Законы и постановления РФ

Постановление Губернатора Костромской области от 07.06.2002 N 238 “Об Основных направлениях развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Костромской области до 2005 года“

Утратил силу в связи с изданием постановления губернатора Костромской области от 30.01.2006 N 113.

Вступил в силу с 7 июня 2002 года (пункт 7 данного документа).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГУБЕРНАТОР КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2002 г. N 238

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ

ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА

В целях дальнейшего развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, обеспечения согласованных действий всех заинтересованных структур в формировании и развитии кадрового потенциала области постановляю:

1. Утвердить Основные направления развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Костромской области до 2005 года (далее - Основные направления) (приложение N 1) и Мероприятия по их реализации на
2002 - 2003 годы (далее - Мероприятия) (приложение N 2).

2. Департаменту образования и науки администрации области (Герасимов А.А.), комитету по делам молодежи администрации области (Анохин А.А.), департаменту социальной защиты населения администрации области (Балыбердин В.И.), департаменту здравоохранения администрации области (Светанков А.Я.), департаменту по делам телерадиовещания, печати и массовой информации администрации области (Сбитнева Л.Ф.) принять меры по реализации Основных направлений и обеспечить выполнение Мероприятий.

3. Рекомендовать департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Костромской области (Брезгин В.М.) принять участие в реализации Основных направлений и Мероприятий.

4. Областной межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (Цикунов Ю.Ф.) обеспечить координацию работы по реализации Основных направлений и Мероприятий.

5. Рекомендовать главам муниципальных образований области провести работу по реализации Основных направлений и обеспечению выполнения Мероприятий.

6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации области Виноградова В.И.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Костромской области

В.А.ШЕРШУНОВ

Приложение N 1

Утверждено

постановлением

губернатора

Костромской области

от 07.06.2002 N 238

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ

В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА

Введение

Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к человеку как профессионалу и к его возможностям быть конкурентоспособным на рынке труда. Оказание психологической помощи в профессиональном самоопределении и профессиональной подготовке, создание системы государственного управления человеческими ресурсами на нынешнем этапе способствуют умению ориентироваться в быстро меняющейся экономической, политической обстановке и находить свое место в жизни.

Повседневная практика убеждает, что без четко выстроенной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в регионе невозможны нормальное функционирование рынка труда и экономическая стабилизация. Продолжающееся в производственных сферах оживление экономики требует внедрения эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения.

Основные понятия и
термины

Профессиональная ориентация - представляет обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющееся в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки развития природных дарований, а также проведения комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.

Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональный подбор и отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация.

Психологическая поддержка - целенаправленно осуществляемая система социальных мероприятий, методов, приемов, способствующих социально - профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций, повышению конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп и коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

Основными направлениями психологической поддержки являются: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, а также при необходимости - психотерапия.

Система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения представляет собой совокупность государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально - психологической защиты граждан.

Органы занятости населения - департамент федеральной государственной службы занятости населения по Костромской области, государственные учреждения городские (районные) Центры занятости населения.

Органы образования - департамент образования и науки администрации области, городские (районные) управления (отделы) образования, государственные и негосударственные учреждения образования.

Органы по делам молодежи - комитет по делам молодежи администрации области, городские (районные) управления (отделы) по делам молодежи, государственные и негосударственные учреждения, оказывающие
услуги молодежи.

Органы здравоохранения - департамент здравоохранения администрация области, городские (районные) управления (отделы) здравоохранения, государственные и негосударственные учреждения здравоохранения.

Органы социальной защиты населения - департамент социальной защиты населения администрации области, городские (районные) управления (отделы) социальной защиты населения, государственные учреждения социальной защиты населения.

Состояние системы профессиональной ориентации

и психологической поддержки населения

в Костромской области

В Костромской области система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения начала формироваться в 1994 году с созданием в органах занятости населения подразделения профориентации и консультирования для оказания содействия гражданам, обращающимся в службу занятости. Это позволило получить профориентационные услуги в 1994 году 10116 гражданам. В 1996 году для обеспечения психологического развития детей и подростков создана служба практической психологии в органах образования. В последующие годы в области начали работать учреждения и организации, оказывающие профориентационные, психолого - педагогические и медико - социальные услуги населению в органах социальной защиты населения, по делам молодежи и здравоохранения. В конце 90-х годов в условиях рыночных отношений появились негосударственные организации, осуществляющие деятельность по содействию занятости населения на основании лицензии и психологические службы на предприятиях и в организациях.

