Законы и постановления РФ

Постановление ЗС Краснодарского края от 08.12.2004 N 1134-П (ред. от 29.06.2005) “Об утверждении краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год“

Изменения, внесенные Постановлением ЗС Краснодарского края от 29.06.2005 N 1575-П, вступили в силу с 29 июня 2005 года.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2004 г. N 1134-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И

РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

НА 2005 ГОД

(в ред. Постановления ЗС Краснодарского края

от 29.06.2005 N 1575-П)

Заслушав и обсудив проект краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год, внесенный главой администрации Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:

1. Утвердить краевую целевую программу гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год (прилагается).

2. Администрации Краснодарского края:

осуществлять финансирование расходов
на реализацию указанной Программы в пределах средств, утверждаемых в краевом бюджете на эти цели;

представлять в Законодательное Собрание Краснодарского края отчет об использовании средств краевого бюджета, выделенных на реализацию данной Программы, один раз в полугодие.

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по культуре, спорту, информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями.

Председатель

Законодательного Собрания

Краснодарского края

В.А.БЕКЕТОВ

г. Краснодар

8 декабря 2004 года

N 1134-П

Приложение

к Постановлению

Законодательного Собрания

Краснодарского края

от 8 декабря 2004 г. N 1134-П

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ НА 2005 ГОД

ПАСПОРТ

краевой целевой программы

гармонизации межнациональных отношений и развития

национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год

Наименование Программы краевая целевая программа гармонизации

межнациональных отношений и развития

национальных культур в Краснодарском крае

на 2005 год (далее - Программа)

Основания для Федеральный закон от 19 мая 1995 года

разработки Программы N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“

Федеральный закон от 31 июля
1998 года

N 145-ФЗ “Бюджетный кодекс Российской

Федерации“

Федеральный закон от 12 января 1996 года

N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка:

Закон Краснодарского края N 627-КЗ “О взаимодействии органов

государственной власти Краснодарского края и общественных

объединений“ принят 26.11.2003, а не 20.11.2003.

Закон Краснодарского края от 20 ноября

2003 года N 627-КЗ “О взаимодействии

органов государственной власти

Краснодарского края и общественных

объединений“

Заказчик Программы администрация Краснодарского края

Разработчик Программы управление по взаимодействию с

общественными объединениями, религиозными

организациями и мониторингу миграционных

процессов администрации Краснодарского

края

Основные исполнители управление по взаимодействию с

Программы общественными объединениями, религиозными

организациями и мониторингу миграционных

процессов администрации Краснодарского

края

Цель Программы обеспечение развития национальных

культур народов, проживающих в крае

Ожидаемые результаты гармонизация межнациональных отношений,

реализации Программы консолидация национально-культурных

объединений на конструктивных,

стабилизирующих общество позициях и

привлечение их к участию в реализации

программ по социально-экономическому

развитию Краснодарского края

Сроки реализации 2005 год

Программы

Объем и источники общий объем финансирования Программы -

финансирования 3452 тысячи рублей, в том числе:

Программы из средств краевого бюджета - 2700

тысяч рублей;

за счет средств дополнительных

источников планируется привлечь 752

тысячи рублей

(в ред. Постановления ЗС Краснодарского края от 29.06.2005

N 1575-П)

Организация контроля контроль за исполнением Программы

за исполнением осуществляют администрация Краснодарского

Программы края и Законодательное Собрание

Краснодарского края

1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ

Реформирование общества в течение последних 10 - 15 лет,
смена экономической и политической системы в стране, изменение этносоциальной и политической ситуации в связи с появлением беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Закавказья, Украины и Казахстана создали в Краснодарском крае ряд этносоциальных проблем.

Возникли места компактного проживания этнических групп численностью, превышающей пятнадцатипроцентный предел конфликтности по отношению к местному населению, появились представители народов, ранее в крае не проживавших (турки-месхетинцы, курды, езиды, хемшилы). Увеличилась незаконная миграция. На фоне этого в последнее время резко возросли угрозы экстремизма и терроризма.

Геополитические проблемы Кавказа в настоящее время обусловили необходимость координации усилий общества и органов государственной власти самого разного уровня в борьбе с этими проявлениями.

В условиях кризиса общегражданской, общероссийской идентичности этнический фактор становится субъектом политики и играет компенсаторную роль. Диалог и социальное партнерство общественных объединений и органов государственной власти приведут к консолидации в обществе, мобилизации интеллектуальных сил для достижения духовного единства и межнационального согласия.

