Законы и постановления РФ

Закон Кировской области от 03.04.2003 N 144-ЗО “Об обеспечении безопасности граждан и защиты окружающей среды Кировской области при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия“ (принят постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 27.03.2003 N 23/50)

Утратил силу в связи с принятием Закона Кировской области от 05.05.2005 N 327-ЗО, вступающего в силу со дня официального опубликования.

Вступил в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования (статья 23 данного документа).

3 апреля 2003 года N 144-ЗО

ЗАКОН

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ЗАЩИТЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

РАБОТ ПО ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ

ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Принят

Законодательным Собранием

Кировской области

27 марта 2003 года

Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области обеспечения безопасности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Кировской области (далее - граждан), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Кировской области или ее части, объектов производственного и
социального назначения, а также защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

Действие настоящего Закона распространяется на правовые отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также граждан по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Химическое оружие - в совокупности или в отдельности токсичные химикаты, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств.

Уничтожение химического оружия - процесс необратимого преобразования токсичных химикатов, боеприпасов и устройств, оборудования в целях приведения в состояние, не пригодное для использования в качестве химического оружия.

Перевозка химического оружия - перемещение химического оружия на специальном автомобильном или железнодорожном транспорте от объекта по хранению химического оружия до объекта по уничтожению химического оружия. Хранение химического оружия - комплекс мероприятий, обеспечивающий безопасность и сохранность нахождения химического оружия на специально выделенной и охраняемой территории объекта.

Объект по хранению химического оружия - совокупность специально выделенной и охраняемой территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений по его хранению.

Объект по уничтожению химического оружия - совокупность специально выделенной и охраняемой территории и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений, предназначенных для уничтожения химического оружия, в
том числе для утилизации и (или) захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия.

Зона защитных мероприятий - территория вокруг объекта по хранению или объекта по уничтожению химического оружия, в пределах которой осуществляется специальный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Санитарно-защитная зона - территория, отделяющая предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки.

Запретная зона - территория, непосредственно примыкающая к территории объекта по хранению или объекта по уничтожению химического оружия, в границах которой запрещается проживание граждан и в законодательном порядке устанавливаются иные ограничения использования данной территории.

Запретный район - территория, непосредственно примыкающая к территории объекта по хранению или объекта по уничтожению химического оружия, в границах которой в законодательном порядке устанавливаются ограничения использования данной территории.

Чрезвычайная ситуация, возникшая при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, - обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии при осуществлении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с проведением работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация
чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций и прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Статья 2. Правовая основа законодательства области в сфере обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Законодательство области в сфере обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральных законах “Об уничтожении химического оружия“, “Об охране окружающей среды“, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ и принимаемых в соответствии с ними федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Обеспечение безопасности граждан и защиты окружающей среды Кировской области при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия основано на следующих принципах:

1. Обеспечение приоритета охраны жизни и здоровья граждан, защиты окружающей среды.

2. Презумпция экологической опасности деятельности, которая связана с хранением, перевозкой и уничтожением химического оружия.

3. Полное исключение или снижение в максимальной степени негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

4. Соблюдение требований нормативных правовых актов по безопасным для здоровья граждан и окружающей среды условиям хранения, перевозки и уничтожения химического оружия.

5. Лицензирование работ по
хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

6. Запрещение при хранении химического оружия проведения работ по разгерметизации боеприпасов и устройств, снаряженных токсичными химикатами, за исключением случаев проведения регламентных работ для определения и (или) продления срока хранения указанных боеприпасов и устройств в соответствии с критериями безопасности.

7. Обязательность мониторинга окружающей среды и здоровья граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, государственная поддержка мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических и экологических условий их проживания и работы.

8. Соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических, экологических нормативов и стандартов безопасности.

9. Обязательность государственного надзора и контроля за разработкой технологий, предпроектных и проектных материалов по строительству объектов по уничтожению химического оружия, за эксплуатацией, уничтожением или конверсией этих объектов.

10. Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений о размещении объектов по уничтожению химического оружия.

