Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Костромской области от 25.09.2007 по делу N А31-1026/2007-17 Требование о признании права федеральной собственности удовлетворено правомерно, так как с момента своего создания спорный имущественный комплекс является государственной собственностью, в силу действующего законодательства отнесенной к федеральной собственности как имущество племенного совхоза.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 сентября 2007 г. по делу N А31-1026/2007-17

Резолютивная часть объявлена 18 сентября 2007 г.

Судья Арбитражного суда Костромской области Разгуляева Галина Михайловна

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Российской Федерация в лице ТУ Росимущества по Костромской области, г. Кострома

к Администрации Костромского района, г. Кострома;

МУП ЖКХ Костромского района, п. Никольское Костромской район Костромской области

Третье лицо: ОАО “Племенной завод “Чернопенский“, п. Сухоногово, Костромской район Костромской области;

Департамент имущественных отношений Костромской области, г. Кострома

о признании права собственности Российской Федерации на объект - комплекс зданий санатория-профилактория “Березка“ и истребования имущества из чужого незаконного владения

при участии:

от истца: Виноградов Д.Ю. - и.о. нач-ка
отдела, доверенность N 19Д от 29.01.07 г.

от ответчика: Администрация Костромского района: Чиронова Ж.А. - зав. юр. отделом, доверенность N 34 от 27.06.2007 г.; Смирнова Е.Н. - гл. спец-т, ю/к, доверенность б/н от 10.01.2007 г.

МУП ЖКХ: Смирнова Е.Н. - представитель, доверенность N 482 от 30.08.2007.

от третьих лиц: Белинская Т.П. - ю/к, доверенность б/н от 01.03.2006 г.

ДИО: Литовская Н.В. - гл. специалист, доверенность N 29/дов от 21.08.2006 г.

установил:

Российская Федерация в лице Территориального управления Росимущества по Костромской области, г. Кострома обратилась в арбитражный суд с иском к Администрации Костромского района, г. Кострома и МУП ЖКХ Костромского района, пос. Никольское Костромского района Костромской области о признании права собственности Российской Федерации на объект - комплекс зданий санатория-профилактория “Березка“ и истребовании имущества из чужого незаконного владения.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ истец уточнил требования и просит признать право собственности Российской Федерации на следующее имущество:

- Нежилое здание спального корпуса, лит. А, общей площадью 1052 кв. м;

- Нежилое здание лечебно-административного корпуса, лит. Б, Б1, б, б1 общей площадью 2706,2 кв. м;

- Нежилое здание столовой, лит. В, В1, В2 общей площадью 373,7 кв. м;

- Инженерные сети (чугунные) к старому корпусу;

- Блок доочистки сточных вод (территория пионерлагеря “Электроник“);

- Подъездные пути, протяженностью 0,7 км;

- Одноэтажное здание бани;

- Инженерные сети к новому зданию;

- Деревянный жилой дом на территории профилактория, общей площадью 101,2 кв. м,

расположенные по адресу: Костромская область, Костромской район, п. Сухоногово и входящие в состав комплекса зданий санатория-профилактория “Березка“ и истребовать их из чужого незаконного владения у МУП ЖКХ Костромского района.

По мнению истца, Администрация Костромского района неправомерно распоряжается имущественным комплексом
санатория-профилактория “Березка“, который статус объекта федеральной собственности не утратил, поскольку Российская Федерация своих прав на имущественный комплекс не передавала.

Ответчики иск не признают, считают, что имущество отнесено к муниципальной собственности согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 как объект здравоохранения.

Ответчики ссылаются на то, что имущество включено в реестр муниципальной собственности, в реестре федеральной собственности спорные объекты отсутствуют.

Кроме того, ответчики заявили о пропуске срока исковой давности.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования на предмет спора, привлечены Департамент имущественных отношений Костромской области и ОАО “Племенной завод “Чернопенский“.

Департамент имущественных отношений Костромской области считает требования истца обоснованными, поскольку имущество в муниципальную собственность не передавалось.

ОАО “Племенной завод “Чернопенский“ притязаний на объекты не имеет.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил:

Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта от 29.12.1993 г. в эксплуатацию принят законченный строительством лечебно-административный корпус (1-я очередь) профилактория “Березка“, расположенного в п. Сухоногово Костромского района, строительно-монтажные работы осуществлены в сроки с 01.01.1992 г. по 31.12.1993 г., строительство осуществлялось хозспособом, отделочные работы, вентиляция, энергоснабжение выполнены подрядными организациями, заказчиком работ по проектированию, реконструкции и строительству профилактория является племсовхоз “Чернопенский“.

