Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Костромской области от 29.04.2008 по делу N А31-2897/2007-21 В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления администрации муниципального образования в части предоставления на праве бессрочного (постоянного) пользования земельного участка отказано правомерно в связи с пропуском трехмесячного срока на подачу заявления, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2008 г. по делу N А31-2897/2007-21

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2008 г.

Арбитражный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Авдеевой Натальи Юрьевны,

лицо, ведущее протокол: судья,

рассмотрев материалы дела по иску Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, г. Кострома,

к Администрации Костромского муниципального района, г. Кострома,

ФГУП учебно-опытное хозяйство “Костромское“ Костромской государственной сельскохозяйственной академии, п. Коряково Костромского района Костромской области,

3-и лица: Администрация города Костромы, г. Кострома; Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы, г. Кострома; Территориальный отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Костромской области, г. Кострома; Управление Роснедвижимости по Костромской области, г.
Кострома; ФГОУ ВПО “Костромская государственная сельскохозяйственная академия“, п. Караваево Костромского района Костромской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области, г. Кострома

о признании ненормативного правового акта и свидетельства на право постоянного (бессрочного) пользования землей недействительными

при участии в заседании:

от заявителя: начальник отдела Шевченко О.А. по доверенности от 18.09.2007 N 44/дов

от ответчика: Администрация Костромского муниципального района - начальник управления Чиронова Ж.А. по доверенности от 20.03.2008 б/н, ФГУП учебно-опытное хозяйство “Костромское“ Костромской государственной сельскохозяйственной академии - адвокат Пашутин П.В. по доверенности от 23.05.2005 б/н

3-и лица:

1) Администрация города Костромы - зам. нач. отдела Воробьева Н.А. по доверенности от 27.12.2007 N 50-3886/07

2) Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы - начальник отдела Логутов А.В. по доверенности от 30.10.2007 N 45

3) Территориальный отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Костромской области - начальник Жаровский В.М., уд. N 06 выдано 30.03.2007

установил:

департамент имущественных отношений Костромской области (в настоящее время - Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области), г. Кострома, обратился в Арбитражный суд Костромской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области, г. Кострома, третьи лица: Администрация города Костромы, г. Кострома, Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы, г. Кострома, Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области, г. Кострома, Администрация Костромского муниципального района, г. Кострома, о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 804 га с кадастровым номером 44:27:000000:0037, мотивируя тем, что данное право зарегистрировано на основании постановления администрации Костромского района от 29 мая 1992 года N 107Г,
принятое с превышением полномочий в части предоставления земельных участков в черте города Костромы.

Впоследствии заявитель предмет требований уточнил, просил признать недействительным постановление администрации Костромского района от 29 мая 1992 года N 107Г в части предоставления Учхозу “Костромское“ на праве бессрочного (постоянного) пользования земельного участка площадью 803,89 га и свидетельство N 29 на право постоянного (бессрочного) пользования землей, выданное 17 июня 1992 года Учхозу “Костромское“ в части права на земельный участок общей площадью 803,89 га.

Судом к участию в деле в качестве надлежащих ответчиков привлечены Администрация Костромского муниципального района, г. Кострома, ФГУП учебно-опытное хозяйство “Костромское“ Костромской государственной сельскохозяйственной академии (далее - Учхоз “Костромское“), п. Коряково Костромского района Костромской области; Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области, г. Кострома, Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области, г. Кострома, исключены из числа ответчиков.

Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Территориальный отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Костромской области, Территориальное управление Роснедвижимости по Костромской области, ФГОУ ВПО “Костромская государственная сельскохозяйственная академия“, п. Караваево Костромского района Костромской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области, г. Кострома.

Требования заявителем мотивированы тем, что оспариваемое постановление принято с превышением полномочий в части предоставления земельных участков в черте города Костромы, поскольку земельный участок площадью 804 га, включенный в число предоставляемых земель, с 1957 года входил в черту города Костромы, вследствие чего находился в ведении городского Совета депутатов трудящихся, Администрация Костромского муниципального района данное обстоятельство признала, издав постановление от 16 марта 2006 года N 144, которым уменьшила площадь
земельного участка Учхоза “Костромское“, однако описание территориальных границ, позволяющих определить, какие земли исключены из предоставленных в 1992 году, в постановлении отсутствует; кроме этого, в свидетельство N 29 на право постоянного (бессрочного) пользования землей, выданное 17 июня 1992 года, изменения не внесены.

