Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Кировской области от 08.04.2005 по делу N А28-2089/05-48/8 <Об отказе в признании недействительным решения РЭК Кировской области от 29.12.2004 N 120/4> (Извлечение)

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 23.06.2005 N А28-2089/2005-48/8 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 8 апреля 2005 г. по делу N А28-2089/05-48/8

(Извлечение)

Арбитражный суд Кировской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Э.“ о признании недействующим решения региональной энергетической комиссии Кировской области,

установил:

В заявлении с учетом его дополнений в судебном заседании содержится требование о признании недействующим нормативного правового акта - решения региональной энергетической комиссии Кировской области N 120/4 от 29.12.2004 “О признании утратившим силу решения правления региональной энергетической комиссии от 30.03.2004 N 63“. В обоснование данного требования заявитель указывает на то, что оспариваемое решение вынесено региональной энергетической комиссией с
превышением предоставленных ей полномочий, с нарушением действующего федерального законодательства.

В письменном отзыве на заявление и в дополнениях к нему региональная энергетическая комиссия указывает на законность и обоснованность принятого ею решения и просит суд отказать в удовлетворении заявленного требования.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование.

Представители региональной энергетической комиссии в судебном заседании, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве и дополнениях к нему, просили в удовлетворении заявленного требования отказать.

В ходе судебного разбирательства установлены следующие фактические обстоятельства дела.

30.03.2004 правление региональной энергетической комиссии Кировской области (далее - РЭК) приняло решение N 63 “О тарифе на услуги по передаче электрической энергии“, которым утвердило с 1 апреля 2004 года тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО “Э.“ по низкому напряжению в размере 750 руб./МВт. ч.

29.12.2004 правление РЭК принимает решение N 120/4 “О признании утратившим силу решения правления РЭК Кировской области от 30.03.2004 N 63“, согласно которому с 1 января 2005 года утрачивает силу указанное решение РЭК N 63 “О тарифе на услуги по передаче электрической энергии“.

Заявитель полагает, что указанным решением РЭК было нарушено действующее федеральное законодательство, а именно ст. 2 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“, п. 6 “Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (далее - “Правила регулирования“), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии“ от 26 февраля 2004 г. N 109, согласно которым срок действия установленных тарифов не может быть менее чем один год.

Также заявитель считает, что оспариваемым решением правление
РЭК Кировской области вышло за пределы своей компетенции, установленные ст. 6 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“ и разделом 3 Положения о региональной энергетической комиссии Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 07.12.2004 N 23/255.

Заслушав объяснения и доводы представителей заявителя, РЭК, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение РЭК не противоречит действующему федеральному законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности по следующим основаниям.

В постановлении Государственной Думы Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-II ГД “Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации“ приводится определение нормативного правового акта и правовой нормы: “нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение“.

Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации“ под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

В статье 1 Закона Кировской области от 06.05.2002 N 56-ЗО “О правовых актах органов и должностных лиц государственной власти и
местного самоуправления Кировской области“ (далее - Закон Кировской области о правовых актах) дается понятие нормативного правового акта, согласно которому нормативно-правовой акт - это правовой акт, принятый (изданный) в установленном порядке уполномоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, устанавливающий правовые нормы (правила) поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.

Признаками нормативного правового акта являются: 1) имеет волевое содержание; 2) носит официальный характер; 3) входит в единую систему; 4) обладает нормативностью; 5) принимается по специальной процедуре; 6) издается компетентными органами и лицами; 7) регулирует общественные отношения; 8) издается управомоченными органами и лицами; 9) гарантируется принудительной силой государства; 10) имеет форму и структуру, установленные законом.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пункту 23 “Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, постановление регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке.

Таким образом, нормативный правовой акт РЭК должен быть в установленном порядке принят и опубликован. Порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления определяется этими органами.

В соответствии со статьей 14 Закона Кировской области о правовых актах любые нормативные правовые акты органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, права и обязанности юридических лиц, подлежат обязательному официальному опубликованию
для всеобщего сведения.

Законы области, иные нормативные правовые акты органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления области не могут применяться на территории Кировской области, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии со статьей 15 указанного Закона нормативные правовые акты органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления вступают в силу после их официального опубликования, если иное не предусмотрено самими нормативными актами.

