюджетные средства и имущество, переданное территориальному общественному самоуправлению либо приобретенное за счет бюджетных средств, переходят в муниципальную собственность.