Принятая в 1996 году Концепция государственной национальной политики Российской Федерации определяет основные направления национальной политики, но не учитывает специфику субъектов Российской Федерации.

Краевая целевая программа гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае (далее - Программа) представляет собой систему мер по формированию нормативно-правовой базы, оказанию финансовой поддержки национально-культурным объединениям, созданию благоприятных условий и возможностей для осуществления эффективного стратегического управления и реализации государственной национальной политики.

Программа направлена на обеспечение содружества и духовного взаимообогащения народов, проживающих на территории края, бережного отношения к культуре, традициям, обычаям каждого народа, а также общим ценностям Российского государства, достижение мира и гражданского согласия, сохранение целостности Российской Федерации, противодействие этническому сепаратизму, экстремизму и ксенофобии.

2. ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Краснодарский край, южный регион России,
имеет административную границу с Ростовской областью и Ставропольским краем, Республикой Адыгея и Карачаево-Черкесской Республикой. По территории Краснодарского края проходит государственная граница Российской Федерации с Турцией, Украиной и Грузией общей протяженностью более 1000 км.

Население Краснодарского края по состоянию на 1 июня 2003 года составляет 5130200 человек. Его отличает высокая степень этнокультурного многообразия, здесь проживают представители более 120 национальностей. Средняя плотность населения - 66 человек на один квадратный километр, что в 8 раз превышает среднюю плотность по России.

Краснодарский край имеет богатый природно-ресурсный потенциал, развитую промышленность и благоприятные условия для сельскохозяйственного производства. Значительная роль принадлежит краю как главной хлебной базе и курортно-рекреационной зоне Российской Федерации.

В общей хозяйственной специализации Краснодарский край представляет собой крупный аграрно-индустриальный комплекс, в котором развиты оба сектора экономики. Здесь широко представлена система транспортных коммуникаций: морские порты, в том числе международного значения, аэропорты, сеть автомобильных, железных дорог.

Агропромышленный комплекс Краснодарского края является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья, имеет развитую сеть предприятий и учреждений переработки, хранения и торговли. Он в существенной мере определяет экономику края, занятость населения и уровень его благосостояния.

Особенность Северо-Кавказского региона состоит в том, что он исторически является естественным мостом между Европой и Азией, контактной зоной исламской и христианской цивилизаций, а также объектом столкновений интересов мировых держав.

Начиная с первых веков российской государственности и на протяжении всей ее истории отсюда неоднократно исходила угроза ее безопасности.

Новое геополитическое положение приобрел Краснодарский край после распада СССР. Наличие в крае пяти морских портов делают его единственным южным выходом России к теплым морям. Только через Новороссийский порт, главный порт России на Черном
море, транспортируется треть товарного экспорта. Здесь же проходят основные магистрали трубопроводов, осуществляющих поставку нефти и газа за рубеж.

В настоящее время возросла роль Краснодарского края в решении важнейших государственных задач по обеспечению национальной безопасности страны, защите жизненных интересов России.

Прозрачность границ с государствами СНГ, близость Краснодарского края к очагам межнациональных конфликтов и вооруженным действиям в Чеченской Республике дестабилизируют социально-политическую обстановку, оказывают существенное влияние на криминогенную ситуацию.

Террористические акты, рост преступности, контрабанда оружия, наркотиков, похищение людей, религиозный и политический экстремизм стали реальностью сегодняшнего дня на Северном Кавказе.

3. СОВРЕМЕННАЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КРАЕ

В Краснодарском крае проживают представители более 120 национальностей, которые в результате длительного исторического взаимодействия в рамках единого государства обладают общностью культурных черт и демонстрируют достаточно высокую степень толерантности и гражданского согласия. Наиболее многочисленные народы Кубани - русские, армяне, украинцы, беларусы, адыги, греки, татары, немцы, грузины и азербайджанцы. Остальные народы представлены незначительно.

Важной характеристикой этнической структуры края является стремление национальных общин к компактному проживанию, которое оказывает существенное влияние на социально-политическую обстановку в регионе. Такая специфика проживания этнических групп свидетельствует о наличии объективных предпосылок межэтнической напряженности, когда практически любое проявление недовольства населения может быть перенесено в плоскость межнациональных отношений.

Межэтнические отношения все более идеологизируются. В крае действуют общественные объединения зачастую на узкой этнической и религиозной основе. Некоторые стремятся оказывать влияние на политическую жизнь в крае, пытаются брать на себя функции власти или диктовать условия органам государственной власти Краснодарского края, вынашивают идеи этнического сепаратизма.