Дальнейшее совершенствование и развитие система профориентации и психологической поддержки населения получила в 2000 - 2001 годах. В рамках социального партнерства органов занятости населения с органами образования, по делам молодежи, военными комиссариатами, учреждениями исполнения наказания и другими областными структурами начали складываться формы совместной деятельности по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки отдельных категорий населения. В 2001 году начала работу областная межведомственная комиссия по вопросам профориентации и психологической поддержки населения, которая осуществляет координацию деятельности в данном направлении. По решению комиссии разработана и утверждена губернатором Межведомственная программа по
профессиональной ориентации и психологической поддержке, содействию трудоустройству и адаптации к рынку труда различных категорий молодежи Костромской области на 2002 - 2003 годы.

К концу 2001 года в области сложилась определенная инфраструктура профессиональной ориентации и психологической поддержки различных категорий населения. Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения представлена учреждениями органов образования, государственной службы занятости населения, по делам молодежи, социальной защиты населения и здравоохранения.

В учреждениях образования в соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании“ осуществляется формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. В общеобразовательных школах началось введение профориентационной программы “Путь в профессию“, ведется профильное обучение учащихся в специализированных классах и допрофессиональная подготовка, организуется занятость детей и подростков в летнее время. В учреждениях профессионального образования с целью адаптации выпускников к рынку труда вводится спецкурс “Эффективное поведение на рынке труда“, создаются консультационные пункты и структуры, содействующие занятости студентов и трудоустройству выпускников.

Центрами занятости населения в соответствии с законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“ реализуется право граждан на бесплатную профессиональную ориентацию и психологическую поддержку. Профконсультантами городских и районных центров занятости населения оказываются услуги по профессиональному информированию и консультированию безработных граждан, незанятого населения, учащейся молодежи и профессиональному отбору специалистов. Численность граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке в Центрах занятости населения, постоянно растет и составила в 2001 году 28 205 человек, что 2,8 раза превышает уровень 1994 года.

Значительная работа по профессиональной ориентации, допрофессиональной подготовке и оказанию информационных услуг молодежи ведется информационно - методическим центром “ИНКАД“, молодежным центром трудоустройства
и информации г. Костромы, центром допрофессионального просвещения и дополнительного образования молодежи.

На оказание социальной помощи, реабилитацию и адаптацию детей и подростков, инвалидов и других категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, направлена деятельность учреждений департамента социальной защиты населения администрации области: областного центра социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Медико - психологическое консультирование, специализированную психотерапевтическую помощь и психолого - педагогические услуги населению оказывает центр психотерапии и практической психологии департамента здравоохранения администрации области.

Негосударственные учреждения, действующие в сфере социально - психологических услуг в области, представлены 5 кадровыми агентствами, расположенными в г. Костроме и осуществляющими содействие гражданам в трудоустройстве и работодателям в отборе персонала. В 2001 году негосударственными организациями оказаны профориентационные услуги 3941 человеку.

Вместе с тем, межведомственная модель системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в области лишь начинает складываться. Отсутствует областной Центр профориентации и психологической поддержки населения, который бы осуществлял единый подход и целенаправленное развитие подразделений профориентации на территории области. Нет структур, координирующих межведомственное взаимодействие по профориентации на муниципальном уровне в городах и районах области. Необходимо материальное обеспечение профориентации в учебных заведениях, создание кабинетов (уголков) профориентации. Требуется значительная работа по нормативно - методическому обеспечению, повышению квалификации кадров, занимающихся вопросами профориентации и психологической помощи населению.

Основные направления развития межведомственной системы

профессиональной ориентации и психологической

поддержки населения до 2005 года

Основные направления разработаны в соответствии с законами Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“, “Об образовании“, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки в Российской федерации, утвержденными постановлением Минтруда России от 29 августа 1995 года N 47, Положением о
профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденным постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 года N 1, и направлены на создание системы и решение ключевых проблем организационно - правового, методического, информационного и кадрового обеспечения профессиональной ориентации и психологической поддержки населения области.

1. Организационно - правовое обеспечение

Цель: создание необходимых условий для успешного формирования на территории Костромской области государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, обеспечение эффективного взаимодействия всех ее звеньев.

Задачи:

- разработка нормативно - правовой базы государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;

- организация взаимодействия органов управления, организаций и учреждений, занимающихся вопросами профессиональной ориентации и психологической поддержки, в вопросах оказания социально - психологической помощи населению, формирования и развития кадрового потенциала области;

- укрепление системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в области.

2. Методическая и практическая деятельность

Цель: развитие методической базы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, подготовка методических пособий, разработок и программ в помощь практическим работникам.

Задачи:

- разработка и внедрение эффективных форм и методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи, безработных граждан, лиц, высвобождаемых с предприятий, военнослужащих, уволенных в запас, инвалидов и других социально слабозащищенных категорий граждан;

- обеспечение гарантированного минимума психолого - профориентационных услуг для различных категорий населения;

- проведение экспериментальной и исследовательской работы.

