Постановление ЗС Краснодарского края от 08.12.2004 N 1134-П (ред. от 29.06.2005) “Об утверждении краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год“
Изменения, внесенные Постановлением ЗС Краснодарского края от 29.06.2005 N 1575-П, вступили в силу с 29 июня 2005 года.ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2004 г. N 1134-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И
РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
НА 2005 ГОД
(в ред. Постановления ЗС Краснодарского края
от 29.06.2005 N 1575-П)
Заслушав и обсудив проект краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год, внесенный главой администрации Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Утвердить краевую целевую программу гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год (прилагается).
2. Администрации Краснодарского края:
осуществлять финансирование расходов на реализацию указанной Программы в пределах средств, утверждаемых в краевом бюджете на эти цели;
представлять в Законодательное Собрание Краснодарского края отчет об использовании средств краевого бюджета, выделенных на реализацию данной Программы, один раз в полугодие.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по культуре, спорту, информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями.
Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
г. Краснодар
8 декабря 2004 года
N 1134-П
Приложение
к Постановлению
Законодательного Собрания
Краснодарского края
от 8 декабря 2004 г. N 1134-П
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ НА 2005 ГОД
ПАСПОРТ
краевой целевой программы
гармонизации межнациональных отношений и развития
национальных культур в Краснодарском крае на 2005 год
Наименование Программы краевая целевая программа гармонизации
межнациональных отношений и развития
национальных культур в Краснодарском крае
на 2005 год (далее - Программа)
Основания для Федеральный закон от 19 мая 1995 года
разработки Программы N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“
Федеральный закон от 31 июля 1998 года
N 145-ФЗ “Бюджетный кодекс Российской
Федерации“
Федеральный закон от 12 января 1996 года
N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка:
Закон Краснодарского края N 627-КЗ “О взаимодействии органов
государственной власти Краснодарского края и общественных
объединений“ принят 26.11.2003, а не 20.11.2003.
Закон Краснодарского края от 20 ноября
2003 года N 627-КЗ “О взаимодействии
органов государственной власти
Краснодарского края и общественных
объединений“
Заказчик Программы администрация Краснодарского края
Разработчик Программы управление по взаимодействию с
общественными объединениями, религиозными
организациями и мониторингу миграционных
процессов администрации Краснодарского
края
Основные исполнители управление по взаимодействию с
Программы общественными объединениями, религиозными
организациями и мониторингу миграционных
процессов администрации Краснодарского
края
Цель Программы обеспечение развития национальных
культур народов, проживающих в крае
Ожидаемые результаты гармонизация межнациональных отношений,
реализации Программы консолидация национально-культурных
объединений на конструктивных,
стабилизирующих общество позициях и
привлечение их к участию в реализации
программ по социально-экономическому
развитию Краснодарского края
Сроки реализации 2005 год
Программы
Объем и источники общий объем финансирования Программы -
финансирования 3452 тысячи рублей, в том числе:
Программы из средств краевого бюджета - 2700
тысяч рублей;
за счет средств дополнительных
источников планируется привлечь 752
тысячи рублей
(в ред. Постановления ЗС Краснодарского края от 29.06.2005
N 1575-П)
Организация контроля контроль за исполнением Программы
за исполнением осуществляют администрация Краснодарского
Программы края и Законодательное Собрание
Краснодарского края
1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ
Реформирование общества в течение последних 10 - 15 лет, смена экономической и политической системы в стране, изменение этносоциальной и политической ситуации в связи с появлением беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Закавказья, Украины и Казахстана создали в Краснодарском крае ряд этносоциальных проблем.
Возникли места компактного проживания этнических групп численностью, превышающей пятнадцатипроцентный предел конфликтности по отношению к местному населению, появились представители народов, ранее в крае не проживавших (турки-месхетинцы, курды, езиды, хемшилы). Увеличилась незаконная миграция. На фоне этого в последнее время резко возросли угрозы экстремизма и терроризма.
Геополитические проблемы Кавказа в настоящее время обусловили необходимость координации усилий общества и органов государственной власти самого разного уровня в борьбе с этими проявлениями.
В условиях кризиса общегражданской, общероссийской идентичности этнический фактор становится субъектом политики и играет компенсаторную роль. Диалог и социальное партнерство общественных объединений и органов государственной власти приведут к консолидации в обществе, мобилизации интеллектуальных сил для достижения духовного единства и межнационального согласия.
