Законы и постановления РФ

Решение Унинского районного Собрания депутатов Кировской области от 26.04.2004 N 143 “Об утверждении Порядка участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования “Унинский район“

Вступил в силу с 26 апреля 2004 года (пункт 7 данного документа).

УНИНСКОЕ РАЙОННОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 апреля 2004 г. N 143

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УЧАСТИЯ ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В ОБСУЖДЕНИИ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“УНИНСКИЙ РАЙОН“

В соответствии с пунктом 7 статьи 18 и пунктом 1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации районное Собрание депутатов решает:

1. Утвердить Порядок участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования “Унинский район“. Прилагается.

2. Отделу архитектуры и градостроительства администрации Унинского района (Ломаева Т.В.):

2.1. Обеспечить участие граждан, их объединений в обсуждении документации
о градостроительном планировании и застройке территории муниципального образования “Унинский район“, а также в принятии по ней соответствующих решений.

2.2. Своевременно предоставлять гражданам и их объединениям полную информацию о планируемых градостроительных изменениях, намерениях по размещению застройки и использованию территорий, о строящихся и реконструируемых объектах, за исключением информации, представляющей государственную тайну в соответствии с федеральным законом.

2.3. Проводить систематическую проверку деятельности организаций - заказчиков и разработчиков градостроительных проектов по учету замечаний и предложений граждан и их объединений при выработке окончательных градостроительных проектных предложений.

2.4. При выдаче или согласовании градостроительных заданий на разработку градостроительной документации предусматривать в них конкретные формы участия граждан и их объединений в ее обсуждении и принятии утверждающих документов.

3. Рекомендовать заказчикам разработки градостроительной документации, строительства и реконструкции объектов:

3.1. Предусматривать средства на проведение мероприятий по обсуждению градостроительных проектов и учету мнения граждан по вопросу застройки и использования территорий.

3.2. Проводить необходимую организационную подготовку мероприятий по обсуждению градостроительных проектов с участием граждан и их объединений.

4. Рекомендовать разработчикам градостроительной документации, подрядчикам строительных работ:

4.1. Участвовать в организационной подготовке мероприятий по обсуждению градостроительных проектов и принимаемых по ним решений с участием граждан, их объединений, подготавливать необходимый для этого демонстрационный материал.

4.2. Выполнять требования градостроительного задания по участию граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений по планируемым, строящимся и реконструируемым объектам.

4.3. Обеспечивать внесение в градостроительные проекты поправок и дополнений в соответствии с замечаниями и предложениями граждан и их объединений.

5. Рекомендовать заказчикам, разработчикам градостроительных проектов и подрядчикам строительных работ своевременно предоставлять гражданам и их объединениям полную информацию о планируемых градостроительных изменениях, строящихся и реконструируемых объектах.

6. Контроль за выполнением решения возложить
на постоянные депутатские комиссии районного Собрания депутатов по бюджету, финансам, налогам и экономическим реформам.

7. Решение вступает в силу со дня его принятия.

8. Опубликовать данное решение в районной газете “Сельский труженик“.

Глава

Унинского района

Кировской области

П.М.ПОЛЯНЦЕВ

УТВЕРЖДЕН

решением

Унинского районного

Собрания депутатов

Кировской области

от 26 апреля 2004 г. N 143

ПОРЯДОК

УЧАСТИЯ ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБСУЖДЕНИИ

И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“УНИНСКИЙ РАЙОН“

1. Общие положения

1.1. Порядок участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования “Унинский район“ (далее - Порядок) является нормативным правовым актом органов местного самоуправления муниципального образования “Унинский район“, обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими градостроительной деятельности на территории муниципального образования “Унинский район“.

1.2. Порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, абзацем 14 пункта 1 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, абзацем 15 пункта 1 статьи 8 Градостроительного устава Кировской области от 23.09.1999 N 129-ЗО, пунктом 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также “Порядком информирования граждан, их объединений и юридических лиц, находящихся на территории области, о градостроительной деятельности в Кировской области“, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 15.04.2003 N 40/93.

