Законы и постановления РФ

Решение Кировского областного суда от 15.02.2006 по делу N 3-19/06 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления территориальной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Кировской области> (Извлечение)

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 15 февраля 2006 г. по делу N 3-19/06

(Извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове областном 15 февраля 2006 г. дело по заявлению В. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Советского района Кировской области от 1 февраля 2006 г.,

установила:

В. обратился в Кировский областной суд с заявлением о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Советского района Кировской области, наделенной правами окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Кировской области четвертого созыва, от 1 февраля 2006 г., которым ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты по основаниям, предусмотренным п. “в“
ч. 8 ст. 33 Закона Кировской области “О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области“, как не предоставившему необходимые для регистрации документы, предусмотренные п. “а“ ч. 1 и ч. 4 ст. 31 указанного Закона субъекта Российской Федерации.

В обоснование требования В. указал, что отказ в его регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Кировской области по мотивам отсутствия необходимых для регистрации подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, а также отсутствия копии платежного документа о перечислении средств избирательного залога с отметкой Сбербанка РФ о принятии к исполнению не основан на законе. Согласно п. 6 ст. 31 Закона Кировской области “О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области“ предоставления в окружные избирательные комиссии подписей избирателей, внесения избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, не требуется, если областной список кандидатов, выдвинутый этим избирательным объединением, зарегистрирован на основании представленных подписей избирателей. Областной список кандидатов в депутаты, выдвинутый Кировским региональным отделением политической партии “Р.“ по одномандатным округам, в который он включен в качестве кандидата по избирательному округу, зарегистрирован постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 27.01.2006 N 54/530 на основании представленных подписей избирателей, поэтому не было оснований для отказа. Оспариваемое им постановление принято во исполнение разъяснения Избирательной комиссии Кировской области, данного ею в изданном 27.01.2006 постановлении, которое не подлежало применению, поскольку оно не было опубликовано и было принято с превышением предоставленной ей компетенции.

В судебное заседание заявитель В., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не уведомил и ходатайства об отложении разбирательства дела
не заявил.

Согласно ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ заявление о защите избирательных прав рассматривается с участием заявителя, представителя избирательной комиссии. Однако неявка указанных лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

В этой связи суд, заслушав представителя избирательной комиссии и прокурора, определил рассмотреть и разрешить дело в отсутствие заявителя В.

Заинтересованное лицо - территориальная избирательная комиссия Советского района Кировской области требования В. не признала, ее представитель Б. в судебном заседании пояснила, что в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Кировской области четвертого созыва В. отказано правомерно на основании действующего законодательства о выборах.

Проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, а также заключение прокурора об оставлении обжалуемого постановления избирательной комиссии без изменения, обсудив приведенные участвующими в деле лицами доводы, судебная коллегия находит заявление В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 77 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.1999 “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации“ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами.

В соответствии с пунктами 1 и 18, подпунктом “в“ пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии заявления кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу и сведений, представляемых в
соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей или внесенного избирательного залога.

Избирательная комиссия в течение установленного срока обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Основанием отказа в регистрации может быть отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для регистрации кандидата.

Согласно пунктам 1 и 4 ст. 31 Закона Кировской области от 24.11.2005 “О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области“ для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 17 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию следующие избирательные документы:

подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией области (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с настоящим Законом;

первый финансовый отчет кандидата.

Кандидат вправе не собирать подписи в поддержку своего выдвижения, а также не представлять в избирательную комиссию собранные подписи. В этом случае регистрация кандидата может производиться соответствующей избирательной комиссией на основании избирательного залога - денежных средств, внесенных кандидатом на специальный счет Избирательной комиссии области, и представленного в избирательную комиссию платежного документа о перечислении средств избирательного залога с отметкой филиала Сбербанка Российской Федерации о принятии к исполнению.

В силу пункта 6
ст. 31 названного Закона не требуется представления подписей избирателей, внесения избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, если областной список кандидатов, выдвинутый этим избирательным объединением, зарегистрирован на основании представленных подписей избирателей.

