Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Костромской области от 16.10.2008 по делу N А31-4072/2008-13 Заявление о признании незаконным постановления налогового органа о привлечении к ответственности за осуществление при продаже товара наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники удовлетворено правомерно, так как контрольная закупка, относящаяся к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностным лицом налогового органа, не наделенным правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 октября 2008 г. по делу N А31-4072/2008-13

Резолютивная часть объявлена 16 октября 2008 г.

Судья Арбитражного суда Костромской области Стрельникова О.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО “Форос“

к Инспекции ФНС России по г. Костроме

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 2358 от 25.09.2008 г.

протокол вел: секретарь судебного заседания Кривова Е.А.

при участии в заседании:

от заявителя: Сычев В.В., ан ОВД ЦО г. Костромы от 13.10.2008 г., директор, решение N 2 от 28.11.2000 г. приказ N 1 от 29.11.2008 г.

от ответчика: Зверев Д.В., специалист 1 разряда юридического отдела, доверенность N 51 от 21.11.2007
г.

установил:

ООО “Форос“, г. Кострома, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России по г. Костроме по делу об административном правонарушении N 2358 от 25.09.2008 г., которым оно привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за продажу товаров без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Налоговым органом 19.09.2008 года проведенной проверка соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в магазине, принадлежащем ООО “Форос“, расположенном по адресу: г. Кострома, ул. Самоковская, д. 3.

По результатам проверки установлено, что наличные денежные расчеты при продаже товаров осуществляются без применения контрольно-кассовой техники. В частности при продаже товара - одного стакана водки “Пшеничная“ стоимостью 25 рублей приняты денежные средства в сумме 30 рублей и выдана сдача в сумме 5 рублей. При этом продавцом Маковой И.Ю. контрольно-кассовая техника не применена, кассовый чек не пробит и покупателю на руки не выдан.

Факт правонарушения зафиксирован в акте проверки от 19.09.2008 N 000819, в акте проверочной закупки от 19.09.2008 г., в акте проверки наличных денежных средств кассы формы КМ-9 от 19.09.2008 г., протоколе об административном правонарушении от 25.09.2008 N 6402, подтверждается объяснениями продавца Макаровой И.Ю.

По итогам рассмотрения материалов проверки 25.09.2008 начальником налогового органа вынесено постановление N 2358 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с оспариваемым постановлением, ООО “Форос“
обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Факт осуществления наличных денежных расчетов обществом установлен в результате проверочной закупки.

Пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Из пунктов 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Права налоговых органов перечислены в ст. 31 Налогового кодекса РФ. Исходя из анализа вышеуказанного и иных положений Налогового кодекса РФ, регламентирующих права налоговых органов, а также законодательства об оперативно-розыскной деятельности, налоговые органы при проведении проверки соблюдения правил применения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением не наделены полномочиями проводить оперативно-розыскные мероприятия, к которым, в частности относится контрольная закупка.

В нарушение статьи 8 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности“ от 12.08.1995 N 144-ФЗ контрольная закупка, которая относится к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностным лицом налогового органа, не наделенного правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

При этом иными нормативно-правовыми актами, кроме Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ, не установлена процедура осуществления контроля в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники.

Согласно части 3 статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Заявитель считает, что поскольку проверка соблюдения ООО “Форос“ правил применения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением проводились с нарушением вышеуказанных требований Закона, то
и полученные по ее результатам доказательства допустимыми не являются.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что при проверочной закупке представитель УВД по Костромской области не присутствовал.

Административный орган представил отзыв на заявление, с требованием заявителя не согласен, считает оспариваемое постановление законными и обоснованным.

В соответствии со ст. 7 “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона, а также налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.

Положения названных норм не ограничивают право должностных лиц налогового органа приобретать товар (работы, услуги) в целях проведения проверки.

Произведенная покупка не является контрольной (проверочной) закупкой, предусмотренной Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ, а была осуществлена налоговым органом в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в соответствии с полномочиями налогового органа по контролю за выполнением требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных
правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Оценив представленные доказательства, исследовав материалы дела, оценив доводы заявителя и административного органа, суд признает заявленное требование подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Как следует из материалов дела, 19.09.2008 года налоговым органом была проведена проверка соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в магазине, принадлежащем ООО “Форос“. В рамках проверки налоговым органом применена проверочная закупка, что отражено в акте проверочной закупки от 19.09.2008 г. (в деле).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.

Названные нормы предоставляют налоговым
органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Из материалов дела следует, что сотрудниками налогового органа лично осуществлена проверочная закупка в магазине ООО “Форос“, что подтверждается актом проверочной закупки от 19.09.2008 г.

Как следует из п. 4 абз. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ проверочная закупка относится к оперативно розыскным мероприятиям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В соответствии с абз. 4 и 5 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

В статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ установлен исчерпывающий перечень органов, имеющих право осуществлять на территории Российской Федерации оперативно-розыскную
деятельность.

Среди перечисленных в данной статье органов отсутствуют налоговые органы.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что налоговым органом, представлено доказательство, подтверждающие событие административного правонарушения, полученное с нарушением закона.

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Иные доказательства, достоверно подтверждающие событие административного нарушения, налоговым органом не представлены.

Указанное нарушение носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 10 Постановления от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При указанных обстоятельствах
суд признает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

постановление Инспекции ФНС России по г. Костроме по делу об административном правонарушении N 2358 от 25.09.2008 г., которым ООО “Форос“, находящееся по адресу г. Кострома, ул. Молочная гора, 3, Рыбные ряды, корпус 1, пом. 344А, привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание виде штрафа в размере 30000 рублей признать незаконным и отменить.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья

О.А.СТРЕЛЬНИКОВА-----------