Совхоз “Чернопенский“ создан в соответствии с приказом по Костромскому областному управлению производства и заготовок сельхозпродуктов от 10 февраля 1964 г. N 32, зарегистрирован постановлением Администрации Костромского района Костромской области от 17 февраля 1993 г. N 316 как государственное предприятие племсовхоз “Чернопенский“, переименовано Приказами: Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 04 марта 1994 г. N 43 - в племенной завод “Чернопенский“ по разведению крупного рогатого скота
костромской породы, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 03 декабря 1997 г. N 448 - в федеральное государственное унитарное предприятие племенной завод “Чернопенский“, которое зарегистрировано постановлением главы самоуправления Костромского района Костромской области от 27 января 1998 г. N 13-7 как федеральное государственное унитарное предприятие “Племенной завод “Чернопенский“ (пункт 1.1 Устава ФГУП “Племзавод “Чернопенский“). Распоряжением Территориального управления по Костромской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 31.08.2005 г. N 675 ФГУП “Племзавод “Чернопенский“ приватизировано, в результате приватизации создано ОАО “Племенной завод “Чернопенский“.

Приказом Управления здравоохранения Администрации Костромской области от 31.08.1993 г. N 230 “Об организации отделения N 3 Костромского областного кардиологического диспансера“ принято решение о принятии предложения администрации племсовхоза “Чернопенский“ о передаче в аренду здания со всеми инженерными сооружениями санатория-профилактория “Березка“ пос. Сухоногово Костромского района Костромскому областному кардиологическому диспансеру для организации в нем отделения N 3 на условиях двухстороннего договора сроком на 25 лет.

На основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Костромской области от 18.01.1996 г. N 12 директору племсовхоза “Чернопенский“ надлежало осуществить передачу комплекса зданий профилактория “Березка“ с инженерными сетями на баланс муниципального предприятия ЖКХ Костромского района, МП ЖКХ Костромского района принять на баланс с сохранением направлений использования комплекса зданий профилактория “Березка“. Кроме того, вышеназванное распоряжение предусматривало заключение Кардиологическим диспансером и МП ЖКХ Костромского района договора сроком не менее 25 лет с сохранением условий и обязательств, предусмотренных договором, заключенным между Племсовхозом “Чернопенский“ и Кардиологическим диспансером в 1993 г.

По акту приема-передачи от 18.01.1996 г. на основании распоряжения N 12 от 18.01.1996 г. совхоз “Чернопенский“ передал МП ЖКХ Костромского района
основные средства: новое здание, инженерные сети (чугунные), блок доочистки сточных вод, здание санатория-профилактория - старое, подъездные пути, здание бани, инженерные сети, жилой дом на территории.

Из выписок из реестра муниципального имущества Костромского муниципального района следует, что вышепоименованные спорные объекты включены в реестр муниципального имущества Костромского муниципального района.

Указанный в перечне передаваемого по акту приема-передачи объект, поименованный как “новое здание“ согласно техническому паспорту имеет наименование “нежилое здание лечебно-административного корпуса литеры Б, Б1, б, б1“, объект, поименованный как здание санатория-профилактория (старое здание) согласно техническому паспорту имеет наименование “нежилое здание спального корпуса литер А“, кроме того, в состав комплекса входит объект, поименованный в техническом паспорте как “нежилое здание столовой литеры В, В1, В2“, который, по сообщению истца, включен в перечне в состав одного из зданий.

Согласно справке МУП ЖКХ администрации Костромского района жилой дом, расположенный на территории санатория-профилактория “Березка“ находится на балансе предприятия, по данному адресу зарегистрированных лиц не имеется, дом находится в состоянии, непригодном для проживания людей.

Ссылаясь на отсутствие оснований отнесения спорных объектов к объектам муниципальной собственности, истец просит признать право собственности Российской Федерации на следующее имущество:

- Нежилое здание спального корпуса, лит. А, общей площадью 1052 кв. м;

- Нежилое здание лечебно-административного корпуса, лит. Б, Б1, б, б1 общей площадью 2706,2 кв. м;

- Нежилое здание столовой, лит. В, В1, В2 общей площадью 373,7 кв. м;

- Инженерные сети (чугунные) к старому корпусу;

- Блок доочистки сточных вод (территория пионерлагеря “Электроник“);

- Подъездные пути, протяженностью 0,7 км;

- Одноэтажное здание бани;

- Инженерные сети к новому зданию;

- Деревянный жилой дом на территории профилактория, общей площадью 101,2 кв. м,

расположенные по адресу: Костромская область,
Костромской район, п. Сухоногово и входящие в состав комплекса зданий санатория-профилактория “Березка“ и истребовать их из чужого незаконного владения у МУП ЖКХ Костромского района.