Заметно активизировалась в крае деятельность эмиссаров исламских религиозных организаций, представителей ультрарадикального религиозного течения - ваххабизма, сторонники которого ставят своей целью создание единого исламского государства на
Северном Кавказе.

В последнее десятилетие наблюдается тенденция к сокращению численности коренного населения: русских, адыгов, а также представителей других национальностей, в том числе украинцев, беларусов, немцев и других старожильческих этнических групп.

Существенный фактор в национальных отношениях - появление в границах края новых нехарактерных для территории этнических групп. Уже в 1980-е годы в крае расселились крымские татары, затем турки-месхетинцы, курды, армяне-хемшилы и другие.

Прибывающие в край представители этнических групп стремятся селиться компактно. Значительная их часть (армяне, грузины, азербайджанцы, курды, езиды, крымские татары, турки-месхетинцы и другие) оседают в наиболее важных в стратегическом отношении районах - вблизи границы и на Черноморском побережье. Это приводит к нарушению в крае исторически сложившегося этнодемографического баланса.

Многие из вновь прибывших мигрантов занимают доминирующее положение в экономической сфере и особенно в коммерческой деятельности. Местное население в силу различных причин оказалось в менее выгодных условиях и воспринимает мигрантов как угрозу своему благополучию.

Кроме того, они объединены негласными правилами и договоренностями в формировании собственной ценовой и иной протекционистской политики.

Существенные средства отчисляются ими на идеологическое обеспечение закрепления диаспор на территории края. Создаются новые культовые учреждения, а под флагом национально-культурных объединений активно работают по сути политические организации, зачастую реализующие интересы диаспор или их наиболее предприимчивой и организованной части (лидеров, актива).

Предприниматели и производители товаров из числа местного населения не имеют поддержки государства, фондов стимулирования отечественного предпринимательства, как правило, действуют в одиночку.

Таким образом, в крае возникает непримиримое социальное соперничество в сфере распоряжения местными экономическими и природными ресурсами между местным населением и некоренными представителями этнических групп.

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю зарегистрировано 104 национально-культурных общественных объединения.

31 национально-культурное общественное объединение является коллективным членом Краснодарской краевой общественной организации “Центр национальных культур“ (работает с 1992 года). Центры национальных культур функционируют также в городе Новороссийске, Лазаревском районе города-курорта Сочи, в городе-курорте Анапе.

Национальные движения интересны тем, что представляют собой своеобразный этнополитический полигон, где сталкиваются тенденции к глобализации и регионализму, этничность и гражданственность, политические мифы и социально-экономические реалии.

Изменения последнего десятилетия существенно повлияли на этнополитические и этносоциальные процессы в крае. Значение этнического фактора стало одной из отличительных черт современности.

Складывающиеся после трагических событий в Республике Северная Осетия-Алания особенности социально-политической ситуации на Северном Кавказе, необходимость формирования эффективных механизмов общественного контроля, компактное расселение этнических групп в крае требуют новых подходов в реализации национальной политики в Краснодарском крае.

4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа представляет собой первоочередные задачи исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и иных гражданских институтов общества в сфере межнациональных отношений, учитывающие современную политическую реальность и весь комплекс культурных, этнополитических и религиозных особенностей народов края.

Основной целью Программы является обеспечение условий для полноправного национально-культурного развития всех народов, проживающих в крае, упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека, гражданина и признания их высшей ценностью.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

в политической и государственно-правовой сферах:

разработка и внесение законодательных инициатив, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование федерального и краевого законодательства в сфере межнациональных отношений;

обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае и национально-культурных объединений, направленного на стабилизацию этнополитической ситуации в крае, профилактику экстремизма и терроризма;

защита конституционных прав граждан и народов, проживающих на территории Краснодарского края;

в духовной сфере:

поддержка и распространение идей духовного единства, межнационального согласия с учетом местных особенностей и традиций, укрепление мира и дружбы народов;

сохранение и развитие самобытной культуры, традиций, родного языка, распространение знаний об истории народов, проживающих в крае.

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На реализацию программных мероприятий предусматриваются ассигнования из средств краевого бюджета в размере 2700 тысяч рублей.

(в ред. Постановления ЗС Краснодарского края от 29.06.2005 N 1575-П)

6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации государственной национальной политики в Краснодарском крае предусматривает взаимодействие органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае и национально-культурных объединений.

