Законы и постановления РФ

Постановление главы администрации Калининградской области от 24.12.1999 N 824 “Об утверждении региональной программы “Развитие земельной реформы в Калининградской области на 2000 - 2002 годы“

Снят с контроля в связи с выполнением (Постановление главы администрации области от 03.06.2003 N 112).

Вступил в силу с 24 декабря 1999 года (пункт 5 данного документа).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 1999 г. N 824

Об утверждении региональной программы

“Развитие земельной реформы в Калининградской

области на 2000 - 2002 годы“

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.99 N 694 “О федеральной целевой программе “Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 2000 - 2002 годы“, приказа Госкомзема России от 03.08.99 N 17 в целях повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов области, укрепления конституционных прав граждан на землю,
формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить региональную программу “Развитие земельной реформы в Калининградской области на 2000 - 2002 годы“ (далее именуется - Программа) согласно приложению.

2. Комитету по финансам и бюджету администрации области (Голубевой Л.Н.) при формировании проекта областного бюджета на 2000 год и последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечивать финансирование мероприятий Программы, предусмотренных за счет средств бюджетов муниципальных образований.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Главное контрольное управление администрации области (Белоброва А.В.).

5. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Глава администрации

(губернатор) области

Л. Горбенко

Приложение

к постановлению главы администрации

(губернатора) Калининградской области

от 24 декабря 1999 г. N 824

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

“Развитие земельной реформы в Калининградской

области на 2000 - 2002 годы“

г. Калининград, 1999 г.

ПАСПОРТ

региональной программы “Развитие земельной реформы

в Калининградской области на 2000-2002 годы“

Наименование программы - Региональная программа “Развитие

земельной реформы в Калининградской

области на 2000 - 2002 годы“

Дата принятия решения - постановление Правительства

о разработке Программы Российской Федерации

(наименование документа) от 26 июня 1999 г. N 694

Государственный

заказчик Программы - администрация Калининградской области

Основные разработчики - администрация Калининградской области

Программы -
комитет по земельным ресурсам и

землеустройству Калининградской области

- агропромышленный комитет администрации

области

- комитеты по земельным ресурсам и

землеустройству районов и городов

- администрации муниципальных образований

- учреждение юстиции по государственной

регистрации прав на недвижимое имущество

Цели и задачи - повышение эффективности использования

Программы земли, создание условий для увеличения

социального, инвестиционного,

производительного потенциала земли и

превращения ее в самостоятельный фактор

экономического роста

Сроки и этапы - 2000 - 2002 года:

реализации Программы I этап - 2000 год

II этап - 2001 - 2002 годы

Перечень основных - разработка и совершенствование на

мероприятий Программы региональном уровне правовой и

нормативной базы регулирования

земельных отношений;

разграничение земель, находящихся в

федеральной собственности, областной

собственности и муниципальной

собственности;

создание инфраструктуры рынка земли;

развитие механизма ипотечного

кредитования;

ведение государственного земельного

кадастра;

совершенствование системы земельных

платежей;

зонирование территорий;

проведение массовой оценки земель;

картографическое, геодезическое и

землеустроительное обеспечение земельной

реформы;

материально - техническое оснащение

службы государственного контроля за

использованием и охраной земель, создание

денежного фонда охраны земель;

проведение информационно -

разъяснительной работы среди населения;

создание специализированных

информационно - консультационных центров.

Объемы и источники (млн. рублей)

финансирования

2000 - 2002 годы 2000 год

Всего 63,55 23,72

в том числе:

федеральный бюджет 17,20 6,0

областной бюджет 12,75 4,52

местные бюджеты 33,60 13,20

Ожидаемые конечные - закрепление конституционных прав

результаты реализации граждан свободно распоряжаться участком

Программы земли и земельной долей под жестким

контролем государства;

разграничение земель, находящихся в

федеральной собственности, областной

собственности и муниципальной

собственности;

создание рынка земли и недвижимости как

единого имущественного комплекса;

развитие ипотеки земли и недвижимости как

единого имущественного комплекса;

развитие ипотеки земли и создание

благоприятных условий для инвестиций;

эффективное и рациональное использование

земельных ресурсов на всех уровнях

управления ими;

повышение поступлений от платежей за

землю в доходную часть бюджета.

Введение

Земельные ресурсы Калининградской области в силу своего географического положения при сравнительно небольшой территории в 15 тыс. кв. км имеют особое значение.

Так же, как и во всей России, земельная реформа в области не доведена до конца, не создана стройная система земельного законодательства. Не все земли переданы эффективным собственникам. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Отсутствует государственная система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интересов инвесторов к территории. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а доля их в бюджетах всех уровней мала. Десятки гектаров земли не используются, во многих случаях снижается плодородие почв. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы.