1.3. Цель введения Порядка - создать нормативно-правовую базу для реализации законодательного права граждан и их объединений на участие в обсуждении решений по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования “Унинский район“, введения в практику градостроительства на всех этапах его осуществления взаимодействие власти, специалистов-градостроителей и населения, учитывающее их взаимные интересы и исключающее возникновение социальных конфликтов.

1.4. Граждане и их
объединения, участвуя в решении градостроительных вопросов, не должны явно или скрытно представлять интересы коммерческих, иных профессиональных и общественных организаций и групп лиц, преследующих свои цели. Порядок определяет участников, состав, регламентацию действий, гарантирующих привлечение граждан и их объединений к участию и принятию решений в области градостроительного развития и использования территории муниципального образования “Унинский район“.

1.5. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:

градостроительная деятельность (далее - градостроительство) - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений;

градостроительная документация - документация о градостроительном планировании развития территорий и об их застройке.

2. Состав объектов градостроительной деятельности,

отношения которых регулирует Порядок

Порядок регламентирует отношения частных лиц, организаций и органов местного самоуправления муниципального образования “Унинский район“ по согласованию их интересов при планировании градостроительного развития, застройке, осуществлении конкретных градостроительных действий на территории муниципального образования “Унинский район“.

Сторонами, подпадающими под регулирующее действие Порядка, являются:

- граждане, достигшие 16-летнего возраста и постоянно проживающие на территории муниципального образования “Унинский район“, а также их инициативные группы и объединения, зарегистрированные в установленном порядке;

- юридические и физические лица, финансирующие градостроительные проекты;

- юридические и физические лица, разрабатывающие градостроительные объекты;

- юридические и физические лица, обеспечивающие реализацию градостроительных проектов в строительстве;

- органы местного самоуправления муниципального образования “Унинский район“;

- отдел архитектуры и градостроительства администрации Унинского района.

3. Деятельность органов местного самоуправления

муниципального образования “Унинский район“ по обеспечению

участия граждан в обсуждении и принятии решений

3.1. Органы местного самоуправления информируют
граждан, их объединения и юридические лица о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территории, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций), о принимаемых решениях в области градостроительства, предоставляют иную градостроительную информацию, за исключением информации, содержащей государственную тайну.

3.2. При предоставлении интересующей население информации органы местного самоуправления руководствуются “Порядком информирования граждан, их объединений и юридических лиц, находящихся на территории области, о градостроительной деятельности в Кировской области“, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 15.04.2003 N 40/93.

3.3. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции рассматривают заявления граждан и их объединений, касающиеся вопросов градостроительства, затрагивающих их интересы, и в установленные сроки представляют им обоснованные ответы.

3.4. Органы местного самоуправления проводят общественные обсуждения по вопросам, относящимся к области градостроительства.

4. Деятельность отдела архитектуры и градостроительства

администрации Унинского района по обеспечению участия граждан

в обсуждении и принятии решений

4.1. Отдел архитектуры и градостроительства администрации Унинского района должен:

4.1.1. Принимать необходимые организационные меры для создания условий по участию граждан, их объединений, представителей заинтересованных организаций в обсуждении и принятии решений по застройке и использованию территорий на рассмотрении следующей градостроительной документации:

- генеральный план поселка Уни и сельских поселений;

- проекты черты поселений;

- Правила землепользования и застройки, включающие схему зонирования;

- проекты планировки отдельных частей территории;

- проекты межевания;

- проекты застройки кварталов и других элементов планировочной структуры;

- проектная документация для строительства, реконструкции отдельных объектов, благоустройства и озеленения территории.

4.1.2. Доводить до сведения заказчиков и разработчиков градостроительных проектов требования о необходимости привлечения граждан и представителей заинтересованных организаций к участию в обсуждении разработанной градостроительной документации на промежуточных и завершающих этапах и принимаемых по ней решений.