Принятая в 1996 году Концепция государственной национальной политики Российской Федерации определяет основные направления национальной политики, но не учитывает специфику субъектов Российской Федерации.
Краевая целевая программа гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае (далее - Программа) представляет собой систему мер по формированию нормативно-правовой базы, оказанию финансовой поддержки национально-культурным объединениям, созданию благоприятных условий и возможностей для осуществления эффективного стратегического управления и реализации государственной национальной политики.
Программа направлена на обеспечение содружества и духовного взаимообогащения народов, проживающих на территории края, бережного отношения к культуре, традициям, обычаям каждого народа, а также общим ценностям Российского государства, достижение мира и гражданского согласия, сохранение целостности Российской Федерации, противодействие этническому сепаратизму, экстремизму и ксенофобии.
2. ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Краснодарский край, южный регион России, имеет административную границу с Ростовской областью и Ставропольским краем, Республикой Адыгея и Карачаево-Черкесской Республикой. По территории Краснодарского края проходит государственная граница Российской Федерации с Турцией, Украиной и Грузией общей протяженностью более 1000 км.
Население Краснодарского края по состоянию на 1 июня 2003 года составляет 5130200 человек. Его отличает высокая степень этнокультурного многообразия, здесь проживают представители более 120 национальностей. Средняя плотность населения - 66 человек на один квадратный километр, что в 8 раз превышает среднюю плотность по России.
Краснодарский край имеет богатый природно-ресурсный потенциал, развитую промышленность и благоприятные условия для сельскохозяйственного производства. Значительная роль принадлежит краю как главной хлебной базе и курортно-рекреационной зоне Российской Федерации.
В общей хозяйственной специализации Краснодарский край представляет собой крупный аграрно-индустриальный комплекс, в котором развиты оба сектора экономики. Здесь широко представлена система транспортных коммуникаций: морские порты, в том числе международного значения, аэропорты, сеть автомобильных, железных дорог.
Агропромышленный комплекс Краснодарского края является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья, имеет развитую сеть предприятий и учреждений переработки, хранения и торговли. Он в существенной мере определяет экономику края, занятость населения и уровень его благосостояния.
Особенность Северо-Кавказского региона состоит в том, что он исторически является естественным мостом между Европой и Азией, контактной зоной исламской и христианской цивилизаций, а также объектом столкновений интересов мировых держав.
Начиная с первых веков российской государственности и на протяжении всей ее истории отсюда неоднократно исходила угроза ее безопасности.
Новое геополитическое положение приобрел Краснодарский край после распада СССР. Наличие в крае пяти морских портов делают его единственным южным выходом России к теплым морям. Только через Новороссийский порт, главный порт России на Черном море, транспортируется треть товарного экспорта. Здесь же проходят основные магистрали трубопроводов, осуществляющих поставку нефти и газа за рубеж.
В настоящее время возросла роль Краснодарского края в решении важнейших государственных задач по обеспечению национальной безопасности страны, защите жизненных интересов России.
Прозрачность границ с государствами СНГ, близость Краснодарского края к очагам межнациональных конфликтов и вооруженным действиям в Чеченской Республике дестабилизируют социально-политическую обстановку, оказывают существенное влияние на криминогенную ситуацию.
Террористические акты, рост преступности, контрабанда оружия, наркотиков, похищение людей, религиозный и политический экстремизм стали реальностью сегодняшнего дня на Северном Кавказе.
3. СОВРЕМЕННАЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КРАЕ
В Краснодарском крае проживают представители более 120 национальностей, которые в результате длительного исторического взаимодействия в рамках единого государства обладают общностью культурных черт и демонстрируют достаточно высокую степень толерантности и гражданского согласия. Наиболее многочисленные народы Кубани - русские, армяне, украинцы, беларусы, адыги, греки, татары, немцы, грузины и азербайджанцы. Остальные народы представлены незначительно.
Важной характеристикой этнической структуры края является стремление национальных общин к компактному проживанию, которое оказывает существенное влияние на социально-политическую обстановку в регионе. Такая специфика проживания этнических групп свидетельствует о наличии объективных предпосылок межэтнической напряженности, когда практически любое проявление недовольства населения может быть перенесено в плоскость межнациональных отношений.
Межэтнические отношения все более идеологизируются. В крае действуют общественные объединения зачастую на узкой этнической и религиозной основе. Некоторые стремятся оказывать влияние на политическую жизнь в крае, пытаются брать на себя функции власти или диктовать условия органам государственной власти Краснодарского края, вынашивают идеи этнического сепаратизма.