Выходом из такого сложного положения является разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Калининградской области.

Перед органами власти и управления Калининградской области стоит сложная задача по завершению реформирования земельных отношений и созданию региональной части российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

Региональная целевая программа “Развитие земельной реформы в Калининградской области на 2000 - 2002 годы“ (далее Программа) разработана в соответствии с федеральной целевой Программой “Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы“, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года N 694.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1.1. Основные итоги земельных преобразований в

Калининградской области в 1991 - 1998 годах

В Калининградской области, как и во всей России, завершен первый этап земельных преобразований. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Сельские и городские жители получили бесплатно в собственность сотни гектаров продуктивных земель.

В Калининградской области к январю 1999 года произошли существенные преобразования в области регулирования земельных отношений.

Проведена реорганизация 183 колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 516 тыс. га их земель. В итоге 65 тыс. работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформировано значительное количество крестьянских (фермерских) хозяйств - 5701 на площади около 100 тыс. гектаров. Создан фонд перераспределения земель на площади 76,4 тыс. га (из них 61,2 тыс. га - сельхозугодий). Площадь невостребованных земель сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения - 40 тыс. гектаров. Дополнительно еще сотни граждан могут организовать крестьянские хозяйства.

В Калининградской области 65 тыс. собственников земельных долей, ими передано в аренду с оформлением договоров 4600 земельных долей. Для расширения личного подсобного хозяйства выделено 878 земельных долей.

В уставной капитал сельскохозяйственных организаций передано 640 земельных долей, 52,2 тыс. собственников передали право пользования земельными долями сельхозорганизациям на площади 404,5 тыс. га.

Органам местного самоуправления передано в ведение 196 тыс. га (97,4 тыс. га земель сельских населенных пунктов с прилегающими территориями). В городах и поселках в собственность граждан и юридических лиц передано 7 процентов земли.

В Калининградской области практически решена проблема обеспечения граждан земельными участками.

Всего в области гражданам выделено 209,6 тыс. земельных участков общей площадь 135,1 тыс. га под крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, коллективное садоводство, индивидуальное жилищное строительство.

Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 175,3 тыс. граждан (с учетом земельных долей) и 2,7 тыс. юридических лиц.

Кроме того, с юридическими и физическими лицами заключено 20,1 тыс. договоров аренды земельных участков в основном в г.г. Калининграде и Черняховске.

Учитывая, что в 1998 году начался процесс реструктуризации сельскохозяйственных организаций, земельными комитетами, агропромышленным комитетом и сельскохозяйственными органами муниципальных образований на местах постоянно ведется разъяснительная работа о возможном использовании земельных долей и правах по их распоряжению. Распространена “Памятка владельца земельной доли“.

Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы за землю дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Во всех городах области проведены работы по экономическому зонированию территорий, утверждены ставки земельного налога и базовые ставки арендной платы за землю.

Объем платежей за земли Калининградской области в бюджеты всех уровней, начиная с 1992 года, неуклонно возрастает. За 1998 год - собрано платы за землю в консолидированный бюджет - 69,3 млн. рублей. На одного жителя Калининградской области приходится 70 рублей ежегодных платежей за землю.

Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. В области возрастает количество сделок с землей (в 1998 году - 2 тыс. сделок). Учитывая, что основной формой земельных отношений в городах области является аренда, заключено более 20 тыс. договоров аренды земельных участков.

В области создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и специального учета и регистрации объектов недвижимого имущества. Освоение современных методов сбора, обработки и хранения кадастровых данных осуществляется в основном в рамках международных проектов. (Соглашение с Национальной земельной службой Швеции, проекты Гермес и ЛАРИС).

Осуществляется государственный контроль за использованием и охраной земель. Ежегодно земинспекторами проводится более 2 тысяч проверок соблюдения земельного законодательства и использования земель на территории площадью более 200 тыс. гектаров.

В области регулирования земельных отношений по представлению комитета по земельным ресурсам и землеустройству области и комитетов на местах соответствующими органами власти области и органами местного самоуправления принимаются законодательные и нормативные акты.

Калининградской областной Думой в 1999 году принят Закон Калининградской области “О земле“. В предшествующие годы проделана большая работа по разработке областных законов и порядков по установлению и регистрации границ муниципальных, административно - территориальных образований Калининградской области. Калининградской областной Думой принят порядок выкупа земельных участков под приватизированными государственными (муниципальными) предприятиями, порядок выкупа земельных долей органами местного самоуправления и др.

Главой администрации (губернатором) области принято более 300 постановлений и распоряжений по вопросам предоставления (изъятия) земельных участков из земель федерального, областного и межрегионального значения, финансирования земельно - кадастровых работ.

Несмотря на положительные результаты ряда этапов проведения земельной реформы в Калининградской области, процессы реформирования нуждаются в совершенствовании.