4.1.3. При выдаче или
согласовании в установленном порядке градостроительных заданий на разработку документации о градостроительном планировании развития территории или об их застройке делать запись о необходимости привлечения граждан, их объединений и других заинтересованных лиц к обсуждению и принятию решений по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования “Унинский район“.

4.1.4. В рамках контроля за соблюдением Порядка осуществлять проверку деятельности заказчиков и разработчиков градостроительных проектов по вопросу обеспечения участия граждан в обсуждении разработанной градостроительной документации и принимаемых по ней решений.

4.1.5. В качестве генерального заказчика, а также совместно с другими заказчиками и разработчиками проектов в целях организационной подготовки участия граждан в обсуждении и принятии градостроительных решений по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования “Унинский район“:

- своевременно информировать население о состоянии среды жизнедеятельности и намерении о ее изменении, о предполагаемом использовании земель, конкретных проектах строительства и реконструкции объектов, комплексного благоустройства территории;

- своевременно информировать население о месте, сроках и порядке предварительного ознакомления с материалами и обсуждения градостроительных проектов;

- заблаговременно доводить до сведения населения основные положения разработанных в градостроительных проектах предложений;

- подготавливать демонстрационные материалы по проекту.

4.1.6. Требовать от заказчиков и разработчиков градостроительных проектов проведения информационной подготовки предстоящих обсуждений с участием граждан. При необходимости - оказывать организационное содействие заказчикам и разработчикам.

4.2. В качестве видов информационной поддержки участия граждан в обсуждении и принятии решений по рассматриваемому градостроительному проекту необходимо использовать:

- уведомление широких кругов жителей о намерениях планирования конкретных территорий и объектов, о начале архитектурно-планировочных работ и об их завершении;

- оповещение граждан о результатах решения важных для города (микрорайона, квартала, объекта, функциональной зоны) вопросов;

- публикацию основных положений градостроительных проектов;

- устройство экспозиции наглядных
материалов о градостроительных проектах;

- уведомление населения о месте, сроках и порядке обсуждения градостроительных проектов и решений.

4.3. Основные положения генерального плана, проекта актуализации генерального плана публикуются в районной газете “Сельский труженик“.

4.4. Информация о содержании градостроительных проектов по планировке и застройке территорий, а также реконструкции отдельных объектов благоустройства и озеленения территории должна представляться жителям через районную газету “Сельский труженик“.

4.5. Информация о разработке и предстоящем обсуждении градостроительного проекта, месте, сроках и порядке обсуждения и участия граждан должна доводиться до сведения населения через районную газету “Сельский труженик“, а также посредством информационных листков, плакатов, бюллетеней и по радио.

4.6. Экспозиция наглядных материалов в виде стендов может быть помещена в наиболее посещаемых местах поселения, как в помещениях, так и на открытых пространствах (улицах, площади).

5. Функции граждан в обсуждении и принятии решений

5.1. Граждане для реализации своего права на участие в обсуждении и принятии градостроительных решений имеют право:

- вносить предложения в органы местного самоуправления по вопросам использования земельных участков под строительство, детские и оздоровительные площадки, гаражи и стоянки автомобилей, площадки для выгула собак, для других общественных нужд, представляющие интересы граждан по месту жительства;

- обсуждать градостроительные проекты, определяющие изменения в использовании земель, организации и развитии селитебных территорий, сферы социально-культурного обслуживания, зон отдыха и других частей территорий;

- осуществлять общественный контроль за соблюдением установленных условий пользования земельными участками физическими и юридическими лицами в соответствии с их назначением и градостроительными регламентами, определенными Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования “Унинский район“;

- обращаться в администрацию Унинского района по вопросам допущенных нарушений в застройке и использовании территории, ухудшающих условия проживания, социально-культурное и бытовое обслуживание, благоустройство
и инженерное оборудование, экологическую обстановку;

- требовать предоставления достоверной, полной и своевременной информации о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительство, реконструкция объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройство территорий, прокладка транспортных коммуникаций) и иной информации о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную тайну.