Ответчик Администрация Костромского муниципального района заявленные требования не признал, пояснив, что юридически земли в размере 804 га, землепользователем которых являлся Учхоз “Костромское“, переданы в состав земель города Костромы только 23 ноября 1998 года постановлением главы администрации Костромской области N 676, ранее эти земли учитывались в составе земель района, вместе с тем, в постановление администрации Костромского района от 29 мая 1992 года 107Г внесены изменения постановлением администрации Костромского района от 16 марта 2006 года N 144, размер земельного участка Учхоза “Костромское“ уменьшен на спорные 804 га; свидетельство N 29 на право постоянного (бессрочного) пользования землей является правоподтверждающим документом, законодательством на момент издания постановления от 16 марта 2006 года N 144 не был установлен порядок внесения в него изменений, не установлен такой порядок и в настоящее время, поэтому Администрацией Костромского муниципального района невнесением изменений в свидетельство не нарушены какие-либо требования закона; считает также, что заявителем пропущен срок для оспаривания постановления.

Ответчик Учхоз “Костромское“ заявленные требования также не признал, пояснив, что оспариваемое постановление не может быть расценено как первичное предоставление земельного участка, что следует как из текста самого постановления, так и из документов о передаче земельного участка при преобразовании племсовхоза “Костромской“ в учебно-опытное хозяйство “Костромское“ Костромского сельхозинститута в 1986 году; в условиях правовой неопределенности, вызванной спором о территориальных границах муниципальных образований, его права как
землепользователя не могут быть нарушены; заявил о пропуске заявителем срока для обращения в суд о признании постановления недействительным.

3-и лица Администрация города Костромы и Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы находят заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку фактически спорные земли входили в черту города с 1957 года и на момент издания постановления N 107Г учитывались в составе земель города Костромы.

3-е лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области заявление считает необоснованным, указав, что спорный земельный участок в силу закона является собственностью Российской Федерации, использовался и используется ФГУП Учхоз “Костромское“.

Представитель 3-го лица Территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Костромской области в судебном заседании пояснил, что граница города Костромы утверждена постановлением главы администрации Костромской области от 23 ноября 1998 года N 676, ранее указанной даты граница города Костромы не утверждалась; земли в размере 804 га, землепользователем которых являлся Учхоз “Костромское“, учитывались как администрацией города, так и администрацией района, использование земель подтверждалось ежегодно представляемыми экспликациями.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит установленными следующие обстоятельства.

10 сентября 1956 года институтом “Гипрокоммунстрой“ был разработан план установления в натуре границ г. Костромы, по которому часть земель, занимаемых по состоянию на 29 мая 1992 года Учхозом “Костромское“, вошла в черту города Костромы.

Приказом Госагропрома СССР от 18 апреля 1986 года N 175 племсовхоз “Костромской“ преобразован в учебно-опытное хозяйство “Костромское“ Костромского сельскохозяйственного института.

На основании данного приказа по акту, утвержденному 20 июня 1986 года, произведена передача племсовхоза “Костромской“ Костромского района в состав Костромского сельскохозяйственного института в качестве Учхоза “Костромское“
с имуществом, в том числе землями в количестве 11563 га.

Согласно земельному отчету по состоянию на 1 ноября 1991 года, в частности, раздела “Сведения о землях запредельного пользования“, Учхозом “Костромское“ использовалось на территории г. Костромы 984 га, в том числе 715 га сельхозугодий.

Постановлением администрации Костромского района от 29 мая 1992 года N 107Г “О перерегистрации прав на пользование землей и выдаче госактов“ предписано Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам выдать временные свидетельства, удостоверяющие право пользования землей, землепользователям, в том числе Учхозу “Костромское“ - на 9156 га.

17 июня 1992 года Учхозу “Костромское“, д. Коряково Бакшеевского с/с выдано свидетельство N 29 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 9156 га, в том числе сельхозугодий - 8183 га.

Постановлением Костромской областной Думы от 31 октября 1996 года N 381 утверждены изменения административно-территориальной границы г. Костромы по состоянию на 15 октября 1996 года с приложением проекта городской черты и баланса земель в проектной городской черте.

Постановлением главы администрации Костромской области от 23 ноября 1998 года N 676 утверждена граница города Костромы, согласно приложению N 1 к указанному постановлению ряд земельных участков переданы в черту г. Костромы, в том числе земельный участок площадью 804 га, землепользователем которого являлся Учхоз “Костромское“.

Начальником Департамента имущественных отношений Костромской области на основании Государственного контракта от 28 октября 2003 года N 11 утверждено в 2003 году техническое задание на выполнение работ по корректировке плана границ земель ФГУП учебно-опытное хозяйство “Костромское“ Костромской ГСХА с учетом произошедших изменений с 1992 года, заказчиком работы по которому является Департамент имущественных отношений Костромской области.