Медленно осуществляется переход земель сельскохозяйственного назначения к эффективным собственникам, не все вновь созданные хозяйства увеличили продуктивность сельхозугодий, не работает система ипотечного кредитования.

Финансовое, организационное и материально - техническое обеспечение реформ осуществляется неудовлетворительно. Финансирование земельной реформы из областного бюджета в 1998 году составило 5% от бюджетных назначений. В итоге в 1998 году значительно сокращены объемы земельно - кадастровых работ. Неоднократное сокращение штатной численности сотрудников земельных служб, отсутствие надлежаще утвержденного положения о комитете по земельным ресурсам и землеустройству области, непроработанность земельного законодательства на федеральном уровне приводят к неустойчивому развитию процессов реформирования земельных отношений.

1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы

ее реализации

Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли в Калининградской области, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики области, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются:

вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в области регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;

перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим субъектам;

повышение плодородия почв и охрана земель;

приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;

разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности области и в муниципальной собственности;

создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на большей части территории области.

Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно - технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

Выделяются два этапа реализации Программы.

На I этапе (2000 год) в основном осуществляются меры правового, организационно - управленческого, информационно - просветительного и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения II этапа.

На II этапе (2001 - 2002 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.

2. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1. Стабилизация отношений собственности на землю

Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:

передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота);

установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения земель на земли федеральной собственности, областной собственности и муниципальной собственности;

дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях;

инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;

установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности;

определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

создание системы правового зонирования земель.

2.2. Укрепление гарантий конституционных прав

граждан на землю

Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:

обеспечение всем гражданам Калининградской области возможности получить земельный участок в собственность, владение, пользование;

обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области порядке законно используемую ими землю;

обеспечение всем гражданам Калининградской области - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области);

активизацию информационно - разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей.

2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости

Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости в области обеспечивается развитием инфраструктуры рынка земли и недвижимости, в том числе и его информационным обеспечением.

Вторым этапом региональной Программы предусматривается:

установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;

переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

создание механизма формирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также развития рынка землеустроительных услуг;

создание системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе кадастра недвижимости;

проведение рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения;

создание информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организация защиты баз данных.

2.4. Земельные преобразования в сельской местности

Государственное регулирование оборота земель

сельскохозяйственного назначения

В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она все больше вовлекается в гражданский оборот. При проведении земельной реформы недостаточно решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель. Ежегодная проводимая аттестация сельскохозяйственных предприятий показывает, что в тех хозяйствах, где земельные преобразования проводились на основе персонификации и предпринимательского подхода, наблюдается достижение высоких эффективных экономических показателей. К такой категории хозяйств относятся сельскохозяйственные предприятия 1 группы, большинство производственных кооперативов фермеров и крупные фермерские хозяйства. Такие хозяйства оказались готовы к созданию потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и обслуживанию. Эти хозяйства активно используют современные технологии, составной частью которых является систематическая работа над повышением плодородия почв.

Вместе с тем, значительная часть хозяйств, отнесенных к 3 и 4 группам, неэффективно использует землю.

С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо:

осуществить процесс договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей государственной регистрацией договоров;

уточнить число сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена;

уточнить списки сельскохозяйственных организаций, в отношении которых определены особые условия реорганизации;

сформировать повсеместно земельный фонд для расселения в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, семей бывших военнослужащих, лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, других категорий мигрирующих граждан, а также для предоставления земельных участков казачьим обществам;

содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективно хозяйствующих субъектов;

осуществить комплекс землеустроительных работ, который включает:

работы, связанные с установлением земель, относящихся к федеральной собственности, областной и муниципальной собственности;

составление землеустроительных проектов перераспределения земель, размещения крестьянских (фермерских) хозяйств, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц;

составление дежурных карт ограничений и обременений;

установление границ земельных участков в натуре;

уточнение и вынос в натуру черты городских и сельских поселений.

2.5. Развитие ипотечного кредитования

Развитие системы ипотечного кредитования затруднено по нескольким причинам. Экономическая ситуация не способствует заключению долгосрочных кредитных договоров, обязательства по которым, как правило, обеспечиваются залогом недвижимости, в том числе земли. Система подтверждения права на заложенное имущество посредством его государственной регистрации недостаточно развита и не может на данном этапе обеспечить должного уровня гарантий для залогодержателя (кредитора). Для большинства граждан ипотечный кредит недоступен в связи с большими процентами по кредиту, отсутствием дохода, позволяющего вернуть заложенную землю. Процедура обращения взыскания и реализации имущества занимает значительный период времени.

В целях использования потенциала земельной ипотеки настоящая Программа предусматривает разработку областных нормативных правовых актов в соответствии с федеральным законодательством.

