Законы и постановления РФ

Решение Думы городского округа город Буй Костромской области от 30.10.2009 N 598 “О положении о порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Буй“

Вступает в силу со дня официального опубликования (пункт 2 данного документа).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД БУЙ

РЕШЕНИЕ

от 30 октября 2009 г. N 598

О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ

АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД БУЙ

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции“, Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов“, Законом Костромской области от 10 марта 2009 г. N 450-4-ЗКО “О противодействии коррупции в Костромской области“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195
“Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции“, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196 “Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции“, Уставом муниципального образования городской округ город Буй Костромской области Дума решила:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Буй

2. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.

Глава городского округа

город Буй

Костромской области

В.П.ВОРОНИН

Приложение

Утверждено

решением

Думы городского округа

город Буй

Костромской области

от 30 октября 2009 г. N 598

Положение

о порядке проведения антикоррупционной экспертизы

правовых актов и проектов правовых актов органов

местного самоуправления городского округа город Буй

1. Общие положения

1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции“, Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ “Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов“, Законом Костромской области от 10 марта 2009 г. N 450-4-ЗКО “О противодействии коррупции в Костромской области“, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195 “Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196 “Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих
созданию условий для проявления коррупции“.

2. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Буй и их проектов являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов;

2) оценка правового акта во взаимосвязи с другими правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов;

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов;

5) сотрудничество органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

3. Антикоррупционная экспертиза решений Думы городского округа город Буй, постановлений и распоряжений главы городского округа город Буй, постановлений и распоряжений администрации городского округа город Буй и иных муниципальных правовых актов (далее - правовые акты), а также их проектов проводится в целях выявления и устранения содержащихся в них коррупционных факторов и коррупциогенных норм.

4. Антикоррупционную экспертизу осуществляют юридические службы органов местного самоуправления городского округа город Буй.

2. Методика проведения антикоррупционной экспертизы

5. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат правовые акты, проекты правовых актов:

1) регулирующие общественные отношения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью;

2) в сфере муниципальной службы, статуса лиц, замещающих муниципальные должности;

3) в сфере бюджетного, налогового, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства и законодательства о недрах;

4) регулирующие контрольные, разрешительные, регистрационные полномочия органов местного самоуправления (муниципальных служащих) во взаимоотношениях с гражданами и негосударственными (немуниципальными) юридическими лицами,

5) утверждающие административные регламенты исполнения муниципальных функций и административные регламенты предоставления муниципальных услуг.

6. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов, подлежащих обязательной антикоррупционной экспертизе, осуществляется соответствующей юридической службой органа местного самоуправления городского округа город Буй на стадии согласования документов, одновременно с
проведением правовой экспертизы в установленные сроки.

7. Антикоррупционная экспертиза иных проектов правовых актов осуществляется на основании соответствующих поручений с указанием сроков ее проведения в зависимости от объема и сложности документов.

8. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы решений Думы городского округа город Буй, проектов решений Думы городского округа город Буй принимается главой городского округа город Буй или Думой городского округа город Буй.

Решение о проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов главы городского округа город Буй или их проектов принимается главой городского округа город Буй.

Решение о проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов администрации городского округа город Буй или их проектов принимается главой администрации городского округа город Буй.

9. При выявлении в рамках правовой экспертизы и правового мониторинга квалифицирующих признаков, относящихся к коррупционным факторам в действующих правовых актах, в том числе принятых до вступления в силу настоящего Положения, соответствующей юридической службой органа местного самоуправления городского округа город Буй проводится антикоррупционная экспертиза данного правового акта с последующим направлением экспертного заключения его разработчику.

10. Разработчик правового акта при получении экспертного заключения, в котором отражены сведения о наличии коррупционных факторов, в месячный срок разрабатывает соответствующие проекты о внесении изменений и дополнений либо признании утратившими силу действующих правовых актов.

11. В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы могут привлекаться разработчики правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.

3. Коррупционные факторы

12. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов.