5.2. Право на обсуждение, внесение предложений и участие в подготовке решений по градостроительству в любой форме предоставляется гражданам и их объединениям до утверждения градостроительной документации администрацией Унинского района, а после их утверждения - право на обжалование принятых решений.

5.3. Реализация гражданами права на участие в обсуждении и принятии решений по вопросам градостроительства на территории муниципального образования “Унинский район“ может осуществляться только путем беспрепятственного их доступа к документации по градостроительному планированию развития территории муниципального образования “Унинский район“ и по ее застройке, а также к другим градостроительным документам и решениям, определяющим изменение градостроительной среды, в установленном для этого порядке.

6. Формы участия граждан в обсуждении и принятии решений

6.1. Участие граждан, представителей групп и объединений граждан по месту жительства в обсуждении и принятии решений по градостроительству предусматривается в следующих формах:

- проведение опросов;

- письменное обращение граждан в районное Собрание депутатов Унинского района, в администрацию района и ее структурные подразделения;

- обсуждение в средствах массовой информации;

- сходы (собрания), конференции;

- общественный контроль, включая независимую экспертизу.

6.2. Опросы граждан проводятся для выявления общественного мнения по затрагивающим их интересы вопросам перспективного и текущего градостроительного развития в целях корректировки соответствующих управленческих действий и градостроительных решений.

6.3. Могут проводиться следующие виды опросов жителей:

- выборочные нерепрезентативные (пилотные замеры, зондажи);

- представительные опросы.

Выборочный нерепрезентативный опрос с ограниченным числом опрашиваемых без их предварительного отбора применяется при выявлении мнения жителей
об актуальных градостроительных проблемах планируемой территории, ее использования и застройки, требующих неотложного решения (проблемные опросы), и при выяснении представления жителей о приоритетных направлениях и задачах развития территории их проживания, о конкретных предложениях по размещению объектов и использованию земель.

Представительный опрос предполагает охват не менее 50% жителей, обладающих избирательным правом, конкретной территории и направлен на установление отношения населения к предполагаемым вариантам градостроительных решений использования и застройки территории.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

6.4. Письменные индивидуальные и коллективные обращения граждан и их объединений в администрацию Унинского района, в отдел архитектуры и градостроительства администрации района в связи с объявленной разработкой градостроительного проекта, его завершением или по поводу возникших проблем и нарушений в застройке и использовании территорий производятся в установленном порядке.

Письменное обращение граждан рассматривается как один из источников информации (обратной связи) о фактах неблагополучия в градостроительной практике и предложениях с мест о наиболее эффективных, с точки зрения населения, направлениях развития, которые требуют анализа со стороны администрации Унинского района, заказчиков и разработчиков градостроительной документации.

6.5. Обсуждение в средствах массовой информации проводится на страницах районной газеты “Сельский труженик“. Такое обсуждение проводится по вопросам концептуальных положений разрабатываемого градостроительного проекта, планируемого размещения территорий и объектов социального назначения, других градостроительных и строительных изменений.

6.6. Собрания и конференции (собрания делегатов) являются формой территориального общественного самоуправления.

Собрания и конференции граждан могут проводиться по вопросам местного значения: конкретного строительства и благоустройства места их проживания для взаимного согласования позиций органов местного самоуправления и населения.

Собрания могут проводиться по инициативе населения, районного Собрания депутатов и главы района.

Собрание считается правомочным, если в нем приняло участие более 25% от числа граждан, проживающих на
данной территории и обладающих избирательным правом.

Решение собрания принимается простым большинством голосов.

Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления.

В отдельных случаях полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собрание делегатов).

Конференция считается правомочной, если в ней приняло участие не менее половины представителей (делегатов) от постоянного населения территории.

Решение по обсуждаемым вопросам принимается простым большинством голосов от числа присутствующих делегатов.

В собрании и конференции принимают участие представители отдела архитектуры и градостроительства администрации района, других органов управления (при необходимости), заказчиков, специалистов-градостроителей.