2.6. Совершенствование системы земельных платежей

Действующая система земельных платежей в Калининградской области регулируется земельным и налоговым законодательствами, по которым формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Несмотря на то, что прогнозные поступления платежей за землю постоянно выполняются, резервы для роста поступления платежей имеются.

Завершение инвентаризации земель населенных пунктов, отлаживание системы учета налогоплательщиков и арендаторов позволит увеличить налогооблагаемую базу и как следствие этого рост платежей за землю на 30 - 40%.

Совершенствование платежей в рамках реализации Программы предполагает:

установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременений правами иных лиц;

расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель;

выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.

Наиболее полное использование налогового потенциала земли предполагает:

ускорение темпов инвентаризации земель (в первую очередь - земель городов и других поселений), проведение их оценки, учета и государственной регистрации.

С развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли.

2.7. Ведение государственного земельного кадастра

Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости.

На первом этапе реализации Программы намечено осуществить следующие мероприятия:

проведение оценки земель населенных пунктов для перехода на новую систему налогообложения;

разработка на областном уровне нормативных правовых актов, регулирующих ведение земельного кадастра;

проведение кадастрового зонирования территории области с целью присвоения земельным участкам и объектам недвижимости кадастровых номеров;

обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра на территории области;

создание информационной базы о земельных участках, относящихся к федеральной собственности, областной собственности и собственности муниципальных образований;

обеспечение граждан и юридических лиц кадастровой документацией по их запросам;

организация взаимодействия государственного земельного кадастра с градостроительным, лесным, водным и др. отраслевыми кадастрами;

обеспечение служб, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, программно - техническими комплексами;

внедрение и эксплуатация автоматизированной системы передачи кадастровых данных.

На втором этапе реализации Программы предусматриваются следующие мероприятия:

введение на территории области единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости;

завершение создания системы передачи кадастровых данных и обеспечение на этой основе периодического уточнения данных государственного земельного кадастра;

создание государственного кадастра недвижимости области путем интеграции государственного земельного кадастра и других баз данных о недвижимости;

создание информационной базы данных о федеральных, областных землях и землях муниципальных образований;

создание информационной системы технического учета сервитутов и других ограничений использования земель всех категорий.

2.8. Оценка земель

Необходимость изменения принципов налогообложения земель и развитие оборота земельных участков требуют создания современной системы оценки земель.

Основными мероприятиями для реализации этой задачи, предусмотренными Программой, являются:

разработка порядка проведения государственной кадастровой оценки земель на территории области;

проведение оценочного зонирования территории области для последующего определения нормативной стоимости земель;

выполнение работ по оценке земель всех категорий земель, в первую очередь - земель городов и поселков.

2.9. Земельные преобразования в городах

и других поселениях

Всего населенных пунктов на территории области по данным областного комитета государственной статистики насчитывается 1122, из них городов и поселков - 27, сельских населенных пунктов - 1095.

Площадь земель населенных пунктов составляет 97,4 тыс. га, из них в границах городов и поселков - 61,7 тыс. га, в границах сельских населенных пунктов - 35,7 тыс. га.

Земельная реформа в городах и других поселениях области в основном осуществлялась без учета социально - экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Существующая градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной мере экономическую ценность земли. Из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней практически приостановлены работы по инвентаризации городских и поселковых земель (на 01.01.99 г. проинвентаризировано всего 26% от общей площади); только по 13 городам разработаны и утверждены проекты городской черты, по сельским населенным пунктам таковые отсутствуют. Все это вместе взятое тормозит создание базы для ведения государственного земельного кадастра, без которого невозможно создать эффективную систему всех видов платежей за землю, налогообложения операций с землей, а также защиту прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.

В рамках Программы проводятся следующие мероприятия:

разработка и осуществление программ инвентаризации земель поселений;

разработка и утверждение проектов черты городов и других поселений;

разработка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель с выполнением работ по уточнению и вынесению на местность черты поселений;

внедрение классификатора публичных и частных обременений земельных участков (сервитутов);

разработка в увязке с градостроительной документацией правил землепользования в поселениях;

обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках.

2.10. Информационно - консультационное обеспечение

программы

Для реализации Программы в средствах массовой информации проводится систематическая работа по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы, федеральном и региональном законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю.

В этих целях организуется систематическая публикация в периодических изданиях (издаваемых Госкомземом) нормативных правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и стат“й по освещению опыта земельных преобразований в регионе, создание на радио и телевидении специальных передач.

Предусматривается создать в Калининградской области специализированные информационно - консультационные центры с частичным финансированием деятельности за счет средств областного бюджета. Задачей центров должно стать проведение консультаций и оказание практической организационной и правовой помощи гражданам в реализации их прав на земельные участки.