13. Коррупционными факторами признаются положения документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут
стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

14. Коррупционными факторами являются:

1) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления;

2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

3) факторы системного характера.

15. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления, выражаются в:

1) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);

2) определении компетенции по формуле “вправе“ - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

4) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

5) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

6) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию правовых актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

7) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

8) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

9) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

16. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования
некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:

1) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

2) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

3) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

4) отсутствии запретов и ограничений для органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;

5) отсутствии мер ответственности органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности муниципальных служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

6) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц);

7) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

17. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления (их должностных лиц).

4. Экспертное заключение

18. По итогам проведения антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, которое направляется в орган (должностному лицу) местного
самоуправления городского округа город Буй, принявший (принявшему) решение о ее проведении или разработчику правового акта.

19. В экспертном заключении отражаются все выявленные положения правового акта, его проекта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.

В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.

20. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящим Положением к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.

21. Если по результатам антикоррупционной экспертизы в правовом акте были выявлены коррупционные факторы, разработчик этого правового акта обязан в течение одного месяца после получения им заключения о результатах антикоррупционной экспертизы принять меры по внесению изменений в правовой акт или его отмене.

22. При выявлении коррупционных факторов в проекте правового акта разработчик принимает меры к внесению в него изменений с целью недопущения издания правового акта, содержащего коррупционные факторы.

23. В случае несогласия с заключением экспертизы разработчик проекта правового акта готовит пояснительную записку с обоснованием и аргументацией своего несогласия (возражения).

24. При внесении проекта правового акта на рассмотрение Думы городского округа город Буй, главы городского округа город Буй, администрации городского округа город Буй к материалам проекта прилагаются экспертное заключение и возражения.

5. Независимая экспертиза на коррупциогенность

25. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится лицами, установленными действующим законодательством, в инициативном порядке за счет собственных средств (далее соответственно - независимая экспертиза на коррупциогенность, независимые эксперты).

26. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера,
независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится.

27. Независимыми экспертами не могут являться юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта правового акта, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении органа местного самоуправления городского округа город Буй - разработчика проекта документа.

28. Решение о проведении независимой экспертизы принимается в порядке, установленном в пункте 8 настоящего Положения.

29. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность разработчик размещает проекты правовых актов в сети Интернет на официальном сайте администрации городского округа город Буй в разделе “Независимая экспертиза“ в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование, а также указывает срок для проведения независимой экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами.

Срок проведения независимой экспертизы проектов правовых актов на коррупциогенность определяется органом (должностным лицом) местного самоуправления городского округа город Буй, принявшим решение о ее проведении, и не может быть меньше срока, установленного для их рассмотрения заинтересованными органами местного самоуправления городского округа город Буй и организациями.

29. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность проектов правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина или устанавливающих правовой статус организаций, разработчик указанных проектов правовых актов размещает их в сети Интернет на официальном сайте администрации городского округа город Буй в разделе “Независимая экспертиза“ в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в соответствующую юридическую службу органа местного самоуправления городского округа город Буй, а также указывает срок для проведения независимой экспертизы и направления соответствующих экспертных заключений независимыми экспертами.

Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, определяется органом (должностным лицом) местного самоуправления городского округа город Буй, принявшим решение о ее проведении,
и не может быть меньше срока их рассмотрения соответствующей юридической службой органа местного самоуправления городского округа город Буй.

30. По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской федерации от 5 марта 2009 года N 196 “Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции“.

31. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в правовом акте, его проекте коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

32. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом (должностным лицом) местного самоуправления городского округа город Буй, которому оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

33. Экспертное заключение направляется органу (должностному лицу) местного самоуправления городского округа город Буй по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.

34. К проекту правового акта прилагаются все поступившие в орган местного самоуправления городского округа город Буй экспертные заключения независимых экспертов. В случае если указанные заключения не поступили в установленные сроки, то данная информация указывается в пояснительной записке к проекту правового акта.-----------