Из содержания этой правовой нормы усматривается, что предусмотренный в пункте 1 статьи 31 названного Закона субъекта Российской Федерации срок по представлению необходимых для регистрации избирательных документов распространяется на всех кандидатов в депутаты независимо от того, кем они выдвинуты и на каких основаниях подлежат регистрации.

В судебном заседании установлено, что постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 08.12.2005 N 55/264 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Кировской области четвертого созыва на 12 марта 2006 г.

Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 01.12.2005 на территориальную избирательную комиссию Советского района Кировской области возложены обязанности окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Кировской области четвертого созыва по Советскому избирательному округу.

Следовательно, необходимые для регистрации кандидата документы в избирательную комиссию должны были быть представлены до 17 часов 25 января 2006 г.

Сбор подписей избирателей в поддержку его выдвижения В. не осуществлял и избирательного залога не внес.

Областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Кировской области четвертого созыва, выдвинутый региональным отделением политической партии “Р.“, зарегистрирован постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 27.01.2006, т.е. по истечении установленного пунктом 1 статьи 31 указанного Закона субъекта Российской Федерации срока.

Согласно подпункту “в“ пункта 8 статьи 33 Закона Кировской области “О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области“ одним из оснований отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом.

В этой связи и
поскольку по состоянию на 17 часов 25 января 2006 г. избирательный блок, выдвинувший В. кандидатом по одномандатному избирательному округу, не был зарегистрирован, В. не были представлены все документы, предусмотренные подпунктами “а“ и “б“ пункта 1, пунктом 4 ст. 31 Закона Кировской области от 24.11.2005 N 377-ЗО, территориальная избирательная комиссия Советского района Кировской области, наделенная правами окружной избирательной комиссии по Советскому избирательному округу, постановлением от 01.02.2006 обоснованно отказала в регистрации его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Кировской области четвертого созыва.

До истечения срока, установленного пунктом 1 ст. 31 названного Закона Кировской области (до 17 часов 25 января 2006 г.), В. как кандидат в депутаты обязан был определиться с выбором оснований регистрации и представить в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей или документ о внесении избирательного залога либо соответствующий документ, свидетельствующий о регистрации областного списка кандидатов на основании подписей избирателей от выдвинувшего его избирательного блока - Кировского регионального отделения политической партии “Р.“.

Нельзя согласиться и с доводом заявителя В. о том, что окружная избирательная комиссия при вынесении своего постановления об отказе в регистрации его кандидатом не могла руководствоваться разъяснением Избирательной комиссии Кировской области, данным ею в постановлении от 27.01.2006, согласно которому кандидат мог не представлять в окружную избирательную комиссию подписи избирателей либо документ об уплате избирательного залога в случае, если регистрация областного списка депутатов выдвинувшего его избирательного блока состоялась в срок до 17 часов 25 января 2006 г., т.е. до последнего дня представления документов на регистрацию.

Данное разъяснение не противоречит законодательству, регулирующему организацию и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Кировской области.

В соответствии со
ст. 14 Закона Кировской области “О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области“, с подпунктом “р“ пункта 9 статьи 4 Закона Кировской области N 378-ЗО от 24.11.2005 “Об избирательной комиссии Кировской области“ Избирательная комиссия Кировской области осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов, в целях обеспечения единообразного применения соответствующих законов области издает разъяснения, инструкции и нормативные правовые акты, обязательные для всех кандидатов, избирательных комиссий, избирательных объединений, общественных объединений и их должностных лиц, других участников избирательного процесса.

Ссылка В. на то, что данным разъяснением введены дополнительные ограничения по регистрации кандидатов, оно Избирательной комиссией Кировской области принято с превышением своей компетенции, является несостоятельной. Отступление от установленного Законом Кировской области от 24.11.2005 N 377-ЗО срока окончания регистрации кандидатов и продолжение регистрации кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, после 17 часов 25 января 2006 г. привело бы к необоснованному продлению периода регистрации кандидатов, поставило бы в неравное положение других кандидатов, что недопустимо и противоречит законодательству о выборах.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

Заявление В. о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Советского района Кировской области от 1 февраля 2006 г. оставить без удовлетворения.

Решение в десятидневный срок со дня его вынесения может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующий

Кировского областного суда