Значительный объем финансовых средств планируется выделить для подготовки квалифицированных специалистов в вузах России, в рамках реализации проекта Ларис и Соглашения с Национальной земельной службой Швеции. При комитете по земельным ресурсам и землеустройству области уже создан специализированный учебный класс, оснащенный современными программно - техническими средствами, в котором с 1999 года началось обучение сотрудников земельных комитетов.

2.11. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению

Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается:

составление землеустроительных проектов компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования, установления границ земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими, определение земельных участков для расширения личных подсобных хозяйств, организации крестьянских (фермерских) хозяйств;

установление территорий с природоохранным режимом (природно - заповедного, оздоровительного, историко - культурного назначения);

проведение землеустроительных мероприятий, направленных на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, а также невостребованных земельных долей и земельных долей, находящихся в общей собственности их членов и иных граждан, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;

установление границ земельных участков в натуре (вновь предоставляемых и перерегистрируемых);

обследование земель для последующей их оценки;

уточнение и вынос в натуру черты городских и сельских поселений;

инвентаризация земель.

Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ.

2.12. Мониторинг земель

Программа ведения мониторинга земель области была разработана комитетом по земельным ресурсам совместно с комитетом по экологии и природным ресурсам на 1993 - 1995 годы.

В программу включались работы по выявлению показателей отрицательного влияния на плодородие почв, изучение состояния береговых линий, обследование состояния польдерных земель и пойменных лугов и др.

В настоящую Программу мероприятия по ведению мониторинга не включены, за исключением затрат на составление ежегодного доклада о состоянии и использовании земельного фонда области.

2.13. Усиление контроля за использованием

и охраной земель

В ходе осуществления госземконтроля отмечены многочисленные факты нарушения земельного законодательства. По-прежнему сохраняется высокий уровень самовольного занятия, захламления, нерационального использования и неиспользования земель.

Получили распространение нарушения по уклонению от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения платежей за землю.

В целях усиления государственного контроля за использованием и охраной земель при реализации Программы предусматривается:

улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства, систематически информировать население о деятельности органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель;

улучшить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель с контролирующими и правоохранительными органами путем проведения совместных мероприятий по предотвращению, выявлению и устранению нарушений в сфере земельных отношений;

создать специальный денежный фонд охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материально - технического обеспечения и стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по контролю за использованием и охраной земель.

2.14. Совершенствование системы государственного

управления земельными ресурсами

Одним из наиболее важных условий осуществления региональных программных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления земельными ресурсами, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение земельной реформы.

Государственное управление земельными ресурсами в Калининградской области осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству Калининградской области - территориальный орган Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике.

В целях усиления государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы предусматривается осуществить следующие организационные меры.

Укрепить материально - техническую базу комитета по земельным ресурсам и землеустройству области и комитетов на местах, создав условия для применения современных автоматизированных методов сбора, обработки, учета, актуализации и хранения земельно - кадастровой информации.

В системе государственного управления земельными ресурсами большое значение придается вопросам государственной политики в области рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и воспроизводства плодородия почв. При этом будет повышена роль агропромышленного комитета администрации области в сфере осуществления государственной политики в области мелиорации земель, организации разработки, экспертизы и реализации федеральных и региональных программ проведения земельных преобразований в сельской местности, оказания помощи органам местного самоуправления в организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Финансирование вышеуказанных мероприятий и реализации программ производится из средств федерального и областного бюджетов, выделяемых агропромышленному комитету Калининградской области на эти цели.

3. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В рамках Программы предусматривается разработка проектов следующих нормативных правовых актов:

проект Закона Калининградской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Калининградской области “О земле“, в целях приведения его в соответствие с действующими федеральными нормативными законодательными актами;

проект постановления администрации Калининградской области “О корректировке нормативной цены земли на территории Калининградской области на 2000 год“;

проект постановления администрации Калининградской области “О порядке проведения государственной кадастровой оценки земель на территории области“, который обеспечит соответствие размеров нормативной цены рыночным ценам;

проект Закона Калининградской области “О ведении государственного земельного кадастра в Калининградской области“, который определит систему органов по ведению земельного кадастра, требования, предъявляемые к кадастровой документации, порядок и условия ее предоставления заинтересованным государственным органам, юридическим лицам и гражданам;

проект постановления областной Думы “О порядке предоставления (изъятия) земельных участков на территории Калининградской области“, который позволит более эффективно управлять земельными ресурсами области;

проект постановления администрации Калининградской области “О порядке проведения конкурсов и аукционов при предоставлении земельных участков, относящихся к областной собственности“, которое позволит получить наибольший экономический эффект от использования земельных ресурсов области.