Организацию работы в сфере межнациональных отношений осуществляет управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края.

Управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края осуществляет изучение, анализ и прогнозирование этнополитических процессов, предупреждение и урегулирование конфликтов в национальной среде, взаимодействие с национально-культурными объединениями и представителями различных этнических групп.

Для мониторинга межнациональных отношений, а также выработки рекомендаций органам государственной власти Краснодарского края при управлении по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края создается совет (или группа) экспертов и консультантов, в состав которого входят ученые-этнографы, историки, социологи, этнопсихологи, политологи и практики. Совет экспертов и консультантов осуществляет научно-методическое обеспечение Программы, проводит этносоциологические и социологические исследования, научно-практические конференции по данной проблеме.

Муниципальные образования проводят работу, направленную на осуществление постоянного диалога с национальными диаспорами. При органах местного самоуправления в Краснодарском крае могут образовываться координационные советы руководителей национально-культурных объединений или центры национальных культур, главная задача которых - достижение межнационального согласия, утверждение принципа равноправия граждан различных национальностей, формирование толерантности, а также содействие развитию национальных культур и сохранению родного языка.

Для организации воспитательной и профилактической работы рекомендуется задействовать в полном объеме возможности общеобразовательных учреждений, учреждений культуры, правоохранительных органов (участковые уполномоченные милиции), организаций различных форм собственности, казачьих и других общественных организаций.

Граждане активно привлекаются по месту их жительства к проведению различных праздников и массовых зрелищных мероприятий досугового характера, а также всевозможных акций по благоустройству микрорайонов, улиц, дворов, озеленению жилых кварталов.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края обобщает материалы по выполнению основных мероприятий Программы и представляет информационно-аналитический отчет о проделанной работе по выполнению Программы в департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, заместителю главы администрации края по вопросам внутренней политики, в Законодательное Собрание Краснодарского края.

8. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы рассчитана на 2005 год.

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГАРМОНИЗАЦИИ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ

КУЛЬТУР В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ НА 2005 ГОД

(в ред. Постановления ЗС Краснодарского края

от 29.06.2005 N 1575-П)

----T-------------------------------T-------T-----T--------------¬

¦ N ¦ Наименование мероприятия ¦Объемы ¦Ис- ¦Государствен- ¦

¦п/п¦ ¦финан- ¦точ- ¦ный заказчик, ¦

¦ ¦ ¦сирова-¦ник ¦исполнитель ¦

¦ ¦ ¦ния ¦фи- ¦ ¦

¦ ¦ ¦(тыс. ¦нан- ¦ ¦

¦ ¦ ¦рублей)¦сиро-¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦вания¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+-------------------------------+-------+-----+---------------

1. Проведение ежегодного краевого 300 крае- администрация

фестиваля национальных культур вой Краснодарского

“Венок дружбы народов Кубани“ бюд- края

жет

2. Проведение семинаров для 100 крае- администрация

представителей органов местного вой Краснодарского

самоуправления по вопросам бюд- края

взаимодействия с национально - жет

культурными объединениями

3. Проведение фольклорных 300 крае- администрация

праздников национальных культур вой Краснодарского

бюд- края

жет

4. Совместные мероприятия 752 до- администрация

администрации Краснодарского пол- Краснодарского

края с Центром межнационального ни- края

сотрудничества города Москвы тель-

в том числе: ные

микропроект “Сотрудничество 108,09 ис-

органов государственной власти, точ-

МВД и общественных национальных ники

объединений края“

создание ресурсного интернет -

центра в Центре национальных

культур города Краснодара 176,55

проведение конференций 467,36

5. Сохранение и защита исконной 2000 крае-

среды обитания и традиционного вой

образа жизни коренных бюд-

малочисленных народов жет

(причерноморских адыгов -

шапсугов):

в Лазаревском районе, всего 1000 администрация

в том числе: Лазаревского

материально-техническое осна- 400 района города

щение учреждений образования Сочи

материально-техническое осна- 300

щение учреждений культуры

культурные мероприятия 200

спортивные мероприятия 100

в Туапсинском районе, всего 1000 администрация

материально-техническое осна- 250 Туапсинского

щение учреждений образования района

материально-техническое осна- 350

щение учреждений культуры

создание Адыгского культурного 400

центра в городе Туапсе

ИТОГО 3452

Финансирование программных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, осуществляется в установленном порядке путем предоставления безвозмездных безвозвратных целевых субвенций.