3. Информационно - просветительская работа

Цель: обеспечение информационной поддержки системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Задачи:

- разработка, издание и распространение справочно - информационных, нормативно - правовых и методических материалов по вопросам профориентации и психологической поддержки населения;

- оказание справочно - информационных услуг различным категориям граждан;

- психологическое и профессиональное просвещение учащихся, родителей, педагогов, лиц, поставленных в условия перемены
профессии.

4. Кадровое обеспечение

Цель: формирование в области системы обучения и повышения квалификации специалистов, обеспечивающих оказание профориентационных и психологических услуг.

Задачи:

- разработка и реализация комплекса мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов, занимающихся вопросами профориентации.

Координация деятельности в сфере

профессиональной ориентации и психологической

поддержки населения

Координацию деятельности различных структур в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения осуществляет областная межведомственная комиссия по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, которая

- определяет приоритетные направления организации профориентационной работы и психологической поддержки населения;

- обеспечивает согласованные действия всех заинтересованных структур в области профессиональной ориентации и психологической поддержке населения;

- координирует деятельность по научному, методическому, информационному, кадровому, материальному и техническому обеспечению профориентационной работы и психологической поддержки населения;

- рассматривает в предварительном порядке проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, принимаемых губернатором Костромской области и Костромской областной Думой, касающихся профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Участие органов государственной власти, местного

самоуправления, учреждений и организаций в

профессиональной ориентации и психологической

поддержке населения

В пределах своей компетенции органы государственной власти, местного самоуправления, учреждения и организации выполняют следующие виды работ.

Органы местного самоуправления

- организуют работу межведомственных комиссий по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения на своих территориях;

- создают совместно с заинтересованными областными структурами инфраструктуру психолого - профориентационных услуг различным категориям населения;

- определяют объемы и источники финансирования на проведение работы по профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи и других слабо защищенных категорий населения в соответствии с утвержденными нормативами и потребностями региона;

- участвуют в проведении мероприятий по целенаправленному формированию, развитию и рациональному использованию человеческих ресурсов, социально - психологическому сопровождению профессиональной карьеры.

Органы образования

Органы управления образованием:

- осуществляют управление процессом профориентационной работы в учреждениях
образования, учебных заведениях, межшкольных учебно - производственных комбинатах;

- изучают состояние профориентационной работы в учреждениях образования, обобщают и распространяют передовой опыт;

- организуют подготовку и повышение квалификации педагогов и школьных психологов учреждений образования по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки;

- участвуют в разработке и апробации новых технологий в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи.

Детские дошкольные учреждения:

- осуществляют психолого - социальную ориентацию детей, изучение с детьми мира труда;

- развивают у детей трудовые навыки в ходе игровой деятельности;

- формируют интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.

Общеобразовательные учреждения:

- осуществляют системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу, используя потенциал психологических служб для ее организации;

- проводят профессиональное просвещение и консультирование учащихся 1 - 11 классов, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;

- обеспечивают профориентационную направленность учебно - воспитательного процесса, участие в этой работе педагогических коллективов и родителей;

- организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей, а также всячески поддерживают техническое и художественное творчество учащихся во внеурочное время.

Межшкольные учебно - производственные комбинаты:

- содействуют выработке у старшеклассников практических навыков профессиональной деятельности в процессе проведения профессиональных проб.

Учреждения профессионального образования:

- проводят совместно с профориентационными структурами профессиональный отбор(подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности;

- предусматривают изучение правовых и экономических основ занятости населения и предпринимательства, обеспечивают обучение основам поиска работы;

- осуществляют комплекс мер по усилению мотивации к освоению избранной профессии (специальности) и адаптации к дальнейшей трудовой деятельности.

Органы занятости населения

-
определяют перспективные направления социально - экономической политики содействия занятости населения, способствующей созданию условий и гарантий профессионального самоопределения граждан;

- проводят мониторинг рынка труда, предоставляют всем заинтересованным учреждениям и организациям информацию о состоянии и тенденциях регионального рынка труда, востребованности профессий и специальностей и возможностях профессионального обучения;

- участвуют в разработке программ и специальных мероприятий, реализуемых с целью обеспечения социальных гарантий и психологической поддержки отдельных категорий населения в сфере занятости;

- совместно с заинтересованными организациями создают инфраструктуру психолого - профориентационных услуг безработным гражданам, незанятому и высвобождаемому населению, молодежи, другим социально незащищенным категориям граждан;

- предоставляют обязательные бесплатные психолого - профориентационные услуги безработным гражданам, высвобождаемому и незанятому населению и учащейся молодежи;

- оказывают психологическую поддержку безработным гражданам с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры.