Итоги собрания и конференции подлежат официальному опубликованию.

6.7. Общественные (публичные) слушания проводятся:

6.7.1. По материалам завершенных градостроительных проектов: генерального плана, проектов планировки и застройки частей территорий, в том числе проведенных конкурсов на планировку и застройку частей территорий, градостроительных комплексов и ансамблей, объектов монументального искусства с участием представителей общественности архитектурно-градостроительным Советом.

В процессе подготовки общественных слушаний по инициативе общественных организаций, выражающих интересы граждан, их объединений и групп, за счет собственных средств могут проводиться независимые экспертизы с привлечением сторонних специалистов-экспертов, которые в ходе слушаний докладываются на архитектурно-градостроительном Совете. Замечания и предложения, содержащиеся в заключениях независимой экспертизы, учитываются в итоговых документах общественных слушаний.

Общественные слушания сопровождаются экспозицией выставки проектных решений в наглядной, красочной и доступной форме.

6.7.2. По вопросам выдачи специальных согласований инвестиционно-строительных намерений и внесению изменений и дополнений в “Правила землепользования и застройки территорий муниципального образования “Унинский район“ - комиссией по землепользованию и застройке, компетенция которой определена в нормативном правовом акте - “Правилах землепользования и застройки территорий муниципального образования “Унинский район“.

6.8. Общественному контролю со стороны граждан в лице их инициативных групп и объединений может подвергаться соблюдение должностными лицами органов местного самоуправления установленного порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, процедуры предоставления земельных участков, установленный градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон, разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, порядка выполнения инженерных изысканий, сооружения транспортных и инженерных инфраструктур.

Одной из форм общественного контроля является проводимая по требованию граждан, их инициативных групп и объединений независимая экспертиза градостроительной документации о планировании развития территорий и об их застройке, принятых органами местного самоуправления и их должностными лицами решений о градостроительном развитии и использовании территорий. Заключение независимой экспертизы является основанием для обращений граждан в судебные инстанции.

7. Организация и осуществление участия граждан

в обсуждении и принятии решений

Порядок устанавливает систему действий и процедур, обеспечивающих реальное участие граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам градостроительства на территории муниципального образования “Унинский район“ по каждой из возможных форм такого участия.

7.1. Проведение опросов. Инициаторами (заказчиками) проведения опросов в целях выявления мнения жителей об актуальных градостроительных проблемах, приоритетных направлениях и задачах развития, размещения объектов и использования могут быть:

- районное Собрание депутатов и глава района;

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования “Унинский район“ для размещения объектов регионального и межрегионального значения.

Решение о назначении опроса принимается районным Собранием депутатов. В нормативном правовом акте о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов);

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей территории, участвующих в опросе.

Жители территории, участвующие в опросе, должны быть проинформированы о проведении опроса не менее чем за 10 дней до его проведения.

7.2. Письменное обращение граждан. Письма граждан и их объединений с предложениями по поводу предварительно объявленной разработки градостроительного проекта, его завершения или в связи с жалобами на возникшие проблемы в жизнеобеспечении и на нарушения в застройке и использовании территорий принимаются на районном Собрании депутатов, отделе архитектуры и градостроительства администрации Унинского района, а также по иному адресу (заказчика), указанному в опубликованных информационных материалах, без ограничений с регистрацией их на общих основаниях.

В течение 30 календарных дней с момента получения и регистрации письма на него должен быть дан развернутый ответ на бланке учреждения за подписью ответственного должностного лица или ответственного представителя заказчика. В ответе должны содержаться:

- оценка обоснованности жалоб и целесообразности сделанных предложений;

- пути и действия по решению затронутых в письме проблем;

- меры по реализации полезных предложений и их использованию в планировании развития и застройки территорий.

Граждане и их объединения вправе письменно или устно обращаться в организацию, подготовившую и направившую ответ, за подтверждением того, в каких документах и как использованы принятые от них положительно оцененные предложения, и получить на обращение исчерпывающий ответ.