Заметно активизировалась в крае деятельность эмиссаров исламских религиозных организаций, представителей ультрарадикального религиозного течения - ваххабизма, сторонники которого ставят своей целью создание единого исламского государства на Северном Кавказе.
В последнее десятилетие наблюдается тенденция к сокращению численности коренного населения: русских, адыгов, а также представителей других национальностей, в том числе украинцев, беларусов, немцев и других старожильческих этнических групп.
Существенный фактор в национальных отношениях - появление в границах края новых нехарактерных для территории этнических групп. Уже в 1980-е годы в крае расселились крымские татары, затем турки-месхетинцы, курды, армяне-хемшилы и другие.
Прибывающие в край представители этнических групп стремятся селиться компактно. Значительная их часть (армяне, грузины, азербайджанцы, курды, езиды, крымские татары, турки-месхетинцы и другие) оседают в наиболее важных в стратегическом отношении районах - вблизи границы и на Черноморском побережье. Это приводит к нарушению в крае исторически сложившегося этнодемографического баланса.
Многие из вновь прибывших мигрантов занимают доминирующее положение в экономической сфере и особенно в коммерческой деятельности. Местное население в силу различных причин оказалось в менее выгодных условиях и воспринимает мигрантов как угрозу своему благополучию.
Кроме того, они объединены негласными правилами и договоренностями в формировании собственной ценовой и иной протекционистской политики.
Существенные средства отчисляются ими на идеологическое обеспечение закрепления диаспор на территории края. Создаются новые культовые учреждения, а под флагом национально-культурных объединений активно работают по сути политические организации, зачастую реализующие интересы диаспор или их наиболее предприимчивой и организованной части (лидеров, актива).
Предприниматели и производители товаров из числа местного населения не имеют поддержки государства, фондов стимулирования отечественного предпринимательства, как правило, действуют в одиночку.
Таким образом, в крае возникает непримиримое социальное соперничество в сфере распоряжения местными экономическими и природными ресурсами между местным населением и некоренными представителями этнических групп.
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю зарегистрировано 104 национально-культурных общественных объединения.
31 национально-культурное общественное объединение является коллективным членом Краснодарской краевой общественной организации “Центр национальных культур“ (работает с 1992 года). Центры национальных культур функционируют также в городе Новороссийске, Лазаревском районе города-курорта Сочи, в городе-курорте Анапе.
Национальные движения интересны тем, что представляют собой своеобразный этнополитический полигон, где сталкиваются тенденции к глобализации и регионализму, этничность и гражданственность, политические мифы и социально-экономические реалии.
Изменения последнего десятилетия существенно повлияли на этнополитические и этносоциальные процессы в крае. Значение этнического фактора стало одной из отличительных черт современности.
Складывающиеся после трагических событий в Республике Северная Осетия-Алания особенности социально-политической ситуации на Северном Кавказе, необходимость формирования эффективных механизмов общественного контроля, компактное расселение этнических групп в крае требуют новых подходов в реализации национальной политики в Краснодарском крае.
4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа представляет собой первоочередные задачи исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и иных гражданских институтов общества в сфере межнациональных отношений, учитывающие современную политическую реальность и весь комплекс культурных, этнополитических и религиозных особенностей народов края.
Основной целью Программы является обеспечение условий для полноправного национально-культурного развития всех народов, проживающих в крае, упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека, гражданина и признания их высшей ценностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
в политической и государственно-правовой сферах:
разработка и внесение законодательных инициатив, направленных на дальнейшее развитие и совершенствование федерального и краевого законодательства в сфере межнациональных отношений;
обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае и национально-культурных объединений, направленного на стабилизацию этнополитической ситуации в крае, профилактику экстремизма и терроризма;
защита конституционных прав граждан и народов, проживающих на территории Краснодарского края;
в духовной сфере:
поддержка и распространение идей духовного единства, межнационального согласия с учетом местных особенностей и традиций, укрепление мира и дружбы народов;
сохранение и развитие самобытной культуры, традиций, родного языка, распространение знаний об истории народов, проживающих в крае.
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На реализацию программных мероприятий предусматриваются ассигнования из средств краевого бюджета в размере 2700 тысяч рублей.
(в ред. Постановления ЗС Краснодарского края от 29.06.2005 N 1575-П)
6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Механизм реализации государственной национальной политики в Краснодарском крае предусматривает взаимодействие органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае и национально-культурных объединений.