Органы по делам молодежи

- участвуют в разработке и реализации профориентационных программ для молодежи;

- координируют решение вопросов профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи;

- координируют деятельность молодежных общественных объединений, направленную на решение вопросов профессиональной ориентации и занятости молодежи;

- организуют информационное обслуживание молодежи по вопросам состояния рынка труда и рынка образовательных услуг;

- организуют социологические исследования среди молодежи по вопросам молодежного рынка труда, намерений молодежи в получении образования, специальности и работы.

Органы социальной защиты населения

- участвуют в разработке комплексных региональных программ по развитию системы профессиональной ориентации и психологической поддержки несовершеннолетних, молодежи, инвалидов и других категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите;

- разрабатывают комплекс мер по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и реабилитации инвалидов (детей - инвалидов) с учетом индивидуальных программ реабилитации, содействуют осуществлению реабилитационных мероприятий;

- способствуют профессиональной ориентации, переобучению, социальной адаптации и занятости военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей и военнослужащих, принимавших участие в военных конфликтах;

- развивают сеть социальных учреждений, служб по оказанию социально - правовой, психологической и реабилитационной помощи гражданам, нуждающимся в социальной защите.

Органы здравоохранения

- осуществляют врачебный и санитарно - гигиенический контроль за трудовым воспитанием и обучением детей и подростков, их профессиональной подготовкой и трудовым использованием;

- в ходе профилактических осмотров выявляют учащихся образовательных учреждений, имеющих отклонения в состоянии здоровья, определяют их профессиональную пригодность и возможности дальнейшего профессионального образования;

- определяют пригодность к трудовой деятельности инвалидов с учетом видов и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного прогноза и реабилитационного потенциала;

- участвуют в организации психокоррекционной и реабилитационной работы, профессионального обучения и социально - бытовой адаптации инвалидов.

Работодатели

- содействуют работникам в свободном выборе или перемене профессии, места работы, повышении квалификации и профессиональном обучении(переобучении) с учетом профессиональных интересов работающих и потребностей производства;

- квотируют рабочие места для инвалидов и других слоев населения, особо нуждающихся в социальной защите, информируют службу занятости о профессионально - квалификационной структуре вакансий для этих категорий граждан;

- содействуют профессиональной, производственной и социальной адаптации молодых специалистов, пришедших на предприятия после окончания учреждений профессионального образования;

- содействуют трудоустройству, превентивному профориентационному консультированию и психологической поддержке высвобождаемых с предприятия работников.

Негосударственные организации,

оказывающие услуги в сфере занятости населения

Оказывают психолого - профориентационные услуги:

- профориентационное консультирование, профессиональный отбор и профессиональный подбор граждан с целью трудоустройства;

- управленческое консультирование работодателей, профессиологические исследования (разработка профессиограмм, должностных инструкций, анализ рабочих мест);

- оценка персонала с использованием методов психологической диагностики;

- социологические, социально - психологические и маркетинговые исследования.

Гарантируемый минимум

психолого - профориентационных услуг

Гарантируемый минимум бесплатных психолого - профориентационных услуг включает в себя:

- предоставление профессиональной информации всем обратившимся в виде справочно - информационных консультаций;

- проведение для учащихся образовательных учреждений групповых консультаций и занятий по психологическому консультированию и сопровождению профессионального выбора;

- оказание индивидуальной психолого - профориентационной помощи учащимся образовательных учреждений, воспитанникам школ - интернатов и детских домов, инвалидам, учащимся образовательных учреждений профессионального образования, работающей молодежи в первые три года трудовой деятельности, лицам с ограниченной трудоспособностью, гражданам, имеющим статус безработного, вынужденного переселенца или беженца.

Государственные учреждения и организации могут оказывать дополнительный перечень психолого - профориентационных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях.

Предоставление услуг населению негосударственными учреждениями и организациями оказывается на платной основе.

Заключение

Развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения позволит теснее осуществлять взаимодействие общеобразовательной школы, профессиональных учебных заведений и предприятий, увязывая эту работу с реальной ситуацией на рынке труда. Все подразделения системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения должны осуществлять единый подход, базирующийся на концепции профессионального развития и активизации профессионального самоопределения личности, выбора и построения, жизненной и профессиональной карьеры с опорой на принцип реальности.

Реализация Основных направлений развития системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на территории Костромской области до 2005 года будет осуществляться в соответствии с утверждаемыми на два года Мероприятиями по их реализации.