7.3. Обсуждение в средствах массовой информации. Обсуждению должно предшествовать широкое оповещение через районную газету “Сельский труженик“, иным способом жителей населенных пунктов, чьи интересы затрагиваются разрабатываемой (разработанной) градостроительной документацией или решаемыми градостроительными проблемами, о проведении дискуссии с их участием.

Оповещение граждан организуют и проводят совместно заказчик и разработчик градостроительной документации при содействии отдела архитектуры и градостроительства администрации района.

Информация о намечаемом обсуждении должна поступать за 20 календарных дней до срока ее начала. Она должна содержать приглашение к участию в обсуждении, тематику и цель обсуждения, где оно будет проходить (издание, радио), сроки (даты) обсуждения, условия его проведения и учет мнения граждан, порядок проведения и объявления итогов обсуждения, регламент работы.

Для подготовки и осуществления дискуссии образуется оргкомитет по проведению обсуждения, в который входят представители отдела архитектуры и градостроительства администрации района, заказчика и разработчика градостроительного проекта, средств массовой информации, граждан и их объединений. В задачи оргкомитета входит решение итогового материала обсуждения.

Обсуждение начинается с основных статей (докладов, выступлений) специалистов, в которых раскрываются главные положения, особенности, дискуссионные моменты и наиболее важные аспекты градостроительного проекта, проблемы застройки и использования территорий и пути их решения. Затем по затронутым вопросам дискуссии подключаются граждане, представители объединений, других организаций.

Итоговый материал проведенного обсуждения с выводами и рекомендациями по его использованию в градостроительном проекте или при решении обсуждавшихся градостроительных проблем публикуется в средствах массовой информации.

В дальнейшем оргкомитетом до сведения граждан доводятся результаты работы по внедрению сделанных рекомендаций, которые свидетельствуют об эффективности проведенного обсуждения и участия в нем граждан.

7.4. Собрание. Информация о собрании любым доступным способом должна быть доведена до сведения жителей соответствующей территории за 20 дней до его проведения. В информации указываются требующие решения вопросы, место и сроки проведения собрания. В работе собрания принимают участие все желающие из числа постоянных жителей территории.

Работа собрания проводится в соответствии с принимаемым регламентом и состоит из основного (основных) доклада по обсуждаемым вопросам, выступлений участников принятия итогового решения. Для ведения собрания выбираются председатель и секретарь. При необходимости выбирается редакционная коллегия для подготовки итогового решения. Все выступления на собрании протоколируются. Докладчик выдвигается инициативной группой граждан из своей среды.

Сторонние участники из состава управленцев, заказчиков градостроительных проектов, подрядчиков строительных работ и других, имеющих отношение к поставленным на обсуждение вопросам, заблаговременно приглашаются инициатором проведения собрания.

После принятия собранием итогового документа выносится решение о направлении его (или выписки из него), в котором содержится оценка положения, претензии и конкретные предложения, в районное Собрание депутатов, администрацию Унинского района, отдел архитектуры и градостроительства администрации района, иные подразделения, иные организации для учета в их работе и принятия требуемых мер с обязательным оповещением граждан о принятых мерах.

Итоговый документ собрания за подписью председателя и секретаря направляется инициативной группой граждан в заинтересованную организацию, где его получение регистрируется.

Ответ организации подготавливается и направляется в сроки, установленные ее внутренним распорядком. Содержание ответа доводится до сведения всего населения территории на следующем собрании либо путем распространения информационного листа в течение 30 календарных дней.

7.5. Конференция. Инициаторы созыва конференции создают подготовительную комиссию.

Комиссия определяет тематику, программу и регламент работы конференции, представительство, делегатов, место и сроки проведения, подготавливает информационные и демонстрационные материалы, проекты итоговых документов и резолюций.

Все участники конференции регистрируются.