4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ

ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Сотрудничество с Национальной земельной службой Швеции началось с 1995 года в Черняховском районе области в рамках трехстороннего международного соглашения.

Первый пилотный проект был успешно реализован и завершен в 1996 году. В результате работ по названному проекту специалистами комитета освоены современные технологии и методики сбора и учета кадастровой информации, комитет оснащен современным геодезическим оборудованием и программно - аппаратными средствами. Приняты необходимые нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования, согласования и передачи кадастровых данных. Продолжается создание кадастровых карт района. Оборудование, поставленное шведской стороной, активно используется в работе.

Учитывая успешную реализацию первого этапа внедрения автоматизированной земельно - информационной системы, в апреле 1996 года было подписано Соглашение между Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем), администрацией Калининградской области (Администрация) и зарубежным агентством Национальной земельной службы и Центрального управления данных недвижимостью Швеции (Swedesurvey АБ) по вопросам развития земельной кадастровой и земельной информационной системы в Калининградской области о продолжении работ в области - г. Калининграде, Гурьевском районе, Светловском городском округе и комитете по земельным ресурсам и землеустройству Калининградской области.

В соответствии с условиями соглашения шведской стороной в районы реализации проекта поставлено геодезическое оборудование и программно - аппаратные средства общей стоимостью около 180 тыс. долларов США, специалисты земельных комитетов прошли обучение в международном учебном центре в г. Новгороде и приступили к созданию баз земельно - кадастровых данных.

Сотрудничество с Национальной земельной службой Швеции будет продолжено в 2000 - 2001 году. Подписаны оформленные в соответствии с международными требованиями Соглашения и рабочие планы. Согласован объем помощи со шведской стороны в размере 6,5 млн. шведских крон на 1999 - 2001 годы на период реализации проекта и реализацию проекта в 1999 - 2000 годах в г. Советске, Неманском и Нестеровском районах области.

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Калининградской области также является участником проекта ГЕРМЕС по обеспечению программно - аппаратными средствами кадастровых бюро. В 1998 году в земельные комитеты г. Советска и Нестеровского района поставлено 2 комплекта программно - технических комплексов районного уровня по фазе “В“ проекта ГЕРМЕС.

Кроме того, в марте 1998 года подписан договор субзайма между Минземстроем, Минфином РФ, администрацией Калининградской области о реализации на территории области пилотного проекта ЛАРИС по поддержке осуществления земельной реформы. Реализация проекта ЛАРИС началась в 1999 году в 10 муниципальных образованиях области.

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение мероприятий Программы осуществляется заказчиком - координатором за счет различных источников финансирования.

Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной реформой, составляют 63,55 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета будет выделено 17,2 млн. руб., за счет средств областного бюджета - 12,75 млн. рублей и местных бюджетов 33,60 млн. рублей.

Предусмотрены средства на разработку проектов областных законодательных актов, разработку необходимых методических и других материалов, реализующих федеральные и областные законы.

На территории Калининградской области предполагается организовать учебно - консультационный пункт, оснастив его минимально необходимыми техническими средствами. Содержание таких пунктов будет осуществляться за счет средств областного бюджета.

Средства из федерального бюджета направляются на финансирование следующих мероприятий:

землеустроительные работы, картографо - геодезические работы и работы по оценке земель - 17,2 млн. рублей.

Средства областного и местных бюджетов в общей сумме 46,35 млн. рублей будут направлены на:

картографическое, градостроительное и землеустроительное обеспечение учета, оценки и использования земель Калининградской области;

мониторинг земель;

информационно - консультационную деятельность;

организацию управления и контроль за ходом реализации Программы.

На финансирование мероприятий Программы, выполняемых за счет средств федерального бюджета, на I этапе будет направлено 6,0 млн. рублей и на II этапе - 11,2 млн. рублей.

Финансирование за счет средств областного и местных бюджетов на первом этапе предусматривается - 17,72 млн. рублей, на втором этапе - 28,63 млн. рублей.

Затраты на реализацию мероприятий Программы приведены в таблице:

(млн. рублей)

----------------------T-----------T-----------------------------¬

¦ ¦ 2000-2002 ¦ В том числе ¦

¦ ¦ годы +-----------T-----------------+

¦ ¦ ¦ 2000 год ¦ 2001-2002 годы ¦

+---------------------+-----------+-----------+-----------------+

¦ Средств - всего ¦ 63,55 ¦ 23,72 ¦ 39,83 ¦

+---------------------+-----------+-----------+-----------------+

¦ Из них за счет ¦ ¦ ¦ ¦

¦ федерального бюджета¦ 17,20 ¦ 6,0 ¦ 11,20 ¦

+---------------------+-----------+-----------+-----------------+

¦ Из общего объема ¦ ¦ ¦ ¦

¦ средств: ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+-----------+-----------+-----------------+