Приложение N 2

Утверждено

постановлением

губернатора

Костромской области

от 07.06.2002 N 238

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2002 - 2003 ГОДЫ

-------T--------------------------------T----------T-------------¬

¦ NN ¦ Мероприятия ¦ Срок ¦ Исполнитель ¦

¦ п/п ¦ ¦исполнения¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦ 1. Организационно - правовое обеспечение ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦ 1.1. Разработка нормативно - правовой базы государственной ¦

¦ системы профессиональной ориентации и психологической ¦

¦ поддержки населения ¦

+------T--------------------------------T----------T-------------+

¦1.1.1.¦Разработать Положение об органи-¦2 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦зации профориентационной работы ¦ 2002 г. ¦образования ¦

¦ ¦в школе ¦ ¦и науки ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦1.1.2.¦Разработать Положение о базовом ¦4 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦учебном заведении для отработки ¦ 2002 г. ¦образования ¦

¦ ¦научно - методического обеспече-¦ ¦и науки ¦

¦ ¦ния профессиональной ориентации ¦ ¦ ¦

¦ ¦учащихся ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦1.1.3.¦Разработать Положение об экспе- ¦3 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦риментальной площадке по прове- ¦ 2002 г. ¦образования ¦

¦ ¦дению профориентационной работы ¦ ¦и науки ¦

¦ ¦на базе общеобразовательных ¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦школ, учреждений начального, ¦ ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦среднего, высшего профессио- ¦ ¦ ¦

¦ ¦нального образования ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦1.1.4.¦Разработать Положение о прове- ¦4 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦дении конкурса на лучшую орга- ¦ 2002 г. ¦образования ¦

¦ ¦низацию профориентационной ра- ¦ ¦и науки ¦

¦ ¦боты среди общеобразовательных ¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦школ и учреждений профессио- ¦ ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦нального образования ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦1.1.5.¦Подготовить проекты постановле- ¦3 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦ний губернатора области ¦ 2002 г. ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦- “Об утверждении порядка сог- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ласования объемов и профилей ¦ ¦ ¦

¦ ¦подготовки кадров в профессио- ¦ ¦ ¦

¦ ¦нальных образовательных учебных ¦ ¦ ¦

¦ ¦заведениях Костромской области“,¦ ¦ ¦

¦ ¦- “О мерах по повышению эффек- ¦ ¦ ¦

¦ ¦тивности взаимодействия работо- ¦ ¦ ¦

¦ ¦дателей с центрами занятости ¦ ¦ ¦

¦ ¦населения Костромской области“ ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦ 1.2. Организация взаимодействия органов управления, ¦

¦ организаций и учреждений, занимающихся вопросами ¦

¦ профессиональной ориентации и психологической ¦

¦ поддержки населения ¦

+------T--------------------------------T----------T-------------+

¦1.2.1.¦Ежеквартально рассматривать на ¦2002 - ¦Областная ¦

¦ ¦заседании областной межведомст- ¦2003 г.г. ¦межведомст- ¦

¦ ¦венной комиссии вопросы органи- ¦ ¦венная ¦

¦ ¦зации и проведения работы по ¦ ¦комиссия ¦

¦ ¦профессиональной ориентации и ¦ ¦ ¦

¦ ¦психологической поддержке насе- ¦ “ ¦ ¦

¦ ¦ления областными ведомствами, ¦ ¦ ¦

¦ ¦учреждениями и организациями ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦1.2.2.¦Составить реестр государственных¦2 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦и негосударственных служб и уч- ¦ 2001 г. ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦реждений, оказывающих психолого-¦ ¦ ¦

¦ ¦профориентационные услуги насе- ¦ ¦ ¦

¦ ¦лению области ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦1.2.3.¦Разработать районные и городские¦3 квартал ¦Районные, ¦

¦ ¦программы профессиональной ори- ¦ 2002 г. ¦городские ¦

¦ ¦ентации и психологической под- ¦ ¦администрации¦

¦ ¦держки населения ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦1.2.4.¦Провести заседание “Круглого ¦2 квартал ¦Областная ¦

¦ ¦стола“ по вопросам межведомст- ¦ 2002 г. ¦межведомст- ¦

¦ ¦венного взаимодействия в вопро- ¦ ¦венная ¦

¦ ¦сах профессиональной ориентации ¦ ¦комиссия ¦

¦ ¦и психологической поддержки на- ¦ ¦ ¦

¦ ¦селения ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦1.2.5.¦Провести областной конкурс среди¦2003 год ¦Департамент ¦

¦ ¦учреждений образования на лучшую¦ ¦образования ¦

¦ ¦организацию профориентационной ¦ ¦и науки ¦

¦ ¦работы ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦1.2.6.¦Разработать порядок и провести ¦1 квартал ¦Областная ¦

