Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Костромской области от 10.04.2005 по делу N А31-3347/2005-8 <По иску ОАО “Костромская городская телефонная сеть“ (г. Кострома) к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области (г. Кострома)>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 апреля 2005 г. по делу N А31-3347/2005-8

Судья арбитражного суда Костромской области Козлов Сергей Венедиктович, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “Костромская городская телефонная сеть“ (г. Кострома) к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области (г. Кострома) о взыскании 8089 руб. 16 коп.,

установил:

Открытое акционерное общество “Костромская городская телефонная сеть“ обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Костромской области о взыскании 8089 рублей 16 копеек убытков за счет казны Российской Федерации, образовавшихся в связи с предоставлением льгот по услугам связи по Закону Российской Федерации от 15.01.1993 N 3401-1 “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства:

Открытое акционерное общество “Костромская городская телефонная сеть“, являясь оператором связи, предоставляет услуги связи населению в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“, категория граждан, указанная в данном законе, освобождена от уплаты за пользование домашним телефоном и вневедомственной охранной сигнализацией жилья независимо от вида жилищного фонда.

По состоянию на 18 мая 2005 года истцу не возмещены убытки, причиненные в результате исполнения им положений вышеназванного закона в части предоставления льгот по оказанию услуг телефонной связи за период 2002-2004 гг. на сумму 8089 рублей 16 копеек.

Услуги телефонной связи оказаны гражданам, которые не состоят на учете и не получают пенсию в органах социальной защиты населения, а состоят на учете в Костромском областном военном комиссариате.

Сумма 8089 рублей 16 копеек ответчиком и третьими лицами не оспаривается, документально подтверждена (л.д. 8-43).

В ходе судебного разбирательства представители истца требования поддержали в полном объеме (включая НДС), считая, что в соответствии со статьями 5 и 11 Федерального закона “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“, положений Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию вышепоименованного закона, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333, исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, т.к. уполномоченные государственные органы не приняли мер по разработке порядка реализации права на льготу по оплате услуг.

Ответчик требования не признал, сославшись на Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333. Уточнив отзыв, ответчик согласился, что указанная категория лиц не подпадает под действие вышепоименованного Постановления, считая, что следует руководствоваться письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 5 октября 1993 года N 112. По мнению ответчика, расходы возмещаются местными финансовыми органами с последующим возмещением произведенных расходов из средств федерального бюджета.

Кроме этого, ответчик считает неправомерным включение в исковую сумму суммы налога на добавленную стоимость (НДС) (л.д. 47-48, 68-69, 94-95, 112-113).

Отделение федерального казначейства по г. Костроме (третье лицо в деле) сообщило, что не возмещало и не возмещает компенсации за услуги связи различным категориям граждан из числа военных пенсионеров (л.д. 66).

Финансово-казначейское управление администрации г. Костромы (третье лицо в деле) также сообщило, что возмещение убытков по льготам “силовикам“ (получающим пенсии через Министерство обороны, МВД и т.д.) управлением не производилось. Долгов по льготникам, стоящим на учете в отделе льготного обеспечения администрации г. Костромы не числится (л.д. 71).

Департамент финансов Костромской области (третье лицо в деле) письменно сообщил, что реализация Федерального закона от 15.01.1993 N 4301-1 является расходным обязательством федерального бюджета. Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333, не применялись при реализации названного Закона в отношении граждан, проходящих военную службу в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе“. Сведения о расходах в отношении оговоренной в пункте 1 Правил категории граждан Министерством финансов Российской Федерации не запрашивались, средства из федерального бюджета на реализацию Федерального закона в отношении данной категории граждан бюджетом субъектов Российской Федерации не выделялись (л.д. 72-73).

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению (за исключением НДС) за счет казны Российской Федерации в силу следующего.

Так, согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“, категория граждан, указанная в законе, освобождена от платы за пользование домашним телефоном.

В соответствии со статьей 11 названного закона “расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, связанные с реализацией настоящего закона, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с настоящим законом, путем перечисления средств на счета соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации“.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1.

Настоящие Правила не применяются при реализации законов о гарантиях в отношении граждан, проходящих военную службу в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе“..., а также получающих пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“. Иными словами, Правила не распространялись на категорию граждан, не состоящих на учете и не получающих пенсию в органах социальной защиты населения.

Действие указанных Правил продлено на 2003-2004 годы.

Таким образом, Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 не содержат порядка распределения бремени между уровнями бюджетной системы по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, получающим пенсию в военных комиссариатах.

В рассматриваемой ситуации убытки по оплате льгот у истца возникли в связи с неурегулированностью данного вопроса в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333.

Следовательно, предоставление льгот названной выше категории граждан должно производится за счет средств федерального бюджета, поскольку уполномоченные государственные органы не приняли мер по разработке порядка реализации права на льготу, предоставленных законом соответствующей категории граждан.

Ссылку ответчика на письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 05.10.1993 N 112 суд считает несостоятельной, т.к. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333, утвердившее Правила, имеет большую юридическую силу (ст. 13 АПК РФ).

В период 2002-2004 гг. спорный вопрос регулировался вышеупомянутыми Правилами.

Ссылку ответчика на Федеральный закон Российской Федерации “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год“ суд также считает несостоятельной, т.к. истцом заявлен иск о возмещении расходов за период 2002-2004 гг.

В части включения НДС в сумму доходов, не полученных в результате предоставления льгот, следует отказать по следующим основаниям.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенция (субсидий) бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 следует, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней, на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по НДС.

Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по указанному налогу.

В обоснование заявленных требований истец правомерно ссылается на статьи 1, 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 110, 168-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Костромской области в пользу ОАО “Костромская городская телефонная сеть“ (г. Кострома) 6789 руб. 46 коп. убытков за счет казны Российской Федерации.

В остальной части иска отказать.

Выдать ОАО “Костромская городская телефонная сеть“ (г. Кострома) справку на возврат из федерального бюджета 420 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 686 от 20.05.2005 (в деле).

Исполнительный лист и справку на возврат госпошлины выдать после вступлению решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения, в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалоб через Арбитражный суд Костромской области.

Судья

С.В.КОЗЛОВ-----------