11. Обязательность государственных санитарно-эпидемиологической, экологической и других экспертиз технологий, предпроектных и проектных материалов по строительству объектов по уничтожению химического оружия, их эксплуатации, конверсии или ликвидации.

12. Заблаговременность проведения мероприятий, направленных на обеспечение безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

13. Учет социально-экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории области и степени реальной опасности при принятии решений о размещении объектов по уничтожению химического оружия и проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

14. Обеспечение граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений, информацией в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

15. Необходимая достаточность объема и содержания мероприятий по обеспечению защиты граждан и окружающей среды при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия, а также максимально возможное использование имеющихся
сил и средств.

Статья 4. Обеспечение безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Обеспечение безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении на территории области работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия осуществляется при выполнении следующих требований:

1. Соблюдение требований федеральных законов, законов области и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

2. Обеспечение предоставленных законодательством прав граждан в области безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

3. Принятие решений о размещении объектов по хранению и уничтожению химического оружия с учетом мнения граждан или результатов референдумов.

4. Опережающее развитие социальной инфраструктуры в районах, прилегающих к объектам уничтожения химического оружия.

5. Проведение комплексной экологической, медицинской, санитарно-эпидемиологической и социальной оценки состояния территории с учетом влияния на нее объекта по хранению химического оружия.

6. Обеспечение экологического и гигиенического контроля, ведение комплексного экологического мониторинга и мониторинга здоровья граждан, занятых на объектах по хранению и уничтожению химического оружия, а также проживающих в зоне защитных мероприятий, согласно федеральным и областным программам.

7. Согласование маршрутов перевозки (ввоза и вывоза) химического оружия с органами государственной власти Кировской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых осуществляются такие перевозки.

8. Выявление и обязательный мониторинг мест прошлых уничтожений и захоронений химического оружия, а также мониторинг здоровья граждан, постоянно проживающих (работающих) в этих местах.

Статья 5. Гласность и информация в области обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и
уничтожению химического оружия

Информацию в области обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о химической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также о деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководители объектов по хранению и (или) уничтожению химического оружия обязаны по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений, оперативно и достоверно информировать граждан через средства массовой информации и по иным каналам о степени защиты граждан и окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и принятых мерах по обеспечению их безопасности.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обеспечения граждан, органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций информацией в области безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области.

Глава 2

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН

И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ

ПО ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ

ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Статья 6. Полномочия органов государственной власти
области

В сфере обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия органы государственной власти области обладают следующими полномочиями:

1. Законодательное Собрание области:

а) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов области и иных нормативных правовых актов в сфере обеспечения защиты граждан и окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также по установлению видов и размеров социальных льгот и компенсаций гражданам, проживающим и работающим в зоне защитных мероприятий;

б) утверждение в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год бюджетных ассигнований на разработку и реализацию областных программ по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

2. Правительство Кировской области и иные органы исполнительной власти области:

а) издание в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области нормативных правовых актов в сфере обеспечения защиты граждан и окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также по порядку предоставления социальных льгот и компенсаций гражданам, проживающим и работающим в зоне защитных мероприятий;

б) согласование решений о размещении на территории области объектов по уничтожению химического оружия и маршрутов перевозки химического оружия;

в) разработка областных программ по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды; утверждение мероприятий по обеспечению безопасности граждан, проживающих и работающих в зоне защитных мероприятий, при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными целевыми программами по проведению работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

г) организация подготовки и содержания
в готовности необходимых сил и средств для обеспечения защиты граждан и окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, обучение граждан способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

д) принятие решений о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и обеспечение их проведения;

е) осуществление в установленном порядке сбора информации и обмена ею в области обеспечения защиты граждан и территорий при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, обеспечение своевременного оповещения и информирования граждан об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

ж) участие в организации аварийно-спасательных, восстановительных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и продуктов его детоксикации, а также поддержка общественного порядка в ходе их проведения;

з) участие в контроле за безопасностью перевозки химического оружия и отходов его уничтожения в пределах территории Кировской области;