¦ научно - ¦ ¦ ¦ ¦

¦ исследовательские и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ опытно - ¦ ¦ ¦ ¦

¦ конструкторские ¦ ¦ ¦ ¦

¦ работы ¦ - ¦ - ¦ - ¦

+---------------------+-----------+-----------+-----------------+

¦ капитальные вложения¦ - ¦ - ¦ - ¦

+---------------------+-----------+-----------+-----------------+

¦ прочие нужды ¦ 17,20 ¦ 6,0 ¦ 11,20 ¦

+---------------------+-----------+-----------+-----------------+

¦ областной бюджет ¦ 12,75 ¦ 4,52 ¦ 8,23 ¦

+---------------------+-----------+-----------+-----------------+

¦ местные бюджеты ¦ 33,60 ¦ 13,20 ¦ 20,40 ¦

L---------------------+-----------+-----------+------------------

Финансирование мероприятий, предусмотренных разделом 2.7 Программы, осуществляется в рамках федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра“, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 932, и в соответствии с Программой “Создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра в Калининградской области (1997 - 2000 гг.)“, утвержденной постановлением главы администрации области от 11.04.97 N 290.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ

РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Заказчиком Программы является администрация Калининградской области.

Для организации выполнения намеченных Программой мероприятий на основе действующего земельного законодательства разрабатываются и вводятся в действие нормативно - технические документы.

Мероприятия Программы реализуются:

заказчиком путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств федерального и областного бюджета и внебюджетных источников среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (государственных контрактов).

План основных мероприятий по реализации Программы, проводимых в 2000 - 2002 годах, прилагается.

Порядок размещения заказов, финансируемых из средств федерального и областного бюджетов, на закупку продукции для государственных нужд путем проведения торгов (конкурсов) определяет государственный заказчик. При этом он руководствуется Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305.

Реализация Программы осуществляется на основе договоров (государственных контрактов) между заказчиком и исполнителями мероприятий.

Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения открытых и закрытых торгов (конкурсов).

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с Законом Калининградской области от 1 июня 1998 года N 72 “Об областных государственных программах и заказах“.

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Калининградской области совместно с администрацией области либо по ее поручению участвует в экспертных проверках хода реализации Программы.

По результатам экспертных проверок подготавливаются для утверждения главе администрации области предложения по целесообразности продолжения работ и финансирования региональной Программы.

7. СОЦИАЛЬНАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации под жестким контролем государства.

Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит:

обеспечить целевое использование этих земель;

решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли - продажи земельных участков;

создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руки эффективных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально - технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства.

Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечивать в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и т.д.

Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях буде способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.

Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходной части бюджетов.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить экономический эффект в размере более 198,3 млн. рублей, в основном за счет дальнейшей приватизации земель, находящихся в пользовании государственных и муниципальных предприятий; развития ипотеки земельных участков, перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков; дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях; проведения массовой оценки земель и совершенствования системы платы за землю и сокращения льгот за пользование земельными участками в городских поселениях.

ПЛАН

основных мероприятий по реализации программы

“Развитие земельной реформы в Калининградской области

на 2000 - 2002 годы“

------------------------------------------------T-----------------------------------T--------------------¬

¦ ¦ ¦ Срок реализации ¦

¦ ¦ ¦ мероприятия или ¦

¦ ¦ ¦ представления ¦

¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦ документа в ¦

¦ ¦ ¦ областную Думу ¦

¦ ¦ ¦ или администрацию ¦

¦ ¦ ¦ области ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ I. Мероприятия по нормативному правовому обеспечению ¦

+-----------------------------------------------T-----------------------------------T--------------------+

¦ 1. Проект Закона Калининградской области ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ I кв. 2000 г. ¦

¦ “О внесении изменений и дополнений в Закон ¦ землеустройству Калининградской ¦ ¦

¦ Калининградской области “О земле“ ¦ области ¦ ¦

¦ ¦ Агропромышленный комитет ¦ ¦

¦ ¦ администрации области ¦ ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ 2. Проект постановления администрации ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ I кв. 2000 г. ¦

¦ Калининградской области “О корректировке ¦ землеустройству Калининградской ¦ ¦

¦ нормативной цены земли на территории ¦ области ¦ ¦

¦ Калининградской области на 2000 год“ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ 3. Проект Закона Калининградской области ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ После принятия ФЗ ¦

¦ “О ведении государственного земельного ¦ землеустройству Калининградской ¦ “О государственном ¦

¦ кадастра в Калининградской области“ ¦ области ¦ земельном кадастр哦

¦ ¦ Администрация области ¦ ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ 4. Проект постановления областной Думы ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ После введения в ¦