Суд считает требования истца в части признания права собственности Российской Федерации на комплекс зданий санатория-профилактория “Березка“ обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу ст. 209 ГК РФ.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Спорные объекты были созданы как объекты государственного предприятия федеральной собственности.

Собственник объектов - Российская Федерация в лице органа, наделенного полномочиями по управлению федеральной собственностью, - Комитета по управлению государственным имуществом администрации Костромской области распорядился объектами федеральной собственности, передав их на баланс МП ЖКХ Костромского района, определив целью использования объектов размещение отделения Костромского областного кардиодиспансера.

В собственность Костромского района Российская Федерация объекты не передавала.

Таким образом, основания возникновения права муниципальной собственности отсутствуют.

Довод ответчиков о том, что объекты относятся к муниципальной собственности на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ суд считает несостоятельным.

Согласно приложению 1 к вышеназванному Постановлению к
объектам, относящимся к исключительно федеральной собственности отнесены государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

Таким образом, имущество Племзавода “Чернопенский“ являлось федеральной собственностью.

Кроме того, как следует из акта государственной приемочной комиссии от 29.12.1993 г. лечебно-административный корпус профилактория “Березка“, поименованный в акте приемки-передачи как новое здание, был построен после принятия Постановления N 3020-1.

Следовательно, данный корпус не мог являться объектом здравоохранения, относящегося к муниципальной собственности исходя из норм приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1, поскольку приложение N 3 относит к объектам муниципальной собственности объекты здравоохранения, находившиеся на момент издания данного приложения в ведении органов государственной власти и управления республик в составе РСФСР, краев, областей.

Другие доказательства, подтверждающие наличие на балансе совхоза “Чернопенский“ на момент издания Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 объектов здравоохранения не представлены.

При данных обстоятельствах основания отнесения имущественного комплекса санатория-профилактория “Березка“ к объектам муниципальной собственности отсутствуют.

Таким образом, имущественный комплекс санатория-профилактория “Березка“ с момента создания является федеральной собственностью, передача имущественного комплекса на баланс муниципального предприятия не повлекла прекращение права собственности Российской Федерации, правовые основания для включения спорного имущества в реестр муниципальной собственности отсутствовали.

Учитывая изложенное, требования истца в части признания права собственности на имущественный комплекс санатория-профилактория “Березка“ являются обоснованными.

Исковые требования в части истребования из чужого незаконного владения у муниципального предприятия ЖКХ Костромского района комплекса зданий санатория-профилактория “Березка“ не подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного
владения.

В настоящем случае имущество передано на баланс муниципального предприятия ЖКХ Костромского района на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом администрации Костромской области, на момент издания распоряжения Комитет являлся органом исполнительной власти Костромской области, наделенным полномочиями территориального органа Министерства имущественных отношений Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом на основании Постановления Правительства РФ от 10.02.1994 г. N 96 “О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности“

МУП ЖКХ Костромского района не совершало неправомерных действий при приобретении имущества, приняло имущество на баланс на основании распоряжении органа, уполномоченного распоряжаться объектами федеральной собственности.

При данных обстоятельствах основания для удовлетворения иска в части истребования имущества из чужого незаконного владения отсутствуют.

Довод ответчика о пропуске срока исковой давности для признания права собственности Российской Федерации на имущественный комплекс суд считает несостоятельным, поскольку Российская Федерация не утратила прав собственника на имущество, кроме того, в соответствии со статьей 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права.

Требование о возврате имущества, переданного на баланс МП ЖКХ Костромского района, по иным установленным законом основаниям, не является предметом данного судебного разбирательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 167, 169, 110 АПК РФ, суд

решил:

1. Признать право собственности Российской Федерации на имущественный комплекс санатория-профилактория “Березка“, включающий:

- Нежилое здание спального корпуса, лит. А, общей площадью 1052 кв. м;

- Нежилое здание лечебно-административного корпуса, лит. Б, Б1, б, б1 общей площадью 2706,2 кв. м;

- Нежилое здание столовой, лит. В, В1, В2 общей площадью 373,7 кв. м;

- Инженерные сети (чугунные) к старому корпусу;

- Блок
доочистки сточных вод (территория пионерлагеря “Электроник“);

- Подъездные пути, протяженностью 0,7 км;

- Одноэтажное здание бани;

- Инженерные сети к новому зданию;

- Деревянный жилой дом на территории профилактория, общей площадью 101,2 кв. м,

расположенные в п. Сухоногово Костромской области Костромского района.

В остальной части иска отказать.

2. Взыскать с Администрации Костромского района, г. Кострома в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.

3. Исполнительный лист выдать по вступлении решения в законную силу.

4. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья

Г.М.РАЗГУЛЯЕВА-----------