Законы и постановления РФ

Решение УФАС РФ по Костромской области от 26.07.2005 “По делу N 07-2/121 по признакам нарушения законодательства о рекламе“

УФАС РФ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

(извлечение)

26 июля 2005 г. г. Кострома

Комиссия Костромского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 07-2/121, возбужденное по собственной инициативе в отношении ООО “Центральное транспортное агентство“ в связи с распространением рекламы, имеющей признаки нарушения пункта 5 статьи 5, статьи 6 (абзац четвертый) и статьи 7 (абзацы третий и девятнадцатый) Федерального закона “О рекламе“, установила:

В наружной рекламе ООО “Центральное транспортное агентство“, используется информация: “МПС кассы предварительной продажи билетов“ и эмблема в виде окрыленного железнодорожного колеса. Наименование фактического рекламодателя-юридического лица, оказывающего услуги по продаже билетов ООО “Центральное транспортное агентство“, в рекламе и в месте нахождения касс отсутствует.

ООО “Центральное транспортное агентство“ осуществляет продажу авиабилетов на основании Агентского соглашения о продаже авиаперевозок с ОАО “Тюменское центральное агентство воздушных сообщений“. Информация о продаже железнодорожных билетов является недостоверной, поскольку на момент проверки не завершена процедура получения разрешительных документов от ОАО “Российские железные дороги“.

Используемая в рекламе аббревиатура “МПС“ совпадает с сокращенным наименованием Министерства путей сообщения, которое преобразовано, согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.05.2005 N 649, в Министерство транспорта и связи (далее - Минтранс).

Также в рекламе используется охраняемая законом интеллектуальная собственность Минтранса - эмблема в виде окрыленного железнодорожного колеса (утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 N 833), являющаяся официальным знаком, указывающим на принадлежность к данному ведомству и образованным им предприятиям, учреждениям и организациям.

Статьей 138 Гражданского кодекса Российской Федерации признается исключительное право (интеллектуальная собственность) юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

Так, Минтранс учредил ОАО “Российские железные дороги“, предоставив право использовать свою фирменную символику.

Документы, дающие право ООО “Центральное транспортное агентство“ использовать в рекламе эмблему Минтранса, отсутствуют.

Таким образом, ООО “Центральное транспортное агентство“ неправомерно использует в рекламе своей деятельности официальную эмблему Минтранса в виде окрыленного железнодорожного колеса, указывающую на принадлежность к данному ведомству и являющуюся охраняемой законом интеллектуальной собственностью.

Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона “О рекламе“ использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) без согласия правообладателя не допускается.

Использование в рекламе сокращенного наименования преобразованного Министерства путей сообщения (МПС), профиля его деятельности и изображение официальной эмблемы Минтранса, что в совокупности текстовой и зрительной информации схоже до степени смешения с рекламно-информационной продукцией данного ведомства, а также отсутствие информации о фактическом рекламодателе и использование недостоверных сведений о продаже железнодорожных билетов вводит потребителей в заблуждение относительно юридического лица, оказывающего услуги по предварительной продаже билетов, и о самой услуге.

В соответствии со статьей 6, в части абзаца четвертого Федерального закона “О рекламе“ реклама, которая вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемых услуг посредством имитации (копирования, подражания) общего проекта, текста, изображений, используемых в рекламе других хозсубъектов, в том числе и посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, а также в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации, является недостоверной и не допускается.

Информация о продаже железнодорожных билетов по указанному в рекламе адресу, является недостоверной.

Согласно статье 7, в части абзаца третьего Федерального закона “О рекламе“ использование в рекламе недостоверных сведений в отношении наличия товара на рынке и возможности его приобретения в указанном месте, не допускается.

Также в рекламе использованы аббревиатура, эмблема и профиль деятельности, неправомерно указывающие на принадлежность предприятия к Минтрансу. При этом действительное наименование юридического лица, оказывающего услуги по продаже авиабилетов, в рекламе и в информации для потребителей отсутствует.

В соответствии со статьи 7, в части абзаца девятнадцатого Федерального закона “О рекламе“ использование в рекламе недостоверных сведений в отношении самого рекламодателя не допускается.