Конференция сопровождается экспозицией выставки градостроительных проектов, планов, панорам, фрагментов планировки, макетов, других наглядных материалов. К выставке целесообразно приурочить блиц-опросы участников конференции.

По ходу конференции мнение граждан фиксируется и анализируется редакционной комиссией; наиболее актуальные предложения вносятся в проект резолюции и другие итоговые документы. Принятые простым большинством голосов документы конференции, включающие предложения граждан, направляются в районное Собрание депутатов, в администрацию района и публикуются в средствах массовой информации. В ответ в 30-дневный срок должна поступить информация о применении рекомендаций в практической деятельности по градостроительному планированию и регулированию застройки и землепользования, которая также публикуется в открытой печати.

7.6. Общественные (публичные) слушания. Отдел архитектуры и градостроительства администрации района организует и подготавливает общественные слушания посредством публикации объявлений в средствах массовой информации, направления писем, информационных листов и др. за 20 календарных дней до намеченного заседания архитектурно-градостроительного Совета.

В информации должны содержаться: предмет предстоящего обсуждения, место, дата и время его проведения.

Все участники общественных слушаний в день их проведения регистрируются.

Общественные слушания проводятся в следующей последовательности: делаются основной доклад и содоклады, задаются вопросы, зачитываются заключения официальной и общественной экс“ертиз. Выступают все остальные участники обсуждения без ограничений. Основной доклад и содоклады сопровождаются использованием демонстрационного материала.

Выступления участников слушаний протоколируются.

В постановлении Совета должны быть учтены замечания и предложения, изложенные в заключении общественной экспертизы и выступлениях представителей граждан. Там же указываются сроки уведомления участников общественных слушаний о реализации постановления архитектурно-градостроительного Совета, принятого по результатам обсуждений.

7.7. Общественный контроль. Решение о проведении общественного контроля выносится по инициативе граждан, их групп и объединений, в том числе на собраниях, конференциях. В нем определяется состав лиц, которым от имени общественности поручается проведение такого контроля, включая специалистов, компетентных в вопросах градостроительства; предмет контроля; сроки его проведения.

В зависимости от предмета общественного контроля в администрацию района, отдел архитектуры и градостроительства администрации района, разработчику градостроительного проекта, подрядчику строительных работ направляется соответствующее заявление, к которому прилагается принятое общественностью решение, оформленное в установленном порядке. В заявлении указываются основание, цель проверки, требуемые для ее осуществления материалы, состав проверяющей группы (руководитель, члены), сроки проведения работы. Поступившее от граждан заявление регистрируется.

В течение 15 календарных дней с момента поступления и регистрации заявления издается распоряжение (приказ) о проведении общественного контроля, обязывающее предоставление всех запрашиваемых проверяющими материалов, за исключением материалов, содержащих государственную тайну.

По завершении работы проверяющая группа знакомит ответственных должностных лиц с выводами и предложениями подготовленного заключения и передает им копию заключения. Дальнейшие действия общественности, связанные с результатами проведенного контроля, определяются соответствующими группами, объединениями, собраниями, конференциями граждан, о чем соответствующие органы и организации ставятся в известность. По результатам общественного контроля граждане вправе требовать от властей и организаций исправления отмеченных нарушений или обжаловать также при вынесенном решении о проведении общественностью независимой экспертизы. Независимая экспертиза проводится за счет средств граждан и их объединений.

8. Урегулирование споров и разногласий

8.1. Граждане и их объединения, не согласные с принятыми решениями по результатам обсуждения градостроительной документации о планировании развития территорий и об их застройке, другими принятыми решениями по вопросам градостроительной деятельности, затрагивающими их интересы, или с внесенными в них изменениями, вправе обратиться в администрацию района в виде представления.

8.2. Представления по поводу возникших споров и разногласий, поступающие от отдельных граждан, рассматриваются на их встрече с главой района, иными должностными лицами, на которых достигается взаимное согласование позиций. Достигнутое соглашение при необходимости оформляется документально (протокол, распоряжение).