¦ “О порядке предоставления (изъятия) ¦ землеустройству Калининградской ¦ действие Закона ¦

¦ земельных участков на территории ¦ области ¦ “О государственных ¦

¦ Калининградской области“ ¦ Администрация области ¦ и муниципальных ¦

¦ ¦ Заинтересованные комитеты и ¦ землях“ ¦

¦ ¦ управления ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ 5. Проект постановления администрации ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ После согласования ¦

¦ Калининградской области “О порядке ¦ землеустройству Калининградской ¦ реестра областных ¦

¦ проведения конкурсов и аукционов при ¦ области ¦ земель в ¦

¦ предоставлении земельных участков, ¦ Администрация области ¦ установленном ¦

¦ относящихся к областной собственности“ ¦ ¦ порядке ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ 6. Проект постановления администрации ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ ¦

¦ Калининградской области “О порядке ¦ землеустройству Калининградской ¦ ¦

¦ проведения государственной кадастровой ¦ области ¦ ¦

¦ оценки земель на территории ¦ Администрация области ¦ III-IV кв. 2000 г. ¦

¦ Калининградской области“ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ II. Мероприятия по методическому обеспечению ¦

+-----------------------------------------------T-----------------------------------T--------------------+

¦ 1. Разработка соглашения об информационном ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ I кв. 2000 г. ¦

¦ обмене между комитетом по земельным ¦ землеустройству Калининградской ¦ ¦

¦ ресурсам и учреждением юстиции по ¦ области ¦ ¦

¦ государственной регистрации прав на ¦ Учреждение юстиции по ¦ ¦

¦ недвижимое имущество и сделок с ним ¦ государственной регистрации ¦ ¦

¦ ¦ прав на недвижимое имущество ¦ ¦

¦ ¦ и сделок с ним Калининградской ¦ ¦

¦ ¦ области ¦ ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ 2. Разработка методических и информационных ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ постоянно ¦

¦ писем по обеспечению государственной ¦ землеустройству Калининградской ¦ ¦

¦ регистрации прав на недвижимое имущество и ¦ области ¦ ¦

¦ сделок с ним ¦ Учреждение юстиции по ¦ ¦

¦ ¦ государственной регистрации ¦ ¦

¦ ¦ прав на недвижимое имущество ¦ ¦

¦ ¦ и сделок с ним Калининградской ¦ ¦

¦ ¦ области ¦ ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ 3. Разработка рекомендаций по установлению ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ II-III кв. 2000 г. ¦

¦ и регистрации публичных и частных ¦ землеустройству Калининградской ¦ ¦

¦ обременений и сервитутов ¦ области ¦ ¦

¦ ¦ Учреждение юстиции по ¦ ¦

¦ ¦ государственной регистрации ¦ ¦

¦ ¦ прав на недвижимое имущество ¦ ¦

¦ ¦ и сделок с ним Калининградской ¦ ¦

¦ ¦ области ¦ ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ III. Мероприятия по организационному обеспечению ¦

+-----------------------------------------------T-----------------------------------T--------------------+

¦ 1. Обеспечение развития информационно - ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ I-II кв. 2000 г. ¦

¦ консультативной работы среди граждан по ¦ землеустройству Калининградской ¦ ¦

¦ вопросам земельных отношений ¦ области ¦ ¦

¦ ¦ Администрация области ¦ ¦

¦ ¦ Муниципальные образования ¦ ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ 2. Создание информационно - консультационного ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ постоянно ¦

¦ центра по вопросам земельных отношений ¦ землеустройству Калининградской ¦ ¦

¦ ¦ области ¦ ¦

¦ ¦ Администрация области ¦ ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ 3. Подготовка положения и регистрационных ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ I кв. 2000 г. ¦

¦ документов учреждения по ведению ¦ землеустройству Калининградской ¦ ¦

¦ государственного земельного кадастра в ¦ области ¦ ¦

¦ Калининградской области ¦ ¦ ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ 4. Организация комплекса работ по ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ ежегодно ¦

¦ обеспечению ведения государственного ¦ землеустройству Калининградской ¦ ¦

¦ земельного кадастра ¦ области ¦ ¦

¦ ¦ Органы местного самоуправления ¦ ¦

+-----------------------------------------------+-----------------------------------+--------------------+

¦ 5. Организация комплекса работ по ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ ежегодно ¦

¦ землеустроительному обеспечению проведения ¦ землеустройству Калининградской ¦ ¦

¦ земельной реформы на территории области ¦ области ¦ ¦

¦ ¦ Органы местного самоуправления ¦ ¦

+-----------------------------------“-----------+-----------------------------------+--------------------+

¦ 6. Проведение инвентаризации и уточнение ¦ Комитет по земельным ресурсам и ¦ ежегодно ¦

¦ списков плательщиков земельного налога и ¦ землеустройств