¦ ¦областную профориентационную ¦ 2003 г. ¦межведомст- ¦

¦ ¦акцию “Выбор - 2003“ ¦ ¦венная ¦

¦ ¦ ¦ ¦комиссия ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦ 1.3. Укрепление системы профессиональной ориентации и ¦

¦ психологической поддержки населения в области ¦

+------T--------------------------------T----------T-------------+

¦1.3.1.¦Изучить вопрос о возможности ¦2 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦создания областного центра проф-¦ 2002 г. ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦ориентации и психологической ¦ ¦ ¦

¦ ¦поддержки населения ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦1.3.2.¦Образовать районные, городские ¦2 квартал ¦Районные, ¦

¦ ¦межведомственные комиссии по ¦ 2002 г. ¦городские ¦

¦ ¦вопросам профессиональной ориен-¦ ¦администрации¦

¦ ¦тации и психологической поддерж-¦ ¦ ¦

¦ ¦ки населения ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦1.3.3.¦Создать в районах и городах об- ¦2003 год ¦Районные, ¦

¦ ¦ласти клубы или консультационные¦ ¦городские ¦

¦ ¦пункты учащейся молодежи по ¦ ¦администрации¦

¦ ¦профориентации на базе районных ¦ ¦Комитет по ¦

¦ ¦центров допрофессионального об- ¦ ¦делам ¦

¦ ¦разования молодежи, учреждений ¦ ¦молодежи ¦

¦ ¦образования или центров занятос-¦ ¦ ¦

¦ ¦ти населения ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦1.3.4.¦Продолжить создание на базе уч- ¦2002 год ¦Департамент ¦

¦ ¦реждений начального, среднего и ¦ ¦образования ¦

¦ ¦высшего профессионального обра- ¦ ¦и науки ¦

¦ ¦зования профконсультационных ¦ ¦Совет ¦

¦ ¦пунктов и центров содействия ¦ ¦ректоров ¦

¦ ¦занятости учащейся молодежи и ¦ ¦ ¦

¦ ¦трудоустройству выпускников ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦ 2. Методическая и практическая деятельность ¦

+----------------------------------------------------------------+

¦ 2.1. Разработка и внедрение эффективных форм и методов ¦

¦ работы в области профессиональной ориентации ¦

¦ и психологической поддержки ¦

+------T--------------------------------T----------T-------------+

¦2.1.1.¦Создать единый областной каталог¦4 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦основных профориентационных ¦ 2002 г. ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦программ, методик, профессиогра-¦ ¦ ¦

¦ ¦фических материалов, компьютер- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ных и бланковых тестов ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦2.1.2.¦Образовать районные и городские ¦3 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦методические объединения препо- ¦ 2002 г. ¦образования ¦

¦ ¦давателей школ, ведущих профори-¦ ¦и науки ¦

¦ ¦ентационную работу ¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦ ¦ ¦ФГСЗН ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦2.1.3.¦Ввести в план учебно - воспита- ¦2002 - ¦Департамент ¦

¦ ¦тельной работы школ области ¦2003 г.г. ¦образования ¦

¦ ¦программу по профориентации ¦ ¦и науки ¦

¦ ¦школьников “Путь в профессию“ ¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦для учащихся 7 - 11 классов ¦ ¦ФГСЗН ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦2.1.4.¦Рекомендовать введение в образо-¦2003 год ¦Департамент ¦

¦ ¦вательный процесс учреждений на-¦ ¦образования ¦

¦ ¦чального, среднего и высшего ¦ ¦и науки ¦

¦ ¦профессионального образования ¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦спецкурса “Эффективное поведение¦ ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦на рынке труда“ в целях адапта- ¦ ¦Руководители ¦

¦ ¦ции выпускников к рынку труда ¦ ¦учреждений ¦

¦ ¦ ¦ ¦образования ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦2.1.5.¦Разработать методики, технологии¦4 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦профессионального консультирова-¦ 2002 г. ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦ния граждан, особо нуждающихся в¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦социальной защите (инвалиды, ¦ ¦соц. защиты ¦

¦ ¦военнослужащие, уволенные с во- ¦ ¦населения ¦

¦ ¦енной службы, освобожденные из ¦ ¦ ¦

¦ ¦ИТУ) ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦2.1.6.¦Разработать и внедрить на базе ¦3 квартал ¦Комитет по ¦

¦ ¦Центра допрофессиональной и до- ¦ 2002 г. ¦делам ¦

¦ ¦полнительной подготовки молодежи¦ ¦молодежи ¦

¦ ¦новые обучающие программы по ¦ ¦ ¦

¦ ¦сельскохозяйственным специально-¦ ¦ ¦

¦ ¦стям, предпринимательской дея- ¦ ¦ ¦

¦ ¦тельности, социальной работе ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦2.1.7.¦Провести областной конкурс про- ¦2002 - ¦Комитет по ¦