Организацию работы в сфере межнациональных отношений осуществляет управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края.
Управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края осуществляет изучение, анализ и прогнозирование этнополитических процессов, предупреждение и урегулирование конфликтов в национальной среде, взаимодействие с национально-культурными объединениями и представителями различных этнических групп.
Для мониторинга межнациональных отношений, а также выработки рекомендаций органам государственной власти Краснодарского края при управлении по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края создается совет (или группа) экспертов и консультантов, в состав которого входят ученые-этнографы, историки, социологи, этнопсихологи, политологи и практики. Совет экспертов и консультантов осуществляет научно-методическое обеспечение Программы, проводит этносоциологические и социологические исследования, научно-практические конференции по данной проблеме.
Муниципальные образования проводят работу, направленную на осуществление постоянного диалога с национальными диаспорами. При органах местного самоуправления в Краснодарском крае могут образовываться координационные советы руководителей национально-культурных объединений или центры национальных культур, главная задача которых - достижение межнационального согласия, утверждение принципа равноправия граждан различных национальностей, формирование толерантности, а также содействие развитию национальных культур и сохранению родного языка.
Для организации воспитательной и профилактической работы рекомендуется задействовать в полном объеме возможности общеобразовательных учреждений, учреждений культуры, правоохранительных органов (участковые уполномоченные милиции), организаций различных форм собственности, казачьих и других общественных организаций.
Граждане активно привлекаются по месту их жительства к проведению различных праздников и массовых зрелищных мероприятий досугового характера, а также всевозможных акций по благоустройству микрорайонов, улиц, дворов, озеленению жилых кварталов.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Управление по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края обобщает материалы по выполнению основных мероприятий Программы и представляет информационно-аналитический отчет о проделанной работе по выполнению Программы в департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, заместителю главы администрации края по вопросам внутренней политики, в Законодательное Собрание Краснодарского края.
8. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы рассчитана на 2005 год.
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГАРМОНИЗАЦИИ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ
КУЛЬТУР В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ НА 2005 ГОД
(в ред. Постановления ЗС Краснодарского края
от 29.06.2005 N 1575-П)
----T-------------------------------T-------T-----T--------------¬
¦ N ¦ Наименование мероприятия ¦Объемы ¦Ис- ¦Государствен- ¦
¦п/п¦ ¦финан- ¦точ- ¦ный заказчик, ¦
¦ ¦ ¦сирова-¦ник ¦исполнитель ¦
¦ ¦ ¦ния ¦фи- ¦ ¦
¦ ¦ ¦(тыс. ¦нан- ¦ ¦
¦ ¦ ¦рублей)¦сиро-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦вания¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------------------+-------+-----+---------------
1. Проведение ежегодного краевого 300 крае- администрация
фестиваля национальных культур вой Краснодарского
“Венок дружбы народов Кубани“ бюд- края
жет
2. Проведение семинаров для 100 крае- администрация
представителей органов местного вой Краснодарского
самоуправления по вопросам бюд- края
взаимодействия с национально - жет
культурными объединениями
3. Проведение фольклорных 300 крае- администрация
праздников национальных культур вой Краснодарского
бюд- края
жет
4. Совместные мероприятия 752 до- администрация
администрации Краснодарского пол- Краснодарского
края с Центром межнационального ни- края
сотрудничества города Москвы тель-
в том числе: ные
микропроект “Сотрудничество 108,09 ис-
органов государственной власти, точ-
МВД и общественных национальных ники
объединений края“
создание ресурсного интернет -
центра в Центре национальных
культур города Краснодара 176,55
проведение конференций 467,36
5. Сохранение и защита исконной 2000 крае-
среды обитания и традиционного вой
образа жизни коренных бюд-
малочисленных народов жет
(причерноморских адыгов -
шапсугов):
в Лазаревском районе, всего 1000 администрация
в том числе: Лазаревского
материально-техническое осна- 400 района города
щение учреждений образования Сочи
материально-техническое осна- 300
щение учреждений культуры
культурные мероприятия 200
спортивные мероприятия 100
в Туапсинском районе, всего 1000 администрация
материально-техническое осна- 250 Туапсинского
щение учреждений образования района
материально-техническое осна- 350
щение учреждений культуры
создание Адыгского культурного 400
центра в городе Туапсе
ИТОГО 3452
Финансирование программных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, осуществляется в установленном порядке путем предоставления безвозмездных безвозвратных целевых субвенций.