и) осуществление мониторинга окружающей среды и здоровья граждан, проживающих и работающих в зоне защитных мероприятий;

к) подготовка учреждений здравоохранения и медицинских формирований для оказания медицинской помощи гражданам, подвергшимся воздействию токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайной ситуации при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

л) принятие участия в проведении государственных санитарно-эпидемиологической, экологической и других экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации;

м) осуществление финансирования мероприятий в области защиты граждан и окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

н) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

о) оказание финансовой помощи органам местного самоуправления в случае недостаточности финансовых
средств на решение задач по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

п) согласование площади зоны защитных мероприятий;

р) создание постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

с) обеспечение взаимодействия с федеральными органами государственной власти, государственным заказчиком федеральной целевой программы “Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации“ по вопросам защиты граждан и окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

т) предоставление по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений, информации в области обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления

В сфере обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия органы местного самоуправления вправе осуществлять следующие полномочия:

1. Подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для обеспечения защиты граждан и территорий в области защиты граждан и окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, обучение граждан способам защиты и действиям в этих ситуациях.

2. Принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организация их проведения.

3. Осуществление в установленном порядке сбора информации и обмена ею по вопросам обеспечения защиты граждан и территорий при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

4. Обеспечение своевременного оповещения и информирования граждан и общественных объединений об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и предоставление по их запросам информации в области работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

5. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия в пределах бюджетных средств.

6. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

7. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержка общественного порядка при их проведении.

8. Содействие устойчивому функционированию предприятий, учреждений, организаций в чрезвычайных ситуациях.

9. Создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

10. Установление дополнительных ограничений по осуществлению жизнедеятельности в запретной зоне и запретном районе в пределах полномочий и по представлению руководителя объекта по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области.

Глава 3

УЧАСТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ

И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ЗАЩИТЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ХРАНЕНИЮ,

ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Статья 8. Обязанности предприятий, учреждений, организаций в области обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Предприятия, учреждения, организации, расположенные в зоне защитных мероприятий, независимо от организационно-правовых форм, в области обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия обязаны:

1. Планировать и осуществлять необходимые меры по обеспечению защиты работников предприятий, учреждений, организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

2. Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования предприятий, учреждений, организаций и обеспечению жизнедеятельности работников предприятий, учреждений, организаций в чрезвычайных ситуациях.

3. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обучение работников предприятий, учреждений, организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований.

4. Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения работников предприятий, учреждений о чрезвычайных ситуациях.

5. Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Финансировать мероприятия по защите работников предприятий, учреждений, организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

7. Создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Предоставлять в установленном порядке информацию в области обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также своевременно оповещать работников предприятий, учреждений, организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Статья 9. Участие общественных объединений в мероприятиях по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации и планом ликвидации последствий аварий, утвержденным региональной Комиссией по чрезвычайным ситуациям.

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией их размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях, возлагается на органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Глава 4

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ

И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Статья 10. Право граждан на безопасные условия проживания, труда и благоприятную окружающую среду

Граждане, проживающие и работающие в зонах защитных мероприятий, имеют право на безопасные условия проживания и труда, коллективную и индивидуальную защиту жизни и здоровья при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также на благоприятную окружающую среду.

Данное право обеспечивается путем проведения органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления и непосредственно персоналом объектов по хранению и (или) уничтожению химического оружия организационных, технических, социальных, экономических, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, экологических, природоохранных и других мероприятий, полностью исключающих или в максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области.

Граждане, постоянно проживающие в санитарно-защитных зонах объектов хранения и объектов уничтожения химического оружия, имеют право на отселение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Права граждан в области обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды от чрезвычайных ситуаций

Граждане имеют право:

а) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке или уничтожению химического оружия;

б) в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, предназначенное для защиты граждан от чрезвычайных ситуаций, связанных с проведением работ по хранению, перевозке или уничтожению химического оружия;

в) получать информацию о риске, которому они могут подвергнуться на территории области, находясь в зоне защитных мероприятий, и о мерах необходимой безопасности;

г) обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты граждан и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

д) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при проведении работ по хранению, перевозке или уничтожению химического оружия;

е) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Статья 12. Право граждан на получение социальных льгот и компенсаций

Граждане, постоянно проживающие (работающие) в зонах защитных мероприятий, имеют право на получение социальных льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области.