¦ ¦ектов и программ по развитию ¦2003 г.г. ¦делам ¦

¦ ¦молодежного предпринимательства ¦ ¦молодежи ¦

¦ ¦и решению социальных проблем ¦ ¦ ¦

¦ ¦молодежи ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦2.1.8.¦Провести областной молодежный ¦4 квартал ¦Комитет по ¦

¦ ¦бизнес - фестиваль ¦ 2002 г. ¦делам ¦

¦ ¦ ¦ ¦молодежи ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦2.1.9.¦Провести областной слет по воп- ¦3 квартал ¦Комитет по ¦

¦ ¦росам работы студенческих трудо-¦ 2003 г. ¦делам ¦

¦ ¦вых отрядов и молодежных трудо- ¦ ¦молодежи ¦

¦ ¦вых объединений ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦ 2.2. Проведение экспериментальной и научно - ¦

¦ исследовательской работы ¦

+------T--------------------------------T----------T-------------+

¦2.2.1.¦Организовать экспертный совет ¦2 квартал ¦Областная ¦

¦ ¦при областной межведомственной ¦ 2002 г. ¦межведомст- ¦

¦ ¦комиссии по вопросам профориен- ¦ ¦венная ¦

¦ ¦тации и психологической поддерж-¦ ¦комиссия ¦

¦ ¦ки населения для оценки програм-¦ ¦ ¦

¦ ¦мно - методического обеспечения ¦ ¦ ¦

¦ ¦и научно - исследовательских ¦ ¦ ¦

¦ ¦разработок ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦2.2.2.¦Организовать ряд эксперименталь-¦1 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦ных площадок на базе общеобразо-¦ 2003 г. ¦образования ¦

¦ ¦вательных школ и учреждений про-¦ ¦и науки ¦

¦ ¦фессионального образования для ¦ ¦ ¦

¦ ¦отработки программно - методи- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ческого обеспечения профессио- ¦ ¦ ¦

¦ ¦нального самоопределения учащих-¦ ¦ ¦

¦ ¦ся и адаптации их к рынку труда ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦2.2.3.¦Провести апробацию на базе ¦3 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦школ - интернатов и специализи- ¦ 2002 г. ¦образования ¦

¦ ¦рованных учреждений для несовер-¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦шеннолетних программы “Путь в ¦ ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦профессию“ и курса профессио- ¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦нального самоопределения “Выбор ¦ ¦соц. защиты ¦

¦ ¦профессии“ ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦2.2.4.¦Разработать план проведения ¦3 квартал ¦Областная ¦

¦ ¦социологических опросов для ¦ 2002 г. ¦межведомст- ¦

¦ ¦изучения: ¦ ¦венная ¦

¦ ¦- профессиональных намерений ¦ ¦комиссия ¦

¦ ¦учащихся выпускных классов обще-¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательных школ области; ¦ ¦ ¦

¦ ¦- профессиональной адаптации ¦ ¦ ¦

¦ ¦молодых специалистов в первые ¦ ¦ ¦

¦ ¦три года трудовой деятельности ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦ 3. Информационно - просветительская работа ¦

+------T--------------------------------T----------T-------------+

¦3.1. ¦Продолжить практику проведения ¦2002 - ¦Районные, ¦

¦ ¦районных, городских ярмарок ¦2003 г.г. ¦городские ¦

¦ ¦учебных и рабочих мест, ярмарок ¦ ¦администрации¦

¦ ¦специалистов для учащейся моло- ¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦дежи, выпускников учреждений ¦ ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦профобразования, безработных ¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦граждан в целях широкого инфор- ¦ ¦образования ¦

¦ ¦мирования о возможностях и усло-¦ ¦и науки ¦

¦ ¦виях получения профессионального¦ ¦ ¦

¦ ¦образования и трудоустройства ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦3.2. ¦Определить систему ежекварталь- ¦2 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦ного информирования о потребнос-¦ 2002 г. ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦тях рынка труда различных кате- ¦ ¦ ¦

¦ ¦горий граждан (учащиеся школ, ¦ ¦ ¦

¦ ¦выпускники учреждений профобра- ¦ ¦ ¦

¦ ¦зования, военнослужащие, подле- ¦ ¦ ¦

¦ ¦жащие увольнению) ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦3.3. ¦Разработать примерный курс педа-¦2 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦гогического всеобуча для родите-¦ 2002 г. ¦образования ¦

¦ ¦лей по проблемам профессиональ- ¦ ¦и науки ¦

¦ ¦ной ориентации школьников ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦3.4. ¦Подготовить цикл телерадиопрог- ¦2002 - ¦Департаменты:¦

