Законы и постановления РФ

Приказ департамента здравоохранения Кировской области от 05.05.2005 N 287 “О порядке ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Кировской области“ (вместе с “Положением о порядке ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Кировской области“)

Начало действия документа - 05.05.2005.

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 5 мая 2005 г. N 287

О ПОРЯДКЕ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Во исполнение совместного приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24.10.1996 N 363/77 “О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации“ и учитывая “Положение о вневедомственном контроле и объемах медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Кировской области“, принятое на заседании областной согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, протокол N 1 от 27.01.2005, приказываю:

1. Утвердить Положение о порядке ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях
здравоохранения Кировской области. Приложение.

2. Главным врачам центральных районных больниц, учреждений здравоохранения областного подчинения, начальнику управления здравоохранения администрации г. Кирова А.Е. Малкову организовать ведомственный контроль качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Кировской области в соответствии с приложением.

3. В целях совершенствования организации ведомственного контроля качества медицинской помощи населению области создать рабочую группу по разработке проектов: “Акт экспертного контроля качества медицинской помощи“, “Инструкция по заполнению акта экспертного контроля качества медицинской помощи“, “Инструкция о порядке ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Кировской области“ - в составе:

Агалаков В.И. - председатель, главный врач ГЛПУ “Кировская областная клиническая больница“,

Бармина О.А. - главный терапевт департамента здравоохранения,

Ваганов А.В. - главный хирург департамента здравоохранения,

Макарова И.А. - главный акушер-гинеколог департамента здравоохранения,

Крашенинникова Л.Г. - главный внештатный специалист по клинико-экспертной работе.

4. Председателю рабочей группы Агалакову В.И. представить в департамент здравоохранения проекты указанных документов в срок до 15.06.2005.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. главы

департамента здравоохранения

Кировской области

И.П.ЛОБАНОВА

Приложение

к приказу

департамента здравоохранения

Кировской области

от 5 мая 2005 г. N 287

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий.

1.2. Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов.

1.3. Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:

- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов лечебно-профилактического учреждения;

- экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;

- изучение
удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения;

- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;

- подготовка рекомендаций для руководителей лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;

- выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных коррегирующих воздействий;

- контроль за реализацией управленческих решений.

2. Организация и порядок проведения ведомственного

контроля качества медицинской помощи

2.1. Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, клинико-экспертными комиссиями и главными штатными и внештатными специалистами департамента здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники вузов, научных центров, НИИ и других учреждений на договорной основе.

Приказ Минздравмедпрома РФ от 13.01.1995 N 5 фактически утратил силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514.

2.2. На уровне лечебно-профилактических учреждений в соответствии с приказом Минздравмедпрома России N 5 от 13.01.1995 “О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности“ экспертиза качества медицинской помощи является функцией заведующих подразделениями (первая ступень экспертизы), заместителей руководителя учреждения по клинико-экспертной работе, лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи (вторая ступень экспертизы), клинико-экспертных комиссий учреждения (третья ступень экспертизы).

2.3. Экспертиза процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным в данном подразделении случаям. Экспертиза, как правило, проводится по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, карте амбулаторного больного и др.). При необходимости может быть проведена и очная экспертиза.

2.4. Экспертному контролю обязательно подлежат:

- случаи летальных исходов;

- случаи внутрибольничного инфицирования
и осложнений;

- случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

- случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;

- случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);

- случаи с расхождением диагнозов;

- случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их родственников.

Все прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается статистическим методом “случайной“ выборки.

2.5. В течение месяца заведующий стационарным подразделением проводит экспертизу не менее 50% законченных случаев, заместители руководителя учреждения по клинико-экспертной работе, лечебной работе, амбулаторно-поликлинической помощи - не менее 30 - 50 экспертиз в течение квартала. Объем работы клинико-экспертных комиссий определяется задачами в области обеспечения качества и эффективности медицинской помощи, поставленными как данным лечебно-профилактическим учреждением, так и департаментом здравоохранения. Объем работы заведующих амбулаторно-поликлиническими подразделениями уточняется на уровне лечебно-профилактических учреждений.

2.6. Экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее со стандартами, которые, как правило, содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезней.

Ведущая роль при экспертизе качества медицинской помощи принадлежит заключению эксперта, который кроме выполнения стандартов учитывает все особенности данного индивидуального случая.

2.7. Эксперт во время проведения экспертизы качества лечебно-диагностического процесса:

- в обязательном порядке оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и соблюдение лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза;

- выявляет дефекты и устанавливает их причины;

- готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

2.8. При оценке работы лечебно-профилактического учреждения здравоохранения показатели качества и эффективности медицинской помощи дополняются показателями деятельности учреждения здравоохранения и состояния здоровья населения, такими, как
распространенность и поздняя выявляемость социально значимых заболеваний, первичный выход на инвалидность и смертность лиц трудоспособного возраста, инвалидность в детском возрасте, эффективность реабилитации больных и инвалидов, охват новорожденных скринингом на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, у детей раннего возраста - аудиологическим скринингом, показатели абортов, младенческой и детской смертности и др.

2.9. Информация, полученная в результате оценки качества и эффективности медицинской помощи, доводится до сведения руководителей учреждения и департамента здравоохранения и является предметом обсуждения среди сотрудников.

3. Заключение

3.1. Ведомственный контроль качества и эффективности медицинской помощи является основным видом контроля, наиболее приближенным к исполнителям медицинских услуг. Его результаты используются и сопоставляются с данными вневедомственной экспертизы.

3.2. Показатели качества и эффективности медицинской помощи могут быть использованы для дифференцированной оплаты труда медицинских работников.