Граждане, постоянно проживающие (работающие) в муниципальных образованиях, которые попадают в зону защитных мероприятий, имеют право на приоритетное бюджетное обеспечение.

Статья 13. Право граждан на медицинское обслуживание

Граждане, постоянно проживающие (работающие) в зонах защитных мероприятий, имеют право на бесплатное поликлиническое консультативно-диагностическое обследование, под которым понимается консультирование и обследование граждан в диагностических центрах, специально созданных при территориальных лечебных учреждениях, с привлечением при необходимости специалистов профильных научно-исследовательских институтов, медицинских центров, лабораторий и специализированных лечебных учреждений в целях выявления заболеваний на ранних стадиях и проведения экспертизы для установления связи заболеваний с функционированием объектов по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

При выявлении заболевания и установлении связи заболевания с функционированием объектов по хранению и (или) уничтожению химического оружия гражданам, проживающим и работающим в зонах защитных мероприятий, гарантируются оказание бесплатной медицинской помощи и бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Право граждан и юридических лиц на возмещение вреда вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Граждане, постоянно проживающие (работающие) в зонах защитных мероприятий, имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

Возмещение вреда здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возмещение ущерба, причиненного объектам окружающей среды вследствие чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Право граждан и юридических лиц на получение информации

Граждане и юридические лица, в том числе общественные объединения, имеют право запрашива“ь в органах государственной власти области, органах местного самоуправления, у руководителей объектов по хранению и (или) уничтожению химического оружия информацию в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

Статья 16. Право доступа на объекты по хранению химического оружия и объекты по уничтожению химического оружия

Граждане, представители органов государственной власти области, органов местного самоуправления и общественных объединений имеют право на посещение в ознакомительных целях объектов по хранению и (или) уничтожению химического оружия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Обязанности граждан в области обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Граждане обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Кировской области в сфере обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

соблюдать меры безопасности в повседневной трудовой деятельности, требования экологической безопасности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты граждан и территорий при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Глава 5

ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН

И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ

ПО ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Статья 18. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия

Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

Правительство Кировской области вправе привлекать иные источники финансирования этих мероприятий, в том числе за счет областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти мероприятия на очередной финансовый год.

Статья 19. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются Правительством Кировской области, а также органами местного самоуправления.

Глава 6

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН И ЗАЩИТЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ХРАНЕНИЮ,

ПЕРЕВОЗКЕ И УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Статья 20. Ответственность за непринятие мер по локализации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и ликвидации их последствий

За непринятие мер по локализации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и ликвидации их последствий, в зависимости от масштаба чрезвычайных ситуаций и тяжести последствий, должностные лица органов государственной власти области, органов местного самоуправления и руководители объектов по хранению и (или) уничтожению химического оружия несут дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Ответственность за нарушение действующего законодательства

За нарушение федеральных законов, законов Кировской области, в том числе настоящего Закона, и иных нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке или уничтожению химического оружия, должностные лица органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Ответственность граждан

Граждане несут ответственность за:

умышленные действия с химическим оружием, которые могут повлечь или повлекли возникновение чрезвычайных ситуаций, или причинили вред здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, или нанесли ущерб окружающей среде;

организацию мероприятий, которые могут повлечь или повлекли угрозу безопасности граждан и (или) которые могут повлечь или повлекли нанесение ущерба окружающей среде при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а равно участие в них;

неисполнение нормативных правовых актов и предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции надзора и контроля, по обеспечению безопасности граждан и защите окружающей среды;

распространение заведомо ложных сведений.

Виды ответственности граждан и порядок их привлечения к ответственности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Глава 7

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Губернатор

Кировской области

В.Н.СЕРГЕЕНКОВ

г. Киров

3 апреля 2003 года

N 144-ЗО