¦ ¦рамм и тематических страниц для ¦2003 г.г. ¦по делам ¦

¦ ¦освещения проблем выбора и пере-¦ ¦телерадиове- ¦

¦ ¦мены профессии, занятости, соци-¦ ¦щания, ФГСЗН,¦

¦ ¦ально - психологической поддерж-¦ ¦образования и¦

¦ ¦ки молодежи и потребностей рынка¦ ¦науки, коми- ¦

¦ ¦труда ¦ ¦тет по делам ¦

¦ ¦ ¦ ¦молодежи ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦3.5. ¦Регулярно проводить “Дни откры- ¦2002 - ¦Департамент ¦

¦ ¦тых дверей“ в учреждениях про- ¦2003 г.г. ¦образования ¦

¦ ¦фессионального образования для ¦ ¦и науки ¦

¦ ¦выпускников школ, их родителей, ¦ ¦ ¦

¦ ¦педагогов ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦3.6. ¦Продолжить издание буклетов о ¦2002 - ¦Департамент ¦

¦ ¦профессиях, востребованных на ¦2003 г.г. ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦рынке труда ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦ 4. Кадровое обеспечение ¦

+------T--------------------------------T----------T-------------+

¦4.1. ¦Провести зональные семинары - ¦1 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦совещания работников органов об-¦ 2002 г. ¦образования ¦

¦ ¦разования и занятости населения ¦ ¦и науки ¦

¦ ¦по организации профориентацион- ¦ ¦Департамент ¦

¦ ¦ной работы с учащимися образова-¦ ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦тельных школ ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦4.2. ¦Провести анализ кадрово - квали-¦2 квартал ¦Областная ¦

¦ ¦фикационного состава специалис- ¦ 2002 г. ¦межведомст- ¦

¦ ¦тов, оказывающих психолого - ¦ ¦венная ¦

¦ ¦профориентационные услуги насе- ¦ ¦комиссия ¦

¦ ¦лению ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦4.3. ¦Организовать повышение квалифи- ¦2002 - ¦Департамент ¦

¦ ¦кации и психологической компе- ¦2003 г.г. ¦ФГСЗН ¦

¦ ¦тентности профконсультантов рай-¦ ¦ ¦

¦ ¦онных и городских центров заня- ¦ ¦ ¦

¦ ¦тости населения на базе: ¦ ¦ ¦

¦ ¦- КГПУ им. H.A.Некрасова ¦ ¦ ¦

¦ ¦- областного Центра профориента-¦ ¦ ¦

¦ ¦ции “Ресурс“ (г. Ярославль) ¦ ¦ ¦

¦ ¦- РГАиЗ (г. Москва) ¦ ¦ ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦4.4. ¦Организовать повышение квалифи- ¦2002 - ¦Департамент ¦

¦ ¦кации учителей, ведущих профори-¦2003 г.г. ¦образования ¦

¦ ¦ентационную работу в школах ¦ ¦и науки ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦4.5. ¦Ввести спецкурс, по профессио- ¦3 квартал ¦Департамент ¦

¦ ¦нальной ориентации школьников в ¦ 2002 г. ¦образования ¦

¦ ¦педагогических колледжах области¦ ¦и науки ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦4.6. ¦Провести семинары - практикумы ¦2002 - ¦Комитет ¦

¦ ¦для специалистов молодежной сфе-¦2003 г.г. ¦по делам ¦

¦ ¦ры по вопросам профориентации ¦ ¦молодежи ¦

+------+--------------------------------+----------+-------------+

¦4.7. ¦Провести научно - практическую ¦4 квартал ¦Областная ¦

¦ ¦конференцию по проблемам профес-¦ 2002 г. ¦межведомст- ¦

¦ ¦сиональной ориентации и психоло-¦ ¦венная ¦

¦ ¦гической поддержки населения ¦ ¦комиссия ¦

¦ ¦“Профессиональная ориентация как¦ ¦ ¦

¦ ¦важное звено в системе формиро- ¦ ¦ ¦

¦ ¦вания и развития человеческих ¦ ¦ ¦

¦ ¦ресурсов“ ¦ ¦ ¦

L------+--------------------------------+----------+--------------

Сокращенные обозначения

Областная межведомственная комиссия - областная межведомственная комиссия по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения

Департамент ФГСЗН - департамент федеральной государственной службы занятости населения по Костромской области

Департамент образования и науки - департамент образования и науки администрации области

Комитет по делам молодежи - комитет по делам молодежи администрации области

Департамент соц. защиты населения - департамент социальной защиты населения администрации области

Департамент по делам телерадиовещания - департамент по делам телерадиовещания, печати и массовой информации администрации области.