При этом в силу статьи 16 Закона Кировской области о правовых актах источниками для официального опубликования законов области, нормативных правовых актов органов и должностных лиц государственной власти Кировской области являются: “Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области“, а также иные средства массовой информации, определенные нормативными правовыми актами органов государственной власти Кировской области.

В соответствии с постановлением Кировской областной Думы от 16.01.1997 N 29/12 “Об официальном издании нормативных правовых актов“ официальными периодическими изданиями, в которых публикуются любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, считаются газета “Вятский край“ и “Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области“.

Решение правления РЭК Кировской области от 30.03.2004 N 63, за исключением публикации, обладает всеми признаками нормативного правового акта, так как установление тарифов ОАО “Э.“ на услуги по передаче электрической энергии затрагивает права и законные интересы граждан, что следует из содержания договора между ОАО “К.“ и ОАО “Э.“ на оказание услуг по передаче электрической энергии от 23.11.1999, но не было опубликовано ни в одном из указанных официальных изданий и, соответственно, не может считаться изданным в установленном порядке.

Подготовка нормативных
правовых актов включает в себя ряд этапов, в число которых входит опубликование нормативных правовых актов и вступление их в силу. Опубликование как завершающая стадия законодательного процесса имеет огромное значение. Региональной энергетической комиссией Кировской области не выполнена процессуальная сторона правотворческого процесса, в котором с опубликованием связывается возможность вступления правового акта в юридическую силу. Следовательно, решение правления региональной энергетической комиссии Кировской области от 30.03.2004 N 63 “О тарифе на услуги по передаче электрической энергии“ не приобрело государственного официального характера.

Представители региональной энергетической комиссии Кировской области в судебном заседании объяснили, что решение правления РЭК Кировской области от 30.03.2004 N 63 принято на основании постановления ФЭК России от 11.03.2004 N 20-э/8 “Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Кировской области, включая ОАО “К.“, которым установлен предельный минимальный размер данного тарифа. В то же время, исходя из принципов, изложенных в Федеральном законе “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“, тариф являлся экономически не обоснованным и поэтому не подлежал публикации и, соответственно, применению. РЭК представлена в материалы дела переписка с Федеральной службой по тарифам в июне - августе 2004 года.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ и статьей 14 Закона Кировской области о правовых актах неопубликованные правовые акты не могут применяться. Невозможность применения решения правления РЭК Кировской области от 30.03.2004 N 63 означает, что данный акт не содержит обязательных правил поведения и не может быть основанием для возникновения прав и обязанностей у участников регулируемых отношений.

Таким образом, решение правления РЭК Кировской области от 30.03.2004 N 63 не могло
повлечь правовых последствий, поскольку не содержит необходимого признака нормативного правового акта - издание и опубликование акта в установленном порядке. Неопубликованные нормативные правовые акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Соответственно, отмена указанного решения РЭК оспариваемым решением никак не могла нарушить права заявителя.

В силу статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, оспариваемый акт может быть признан незаконным при наличии одновременно двух обязательных условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, или возложение каких-либо обязанностей, или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в Арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном
настоящим Кодексом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемым решением региональной энергетической комиссии Кировской области N 120/4 от 29.12.2004 “О признании утратившим силу решения правления региональной энергетической комиссии от 30.03.2004 N 63“ права заявителя не нарушены.

Оспариваемое решение также не может противоречить ст. ст. 2, 6 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“, п. 6 “Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, разделу 3 Положения о региональной энергетической комиссии Кировской области, поскольку решение от 30.03.2004 N 63 правления региональной энергетической комиссии Кировской области “О тарифе на услуги по передаче электрической энергии“ не вступило в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 192, 195, 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования о признании недействующим нормативного правового акта - решения региональной энергетической комиссии Кировской области N 120/4 от 29.12.2004 “О признании утратившим силу решения правления региональной энергетической комиссии от 30.03.2004 N 63“ отказать.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Судьи

Арбитражного суда

Кировской области

--------------------------------

В кассационной инстанции данное решение оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.