Таким образом, реклама услуг ООО “Центральное транспортное агентство“ противоречит требованиям пункта 5 статьи 5, статьи 6 (абзац четвертый) и статьи 7 (абзацы третий и девятнадцатый) Федерального закона “О рекламе“.

ООО “Центральное транспортное агентство“ является рекламодателем, то есть лицом, предоставившим информацию для создания рекламы. Согласно ст. 30 Федерального закона “О рекламе“ рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.

В соответствии с Определением о возбуждении дела N 07-2/121 ООО “Центральное транспортное агентство“ представлены заверенные копии устава предприятия, договора об оформлении железнодорожных проездных документов с ОАО “Российские железные дороги“, положения о комиссии ОАО “Российские железные дороги“ по рассмотрению обращений сторонних организаций об открытии пунктов продаж железнодорожных проездных документов. Документы, подтверждающий информацию ООО “Центральное транспортное агентство“ о том, что заявление в ОАО “Российские железные дороги“ о предоставлении права на продажу железнодорожных билетов направлено в ноябре 2004 г., не представлены.

На момент рассмотрения дела реклама и информация об услугах ООО “Центральное транспортное агентство“ не приведена в соответствие с нормами законодательства о рекламе. Руководствуясь пунктом 5 статьи 5, статьей 6 (абзац четвертый), статьей 7 (абзацы третий и девятнадцатый), статьей 30 Федерального закона “О рекламе“ и в соответствии с п.п. 3.9, 3.15 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО “Центральное транспортное агентство“, поскольку в ней содержится информация, нарушающая следующие статьи Федерального закона “О рекламе“:

- статьи 5, в части пункта 5 поскольку неправомерно использована охраняемая законом интеллектуальная собственность Минтранса - официальная эмблема;

- статьи 6, в части абзаца четвертого поскольку имитируется текст и изображение, используемые в рекламе и деловом обороте Минтранса, что в совокупности зрительной и текстовой информации вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемых услуг и ведомственной принадлежности рекламодателя, в том числе и посредством злоупотребления доверием физических лиц и в связи с отсутствием в рекламе существенной информации о действительном наименовании рекламодателя и оказываемой им услуге;

- статьи 7, в части абзацев третьего и девятнадцатого поскольку содержится недостоверная информация о наличии товара (железнодорожные билеты) и возможности его приобретения в указанном месте, а также недостоверные сведения о самом рекламодателе.

2. Выдать ООО “Центральное транспортное агентство“ Предписание о прекращении нарушений пункта 5 статьи 5, статьи 6 (абзац четвертый) и статьи 7 (абзацы третий и девятнадцатый) Федерального закона “О рекламе“.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

(извлечение)

26 июля 2005 г. г. Кострома

Комиссия Костромского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего Решения от 26.07.2005 по делу N 07-2/121 о признании ненадлежащей рекламы ООО “Центральное транспортное агентство“ и на основании п. 3.15 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе предписывает:

1. ООО “Центральное транспортное агентство“ в срок до (дата) устранить нарушения пункта 5 статьи 5, статьи 6 (абзац четвертый) и статьи 7 (абзацы третий и девятнадцатый) Федерального закона “О рекламе“, а именно: полностью изъять из рекламы информацию о продаже железнодорожных билетов, аббревиатуру “МПС“ и эмблему Минтранса.

2. В указанный выше срок разместить на фасаде здания, в котором находятся кассы, информацию о наименовании и форме собственности юридического лица, оказывающего услуги по продаже авиабилетов, - ООО “Центральное транспортное агентство“. В клиентском зале разместить информацию об ООО “Центральное транспортное агентство“ и виде оказываемой услуги - продаже авиабилетов.

3. Не использовать в рекламе ООО “Центральное транспортное агентство“ фирменную символику Минтранса до получения письменного разрешения указанного ведомства или уполномоченного им органа.

4. В срок до (дата) представить в Костромское УФАС России письменное уведомление об исполнении пунктов 1 и 2 настоящего Предписания.

В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Костромское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на юридическое лицо штраф в размере от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в месячный срок с момента его вынесения.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии-----------