Постановлением администрации Костромского района
от 16 марта 2006 года N 144 внесены изменения в постановление администрации Костромского района от 29 мая 1992 года 107Г “О перерегистрации прав на пользование землей и выдаче госактов“ в части размера земельного участка, на который надлежит выдать документы, удостоверяющие право бессрочного пользования землей: размер земельного участка Учхоза “Костромское“ уменьшен до 8123 га.

Суд находит требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом, обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

Оспариваемое заявителем свидетельство N 29 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выданное 17 июня 1992 года
Учхозу “Костромское“, является правоудостоверяющим документом и выдано в соответствии с требованиями пунктов 1-3 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Роскомземом 20.05.1992.

Основанием для его выдачи послужило постановление исполнительного органа местного самоуправления, согласно которому Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам предложено произвести перерегистрацию земельных участков с выдачей свидетельств землепользователям на право пользования.

Таким образом, оспариваемое свидетельство удостоверяет право постоянного (бессрочного) пользования Учхоза “Костромское“ земельным участком и не затрагивает содержание самого правоотношения, касающегося предоставления земельного участка, поэтому не может нарушать права и законные интересы Департамента имущественных отношений Костромской области.

Довод заявителя о том, что в указанное свидетельство не внесены изменения после уменьшения размера предоставленного участка, не имеет юридического значения, поскольку правоудостоверяющий документ не может быть оспорен отдельно от удостоверяемого им права, само же право постоянного (бессрочного) пользования Учхоза “Костромское“ земельным участком площадью 803,89 га заявителем не оспаривается, оспаривание постановления администрации Костромского района от 29 мая 1992 года 107Г “О перерегистрации прав на пользование землей и выдаче госактов“ по мотиву отсутствия полномочий на его издание не является оспариванием права землепользователя.

Таким образом, требования в части признания недействительным свидетельства N 29 на право постоянного (бессрочного) пользования землей, выданного 17 июня 1992 года Учхозу “Костромское“ в части права на земельный участок общей площадью 803,89 га удовлетворению не подлежат.

Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области вопреки требованиям статей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации не представил доказательств нарушения обжалуемым постановлением его гражданских прав.

Земельный участок площадью 804 га, землепользователем которого являлся Учхоз “Костромское“, передан в черту г. Костромы постановлением главы администрации Костромской области от 23
ноября 1998 года N 676. Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области не представлено нормативного документа, которым бы прекращалось право распоряжаться указанными землями ранее издания указанного постановления. Таким образом, до 23 ноября 1998 года граница города Костромы не была официально определена.

Довод Учхоз “Костромское“ о том, что он являлся землепользователем земли в черте города Костромы до 1992 года, нашел подтверждение в материалах дела, из которых следует, что по состоянию на 1 ноября 1991 года Учхозом “Костромское“ использовалось на территории г. Костромы 984 га, в том числе 715 га сельхозугодий.

В условиях возникшей правовой неопределенности, вызванной отсутствием надлежаще утвержденного документа о территориальных границах города Костромы, права частных лиц не должны нарушаться, а потому отсутствуют основания для удовлетворения требования о признании недействительным постановления администрации Костромского района от 29 мая 1992 года 107Г “О перерегистрации прав на пользование землей и выдаче госактов“ по мотиву отсутствия полномочий на его издание с учетом фактического использования земли, право на которое не оспаривается.

Кроме того, с заявлением о признании оспариваемого постановления недействительным заявитель обратился лишь 11 июля 2007 года без указания причин пропуска трехмесячного срока.

Вместе с тем, из пояснительной записки землеустроительного дела по корректировке плана границ земель ФГУП учебно-опытное хозяйство “Костромское“ Костромской ГСХА, на выполнение которого Департаментом имущественных отношений Костромской области в 2003 году утверждено техническое задание, усматривается, что на момент утверждения технического задания заявитель обладал сведениями как о выдаче Учхозу “Костромское“ на основании оспариваемого постановления свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования землей, так и о том, что часть предоставленных Учхозу “Костромское“ земель в размере 743,2 га входит в городскую
черту. Данное землеустроительное дело сдано заказчику работы Департаменту имущественных отношений Костромской области в 2004 году.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявитель мог реализовать право на защиту своих прав и законных интересов в срок, установленный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако указанный срок им пропущен, пропуск этого срока служит достаточным аргументом для отказа в удовлетворении заявления.

Таким образом, требования в части признания недействительным постановления администрации Костромского района от 29 мая 1992 года N 107Г в части предоставления Учхозу “Костромское“ на праве бессрочного (постоянного) пользования земельного участка площадью 803,89 га так же удовлетворению не подлежат.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 167-169, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области, г. Кострома, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения, в кассационном порядке - в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалоб через Арбитражный суд Костромской области.

Судья

Н.Ю.АВДЕЕВА-----------