Коллективные представления по вопросу возникших споров и разногласий, поступающие от группы граждан численностью не менее 50 человек или их объединений, рассматриваются на согласительных комиссиях.

В представлениях указываются: основания для представления, при обсуждении какого градостроительного документа или решения, где и когда возникли разногласия, существо разногласий, в какой форме они зафиксированы, в чем принятое решение ущемляет интересы граждан.

8.3. Согласительная комиссия создается распоряжением главы района в составе представителей граждан, отдела архитектуры и градостроительства администрации района, иных подразделений и органов управления, заказчиков и разработчиков градостроительных проектов, подрядчиков строительных работ.

Распоряжение о создании согласительной комиссии издается не позднее 15 календарных дней, а заседание согласительной комиссии проводится не позднее 20 календарных дней с момента поступления представления граждан и их объединений в администрацию района и его регистрации.

8.4. Достигнутые на согласительной комиссии по результатам обсуждения предмета споров и разногласий договоренности, особые мнения одной или нескольких участвующих сторон оформляются протоколом.

Окончательное решение по спорным вопросам принимает глава Унинского района и направляет его заявителям в 10-дневный срок после завершения работы согласительной комиссии.

8.5. Взаимосогласованное решение по обсуждавшимся спорным вопросам является основанием для продолжения разработки градостроительной документации с учетом принятых на согласительной комиссии договоренностей.

8.6. В случае, когда обсуждение на согласительной комиссии не приводит к разрешению споров и разногласий, граждане и их объединения вправе обратиться в суд в установленном порядке.

9. Защита прав граждан на участие в обсуждении,

принятии решений и обжаловании

9.1. Граждане и их объединения в случаях, когда градостроительная деятельность затрагивает их интересы, имеют право:

- обжаловать в суде заключения органов государственной экспертизы по проектной документации, для чего могут использовать материалы независимой экспертизы;

- требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию объектов при нарушении законодательства;

- требовать в административном или судебном порядке ограничения, приостановления или прекращения деятельности предприятий и других объектов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением законодательства;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, связанные с нарушением требований законодательства;

- требовать в установленном порядке привлечения к ответственности граждан и организаций, виновных в нарушении законодательства.

9.2. В случае непредоставления информации, ее несвоевременного предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами граждане и их объединения имеют право обратиться в суд.

10. Ответственность за нарушение законодательства

10.1. Административная ответственность установлена за следующие правонарушения:

- нарушение прав граждан на участие в обсуждении градостроительной документации влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (п. 2 статьи 5.1 Закона Кировской области “Об административной ответственности в Кировской области“);

- нарушение установленного порядка разработки и утверждения градостроительной документации влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (п. 1 статьи 5.1 Закона Кировской области “Об административной ответственности в Кировской области“);

- предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации о застройке и Правил землепользования и застройки влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (п. 3 статьи 5.1 Закона Кировской области “Об административной ответственности в Кировской области“);

- нарушение установленного градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (п. 4 статьи 5.1 Закона Кировской области “Об административной ответственности в Кировской области“).

10.2. Правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.1 Закона Кировской области “Об административной ответственности в Кировской области“, наделены:

- должностные лица органов местного самоуправления и их структурных подразделений;

- должностные лица Главного управления архитектуры и градостроительства Кировской области.

10.3. Дела об административных правонарушениях по статье 5.1 Закона Кировской области “Об административной ответственности в Кировской области“ рассматривают:

- административная комиссия Главного управления архитектуры и градостроительства Кировской области;

- районная административная комиссия.

10.4. Уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве установлена Уголовным кодексом Российской Федерации.

10.5. Порядок возмещения гражданам причиненного вреда определяется Гражданским кодексом Российской Федерации.

11. Заключительные положения

11.1. Изменения и дополнения в настоящий Порядок вносит своим решением районное Собрание депутатов. Основанием для внесения изменений и дополнений являются соответствующие изменения в законодательстве Российской Федерации, Кировской области, а также ходатайства граждан и их объединений по данному вопросу.