Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Костромской области от 05.03.2007 по делу N А31-3655/2006-8 в соответствии с Постановлением Высшего Арбитражного суда от 22.06.2006 N 23 обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета возлагается на Российскую Федерацию.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 марта 2007 г. по делу N А31-3655/2006-8

Судья арбитражного суда Костромской области Козлов Сергей Венедиктович, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Муниципального унитарного предприятия Чухломского района “Чухломаавтотранс“ (г. Чухлома) Костромской области к Костромской области в лице департамента финансов Костромской области; Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 91 850 руб. 30 коп.,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие Чухломского района Костромской области “Чухломаавтотранс“ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Департаменту социальной защиты населения администрации Костромской области о взыскании задолженности в сумме 91 850 рублей 30 копеек по льготным перевозкам пассажиров
категории “Ветеран“ на внутриобластных, междугородних, межрайонных автобусных маршрутах за период октябрь-декабрь 2004 года.

Определением суда от 07.08.2006 по ходатайству истца суд произвел замену ответчика на департамент финансов Костромской области, департамент социальной защиты населения Костромской области привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением суда от 20.10.2006 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Костромская область и Российская Федерация.

Окончательно уточнив требования, истец просит взыскать сумму убытков в размере 91 850 рублей 30 копеек за счет казны Российской Федерации, указав, что Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ передача необходимых финансовых средств бюджету Костромской области в форме субвенций на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ не предусмотрена.

Ответчик иск не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель департамента финансов Костромской области в ходе судебного разбирательства пояснил, что истец обоснованно определил ответчика.

Представитель департамента социальной защиты населения поддержал доводы, изложенные письменно.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, суд установил следующие фактические обстоятельства:

05.01.2004 МУП “Чухломаавтотранс“ и департамент социальной защиты населения администрации Костромской области заключили договор N 24, в соответствии с которым МУП осуществляло в 2004 году льготные перевозки пассажиров категории “Ветеран“ на внутриобластных, междугородных, межрайонных автобусных маршрутах, включенных в областной заказ, в соответствии со статьями 15, 16 (пункт 1), 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 Федерального закона “О ветеранах“ и постановлением губернатора Костромской области от 10.03.2004 N 137.

Пунктом 1.2 названного договора представлено, что департамент социальной защиты населения администрации Костромской области компенсирует МУП “Чухломаавтотранс“ недополученные доходы от предоставления в 2004 году
льгот данным категориям граждан путем перечисления денежных средств на расчетный счет МУП “Чухломаавтотранс“ в пределах выделенных средств, предусмотренных Законом Костромской области “Об областном бюджете на 2004 год“ (л.д. 16-17).

В отзыве на иск департамент социальной защиты населения сообщил, что в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ по льготному проезду на 2004 год было утверждено ассигнований 14 117 тыс. руб., израсходовано 14 056,9 тыс. руб., недофинансировано 60,1 тыс. руб. (л.д. 27).

Письмом от 10.06.2005 N 1552-14-03 департамент социальной защиты населения администрации Костромской области подтвердил выполненный, но не оплаченный объем работ по ФЗ “О ветеранах“ по междугородным перевозкам на сумму 81 509 рублей 40 копеек.

Департамент финансов Костромской области в своих отзывах и пояснениях указал, что в федеральном бюджете на 2004 год субъектами Российской Федерации целевым назначением денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению льгот ветеранам не были предусмотрены.

Расходы по реализации ФЗ “О ветеранах“ в части льготного проезда в 2004 году в соответствии с Законом Костромской области “Об областном бюджете на 2004 год“ и постановлением губернатора области от 10.03.2004 N 137 “О порядке возмещения в 2004 году расходов, связанных с реализацией льгот, установленных ФЗ “О ветеранах“, осуществлял департамент социальной защиты населения администрации области в пределах средств, утвержденных на эти цели в областном бюджете (л.д. 28-34).

Статьями 14-22 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ для последних установлен бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов независимо от их места жительства.

Часть 2 статьи 10 вышеназванного Закона предусматривает, что расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются
при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. Однако в федеральном бюджете на 2004 год субъектам Российской Федерации целевым назначением денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению льгот ветеранам не были предусмотрены.

Направить средства на реализацию ФЗ “О ветеранах“ за счет собственных средств Костромской области в большем объеме не представлялось возможным, т.к. бюджет области является дефицитным. В соответствии со статьей 1 Закона Костромской области от 26.07.2005 N 300-ЗКО “Об исполнении областного бюджета за 2004 год“ в 2004 году дефицит областного бюджета составил 385 699 тыс. руб.

Департамент финансов не имел правовых оснований на финансирование реализации льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областными законами об областном бюджете на очередной финансовый год.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок
определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Таким образом, требования истца заявлены к надлежащему ответчику.

В заявленную исковую сумму НДС не включен.

Согласно справке N 04-34/1774 от 05.02.2007 межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 2 по Костромской области МУП “Чухломаавтотранс“ состоит на учете в качестве плательщика единого налога на вмененный доход.

Департамент социальной защиты населения администрации Костромской области подтвердил выполненный объем в размере 81 509 руб. 40 коп., не включив в эту сумму список учета бесплатного и льготного проезда в декабре 2004 года, согласно которому в последние дни декабря 2004 года истцом предоставлено услуг на 10 340 рублей 90 копеек, на что выставлен счет-фактура от 26.01.2005 (л.д. 19-10, 79).

Заявленная исковая сумма подтверждена актами сверок и списками льготников (л.д. 51-81).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 168-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия Чухломского района Костромской области “Чухломаавтотранс“ (г. Чухлома, Костромская область) 91 850 руб. 30 коп. убытков. и 3 255 руб. 51 коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения решения в законную силу.

Судья

С.В.КОЗЛОВ-----------